На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Актуальность темы.
Русский поэт начало XX века С. Есенин (1895-1925) писал:
Лицом к  лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии.
(106, т. 3, с.58)
Эти слова  справедливы для рассмотрения культуры XX века: она слишком близка, ее главные стороны и тенденции еще не закончены, она в движении, развитии, в процессе своего раскрытия. Все предыдущие культуры отошли в прошлое и позволяют взглянуть на себя как на результат, как на далекое и уже свершившееся событие.  И лишь культура XX века лицом к лицу с нами. Мы ее участники в той или иной форме, поэтому она выглядит столь сложной, неоднозначной, многообразной (каковой и является). Поворачиваясь к нам различными гранями, она, кажется, не позволяет увидеть себя  целиком. Все же мы попытаемся выделить то главное, что уже состоялась  в культуре  нашего времени.
Целью написания реферата является изучения культуры XX века, его направления и проблемы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
      Изучить основные направления культуры XX века.
      Изучить культура и глобальные проблемы.
      Охарактеризовать   противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры.
      Изучить постмодернизм в культуре ХХ века.
 
 
 
 
 
 
      Основные направления культуры XX века.
 
XX век – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации. Характер XX века: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства,  демократии и, одновременно, самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей, стран.
В истории  культуры XX века можно выделить периоды:
    Рубеж XIX века- начало XX века (1917г.)- острая динамика социально-политических  процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявление декаданства в искусстве – растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания.
    20-30 гг. –коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической.
    Послевоенные 40-е годы- вся вторая половина XX века- формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры.
    Конец XX века- крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.
Для культуры XX века характерны следующие черты:
   В современной культуре широкое распространение  получили  гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется  каждому  человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.
  Гуманистическая ориентация культуры XX в, проявляет себя в различных «мирах» современного общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Это направление определило, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.).
  Другим важнейшим  итогом развития культуры, воспринятой  в нашем  столетии, является  установка на научно-рациональное  познание мира и связанная  с ней социокультурная система  - наука. Еще в XIX в. появляются  первые признаки того, что наука  стала, мировой, объединив   усилия ученых разных стран.  Возникла, развилась в дальнейшем  интернационализация научных связей. Расширение сферы применения  науки в конце XIX - начале  XX в. привело к преобразованию  жизни десятков миллионов людей,  живших в новых промышленных  странах, и объединению их в  новую экономическую систему.
   Техногенное отношение  к природе как к средству  удовлетворения не духовных, а  сугубо технических потребностей  становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций  в развитии культуры.
  Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной  мысли, воплощенной в мировой  промышленности и технике, преобразующих  лик планеты, послужило основой  для возникновения характерного  для человека XX в. ощущения космичности  своего бытия. Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.
  В культуре XX в. развилось  противоречие,  проявившееся в  противостоянии двух установок:  сциентистской и антисциентистской.
  В основе сциентизма («сциентизм» происходит от лат. слова «scientia» - знание, наука) лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности.  Сциентисты утверждали: науке   все подвластно. Но не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и   отношения.
