На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление процессами на основе IDEF-моделей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Актуальность  исследования определяется тем, что  современные предприятия вынуждены  постоянно заниматься улучшением своей  деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения  бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
     Не  так далеко ушли те времена, когда  административная система управления была основной в управлении процессами. Тогда каждое подразделение или отдел не несли ответственности за конечный результат.
     Это сказывалось на эффективности работы целой компании. Кроме того, это  отражается и на оценивании временных  затрат, что в результате приводит к снижению её стоимости и ухудшению  управления проектами. Однако мир изменился и стали необходимы поиски новых идей и способов управления бизнес-процессами.
     Интерес компаний к процессному управлению постепенно растет. Его всплеск в современных условиях вполне объясним: оптимизация бизнес-процессов, четкое их исполнение и управление ими — залог преодоления кризиса и дальнейшего развития.
     Управление  бизнес-процессами является достаточно сложным инструментом, требующим  перестройки всей системы управления компанией, ломки складывавшихся годами стереотипов и изменения корпоративной культуры.
     Совершенствование управления компанией на базе методологии бизнес-процессов подразумевает моделирование деятельности компании. С помощью такого моделирования можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему деятельности.
     Моделирование бизнес-процесса - процесс отражения  субъективного видения потока работ  в виде формальной модели, состоящей  из взаимосвязанных операций. Целью  моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.
     Основу  многих современных методологий  моделирования бизнес-процессов  составила методология SADT (Structured Analysis and Design Technique). В настоящее время наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов - стандарт США IDEF (Integrated DEFinition).
     С помощью IDEF-моделей можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными.
     Целью данной контрольной работы является изучение особенностей IDEF-моделирования.
     Исходя  из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
     - раскрыть сущность и значение моделирования бизнес-процессов;
     - рассмотреть стандарты семейства  IDEF.
     Проблемами моделирования бизнес-процессов на основе стандартов IDEF посвящены работы отечественных специалистов, занимавшихся изучением моделирования в управлении, таких как, М.С. Клейменовой, С.В. Черемных, И.О. Семенова, В.С. Ручкина  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и значение моделирования бизнес-процессов 

     Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
     Идея  моделирования бизнес-процессов  это уже сигнал к тому, что для  современного руководителя и всех работников предприятия необходимо четкое видение  всей деятельности и, главное, ее конечного  результата.
     Имея  модель предприятия, всех его бизнес-процессов, сориентированных на конкретную цель, мы открываем возможность его совершенствования. Анализ предприятия как модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной поставленной цели.
     Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
     Существует  несколько подходов к определению понятия «моделирование бизнес-процессов»:
     Моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность;
     Моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия;
     Моделирование бизнес-процессов - это средство позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия. [1].
     Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота [4].
     Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа структурное и детальное. На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:
     1) существующая организационная структура;
     2) документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;
     3) структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;
     4) диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.
     Детальная модель бизнес-процесса должна включать:
     1) набор прецедентов отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;
     2) диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;
     3) диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.
     Модели  должны быть согласованы с ведущими специалистами организации, обладающими  необходимыми знаниями.
     В случае если после построения моделей  согласование не было достигнуто - в модель должны быть внесены необходимые уточнения и коррективы. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес-процессов. 

2. Стандарты IDEF-моделирования бизнес-процессов 

     2.1. Стандарт функционального моделирования IDEF0
     Стандарт IDEF0 считается классическим методом  процессного подхода к управлению. Основной принцип процессного подхода  заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой. Именно бизнес-процессы, формирующие значимый для потребителя результат, представляют ценность, и именно их улучшением предстоит в дальнейшем заниматься.
     Стандарт IDEF0 представляет собой совокупность правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. [2].
     Графический язык IDEF0 удивительно прост и гармоничен. В основе методологии лежат четыре основных понятия:
     Первым  из них является понятие функционального блока (Activity Box). Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника (см. Рис. 2.1.1) и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, “производить услуги”, а не “производство услуг”).
     Каждая  из четырех сторон функционального  блока имеет своё определенное значение (роль), при этом:
     Верхняя сторона имеет значение “Управление” (Control);
     Левая сторона имеет значение “Вход” (Input);
     Правая  сторона имеет значение “Выход” (Output);
     Нижняя  сторона имеет значение “Механизм” (Mechanism).
     Каждый  функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер.
      
