На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение эффективности бюджетного планирования в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание.
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансовое планирование в Российской Федерации………..4-14
Глава 2. Бюджетное планирование в системе финансового
               планирования…………………………………………………..15-27
Глава 3. Повышение эффективности бюджетного
               планирования в России………………………………………..28-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37-38
Литература….……………………………………………………………39-40
Приложения……………………………………………………………...41-43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. При обороте вало­вого продукта в стоимостной форме возникают финансовые отно­шения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами созда­ния, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.
Необходимость финансового планирования как особой сфе­ры плановой деятельности обусловлена относительной самостоя­тельностью движения денежных средств по отношению к мате­риально-вещественным элементам производства. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов.
Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование, которое подчинено требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода  между звеньями финансовой системы на основе  государственной социально - экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов вопросы использования  бюджетных средств относятся к наиболее важным для бюджетной политики, а проблемы эффективности расходов бюджета являются актуальными для России. Эффективное использование бюджетных средств невозможно без качественного бюджетного планирования. Поэтому в настоящее время неотъемлемой частью бюджетной реформы является повышение эффективности бюджетного планирования, равно как и совершенствования  всего бюджетного процесса.
Финансовое планирование в Российской Федерации
Финансовое планирование является органической частью социально- экономического планирования и представляет собой процесс определения количественных и качественных параметров развития финансовой системы.
В процессе финансового планирования, одного из функцио­нальных элементов управления финансами, субъекты хозяйство­вания, органы государственной власти и местного самоуправле­ния оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, на­правления наиболее эффективного использования. При этом за­даются пропорции формирования, распределения и перераспре­деления финансовых ресурсов с целью достижения и поддержа­ния сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решае­мых экономических и социальных задач. Таким образом реализу­ется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.
Необходимость финансового планирования как особой сфе­ры плановой деятельности обусловлена относительной самостоя­тельностью движения денежных средств по отношению к мате­риально-вещественным элементам производства. Обособлен­ность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необ­ходимость планомерного управления процессами формирова­ния, распределения, перераспределения и использования фи­нансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования  финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально – экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
- опрёделение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;             
- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
- создание условий для укрепления устойчивости организации, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение экономически обоснованного размера фи­нансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему пла­нированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ре­сурсами.
Общая схема финансового планирования представлена на рис. 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              Рис.1. Общая структура финансового планирования
Исходным и первичным звеном планирования финансов обще­ства с рыночной экономикой служит планирование финансов граждан. В его задачи входит:
• планирование расходов денежных ресурсов для реализации личных потребностей;
• планирование доходов путем продажи рабочей силы;
• планирование инвестиционной деятельности для получения доходов;
• составление личного (семейного) бюджета.
На базе учета планов платежеспособного спроса и инвестиций граждан строится планирование финансов организаций, главная целе­вая установка которого — обеспечение максимизации доходов собст­венников.
Планирование финансовое государства производное звено от финансовой деятельности граждан и организаций. В его задачи вхо­дит составление планов движения денежных потоков для финанси­рования общенародных функций общества.
В деятельности общества финансовое планирование играет ог­ромную роль. Без него любая разумная экономическая деятельность не представляется возможной. В результате экономические субъек­ты составляют планы, представляющие:
?      руководство к реальным практическим действиям;
?      основу для постановки конкретных задач;
?      программу действия базу для финансового контроля.
В практической финансовой работе важно различать и оптималь­но сочетать стратегическое и оперативное финансовое планирование.
Суть стратегического планирования заключается в описании стратегии, которая свойственна всем экономическим субъектам. Стратегическое планирование направлено на определение общей концепции развития финансовой системы и ее элементов. Результатом стратегического планирования выступает сценарий финансов экономического субъекта с количественными и качественными характеристиками. Оперативное планирование направлено на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый год. Все виды планирования органически взаимосвязаны.
Все виды финансового планирования осуществляются по средством системы многочисленных методов, способов, приемов и инструментов
К основным методам планирования относятся: метод экстраполяции, нормативный, балансовых расчетов, экономико-математического моделиро­вания, приграмно-целевой и проч. Но основой для использования всех перечис­ленных методов должен служить экономический анализ.
Метод экономического анализа представляет собой комп­лексное, взаимосвязанное изучение различных сторон дея­тельности субъектов финансовых отношений на базе систе­мы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономи­ческого анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:
?      использование системы абсолютных и относительных показателей;
?      сравнительный анализ;
?      метод группировки;
?      индексные расчеты.
Метод экстраполяции основан на анализе тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлый пери­од, на этой основе определяются финансовые параметры на планируемую перспективу. Слабостью метода экстраполяции являются ограниченные возможности его применения в ус­ловиях экономической нестабильности.
Нормативный метод предполагает, что финансовое пла­нирование строится на нормативной базе, состоящей из науч­но и практически обоснованных норм и нормативов. При помо­щи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаи­моотношения между бюджетами различных уровней: федераль­ным бюджетом и отраслями социально-культурного комплек­са, государством и хозяйствующими субъектами.
В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налогов и других обязательных плате­жей в бюджет, государственные внебюджетные фонды. Ре­гулирующие налоги также могут служить примером финан­совых норм.
При выборе управленческих решений отдельными субъек­тами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабаты­ваются финансовые нормативы в виде коэффициентов (напри­мер, для хозяйствующих субъектов — коэффициенты ликвид­ности, финансовой устойчивости и проч.). Финансовые коэф­фициенты не имеют универсального значения и могут рас­сматриваться лишь как ориентировочные показатели.
