На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-педагогические функции семьи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Реферат на тему «Социально-педагогические функции семьи»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
1.      Введение……………………………………………………………………………………………3
2.      Понятие и сущность семьи……………………………………………………………..…5
3.      Социально-педагогические функции семьи…………………………………..10
4.      Заключение……………………………………………………………………………………..25
5.      Список литературы…………………………………………………………………………..26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Сегодня  мы можем с уверенностью утверждать, что ценности семьи являются приоритетными во всем мире. Эти ценности связаны с идеальными представлениями людей о спокойной и благополучной жизни, ограниченной кругом самых близких людей, которым можно доверять и рассчитывать на помощь и поддержку в трудных ситуациях. «Крепкая семья» как ценность является своеобразным защитным барьером против внешних угроз.
Практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак – 22,2 для женщин и 24,4 для мужчин, 70 % заключаемых браков – первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе – ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство  и ценности семейной жизни. Однако статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее 1 года, и еще 1/3 – с брачным стажем от года до 5 лет). В 2007 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 44 460 браков и 25 794 разводов. Как показывает статистика, около половины разводов приходится на семьи с детьми, число детей в расторгнутых в 2007 году браках составило 14 127, семей с детьми распалось 12 323. В Санкт-Петербурге на 100 браков приходится 58 разводов. Как помочь институту семьи? Как сохранить в обществе семейные ценности?
2008 год в России объявлен Годом семьи. В утвержденном Правительством плане основных мероприятий по проведению Года семьи было выделено несколько направлений: «Семья и общество», «Семья и культура», «Семья и здоровье», «Семейный спорт и отдых» и другие. Этот план предусматривает проведение в 2008 году социологических исследований, всероссийских конкурсов, фестивалей, выставок и т.д.         Правительственный план предусматривает организацию Всероссийских соревнований среди семей: по спортивно-оздоровительному туризму; «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д. Помимо вышеперечисленного, в план входит содействие развитию семейного отдыха и семейного туризма, формирование семейных туристских троп и семейных туристских маршрутов: «Семейный отдых на родных просторах», «Семейные встречи в жемчужинах родного края».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие и сущность семьи
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества; в то же время прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.
(«Современный толковый словарь»)
В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть как персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Один из первых философов России, кто поднял «семейный вопрос» на уровень отечественной философии был Василий Васильевич Розанов, который считал, что прочным и целостным любое государство может сделать единственно чистые и нравственные семейства. Он писал:  «... Если семья загнила или, точнее... поставлена в нездоровое положение, - государство всегда будет лихорадить тысячею неопределенных заболеваний».
Наиболее популярная в советской социологии 1960-х - 1990-х годов дефиниция  семьи принадлежит Анатолию Харчеву : «...семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и  духовном  воспроизводстве  населения».
Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.
Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе, чем если бы не было семейного института; ограничивая в человеке животное, семья освобождает в нем человеческое.[1]
В социологии семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Являясь социальным институтом, семья имеет две особенности. Во-первых, семья - это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи, и это сопровождается постоянным столкновением различных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что, в свою очередь, обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. Во-вторых,  семья – это союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, культурой, образованием. Эти институты не только оказывают внешнее воздействие на семью, но также регулируют ее создание и изменение. Именно в рамках этих социальных институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Рассмотрим социологическое понятие семьи как малой социальной группы. Семья представляет собой особый союз между супругами, который отличается духовной общностью и глубокими доверительными связями. Семью называют типичной первичной группой, поскольку в ней складываются доверительные отношения между родителями и детьми. Эти отношения несут в себе огромное значение в формировании природы и идеалов личности. Они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. Семья отличается от других первичных групп тем, что она образовывается на основе взаимных симпатий, духовной близости и любви, а не только наличием общих интересов.
Основа семьи – брак. Институт брака включает в себя социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак признается обществом, которое несет определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, то есть за будущее семьи. Общество оказывает материально-финансовую помощь семье, особенное тогда, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. Также в обществе проводится определенная семейно-демографическая политика.
Из форм семьи наиболее распространенной в современном обществе является нуклеарная семья, т.е. семья, состоящая из супругов и их детей. Наряду с такой семьей распространена расширенная семья, включающая также родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними. По числу детей семьи делятся на многодетные (более трех детей), среднедетные (двое или трое детей), малодетные (один ребенок) и бездетные.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой и матриархальные, где авторитет и влияние принадлежит матери. Эгалитарная семья представляет собой такую семью, где отсутствуют четко выраженные семейные главы и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. Выделяют партнерские семьи с совместным обсуждением семейных решений (с доминированием мужа или жены), а также автономные семьи, где решение принимает один из супругов.
По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной среды, и гетерогенные, где супруги происходят из разных социальных групп.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи могут быть патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными когда молодожены живут у родителей жены. При нынешней жилищной ситуации, когда молодожены вынуждены жить у тех родителей, у которых есть для этого соответствующие возможности, мы говорим об унилокальных семьях, а молодые семьи, живущие отдельно от родителей в своем доме называют неолокальными.
В современных урбанизированных условиях самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений. В повторных семьях вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предыдущего брака, имеющие родного отца или мать.
 