Рисунок 2.1.1. Функциональный блок
 

     Вторым  “китом” методологии IDEF0 является понятие интерфейсной дуги (Arrow). Также интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком.
     Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта, наименование должно быть оборотом существительного.
     С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.).
     В зависимости от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит название “входящей”, “исходящей” или “управляющей”. Кроме того, “источником” (началом) и “приемником” (концом) каждой функциональной дуги могут быть только функциональные блоки, при этом “источником” может быть только выходная сторона блока, а “приемником” любая из трех оставшихся.
     Третьим основным понятием стандарта IDEF0 является декомпозиция (Decomposition). Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.
     Декомпозиция  позволяет постепенно и структурированно представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных  диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.
     Модель IDEF0 всегда начинается с представления  системы как единого целого –  одного функционального блока с  интерфейсными дугами, простирающимися  за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором “А-0”.
     В пояснительном тексте к контекстной  диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в виде краткого описания и зафиксирована  точка зрения (Viewpoint). Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации.
     Последним из понятий IDEF0 является глоссарий (Glossary). Для каждого из элементов IDEF0: диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом. Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента.
     Рекомендуется прекращать моделирование, когда уровень  детализации модели удовлетворяет  ее цель. Общее число уровней в  модели не должно превышать 5-6.  

2.2. Стандарт информационного моделирования IDEF1
     Стандарт IDEF1 был разработан как инструмент для анализа и изучения взаимосвязей между информационными потоками в рамках коммерческой деятельности предприятия. Применение методологии IDEF1 как инструмента построения наглядной модели информационной структуры предприятия по принципу «как должно быть».
     Применение  методологии IDEF1, как инструмента  построения наглядной модели информационной структуры предприятия по принципу "Как должно быть" позволяет  решить следующие задачи:
     1) Выяснить структуру и содержание существующих потоков информации на предприятии
     2) Определить какие проблемы, выявленные в результате функционального анализа и анализа потребностей, вызваны недостатком управления соответствующей информацией.
     3) Выявить, информационные потоки, требующие дополнительного управления для эффективной реализации модели.
     Основными составляющими компонентами информационной модели являются:
     диаграммы - структурные изображения информационной модели, представляющие, в соответствии с набором правил, состав и логические связи используемых данных;
     словарь - значение каждого элемента модели описывается текстовым фрагментом.
     Базовым понятием в методологии IDEF1 является понятие сущности. Сущность определяется как реальный или абстрактный объект, набор отличительных свойств которого, называемых атрибутами, известен. Каждая сущность имеет имя и атрибуты [2].
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.2.1. Пример построения модели IDEF1 

     На  рис. 2.2.1. приведен пример IDEF1 – диаграммы. На ней представлены две сущности с именами “Отдел” и “Сотрудник” и взаимозвязь между ними с именем “работает в”. Имя взаимосвязи всегда выражается в глагольной форме. Если же между двумя или несколькими объектами реального мира не существует установленной зависимости, то с точки зрения IDEF1, между соответсвующими им сущностями взаимосвязь также отсутствует.  

2.3. Стандарт динамического моделирования IDEF2
     IDEF2 - Simulation Model Design - методология динамического моделирования развития систем.
     В связи с весьма серьезными сложностями  анализа динамических систем от этого  стандарта практически отказались, и его развитие приостановилось на самом начальном этапе. В настоящее время присутствуют алгоритмы и их компьютерные реализации, позволяющие превращать набор статических диаграмм IDEF0 в динамические модели, построенные на базе «раскрашенных сетей Петри» (CPN - Color Petri Nets). 

