На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Наглядные методы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Наглядные методы в обучении глухих  детей.
Наглядные методы
 
      Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия. Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания1.
      Для педагога важно  знать, что в значительной степени  развитие той или иной системы  проявляется во внешнем облике человека. По данным канадских исследований выявлено:
      — люди с развитой  визуальной системой — преимущественно  худые, высокие;
      - люди с развитой  слуховой системой — более  крупные и мускулистые;
      - люди с развитой  кинестетической системой — более  расслабленные, по внешнему виду  больше напоминают грушу.
      В обучении и  развитии человека педагогу очень  важно научиться подключать все  системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения  учителя (слушай, что я тебе  говорю!) приводит к концентрации  восприятия в одной системе,  что вообще сужает восприятие  информации. Это с возрастом перерастает  в привычку, блокирует развитие  других систем, задатков, способностей  и наклонностей человека, приводит  к возникновению галлюцинаций  в той системе, которая наименее  контролируется и развивается. Даже используя несложный тест “Определение репрезентативности системы” учитель может диагностировать учащихся класса, что в дальнейшем поможет ему, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирать соответствующие методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические и др.
      Надеемся, читатель  с пониманием отнесется к преамбуле,  не совсем логически вписывающейся  в “Наглядные методы”, но поясняющий  педагогические аспекты применения  не только наглядных, но и  других методов обучения.
      Некоторые учены  е-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов)  понятие «наглядные методы» не  разделяют. Свою точку зрения  они мотивируют тем, что содержательная  характеристика этих методов  традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по  В.Н. Наумчику, кроме визуальности — раскрытие внутренней сущности пеадгогического процесса.
      В изложении данной  темы мы остаемся на традиционной  трактовке.
      Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.
      Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).
      Метод демонстрации  обеспечивает восприятие, как внешних  форм (характеристик), так и внутреннего  содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
      Эффективность метода  достигается при активном участии  в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно  “замерять результаты”, изменять  ход процессов, задавать параметры  работы механизмов, фиксировать  и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
      По-видимому, разновидностью  метода демонстрации следует  рассматривать экскурсии. Экскурсия  может быть использована как  метод ознакомления с новым  материалом, углубленным его изучением  или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.).
      Метод демонстрации  обеспечивает объемное комплексное,  многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся  всех систем восприятия, особенно  наглядно-чувственного, повышающего  качество усвоения учебного материала;  приобретение как теоретических,  так и практических навыков  и умений; развивает познавательную  активность и мотивацию к учебной  и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так:  “Лучше раз увидеть, чем сто  раз услышать.”
      Тем не менее метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
      Эффективность метода  достигается:
      1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску “скрытого”, “нового” содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.
      2. Правильным отбором,  т.е. согласованием демонстрируемого  материала с содержанием урока,  его объемом, количеством демонстрируемых  единиц, местом и временем в  структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.
      3. Соответствием  демонстрируемого материала психологической  готовности учащихся к его  усвоению, учетом возрастных и  других особенностей.
      Среди наглядных  методов обучения все чаще  начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
      Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
      Максимально активизируя  наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
      Использование метода  видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса
 
 
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Под наглядными методами обучения понимаются такие  методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в  процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные  методы используются во взаимосвязи  со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно  можно подразделить на две большие  группы: метод иллюстраций и метод  демонстраций.
 
Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске  и пр.
 
Метод демонстраций обычно связан с  демонстрацией приборов, опытов, технических  установок, кинофильмов, диафильмов и  др.
Такое подразделение средств наглядности  на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд  условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с  содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к  нахождению желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном устройстве.
 
 Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций  предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок  на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ  кинофильмов и диафильмов. Такое  подразделение средств наглядности  на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности  отнесения отдельных средств  наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций  через эпидиаскоп или кодоскоп.
В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных  наблюдений, демонстраций и пр.
В последние  годы практика обогатилась целым  рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные  географические карты с пластмассовым  покрытием, альбомы иллюстраций  по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными  со спутников. В практику обучения вошли  аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.
Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она  ориентирует педагогов на такое  применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность  развивать и абстрактное мышление учеников.
Применение  метода демонстрации учебного кино стало  довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных  районах созданы фильмотеки, которые  по заявкам преподавателей присылают  необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор  их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.
При подготовке к использованию фильма в учебном  процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться  перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут  показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.
Использование учебного телевидения. Новым наглядным  методом, который пришел в школу  в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических  училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся  учебные телепередачи. Программы  предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами  усовершенствования учителей и доводятся  до учителей. С учетом этого в  школах составляют расписание учебных  занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.
Расширению  применения телевидения будут содействовать  видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для  выяснения возникших затруднений  и углубления восприятия изучаемых  вопросов. Сейчас завершено конструирование  более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.
 
