На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическое сознание и политическая культура.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Тема: Политическое сознание и политическая  культура.
 
1.      Сущность политического сознания. Пути формирования политического сознания.
2.      Становление концепции политической культуры. Классификация, функции политической культуры.
3.      Понятие политической социализации. Модели и типы политической социализации
 
I. Политика, политические отношения являются частью общественного бытия, соответственно и политическое сознание является атрибутом политических действий. Политическое сознание – осознание сферы политики социальными субъектами. Выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок в сфере политики.
Политическое сознание может выполнять двоякую роль:
1.Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором.
2.Политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может привести к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется лишь объективными желаниями и произвольными решениями. 
Политическое сознание может принадлежать только субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, политическое сознание социальной группы и т.д.
Каждая  социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики вырабатывают свое собственное политическое сознание. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым политическим сознанием существует   тесная взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.
Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания – это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. В структуре политического сознания можно выделить три уровня: обыденный, эмпирический и теоретический.
Обыденный уровень политического сознания – это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального строя, индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание не проникает в их сущность.
В политике обыденное политическое сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием предопределяются важные решения. Серьезный политик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное политическое сознание, будучи исторически первичным способом отражения действительности, служит источником накопления знаний в сфере политики.
Развитой формой обыденного политического сознания считается такой феномен, как общественное мнение. Общественное мнение – конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Общественное мнение возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы  и опытного подтверждения складывающихся  представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом СМИ на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте. Однако, несмотря на это свойство общественного мнения политическая жизнь без него немыслима. В сущности, оно является политическим содержанием коллективной воли и от направленности общественного мнения в значительной мере зависит успех усилий правящей политической группы по достижению поставленных целей. Именно поэтому во всех государствах между различными политическими силами ведется борьба за монопольное влияние на органы, формирующие общественное мнение: печать, радио, ТВ, партии, парламент.
Эмпирический уровень политического сознания – это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания  характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах.
В то же время  между обыденным и эмпирическим уровнем есть много общего. Обоим им присущи такие психологические компоненты как чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий.
Теоретический (научный) уровень политического сознания – это наиболее высокая ступень в познании политической реальности.  Он выступает как система взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Теоретическое политическое сознание характер­но для исследователей, научных работников, занимающихся изу­чением тех или иных сторон политической жизни общества.
По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и обществен­ное.
Индивидуальное политическое сознание. Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в виду его интеллектуально-психическая деятельность, склады­вающаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Инди­видуальное политическое сознание предполагает усвоение чело­веком своих политических прав и свобод, умение ими пользо­ваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в раз­витии индивидуального политического сознания сыграл класси­ческий либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на ин­дивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальней­шем развитие либеральных идей привело к коренному измене­нию соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу че­ловеку.
Групповое политическое сознание. Группа (коллектив) — это не биологическое существо, у нее нет, если прибегать к метафо­рам, ни ощущений, ни интеллекта. Что же такое групповое полити­ческое сознание?
На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных созна­ний, ни даже о выведении у них "общего знаменателя" всерьез говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воз­действует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если такое мнение разделяют мно­гие, то вступает в силу "стадное чувство". Мысли и особенно на­строения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает "как все".
Следовательно, групповое политическое сознание — это по­литические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существен­но отличаться от политического сознания другой. Например, зри­мо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.
Групповое политическое сознание надо отличать от массово­го, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное поли­тическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на гра­ни того или иного политического действия.
 
II. Одно из основных категорий политологии – политическая культура, которая является неотъемлемой частью общей культуры. Она начинается проявляться там и тогда, где начинают проявлять себя политические отношения и политика. Категория политической культуры привлекала внимание таких выдающихся политических мыслителей как Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли и т.д.
Термин «политическая культура»  впервые упоминается в XVIII веке в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера (1744-1803 гг.). Теория политической культуры появилась позже, в конце 1950-х – начала 1960-х годов в русле западной политической мысли.
Весьма широко политическую культуру раскрыл американский политолог Л.Пай. Он включил в ее содержание такие категории как политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа.
Польский политолог Ежи Вятр считает, что политическая культура – это совокупность позиций и образцов поведения, затрагивающих отношения власти и граждан.
Политическая культура является одной из наиболее распространенных и вместе с тем неоднозначных концепций в современной политологии. В последнее десятилетие наблюдается активизация научных поисков содержания ее составляющих, а также определения новых приложений в рамках различных дисциплин. Термин “политическая культура” стал широко использоваться не только в научном, но и в политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы исследователи с неизбежностью сталкиваются с необходимостью теоретико-методологического осмысления феномена политической культуры на основе нового знания и нового опыта в связи с тем, что этот феномен рассматривается в обществознании в рамках различных исследовательских парадигм.

