Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Религиозный интернет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                           Кафедра философии и культурологии 

                                       

                          Курсовая работа
        На тему: «Религиозный Интернет» 
 
 

                                               Выполнил:
                                                                          Студент факультета управления
                                                                          Гр 2415 
                                                                           Руськина П.В. 
                                                                           Проверил:  Паринова О. В. 
 
 
 
 

                                           
                                     Санкт-Петербург
                                                      2010
                                                Содержание:                                                            стр
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Информационно-коммуникационная деятельность религиозных организаций в пространстве Интернета
1.1. Религия в информационном обществе……………..……………..………..6
1.2. Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в России ……..……………………...8
1.3. Интернет и его специфические свойства в контексте религиозных коммуникаций…………………………………………………………………...10
Глава 2. Религиозные сайты Интернета: классификация и специфика
2.1Обзор религиозных сайтов российского Интернета..……………………..13
2.2 Классификация религиозных сайтов ……………………………………...14
2.3 Тематические и жанровые характеристики содержания религиозных сайтов ……………………………………………………………………...…….17
Заключение………………………………………………………………………20
Список  литературы……………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Введение
         В данной работе представлено комплексное исследование информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в российском Интернете.
           Возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды – Интернета.
           Это совпадение не случайно. По мнению многих западных исследователей, секуляризация была одной из характерных черт индустриального общества, но теперь, в период становления и развития информационного общества, когда этнокультурная – национальная и религиозная – идентичность оказывает все большее влияние на социальные и политические процессы, во многих странах мира начался процесс десекуляризации. Эти две тенденции – незавершившаяся секуляризация и начавшаяся десекуляризация – характеризуют религиозно-общественную жизнь на настоящем этапе.
           В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства.
           Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.
           К началу XXI века в России постепенно складывается система религиозных СМИ, которая объединяет печатную периодику, радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Особое место в этой системе занимают религиозные интернет-ресурсы.
           На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.
           Религиозный сегмент Интернета оказывает все большее влияние на религиозную жизнь общества и постепенно занимает в системе религиозных СМИ равноправное место, наряду с печатью, радио- и телевещанием. Кроме того, изучение развития СМИ различных религиозных организаций на современном этапе невозможно без исследования интернет-изданий соответствующей религиозной принадлежности.
          Объектом исследования являются интернет-сайты религиозного содержания, расположенные в доменной зоне « ru ». Предмет исследования – специфика различных групп религиозных сайтов, их структурно-функциональные особенности.
           Хронологический период исследования ограничен рамками 1996 - первой половины 2008 года. Первые сайты религиозного содержания в доменной зоне « ru » появились в 1996 году. К 2008 приостановился активный количественный рост сайтов религиозного содержания. Основной массив эмпирических данных получен в период 2003 – 2007 годов.
           Цель работы – проанализировать информационно-коммуникационную деятельность религиозных организаций как субъектов российского интернет-пространства.
           В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
- определить  влияние религиозного фактора  на развитие современного общества 
- определить  роль и значение религиозных  организаций как субъектов российского  интернет-пространства 
- выявить  социальные функции религиозных ресурсов Интернета
- изучить  основные тенденции развития  религиозных ресурсов Рунета 
           Важную роль в изучении особенностей функционирования Интернета как информационного канала рассматриваются в работах Я.Н. Засурского, И.Д. Фомичевой, М.М. Лукиной Л.А. Кохановой, О.В. Смирновой. Вопросы медиаконвергенции широко освещаются в исследованиях Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского. Основополагающая работа о социальных функциях Интернета – « Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» американского социолога Мануэля Кастельса.