2.4. Стандарт моделирования процессов IDEF3
     IDEF3 является стандартом документирования  технологических процессов, происходящих  на предприятии, и предоставляет  инструментарий для наглядного  исследования и моделирования их сценариев.
     Как и в методе IDEF0, основной единицей модели IDEF3 является диаграмма. Другой важный компонент модели - действие, или в терминах IDEF3 "единица  работы". Диаграммы IDEF3 отображают действие в виде прямоугольника. Действия именуются с использованием глаголов или отглагольных существительных, каждому из действий присваивается уникальный идентификационный номер. Этот номер не используется вновь даже в том случае, если в процессе построения модели действие удаляется. В диаграммах IDEF3 номер действия обычно предваряется номером его родителя [2].
     Завершение  одного действия может инициировать начало выполнения сразу нескольких других действий или, наоборот, определенное действие может требовать завершения нескольких других действий до начала своего выполнения.
     Соединения "и" инициируют выполнение конечных действий. Все действия, присоединенные к сворачивающему соединению "и", должны завершиться, прежде чем начнется выполнение следующего действия. После  обнаружения пожара инициируются включение пожарной сигнализации, вызов пожарной охраны, и начинается тушение пожара. Запись в журнал производится только тогда, когда все три перечисленных действия завершены [2].
     Соединение "исключающее "или"" означает, что вне зависимости от количества действий, связанных со сворачивающим или разворачивающим соединением, инициировано будет только одно из них, и поэтому только оно будет завершено перед тем, как любое действие, следующее за сворачивающим соединением, сможет начаться. Если правила активации соединения известны, они обязательно должны быть документированы либо в его описании, либо пометкой стрелок, исходящих из разворачивающего соединения. Соединение "исключающее "или"" используется для отображения того факта, что студент не может одновременно быть направлен на лекции по двум разным курсам.
     Соединение "или" предназначено для описания ситуаций, которые не могут быть описаны двумя предыдущими типами соединений. Аналогично связи нечеткого  отношения соединение "или" в  основном определяется и описывается непосредственно аналитиком. Соединение J2 может активизировать проверку данных чека и/или проверку суммы наличных. Проверка чека инициируется, если покупатель желает расплатиться чеком, проверка суммы наличных - при оплате наличными. И то, и другое действие инициируются при частичной оплате, как чеком, так и наличными [2].
Рисунок 2.4.1.Пример диаграммы в нотации IDEF3  