1. Марксистская традиция анализа политической культуры. В основе ленинского понимания политической культуры лежит идея о единстве культуры и политики, о выражении в политике интересов крупных социальных общностей. Был и выдвинут тезис о наличии двух тенденций, или составляющих, в каждой национальной культуре, выявлены характерные черты буржуазной и пролетарской культур, партийность культуры во всяком классовом обществе.

Марксизм рассматривает политическую деятельность как средство преобразования общественных отношений и в итоге революционного изменения всего общества. В этой связи политическая культура трактуется как некоторая производная, необходимая составляющая для достижения этой цели. Вместе с тем политическая культура рассматривалась и как определенная цель политической деятельности.

2. Поведенческая традиция анализа политической культуры. Появление и начало широкого использования термина “политическая культура” в западной науке обычно относят к концу 50-х — началу 60-х годов двадцатого столетия. Стремление к объяснению феноменов политики с помощью теории политической культуры наблюдалось в явной и неявной форме на протяжении всей истории политической науки. В эту традицию внесли свой вклад Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо и другие выдающиеся мыслители.

Впервые данное понятие было введено в 1956 г. известным американским специалистом Г. Алмондом. Он писал: “Каждая политическая система является укорененной в конкретной совокупности ориентации на политическое действие... отношений к политике. Представляется целесообразным рассматривать это как политическую культуру”. Таким образом, для автора политическую культуру составляли явные и латентные ориентации на политическое действие. Причем политическая культура является некоторой частью культуры общества в целом, хотя и обладает некоторой автономией.
Приблизительно в этот же период появляются некоторые другие работы, в которых политическая культура наделяется методологическим статусом. По мнению С. Вира, “...определенные стороны общей культуры общества относятся к вопросам о том, как правительство должно управлять и что оно должно делать. Эту область культуры мы называем политической культурой. Так же, как и с культурой в целом, основными составляющими политической культуры являются ценности, верования и эмоциональные отношения”.
В качестве рядоположенных с ним выступают такие термины, как, например, “идеология”, “ценностные ориентации”, “политические ожидания”, “идентификация”, “политический фольклор” и т. д.
Тенденцию пристального внимания к проблематике политической культуры конца 50-х — начала 60-х годов правомерно рассматривать в качестве известной реакции на исследовательский редукционизм психологического и антропологического характера.
Очевидно, что произошли явные изменения ракурса анализа, предполагающего теперь использование теоретических моделей и схем системного и структурно-функционального подходов. Прежде всего внимание было сконцентрировано на изучении человека “политического” (или политической личности), что ранее относилось к периферийным вопросам традиционной политической науки. Здесь имеется в виду значимая роль таких феноменов, как, например, электорат, группы давления и прочие составляющие власти и влияния в политическом процессе.
Другое обстоятельство, повлиявшее на становление концепции политической культуры, было связано с широким развитием методики и техники эмпирических исследований. Именно это позволило в исследованиях политической культуры перейти от уровня умозрительных построений к эмпирическому обоснованию и проверке гипотез. Фиксация количественных и качественных параметров политической, социальной и психологической сторон реальности была обусловлена развитием точных методов выборочного исследования, позволяющих получать репрезентативные данные относительно больших массивов населения; совершенствованием техники сбора данных, прежде всего интервьюирования, обеспечивающих надежность первичной информации; развитием техники шкалирования, дающей возможность сортировать ответы респондентов и соотносить их с исходными теоретическими переменными; применением сложных методов статистической обработки, позволяющих перейти к многомерным, регрессионным, причинным и другим моделям анализа ценностных, поведенческих и ситуативных параметров политической культуры.
Наиболее ярким и полным примером разработки поведенческой концепция политической культуры является работа Г. Алмонд и С. Верба “Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах”, ставшей классикой современной политико-социологической литературы. В последней версии определения политической культуры авторы выделяют четыре ее основные, или базовые, черты.
Во-первых, политическая культура характеризуется совокупностью политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. Во-вторых, компонентами политической культуры являются познавательные, эмоциональные и оценочные составляющие. Это включает в себя знания и верования относительно политической реальности, чувства в отношении политики, приобщенность к политическим ценностям. В-третьих, содержание политической культуры складывается под воздействием ряда факторов: детской социализации, образования, открытости средствам массовой информации, контактов с правительственными организациями, влияния социально-экономической действительности. В-четвертых, хотя политическая культура влияет на политические и правительственные структуры и их функционирование, однако вовсе не детерминирует их деятельность. Причинная зависимость между политической культурой и политическими структурами, функциональными особенностями последних является двусторонней.
Стратегию исследователей определял и по сей день определяет актуальный для мировой политической науки вопрос — в какой степени в тех или иных странах возможно достижение уровня политической культуры, которая будет поддерживать или соответствовать демократическим системам? Алмонд и Верба провели сравнительные эмпирические исследования в США, Великобритании, Германии, Италии и Мексике. В центре их внимания находилась совокупность проблем, связанных с отношением населения этих стран к существующим там демократическим режимам.
Существуют четыре уровня проявления политической культуры. Первый — уровень системы в целом. Здесь рассматриваются вопросы о знаниях и представлениях индивида об истории, конституционных характеристиках, распределении властных ресурсов государства и политической системы. Вторым выступает уровень, условно говоря, “процессов на входе” системы в целом. Здесь находятся институты, организующие и канализирующие поток требований от общества к государству, инициирующих преобразование этих требований во властные действия. Этот уровень включает политические партии, профсоюзы, другие группы давления, а также средства массовой информации. Третий уровень включает “процессы на выходе” и охватывает деятельность бюрократии, судов и других институтов, входящих в процесс реализации властных решений. Четвертым является собственно индивидуальный уровень. Здесь рассматривается характер системы соотнесения личности с элементами политической структуры различного уровня.

