На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рабовладельческое государство в Афинах

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит во II тысячелетии до н.э. на острове Крит. Однако к началу 1 тысячелетия эта культура в результате природных и социальных катаклизмов пришла в упадок.
Новый подъем происходит уже в 1-м тысячелетии до н.э. Именно в этот период у заселивших юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря племен греков-ахейцев происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (полисов). Античные полисы, состоящие из города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой гражданские и политические общины, объединявшие жителей определенных территорий. Таким образом, Древняя Греция - это историко-географическое понятие, в политическом отношении. Древняя Греция - множество разрозненных государств-полисов: Афины, Спарта, Коринф, Мегара и т.д. Различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы имели следствием большое разнообразие внутреннего устройства городов-государств. Однако более всего были распространены различные формы республиканского строя - демократия, аристократия, олигархия и т.п. Наиболее важную роль в истории Древней Греции сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.
   Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
   Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
 
 
1.      Государство и право античного мира. Основные периоды истории Древней Греции. Рабовладельческое государство и право в Древней Греции. Источники знаний о государстве и праве Древней Греции.
Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.
Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.
Основные периоды истории Древней Греции.
Историю древней Греции можно разделить на пять периодов:
1) Эгейский, или крито-микенский (III—II тысячелетия до н. э.);
2) Греция XI—IX вв. до н. э. (предполисный период);
3) Архаический (VIII—VI вв. до н. э.);
4) Классический (V—IV вв. до н. э.);
5) Эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).
Юг Балканского полуострова, остров Крит и многочисленные острова Эгейского моря, а также часть его азиатского побережья, т. е. места древнейших поселений греков, были западной частью древневосточного рабовладельческого мира. Присущие этому миру социальные особенности достаточно четко выявляются в эгейский, или крито-микенский, период. В это время на материковых и островных территориях древнейшей Греции происходил процесс разложения родовых отношений и становления   раннего классового общества, еще сохранявшего много пережитков первобытного строя. В ряде районов возникли и развивались небольшие рабовладельческие государства. Эти государства имели экономические и культурные связи с современными им Египтом, Сирией, малоазийскими странами на востоке, с Сицилией, югом Апеннинского и даже Пиринейского полуостровов — на западе и со своими северными и южными соседями. В конце II тысячелетия до н. э. почти все государства Эгейского бассейна были разгромлены переселившимися из северных районов Балканского полуострова на юг родственными им древнегреческими племенами, еще находившимися на стадии родового строя, и прекратили свое существование. Период разложения родового строя у сохранившихся местных племен и племен завоевателей и медленного освоения ими достижений крито-микенской культуры продолжался в XI—IX вв. до н. э., его долгое время называли гомеровским, так как основные сведения о нем почти до последних десятилетий нашего века науке были известны только из древнегреческих эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи», автором которых считается Гомер. В настоящее время в связи с успехами археологии и в особенности после расшифровки крито-микенского линейного письма «Б» термин «гомеровский», как обозначение периода греческой истории, устарел. Архаический период был непосредственным продолжением общественного развития XI—IX вв. до н. э. Он характеризуется становлением рабовладельческого общества в Греции уже почти повсеместно, в процессе которого возникли новые небольшие рабовладельческие города-государства (полисы). На территории этих государств впоследствии появились особенно развитые формы рабства в античном рабовладельческом хозяйстве.
В классический период истории Греции античное рабовладельческое хозяйство достигает в рамках полисов своего наивысшего развития. Расцветает и замечательная эллинская культура. Дальнейшее развитие рабовладельческой экономики, которая к концу V в. до н. э. переросла узкие границы полисов, вызвало в древнегреческом рабовладельческом обществе и его городах-государствах в IV в. до н. э. тяжелый социальный и политический кризис, приведший к подчинению Греции ее северной соседке — Македонии. Впоследствии кризис был временно преодолен завоеванием греками и македонянами Персидской державы. Наступил последний — эллинистический период, во время которого продолжалось дальнейшее развитие рабовладельческих отношений на огромных территориях эллинистических монархий, возникших на Ближнем Востоке после падения Персидской державы, и на территории Греции, где появились федеративные союзы греческих полисов, а также в Македонии. Этот период закончился завоеванием Греции, Македонии и других эллинистических государств, расположенных к западу от Евфрата, Римом, а к востоку от Евфрата — могущественной Парфянской державой.
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.
 
Основные сведения о государственном и политическом устройстве городов-государств Древней Греции, их правовой системе можно узнать из сочинений древних авторов - Плутарха, Фукидида, Геродота и др., а также из дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.
Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял - отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем - и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлении и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).
Активная законодательная деятельность в Афинах в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы - постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.
 