2.5. Стандарты моделирования процессов IDEF4- IDEF14
     IDEF4 - методология построения объектно-ориентированных систем. Средства IDEF4 позволяют наглядно отображать структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия, тем самым позволяя анализировать и оптимизировать сложные объектно-ориентированные системы [2].
     IDEF5 - методология онтологического исследования сложных систем. С помощью словаря терминов и правил позволяет описать онтологию системы. В итоге могут быть сформированы достоверные утверждения о состоянии системы в некоторый момент времени, на основе которых делаются выводы о дальнейшем развитии системы и производится её оптимизация. .
     IDEF6 - Design Rationale Capture - Обоснование проектных действий. Назначение IDEF6 состоит в облегчении получения «знаний о способе» моделирования, их представления и использования при разработке систем управления предприятиями. Под «знаниями о способе» понимаются причины, обстоятельства, скрытые мотивы, которые обуславливают выбранные методы моделирования. Проще говоря, «знания о способе» интерпретируются как ответ на вопрос: «почему модель получилась такой, какой получилась?» Большинство методов моделирования фокусируются на собственно получаемых моделях, а не на процессе их создания. Метод IDEF6 акцентирует внимание именно на процессе создания модели [2].
     IDEF7 - Information System Auditing - Аудит информационных систем. Этот метод определён как востребованный, однако так и не был полностью разработан [2].
     IDEF8 - User Interface Modeling - Метод разработки интерфейсов взаимодействия оператора и системы (пользовательских интерфейсов). Современные среды разработки пользовательских интерфейсов в большей степени создают внешний вид интерфейса. IDFE8 фокусирует внимание разработчиков интерфейса на программировании желаемого взаимного поведения интерфейса и пользователя на трех уровнях: выполняемой операции (что это за операция); сценарии взаимодействия, определяемом специфической ролью пользователя (по какому сценарию она должна выполняться тем или иным пользователем); и, наконец, на деталях интерфейса (какие элементы управления, предлагает интерфейс для выполнения операции) [2].
     IDEF9 - Scenario-Driven IS Design (Business Constraint Discovery method) - Метод исследования бизнес ограничений был разработан для облегчения обнаружения и анализа ограничений в условиях которых действует предприятие. Обычно, при построении моделей описанию ограничений, оказывающих влияние на протекание процессов на предприятии уделяется недостаточное внимание. Знания об основных ограничениях и характере их влияния, закладываемые в модели, в лучшем случае остаются неполными, несогласованными, распределенными нерационально, но часто их вовсе нет. Это не обязательно приводит к тому, что построенные модели нежизнеспособны, просто их реализация столкнется с непредвиденными трудностями, в результате чего их потенциал будет не реализован. Тем не менее в случаях, когда речь идет именно о совершенствовании структур или адаптации к предсказываемым изменениям, знания о существующих ограничениях имеют критическое значение [2].
     IDEF10 - Implementation Architecture Modeling - Моделирование архитектуры выполнения. Этот метод определён как востребованный, однако так и не был полностью разработан [2].
     IDEF11 - Information Artifact Modeling. Этот метод определён как востребованный, однако так и не был полностью разработан [2].
     IDEF12 - Organization Modeling - Организационное моделирование. Этот метод определён как востребованный, однако так и не был полностью разработан [2].
     IDEF13 - Three Schema Mapping Design - Трёхсхемное проектирование преобразования данных. Этот метод определён как востребованный, однако так и не был полностью разработан [2].
     IDEF14 - Network Design - Метод проектирования компьютерных сетей, основанный на анализе требований, специфических сетевых компонентов, существующих конфигураций сетей. Также он обеспечивает поддержку решений, связанных с рациональным управлением материальными ресурсами, что позволяет достичь существенной экономии [2]. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сложная и динамичная внешняя среда требует  от предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. При этом возможны различные варианты организации менеджмента. В последнее время для создания эффективной системы управления предприятием достаточно широко используется процессный подход, на многих предприятиях во всем мире осуществляется переход от функциональной организации производства к процессной.
     Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие  в целом, как оно взаимодействует  с внешними организациями, заказчиками  и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
     Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
     Основу  многих современных методологий моделирования бизнес-процессов составила методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – метод структурного анализа и проектирования) и алгоритмические языки, применяемые для разработки программного обеспечения. С помощью методологии семейства IDEF можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах.
     В последние годы интерес в России к методологиям семейства IDEF неуклонно  растет. При этом интерес к таким  стандартам, как IDEF4-14 является теоретическим, а к IDEF0 вполне практически обоснованным.
     Не  секрет, что практически все проекты  обследования и анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятий  сейчас в России, так или иначе, связаны с построением автоматизированных систем управления. Благодаря этому, стандарты IDEF в понимании большинства стали условно неотделимы от внедрения информационных технологий, хотя с их помощью порой можно эффективно решать даже небольшие локальные задачи, буквально при помощи карандаша и бумаги.
     В данной контрольной работе были раскрыты содержание и сущность моделирования  бизнес-процессов на предприятии, а  также дано подробное описание методологии  стандартов семейства IDEF.
     В заключении хочется подчеркнуть, что  главное достоинство идеи анализа и управления бизнес-процессами предприятия посредством создания его модели - ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя эту методологию, будут иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее.
Список использованной литературы 

     1. Август-Вильгельм Шеер. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2003.
     2. Войнов И.В. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: монография / И.В. Войнов - М.: ЮУрГУ, 2002.
     3. Волков О.Н. Стандарты и методологии моделирования бизнес-процессов: учеб. пособие для вузов / О.Н. Волков. - М.: АСВ, 2000.
     4. Григорьев Д.И. Моделирование бизнес-процессов предприятия: учеб. пособие / Д.И. Григорьев. - М.: ИРЦ, 2006.
     5. Каменова, Громов Моделирование бизнеса. Методология ARIS М.: Весть-МетаТехнология, 2008
     6. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. пособие / Г.Н. Калянов. - М.: Финансы и статистика, 2006.
     7. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; [пер. с нем.]. — М.: Эксмо, 2007.
     8. Пинаев Д.К. Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном: справ. пособие / Д.К. Пинаев. - М.: РГАС, 2003.
     9.  Черемных С.В., Семенова И.О., Ручкина В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум Финансы и статистика, 2006

     10. Интернет-ресурс: http://idefinfo.ru 
 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.