На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема семьи в романе "Война и мир"
 
Муниципальное образовательное  учреждение
Средняя общеобразовательная  школа №2
Ст. Староминской Староминского  района
Краснодарского края
 
 
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого     «Война и  мир»
 
 
    Реферат по литературе
  Учащегося 11 класса  А
  Ковырева Андрея Евгеньевича
 
    Руководитель
  Учитель литературы
  Кононенко Светлана  Александровна
 
 
Ст. Староминская
2006 г.
 
ПЛАН.
 
1.РОМАН - ЭПОПЕЯ «ВОЙНА  И МИР» Л. Н. ТОЛСТОГО.   . .  СТР. 2.
2.ТОЛСТОВСКИЙ ИДЕАЛ СЕМЬИ.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    СТР.  3.
3.СЕМЬЯ – ЭТО ЯЧЕЙКА  ОБЩЕСТВА.   . . . . . . . . . . . . . . . . . .   СТР. 4.
4.РОСТОВЫ.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   СТР. 6.
5.Болконские.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  СТР. 8.
6.Курагины.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  СТР. 11.
7.РОЛЬ ЭПИЛОГА В РОМАНЕ.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  СТР. 12.
8.СПИСОСОК ЛИТЕРАТУРЫ.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  СТР. 14.
 
 
РОМАН - ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР» Л. Н. ТОЛСТОГО.
 
«Лишь благосклонный мрак раскинет над нами тихий свой покров и время с полночи раздвинет  стрелу медлительных  часов.» . —  А. С. Пушкин.
Прекрасным источником духовного  совершенствования является русская  классика второй половины 19 века, которая  выявила много выдающихся гениев пера той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой — это лишь малая часть той выдающейся плеяды русских писателей, которые прославились не только на Родине, но и снискали признание  во всем мире. Их произведения стали  классикой. Недаром моего любимого писателя Толстого назвали "учителем в жизни и искусстве".Рассматривая творчество Льва Николаевича Толстого , я не могу не остановиться на таком  произведении , как "Война и мир".
Лев Николаевич Толстой —  серьезный и вдумчивый художник, чтение его произведений большая  и серьезная работа, много дающая уму и сердцу читателя. Автор не только изображает конкретные исторические события, а психологически обосновывает поступки героев, дает им нравственную оценку.
Эпопея «Война и мир» —  широкое полотно событий 1805-1820 годов, показывающее их влияние на развитие русского общества. Ни один учебник  истории не раскроет такой полной картины времени, деятельности людей, становления личности, какую представил Л. Н. Толстой в «Войне и мире».
1812 год явился переломным  для России, и ты вдруг ясно  понимаешь, как происходило возрождение  и обновление государства, становление  нового человека, что думали и  чувствовали лучшие представители  русского общества, стараясь быть  полезными своему народу. Одновременно  и высокое чувство патриотизма  рождает в нас это произведение.
В беседах Андрея Болконского  и Пьера Безухова раскрывается внутренний мир героев, их взгляды на свою роль в жизни страны в это судьбоносное время. Многое переосмыслив, князь Андрей решает жить для себя и семьи. Пьер возражает: «Я жил так, я жил для  себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней  мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить Для других, только теперь я понял все счастье жизни»..
Те же самые вопросы  встают и перед современным молодым  человеком. Чему посвятить свою жизнь, стяжать для себя или служить  обществу? Теперь, узнав любимых  героев автора, начинаешь мыслить  и рассуждать их категориями. Невозможно представить, чтобы они служили  мелочным целям, совершали низкие поступки. Читая Толстого, становишься лучше, чище, добрее. Не это ли главное? Писатель воспитывает в нас высокую духовность, описывая чувства героев, их нравственные искания, любовные переживания.
У тебя появляется жизненный  опыт, постепенно начинаешь понимать, что перерождаешься сам. Отныне не совершишь  подлости, низости, будешь сверять свои мысли и действия с жизненной  позицией героев Л. Н. Толстого. Вслед  за писателем учишься анализировать  события, оценивать свою роль в той  или иной ситуации.
     Главной темой  этого романа является героическая  борьба русского народа с французскими  захватчиками. Но наряду с главной  темой, Лев Николаевич поставил  много глобальных проблем и  разрешил их с такой глубиной, что я могу назвать этот  роман учебником жизни.
 
