На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Федеральное агентство по образованию
СТАРООСКОЛЬСКИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
      «Национальный исследовательский технологический  университет
      «Московский институт стали и сплавов» 
       
       
       
       
       
       

по дисциплине: «Хозяйственное право»
на тему: «Понятие и формы монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Белянина А.А.
      Группа: Эм-08-зс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Старый  Оскол
2010год

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.Ответственность  за нарушение антимонопольного  законодательства
3.недобросовественная  конкуренция
4.Список  литературы

1.Понятие  и формы монополистической деятельности

    Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических  отношений между ее субъектами, которые  реализуют собственный интерес  и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы  производства и исключительными  правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над  рынком и диктат своих условий, регулирование  цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение  конкуренции.
    Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря  особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена  государством, местными органами власти.
    В основе советского монополизма лежит  деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником  являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к  тому, что во всех сферах народного  хозяйства установилась государственная  монополия.
    Политическая  надстройка закрепляла юридическими и  идеологическими формами государственно-экономическую  монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости  отраслей и предприятий, органов  управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика  и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки  практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.
    Монопольная роль государства реализовывалась  через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она  проявилась в виде монополии административно-командной  системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию  труда и производства, управление им.
    Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались  решения, связанные с функционированием  общественной системы в целом. Государство  распоряжалось ресурсами, внутренней и внешней торговли, определяло плановые задания - “контрольные цифры”, устанавливало  “государственные заказы”, каждой хозяйственной  единице диктовало характер и  объемы производства, посредством лимитов  и материально-технического снабжения  определяло адресаты, объемы и источники  ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.
    С помощью централизованного  планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения  потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические  методы управления Монополия государственной  собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной  прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.
    Централизованная  система создавала идеальную  среду для воспроизводства монополизма  собственности, монополизма управления и технологического монополизма  предприятии (объединений). Это был  своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился  доминирующий в экономике государственный  сектор. Его составляющими выступали  ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизировавшие выпуск отдельных товаров и услуг.
    В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие  место в советский период и  сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной  собственности и центральных  органов власти и управления, министерств  и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием  экономически привилегированного положения  отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в  целом собственные интересы, игнорируя  их реальные потребности. Монополизация  стала закономерностью командном  системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной  власти отдельных хозяйствующих  субьектов или их групп.
    При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм  представлял собой универсальный  способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его  подсистемы. Предприятие, даже являясь  единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной  властью, хотя формально считалось  монополистом. Особенность такой  монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она  не выступала детерминантой своей  деятельности, не могла реализовать  монопольного положения ни в области  ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и  присвоения прибыли.
    Выделяют  низшие и высшие формы монополии. Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.
    В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую. Естественная монополия— складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
    Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
    Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.
    Экономическая монополия —  возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.
    На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
    Предпринимательская монополия— рынок, при котором одна ил и несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.
    Двусторонняя  монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).
    Государственная монополия— рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.
    Есть  несколько причин существования  монополий.
    Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
    Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
    Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. 
 

2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 
    За  уклонение от исполнения или несвоевременное  исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению  суда с виновных хозяйствующих субъектов  взыскивается штраф в размере  до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.
    Государственные органы, хозяйствующие субъекты, их должностные лица в соответствии с законодательством несут ответственность  за нарушение настоящего Закона и  иных актов законодательства.
    Обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством.
    Полное  или частичное обжалование в  судебном порядке решений (предписаний) антимонопольного органа, а также  решений суда о наложении административных взысканий приостанавливает их исполнение в обжалуемой части до момента  окончательного вступления в силу судебного  решения.
    Вывод: Реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в  административном, судебном или смешанном  порядке. В последнем случае решения  административных органов могут  быть обжалованы в судах. Выполнение основной части функций по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению  исполнения антимонопольного законодательства, осуществляется уполномоченным республиканским  органом государственного управления. Антимонопольный орган, создается, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства. 

