На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Йенский кружок романистов и творчество Новалиса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
 
1. Введение
 
2. Йенский кружок. Романтический проект современной культуры
2.1 Романтические направления. Романтические школы.
 
3. «Император романтизма» Новалис. Биография.
3.1 Творчество
3.2 Роман «Генрих фон Офтердинген»
 
4. Заключение
 
5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение
 
«Поговорим о романтизме!» – приглашал Пушкин друзей, любителей поэзии. Тема и впрямь волнующая, тем более что определения романтизму так никто и не смог дать. «Поэзией поэзии» назвал романтизм Фридрих Шлегель, и большинство с ним согласилось.
Как известно, родиной романтизма была Германия. Именно отсюда Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», привез и «учености плоды», и «вольнолюбивые мечты».
О, эти романтические дали! О, это томление по бесконечному! О, этот голубой цветок! Сколько говорено, сколько написано о тебе! Однако до сих пор остаются в тени жены и подруги – музы  бурных гениев, эти амазонки немецкого романтизма. Подобно представительницам древнего мифического племени, эти женщины рубежа ХVIII–XIX вв. тоже были воительницами, но сражались они не против, а вместе, рядом с мужчинами-романтиками. Одной из них – если не первой! – была Доротея Шлегель. старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля.
Рубеж 18-19 веков – смена парадигмы. Идейный и политический опыт революционной Франции в Германии не был связан с национально-освободительной борьбой, как в других странах, а бы воспринят писательским поколением вне конкретно-исторического контекста, имел план общетеоретический, связывался с осмыслением основных принципов человеческого бытия.
Философская и литературная идея романтизма сложилась к концу
1790-х годов. Романтизм складывался как целая новая культура, включавшая в себя множество наук.
Новалис стал ярким представителем романтизма в Германии. Вместе с братьями Шлегелями он закладывал основы нового литературного течения и нового взгляда на задачи словесного искусства. Творческое наследие Новалиса включает несколько повестей, сказок, роман и поэтические сборники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Йенский кружок. Романтический проект современной культуры
 
К рубежу XVII1-XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма. Влияние романтизма испытали на себе философия, литература и искусство. Романтизм был общеевропейским явлением, но зародился в Германии. Именно молодые немецкие романтики наиболее ярко выразили то, что было характерно для движения в целом.
Возникнув на рубеже XVIII-XIX веков, романтизм как направление в культуре принял наиболее интенсивный характер в Германии в деятельности Йенского кружка, в который входили братья А. В. и Ф. Шлегель, И. Л. Тик, Фриидрих фон Гаарденберг (Новалис). К нему примыкали также молодой Ф. Шеллинг и Ф. Шлейермахер. Это так называемый ранний немецкий романтизм – наиболее зрелая форма романтизма вообще. Зрелость последнего отмечали как видные его исследователи. Лидер баденской школы неокантианства. Неокантианство - направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. В. Виндельбанд заявляет: «Кружок романтиков представлял собой одно из самых значительных явлений этого великого времени…В нем ясно видно наиболее полное сосредоточение громадного образовательного материала, составляющее характерную черту умственного развития того времени». Русский исследователь раннего немецкого романтизма В. М. Жирмунский видит в нем «цельное мировоззрение», специфическую «форму развития мистического сознания».
Охватит все формы духовной культуры, он выступил как целостное мировоззрение (сознание, философия), как сознание мира человека, причем современного, в его идеале. Иначе говоря, как форма самосознания современного человека, его духовной культуры. Романтическое сознание принадлежит к той философской традиции, которая фиксировала противоречии идеала и реальности, сущего и должного в обществе и пыталась преодолеть его.
Как целостное мировоззрение ранний немецкий романтизм сложился в связи с «неудачей» Французской революции. После Французской революции обещанное просветителями «Царство разума» не пришло, хотя задачи буржуазной революции были решены. Возвышенные лозунги о социальной справедливости, равенстве и братстве остались пустыми словами. В обществе продолжалась «война всех против всех», погоня за барышом как цель и смысл жизни человека. Человек не стал лучше, чище, выше, человечнее….
Вывод романтиков был однозначен: современный человек неправильно осознал свой идеал в идеологии Просвещения. Ложь буржуазно-просветительского мировоззрения романтики видели в том, что оно ориентировано на изменение внешнего мира, «среды», «обстоятельств», на обретение человеком внешней свободы, то есть н аполитико-правовые реформы…
 