 
ТОЛСТОВСКИЙ ИДЕАЛ СЕМЬИ.
 
Что такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого?
Ответ на этот вопрос он даёт через мысли Андрея Балконского  после ранения. Истинно прекрасно  только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое  небо, которое люди не замечают, о  котором забывают. «Всё пустое, всё  обман, кроме этого бесконечного неба»1.. Этот во многом символический  образ проходит через весь роман  и имеет большое значение для  понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Этот образ, видимо, можно  воспринимать и символически. Красота  души, нравственность главных героев романа и самого автора — вот  их высокое небо, то, что делает сам  роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном духовного  совершенства и красоты.
Тонкий исследователь  человеческой души, Толстой утверждал, что люди как реки: у каждого  своё русло, свой исток. Исток этот —  родной дом, семья, её традиции, уклад. Многие черты будущей личности закладываются  именно в семье, поэтому он так  много внимания уделяет изображению  семей.
Мир человеческих отношений  обычная мирная жизнь людей со всеми их радостями и горестями, влюблённостями и разочарованиями, болезнями и восторгами — этот мир подробно раскрывает автор, показывая  семьи Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, сложнейший мир человеческого счастья и  несчастья. У него есть любимые герои  и семьи, где, может быть, и не всегда царит безмятежное спокойствие, но где люди живут миром, то есть дружно, сообща, помогая и поддерживая  друг друга. Изображает он и нечто  прямо противоположное по сути отношений, например семью Курагиных, где мать завидовала счастью дочери.
Что нужно для счастья? По мнению Толстого, это тихая семейная жизнь, с возможностью делать добро  людям. Толстой убеждает читателя в  том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий  множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы —  вот что писатель ценит в человеке более всего. С этим можно соглашаться  или спорить, но никогда не останешься равнодушным, а это, как мне кажется, главная ценность его произведений. Писатель показывает идеалы, к которым необходимо стремиться, но вряд ли можно достичь.
 
 
СЕМЬЯ – ЭТО ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА.
 
