На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Бессознательные аспекты поведения людей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  Образования
Федерации Профсоюзов Беларуси
Международный Университет “МИТСО” 
 

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин 

Самостоятельная управляемая работа студента
По дисциплине: “Основы психологии и педагогики” 
 

По теме: “Бессознательные аспекты поведения людей” 
 
 
 

Выполнила:
студентка 2 курса 1035 группы
юридического  факультета
специальности международное право
Папян Валерия Микаеловна 

Проверила:
Пластинина Т.В. 
 
 
 

Минск 2011 

Содержание 

Введение 2
Бессознательное в работах Фрейда 3
Бессознательное в работах Юнга 6
Заключение 10
Используемая литература 11
 


Введение

       Современные психологи считают, что психика человека носит как осознанный, так и неосознаваемый характер. Неосознаваемый характер психики принято называть  бессознательным.
       Бессознательное – это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль над совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
       Основные  классы проявлений бессознательного:
    Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
    Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
    Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
    Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
       Изучение  феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, оно толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей.
       В область бессознательного входят психические  явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
       К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
       Бессознательное детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
       В своей работе я бы хотела рассмотреть  основные положения по данному вопросу двух наиболее выдающихся в этой области персонологов: Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.

Бессознательное в работах Фрейда

       Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом  Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек  не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер. Фрейд сравнивал психическую жизнь человека с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. Он охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.
       Согласно  этой теории, поведение человека детерминированно мощными инстинктивными силами, в  особенности сексуальными и агрессивными. Детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем, или о  чем думаем, включая события, которые  многие люди рассматривают как чистые случайности, а так же оговорки, описки и т.д.
       Топографическая модель – так часто называют взгляды Фрейда на организацию психики.  Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
       Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
       Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми.
       Бессознательное – самая глубокая и значимая область человеческого разума. Оно представляет собой примитивные инстинктивные побуждения плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Например, забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете.
       Фрейд полагал, что именно бессознательные психические процессы регулируют поведение человека; наши поступки часто являются иррациональными, а также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступны осознанию.
       Фрейд ввел в структуру личности три основные составляющие: ид, эго и суперэго. Данное деление личности известно как структурная модель психической жизни.
       Ид (происходит от латинского «оно»). Включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном, связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т.д.). Ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.
       Ид  подчиняется принципу удовольствия – это немедленная разрядка психической энергии, производимой биологическими побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Они создают напряжение,  если они сдерживаются и не находят разрядки.
       Ид  примитивно в своей основе, свободно от всяких ограничений, не ведает страха или тревоги, поэтому оно не прибегает  к предосторожностям в выражении  своей цели — это может представлять опасность для индивидуума и  для общества.
       Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Так же эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.
       В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом.
       Суперэго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; посредством формирования суперэго (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»).
       Организм  человека не рождается с суперэго. Дети должны обретать его, благодаря  взаимодействию с родителями, учителями  и другими «формирующими» фигурами.
       В соответствии со всем вышесказанным, можно  сделать вывод, что в данной теоритической системе Фрейда нет места для таких понятий как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд считал, что у человека есть лишь иллюзия свободы, и люди в действительности не способны выбирать между альтернативными направлениями в поведении и действиях, и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.  

Бессознательное в работах Юнга

       В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной  дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. 

       По  мнению Юнга, существует не только бессознательное  субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное.
       Коллективное  бессознательное несет в себе информацию психического мира всего  общества, оно является общим для  разных людей, не зависит от индивидуального  опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей;  в то время как индивидуальное несет в себе информацию психического мира конкретного человека.
       Юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации.
       Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных общечеловеческих психических образов и идей – архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы — универсальные врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (модели восприятия).
       Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п. Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
       Юнг рассматривает архетип и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как совокупность коллективных идей,  образов человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно "архетип можно сравнить с "руслом реки", он, как "русло", дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.
       В ряду множества архетипов, описанных  Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. 

       Некоторые наиболее важные архетипы:
       Особое  внимание в теоретической системе  Юнга уделяется персоне, аниме и  анимусу, тени и самости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.