Социально-педагогические функции семьи
Социологической теории семьи посвятили свои исследования Соловьев Н.А., Юркевич Н.Г., Шимин Н.Д., Харчев А.Г. Нам представляется наиболее функционалистской концепция Харчева А.Г. Центр концепции – вопрос о функциях семьи.[2] Представим основные функции семьи, по мнению Харчева А.Г., в виде таблицы.
Таблица №1
Сферы семейной деятельности
Общественные функции
Индивидуальные функции
Репродуктивная
Биологическое воспроизводство общества
Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная
Социализация молодого поколения
Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно-бытовая
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества
Получение материальных средств одними членами семьи от других
Сфера первичного социального контроля
Моральная регламентация в поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Духовного общения
Развитие личности членов семьи
Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально-статусная
Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры
Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга
Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга
Эмоциональная
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия
Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение в личном счастье и любви.
Сексуальная
Сексуальный контроль
Удовлетворение сексуальных потребностей
             
В последние 30 лет социологи отмечают кризис семьи как социального института. Кризис состоит в том, что семья постепенно утрачивает свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Важным показателем кризиса является возросшее количество разводов, что связывают с возникновением нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Все чаще распространяются монородительские семьи, состоящие из детей  и одного из родителей (чаще всего матери).
Однако социологи отмечают, что кризис семьи не сопровождается отрицанием ее ценности и ценности брака. Тенденции развития семьи в начале XXI в. связывают с формированием новых ценностных ориентаций в отношении форм и стилей семейно-брачного поведения.
Основные проблемы современной семьи связаны с дефицитом социальных связей родителей, воспитывающих детей; в утрате навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества; в низкой социально-психологической культуре родителей и детей, ведущей к семейным конфликтам и взаимонепониманию.
Демократизация отношений в семье изменила систему ролевых отношений между мужем и женой. Взаимодополняемость супругов, когда за каждым закреплены определенные обязанности и функции поменялись на взаимозаменяемость, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Демократизация супружеских отношений характерна для семей, в которых супругам менее 40 лет.
Гораздо сложнее проходит процесс демократизации между поколениями. Многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используя приказания, требования, запрещения, физические наказания. Жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и, зачастую, интересов. Все это приводит к отсутствию даже минимальной свободы и возможностей самовыражения.
В последнее время прослеживается тенденция распространения альтернативных семей. Прежде всего, это внебрачное сожительство, когда супруги живут вместе и ведут общее хозяйство, но не регистрируют свой брак, либо регистрируют его тогда, когда встает вопрос о появлении ребенка. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству или гражданскому браку обуславливает взгляд на него как на нормальное явление.
Отметим еще одну своеобразную форму брака – Годвин-брак (У. Годвин – английский анархо-социалист), который предполагает раздельное проживание супругов. Годвин утверждал, что совместное проживание супругов препятствует их самостоятельному развитию, вследствие различия их склонностей и потребностей.
Существует еще одна интересная модель семьи, названная сербским юристом М. Босанацом – «семьи-конкубинат». Эта модель предполагает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. При этом он выполняет обязанности мужа и отца по отношению к обеим семьям. Такая форма семьи несет в себе эмоциональные и психологические стрессы, что не дает ей широкого распространения.[3]
Социологи отмечают, что в настоящее время семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Супружества не только в плане союза экономического, репродуктивного, воспитательного, но супружество – как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами. Семья-содружество способствует индивидуальному развитию. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристской), а свойством.
Одна из главных задач семьи – формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Именно семья способна создавать такую атмосферу, в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому человеку. Это достигается наличием трех видов любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская.
Главную роль в процессе формирования способности любить другого человека играет мать. Представляется интересной точка зрения Ощепковой А.П.: «Отношение «мать – дитя» является первичной детерминантой человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более ее отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление».[4]
           Становление семьи представляет собой не только реализацию идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Семейная жизнь включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и многое другое. Для начала рассмотрим основные предпосылки семейного благополучия:
?      Психобиологическая совместимость;
?      Социальная зрелость супругов – способность материально обеспечить свою семью, долг, ответственность, самообладание, гибкость;
?      Супружеские отношения родителей;
?      Образование – интеллектуальный уровень партнеров не должны сильно отличаться;
?      Трудовая стабильность;
?      Возраст партнеров – наиболее оптимальным для вступления в брак считается возраст 20-24 года, наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года;
?      Продолжительность знакомства – за период знакомства очень важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера;
              Перечисленные факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Специалисты в области педагогики Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. отмечают[5], что психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психо-травмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого.
              Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве иди взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей.
              Гармонию семейно-брачных отношений определяют следующие элементы:
?      Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
?      Сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
?      Сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
?      Сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров;
?      Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение ценностей супругов.