Политическая культура: интерпретационные подходы. При изучении политической культуры бихевиоризм отличает следование критериям свободной от ценностей позитивистской науки в совокупности с использованием строгих количественных методов опроса для получения эмпирических данных.

Отличительной чертой интерпретационных подходов к исследованию политической культуры является поиск “смыслов” политической жизни, вычленение смысловых аспектов политики. При этом используется широкий набор методических приемов, начиная от разнообразных описаний и анализа фрагментов национальной истории до изучения образцов популярной культуры.
Здесь, как известно, символ трактуется в качестве ключевого элемента понимания культуры и, соответственно, природы и проявлений человеческого поведения. Влиятельными в этой связи являются работы известного современного антрополога К. Гирца. Он определяет культуру как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и верования. Основной задачей анализа культуры является объяснение значений, интерпретационная экспликация значений, воплощенных в символических формах. Подобный анализ культуры оказывается сродни интерпретации литературного текста и не предполагает изучения эмпирических закономерностей.
Сторонники этого подхода выделяют четыре основных аспекта. Во-первых, политическую культуру следует рассматривать не как альтернативу рациональному поведению, а как форму рациональности как таковой — культурной рациональности. Во-вторых, формирование культуры происходит адаптивно. Люди вырабатывают свою культуру (в том числе политическую) в процессе принятия решений. Постоянная актуализация и модификация отношений с властью и по поводу нее расставляют акценты в системе предпочтений. В-третьих, нации в целом не являются представителями идеальных типов политических культур. Каждой нации присуща определенная комбинация их различных типов. В-четвертых, существует ограниченное число типов политических культур.
Ценностным трансформациям в социально-политической области уделялось внимание и при изучении западных обществ.
Одним из наиболее известных в этой связи является проект изучения ценностей, реализованный под руководством Р. Инглхарта. Автор выдвинул две центральные гипотезы. Во-первых, индивидуальные приоритеты и ценности отражают социально-экономический контекст: индивид оценивает как более важное то, в чем он испытывает относительный недостаток. Во-вторых, взаимосвязь социально-экономических условий и ценностных ориентации людей не является одномоментной, а предполагает существенный временной лаг. Базовые ценности индивида в значительной мере отражают условия, превалирующие в юношеском возрасте. В результате проверки гипотез на основе сравнительного анализа репрезентативных массивов он сделал следующий вывод. Отсутствие серьезных потрясений, наблюдавшихся в западном обществе после 1945 г., и беспрецедентный рост благосостояния оказали решающее влияние на ценности людей. Послевоенные поколения делали меньший акцент на ценностях экономической и физической безопасности по сравнению со старшими возрастными группами, пережившими вторую мировую войну, годы Великой депрессии. Более молодые возрастные когорты отдавали приоритет таким нематериальным ценностям, как потребность в общении и качестве окружающей среды.
 