Балансовый метод в планировании — метод планомер­ного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределе­нии трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающе­го источники формирования имущества предприятий с на­правлениями расходов этих денежных средств. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.
Стоимостные балансы применяются при разработке пла­нов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы, раз­рабатываемые по конкретным территориям, федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ), доходов и расходов от­раслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения.
              Одним из важных видов стоимостного баланса является федеральный бюджет РФ, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства. Помимо федераль­ного бюджета, составляется сводный финансовый баланс, ко­торый отражает все финансовые ресурсы (доходы) государ­ства и хозяйствующих субъектов.
Программно-целевой метод сводится к целевому программиро­ванию. Программирование широко распространено в современной практике финансового планирования. В настоящее время используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно – исследовательских, огранизационо - хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение функциональных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям. Финансовое про­граммирование — метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Он предполагает:
?      установление приоритетов расходов по направлениям;
?      повышение эффективности расходования средств;
?      прекращение финансирования в соответствии с выбором аль­тернативного варианта.
Поскольку в процессе финансового планирования, планируются отношения, возникшие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяют следующие виды планов: общегосударственный, отраслевые, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций. Иными словами финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.
Финансовый план -  это документ, представляющий собой сис­тему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ре­сурсов на планируемый период.
В систему планов общественных финансов входят:
1) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления;
2) перспективные финансовые планы;
3) прогнозы федерального и территориальных бюджетов;
4) федеральный и территориальные бюджеты.
Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресур­сов, созданных и использованных в государстве или на определен­ной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год с учетом прогноза социально – экономического развития. По своей сути сводный финансовый баланс является балансом финансовых ресурсов, создаваемых и используемых в масштабе государства или на его территориальном образовании. Сводный баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственных предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Составление сводного финансового баланса является подгото­вительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увя­зать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза эко­номического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогно­зом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, про­извести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Ми­нистерстве экономического развития и торговли РФ с участием Ми­нистерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.
Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базиру­ется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Основная задача территориального сводного финансового ба­ланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, посту­пивших и использованных в регионе (как централизованных, акку­мулированных и перераспределяемых территориальными бюджета­ми, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, органи­заций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально – экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных и муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года с целью:
• создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета;
•    обеспечения макроэкономической стабильности, предска­зуемости и преемственности бюджетной, налоговой, тамо­женной, долговой и денежно-кредитной политики;
Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
На первом  этапе  разрабатываются и одобряются:
?      основные направления налоговой и таможенной политики;
?      основные показатели сводного финансового баланса Рос­сийской Федерации;
?      сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.
Основные показатели перспективного финансового плана и ос­новные направления долговой политики разрабатываются Мини­стерством финансов РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются Правительством Российской Федерации с внесением в случае необходимости Правительством Российской Федерации изменений в основные направления налоговой и тамо­женной политики и (или) в сценарные условия.
Цель основных показателей перспективного финансового плана — определение общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств Россий­ской Федерации в плановом периоде при заданных сценарных ус­ловиях.
Основные показатели перспективного финансового плана раз­рабатываются не менее чем в двух вариантах.
Первый (ожидаемый) вариант основных показателей перспек­тивного финансового плана формируется исходя из сценарных ус­ловий при прогнозируемом Министерством экономического разви­тия и торговли РФ уровне цены на нефть.
Второй (базовый) вариант основных показателей перспективно­го финансового плана формируется исходя из сценарных условий при базовом уровне цены на нефть.
По решению Бюджетной комиссии могут предлагаться допол­нительные варианты основных показателей перспективного финан­сового плана.
В ходе разработки и рассмотрения основных показателей пер­спективного финансового плана Бюджетная комиссия может вно­сить уточнения в ранее утвержденные основные направления нало­говой и таможенной политики, а также принимать решения по уточнению сценарных условий.
Пояснительная записка к основным показателям перспективно­го финансового плана содержит их характеристику, анализ влияю­щих на них факторов и условий, их взаимосвязи со сценарными условиями, обоснование варианта, предлагаемого для формирова­ния проекта перспективного финансового плана и проекта феде­рального бюджета, обоснование приоритетных направлений рас­пределения бюджета принимаемых обязательств, а также формиро­вания расходов инвестиционного характера.
Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга Российской Федерации, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга Российской Федера­ции в плановом периоде.
На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана с целью определения основных параметров (характеристик) бюджетной системы Рос­сийской Федерации, в том числе федерального бюджета, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов бюджетно­го планирования в плановом периоде.
Проект разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством Российской Федерации. Перспективный финансовый план на 2007-2010 годы отражен в Приложении 1.
Разработка проекта перспективного финансового плана на пла­новый период осуществляется посредством корректировки основ­ных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя из новых сценарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы Российской Федерации и расходных обязательств Российской Федерации в текущем году и плановом периоде.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюд­жет, по существу, стал в России основным документом, комплекс­но определяющим количественные и качественные параметры го­сударственной (региональной, муниципальной) социально-эко­номической политики.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов. Основные параметры федерального бюджета на 2007-2009 годы представлен в Приложении 2.
Территориальные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
 