           Первые исследования религии в пространстве Интернета были опубликованы в середине 1990-х годов. Это работы Дэвида Лочхэда, Стивена О'Лири и других исследователей. В последние годы этой проблематикой занимаются Брэнда Брэшер, Лорн Доусон, Мортен Хойсгаард.
           Исследование религиозных ресурсов Интернета невозможно без изучения религиозных средств массовой информации в их историческом и типологическом аспектах. Ведущим отечественным специалистом в этой области является Л.В. Кашинская. Свой вклад в разработку типологии религиозных изданий внесли М.И. Пискунова, Н.А. Костикова, О.В. Бакина, Т.Н. Иванова1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Глава 1. Информационно-коммуникационная деятельность                     
                 религиозных организаций  в пространстве  Интернета
          Религия в информационном обществе
             Большинство крупных мыслителей  второй половины XX века касались  в своих работах осмысления  социальных трансформаций последних десятилетий, связанных с постоянно растущим влиянием масс-медиа. Большинство из них отмечали и наступление десекуляризации - возрождения влияния религии на индивидуальное и общественное сознание.
           Так, Герберт Маршалл МакЛюэн полагал, что образные системы, созданные религиями, обретают новый потенциал в условиях информационного общества. Социолог Элвин Тоффлер также отмечает, что религия в информационном обществе занимает гораздо более важное место, чем в обществе индустриальном. Одна из глав его работы «Метаморфозы власти», в которой описываются изменения, связанные с переходом к обществу нового типа, в различных сферах жизни человечества, носит название «Возрождение религии». На примере исламских и католических лидеров Тоффлер размышляет о том, что религии претендуют на присвоение себе надгосударственной власти, «глобального контроля над умами». Различные религиозные течения в разных государствах демонстрируют тенденцию, которую Тоффлер назвал «отступлением секуляризма», когда религиозный фактор становится все более значимым в первую очередь - в политической жизни, а также – в сфере культуры, в функционировании и взаимодействии общественных институтов, в формировании настроений социума. Тоффлер склонен оценивать эту тенденцию негативно, считая угрозой демократии и «возвратом в темные века».
           Религия как общественный институт представляет собой сложную коммуникационную систему. Это отмечали многие исследователи, как религиоведы, так и богословы. Например, британский исследователь информационной деятельности религиозных общин Крис Артур считает, что «любое выражение человеческой религиозности — это неизбежно опосредованное, медийное выражение»2.
           В этом смысле значительную часть деятельности религиозных организаций в обществе можно анализировать с точки зрения функционирования коммуникационных систем. Проповедь, религиозное образование, богослужение и социальная работа суть многообразные акты коммуникации. Неслучайно в европейских языках слово, обозначающее центральное христианское таинство, причастие, или евхаристию ( communion ) – имеет общий корень со словом «коммуникация», «общение» ( communication ).
           В этом контексте анализ информационной деятельности религиозных организаций приобретает особую значимость. Эксперты – как богословы, так и религиоведы – только начинают изучение проблемы духовных оснований информационного общества, поэтому на сегодняшний день вопросов в этой области больше, чем ответов.
           Важно, что и христианство, и ислам, несмотря на то, что это религии, связанные с книгой, с письменным текстом, распространялись в устной форме. Ни одна традиционная религиозная организация, даже когда она была полностью отключена от официальных каналов коммуникации и информации, как это случилось с Русской православной церковью в советский период, не исчезла из общественного сознания. Вероятно, это связано с особым способом религиозного общения. Религиозная организация может использовать любые современные средства информации и коммуникации, но основным, существенным и конституирующим способом коммуникации, как и тысячелетия назад, остается устная коммуникация, непосредственная передача традиции и духовного опыта от человека к человеку.
           Необходимо отметить и другую точку зрения: некоторые исследователи полагают, что реалии информационного общества негативно отражаются как на религиозной жизни, так и на самом существовании традиционных религий, потому что в условиях становления информационного общества разрушается основа традиционной религиозности.
     1.2. Основные характеристики информационно- коммуникационной                   
              деятельности религиозных организаций в России