3.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
     Основными методами являются:
         - экономический (промышленный шпионаж)
         - подделка продукции конкурентов
         - подкуп и шантаж
         - обман потребителей
         - махинации с деловой отчетностью
         - валютные махинации
         - сокрытие дефектов и т.д.
        К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она  находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве  в виде конкретных товаров или новых технологий.
                         Патент  как  стимул  промышленного шпионажа.
        Именно промышленный шпионаж   так сказать "создал" патент  на изобретение. Поскольку сохранить  секреты производства не удавалось,  изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.
        Патент - это документ, удостоверяющий  изобретение и закрепляющий за обладателем  патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
        Но патент, теоретически направленный  против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.
     Современный  экономический  шпионаж.
       Часто термины "промышленный" и "экономический" шпионаж  используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это:
      1) рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;
      2) сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений) , его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.
        Ответ на вопрос, почему экономический  шпионаж интересуется вышеперечисленными  показателями государства, заключается  в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.
        В принципе, в наше время, любое  правительство хорошо развитой  страны располагает крупными  денежными средствами, не контролируемыми  парламентом. Эти  суммы могут  быть скрыты в различных статьях  государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.
        Основными объектами внимания  промышленного шпионажа являются  патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж  кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных  групп общества.
        С развитием промышленного шпионажа  промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты  научно-технических исследований, проекты  и эскизы любой своей продукции.  В организационную структуру ТНК входят т.н. технические центры, основной  задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.
        В целях повышения прибыли  ТНК стремятся к установлению  истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
       Все промышленные монополии имеют  засекреченные лаборатории, где  по всем параметрам сравнивают  уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки  или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.
        Недостатки своей продукции тщательно  изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых  сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.
        Существуют различные способы  получения конфиденциальной информации  о деятельности конкурентов, как  законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
        Основными законными путями сбора  информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
        Так как каждая ТНК знает  о возможных  действиях, исследований  против нее со стороны конкурентов,  то в официальных публикациях  и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная  компания составляет несколько вариантов отчета.
        Отчет, отражающий истинное состояние  дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.
        Другой вариант отчета, из которого  исключена наиболее важная и  личная информация, структура производственных  издержек, предоставляется руководителям  корпорации среднего уровня, некоторым  управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из  среды основных акционеров.
        Возможен и третий - популярный  вариант отчета, в котором отсутствует  практически всякий смысл, но  зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.
        Но конкурирующие фирмы, зная  о возможных способах  сокрытия  информации, осуществляют сбор конфиденциальной  информации следующими путями:
     - различного рода вопросы, задаваемые  специалистам конкурента
     - приглашение на работу специалистов  конкурента
     - ложные предложения работы специалистам  из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу.
     Также могут быть реализованы следующие  способы:
     - тайное наблюдение за интересующим  специалистом, отделом, лаборатории
     - использование профессиональных  шпионов для получения информации
     - подкуп сотрудников из основных  отделов конкурента
     - внедрение "нужных"  лиц в  структуру фирмы-конкурента
     - подслушивание разговоров и т.д.
     - похищение чертежей, образцов, документов
     - шантаж и другие способы давления
     - получение информации от источников  в государственных структурах         
     - сбор информации через зарубежные  филиалы и через общих поставщиков.
        Еще одним из эффективных способов  экономического шпионажа является внедрение  "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п. 
        Подводя итог  вышесказанному  можно сделать вывод, что основной  идей промышленного шпионажа  для ТНК является сохранение  своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
                    Промышленный  шпионаж  и фальсификация  фирменной  продукции.
        Частное собственность на изобретения  устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента.
        В основном патент предоставляет  реальные выгоды в течении  семи лет, что позволяет за  это время получить немалую  прибыль его владельцу. Но с  другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.
        Кроме того, многие крупнейшие  изобретения часто не патентуются,  чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.
        Путь от изобретения до коммерческого  использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем  крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются прежде всего для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
        Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия : резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
                       Методы  промышленного  шпионажа.
        Наряду с широко известными  методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
        Специальная технология позволяет  перехватывать любую информацию, предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами : по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной  техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
        С развитием компьютерной техники  и созданием различного рода  компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.