Связь наглядных  и словесных методов
 
Особенностью  наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание  их со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и  второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
при посредстве слова учитель на основании осуществленного  школьниками наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся у  них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в  явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;
сведения  об облике объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений  педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
отправляясь от осуществляемого школьниками  наблюдения наглядного объекта, педагог  сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
 
Условия эффективного применения наглядности
 
Есть несколько  методических условий, выполнение которых  обеспечивает успешное использование  наглядных средств обучения: 1) хорошее  обозрение, которое достигается  путем применения соответствующих  красок при изготовлении подъемных  столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; 2) четкое выделение  главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное  продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых  для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения  усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к  нахождению желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий  наглядного характера.
В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок  необходимо строго соблюдать правила  техники безопасности, которые четко  определены соответствующими инструктивными документами. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во время использования практических методов применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и  контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
Наглядные методы
 
      Источником знаний является образ,  наглядное представление объекта  изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным  методам относятся: иллюстрация  - показ и организация познавательной  деятельности на основе экспонируемого  объекта (статического); демонстрация - показ динамических моделей,  приборов, позволяющих наблюдать  процессы, измерять их, обнаруживать  их существенные свойства.
 
      Применение наглядных методов  сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.
Наглядный
 
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД                                                                     88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим действительному содержанию этого понятия. Наконец нельзя не упомянуть о наглядности в применении к словесному восприятию, когда этот словесный материал подается в яркой форме, вызывающей у слушателя наглядные образы. Т. обр. в широком понимании Н. м. охватывает как применение наглядных пособий в собственном смысле этого слова, как-то: рисунок, таблица, диапозитив, модель, муляж, препарат, так и использование вещей и предметов, находящихся вокруг нас в • природе и в быту, в целях обучения. В этом направлении большое значение приобретает экскурсионный метет, который по сути является одним из видов Н.м. в его широком понимании. Свое законченное выражение Н. м. находит в музейно-выстаЕочыом деле, где имеются обширные коллекции наглядных пособий. Исследовательский метод, при котором учащиеся имеют дело не только с книгой в Смыслове самостоятельной проработки, но и с определенными трудовыми процессами (в частности самостоятельного создания наглядных пособий — собирание и обработка растений, собирание данных и составление диаграмм и т. п.), также основан на широком применении наглядного метод г. История Н.м. достаточно давняя. Н. м. применялся в обучении в античной Греции и еще ранее в Египте. Гераклит, один иэ основоположников диалектики, говорил: «Глаза лучшие свидетели, чем уши». За наглядность ратовал и Квинтилиан (2 в. нашей эры). Эпоха феодализма, ознаменовавшаяся гнетом церкви, на место наглядности принесла мертвую схоластику. Слово становится выше реальных представлений и знания вещей. С нарождением торгового капитализма, отражением к-рого являлась эпоха Возрождения и гуманизма, в педагогике происходят сдвиги. Рабле первый в своем знаменитом романе «Гаргаптюа и Пантагрюэль» в системе новых педагогических взглядов отводил большое место наглядности, и в частности экскурсионному методу. Вслед за Беконом, который своей индуктивной философией выдвинул на первое место наблюдение, выступил крупнейший педагог этой переломной эпохи Ян Амос Коменекий (1592—1670). В своей «Великой дидактике», к-рап положила основание буржуазной педагогике, он выдвигал наглядность на первое место; в этой книге он дает примеры применения Н. м. Не ограничиваясь теоретическими положениями о Н. м., он создал книгу «Мир в картинках» (Ornis plctus), в к-рой дал первый образец применения II. м. в учебниках. Вслед за ним выступили поборниками Н. м. английский философ Локк (он говорил: «Было бы совершенно бесполезно и неинтересно для детей говорить им о таких вещах, о к-рых у них нет никакого представления; о конкретных вещах знания приобретаются никак пе из звуков и слов, а из самих вещей и их изображений») и Жан-Жак Руссо в своем известном романе «Эмиль или о воспитании», где он выступает идеологом мелкой буржуазии предреволюционной эпохи. Руссо идет уже дальше и ставит вопрос не об изображениях, а о предметности; изучение живой природы выдвигается на первый план (Руссо восставал даже против глобуса и карты в преподавании географии).—Следующий этап истории вопроса о Н. м. связан с имепами Песталоцци, Фребеля и др. немецких педагогов. В своей книге «Как Гертруда . учит своих детей» (1801 г.) Песталоцци говорил: «Наглядность—основа всякого познания; всякое обучение основывается на наблюдении и опыте». Фребель присоединил к элементам созерцания еще элемент активности, расширив т.о. понятие, наглядности как упражнения органа зрения также мышечным чувством; всякое наглядное пособие должно быть сделано самим учащимся. Из других активных проводников Н. м. следует еще назвать Базедова (из группы так наз. «филантропистов») и Герберта. Русская школа, остававшаяся вплоть до последних лет царизма под гнетом классицизма, далекая от жизни и природы, проводи- ла у себя Н. м. в крайне ограниченных размерах. Группа педагогов 60-х гг., активно разрабатывавших вопросы Н. м. (в частности для низшей школы Ушин-ский), сравнительно мало могла сделать в существовавших условиях режима. Применение И. м. до революции носило преимущественно чисто демонстративный характер и выражалось в зрительной иллюстративной наглядности, благодаря чему чувственное восприятие, хотя и расширенное по сравнению со словесным восприятием, все-таки остается еще пассивным. Этим объясняется та реакция, к-рая возникла среди современных педагогов в отношении применения наглядных пособий. Уже на I Всероссийском съезде преподавателей естествознания в Петрограде в 1921 году прозвучал резкий протест против наглядных пособий. «Идет речь не о пропаганде наглядности и расширении пользования наглядными пособиями, а о том, чтобы умерить пыл в этом направлении, дабы не исказить и не умалить значения экскурсион. и лабораторно исследовательских методов преподавания, не подменить природу, ее громадного воспитательного значения мертвым хламом и пособиями».—«Применение наглядных пособий теснейшим образом связано с демонстративными приемами обучения. Они предназначены только для глядения на них, они по самому существу своему суть корректив к словесному обучению. Они игнорируют прочие органы чувств и не дают возможности упражнять двигательные способности». Поэтому «долой из школы все модели, схемы, схематические таблицы и рисунки».—«Принцип наглядности отжил свой век и должен уступить место самостоятельной, творческой работе в изучении окружающей природы» (доклад В. Ф. Натали). Однако несомненно этот перегиб был вызван односторонним применением Н. м. в старой школе и вследствие этого неправильным пониманием его сущности. Когда в старой школе экскурсионный метод почти совсем не имел применения и изучение живой природы подменялось созерцанием цветов на рисунке или в готовом гербарии, а пасеко-мых в коробке под стеклом, такой Н. м., разумеется, никуда не годился. Но ведь Н.м. отнюдь не исчерпывается демонстрированием рисунков. Ведь и в исследовательской работе элементы наглядности играют большую роль. Наряду с этим большое значение имеет характер использования наглядных пособий. Совершенно правильным представляется взгляд: «Прежде всего такие пособия должны явиться необходимым материалом, дополнением того, что не может дать непосредственное изучение объектов природы. Во-вторых—многие пособия могут осветить'и разрешить те детали, которые в силу тех или иных причин могут быть недостаточно ясны и понятны на естественных объектах» (Ульянинский). Т. о. требования к Н. м. можно сформулировать следующим образом: 1) в основу Н. м. должна быть положена предметность, т. е. изучение натуральных вещей, а не их изображений. Лишь в том случае, если ознакомление с предметом занятия невозможно, то вполне уместно его изображение (например в зоологии изображения