                 Религиозные организации отличаются друг от друга не только вероучением, обрядами и степенью распространенности на территории России, но также административным устройством, принципами взаимоотношений с государством и обществом, другими исторически обусловленными факторами. Эти различия отражаются и на особенностях информационной деятельности. В области обеспечения информационной деятельности, ведения скоординированной информационной политики перед руководством религиозных общин в России стоят задачи разного уровня. Информационное обеспечение десятков тысяч верующих (такова, численность общин некоторых традиционных религий) несравнимо с информационным обеспечением десятков миллионов (Русская православная церковь).
           В электронной справочной системе СМИ России, созданной на базе реестра СМИ Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в период с 1990 по 2007 года зарегистрировано чуть менее 900 печатных изданий, учредители которых характеризуют их как религиозные или духовно-нравственные. Из них почти 400 относят себя к православию, 15 – к католицизму, около 200 – к различным ветвям протестантизма, 50 – к исламу, по 20 – к иудаизму и буддизму. Религиозный статус остальных не прояснен.
           Наибольшую активность в информационной деятельности проявляет Русская православная церковь, которая, кроме печатных, осваивает и другие типы СМИ – радио и телевизионные. Кроме того, Русская православная церковь регулярно проводит мероприятия, направленные на консолидацию православного журналистского сообщества и повышение качественного уровня церковной журналистики. Московская Патриархия издает два общецерковных печатных СМИ, получивших распространение по всей стране – «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник».
           Исламские СМИ сосредоточены в основном в регионах с большим процентом мусульманского населения. В Нижегородской, Оренбургской, Свердловской и других областях, Татарстане, Башкортостане, Чеченской Республике, Ингушетии выходят издания и передачи, информирующие о жизни мусульманской уммы. Единого общероссийского мусульманского издания не существует.
           Главной особенностью информационной деятельности еврейских общин в России является их этноцентричность. Все немногочисленные издания посвящены не столько иудаизму как мировой религии, сколько бытованию еврейского народа на территории России, новостям из Израиля, политическим и общественным вопросам. Провести грань между «иудаисткой» и «еврейской» прессой невозможно.
           Многочисленные протестантские деноминации издают газеты и журналы, как правило, распространяющиеся среди членов конкретной общины и информирующие о ее жизни. Чаще всего эти издания выходят незначительным тиражом. Существуют протестантские радиостанции и телеканалы.
           В целом, несмотря на наличие у многих религиозных организаций средств массовой информации, а также их активное взаимодействие с общенациональными и региональными СМИ общего интереса, ни один медийный канал не освоен ими в той же степени, как Интернет. Именно развитие информационных и коммуникационных ресурсов Интернета стало в последние годы основным направлением информационной деятельности религиозных организаций3.
                    1.3. Интернет и его специфические свойства в
        контексте религиозных коммуникаций
            Религиозные организации используют Интернет более активно, чем другие медийные каналы. Количество и качество интернет-сайтов о религии сопоставимо с ресурсами, составляющими другие тематические сектора Рунета. Необходимо отметить, что религиозного Рунета как целостного явления не существует. Православныe, мусульманскиe, иудейскиe, протестантскиe и прочие религиозные сайты составляют отдельные тематические сектора Рунета, каждый из которых прежде всего в силу специфики данной религии и понимания информационной деятельности ее лидерами имеет ряд весьма существенных отличий. Эти сектора не интегрированы между собой и пока нет никаких оснований говорить о том, что такая интеграция возможна в будущем.
           Интернет является самым органичным для религиозных организаций медийным каналом, так как воспроизводит устную систему коммуникации «от человека к человеку». Этот канал связи оказывается наиболее адекватен дискурсу, которым пользуются религиозные общины и отдельные верующие.
           Религиозные организации используют различные каналы массовой коммуникации не только с миссионерскими целями, но и для своих внутренних потребностей, как один из факторов поддержания целостности организма религиозной общины и его развития, обеспечения необходимой интенсивности информационного обмена.
           Сегодня Интернет - однин из основных информационных каналов, где появляются и циркулируют новости о религиозной жизни в России. Кроме того, религиозный сегмент Интернета стал основным экспертным ресурсом для журналистов, пишущих о религии, источником справочной информации для публикаций на темы, связанные с религией.
           Важнейшая роль, которую играет Интернет в религиозной жизни России, состоит в том, что он является единственной на сегодняшний день площадкой межрелигиозного диалога не на официальном уровне, а на уровне рядовых членов религиозных организаций. В реальной жизни представители разных религий и конфессий достаточно редко встречаются для обсуждений широкого круга вопросов. В Интернете же они вступают в диалог в рамках одного информационного пространства, например, «Миссионерского форума диакона Андрея Кураева».