 
 
 
Бюджетное планирование.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование. Главная задача бюджетного планирования – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.
Содержание бюджетного планирования включает также вопро­сы теории и методологии составления бюджетов и других финансо­вых планов
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реаль­ную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
?      установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направ­ления собственных ресурсов хозяйства;
?      организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
?      осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации фи­нансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводст­венной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
В процессе бюджетного планирования используются плановые или бюджетные показатели – числовые величины, выражающие конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач.  В основном в бюджетном планировании используют показатели консолидированных  бюджетов. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных  бюджетов  административно – территориальных образований.
Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консоли­дированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отра­жаемых в сводном финансовом балансе государства.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невоз­можно сводное финансовое планирование, так как многие показа­тели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюд­жетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо­ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, госу­дарственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы из бюджета на науку, оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
Большую роль играют показатели консолидированных бюдже­тов в перспективном планировании в целом и перспективном фи­нансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых — показа­тели консолидированных бюджетов.
Показатели консолидированных бюджетов используются также при  расчетах,  характеризующих различные виды  обеспеченности жителей страны, территорий, например бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными по­казателями других государств.
Бюджетные показатели консолидированного бюджета Российской федерации в 2006 году характеризуют данные в таб.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
     Таблица 1.
 
Бюджетные показатели консолидированного бюджета Российской федерации в 2006 году, млрд.руб.1
 
Показатель
Консолидированный бюджет РФ
Сумма
В % к ВВП
Доходы – всего
Из них:
Налог на прибыль организации
Налог на доходы физических лиц
Единый социальный налог
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налоги на совокупный доход
Налоги на имущество
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
Доходы от внешнеэкономической деятельности
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Платежи при пользовании природными ресурсами
Безвозмездные поступления
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Расходы – всего
   из них:
На общегосударственные вопросы
На национальную оборону
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность
На национальную экономику
из нее:
  на топливо и энергетику
  на сельское хозяйство и рыболовство
  на транспорт
  на связь и информатику
  на прикладные научные исследования в              области национальной экономике
  на другие вопросы в области национальной    экономике
  на жилищно-коммунальное хозяйство
  на социально-культурные мероприятия
  на межбюджетные трансферты
10642,8
 