 
Но внешняя свобода человека без его внутренней, духовной культуры, по мнению Фихте, опасна: «Свобода требует определенной культуры.
Культура свободы представляет собой единственную цель человека…».  «Крах иллюзий, порожденных буржуазной революцией», и вызывал к жизни в Германии романтическое движение.
«Неудача» Французской революции убедила романтиков в необходимости создания истинного мировоззрения, адекватной формы самосознания современного человека, обретения своего истинного образа.
Это значит, что основной путь решения проблемы современного человека, реализации его идеала они видели в образовании, «революции в сфере духа». Такой подход станет ясным, если иметь в виду, что идея образования в то время витала в воздухе. Она получила самое широкое распространение и имела самый глубокий философско-антропологический смысл. В образовании видели осуществление человеческого идеала. После разочарования в итогах Французской революции многие передовые умы утвердились во мнении, что решающим фактором улучшения человека и всей общественной жизни являются не социальные революции, не социально-политические и правовые реформы, а образование самого человека. Как писал Виндельбанд, по воззрениям, господствовавшим в немецкой жизни того времени, «Царство разума» должно осуществится только при помощи образования. Согласно романтизму, образование истинного человека – иное самосознание современного человека, создание иной культуры. Образованный человек для романтиков – тот, который реализовал в себе идеал, обрел свой истинный образ. Истинный образ человека у них, его идеал, был в прошлом. Его носитель – человек в «естественном состоянии», каковым был мифологический человек. Для романтиков он вечный критерий человека вообще, поскольку сотворен Богом и, следовательно, заключает в себе его образ. Он жил в гармонии с Природой и потому был счастлив. То было детство человечества, «золотой век», рай на земле, истинное его бытие. Человек еще не был испорчен цивилизацией («культурной»). Романтику Новалису первобытное человечество представлялось как «царственный народ»… «Тогда человек еще не отделился от природы; он поднимал все предметы, и они отвечали ему пониманием, и он входил в их великий союз. Тогда  любовь и поэзия царили на земле, и вся природа была проникнута могучим чувством, которое связывало отдаленные звезды с растениями и людьми…Один дух был во всякой плоти, еще неразделенный». «Природа, - говорит Новалис, - была для людей подругой, утешительницей и жрицей, творящей чудеса, когда она жила среди них, и общение с небесными делало их бессмертными». Но если идеал человека был реализован в прошлом, в мифологии, то современный человек должен как бы вернуться к своему Первообразу, то есть к «естественному состоянию», но это невозможно осуществить, и романтики отлично это понимали. Современный человек не может отказаться от культуры.
 