тропических зверей и т. п., в медицине— анат. таблицы и т. п.); 2) применение Н. м. не должно носить пассивно-созерцательного характера, а служить материалом для самодеятельности. В этом отношении следует признать правильным положение, что «в настоящее время приходится говорить не о наглядных пособиях, а о рабочем материале для самостоятельных знаний и исследований учащихся» (Коноров). Однако мы должны признать, что это есть не что иное как высшая форма Н. м., вышедшая из границ узко формального понимания этого метода. Все эти положения сохраняют свою силу полностью и в отношении применения Н. м. в сан. просвещении, не говоря уже о преподавании гигиены в школе, где таблицы по анатомии, скелет, модели тех или иных санитарных установок, анат. микроскоп, препараты, одним словом разнообразные формы наглядн. пособий найдут самое широкое применение; особенно большое значение имеет Н. метод в массовой сан.-просвет. работе., 89                                                                            НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД                                                                             90 Имея своею конечной целью активирование самодеятельности широких масс в борьбе за оздоровление труда и быта, сама массовая работа по сравнению со школой, где имеется стабильность аудитории и большой запас времени, дает меньше возможностей для активного метода в самом процессе сан.-просвет, работы. Поэтому в массовой работе вопреки мнениям противников Н. м., приведенным выше, имеют большое значение и чисто иллюстративные пособия. Значение наглядных пособий может быть сведено к следующему: они облегчают восприятие новых сведений, сокращают время на объяснения, повышают усвоение и содействуют созданию образных представлений. Однако рост самодеятельности масс, коренная перестройка всей массовой работы совершенно по-иному ставят и задачу применения Н. м., т. к., вовлекая широчайшие массы в работу по оздоровлению—в работу секций здравоохранения, здравячеек, сан. комиссий, комиссий охраны труда и т. п., мы не на искусственно создаваемых наглядных пособиях, а непосредственно в жизни, на практической повседневной работе проводим наглядно сан. обучение миллионных масс, примером чего является проведение сан. минимума. Новые формы труда—социалистическое соревнование и ударничество— в еще большей степени наглядно обучают массы борьбе за новую жизнь. Период реконструкции- всего народного хозяйства, построения фундамента социализма в нашей стране предъявил и к делу здравоохранения совершенно иные требования. Коренная перестройка всего дела здравоохранения требует также новых подходов и огромного размаха в распространении массовой сан. культуры. Все это совершенно по-иному ставит на данном этапе вопрос о Н. м. и наглядных пособиях. Постановление ЦК ВКП(б) от 5/    VIII 1931 г. о техпропаган-де, открывающее новый этап и в деле сан. просвещения, заостряя внимание всей советской общественности на этой важнейшей задаче, непосредственно подчеркивает значение наглядных пособий. В школе, где наглядные пособия имеют особо большое применение в связи с активными формами работы и ростом самодеятельности, Н. м. также принимает иной характер и проводится непосредственно на реальных объектах. Политехнизация школы несомненно увеличивает еще больше значение наглядного обучения, проводя его не на картинах и изображениях, а непосредственно на трудовых процессах, у станка, в поле и т. д., придавая ему характер величайшей жизненной наглядности. Этим самым наглядные пособия отнюдь не вычеркиваются из арсенала сан.-просвет. методики, но им отводится чисто служебное значение как-важному подсобному методическому моменту. Содержанием наглядн. пособий могут служить любые вопросы медицины и здравоохранения, но актуальность темы, ее соответствие потребностям социалистического строительства являются одним из важнейших требований к наглядным пособиям. Основные требования к наглядным пособиям сводятся к следующему: научная грамотность (не только в смысле формальной точности, но в особенности в отношении истолкования тех или иных процессов на основах марксистско-ленинской методологии и недопущения виталистического и механистич. освещения, примеры какового можно найти в германском гиг. музее в Дрездене в отделе «Человек», где в наглядных пособиях занята позиция нейтралитета между обоими идеологическими направлениями, одинаково враждебными для последовательного диалектич. материализма, на базе которого только и может строиться сан. просвещение; как аналогичный пример можно назвать таблицу «Тело человека», помещенную в