На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие государства и реализация норм права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     Курское государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования
     «Юго-западный государственный университет»
Кафедра  теории государства и права 
 
 
 
 

     Контрольная работа
По  дисциплине: «Теория  государства и  права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                             

                                                       Выполнил:
     Студент гр. ЮР 11Ф
     Лебедев Е.А.
     Проверила:
     Ларина  О.Г. 
 
 

                                                                                                       

     Курск2012
     Содержание.
    Понятие государства
    Понятие права
    Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
    Функции государства
    Норма права
    Формы (источники) права
    Правотворчество
    Правоотношение
    Реализация норм права (понятие, формы)
    Применение норм права
    Толкование права
    Правонарушение
    Юридическая ответственность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Понятие государства.
       Термин "государство" мы встречаем очень  часто в средствах массовой информации и быту. На протяжении продолжительного исторического периода не было научного определения этого понятия и  его содержание часто менялось.
       Государство от всех этих социальных явлений отличается такими наиболее важными признаками: 1) особым аппаратом публичной власти; 2) территориальным признаком; 3) суверенитетом  публичной власти; 4) наличием законов, которые выдает государство; 5) стягиванием  налогов, правом взятия кредитов и займов.
       1. В родовом обществе не было  особого аппарата публичной власти, поскольку управления осуществлялось  всеми членами рода или Советом  старейшин на общественных началах.  Власть в родовом обществе  имеет социальный характер, а  с возникновением государства  она приобретает политический  характер. Аппарат публичной власти  отличается и от субъектов  гражданского общества. Работа в  государственном аппарате есть  основной, а во многих случаях  и единой. Государство является  ядром политической системы общества  и выступает от лица всего  населения или господствующего  класса или социальной группы. Публичная власть имеет свою  систему государственных органов,  которые складываются исторически  и имеют свои особенности. В  своей совокупности они выступают  как особая политическая организация  народа, господствующего класса  или социальной группы, которая  использует ее для удовлетворения  своих нужд и интересов или  интересов народа. Наличие в обществе особого аппарата публичной власти является главным признаком государства. Этот признак очень тесно связан с другими признаками.
       2. Вторым признаком государства  является наличие территории. Территория  государства определяется ее  границами. В территорию государства  входит суша, внутренние моря, озера,  реки, внешние моря в 12-границах  мильной зоны (20 км) - территориальные  воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах границ, дипломатические представительства, посольства и консульства, торгу, пассажирские и военные морские и воздушные суда, самолеты и космические аппараты.
       Государство закрепляет свое население за определенными  территориями, устанавливает определенный режим проживания и передвижение в пределах территории, а также  выезд за границу, в другие государства. Государственная власть распространяется на всех граждан и на всю территорию государства.
       3. Третий признак государства есть ее суверенитет. Этот признак также очень тесно связан с другими признаками. Суверенитет государства означает, что государственная власть - единая в пределах своей территории, не зависит от других политических властей внутри страны и особенно от других государств в решении вопросов внутренней и внешней политики. Суверенитет означает также, что государственная власть (высочайшие органы) может свободно принимать те или другие решения в своих интересах или в интересах других государств.
       4. Государство и общество не  могут функционировать и развиваться,  если нет законов. Только государство  имеет право выдавать законы, которые являются общеобязательными  для всех граждан и должностных  лиц на всей территории. Законы  направлены на регулирование  и охрану экономических, политических  и других социальных отношений  и социальных ценностей общества. Государственная власть является  единым субъектом, который имеет  такое право, поскольку она  выступает от лица всего общества, как ядро политической системы.  Таких законов не имеют права  выдавать другие субъекты политической  системы и гражданского общества. Законодательство является составной  частью механизма функционирования  всего государства и общества.
       5. Государство в отличие от других  субъектов общественного отношения  и родового общества взимает  налоги со своих граждан, предприятий  и организаций, которые находятся  на ее территории. Кроме того, государство имеет свою финансовую систему и деньги, без которых не может нормально функционировать государство и общество; государственный язык; национальную культуру; государственные символы - герб, флаг, гимн.