 
Поэтому перед романтиками встал вопрос: способен ли современный, исторический человек сам, путем собственных усилий, то есть в культуре, вернуться к своему Первообразу, обрести свою изначальную сущность (целостность), реализовать свой идеал? На этот вопрос они ответили положительно. Как гуманисты ранние немецкие романтики верили в безграничные творческие возможности человека, в его способность к бесконечному развитию, то есть оптимистически смотрели в будущее.
Вера романтиков в «светлое будущее» человека укреплялась и наличием античной культуры, которую они считали вечным образцом человеческой культуры вообще.
Таковой она для них являлась потому, что была мифологической, то есть строилась на основе древней мифологии, вырастала из нее. Потому она была целостной, и человек в ней тоже был целостным духовно и нравственно. «Грек был человек по преимуществу». В нем романтики видели реализацию человеческого идеала. Налицо идеализация античной культуры («грекомания»). Например, у Гельдерлинга мы встречаем «упоение чистой человечностью греческой жизни». В «Гиперионе» он делился своим сокровенным: «Греция была моей первой любовью, и не знаю, надо ли мне говорить, что будет она и последней». «Золотой век романтики ищут в прошлом; античность в особенности служит этим Золотым веком», - говорит В.М. Жирмунский.
Члены йенского кружка воспринимали себя как своего рода секту, как собрание боговдохновенных пророков. Здесь столько говорилось о религии, о религиозном чувстве, об ответственности за приближение Царства Божия.
Романтики создают собственный проект истинной духовной культуры, которая должна прийти на смену односторонней, рационалистической культуре просветительства. Суть ее они видят в ее целостности, универсальности, синтетичности, религиозности. Становление этой культуры означает формирование гармоничной, универсальной, одухотворенной личности, обретение человеком себя, своего истинного образа, утраченного в ходе развития цивилизации, то есть его подлинное образование. Возникает вопрос, как возможно осуществление идеала человека. Что значит истинная (целостная, универсальная, синтетическая, синкретичная…)культура в раннем немецком романтизме? И как она возможна?
Прежде всего это эстетическая в своей основе культура, которая включает в себя поэзию и философию, их синтез. При этом главный акцент ранние романтики делают на поэзии, сущность которой «мифологизируется». Романтизм – это эстетизм, ибо эстетическое сознание (искусство, поэзия) сродни мифологическому. В нем идеальное и реально, чувственное и рациональное, единичное и общее слиты в неразличимое единство, в художественный образ, выражающий «полноту культуры». Понятие есть лишь общее, худлжественный образ – это синтез общего и особенного. Как и мифология, искусство (поэзия) есть синтетическое, синкретичное, а потому и универсальное сознаие. «В искусстве есть не только разум, но и душа; целое в нем непостижимым образом предшествует частям; искусство есть живая целостность».
Эстетическое сознание схватывает природу целостно, следовательно, ее суть, ее душу; а потом поэт познает ее глубже, вернее, полнее. «Поэт лучше понимает природу, чем ученый», - говорит Новалис. Поэтому субъектом новой целостной культуры («новой мифологии») может быть только художник (поэт). Только он подлинный мифотворец, свободный творец культуры – подлинного мира. И только он на современном этапе являет собой идеал человека. В перспективе же все люди должны стать поэтами, творцами; иметь «свой центр в себе самом».
Ибо в каждом человеке «сидит» гений, «естественная поэзия» (Ф. Шлегель). Настало время, когда философия и поэзия должны объединиться.
В этом суть формулы «единства философии и поэзии» Ф. Шлегеля, которую он обозначает так же, как «новую мифологию» (идеалреализм). Она в известной мере является коррелятом античной культуры.
Образование современного человека в романтическом смысле есть не что иное, как его самосознание. Чтобы стать образованным, каждый человек должен осознать себя, божественный образ внутри себя, реализовать свое неповторимое «Я». По Новалису, «самым чудесным и вечным феноменом является наше собственное бытие. Величайшей тайной для человека является он сам».  Через самосознание он осознает не только себя, но и весь окружающий мир, потому что: «Бог во мне и Он вне меня» (Ф. Шлегель). Ибо каждый человек есть микроскоп, носитель образа Бога, Вселенная в миниатюре, венец мира. Это «наивысшая духовная организация на земле», как говорит Новалис.
В романтизме сущность природы не общее, а индивидуальное, неповторимое, уникальное, это душа человека, которую нельзя схватить дискурсивным мышлением, поскольку она есть нечто таинственное. У романтиков жизнь самой души и есть нечто «естественное», сокровенное.
Одна из главных идей раннего немецкого романтизма состоит в том, что в каждом человеке имеется некое творческое («эстетическое») начало, поэтическая сила. «Стать человеком – искусство», – говорит нам Новалис. Образование человека в романтическом смысле означает его собственное, культурно-историческое творчество. Оно соответствует его духовному самосовершенствованию, то есть бесконечному процессу «восхождения» его души к Богу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.1 Романтические направления. Романтические школы
 
Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. В истории немецкого романтизма выделяют 3 этапа: ранний (Йенский), национальный (Гейдельбергский), поздний романтизм (Берлинский).
Ранний романтизм формируется в 90-е годы XVIII века. В городе Йена был образован клуб, в котором сотрудничали браться Шлегели, Ф. Шеллинг, Л. Тик, Новалис, Ф. Шлейермахер, И. Риттер, А. Хюльсен, Каролина Шеллинг, Доротея Шлегель. Они верили в перестройку внутри человека через воспитание и образование, а не в реформы. Поэзия – средство перестройки. Мир нужно видеть по-другому. Поэзия противопоставлена миру действительности. Йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. Художественное творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства — как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал Новалис. Философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано Шеллингом. Для него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира. Следует отметить, что с 1798 по 1800 г. братья Шлегели издавали свой журнал, ставший рупором раннеромантического движения. в котором публиковали так называемые «Фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. Философский фундамент «Фрагментов» создавал Фихте. Стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.
Национальный романтизм связан с деятельностью Гейдельбергского кружка (1805-1815гг.), членами которого были Ахим фон Арним, К, Брентано, К.Ф. Савиньи, братья Гримм, Й, Эйхендорф. Гейдельбергский романтизм переносит внимание на конечное, историческое бытие, постоянная сфера его забот – Германия, ее прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. Так же деятельность этого кружка совпала с тем, что немцы называют «освободительные войны». Это были времена Наполеоновских завоеваний. Романтики участвовали в освободительных войнах и тогда они обратились к национальной истории и искусству. Можно отметить, что это время собирательной, продуктивной деятельности. Творчество этого кружка отличалось естественной чистотой, собственной формой повествования. Если ранний романтизм говорил о богочеловеке, гении, то гейдельбергский возлагает миротворческие функции на народ, нацию. Такой деятельностью занимались Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, издавшие сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Но самыми известными собирателями народных сказок были братья Гримм, Якоб и Вильгельм. Их «Детские и семейные сказки» пользовались в Германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только Библии.
Братья Гримм внесли большой вклад и в развитие германской филологии: в 1819-1837 гг. вышла переработанная ими «Немецкая грамматика», а с 1852 г. начат выпуск академического «Словаря немецкого языка».
Поздний романтизм характеризуется скорее пессимизмом, чувством катастрофы. Он возникает с осознания реальности как объективной, вне человеческого сознания существующей, и главное, человеческим сознанием не «снимаемой» субстанции. Яркими представителями Берлинского романтизма являются Эрнст Теодор Амадеус Гофман. Генрих фон Клейст. Представители позднего романтизма верят в чувство справедливости, бескомпромиссности,  чувства обострены. В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. «Император Романтизма» Новалис. Биография
 
"Редко случалось, чтобы предубеждения до такой степени затуманивали всеобщие представления о поэте, как в случае с Новалисом. Редко случалось, чтобы о поэте было известно "так много и одновременно так мало".
Новалис (псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей йенского кружка.
Родился в 1772 году в г. Обервидерштед (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.
Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
Слова Новалиса "Теории - сети, ловит только тот, кто их забрасывает" является эпиграфом к труду Карла Поппера "Логика научного исследования".
Согласно некоторым источникам, Новалис является автором фразы «Религия — опиум народа», ставшей знаменитой благодаря Карлу Марксу.
В 1798 году в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» Новалис записал ее в следующей редакции: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы» - «Ihre sogenannte Religion wirkt blo? wie ein Opiat: reizend, betaubend, Schmerzen aus Schwache stillend».
 
Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.
Новалис вошел в историю не только немецкой, но и мировой литературы, как один из создателей теории романтизма, как автор необычных по образной системе и тематике «Гимнов к ночи», повести и романа-мифа «Генрих фон Офтердингер», в основе которых лежит не развитие внешних сюжетных событий, но процесс постижения истины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1. Творчество
 