Автор показал жизнь России на протяжении целой исторической эпохи, и, мне кажется, этого нельзя было сделать без изображения семей  того времени.
Что такое семья? Это ячейка общества, группа людей, связанных родственными узами или же это нечто гораздо  большее: любовь, нежность, привязанность, уважение? Для каждого из нас семья  – это не только родные, но и просто близкие люди. Ведь бывает, что некоторых  родственников просто нельзя назвать  семьёй.
     В русской  художественной литературе девятнадцатого  века тема семьи раскрывается  многими авторами: Тургеневым, Достоевским,  Толстым…. В Романе-эпопее «Война  и мир» эта тема также нашла  своё отражение.
Особое внимание автор  уделяет их занятиям. По мнению Толстого, в семье главная роль отводится  детям. Семьи эти бывают разные. Толстой  любит Ростовых, Болконских за их доброту, чуткость, взаимопонимание, и лишает семьи Анну Павловну Шерер, делая  ее только представителем великосветского  салона. Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, у них у всех есть дети. Сложные  взаимоотношения князя Андрея с  Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья  Пьера и Наташи в эпилоге - это  пример, который Толстой хотел  бы видеть в своей семье.
     Изображение  главных героев в их семьях - один из основных приемов  характеристики у Толстого.
Семья для Толстого — это  почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад  психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе  всех основных образов романа Л. Н. Толстой  выделяет несколько семей, на примере  которых ярко выражено авторское  отношение к идеалу домашнего  очага, — это Болконские, Ростовы  и Курагины. В то же время Болконские и Ростовы — это не просто семьи, это целые жизненные уклады, уклады, основанные на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно  эти особенности проявляются  в жизни Ростовых — благородно-наивной  семьи, живущей чувствами и импульсными  порывами, сочетающей в себе и серьезное  отношение к семейной чести (Николай  Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
     Подобная чистота  отношений, высокая мораль роднят  Ростовых с представителями другой  дворянской семьи в романе  — с Болконскими. Но у этой  породы основные качества противоположны  Ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти  принципы, вероятно, и не могут  принять и понять чувственные  Ростовы. 
     Чувство фамильного  превосходства и собственно достоинства  ярко выражены в Марье —  ведь и она, более, чем все  Болконские, склонная скрывать свои  чувства, считала брак брата  и Наташи Ростовой неподходящим. Но наряду с этим нельзя  не отметить и роль долга  перед Отечеством в жизни этой  семьи — защита интересов государства  для них выше даже личного  счастья. Андрей Болконский уезжает  в то время, когда жена должна  родить; старый князь в порыве  патриотизма, забыв о своей  дочери, рвется на защиту Отчизны.  И в то же время необходимо  сказать, что в отношениях Болконских  присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя,  скрытая под маской холодности  и высокомерия. 
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между  Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах  служит не для того, чтобы соединить  и исправить их отношения, а чтобы  восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности  и пафосности их отношений в последние  дни жизни Андрея Болконского.
     Совсем не  похожа на эти две семьи  низкая, «подлая» порода Курагиных;  их даже с трудом можно назвать  семьей: никакой любви между ними  нет, есть лишь зависть матери  к своей дочери, презрение князя  Василия к своим сыновьям: «спокойному  дураку» Ипполиту и «беспокойному  дураку» Анатолю. Их близость  — круговая порука эгоистичных  людей, их появление, нередко  в романтическом ореоле, вызывает  кризисы в остальных семьях. Анатоль,  символ свободы для Наташи, свободы  от ограничений патриархального  мира и в то же время от  границ дозволенного, от моральных  рамок допустимого...
В этой «породе», в отличие  от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно  неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги  Элен — запутавшись в них, она  умирает.
 
 
  РОСТОВЫ.
 