книге Kahn'a: «Das Leben des Menschen» и выпущенную несколько лет тому назад изд. «Гудок» и «Научной мыслью»; она является худшим образцом вульгарно-механистического упрощенства: все тело человека представлено в виде ряда машин). В каждом наглядном пособии политическая четкость и заостренность наряду с борьбой с указанными сейчас извращениями должны находить свое выражение в политической насыщенности каждого наглядного пособия, к-рое должно служить не целям голого культурничества, а быть орудием борьбы за социалистическое наступление, должно будить активность трудящихся масс на оздоровление труда и быта, проведение сан. минимума, за снижение заболеваемости, тем самым ускоряя темпы нашего строительства. Только при этих условиях наглядные пособия в настоящий момент могут быть признаны годными; всякая нейтральность и в наглядных пособиях так же, как и в других областях, должна быть признана вредной и нетерпимой. Третье требование к наглядным пособиям — художественность выполнения. Из отдельных видов наглядных пособий можно назвать последовательно: использование окружающей природы и быта, натуральные предметы, взятые в их обычной обстановке, те же предметы, взятые изолированно и перенесенные в учебную обстановку в натуре или в препаратах, их изображения как вполне документальные (фотографии), так и творческие (рисунок, таблица, плакат), причем можно говорить как о заранее приготовленных печатных изображениях, так и об импровизируемых тут же перед аудиторией с помощью доски и мела. Наряду с этими плоскими изображениями имеют большое значение трехмерные пособия, к к-рым следует отнести модели, муляжи, макеты. Последнюю группу составляют приборы и опыты. На первое место в наглядном методе должно быть поставлено использование в целях наглядного обучения окружающей нас природы и быта, использование натуральных предметов. При этом нужно иметь в виду, что самые знакомые предметы в процессе повседневности именно в силу своей привычности обыкновенно не подвергаются нами анализу и воспринимаются почти бессознательно. Поэтому разбор самого привычного предмета в качестве наглядного пособия может иметь большой методический интерес. В качестве образца можно назвать два ярких для 91                                                                             НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД                                                                            92 своего времени примера, данных в книгах Никитинского «Стакан воды» и «Корка хлеба», где показано использование таких простейших объектов, как указанные, в целях наглядного и комплексного развертывания темы. В порядке применения такой предметности можно использовать сан. обходы (осмотры) данного общежития, школы, клуба, колхоза и т. п., печь или батарею центрального отопления в комнате, вентиляцию* и ряд др. На занятии по анатомии, прежде чем перейти к соответствующей таблице, следует ознакомиться с рядом особенностей строения человеческого тела на одном из слушателей, показать им натуральное бычье сердце, мозг и почку, к-рые всегда можно достать заранее, договорившись с ближайшей мясной или бойней; лишь для патологически измененного органа (печень алкоголика, туб. легкое и т. п.) можно воспользоваться препаратом, муляжем или моделью. Для занятий по питанию можно использовать в целях наглядности такие подручные объекты, как кусок мяса, сала, яйцо, молоко, показав с ними соответствующие опыты (напр. выпадение белка в молоке под влиянием уксусной к-ты или образование сахара из крахмала в хлебе под влиянием действия птиалина слюны). При занятиях по первой помощи следует ознакомить слушателей в натуре с перевязочным материалом, его свойствами, показать и научить изготовлению импровизированных шин из соломы, прутьев и пр., показать, что нельзя прикладывать к ране (лист, земля, помет), после чего перейти к выработке технических навыков, причем все занятие, разумеется, будет носить и наглядно демонстративный и в то же время активный характер. При обучении уходу за грудным ребенком, к-рое естественно должно носить целиком наглядный характер, наряду с демонстрацией и упражнением в таких процессах, как завертывать ребенка, как его держать, можно показать самодельную коллекцию предметов, к-рыми нельзя кормить грудного ребенка, игрушки, к-рые не следует давать ребенку (жестяные, крашеные вредными красками и пр.). Подобную коллекцию можно также составить для темы «Что следует и чего нельзя есть беременной». Широко следует пользоваться местным материалом, что особенно важно в сельской работе. Так напр. чистая ложка и грязная, раздобытая при сан. осмотре рабочего общежития, где-нибудь под подушкой или за голенищем, грязная посуда, окурок, грязные тряпки из-под масла и т. д.