Политическая культура – сфера и условие политической свободы человека. Благодаря ей он может сознательно выбирать программы и платформы тех партий и движений, которые наиболее соответствуют его личным убеждениям, отличить необходимые народу лозунги и призывы от политической трескотни и демагогии. Не обладающий политической культурой может стать объектом политической манипуляции и он не может быть свободным.
Политическая культура – важнейшее средство социализации человека, превращения его в политически активного члена общества. Овладение ею позволяет не только адаптироваться в политической жизни общества, но и участвовать в его изменениях.
Политическая культура выполняет в обществе множество функций:
Познавательная – вооружение политическими знаниями, удовлетворяющими потребность человека в понимании своей роли в социально-политической системе.
Нормативно-ценностная – закрепление норм, ценностей и установок в процессе политической социализации.
Защитительная – охрана политических ценностей, приоритетных для данной политической системы.
Интегративная – интеграция граждан в обществе, позволяющая обеспечить сохранение целостности государства и сосуществование различных социальных групп.
Воспитательная – формирование политического сознания, отражающего политические явления, характерные для данного общества.
Регулятивная – обеспечивает приспособление человека к изменяющимся политическим условиям.
Классификация политической культуры:
-         по уровню общности выделяют общую политическую культуру и субкультуры (национально-этнические; региональные; религиозно-политические; кастовые, сословные, кастовые).
-         по отношению к власти выделяют господствующую и контркультуру (оппозиционную).
-         в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (ориентированная на сохранение прежних ценностей) и открытая (ориентированная на изменения и освоение новых ценностей).
-         по степени сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей и целей государства и общества выделяют консенсуальную (от латинского слова consensus – согласие, единодушие) и поляризированную политическую культуры.
Типы политической культуры.
Наиболее известна типологизация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура». Анализируя политические системы пяти государств (Англия, Италия, Мексика, США и ФРГ), они выделили три чистых типа политической культуры и один смешанный тип.   
1.Приходская политическая культура – это отсутствие интереса граждан к политической жизни, аполитичность. Она как бы не отдает себе отчета в существовании государства, целиком замыкаясь на своей приверженности родной деревне, региону. Приходская политическая культура может стать господствующей в молодых государствах (Гана, Заир), но сохраняется в индустриально развитых странах, когда кругозор граждан ограничивается приверженностью «корням».
2.Подданическая политическая культура – это сильная ориентация на политические институты, но низкая индивидуальная активность граждан. Государство как источник «спускает сверху» нормы, которые нужно соблюдать и регламент, которому нужно подчиняться: люди либо боятся наказания, либо ожидают благ.
3.Партиципаторная политическая культура – это активность и заинтересованность граждан в политическом участии. Люди уверены, что они могут играть активную роль в политике, хотя саму возможность они могут оценивать по-разному.
4.Гражданская политическая культура – это совокупность приходской, подданнической и партиципаторной политической культуры при преобладании последней культуры.  По мнению Г.Алмонда и С. Вербы, именно этот тип политической культуры явлется оптимальным для стабильной либеральной демократии. Человек-носитель гражданской политической культуры – активно участвует в политике, чтобы довести свои требования до правительства, но не настолько втянуть в процесс приянтия политических решений, чтобы навязывать свою волю господствующей элите. Чтобы граждане сознательно отказываются от участия, чтобы предоставить руководству значительную свободу действий, маневра.
Политическая культура является частью общечеловеческой культуры и развивается как на индивидуальном, так и на коллективном уровне как результат исторического опыта.
 