Семью Ростовых Толстой рисует с большой симпатией. Ему по душе их тяготение к русскому народу, презрение к хищничеству и  карьеризму. Простодушие, широкое гостеприимство, отсутствие мелочной расчётливости, щедрость Ростовых делают эту семью очень  привлекательной.
     Доброта и  беззаботность семьи Ростовых  распространяются не только на  её членов. Даже посторонний для  них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный  естественностью и жизнерадостностью  Наташи Ростовой, стремится изменить  свою жизнь. И, наверное, самым  ярким и наиболее характерным  представителем ростовской породы  является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой  поверхностности — суть семьи.
Выделяет Толстой из семьи  Ростовых именно Наташу. Наташа Ростова  — сила не маленькая; это богиня, энергическая, даровитая натура, из которой в другое время и в  другой среде могла бы выйти женщина  далеко недюжинная, но и над нею  тяготеют роковые условия женской  доли, и она живет бесплодно  и едва не погибает от избытка своих  ненаправленных сил. Автор с особенной  любовью рисует нам образ этой живой, прелестной девочки в том  возрасте, когда девочка уже не дитя, но еще и не девушка, с ее резвыми детскими выходками, в которых  высказывается будущая женщина! Наташа не знает, что значит робеть или конфузиться, она за большим  обедом решается на шалость и удивляет всех смелостью своего обращения  с грозной Ахросимовой, которая  недаром прозвала ее казаком; она  прожигает себе руку каленым железом  в знак вечной дружбы. Все это  ребячество, но другие дети не отважатся  на это, а только скажут: ах, ах, как  ты это могла сделать! Наташа растет счастливой, вольной пташкой, любимым  ребенком в доброй, дружной семье  московских бар, в которой царствует  постоянная атмосфера любовности.
И в самом деле, отчего им не быть добрыми? Они могут жить в полное свое удовольствие, они  даже могут великодушничать по временам.   Наташа выросла прелестной девушкой; жизнь молодая, счастливая так и  бьет в ее смехе, взгляде, в каждом слове, движении; в ней нет ничего искусственного, рассчитанного, никакой  дрессировки барышень; каждая мысль, каждое впечатление «отражается  в светлых глазах ее; она вся  — порыв и увлечение». Она очаровывает  всех: рубака Денисов пишет стихи  молодой волшебнице, когда ей всего  пятнадцать лет; благодушный Борис  забывает свои планы о карьере  и влюбляется в бедную девушку; князь  Андрей, несмотря на свой первый горький  опыт, увидев ее на бале, решает, что  она будет его женой; масон  Безухов освежается любовью к  ней от своих мучительных дум  над жизнью. Чтобы иметь такое  чарующее влияние на людей самых  противоположных характеров, мало одной  внешней красоты , для этого нужна  сила, жизнь, таящаяся под этой внешней  красотой, то, что князь Андрей звал прекрасной душой Наташи.
Наташа похожа на мать и  внешне: подвижна, черноволоса, и по характеру. Будучи замужем, она также  располнеет, как и мать, проявит  хозяйственность, заботу о муже и  детях. Однако есть в ней и черты  отца: доброта, желание объединить и  осчастливить всех, широта натуры.
Андрей Болконский это  проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Наташа. В мире Ростовых преобладает эмоциональное, "чувственное" начало, в то время, как в семье Болконских, -         умственное и волевое. Болконские склонны  поступать в соответствии с четкими, заранее сформулированными правилами, представлениями о чести, достоинстве, порядочности. Провожая сына на войну, старый князь говорит такие слова: "Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!"1.. Ростовы  же, напротив, воспринимают жизнь непосредственно, они вынуждены соблюдать законы светской жизни, соблюдать правила  дворянского этикета. Но все же они  естественны и просты в проявлении своих чувств. В жизни им свойственно  заблуждаться, но все душевные кризисы  преодолеваются сообща ( история карточного проигрыша Николая Ростова; история  влюбленности Наташи в Анатоля). Любя друг друга, они всегда готовы понять и простить человека. Но Болконские так не могут. Князь Андрей, узнав  о невольной измене Наташи, по-видимому, хотел бы простить ее, но не может  сделать этого, в чем и признается Пьеру. Таким образом, идеальные, высокие  представления князя Андрея не позволяют  ему смириться с реальностью. Ростовы же, наоборот, могут поплакать  на плече друг у друга, поделиться горем, радостью, они просты, естественны  в проявлении своих чувств. В сцене  именин у Ростовых Наташа вбегает  в зал с раскрасневшимся лицом, может задать бестактный вопрос, и  никто не посчитает этот поступок дерзким, а поведение ее бесцеремонным. Они искренне добры к людям, умеют прощать, а главное - они нелицемерно радушны и гостеприимны. В их доме "домашней" чувствует себя Анна Михайловна Друбецкая, да и Пьер приглашен туда не как наследник богатого графа Безухова, а как человек, который им интересен. И в доме Болконских всегда рады видеть этого толстого, неуклюжего человека.
 
 
Болконские.
 