           Интернет способствует трансформации форм выражения религиозности. Благодаря возможности участия в различных интернет-сообществах, верующий человек обретает как бы «вторую религиозную идентичность» - помимо того, что он является членом реальной приходской общины, чаще всего – территориальной или связанной с кругом его общения, он становится членом разбросанного по всего миру сообщества, в котором формируются межличностные связи, ведутся дискуссии по теоретическим и религиозно-общественным вопросам. Часто эта виртуальная жизнь оказывается разнообразнее и больше соответствует духовным и интеллектуальным запросам индивидуума, чем реальная приходская община. В случае с православием и католицизмом, виртуальное сообщество не может заменить человеку участия в церковных службах и таинствах, поэтому он вынужден вести «двойную» религиозную жизнь. Другие же религии более свободно относятся к выполнению совместных обрядов, поэтому, например, стать членом мусульманской общины или приверженцем неопротестантских и восточных культов можно, не отходя от компьютера и никогда не встречаясь с единоверцами в реальности. При этом члены виртуальных интернет-сообществ могут представлять мнения, неприемлемые с точки зрения традиционных религиозных организаций4.
           При изучении развития религиозных сообществ в Интернете, нельзя обойти стороной тот факт, что миссионерская деятельность традиционных институциональных религий в Интернете гораздо менее эффективна, чем пропаганда новых религиозных движений. Для «старых» религий Интернет является всего лишь еще одним, дополнительным инструментом ведения миссии, каким когда-то стал печатный станок, в то время как для религиозных и около-религиозных движений, возникших в постиндустриальную эпоху, он является зачастую единственным средством распространения своих идей.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Религиозные сайты Интернета: классификация и специфика
                  2.1Обзор религиозных сайтов российского Интернета
          Первые религиозные сайты были посвящены Православию и появились в Рунете в 1996 году. В 1998 году религиозный сегмент насчитывал около 150-ти сайтов, к 1999 году их количество удвоилось, а к 2007 году их число достигло 3000.
           В специализированных христианских каталогах числится более 3000 только христианских сайтов, не считая другие религии. В разделах «Религия» крупных интернет-каталогов – «Яндекс», «Рамблер», «Мэйл.ру» - их количество колеблется от 800 до 1700. Тогда как число мусульманских, иудейских и буддийских сайтов по данным каталогов не превышает 100. В целом по количеству сайтов религиозный сегмент находится ближе к середине рейтинга тематических сегментов Рунета.
           Серьезного подсчета и качественных исследований аудитории религиозного сегмента Рунета не проводилось. Мы можем опираться лишь на данные открытой интернет-статистики, сайты-рейтинги и интернет-каталоги, а также различные косвенные показатели, позволяющие делать выводы о востребованности аудиторией религиозных сайтов.
           Благодаря открытости данных счетчиков и рейтинговых систем, мы располагаем другими методами изучения уровня интереса аудитории к тому или иному тематическому сегменту. К этим методам относится анализ статистики запросов поисковых систем по выбранным ключевым словам, анализ статистики посещаемости сайтов, входящих в сегмент, если возможно – подсчет совокупной аудитории сегмента, опросы посетителей.
           Можно сделать вывод о том, что запрос аудитории Интернета на информацию о религии стабилен. Как правило, наибольшим спросом пользуется информация новостного, календарного и культурологического характера, о чем свидетельствует высокая посещаемость текстов о религиозной жизни на сайтах информационных агентств. Посещаемость православных сайтов выше, чем сайтов остальных религий, в целом христианская тематика привлекает больше пользователей, чем темы, связанные с другими религиями.
                              2.2 Классификация религиозных сайтов
          Варианты классификации сайтов по разным основаниям позволяют выявить модели интернет-ресурсов, способствующие реализации информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в Интернете.
           Первый критерий классификации – религиозная принадлежность сайта. То, к какой религии относится интернет-проект, определяет его тематику и структурные характеристики, служит принципиальным критерием выбора для пользователей. В русскоязычном сегменте Интернета представлены сайты большинства религиозных организаций и групп, зарегистрированных на территории России.
            Далее предложена схема, в которой религиозные ресурсы Рунета согласно своей религиозной принадлежности делятся на три подгруппы:
            I Группа-ресурсы традиционных религиозных организаций: 