     Антисциентизм  появился как реакция на преувеличение  роли науки. Для него характерно  принижение значения научного  знания, обвинения науки в том,  что она вызвала возможные  кризисы: экономический, экологический,  национальный. Его утверждение: «Наука - чума XX века». 
  Однако культура XX в.  отразила тот кризис, в который  медленно входила техногенная  цивилизация. Современное  производство, породившее новый тип цивилизации,  индустриальное общество, привело  к действительному господству  безличных экономических технологических,  политических структур над живой  человеческой деятельностью, индивидуальным  «Я» подлинной культуры. 
  В XX в. полностью  обнаружились кризисные явления  техногенной цивилизации, возникшей  на развалинах средневековья.  Культура этой цивилизации сложилась  на основе особых отношений  человека и природы, человек   стремился вырваться из зависимости  от природы и высшими ее  ценностями признавалось господство  человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических  и научных знаний. Развитие техники  и  технологии как орудия  господства человека над природой  стали главными целями общественного  развития. В результате возникла  ситуация, когда постоянное наращивание  материального богатства на основе  обновления техники превратило  человека в простое орудие  эффективной экономической деятельности.
  Сложившийся первоначально  в Европе, а потом распространившийся  по всему миру тип научно-технической  культуры очень много дал человеку  для  развития его свободы.  Но вместе с тем он имеет  изъяны. Техногенная цивилизация  основана на таком взаимоотношении  между человеком и природой, при   котором природа является объектом  человеческой деятельности, объектом  эксплуатации, причем эксплуатации  неограниченной. Ей присущ тип  развития,  который можно выразить  одним словом: больше.
  Цель состоит в  том, чтобы накапливать все  больше материальных благ, богатств  и на этой основе решать  все  человеческие проблемы, в  том числе социальные,   культурные  и другие. Техногенной цивилизации  присуще представление, что природа  неисчерпаема именно как  объект  ее эксплуатации человеком. Понимание  глубины  экономического кризиса  кладет конец такому представлению.  Отсюда идейное и научно-теоретическое   движение последних десятилетий,  поставившее проблему  создания  новой экологической культуры.
Экологический кризис намечает границы существующему  типу экономического развития. Речь идет о необходимости  новых отношений с природой и  между людьми.
  Суть новой культуры  вырастает из разрушения характерных  для классического индустриального  общества  систем, внешне детерминирующих  жизнь личности. Человек перестает  быть элементом технологической,  экономической или политической  систем, где его деятельность  жестко определяется внешними  по отношению к его личностной  культуре качествами. Эта    жесткая детерминированная схема  не просто ослабевает, возникает  принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие  зависит уже от состояния духовного  мира личности, от ее развития  и социокультурной устремленности.
Новый экономический мир  основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы  и идее творческого саморазвития.
     Одним из  методологических подходов, концептуально    осмысливающим происходящие изменения,  оказалась теория японского социолога Е.Масуды. В 1945 г. Он предложил идею, многим казавшуюся фантастической, - теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря   которой для человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека - проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и прежде всего компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного общества отнюдь не является утопичной.
Возникают новая информационная культура, новые способы получения  информации, производственной и научной  деятельности. На основе автоматизированного  доступа к системам связи индивид  или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения  профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации  и роботизации производства и  управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособности населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры XX века.
 