              Отметим, что самым важным являются ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Поскольку все остальные виды совместимости легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии, а ценностная и психофизиологическая несовместимость с трудом поддается коррекции. Совместимость супругов связывается также с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер.
              Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Выделяют ряд закономерных изменений, типичных для развития брак во времени.
              Существует несколько подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так, например, Дюваль подразделил жизненный цикл семьи на восемь стадий:[6]
1.      Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
2.      Появление в семье детей (возраст ребенка – до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
3.      Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
4.      Семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов к учебе.
5.      Семьи с подростками (старший ребенок – от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6.      Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождение молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.
7.      Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
8.      Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.
Другая классификация принадлежит Питириму Сорокину, крупнейшему ученому-социологу XX в., который выделил 4 стадии развития семьи с точки зрения подхода к циклу семейной жизни как организованному вокруг развития ребенка:
1.      Брачная пара в момент образования.
2.      Семья с маленькими зависимыми детьми.
3.      Семья по крайней мере с одним взрослым ребенком.
4.      Стадия отделения всех детей.
Интересна классификация, предложенная социологом Антоновым А.И., которые выделил следующие стадии семейного цикла:
1.      Стадия предродительства – период вступления в брак и зачатия первенца.
2.      Стадия репродуктивного родительства – появление первого ребенка и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях.
3.      Стадия социализированного родительства – стадия воспитания детей. Для многих родителей эта стадия может не закончиться никогда, но ее следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья или когда вступление в брак взрослых детей задерживается из-за учебы или других обстоятельств.
4.      Стадия прародительства – наступает с появлением первого внука.
              Процесс развития семейных отношений включает в себя два основных критических периода. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Социологи считают, что его возникновению способствуют следующие факторы:
?      Исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
?      Рост числа ситуаций, в который супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
?      Более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй кризисный период наступает между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни супругов. Факторами его возникновения являются:
?      Приближение периода инволюции[7], повышение эмоциональной неустойчивости, появление различных соматических жалоб;
?      Возникновение чувства одиночества, связанное с уходом детей, усиливающаяся эмоциональная зависимость супруги и ее переживания по поводу быстрого старения.
Кризис приводит либо к резкому переходу системы на новый, более высокий уровень развития, либо – к разрушению системы.
              Определяющая роль семьи состоит в ее глубоком влиянии на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семейное воспитание – это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.[8] Педагогика как наука выделяет основные направления семейного воспитания:
?      Морально-нравственное воспитание – формирование человеческих ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и т.д.;
?      Интеллектуальное воспитание – обогащение знаниями, формирование потребности в их приобретении и постоянном обновлении;
?      Эстетическое воспитание – развитие талантов и дарований;
?      Физическое воспитание – формирование привычки к ведению здорового образа жизни, правильной организации распорядка дня, занятия физической культурой и спортом и т.д.
?      Трудовое воспитание – формирование основ будущей самостоятельной жизни: профессиональной и социально-бытовой деятельности.
              Внутрисемейные отношения выступают своеобразным образцом общественных отношений. Это создает возможность раннего включения ребенка в общественную систему. В процессе непосредственного общения членов семьи, внутрисемейные отношения представляют собой межличностные отношения.
              В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы. В игре ребенок моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. Калюжный А.С. Педагогика, Курс лекций,
              В системе внутрисемейных отношений определяющую роль играют отношения между супругами. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности. Выделяют четыре типа семейных взаимоотношений:[9]
1.      Диктат.
2.      Опека.
3.      Невмешательство.
4.      Сотрудничество.
Также существуют три стиля семейного воспитания:
1.      Демократический – прежде всего, учитываются интересы ребенка.
2.      Авторитарный – родители навязывают свое мнение ребенку.
3.      Попустительский – ребенок предоставлен сам себе.
              Перечисленные стили семейного воспитания формируют ту или иную типичную для конкретного ребенка реакцию. Дадим определения наиболее характерным из них:
?      Шалость – краткий, эпизодичный отрезок незначительно нарушающегося существующие правила поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность, изобретательность.
?      Озорство – сознательное незначительное нарушение ребенком установленных правил с целью получить определенную моральную или материальную выгоду для себя.
?      Каприз – выражается в нецелесообразных действиях и проступках, необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне проявляется в недовольстве, раздражительности, двигательном перевозбуждении.
?      Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам и советам родителей, нравственным нормам семейного и общественного поведения.
?      Проступок – заблаговременно продуманное действие, наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего объясняется возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением.
?      Детский негативизм – проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негативизма: пассивный (ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших) и активный (ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют).
?      Упрямство – отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в сознательном необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям родителей. Данный вид упорного непослушания характеризуется также в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
              Каждая из перечисленных реакций ребенка порождает соответствующую ответную реакцию родителей. Ее направленность, характер, методы и средства приобретают процессуальные признаки и формируют соответствующую технологию семейного воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
 