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.
Неустойчивость социального бытия своей группы Новалис пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира. В его «Гимнах к ночи» (1800) смерть вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма.
Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством).
Новалис начинает писать с 12 лет, однако первые его серьезные поэтические опыты относятся к 1788–1790-м годам, когда юноша завершал образование в гимназии в Эйслебене, находившейся под управлением Христиана Давида Яни. Яни имел большой авторитет в научных кругах как автор латинской поэтики и издатель сочинений Горация. Очевидно, ему удалось передать своим ученикам свою любовь к этому латинскому классику – первыми стихотворениями Новалиса были переводы из Горация. Отец и дядя Фридриха рассчитывали, что он сделает карьеру на саксонской государственной службе. «Дядя, впрочем, часто демонстрировал мне, – пишет Новалис, – смешную сторону поэтических увлечений, и если я, осознавая в душе эту смехотворность, старался не обнаруживать своих пристрастий, то втайне все же не переставал предаваться этим увлекательным занятиям». В годы обучения Новалиса в школе он написал более трехсот стихотворений, что намного превосходит объем его более позднего лирического творчества. Подавляющее большинство этих юношеских стихов – эпигонские, юный поэт пробует свои силы в подражании большинству авторов, которых читает.
Список книг, которые читал восемнадцатилетний Новалис, весьма обширен. История, философия, юриспруденция, хотя преобладает определенно литература. Помимо классиков немецкой литературы И. -В. Гете, Ф. Шиллера, ,Г. А. Бюргера в круге его чтения и менее известные сейчас поэты и писатели XVIII века К. В. Рамлер, Ф. В. Готтер.
 
 
 
 
3.2. Роман «Генрих фон Офтердинген»
 
Важное место в истории раннего немецкого романтизма занимает неоконченный роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Героем произведения является легендарный средневековый поэт-миннезингер. Это историческая личность, о судьбе которой Новалис узнал весной 1799г. в библиотеке Фердинанда фон Фукса в Артерне, в конце того же года он начал работать над своим сочинением. Однако это не исторический роман. С самого начала Новалис основательно занимался вопросами поэтики романа. Его основная мысль состояла в том, чтобы романг представлял не идеализированную реальность, а реализованную идеальность. В своем письме к Каролине Шлегель от 27 февраля 1799 г. он пишет о том, что «Годы учения»(«Lehrjahre») не вопросы воспитания. Направленные на достижение определенной цели, а «Годы перехода от бесконечного к конечному» («Ubergangsjahre vom Unendlichen zum Endlichen»).
Генриху, герою романа, приснился Голубой цветок. Весь его жизненный путь представляет собой поиски Голубого цветка – поэтического символа романтического идеала. На протяжении всего романа Генрих путешествует. Движущей силой путешествия «внешнего» является путешествие «внутреннее», духовное. Это внутреннее путешествие есть томление (Sehnsucht), томление по тому, что недостижимо в этой жизни: правда, любовь, поэзия. Томление по неведомому благу, неопределенное бесконечное влечение. Томление – это знак «художническо-божественного статуса» человека. Голубой цветок пробуждает томление. Он является символом Золотого века, «блаженной страны», Томление наполняет сознание Генриха стремлением к достижению цели. Странствуя, он встречает разных людей, каждый из них воплощает определенную систему знаний, определенный опыт. Каждый рассказывает свою историю или легенду постижения бесконечного. Отшельник рассказал Генриху, почему он уединился. Он хотел стать самостоятельным, познать самого себя в полном одиночестве и уединении. Но вскоре понял, что юное сердце не может полностью раскрыться в одиночестве. Необходимо общение с людьми, только через общение происходит становление («Abe rich merkte bald, dass man eine Fuelle von Erfahrungen dahin mitbringen muss? Dass ein junges Herz nicht allein sein kann, ja dass der Mensch erst durch vielfachen Umgang mit seinem Geschlecht eine gewisse Selbsaendigkeit erlangt». Различные истории накапливаются в сознании Генриха и свидетельствуют о том, что путь духовного роста человека, его становления невозможен в полной изолированности. Жизнь рождается только от другой жизни. Дух возникает также от другого духа, то есто в диалоге, в результате актуального взаиводействия людей. «Лишь наличие других индивидов и никогда не прекращающееся взаимодействие индивида с ними ведет к завершению самосознания». Идеал романтиков – свободная личность. Только индивид интересен. «Индивидуальностей в природе бесконечное множество» («…Die Individualitaet in der Natur ist ganz unendlich»).
После встречи с поэтом и учителем Клинсором Генрих постигает секреты поэтического творчества, а любовь к Матильде открывает путь к внутренним, глубинным сферам.
Ибо любовь есть не только пусть к бесконечному, а само бесконечное. Все романтики подчеркивают мистическое значение любви. «Когда мы любим, мы прозреваем в любимом существе его истинную сущность, только скрытую от других, нелюбящих глаз, бесконечную душу, одетую в новую благоуханную плоть, - душу и плоть в одном таинственном соединении и просветлении. Отсюда идеализация в любви – но эта идеализация для романтика не произвольное внешнее действие наше, а именно прозрение того, что существует на самом деле», Чувственность играет в романтической любви очень большую роль. У Новалиса чувственность связана с мистическими и религиозными переживаниями. Любовь к миру открывается через любовь к женщине, через индивидуальную любовь проявляется любовь мировая. Генрих сравнивает лицо своей любимой с лилией. Матильда указывает ему вечный путь, показывает ему святыни жизни, она воодушевляет его для величайших прозрений. Источником поэтизации жизни и природы является любовь. «Но любовь не приносит в мир эту поэтизацию из себя. Она только позволяет человеку увидеть то, что каждую минуту могло бы открыться ему, если бы он умел смотреть».
Происходит слияние чувства и знания, чувства и разума. Таким образом, опыт, накопленный во время странствия, встреча с людьми конечными, знания, полученные от Клинсора, и любовь Матильды раскрыли в Генрихе бесконечность поэта. Генрих понимает, что именно поэт может постичь наивысший мир любви и гармонии. «Поэт – синтез всего сущего и в этом смысле аналог бесконечного». Поэты являются носителями мистического чувства. В душе поэт чувствует глубже, сильнее, значительнее, чем могут выразить слова. Преклонение перед-художником-творцом возникает из мистического понимания искусства. ПО мнению романтиков, сам момент творчества божественен. В произведениях Новалива поэт, творец и чародей. «Истинный поэт знает все – он действительный, настоящий мир в малои» («Der echte Dichter ist allwissend – er ist eine wirkliche Welt im kleinen!»).
Золотой век – это век мирового синтеза и вечной гармонии. Путь Генриха – это своего рода и путь в прошлое. Он синтезирует в себе прошлое и будущее. На своем пути Генрих встречает отшельника, который показывает ему несколько старинных книг. Генрих не смог их прочитать, так как они были написаны на языке, который напоминал латинский или итальянский, но он увидел множество изображений. Книги были прекрасно иллюстрированы. В одной из них он узнает своих родителей, своего друга, знакомых и самого себя. Лишь только одежда была другой, и казалось время было другим. Он находит историю своей прошедшей жизни. Генрих, будучи человеком настоящего, одновременно осознает себя человеком прошлого и будущего.
 