       Итак, государство - это особая политическая организация публичной власти, которая  имеет свою территорию, суверенитет, выдает законы, взимает налоги с  целью нормального функционирования общества, выступает как субъект  международных отношений и выражает интересы всего народа или господствующего  класса (социальных групп). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Понятие права.
       Право представляет собой определенный вид  социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как  нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы  общественных организаций. Все они  регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
       Сущность  права состоит в том, что его  нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое  гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права  могут также устанавливаться  непосредственно самим народом  в порядке референдума, либо в  качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны  с государством. Однако связь права  с государством, характеризующая  его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей.
       Основные  характеристики права:
       1. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными  и иными объективными условиями  жизни общества.
       2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения,  а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности  основных государственных органов,  характер их взаимодействия. Право  также запрещает под угрозой  наказания наиболее опасные и  вредные для общества действия  и поступки, такие, например, как  убийство, свержение власти насильственным  путем, хищение чужого имущества,  т. е. те отношения, от которых  зависит устойчивость государственной  власти, сохранение и определенное  функционирование основных экономических  и политических институтов государства,  безопасная жизнь граждан, общественное  спокойствие.
       3. Право выражает волю и закрепляет  интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит  государственная власть. В современных  демократических государствах в  праве выражается воля большинства  граждан и сочетаются интересы  различных слоев, классов, групп  общества, которые и защищаются  правом.
       4. Право представляет собой единую  иерархичную, систематизированную  и взаимосвязанную совокупность  правовых норм. Другие социальные  нормы не имеют такой жесткой  системы. Они разделены на обособленные  и самостоятельные группы, относящиеся  к различным видам общественных  отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным  религиям, нациям, общественным организациям  и могут иметь существенные  различия.
       Итак, право современного демократического государства — это обусловленная  материальными и социально-культурными  обстоятельствами жизни общества, его  социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства  народа как результат сочетания  индивидуальных, коллективных и общих  интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах  и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми  государством правилами поведения  и деятельности юридических и  физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства  народа как осознанная направленность его деятельности является содержанием  права, то нормы права, т. е. правила  поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
       В юридической науке выделяют два  понимания права: объективное и  субъективное.
       Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется.
       Субъективное  право — это право конкретного  лица в конкретных условиях. Оно  включает в себя: а) конкретные права  данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
       Для человека большее значение имеет  субъективное право, т. е. совокупность конкретных прав, которые он может  реально использовать в своей  жизни и деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).
       Форма государства – это способ образования, организации и осуществления  государственной власти.
       Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества  экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они  всегда изменялись и развивались. Постоянно  менялось и представление о них.
       На  форму государства влияют разнообразные  политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет  классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.
       В современных условиях активные действия рабочего класса и других трудящихся за свои права, сказываются на политическом режиме государства, способах осуществления  государственной власти и его  взаимодействии с населением, наличии  у всех граждан той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и  конституцией страны.
       Форма государства не может не учитывать  и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей  иметь собственное государственное  образование. Федерация является одним  из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей  в автономии, предоставляет им право  самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или  специально заключенным договором  между субъектами федеративного  государства. 