—все это может служить прекрасным наглядным пособием для сан.-просвет, работы. Таких примеров можно было бы предложить значительное число и несомненно каждый врач сам найдет их достаточно в своей повседневной практической работе. Это широкое использование предметности особенно важно в работе участкового врача, к-рый по недостатку средств не может приобретать дорого стоящие пособия. Переходя к иллюстративным наглядным пособиям, следует особо отметить значение пособия, создаваемого тут же перед аудиторией, совместно с нею или ею самой. Вот почему так важно использование в лекционной работе в небольших группах школьного или кружкового характера доски и ме-л а. Эта азбука методики имеет исключительное значение. Особенно ценно, если преподаватель (лектор) умеет сам набросать не только схему или диаграмму, ной рисунок. Фотография в качестве наглядного пособия получила за последние годы исключительное распространение. Международная гиг. выставка в Дрездене в 1930 г. показала это особенно отчетливо; фотография в самых разнообразных комбинациях там была в центре. Несомненно этот успех связан с документальностью фотографии, ее убедительностью в смысле достоверности по сравнению с нарочитым рисунком и легкостью придания ей нужных размеров (на упомянутой выставке были фотографии размером 4х 8 ж). Следует упомянуть об объектах фотосъемки. Нередко предпочитают парадные снимки (мертвые, без людей, неработающие лаборатории, группы, заседания и т. п.). Между тем каждая фотография должна быть динамична, с нее должна говорить сама жизнь; каждый снимок, сделанный с целью последующей наглядной пропаганды, должен учить конкретным действиям, звать к практической работе по оздоровлению. Этим основным требованием определяется выбор объектов и моментов съемки. Широкое распространение получил за последнее время т. н. фотомонтаж, в котором несколько фотографий (нередко несколько десятков) путем тех или иных комбинаций дают связную и динамическую иллюстрацию той или иной темы или процесса (мы не имеем в виду старомодных мертвых монта-жей, к-рые сводились лишь к общему обрамлению нескольких разнородных фотографий, а не к их переработке по содержанию в нечто новое). Фотомонтаж привился не только в массовых журналах, но и в наглядных пособиях. Нередко им злоупотребляют во вред ясности и понятности, но по существу этим приемом можно достигнуть большой динамичности. Следует упомянуть об одном техническом приеме использования фотографии в музейно-выставочн. деле—с т е р е о-скопе, который может давать хороший эффект, оживляя фотографию, в то же время он позволяет экономить экспозиционную площадь, хотя, с другой стороны, он требует пристального и более углубленного внимания. Основным типом плоских наглядных пособий являются рисунок, таблица, диаграмма. Деление между всеми этими терминами в достаточной мере условное. Мы относим к рисунку одномоментное изображение небольшого размера. Плакат (см.), получивший за годы революции исключительно широкое распространение, носит преимущественно агитационный характер и не служит обычно учебным пособием, хотя мы нередко встречаем и пропагандистский плакат. Диаграмма (см.) является графическим изображением цифровых величин. К графическим изображениям нужно отнести также схемы, имеющие большое значение благодаря своей простоте, что обусловило их популярность. Схемы бывают как организационные, так и научные, например анатомические и др. Под таблицей мы условно понимаем наглядное пособие, служащее чисто учебным целям и состоящее нередко из многочисленных рисунков со значительным объяснительным текстом. Остановимся здесь на этих последних, поскольку остальные виды (плакат, диаграмма) описаны в от-дельн. статьях. Из сан.-просветительн. таблиц, издаваемых чаще всего сериями или альбомами, следует назвать: таблицы по анатомии, изданные д-ром Кане ль 3-м изданием еще в 1920 г., слабые по художественному выполнению и содержащие ряд научных погрешностей; несравненно выше стоят выпущенные в 1929—30 году Госмедиздатом анат. таблицы под ред. проф. Карузина; выполнение их так же хорошо, как и научная сторона. Наилучшие в худож. отношении пособия были изданы Госмедиздатом по вен. б-ням (художеств, альбом, содержащий до 40 таблиц как по клинике вен. б-ней, так и по социальной профилактике), по туберкулезу (аналогичный тип издания), по алкоголизму, охране материнства и младенчества. Ряд серий был выпущен за эти годы по отдельным инфекционным заболеваниям (детские