    Христианские («Православное христианство.ру»5; «христианство.ру»6 и т.д.);
    Исламские («Ислам.ру»)7;
    Буддийские («Буддизм.ру»8; «Буддизм алмазного пути» и т.д.);
    Иудейские («Иудаизм и евреи9»; «Хасидус по-русски»10 и т.д.)
                           II Группа- полирелигиозные ресурсы: 

    Религиоведческие («Кредо.ру»11-портал религии; «Интерфакс-Религия»12)
                   
                  III Группа- парарелигиозныые ресурсы: 

    Сайты сект («Сайт Европейской баптистской федерации13»; «Официальный веб-сайт Свидетелей Иеговы»14 и т.д.);
    Сайты по оккультизму («Суеверие.нет»15; «НетМистик.ру»16 и т.д.);
    Сайты, посвященные эзотерическим практикам и новым религиозным движениям (НРД). Например, «Открытая реальность.ру»17 и т.д.
           Вычислить, какую долю от общего числа сайтов религиозной направленности занимает каждая группа и подгруппа довольно трудно, так как практически невозможно установить точное количество сайтов данной тематики (как и любой другой), существующих на данный момент. Однако, можно предположить, что на долю христианских ресурсов приходится значительная доля от общего числа религиозных сайтов, далее следуют парарелигиозные ресурсы, относящиеся к эзотерике и новым религиозным движениям (так называемый «нью-эйдж»), примерно одинаковые доли принадлежат иудаизму и исламу, и небольшой сегмент представляют сайты о религиях – религиоведческие и информационные ресурсы, условно названные автором «полирелигиозными».
           Важнейшим показателем уровня вовлеченности религиозной организации и ее членов в интернет-коммуникацию служит количество интернет-представительств ее структур. Наиболее высок этот показатель у Русской православной церкви: из 132 епархий 80 имеют свои сайты. По словам секретаря Межрелигиозного совета России, автора труда «Новейшая история исламского сообщества в России» Романа Силантьева, из 62 мусульманских муфтиятов лишь 12 имеют интернет-представительства. Католических епархий на территории РФ 4, количество католических общин составляет чуть более ста, примерно столько же в Рунете сайтов о католицизме, однако большинство из них – персональные странички мирян-католиков, и только один официальный сайт. Христианские интернет-ресурсы поддаются дополнительной классификации по конфессиональному и деноминационному признакам.
           Второй критерий классификации, который можно выделить для религиозного сегмента Рунета – это характер учредителей и создателей сайтов. Принятое разделение интернет-ресурсов по характеру учредителей/создателей – на официальные сайты, внутрикорпоративные и частные, в случае с религиозными ресурсами можно конкретизировать следующим образом: официальные сайты религиозных организаций, сайты независимых церковно-общественных организаций, сайты частных лиц о религии.
 
  I Группа- сайты, принадлежащие официальным    административным
                                                     единицам:      
                                                                
    РПЦ («Патриархия.ру»18; «Волгоградская епархия.ру»19; «Победа.ру»20; «Воблаго.СПб.ру»21; «Успение.СПб.ру»22 и т.д.);
    В исламе («Официальный сайт исторической мечети Москвы»23; «Ас-Салам.ру»24 и т.д.);
        К группе официальных сайтов отнесятся и сайты учебных заведений:
    В христианстве («Ярославская семинария.ру»25; «Ростовское Миссионерское Духовное Училище.ру»26);
    В исламе («Казанское Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия»27);
    В иудаизме («Центр еврейского образования ешива»28)
            
            II Группа-сайты религиозной тематики, созданные
                     религиозно- общественными организациями.  

             Это может быть братство или община, производственное объединение и т.д. Такие сайты бывают как презентационными (например, сайт паломнической службы), так и коммерческими (интернет-магазин издательства религиозной литературы), и сайтами-СМИ (например, сайт общества «Радонеж»29
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.