     В домашнем  быту Болконских - степенность, порядок.  Они трудолюбивы, их день расписан  по минутам, и даже княжну  Марью отец заставляет заниматься  математикой; они много читают  и думают над тем, что прочитали.  Это умные, образованные люди. А у Ростовых нет строгого  распорядка дня, дети то послушно  занимаются, то предаются своим  веселым и беззаботным играм.  Толстой, когда описывает эту  семью, как мне кажется, внимательно  следит за их настроением, их  чувствами. При общении между  собой Болконские, как правило,  контролируют свои эмоции, хотя  возможны резкие вспышки гнева  у старого Болконского, но в  основном они сдержанны, спокойны, уравновешенны. Ростовы же более  открыты и эмоциональны. У Болконских, я думаю, преобладает мужское  начало, воплощенное в старом  князе и в князе Андрее, а  у Ростовых - женское (графиня,  Наташа). Княжна Марья долго и  мучительно открывает в себе  женщину, а в Наташе оно уже  изначально природное. Как обидится  Наташа Ростова, когда впервые  появится в доме Болконских! Ей  даже покажется, что она не  понравилась.    Но причина  в другом. Княжне Марье, как  и всем Болконским, трудно открыто  проявлять свои чувства. Улыбка, доброжелательность, внимательность  свойственны им, но в рамках  приличия. Может быть, Толстой тем  самым выражает очень важную  для себя мысль: чрезмерная  открытость делает человека незащищенным  от пошлости и лицемерия великосветского  салона.
Толстой показывает три поколения  рода Болконских: старый князь Николай  Андреевич, его дети Андрей и Марья  и внук Николенька. Из поколения  в поколение в этой династии передаются лучшие человеческие качества: чувство  долга, понятие чести, благородство, патриотизм.
Старший князь Болконский, считающий, что «на свете есть только две добродетели – деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он много времени трудится: то пишет  новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Он не представляет себе жизнь в  бездействии. Для него важнее всего  понятия долга и чести. Николай  Андреевич бесконечно любит своего сына и вряд ли переживёт его смерть, но в то же время ему лучше видеть сына мёртвым, чем обесчещенным и  замаравшим доброе имя Болконских. Старик также сильно любит Марью, но всячески скрывает свои чувства, порой  даже грубо обращается с ней. Князь  Андрей является достойным сыном  своего отца. Честь, благородство, пытливый ум – все эти черты он унаследовал  от Николая Андреевича. Он очень  любит Россию, готов совершить  подвиг во имя родины. Во время войны 1812 года, несмотря на то, что он дал  слово не участвовать в боях после  событий 1805-1807 годов, он снова становится в строй, воюет на
передовой, а не отсиживается в штабе, хотя и имеет такую  возможность. Такие поступки Андрея обусловлены его происхождением и воспитанием, которое он получил  в своей семье. Возможно, единственный недостаток князя – это высокое  самомнение и чувство своей исключительности.
     Несколько отличается  от брата княжна Марья. Это  натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и  симпатичная; она не может удовлетвориться  блестящей внешностью, даже если  бы она была хорошенькая. Наряды, выезды, балы, успехи в свете не  могли бы наполнить ее жизнь;  ей нужно другое, лучшее, сознание  исполненного долга, свое дорогое  святое, к чему привязаться. Для  нее невозможна одна жизнь  — жизнь сердца, — которую  столько мыслителей и поэтов  считают единственно доступной  для женщины.
Автор часто упоминает  о мысли, светившейся в прекрасных лучистых глазах ее, но именно мысли  и нет в жизни княжны Марьи. Робкая и покорная, как все ограниченные натуры, она живет жизнью безграничной преданности и самоотвержения, она  умеет только любить и безответно покоряться. Ум ее совершенно неразвит, хотя она и имела случай получить такое воспитание, какое не получали другие девушки в ее время. Отец ее, один из замечательнейших людей века Екатерины, сам воспитывал ее, но резкий, нетерпеливый, он запугал и без  того неблестящие способности ее, и учение было для княжны Марьи  одним из многочисленных мучений  ее жизни. Когда ум спит, тем сильнее  потребности сердца. Но некрасивая наружность княжны Марьи, непривлекательность  которой она преувеличивает себя, делает для нее невозможною любовь мужчины и семейное счастье. Она  видит в этом перст Божий, начертавший  ей ее путь в жизни, и заглушает  в себе малейшую мечту о счастье, как дьявольское наваждение. «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и любви»1.,— говорит она и  свою жажду любви переносит на немногих близких людей: отца, брата, племянника, и всю жизнь свою отдает им. Но самоотвержение ее бесплодно, и  любовь ее не приносит ей самой ничего, кроме страданий. Она страстно обожает  отца и страдает. Отец ее, влиятельный  человек при Екатерине и сосланный  при Павле в деревню, как и  все честолюбивые и энергичные люди, осужденные на насильственное бездействие, тратит на пустяки свою потребность  деятельности и административные способности, которые, не находя сродной им почвы, вырождаются в мелочный неумолимый деспотизм и самодурство. Всё  в доме  преклоняется перед его  железной волей, всё трепещет от его  взгляда, жизнь домашних должна идти как хорошо устроенная машина, по указанному им пути. «Деятельность — вот  счастье», говорит он, и занят  целый день; у него на все определенные часы: на точенье, постройки, занятия  с дочерью , писание записок, и  он воображает, что делает дело, как  белка в колесе воображает, что  бежит. Он и дочери устраивает то же счастье. Княжна Марья
безропотно сносит все: она  не только не смеет жаловаться, она  рада бы и не это снести, лишь бы обожаемый  отец взглянул на нее с любовью, сказал ей ласковое слово; в любви своей  к нему она доходит до полнейшего уничижения человеческого достоинства, до самого рабского подобострастия. Отец зовет ее дурой, упрекает в безобразии, и она не думает возмущаться; она  не позволяет себе не только понимать недостатки отца, но нарочито отводит  себе глаза, чтобы не видеть их. Отец ее в минуту гнева бьет старого  верного слугу, а она терзается  одной мыслью, как держать себя прилично такому случаю: сохранить  ли печальный вид, чтоб выказать сочувствие к дурному расположению отца и  тем вызвать привычный упрек, что она вечно готова хныкать, или сделать вид, что ничего не замечает и тем, еще хуже, заставить  подозревать себя в преступном равнодушии к огорчению отца. В чём же причина? На мой взгляд, причина кроется  в излишней строгости отца и в  отсутствии материнской ласки, ведь жена Николая Андреевича рано умерла, оставив мужу на воспитание двух маленьких  детей. Строгость отца зачастую отталкивала  от него дочь, Марья даже испытывает страх при занятиях с ним. Противоречия между страхом и дочерним долгом очень сильны в душе княжны, несмотря на это она считает все поступки отца праведными. Даже когда князь  увлекается служанкой Бурьен, она  оправдывает его и молча страдает.
     В семье Болконских  лучшие качества передаются по  наследству. «Хочу славы, хочу  быть известным людям, хочу  быть любимым ими»,– думает  князь Андрей перед Аустерлицем.  Через много лет его сын  даёт себе клятву: «Все узнают  меня, все полюбят, все восхитятся  мною»1.. И ему можно верить, ведь  он – достойный потомок своего  отца, и, мне кажется, Николенька  добьётся успеха и признания  в жизни. 
     Казалось бы, при всём благородстве Болконских  в их семье не должно быть  недостатков, но они всегда  есть. У этого дома главный  недостаток – слишком позднее  осознание очевидных вещей. Князь  Андрей слишком поздно понял,  как он любил свою жену, только  после её смерти. Старший князь  Болконский слишком поздно ощутил  свою любовь к дочери.
Если в семье Курагиных  много пороков, изжить которые могут  лишь они сами, то понятия чести  и долга в семье Болконских достойны восхищения, хотя эта семья  не идеальна. Я надеюсь, что современные  семьи будут следовать примеру  Болконских, а не Курагиных.
 