инфекдии, сибирская язва, малярия— ростовское издание, и др.). Кроме них нужно назвать несколько серий таблиц по первой помощи, по проф. гигиене, серию учебных таблиц по военной гигиене и ряд др. Наряду с центром (Москва—изд. Наркомздрава, Госмедиздата, Мосздравотдела, Харьков— изд. «Научная мысль») издавали пособия и места, печатая таблицы за отсутствием полиграфических возможностей с линолеума и раскрашивая их от руки. Наряду с сериями, состоящими из отдельных таблиц, пригодных для развешивания, был издан ряд альбомов, ценных в качестве наглядного пособия, но не рассчитанных на развешивание, а больше пригодных для библиотечного использования. Из них можно назвать альбомы по уходу за больными, по первой помощи (изд. РОКК) и др. Все эти пособия (плакаты, таблицы, альбомы) могут использоваться per se, так, как они есть, и в виде монтажа, когда отдельные части таблицы вырезаются и монтируются совершенно по-иному в соответствии с задачей, предъявляемой к данному пособию (доска здоровья и др.). Эта переработка дает возможность пополнить освещение темы местным материалом, оживить его. Нередко рисунки наклеиваются на фанеру и выпиливаются (так. обр. готовятся самодельные макеты). Вообще нужно сказать, что несмотря на непрекращающиеся жалобы на недостаток наглядных пособий, их отсутствие на рынке (действительно, издание их все время резко отстает от огромной растущей потребности), центр тяжести не в этом недостатке готовых наглядных пособий, а в недооценке значения местных наглядных пособий. Между тем ряд пособий (в первую очередь диаграммы, фотомонтажи, а также и более сложные, напр. макеты) могут легко приготовляться на местах вплоть до участковой б-цы, к-рая в своей сан.-просвет, работе должна прежде всего использовывать свой, местный материал (заболеваемость, сан. состояние колхоза и т. п.). В школьной практике такие самодельные наглядные пособия могут и должны изготовляться детьми в порядке их учебной работы. Использование детских рисунков в целях наглядности сан. обучения является весьма важным. Наряду с указанными специально разрабатываемыми наглядными пособиями следует упомянуть об использовании в качестве наглядного пособия портретов великих ученых и вождей (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), сопровождая их соответствующими цитатами об оздоровлении пролетариата, о воспитании нового человека и т. п. Не говоря уже о выставках, где в соответствующих отделах портреты создателей данной дисциплины или создавших эпоху в той или иной области обязательны, но и в лекциях демонстрация диапозитивов с портретами также весьма желательна. Следует включать портреты в уголки и выставки, устраиваемые в ожидальнях леч. учреждений. Из портретов ученых можно назвать Левенгука, Пастера, Коха, Мечникова, Листера, Пирогова и многих других. Еще большее значение имеет использование в целях наглядной сан. пропаганды х у-дожественной живописи. Начиная с классической живописи (Рембрандт, Рубенс, Мурильо, Гольбейн и др.) и кончая современными художниками, можно назвать большое число картин, репродукции с к-рых могли бы быть использованы с целью сан. просвещения. Эти картины имеют своим содержанием самые разнообразные темы: анатомия (есть ряд картин, изображающих вскрытие), б-ни (кожные—разные сыпи, хирургические—производство операций, психические—вид душевнобольных, обстановка «сумасшедших домов»), лечение—вернее исцеление б-ных, гиг. процедуры (много картин рисующих бани), охрана материнства, физкультура и т. д. Из-рельефных, пространственных наглядных пособий в первую очередь следует сказать о моделях, под которыми мы подразумеваем точное с соблюдением масштабов трехмерн. изображение, соответственно уменьшенное или увеличенное или в натуральную величину, того или иного предмета, здания, установки, организма и т. п. Примером могут служить анат. модели, которые в отличие от соответствующих таблиц, дающих плоское изображение, дают глубинное отображение. Из них можно назвать распространенные модели—торс и др. Кроме анат. моделей изготовляются гиг. модели—фильтров, вентиляции, отопления и других установок. Изготовляются модели чаще всего из папье-маше и фанеры (рис. 1—6). Муляжи представляют изображение, точно передающее форму соответствующего предмета, детали строения поверхности и естественную его окраску. Этой «фотографичностью» муляж отличается от модели, которая допускает известную условность и схематичность (подробно—см. Муляжи). Маке т—условное трехмерное художественное изображение той или иной сцены, процесса, передающее таковые не в плане, а перспективно. Макеты могут изготовляться 95    
 
