На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Авторитет офицера и прапорщика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Авторитет офицера и прапорщика  
 ВОПРОСЫ: 
1. Сущность и значение авторитета командира (начальника). 
2. Роль личного примера офицера и прапорщика в воспитательном процессе.  
«Совершенно понятно, что  воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем». 
А. С. Макаренко  
 
Под авторитетом принято  понимать социально-психологическое  влияние одного человека (или группы лиц) на других людей - руководителя на руководимых, учителя - на учеников, командира  -на подчиненных, коллектива - на личность, вышестоящего органа -на подчиненную организацию. 
Это слово латинского происхождения, его значение - достоинство, сила, власть. Следовательно, понятие авторитет сходно с понятием лидерство. 
В каждом воинском коллективе, как правило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразными носителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. В научной литературе говорится, что авторитет бывает должностным, моральным и профессиональным. 
Должностной авторитет - это воздействие командира на коллектив властью, данной ему должностным положением. 
Моральный авторитет - это проявление нравственных, духовных качеств лидера. Человек, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением. 
Профессиональный авторитет присущ, скажем, офицеру или прапорщику, в совершенстве владеющему своей специальностью, всем комплексом порученного дела. 
Процесс становления авторитета проходит определенные стадии: 
• воздействие внешних факторов; 
• проявление желания подражать начальнику; 
• подтверждение собственного авторитета. 
Исключительная роль принадлежит авторитету командира в армии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения. В наше время роль командира-единоначальника еще больше возросла. Современный бой требует небывалого напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение. 
В социальной психологии в последние годы наметилась классификация руководителей групп (коллективов) в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, в частности, руководители: авторитарного, демократического, либерального стилей. 
Однако полное и правильное представление о типичной личности руководителя нельзя получить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми - морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскими качествами. 
Более точной представляется следующая классификация руководителей: 
• истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; 
• преимущественно авторитарный; 
• преимущественно либеральный; 
• псевдоавторитетный. 
Отмечая личные качества, от которых зависит истинный авторитет офицера, прапорщика, следует особо выделить его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь. Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности и настойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремления понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта, трезвая оценка удач и ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно также, чтобы офицер умел учитывать опыт, знания подчиненных. Все это обеспечивает ему успех в деятельности и истинный авторитет среди воинов. 
Абсолютное большинство наших офицеров, прапорщиков благодаря высокому уровню военно-технической и психологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Они пользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с тем жизнь показывает, что некоторые, особенно молодые офицеры, прапорщики, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета. Некоторые их виды мы рассмотрим ниже. 
Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, что каких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок для существования подобного авторитета в нашей армии нет. Но даже единичные его проявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность между начальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувства личной приниженности и трусости, у других - чувства протеста и неуважения к руководителю. 
Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий, искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания. 
Псевдоавторитет чванства. Чванливый руководитель формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике. 
Псевдоавторитет педантизма. Отдельные начальники создают в части, подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть требовательного отношения к людям. Все это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся с требованиями устава и здравым смыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность. 
Бывают, например, случаи, когда отдельные командиры стремятся внести искусственную, не предусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностей всю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных. 
Псевдоавторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной нравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники стремятся всегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания. 
Псевдодемократический авторитет имеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитет подкупа, посула. Отдельные молодые офицеры, прапорщики полагают, что они могут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности. 
Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и, любовь военнослужащие питают к высокотребовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам и начальникам. 
Авторитет как любое явление общественной психологии динамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный. 
В солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера, прапорщика, его умения работать с подчиненными. Авторитет офицера, прапорщика необходим для успешного решения задач боевой подготовки. Ведь чем больше авторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможности повышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений, частей. 
Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру (прапорщику) на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет. Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороны старших товарищей. Очень плохо, что некоторые старшие начальники проходят мимо недостатков того или иного офицера, прапорщика, не помогают преодолевать их. Авторитет офицера, прапорщика - это результат их упорного труда, собственное развитие личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников. 
 

 
Воспитание как организованный процесс прямого и опосредованного  воздействия на личность воина и  воинский коллектив осуществляется с помощью различных методов. 
Методы воспитания - это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива. 
Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на воинов. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его - яркое проявление педагогического мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воина и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой - не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия. 
Отмечая творческий характер применения методов, А. С. Макаренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей системы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная. 
Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. 
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. 
Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему).
 