 
                                    
Курагины.
 
     Далекой от  идеала оказывается семья Курагиных,  в которой нет домашней теплоты,  искренности. Курагины не дорожат  друг другом. Князь Василий, например, замечает, что у него нет "шишки  родительской любви": "Мои дети - обуза моего существования"1.. Этой семье свойственна нравственная  неразвитость, примитивность жизненных  интересов. Основной мотив, сопровождающий  описание Курагиных - "мнимая  красота", внешний блеск, за  которым ничего не стоит. Эти  герои агрессивно вмешиваются  в жизнь Болконских, Ростовых, Пьера  Безухова, калечат их судьбы, олицетворяя  собой ложь, разврат, зло.
Глава семьи Курагиных  – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий  Курагин – типичный представитель  светского Петербурга: умён, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек  насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Князь Василий живёт в  атмосфере лжи, светских интриг и  сплетен. Самое главное в его  жизни – деньги и положение  в обществе. Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его  поведением в день смерти старого  графа Безухова. Князь Василий  готов на всё, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит  Безухову получить наследство, как  всё меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может  оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые  уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника. Перейдём теперь к Элен Курагиной. В свете все  восхищаются её статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет  души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит  не в любви мужа или детей, а  в трате денег супруга, в устраивании  балов и салонов. Стоит лишь Пьеру  завести разговор о потомстве, как  она грубо смеётся ему в  лицо.
     Анатоль и  Ипполит ничем не уступают  ни отцу, ни сестре. Первый проводит  жизнь в гуляниях и кутежах,  в карточных играх и разного  рода развлечениях. Князь Василий  признаётся, что «этот Анатоль  стоит сорок тысяч в год». Второй  его сын глуп и циничен. Князь  Василий говорит, что он« беспокойный  дурак ».
     Автор не  скрывает своего отвращения к  этой «семье». В ней нет места  добрым побуждениям и стремлениям.  Мир Курагиных – это мир  « светской черни», грязи и  разврата. Царящие там эгоизм, корысть  и низменные инстинкты не позволяют  называть этих людей полноценной  семьёй. Главные их пороки –  это беззаботность, эгоизм и  неуёмная жажда денег.
 