III. Появление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ, так как процесс вхождения человека в политику очень сложен. Выбор той или иной модели политической социализации диктовался типом господствующей в обществе политической культуры.
Существуют несколько моделей политической социализации. Первая модель. Социализация – процесс развития личного контроля. Она разработана З.Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. Модель такова: индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его  биологические побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов. Однако контроль общества над личностью и его природными инстинктами создает ему атмосферу дискомфорта, чтобы избежать ситуации нервозности, страха индивид прибегает к самоконтролю.
Вторая модель. Социализация – результат межличностного общения. Она основана на теории символического интеракционизма Ч.Х.Кули и Дж.Г. Мида. Модель такова: личность формирует свое «я» в результате многообразных взаимодействий людей с окружающим миром (интеракцией). Сторонники данного подхода обратили внимание на эффект группового влияния ни личность, что позволило выявить значение социальных установок для социализации личности. Исходя из этого, они определяли зрелость индивида достижение им комфортности с существующей социальной системой, то есть добровольным подчинением личности установкам и целям политической системы.
Третья модель. Социализация – есть результат ролевой тренировки. Она основана на теории структурного функционализма Т. Парсона. Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря тем социальным ролям, которые он усваивает (роль учителя, роль воспитателя, роль мужа и т.д.). Социальная роль требует от индивида такое поведение, которое соответствует ролевым предписаниям. Таким образом, социализация означает включение индивида в социальную систему через ролевое научение и способствует адаптации его к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения.
Четвертая модель. Социализация как социальное научение. Данная модель вбирает в себя широкий спектр направлений и рассматривается с позиции бихевиоризма. Суть такова: социализация есть процесс постоянной модификации человеческого поведения, с помощью поощрений и наказаний, то есть люди проявляют такие модели поведения, за которые они когда-то получат  вознаграждение (деньгами, похвалой, служебной карьерой и  т.д.).
В политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образы, стандарты политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.
1.Гармоничный тип политической социализации предполагает складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, рационального и уважительного отношения к правопорядку, государству, своим обязанностям. Этот тип характерен  культурно-однородной среде каким является британо-американская культура.
Правда, если обратиться к характеристике системы ценностей британской политической культуры, то ее однородность преувеличена, так как наряду с традиционными ценностями вполне уживаются современные. Причем сохранение старых традиций не есть интегрированы в современнее ценности, нормы. Например, отношение англичан к сохранению института монархии. Несмотря на то, что материально содержание королевской семьи обходится дорого, а власть королевы в политической жизни символична, опросы общественного мнения показали, что 66% англичан выступают за сохранение института монархии, и лишь 34% - против. Другая ценность британской политической культуры – индивидуализм. – выражен в лозунге «Мой дом – моя крепость». Личный успех, карьера, личный интерес составляет содержание мотивации поведения не только в политической жизни, но и в других сферах деятельности.
Плюралистический тип политической социализации предполагает признание человеком равноправных отношений с другими гражданами, их прав и свобод, и способность менять свои политические взгляды, ценности. Этот тип характерен для стран материковой Западной Европы. Он представлен ценностями либеральной демократии (частная собственность, свобода, индивидуализм, права человека, демократия). Приверженность идеалам либерализма помогает индивиду нормально воспринимать ценности иных политических субкультур, способствует формированию у него таких качеств, как терпимость, изменчивость и подвижность политических пристрастий.
Конфликтный тип политической социализации предполагает стремление сохранить лояльность к своей группе и поддержка ее в борьбе. Высокий уровень нищеты населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняет достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялась в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур. Например, в Афганистане ориентация на племенные ценности фактически раскололи его на два государства: на севере - таджико-узбекское, а на юге - пуштунское.
Гегемонистический тип политической социализации означает формирование негативного отношения человека к любым социальным и политическим ценностям, кроме «своей». Этот тип характерен для закрытых  политических систем, которые критически относятся к ценностям других систем. Вхождение человека в политику предполагает исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислам), или политической идеологии (например, коммунизма или либерализма).
Таким образом, политическая социализация – это процесс политического становления личности, вхождение в политику, его подготовка и включение в отношении власти.
 
 
Использованная литература
 
Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2009
Соловьев А.И. Политология. М., 2001
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997
Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. — 1992. — № 4
Almond G. A A Dicsipline Divided: Schools and Sects in Political Science. 1990. Sage
Political Culture and Political Development / Pye L and Verba S. (eds). Princeton, 1965. P. 13


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.