 
Каждый человек, общаясь  с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую  воспитательную роль играют жизнь, подвиги  исторических личностей, а также  выдающихся людей современности  и художественные образы, запечатленные  в литературе и искусстве. 
Поэтому воин, общаясь с товарищами, знакомясь с жизнью современников, с боевыми традициями части, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы. 
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Он действует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. 
Психологической основой примера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. 
Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Для воинов подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер. 
В процессе подражательности психологи выделяют три этапа: 
- непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица; 
- формирование желания действовать по образцу; 
- синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. 
Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. 
Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка. 
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных начальников. При целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни. 
Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «Слово - учит, а пример ведет» - гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». 
Молодой солдат или матрос, попав в незнакомую для него обстановку воинской части или корабля, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных во всем. 
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Кроме того, его действенность находится в зависимости от умения офицера убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью. 
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится ровно и доброжелательно. 
Чтобы воспитывать высокие моральные качества у других, надо самому обладать ими. 
Воспитательная работа - одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением воспитателя. 
Следуя положительному примеру, подражая ему, воины тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения. 
Во-первых, личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинского труда, высокой инициативностью и самостоятельностью офицера. 
Во-вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему. 
В-третьих, личный пример имеет большую наглядность. Поведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту. 
Командир (офицер-воспитатель) обязан показывать пример буквально во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высокие морально-боевые качества. 
В-четвертых, личный пример -очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания. 
 
Методические рекомендации 
1. Во введении необходимо подчеркнуть актуальность темы занятия и ее практическое значение, дать определение основных понятий, представить литературу по теме. 
2. При изложении (обсуждении) первого вопроса обратить внимание на сущность и значение авторитета офицера (прапорщика). 
3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцентировать внимание на основных методах воспитания; на конкретных примерах из практики раскрыть их содержание, использовать передовой опыт применения личного примера в воспитательной работе. Следует напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) результативна в тех случаях, когда она четко спланирована, опирается на основы педагогической науки, при грамотном проведении ее со стороны офицеров и прапорщиков. 
4. В ходе семинара желательно рассмотреть следующие вопросы: 
- педагогическая характеристика военно-профессионального и нравственного воспитания военнослужащих; 
- методы направления воспитательной работы офицера в ходе служебной деятельности; 
- использование офицером воспитательного потенциала личного примера. 
 