2. Полис как форма античной государственности. Своеобразие общественно-политического устройства Афин. Правовое положение населения в Афинах V-IV в.в. до н. э. Политическая организация
рабовладельческой демократии. Государственный строй Афин периода их расцвета.
Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.
С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное собрание. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).
Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги). Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д.
Афины достигли наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы - рабы и рабовладельцы. Рабы не имели никаких политических и гражданских прав. Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев, хотя большую часть свободного населения составляли труженики, которые жили своим трудом. Некоторым удавалось разбогатеть, а некоторые наоборот разорялись. В основном же, все преобразования в стране осуществились в пользу господствующего класса.
Греческий полис представлял собой гражданскую общину, которая опиралась на форму античной рабовладельческой собственности. Характерные черты этой собственности - это частная собственность на рабов и основное средство производство - землю. Частным собственником мог быть только полноправный член гражданской общины. Потеряв землю, лишались и гражданских прав. В Афинах, когда победила рабовладельческая демократия, политические права распространялись на всех граждан вне зависимости владения ими землей.
Однако, во всех полисах, независимо от особенностей их политического устройства, входило в состав и пользовалось гражданскими правами не всё население полиса. Рабы и неполноправные в важнейших городах государствах представляли большую часть населения полиса, а граждане - лишь привилегированное меньшинство.
Меньшинство использовало политическую власть для поддержания существующего строя. Ещё одна характерная черта полиса - это то, что территория, принадлежавшая городу-государству, как правило, занимала незначительную площадь. Владения полиса обычно исчерпывались примыкающей к нему непосредственно сельской округой. В целом полис представлял собой явление исторически прогрессивное.
Таким образом, основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. К компетенции Совета относились вопросы управления. Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Афины достигли наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы - рабы и рабовладельцы.
Древнегреческий полис представлял собой город-государство с республиканской формой правления, сообщество свободных граждан-собственников. Всего было образовано несколько сот полисов, каждый из которых был по-своему уникален. Самыми крупными полисами были Афины и Спарта.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Управляло полисом Народное собрание совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок. Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Основой полисной экономики являлось земледелие. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. К компетенции Совета относились вопросы управления. Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Афины достигли наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы - рабы и рабовладельцы.
 
3. Реформы Солона, деление общества на разряды.
Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.
Афинская демократия: Эфиальт и Перикл
 
В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.
Первой крупной реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства.
В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время, сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу.
Однако центральное место в преобразованиях. Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.
При Солоне были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени, и суд присяжных - гелиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания.
Однако борьба эвпатридов и демоса за. политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.
Реформы Клисфена
В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии)— городскую, прибрежную и сельскую. То есть, на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50 представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.
Для защиты новой политической структуры от попыток реставрации Клисфеном был введен институт "остракизма" (т.н. суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, кто представлял, по его мнению, опасность для существующего строя. Если одно и то же имя упоминалось тысячу раз, то этот человек подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.
Тирания Писистрата
Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.
 
Афинская демократия: Эфиальт и Перикл                
В результате проведенных реформ к началу V в. до н.э. в Афинах установилась политическая система, получившая название "демократия".
Демократизация афинского общества не устранила имущественного и социального неравенства. Значительную часть населения Афин составляли рабы, которые не обладали никакими правами и были на положении вещи.
Свободное население Афин было неоднородным. Полноправными гражданами считались лишь те, чьи отец и мать обладали статусом афинских граждан. По достижении 18 лет они зачислялись в списки дема, пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.
Определенную часть населения составляли метеки - выходцы из других полисов и вольноотпущенники. Будучи свободными, они привлекались к военной службе, платили налоги и несли другие повинности. Однако они не пользовались политическими правами, не могли приобретать недвижимость и вступать в брак с афинскими гражданами.
Только что возникшее Афинское государство вместе с другими греческими полисами оказалось перед лицом внешней угрозы со стороны Персии. Однако победа в греко-персидских войнах (492—449 гг. до н.э.) упрочила не только внутри политическое, но и внешнеполитическое положение Афин в греческом мире. Они возглавили возникший в ходе войн морской союз греческих государств ,стали бесконтрольно распоряжаться их финансами, вмешиваться в их внутренние  дела, со временем распространили на них действие своего права, своих судов, а в некоторых даже разместили свои военные гарнизоны.
   Господство Афин в морском союзе послужило надежной базой их возвышения в греческом мире, способствовало развитию экономики, культуры. Параллельно. - развивались процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в, до н. э, реформами Эфиальта и Перикла.
   Эфиальт лишил ареопаг—традиционный оплот аристократии—лолитических функций контроля за деятельностью народного собрания, должностных лиц и соблюдением законов. Эти важные полномочия перешли к народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные (и то в урезанном виде) и религиозные функции.
   Перикл окончательно устранил политическое значение введенного Солоном деления граждан на разряды: право быть избранным на государственную должность, за исключением должности стратега, получили все полноправные граждане. Более того, за исполнение должностей была введена плата. Это стимулировало политическую активность малоимущих и неимущих афинян, что в свою очередь привело к повышению значения народного собрания и гелиэи. Наступает эпоха расцвета афинской демократий.
   Период расцвета Афин—V—IV вв. до н. э. Отошло в прошлое патриархальное рабство, когда эксплуатация рабов еще не стала основой общественного производства, и использовались они преимущественно в домашнем хозяйстве. На смену патриархальному пришло античное, классическое рабовладение. Рабы стали главной производительной силой и рассматривались как простые орудия труда. Свободное население начинает презирать труд. Рабы стали государственными и частновладельческими, их сдавали внаем. Они работали на рудниках и в камнеломнях, на полях и в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречия между бесправными рабами и рабовладельцами были основными антагонистическими противоречиями в афинском обществе.
   Немаловажную роль играли и противоречия между афинскими гражданами и метеками — поселившимися в Афинах иностранцами (торговцами, ремесленниками).Метеков было в два раза меньше, чем афинян.
  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.