 
 
 
Список литературы
1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
2. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2002.-№11 (167).- стр. 35
3.  Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и е проблемы М.,1978 – С. 57
4.www.semya2008.ru/stats/20071226/55157183.html - Статистика и социология
5. www.nnspu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect07.html - Калюжный А.С. Педагогика, курс лекций
6. www.azps.ru/articles/kid/ - детская психология
7.www.pedlib.ru – педагогическая библиотека
8. www.pedagogy.ru – сайт о педагогике
9. www.pedagogics-book.ru – сайт о педагогике и психологии
26
 


[1] http://www.semya2008.ru/stats/20071226/55157183.html - Статистика и социология
 
[2] Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и е проблемы М.,1978 – С. 57
[3] Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2002.-№11 (167).- стр. 35
[4] Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2002.-№11 (167).- стр. 35
 
[5]Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др., http://www.pedlib.ru/Books/1/0377/1_0377-44.shtml
[6] http://www.mark5.ru/32/8720/index1.1.html
[7] Инволюция (в психологии) [лат. involutio — свертывание] — необратимое ослабление или распад психических функций. И. наблюдается в старости или как результат некоторых заболеваний (нервных или психических).

[8] Калюжный А.С. Педагогика, Курс лекций,

http://www.nnspu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect07.html

 

[9] http://azps.ru/articles/kid/ - детская психология



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.