1670,6
930,3
525,9
1511,0
270,6
103,9
310,9
 
1187,2
2306,3
 
 
350,0
 
94,4
27,3
 
80,6
8384,0
 
824,3
683,3
 
714,3
949,5
 
18,2
110,8
410,8
20,4
 
47,2
 
269,3
631,4
4554,9
3,1
39,7
 
6,2
3,5
2,0
5,7
1,0
0,4
1,2
 
4,4
8,6
 
 
1,3
 
0,4
0,1
 
0,3
31,3
 
3,1
2,6
 
2,7
3,6
 
0,1
0,4
1,5
0,1
 
0,2
 
1,0
2,4
17,0
0,0
 
1 Поданным краткого статистического ежегодника «Россия в цифрах. 2007»
 
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составле­ние проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непос­редственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами. Правовой основой бюджетного планирования является Бюджетный кодекс РФ (ст.169 – 184).
Методической основой составления бюджетов является Положение «О разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год», утвержденное Постановлением Правительства РФ от  6 марта 2005 г. № 118.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также под­готовка сводных финансовых балансов, на основании которых ор­ганы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необхо­димости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предо­ставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами орга­нов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов — исключительная преро­гатива Правительства Российской Федерации, соответствую­щих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное состав­ление проектов бюджетов осуществляют Министерство фи­нансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципаль­ных образований.
В целях своевременного и качественного составления проек­тов бюджетов финансовые органы имеют право получать необ­ходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюд­жетной системы России, а также от иных государственных ор­ганов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Для составления проектов бюджетов необходим широкий круг данных. Прежде всего это сведения о действующем на мо­мент разработки проекта налоговом законодательстве; о норма­тивах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации; о предполагаемых объемах финансовой помощи, пре­доставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Далее важно иметь данные о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой, о нормативах фи­нансовых затрат на предоставление государственных или муни­ципальных услуг и о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление проекта бюджета основывается на ряде главных элементов.
Первым из них стоит Бюджетном послание Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика го­сударства на очередной финансовый год. Большое значение имеет прогноз социально-экономического развития соответствую­щей территории на очередной финансовый год. Он разрабаты­вается на основе данных социально-экономического развития региона за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на плани­руемый финансовый год. Прогноз должен быть добротным и составлен заблаговременно. Необходимы далее Основные нап­равления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансо­вый год составляется перспективный финансовый план. Это дела­ется на основе среднесрочного прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации, ее субъекта, муници­пального образования. Он содержит данные о прогнозных воз­можностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению го­сударственных или муниципальных заимствований и финанси­рованию основных расходов бюджета. Этот план законодатель­но не утверждается, а разрабатывается в целях информирова­ния законодательных (представительных) органов о предпола­гаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и со­циальной сферы. Он важен также для комплексного прогнози­рования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, для выявления перспективных возможнос­тей в области финансовой политики, для отслеживания долгос­рочных негативных тенденций и своевременного принятия, со­ответствующих мер.
Перспективный финансовый план составляется на три года. Первый из них — это год, на который составляется бюджет, а следующие два года — плановый период, на протяжении кото­рого прослеживаются реальные результаты заявленной эконо­мической политики. Исходной базой для формирования перс­пективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план ежегодно корректирует­ся с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образова­ния. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Для составления проекта бюджета необходим далее прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год. Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в оп­ределенном регионе. Баланс финансовых ресурсов составляет­ся на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за преды­дущий год в соответствии с прогнозом социально — экономи­ческого развития той или иной территории.
План развития государственного или муниципального секто­ра экономики соответствующей территории на очередной фи­нансовый год еще один основополагающий документ, необхо­димый для составления проекта бюджета. Он включает в себя ряд подсобных документов: перечень и сводный план финансо­во-хозяйственной деятельности федеральных казенных предп­риятий; перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации (продажи) государ­ственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собствен­ность; сведения о предельной штатной численности государ­ственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
В план развития государственного сектора экономики феде­рального уровня включается в форме сводного плана по глав­ным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными уч­реждениями. Он составляется с учетом зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, рас­порядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, госу­дарственного или муниципального унитарного предприятия.
При этом федеральный орган исполнительной власти разра­батывает и утверждает нормативы финансовых затрат на еди­ницу предоставляемых государственных или муниципальных услуг. Последние используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.
При составлении проектов бюджетов большое значение имеют долгосрочные целевые программы, разрабатываемые орга­ном исполнительной власти, органом местного самоуправления. Они подлежит утверждению соответствующим законода­тельным (представительным) органом, представительным ор­ганом государственной власти местного самоуправления.