       Форма государства в известной степени  зависит от традиций в истории  развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества.
       На  форму государства заметное влияние  оказывают идеологические установки  партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также  научные разработки проблем организации  и деятельности государства.
    Форма правления – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношение между собой, порядок образования. Форма правления определяет: систему организации высших органов государственной власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.
       Форма государственного правления дает возможность  уяснить:
       – как создаются высшие органы государства  и каково их строение;
       – какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;
       – как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны;
       – в какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина. По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
       Монархия  – эта такая форма правления, при которой верховная государственная  власть формально или реально  принадлежит единоличному правителю  – монарху, занимающему свой пост по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической  формы правления являются: пожизненное  пользование власть. Главой государства (царь, король, император, шах); занятие  престола по наследству или по праву  родства; юридическая безответственность монарха.
       Монархическая форма правления – весьма древняя  форма правления. Она впервые  зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых  захватывали военачальники, представители  разросшихся семейных или соседских  общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы, тех или иных социальных классовых  движений.
       Монархия  характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет  никакой ответственности за результаты своего правления. В разных странах  устанавливается различный прядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников  и т.д.). Существующими в стране законами не предусматривается отстранение  монарха от власти ни при каких  обстоятельствах. Граждане обязуются  почитать, любить своего монарха, а  также неукоснительно исполнять  все его указания и распоряжения.
       Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается  заранее.
       Монархии  бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.
       Абсолютная  монархия – форма правления, при  которой вся полнота государственной  власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в  руках монарха. Действия монарха  никому не подконтрольны. Случилось, однако, что монарх, формально обладавший неограниченной властью, испытывал  давление со стороны своего окружения. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными  монархиями являются некоторые государства  Ближнего Востока, например Саудовская Аравия, а также разновидность  абсолютной монархии – теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан.
       Ограниченная  монархия – форма правления, при  которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом  либо особым правовым актом – конституцией.
       Республика  или республиканская форма правления  также является весьма древней формой государственной организации общества.
       До 1917 г. Россия именовалась Российской империей и была по форме правления  монархией. Затем наступил период, в  который страна существовала как  республика. Сначала – демократическая (при Временном правительстве), потом  – советская федеративная социалистическая (РСФСР). С 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовалась государство  – Союз Советских Социалистических Республик. Таковых в конечном итоге  стало пятнадцать. В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых  государств-республик. Одна из них –  Российская Федерация (Россия).
       В Конституции России сказано, что  наша страна есть государство с республиканской  формой правления.
       Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная  власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.
       Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.
       Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную  структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
       Республиканское правление основано подчас по принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
       Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей  зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные власти (например, президента и парламента).
       В современных постоталитарных государствах большую роль играет и власть главы  государства, как правило, президента.
       Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. По существу, республика – это  такая форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением.
       В республике органы власти избираются на определенный срок.
       Существуют  два вида республик: президентская  республика и парламентская республика. Кроме того, существует смешанный  вид республики, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран), и др.
       Президентская республика создает весьма благоприятные  юридические предпосылки для  сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.
       В президентской республике президент  обладает очень большой властью. Он совмещает функции главы государства  и правительства, формирует правительство. Типичная президентская республика – США.
       Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несет  политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной  особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется  только парламентским путем из числа  лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.
       Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).
    Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти.
       Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его  деление на составные части –  административно-территориальные единицы, автономные политические образования  или суверенные государства.
       Форма государственного устройства тесно  связана с территориальным признаком  государства. Она дает возможность  понять, из каких территориальных  единиц состоит государство, каков  их правовой статус и взаимоотношение  между собой и центральными органами государственной власти.
       Различают следующие формы государственного устройства.
       Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой простое, цельное  государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Большинство унитарных  государств имеют административно-территориальное  деление (районы, области, кантоны и  т.п.), в которое укладывается и  существующая автономия, то есть самоуправляющиеся  образования. Например, в и Испании  наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными  по национальному признаку, созданы  и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве  существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).
       Унитарное государство примечательно единством  власти, территории и населения.
       В унитарном государстве действует  единое гражданство и имеется  одна конституция. Характерный признак  унитарного государства выражается в том, что право принятия законов  принадлежит только центральным  органам государства.
       Федерация – соединенное, сложное союзное  государство, субъекты которого являются государственными образованиями и  обладают признаками суверенитета. При  этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации  высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого  из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме  того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий  и социально-политических причин.
       Входящие  в состав федерации субъекты могут  называться различным образом –  земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в  целях решения национального  вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без  какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или  народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).
    С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Политический режим – совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и ее содержанием.
       Характеристика  политического режима зависит от многих факторов: способов формирования органов государственной власти, взаимоотношений между ними, роли права в жизни общества, степени  участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, способов разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости  от методов, применяемых государством для осуществления политической власти различают авторитарные и  демократические государственно-правовые режимы.
    Авторитарный  режим отличается тем, что:
       – народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной  власти и контроля за ее деятельностью;
       – вся полнота власти концентрируется  в руках правящей элиты, не учитывающей  коренных интересов населения;
       – устраняется оппозиция (иногда формально  разрешается деятельность близких  по духу, родственных политических партий и профсоюзов); 