Рекомендуемая литература: 
1. Барабанщиков А., Муцынов С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. 
2. Вдовюк В., Федотов А, Юскаев Р. Педагогическая этика военного руководителя. - М.: Военная академия им. М.В. Фрунзе, 1993. 
3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с  подчиненными // Ориентир. -2002. - Ш, с. 50 - 53. 
4. Фирсенков В. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - №8, с. 48 - 51.
Основные методы и средства воспитания
Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса, к ним были отнесены следующие основные методы и средства воспитания:
Убеждение. Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с понимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.
Указывая на сущность этого  метода, известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение - глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.
Психологической основой  этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика  тех действий и поступков, которые  он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность, так или иначе, сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.
Существенное значение имеют те конкретные средства, которые  используются в процессе применения метода убеждения. К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Об использовании этих средств воспитания и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический характер.
Положительный пример. Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.
Сущность положительного примера как метода воспитания состоите использовании лучших образцов поведения  и деятельности других людей для  возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе под собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Психологической основой  влияния положительного примера  на воспитание детей является их подражательность. Этот механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.
Хотя пример как метод  воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной  деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.
Упражнение (приучение). Под этим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образования навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характера и свойств личности должна "сосредоточиться... на... проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения".
Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей.
Широкий диапазон воспитательного  воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).
Важно не только то, что  этот метод охватывает все стороны  развития растущей личности. Главное заключается в том, что без разумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания.
Педагогические основы организации упражнении (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:
а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),
в) практический показ действия по решению поставленной задачи,
г) организация первоначального воспроизведения учащимися показанных действий (образцов поведения),
д) последующая тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений,
ж) напоминание и контроль за поведением.
К сожалению, до сих пор  в практике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упражнений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требования, но главным образом организация специальных упражнений, нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью учащихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.
Одобрение и осуждение. В процессе воспитания применяются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е гг. отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, например, обосновывать П.П. Блонский. Он считал, что меры осуждения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использование же различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основными средствами воздействия на детей и забывать о других воспитательных мерах. С позиций отрицания педагогической целесообразности поощрений и наказаний выступал С.Т. Шацкий.
Эту точку зрения не разделял А.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своему поведению. "От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа - такова дистанция в применении наказаний". Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П. Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно отвергал их.
Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А. С Макаренко. Обосновывая правомерность наказаний как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помогают "оформиться крепкому человеческому характеру", способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают "уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их".
Одобрение как метод  воспитания есть не что иное, как  признание, положительная оценка поведения  или качеств учащегося со стороны  педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Психологической основой  методов одобрения и осуждения  выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают  у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.
Такое же воздействие оказывает  на учащихся и метод осуждения, вызывая  у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание нате внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Вес это заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка и дисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, критическое отношение к своему поведению и более требовательное отношение к себе.
Каждый из этих методов  имеет соответствующие средства реализации и требует особого  искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками, которые являются своеобразными средствами одобрения.
Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и. наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.
Осуждение только тогда  достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных учащихся.
Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно - здесь вполне можно ограничиться разъяснительной беседой или же простым упреком. Особенно внимательно следует, относится к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход с уроков, из дома и т.д. В подходе к подобным учащимся нужно проявлять особую осторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правил поведения.
Признавая правомерность  одобрения и осуждения в системе  школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педагогического значения. Их неправильное или слишком широкое пользование может обернуться отрицательными последствия. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспитания, которые применяются главным образом для коррекции поведения.
Требование и контроль за поведением. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения установленных норм и правил поведения. Например, чрезмерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками - вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспитании встречается немало. Вот почему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением и осуждением, возникает необходимость в применении таких методов воспитания, как предъявление требований, осуществление контроля за поведением учащихся.
Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, или  действиям, направленным на улучшение  поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющим образом зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.
Под контролем понимается такой метод воспитания, который  выражается в наблюдении за деятельностью  и поведением учащихся с целью  побуждения их к соблюдению установленных  правил поведения, а также к выполнения предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.
Переключение на другие виды деятельности. Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного воздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Весьма действенным  оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика, и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание ученика на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осознанию допущенных ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.
Очень полезен метод  переключения в тех случаях, когда  учителя сталкиваются с детской  драчливостью, капризами и непослушанием.
Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что "никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний". Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.
Список используемой литературы
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. .И. Пидкасистого. - М.: "Педагогическое общество России", 2000. - 640 стр.
2. Харламов И.В. / Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Гардарики", 2000. - 519 стр.
 
 
 
 
 
Введение
 
Сегодня, наряду с решением воспитательных задач в рамках всего  воспитательного процесса коллектива офицеру приходится решать воспитательные задачи с трудными военнослужащими, на уровне отдельно взятого воина. В  этом случае внимания требуют в первую очередь воины, недостаточно четко  выражающие свое отношение ко всему, что происходит в подразделении. Вследствие этого они не могут  быть однозначно отнесены к представителям той или иной тенденции.
В условиях сложной международной  обстановки и противоречивого процесса преобразований российской государственности, как показывает практика, кардинально  меняются сложившиеся приоритеты и  традиции в военно-политической, социально-экономической  и духовно-нравственных областях жизнедеятельности  общества, его Вооруженных Сил. Наряду с некоторыми положительными результатами проводимых преобразований в стране, осуществления военной реформы в армии наблюдается устойчивая негативная тенденция к изменению направленности социального поведения допризывной и армейской молодёжи по содержанию и формам его проявления, по росту и усложнению различных отклонений в поведении, как в мирное время, так и в боевой обстановке.
Решение данной воспитательной задачи предполагает: изучение офицером индивидуальных особенностей военнослужащих; правильный и рациональный выбор  методов, приемов, средств и форм воздействия на каждого трудного воспитанника; охват постоянным морально-психологическим и педагогическим влиянием всех трудных категорий военнослужащих; совершенствование индивидуального стиля воспитательной деятельности и др.
В том случае, если в сознании и поведении некоторых военнослужащих достаточно прочно закрепились определенные негативные качества, во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.