 
 
 
 
 
К наглядным  методам и приемам обучения относятся  наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, а также использование  ряда приемов, в основе которых лежит  выполнение действий по подражанию, показ  способа действий и др.
 
Метод наблюдений используется во всех формах воспитательно-образовательной работы с детьми. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания неслышащих детей. Проведение наблюдений с детьми связано с другими методами и приемами: практическими, связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах деятельности, и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.
 
В качестве распространенного методического  приема применяется рассматривание картин. Процесс восприятия и понимания  картин всегда связан с обогащением  словаря, уточнением значений слов и  фраз, развитием разговорной и  описательно-повествовательной формы  речи.
 
В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, слайдов, что способствует речевому развитию детей.
 
К наглядным  методам обучения относится и  ряд приемов, в процессе которых  используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу. Подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков. [6, с.114]
 
К группе практических методов относятся различные  виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.
 
Для формирования речи особое значение имеют действия с предметами, педагог организует различные действия с предметами с целью формирования или уточнения  представлений о свойствах и  качествах предмета.
 
Использование изобразительной и конструктивной деятельности в обучении языку способствует более успешному усвоению и запоминанию  материала.
 
Использование игрового метода в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения способствует эффективному усвоению материала.
 
Использование элементарных опытов оказывает влияние  на развитие речи. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует  не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с  помощью речевых средств.
 
Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями  слуха, потому что их использование  связано с организацией речевого общения с детьми. Однако их применение в дошкольных учреждениях для  глухих детей тесно связано с  практическими и наглядными методами.
Использование наглядности при обучении глухих детей.
 
Принцип наглядности  требует, чтобы в любом случае наглядность в обучении, в восприятии ребенка выступала в единстве с абстрактным словесно-логическим мышлением.
 
Использование средств наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету, Развивающее  влияние наглядности зависит  от разнообразных наглядных пособий  и методических приемов их использования.
 
Наглядные средства, применяемые при обучении глухих детей делятся на три группы:
 
средства  предметно-образной наглядности натуральные  предметы, их плоскостные, объемные изображения,
 
средства  знаковой наглядности схемы, опорные  сигналы, чертежи, графики, таблицы, карты, опорные конспекты,
 
средства  динамической наглядности ТОО в  комбинации с i-ой и 2-ой группами; диафильмы, кинофильмы.
 
Из перечисленных  групп наглядных средств очевидно, что опора идет в основном на зрительное восприятие,
 
1-ая группа  средств наглядности компенсирует  обедненность чувственного восприятия глухих детей. Она обеспечивает формирование четких образов предметов и явлений, а также закрепление и актуализацию образов, сложившихся в прошлом опыте глухих де-
 
При использовании  второй группы средств наглядности  период и преобразование наглядного мышления в конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное облегчается.
 
Использование 3-й группы средств наглядности  позволяет глухим детям увидеть  предмет в действии, в процессе и развитии.
 
Выбор средств  наглядности и их количество зависят:
 
- от темы  и цели урока,
 
- от логики  изложения материала;
 
- от последовательности  подачи материала,
 
- от этапа  обучения;
 
- от возраста  учащихся;
 
- от общего  уровня знаний учащихся.
 
Следовательно, в более слабом классе учащимся предлагается больше наглядного материала, чем в  классе, где обучаются сильные  ученики. В младших классах место  для наглядности отводится гораздо  больше, чем в старших классах.
 
Можно с полной уверенностью сказать, что опираясь на зрительное восприятие, при правильно  подобранных средствах наглядности  и форм их подачи, учащиеся могут  воспринимать наиболее ценную и качественную информацию, позволяющую лучше усваивать  программный материал.
 
Особенно  важно данное условие для глухих детей воспринимающих информацию об окружающем мире, где зрительному анализатору отводится от 70%. до 90%.
 
Необходимо  отметить особенности зрительного  восприятия глухих детей.
 
Глухим детям  требуется гораздо большее время  на восприятие объекта; глухие учащиеся чаще обращают внимание на выделяющиеся части предмета, чем на части мало выделяющиеся; при выделении свойств  предмета глухие могут выделить второстепенные свойства и признаки вместо главных. Одновременно у глухих детей затруднено восприятие пространственно-временных отношений изображенных предметов, а также восприятие и напоминание сюжета картины. Исходя из этого, учителю необходимо уделять специальное внимание развитию у глухих детей соответствующего восприятия и понимания изображенного на картине /схематических изображениях, чертежах/.
 
Следовательно, восприятие у детей играет очень  большую роль при формировании представлений  об явлениях природы, исторических, бытовых и общественных событиях, при развитии их мышления и познавательной деятельности в целом, а также в трудовой деятельности при работе по чертежу или схеме. Отсюда видно, как. велика роль педагога при непосредственном восприятии предметов и явлений.
Наглядные методы обучения
 
Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых [31].
 
Особенностью  наглядных методов обучения является то, что они обязательно предл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.