На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность и содержание менеджемента

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                              Лекция 1: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
1.   Управление и его элементы: понятие управления, его разновидности, субъект и объект управления.
2.   Классификация типов управления.
3.   Формы управленческого труда
4.   Хозяйственное управление: понятие, сущность и характеристика его основных видов.
5.   Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.
 
1. Управление и его элементы: понятие управления, его разновидности, субъект и объект управления
 
Управление многообразно и существует в самых различных видах:
•      техническое управление, то есть управление различного рода естественными и технологическими процессами - подачей электроэнергии, движением транспорта, обработкой деталей на станках;
•      государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты - правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти;
•      идеологическое управление, которое состоит во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками;
•      управление социальными процессами, например, в защиту окружающей среды или в защиту мира;
•      хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Субъекты управления - отдельный человек или группа людей - направляют и осуществляют управленческую деятельность. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления. Элементы, на которые направлена такая деятельность, образуют объект управления, который обычно имеет пространственные и временные границы.
От субъекта управления следует отличать субъект управленческой деятельности, который может быть только физическим лицом, живым человеком. Следует отметить, что именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к объекту, так и субъекту управления, реализуются управленческие отношения. Так например, в качестве субъекта управления на промышленном предприятии можно рассматривать директорат, а в качестве объекта - производственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятель­ности будут выступать руководители различных рангов и исполнители.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разно­видность трудового процесса, а следовательно характеризуется всеми присущими ему элементами:
•       предметом и продуктом труда. В управлении предметом труда является,
прежде всего, информация. Однако, в процессе управленческой деятельности на основе поступающей информации и в результате ее преобразования создаеся управленческое решение, согласно которому объект управления может предпринимать конкретные действия;
•       средствами труда является все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от канцелярских принадлежностей и оргтехники до  самого человека;
•       самим трудом (умственным, инженерным, конструкторским, исследовательским и пр.), а также его результатом.
 
Условия эффективности управленческих отношений:
1)  субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (иначе они не смогут понять друг друга в процессе работы), а также должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования (в противном случае неизбежно появятся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы).
2)  в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью (например, в бывшем Союзе ССР излишняя концентрация власти в едином Центре привела к противоречиям между экономическими интересами Москвы и местными, республиканскими условиями, а в дальнейшем и к разрыву административных связей, на которых основывалось единство страны).
3)  субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.
4)  и субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: первый - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, а второй - в их своевременном и точном исполнении. Таким образом, степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей его объекта. И это составляет одну из самых главных проблем управления, если его субъект и объект не связаны отношениями собственности.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УПРАВЛЕНИЯ.
Таким образом, управление - это деятельность руководителей и управленческих подразделений по согласованию и координации труда работников. В соответствии с этим различают следующие типы управления:
I. Классификация в зависимости от используемых средств управления:
?      административно-командное управление, при котором делается упор на власть и жесткие требования;
?      экономическое управление, при котором используют экономические интересы человека и коллектива;
?      социально-экономическое управление, при котором используются экономические и социальные методы воздействия;
?      технократическое управление, при котором огромное внимание уделяется технике производства.
П. Классификация в зависимости от роли рынка в управлении:
?      планово-директивное управление - это тип управления, сложившийся в эпоху функционирования бывшего Союза ССР;
?      маркетинговое управление, которое характеризуется преувеличенной ролью рынка, где интересы людей игнорируются, если они не совпадают с интересами рынка;
?      целевое управление, базирующееся на целях;
?      программно-целевое управление, при котором программа стоит на первом месте, а цель уходит достаточно далеко. В результате отсутствует реализация программы.
III. Классификация в зависимости от организационных форм управления:
?      регламентное управление, ориентированное на предельно-жесткое расписание того, что необходимо делать;
?      нормативное управление - управление по заданному нормативу;
?      социально-регулируемое управление, при котором главный упор делается на правильный подбор и расстановку кадров. Этот тип управления требует творческого, интуитивного начала у менеджера;
?      распорядительное управление, в основе которого лежит ориентация на сиюминутную ситуацию.
IV. Классификация в зависимости от степени научности управления (роль научного подхода):
?      научное управление, то есть чисто теоретическое управление, основы которого были заложены Адамом Смитом, Робертом Оуэном, Т. Эмерсоном, Фредериком Тейлором, Лилиан и Френк Гилберты и другими;
?      концептуальное управление, в основе которого лежит определяющая идея, характеризующая принцип действия и метод реализации этих действий;
?      эмпирическое управление, то есть управление, целиком полагающееся только на опыт;
?      прагматическое управление, в основу которого берут только существующее дело, смысл деятельности организации, без оценки окружения и последствий. Из рассмотренных типов управления, менеджменту в определенной степени соответствуют такие типы, как экономическое управление и социально-экономи­ческое управление, маркетинговое и целевое управление, нормативное и социаль­но-регулируемое управление, концептуальное и эмпирическое управление.
 
3. ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА.
Сложность управленческого труда объясняется следующими обстоятельствами:
1)  обусловлена масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов и организационных принципов (например, работа диспетчера в аэропорту или управление бригадой грузчиков на грузовом складе).
2)  характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, а также поиском нетрадиционных подходов к ним (например, управление инновациями или управление текущей деятельностью на промышленном предприятии).
3)  определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать (например, директор крупного комбината или труд уборщицы).
 
Управленческий труд существует в трех основных формах, а именно:
•       эвристический труд, который сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений (управленческих, экономических, технических). В зависимости от сложности и специфики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.
•       административный труд - это труд руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд в свою очередь подразделяется на:
1)  распоряжения, связанные с доведением в устной и письменной форме принятых решений до исполнителей и их инструктированием;
2)  контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание;
3)  организация обмена информацией в процессе проведения собраний, совещаний, ведения деловых переговоров, ответа на телефонные звонки и письма, обхода рабочих мест.
• операторный труд (нефизический труд) - это труд специалистов и технических исполнителей направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Операторный труд ох­ватывает следующие виды деятельности:
?      документационная деятельность (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов);
?      первично-счетная и учетная деятельность (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);
?      коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая деятельность (последовательная обработка собранной информации и осуществление необходимых расчетов для принятия управленческих решений на ее основе и по заданному алгоритму).
 
4. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДОВ.
 
Возникновение управления как такового связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, независимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся военной, строительной или какой-либо другой. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями государственной, военной или религиозной власти. По мере развития общества, с превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия, возникла необходимость в экономической власти.
Первоначально собственник средств производства, трудясь в одиночестве, реализовывал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция); принимал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нес за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция);' организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция); и наконец, распоряжался результатами своего труда (функция присвоения). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое вовлечение наемного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Первоначально наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы хозяйствования, собственников стало много и изменился сам объект собственности: теперь это уже не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие при­надлежало. Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к то­му, что большинство собственников не могло постоянно осуществлять не только функцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом совета директоров (наблюдательного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальных вполне устраивало формальное одобрение принятых решений, полностью устранение от участия в текущих делах и присвое­ние причитающихся им доходов. Так появился класс наемных управляющих, со­средоточивших в своих руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство.
Предприимчивость - это способность принимать неординарные решения. Ее основными чертами являются:
?      способность принимать нетрадиционные решения;
?      полная ответственность за принимаемые решения и связанный с этим риск;
?      стремление к коммерческому успеху.
Как учебную дисциплину, менеджмент стал впервые преподавать в одном из колледжей США Джозеф Вартон в 1881 году. В настоящее время на Западе ме­неджмент существует как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, как важнейший элемент подготовки любого специалиста, наконец, как совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей знаний, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право и некоторых других.
В толковом словаре терминов рыночной экономики В.А. Новикова дается следующее определение менеджмента. Менеджмент (management) - научно-практическая форма управления предприятием в условиях рыночной экономики, ориентированная на наивысшую эффективность деятельности производства или сфе­ры услуг. Современный менеджмент означает, прежде всего, группу лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и управленческие функции. Само же слово "менеджмент" пришло к нам из английского языка и в переводе примерно означает "объезжать лошадей", а в свою очередь восходит к латинскому manus - рука. В русском языке эквивалентом этого понятия является слово "руководство".
Менеджмент - это тип управления, необходимый организациям в условиях рыночной экономики и представляющий собой:
1)  систему экономического управления, позволяющую своевременно перестраиваться и быстро реагировать на конъюнктуру рынка и условия конкурентной борьбы;
2)  систему человеческого (гуманитарного) управления, которая основывается на знании и использовании личностных характеристик и особенностей.
Кроме того, практическая реализация управленческих и предпринимательских функций также называется менеджментом и может рассматриваться в двух аспектах:
•       с одной стороны, это - управление организацией, действующее в условиях рынка в автономном режиме и связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения в любых неожиданных обстоятельствах;
•       с другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, например? проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, причем не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.
 
Основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с различными процессами, протекающими внутри них:
1.   Организационное управление, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций для нормального функционирования организации.
2.   Перспективное управление (стратегический менеджмент), в рамках которого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
3.   Текущее управление связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением предприятия (организации) всеми необходимыми ресурсами (материальными, людскими, информационными и финансовыми), контролем и оценкой достигнутых результатов, а также осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
 
Объекты текущего и перспективного у правления.
Текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, к которым можно отнести следующие:
•       производство;
•       материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;
•       инновации, то есть нововведения;
•       маркетинг;
•       кадры;
•       финансы;
•       эккаунтинг, то есть деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации.
Управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса; определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования; расстановку людей; организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей и информации к местам их использования; своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе; контроль качества.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйственных договоров; закупки, доставкой хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров и их отправки покупателям.
Объектом управления инновациями является процесс научных исследований, прикладных разработок; создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом занимается вопросами изучения рынков; существующей и перспективной конъюнктуры; формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики; рекламы и некоторых других.
Управление кадрами в настоящее время рассматривается более широко - как социальное управление, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; вознаграждения и стимулирования труда; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта работников; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Сущность финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации; формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций; оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
 
 
 
 
 
5. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.
 
Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами, процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия: методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
 
В менеджменте принято выделять четыре группы методов управленческой деятельности:
1.      с помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным методам. Это пассивные методы, которые создают так называемые рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. Они способствуют проектированию и учреждению предприятия (организации) во времени и пространстве; с их помощью создают нормы, регламенты, необходимые инструкции поведения в различных ситуациях. К ним относятся: методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и др.
2.      на основе административных методов (методов властной мотивации) происходит вмешательство в саму деятельность организации. Это активные методы, получившие наибольшее распространение в армии, на транспорте, и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Причем, их применение может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за выполненную работу. Основной недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на инициативу и рост.
3.      экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления, когда непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они самостоятельно ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от административных методов являются не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы). Так как размер выплат прямо пропорционально зависит от достигнутого результата, ра­ботник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Основ­ным недостатком этих методов является ограниченность в стимулировании действий работника (например, применительно к людям интеллектуальных профессий, поскольку для них деньги - важный, но зачастую не самый главный стимул работы).
4.      социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности:
•         они нацелены на формирование благоприятного морально-психоло-гического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя из "диктатора" в "отца семейства";
•         направлены на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективности.
 
Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов "выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
?        научный подход к выполнению каждого элемента работы:
?        научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
?        кооперация с рабочими;
?        разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление», предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач при выполнении функций менеджмента.
Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.
Следует отметить, что перечисленные выше методы управления на практике реализуются в соответствии с определенными принципами (правилами):
1.   Принцип научности в сочетании с элементами искусства, который означает использование данных и выводов множества наук, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения и т.д.
2.   Принцип целенаправленности, согласно которому процесс управления должен быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
3.   Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью, сущность которого состоит в том, к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.
4.  Принцип руководства людьми заключается в том, что действия, предпринимаемые по отношению к различным категориям людей, должны иметь в основе нечто общее, универсальное (независимо от того, кто эти люди - солдаты или академики, артисты или чиновники).
5.  Принцип последовательности означает, что действия, из которых состоит любой управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Причем, в ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, например: планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и др.
6.  Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы.
7.  Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации позволяет обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
8.  Так как само управление осуществляется людьми, то оно, в свою очередь, невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
9.  Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом его звене необходим для нормального протекания управленческого процесса, так как избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; а недостаток парализует деловую активность и инициативу.
10.Принцип состязательности участников управления на основе личной заинтересованности в успехе должен способствовать поддержке и развитию на предприятии разнообразных мотиваторов (материальное поощрение, возможность продвижения по службе), самореализации, получения новых знаний и навыков.
11 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем на самых ранних его стадиях означает, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем "спущенные сверху".

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.