 
Таким образом, «…мир Генриха, осознаваемый сначала как мир определенного времени и определенного пространства, становится миром всех времен и всех пространств; в Генрихе смыкаются времена и пространства, смыкаются всевозможные явления бытия». Новалис показал преодолении истории в «Генрихе фон Офтердинген»: Генрих, будучи в настоящем, преодолевает дихотомию между прошлым и будущим.
В своем романе Новалис показывает возникновение поэзии и говорит о ее значении для объяснения мира и выработки индивидуальности. В романе начинающий поэт познает мир, переживает его, видит себя самого в этом мире и становится посредством этого настоящим поэтом. Новалис отражает все изменения, происходящие с поэтом в его внутренней и внешней жизни. В соответствии с романтической интенцией мир и поэзия неразрывно переходят друг друга и распадаются каждый на отдельные области. В данном акте поэт интуитивно познает неизведанное и скрытое. Поэтическое творчество открывает всеобъемлющий смысл, лежащий в основе мира, который невозможно постичь никакими другими средствами. Поэзия раздвигает границы обычного, раскрывает новые возможности познания. Поэзия прерывает и меняет обычный ход жизни, напоминающий собой дремоту, для того, чтобы обновить нас, для того, чтобы наше чувство жизни было всегда оживленным, активным.
В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис от бренности в поисках абсолюта.
Стоит так же добавить, что толчком к этому роману стал роман Гете «Мейстер», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии. Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного. В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично. Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердинген ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни. 
 
Новалис ставит своей задачей в романе не столько показать в идеализированном свете картину феодальных отношений, сколько создать романтическую атмосферу поэтической полусказочной идиллии, которой якобы было немецкое средневековье – «вдумчивая романтическая эпоха, таящая величие под скромным одеянием».
Построение романа четко продумано и имеет стройный логический характер. Воссоздавая о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.