      Культура и глобальные проблемы.
 
В XX в. человек столкнулся с глобальными (от лат. « globus » — земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. «Проблемность» означает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из нее.
Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении?
Эта проблема находит свою конкретизацию в  так называемых «алармистских» (от фр. alarme - тревога) ситуациях. Суть первой заключается в том, что современные  тенденции мирового развития, ориентированные  на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Сейчас эта проблема осознается все более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», их «исчерпание по регионам». Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) генеральный секретарь конференции М. Стронг констатировал, что процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам. Рыночная модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными.
Другая  проблема алармистского характера  связана с возникновением опасных  тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Чем  больше перерабатывается ресурсов, тем  больше опасность. Речь идет об уничтожении  лесов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.
Кроме того, не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблема голода, отставание развивающихся  стран не позволяет приостановить  даже разнохарактерный экономический  рост. А он требует увеличения потребления  энергии и ресурсов. Следовательно, в ближайшей перспективе эта  проблема будет расширяться и  углубляться.
Другие  виды глобальных проблем связаны  с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается  слишком высокой. Дело в том, что  увеличивается риск от гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современная  промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия  стихийных природных сил и  социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала.
Второй  вид проблем внутреннего развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для  себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к  дестабилизации мирового сообщества.
Каковы  же причины такой ситуации?
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями, зримым их проявлением являются транснациональные корпорации и  мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний  Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались  участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и  определенным образом разделяло  людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Н. Бердяев  писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения»  все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть  и величайшие ценности, может «не  устоять человек», он «может быть разодран в клочья».
Во-вторых, проблемы мировой цивилизации связаны  с возросшей экономической мощью  человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как  теперь. За последние 100 лет. промышленное производство планеты умножилось более  чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г . Сегодня мировая  экономика создает валовой продукт  на сумму около 13 трлн. долларов. Ожидается, что в ближайшие 50 лет он увеличится еще в 5-10 раз. По своим последствиям воздействие человека на природу  сейчас сопоставимо с самыми грозными силами природы. В-третьих, одой из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культур. Экономическая и политическая зависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам, события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем. По достигнутому ими уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах. Тем самым, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты культур разного характера и уровня развития. Эта неравномерность воспринимается как несправедливость, что и рождает сейчас такую актуальную проблему, как международный терроризм.
Может: ли человек решить стоящие перед  ним глобальные проблемы? Некоторые  специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30 – 50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в  нас оптимизм. Например, самая страшная угроза - термоядерная война между  сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем.
Исторический  опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем  надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно  в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического  процесса.
Пессимистические  проблемы разрешения глобальных проблем  развития человека и планетарной  культуры стали причиной создания в 60 – 70-е гг. множества научных  центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения  футурологии - совокупности человеческих знаний, представлений о будущем  человеческого рода.
Наибольшую  известность в футурологических исследованиях получил Римский  клуб, основанный в 1968 г. и объединивший ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Римского клуба - глобальное моделирование, которое учитывает взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социальные, политические, нравственные, культурные, экономические и т.д.
Дж. Форрестер  и Д. Медоуз в 1972 г. подготовили известный  доклад «Пределы роста», цель которого - разработать срочные меры по экономической  и экологической стабилизации и  достижению глобального равновесия. Авторы доклада предлагают в связи  с природными ограничениями роста  человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека.
В 1974 г. в  рамках Римского клуба М. Месарович  и Э. Пестель разработали доклад «Человечество у поворотного  пункта», в котором указывалось  на необходимость качественного  роста в развитии культуры. Мир  есть не просто взаимообуславливаемое  целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие  свои специфические черты развития. Человечество и его культура - единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой.
Отсюда  возникает идея переноса акцента  деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические  отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но подавляющими факторами исторического  движения, то в современной цивилизации  и культуре ситуация меняется.
Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример - упомянутый выше итальянский промышленник Печчеи. Исходя из собственного опыта работы в экономической сфере он пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым  кроется страшная опасность, подстерегающая человечество, - различные глобальные проблемы. Выход из этой ситуации, имеющей  глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической  базы, развитии экологического образования  и воспитания, в ужесточении законодательств за экологические преступления, в создании экологосообразных производств и использования альтернативных источников сырья и энергии, но прежде всего - в самом человеке, в его собственной «внутренней» трансформации. Проблема именно в человеке, а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу XX в. ценностей и мотиваций - социальных, этических, эстетических, духовных и др., - должны охватить, по мнению Печчеи, не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения.
Культурная  революция подразумевает совершенствование  качеств и способностей всего  человеческого рода. Три аспекта  характеризуют новый гуманизм, с  которым как с культурным абсолютом  пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к  насилию. В центре стоят целостная  человеческая личность и ее возможности, и альтернативы этому нет. Речь идет прежде всего о «беспрецедентной культурной перестройке» миллиардов населения  земного шара - всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.
Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция» и единственная на данный момент реальная возможность  решения современных глобальных проблем человечества. Справедливость такого вывода представляется не менее  значимой, чем практическая трудность  реализации этой рекомендации. Практика XX в. показывает, что пока человечество не в состоянии кардинально решать глобальные проблемы своего развития.
Для этого  надо решать самую главную проблему - преодоления культурных «разломов», раскола культур, налаживания диалога  культур. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций, как многосторонних, так и двухсторонних, осуществляемых во всех сферах культуры на основе уважения культурной самобытности каждой из культур и с учетом тенденций усиления культурного влияния одних стран на другие, тенденций универсализации в мировом культурном развитии.
 
       Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры.
 