       – решения центральной власти реализуются  при широкомасштабном использовании  насилия, при опоре на военно-полицейский  аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;
       – личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет  интересов государства над гражданином.
       Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов или участие  в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высоко социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее, наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.
       Демократические режимы обычно присущи индустриально-развитым странам с рыночной экономикой, где  существует значительный средний класс, оказывающий через выборы, прессу, другие виды общественного мнения существенное влияние на государственную власть. Для этого типа режима характерна высокая степень политической свободы  человека, реальное существование правовых институтов, их обеспечивающих. Политическая элита обычно довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.
       Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений 
 
 
 
 
 

       Функции государства.
       Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
       Различают внутренние и внешние функции государства.
       Внутренние  функции - это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
       1. Экономическая функция выражается  в выработке и координации  государством стратегии и тактики  развития страны в наиболее  оптимальном режиме. Экономическая  деятельность государства проявляется  в установлении налогов, выдаче  кредитов, инвестиций, определении  льгот в отношении некоторых  субъектов хозяйственной жизни,  строительстве инфраструктуры (дорог,  транспортных, энергетических, информационных  и других систем), государство  должно создать правовые основы  рынка, т. е. как бы разработать  «правила игры» для хозяйствующих  субъектов, принимать меры по  борьбе с монополизмом, стимулировать  предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей  и др. Однако государство может  осуществлять непосредственное  управление предприятиями некоторых  особо важных отраслей народного  хозяйства (энергетика, связь, атомная,  оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно  выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
       2. Политическая функция обусловлена  необходимостью осуществления им  гармонизации интересов различных  социальных групп. Используя такие  методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство  способно выявить действительную  расстановку социальных сил, учесть  в своей политике интересы  различных социальных групп и  не допустить их открытого  столкновения. Особо важным представляется  процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять  как бы срез общества. Организация  этого процесса, обеспечивающего  народовластие, возлагается на  государстве. Помимо этого государство  обеспечивает защиту конституционного  строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
       3.Социальная  функция. Ее выполнение позволяет  обеспечить нормальные условия  жизни для всех членов общества  вне зависимости от их участия  в производстве материальных  благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление  минимального уровня оплаты труда,  пенсий, стипендий, пособий больным,  инвалидам, пожилым людям, студентам,  детям, матерям, безработным; выделение  необходимых средств на здравоохранение,  культурный отдых, просвещение,  строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта  и связи - это все то, что  позволяет людям вести достойную  и активную жизнь, способствующую  их развитию, а не только существованию.  Однако и в этом деле нужна  осмотрительность: социальная политика  проводится за счет налогов,  отчисляемых от предпринимательской  деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется  стимул работать. Общество может  деградировать. Но в то же  время социальное регулирование  по принципу уравниловки не  способно обеспечить прогресс  общества.
       4. Правоохранительная функция, или  функция по установлению и  охране правопорядка- это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.
       5. Экологическая функция в последнее  время выдвигается в разряд  основных функций государства.  Человечество подошло к такому  рубежу, когда его деятельность  ставит под угрозу само существование  человека: интенсивное и экстенсивное  использование природных ресурсов, применение некоторых современных  технологий нарушает баланс в  естественной среде, что изменяет  условия жизни на Земле, делая  их для него невозможными. Безудержная  эксплуатация природы ведет человечество  в пропасть. Государство обязано  предусмотреть и обуздать этот  процесс своими установлениями. Во многих странах разработано  обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность  людей и организаций в области  использования окружающей среды,  а к его нарушителям применяются  суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая  ликвидацией предприятий, являющихся  источниками загрязнения окружающей  среды).
       Существуют  также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных  бедствий и др.
       Внешние функции - это основные направления  его деятельности на международной  арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
       1. Функция обороны имела первостепенное  значение в прежние времена.  В настоящее время мир становится  все более цивилизованным, международные  организации берут на себя  регулирование территориальных  притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
       2. Дипломатическая функция способствует  поддержанию приемлемых отношений  со всеми странами независимо  от того, какой идеологии они  придерживаются, какую систему хозяйствования  используют. Нормальные добрососедские  отношения- это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
       3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается  в политическом сотрудничестве  государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
       4. Внешнеэкономическая функция связана  с развитием взаимовыгодного  сотрудничества государств, которое  проявляется в международном  разделении труда, специализации  и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии  кредитно-финансовых связей. Экономическое  сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
       5.Культурное  сотрудничество между странами  осуществляется на основе двусторонних  и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
       6. Сотрудничество государств в  решении глобальных проблем современности  (рациональное использование природных  ресурсов, охрана окружающей среды,  сохранение энергии, поддержание  мира, проведение демографической  политики и др.).
       Внешняя деятельность государств в современном  мире тогда будет эффективной, когда  она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и  интересы всех народов, входящих в мировое  сообщество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Норма права.
       Нормой  права называется установленное  или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений  с помощью мер государственного принуждения.
       Норма права носит общий характер. В  отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений;  норма права продолжает действовать  после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Всякая норма - результат обобщения  типических и видовых качеств  общественных отношений (родственные  отношения, отношения обмена или  купли-продажи, отношения власти и  подчинения, отношения собственности  или аренды и т.п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража и т.п.), объектов права (виды имущества и т.п.).
       Норма права адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и т.д.). В отличие от распоряжения, адресованного точно  обозначенным лицам и действующего до его исполнения (распоряжение о  строительстве здания, о проведении этой осенью прививок против гриппа и  дифтерии, о передаче точно определенного  имущества, о выплате премии, об увольнении и т.п.), правовая норма не исчерпывается  исполнением. Она обращена в будущее  в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неограниченное число определенных в общей форме случаев и  отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и т.п.) и реализуется  каждый раз, когда возникают предусмотренные  ею обстоятельства и ситуации. 

       Нормы права носят волевой (социально-волевой) характер. Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения, во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется государственной  волей господствующих или влиятельных  в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.