 
РОЛЬ ЭПИЛОГА В РОМАНЕ.
 
«Мысли мои — плод всей умственной работы моей жизни...»1. —  Л.Толстой.
Лев Николаевич Толстой —  художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все  это в полной мере отразилось в  его крупнейшем и прекраснейшем  творении «Война и мир».
На протяжении романа автор  много размышляет об интересующих его  темах. В наше быстротекущее время  почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается  в последнее время различными источниками.
Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться  или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам  — читателям XXI.
В эпилоге повествование  убыстряет свое течение, события  концентрированы и даны автором  в общем виде.
Понимаешь, что дальше последует  продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное.
Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным  завершением его, связующим с  жизнью. Ибо герои, созданные фантазией  художника, продолжают жить в нашей  памяти. Ни одна фигура не заслоняет  другой, ни одна сцена, ни одно впечатление  не мешают другим сценам и впечатлениям, всё на месте, всё ясно, всё раздельно  и всё гармонирует между собою  и с целым. Думаю, такую связь  частей и целого можно считать  идеалом художественной композиции, за что произведение Л. Н.Толстого по праву называют выдающимся.
  И все же главное,  что хотел показать Толстой,  это "внутренняя" жизнь семьи,  связанная с теплом, уютом. Дом  - это место, где все тебе  дороги и ты всем дорог. По  мнению писателя, чем ближе люди  к естественной жизни, тем прочнее  внутрисемейные связи, тем больше  счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения высказывает Толстой на страницах своего романа. Таково мнение писателя, который и сегодня кажется нам современным.
Роман учит меня понимать, что  такое истинная красота, и, чтобы  это понять, я сравниваю Элен с  Марией Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, не являясь красавицей, наделена всеми душевными человеческими  качествами. Толстой говорит, что  истинная красота заключается в  душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем  внешняя. И я полностью согласен с этим.
В романе я познаю и что  такое любовь, настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и  Пьера я вижу, что такое настоящая  человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как  любовь . Автор говорит, что любовь — это чувство, которое испытывается трудностями . Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает , что она любила одного Андрея Болконского.
Роман "Война и мир" для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга нравственности. Из нее я извлёк множество нравственных уроков, которые будут мне помогать в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными  вопросами, которые каждый человек  непременно решает для себя. В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, как нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я считаю, роман  Л.Н.Толстого "Война и мир" является этим источником.
 
 
СПИСОСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 
1. Л. Н. Толстой. Война  и мир. М. — «Художественная  литература», 1979  г.
     2. С. В. Бочаров.  Роман Л. Толстого «Война и  мир». — М.: «Художественная литература», 1978  г.
3. Б. И. Бурсов. Л. Н.  Толстой. Идейные искания и  творческий метод — М.: Гослитиздат, 1954  г.
4. Н. К. Гудзий.  Л.  Толстой. Критико-биографический  очерк. — М.: Гослитиздат, 1960  г.
5. В. И. Левин.   Л.  Н. Толстой. Полн. собр. соч. —  Л., 1980  г.
6. Е. А. Маймин.  Лев  Толстой.  — М.: Наука, 1978  г.
7. Л. И. Тимофеев  К  вопросу о традиции классики  в русской советской литературе. — М.: Мир, 1956  г.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.