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее  начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все  большей степени - материального  производства. Все качества техногенной  цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в прошлом столетии. В это время  цивилизационные процессы были максимально  динамичны и имели определяющее значение для культуры.
Проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. Именно с таким названием в 20-е годы Н. Бердяев пишет статью, в которой подчеркивает, что вопрос о технике сегодня стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. «В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета любви». Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.
Машинное  производство имеет космологическое  значение. Царство техники - особая форма бытия, возникшая совсем недавно  и заставившая пересмотреть место  и перспективы человеческого  существования в мире. Машина - значительная часть культуры - в XX веке осваивает  гигантские территории и овладевает массами людей, в отличие от прошлых  эпох, где культуры охватывали небольшое  пространство и небольшое количество людей, строясь по принципу «подбора качеств». В XX столетии все делается мировым, все распространяется на всю  человеческую массу. Воля к экспансии  вызывает неизбежно к исторической жизни широкие слои населения. Эта  новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру.
Цивилизация - последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже  отживших форм.
Существует  целый ряд причин, породивших в  культурологии XX века устойчивое ощущение кризиса культуры. Главное - осознание  новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости  культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т. е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием. Общность судеб различных  культурных регионов представлена «катастрофами», которые захватывают не только отдельные  народы, а все европейское сообщество в XX веке: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный  терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т. д. Все эти процессы не могли протекать  локально, не затрагивая внутренней жизни  других народов, не нарушая их стиля  культурного развития. Все это, с  точки зрения О. Шпенглера, только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации.
Кризисные явления в культурной практике Европы XX века, с точки зрения этих мыслителей, носят необратимый характер. Представитель  так называемого «второго поколения» Франкфуртской школы Ю. Хабермас утверждает, что современное «позднекапиталистическое»  государство способно вытеснять  кризисные явления из одной сферы  общества в другую: политический кризис может быть вытеснен в сферу экономики, экономический - в социальную сферу  и т. д. Но область культуры, подчеркивает Ю. Хабермас, - та область, применительно  к которой понятие кризиса  сохраняет свое значение, где он не может быть «смягчен», поскольку  сфера культуры неподвластна административному  манипулированию, которое осуществляет государство. В данном случае Ю. Хабермас говорит о подлинной культуре, неформальной морали и искусстве, а  не о «массовой», суррогатной культуре, заполонившей историческое пространство Европы в нынешнем столетии.
Ситуация  нарушения культурной целостности  и разрыва органической связи  человека с природными основаниями  жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения.
Отчуждение - это процесс превращения различных  форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную  силу, господствующую над ним и  враждебную ему. Отчуждающий механизм связан с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка, а также отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества, исключенности человека из общественных связей; утрата индивидуумом своего «я», разрушение аутентичности личности.
Различные аспекты отчуждения человека XX века от культурных форм были исследованы  современной культурологией.
Своеобразным  введением в проблемное поле XX века являются некоторые идеи философов  предшествующего столетия - своего рода культурно-теоретический прогноз, теперь уже во многом подтвержденный практикой.
С точки  зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел  развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность  заменять деятельность собственных  органов их инструментами. К XIX веку развитие машинного производства актуализировало  эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным  обучение и совершенствование органов  чувств. Разум, следовательно, не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от базисных актов, названный  философом отрицанием «воли к  жизни».
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее - грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли.
Под влиянием рационализации общественного развития человек со своей неутомимой жаждой познания превращается в жалкого  «библиотекаря» и «корректора». Теперь, считает Ф. Ницше, серая масса  производителей культуры будет постоянно  стремиться подавлять творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных  личностях, «экземплярах» человеческого  рода, способных создавать новые  формы жизни через разрушение прежних. Нигилистическое по духу ницшеанство  оправдывает жестокости и антигуманизм сверхчеловека, наделенного и «волей к жизни», и «волей к власти», великой  задачей придать смысл общественной истории и способностью создать  высшую культуру.
Роль  Ницше в осмыслении кризисных  процессов современной культуры очень велика. По словам Т. Лессинга, ницшеанство - это продолжение той  мировоззренческой позиции, которая  пессимистически оценивает будущее  культуры. Предшественников ницшеанской  культурфилософии Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстого отвращение к рационалистическим формам культуры приводит к аскетическим и христианско-трансцендентным идеалам. Для Ницше именно эти ценности являются продуктом направленной по ложному пути, усталой и больной жизни.
Проблема  кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских  школ XX века. Экзистенциальная философия  поставила в число актуальнейших  проблем нынешнего столетия такие  вопросы, как абсурдность человеческого  существования и тотальная изолированность  его от социума.
Вопросы психологического «недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены и решены представителями психоаналитической теории.
К числу  исследователей данной проблемы относится  и Г. Маркузе, разработавший концепцию  «одномерного человека», который, будучи включенным в потребительскую гонку, оказывается отчужденным от таких  своих социальных характеристик, как  критическое отношение к существующему  обществу, способность к революционной борьбе.
 
4. Постмодернизм в культуре ХХ  века.
Постмодернизм или постмодерн (буквально означает то, что после «модерна»,  или  современности)  - совокупное обозначение  тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада.
Этот  термин всё чаще применяется для  характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации  в социально-экономической, технологической  и социально-политической сфере.
Культура  постмодернизма имеет онтологические, гносеологические, историко-культурные и эстетические параметры. В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому  воздействию, отвечая на него противодействием: что порядок вещей «мстит»  нашим попыткам его переделать, обрекая  на неизбежный крах любые преобразовательские  проекты.
Постмодернизм возникает как осознание исчерпанности  онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному  преображению, переводу из «неразумного»  состояния в «разумное». Квалификация такой онтологии как «модернистской»  и исторически исчерпавшей себя есть вместе с тем провозглашение новой эпохи – постмодерниз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.