Перечень долгосрочных целевых программ составляется ор­ганом исполнительной власти, органом местного самоуправле­ния в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-эко­номического развития соответствующей территории и опреде­ляемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утвержде­нию и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна со­держать технико-экономическое обоснование; прогноз ожида­емых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы, наименование заказчика указанной программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, а также другие доку­менты и материалы, необходимые для ее утверждения. Заказ­чиком долгосрочной целевой программы может быть орган го­сударственной власти или орган местного самоуправления. Непосредственному составлению проекта бюджета на очеред­ной финансовый год предшествует подготовка ряда докумен­тов и материалов. Так, необходим прогноз социально-эконо­мического развития соответствующей территории на очеред­ной финансовый год. Нужны основные направления бюджет­ной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год. Требуется прогноз сводного фи­нансового баланса соответствующей территории на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансо­вый год составляются: прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансо­вый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура государственного или муници­пального долга и программа внутренних и внешних заимство­ваний, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; оценка потерь бюджета от пре­доставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год; другие документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российс­кой Федерации.
Порядок составления проекта федерального бюджета пред­полагает начало работы не позднее чем за 10 месяцев до наступ­ления очередного финансового года. Сроки составления проек­та федерального бюджета, а также порядок работы над доку­ментами и материалами, обязательными для представления од­новременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономичес­кого развития страны, положенного в основу перспективного финансового плана.
Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновремен­но с проектом федерального бюджета на очередной финансо­вый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития и прогноза Сводного финансового баланса по территории России.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основ­ные макроэкономические показатели, характеризующие состо­яние экономики. На его основе Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюдже­та на очередной финансовый год, устанавливает распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов России и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Одновременно Правительством страны рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минималь­ным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других социальных выплат, а также пред­ложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного со­держания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Принятые Правительством Российской Федерации основ­ные характеристики федерального бюджета на очередной фи­нансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональ­ной классификацией расходов бюджетов РФ могут быть предс­тавлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
Министерство финансов России в двухнедельный срок со дня принятия Правительством страны основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распре­деления расходов федерального бюджета на очередной финан­совый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов страны направляет бюджетные проектиров­ки федеральным органам исполнительной власти для распреде­ления по конкретным получателям средств федерального бюд­жета. Оно уведомляет органы исполнительной власти субъек­тов федерации о методике формирования межбюджетных от­ношений на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной влас­ти предельных объемов бюджетного финансирования на очеред­ной финансовый год в соответствии с функциональной и эко­номической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также раз­работка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных пра­вовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками фи­нансирования в очередном финансовом году, о приостановле­нии действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюд­жета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перс­пективу. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительствен­ной комиссией, возглавляемой министром финансов.
Разработка и согласование федеральными органами испол­нительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов завершаются не позднее 15 июля, предшествующего очередному финансово­му году. Это документы и законопроекты об увеличении мини­мального размера оплаты труда, о минимальном размере госу­дарственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в оче­редном финансовом году. Представляется также составляемый в виде приложения к проекту закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на оче­редной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предус­мотрены средства на их реализацию.
Затем в течение месяца (с 15 июля по 15 августа) Правитель­ство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана. Изучаются также другие документы и ма­териалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспекти­ву, представленные Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти. В завершении этой работы Правительство страны утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повышение эффективности бюджетного планирования.
Главной задачей реформирования бюджетного процесса являет­ся создание условий и предпосылок для максимально эффективно­го управления общественными финансами в соответствии с при­оритетами государственной политики, а, следовательно, и повышение эффективности бюджетного планирования.
Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затра­тами) на управление результатами путем повышения ответственно­сти и расширения самостоятельности участников бюджетного про­цесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких сред­несрочных ориентиров.
Исходя из необходимости перехода к управлению результатами, бюджет должен формироваться на основании целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании главное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяются самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств; устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой, в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функции и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов. Приоритет отдается  внутреннему контролю, ответственность за принятие решений деле­гируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последую­щий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по дос­тигнутым результатам.
Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть — распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предос­тавления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами со­циально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Бюджетирование, ориентированное на результат, является наиболее известным современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.
В Российской Федерации система бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 гг. Система результативного бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Кроме того, система бюджетирования, ориентированного на результат, активно поддерживается Министерством финансов Российской Федерации и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).
Следующим направлением повышения эффективности бюджетного планирования является переход к среднесрочному бюджетному планированию.
Реализация данного направления реформирования бюджетной сферы требует не только законодательного регулирования данного вопроса, но и реальных действий по развитию среднесрочного бюджетного планирования, без которы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.