На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистические методы анализа среднего уровня и вариации производственных показателей предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по  дисциплине: Статистические методы в управлении качеством
по  теме: Статистические методы анализа среднего уровня и вариации производственных показателей предприятия                            
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студентка
                Направление: управление качеством
                Профиль
                Группа  УК-11 КЧ
                Ф.И.О. Одегова Татьяна Сергеевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург
2012г.             
   СОДЕРЖАНИЕ                               
    
ВВЕДЕНИЕ  
I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
      Типы предприятий (фирм) и организация статистического  наблюдения за ними
 
      Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства
 
      Методологические  подходы к экономико-статистическому  анализу
 
         Средние величины и показатели вариации
 
 
 
 
 
 
 
 
II: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

Понятие “фирма” относительно новое для  российской экономики. В странах же с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитымкапиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках. Предприятие является достаточно сложной системой,  соединяющей людские и материальные ресурсы. Эта сложная система требует эффективного управления, что невозможно без сбора и всестороннего анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих в предприятии.
Не владея ситуацией на том или ином рынке, информацией о конкурентах, невозможно, установить цель предприятия и разработать стратегию его достижения. Для разработки стратегии предприятия важно знать численность и состав населения в том или ином регионе, распределение его по уровню доходов; экономический и научно-технический потенциал региона и страны в целом. Именно поэтому почти на каждом этапе своей деятельности  менеджеры фирм обращаются к статистике.
Управление  предприятием, обоснование эффективности  принимаемых решений и оценка эффективности деятельности требуют измерения и сравнения. Необходимо сравнить достигнутые показатели с запланированными и показателями предыдущих
лет. Но статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Например, контроль за качеством позволяет установить вероятность появления дефектных изделий. Необходимость повышения качества в условиях рыночной экономики обусловлена наличием конкурентной среды. Только качество может сегодня привлечь потребителя. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современной России все большее внимание уделяется качеству, так как только качественная продукция открывает дорогу на западные рынки. Обеспечение качества систем управления требует широкого применения статистических методов. Статистические методы, позволяющие установить закономерности и причины изменений явлений и процессов, имеющих место на фирме, являются мощным
инструментом  обоснования принимаемых решений  и оценки их эффективности. Управление фирмой означает планирование, анализ, контроль. Для решения всех этих задач требуется внешняя и внутренняя статистика. Нередко приходится прибегать к получению информации путем организации специальных обследований (например, изучение требований потенциальных потребителей к продукции фирмы и т. п.) Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер и не зависят от отраслевой принадлежности предприятий, позволяют менеджеру анализировать положение дел на фирме, разрабатывать варианты управленческих решений, выбирать наиболее эффективные, оценивать влияние этих решений на результаты деятельности.
Цель  данной работы - изучить методы анализа  среднего уровня и вариации производственных показателей предприятий.
Задачи:
    Изучить типы предприятий (фирм) и организация статистического наблюдения за ними;
    Определить натурально-вещественные и стоимостные результаты производства;
    Рассмотреть методологические подходы к экономико-статистическому анализу.
Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  статистические ряды распределения  являются базисным методом для любого статистического анализа. Понимание  данного метода и навыки его использования  необходимы для проведения статистических исследований.  
 
 
 

      Типы  предприятий (фирм) и  организация статистического  наблюдения за ними.
 
Современная рыночная экономика представляет собой  сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном итоге производителей и покупателей. Он состоит из большого числа производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур взаимодействующих в рамках принятого в стране правового законодательства. Основные субъекты  хозяйственной деятельности в рыночной экономике, - фирмы, предприятия.
     Фирма – хозяйствующий субъект, который производит товары, сказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей. Как хозяйствующий субъект фирма обладает административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо, фирма имеет в хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленнее имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Фирмы могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие фирмы основной целью свей деятельности считают получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками. Прибыль не является основной целью деятельности некоммерческих организаций. Однако некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для того, чтобы достичь целей, ради которых они созданы (например, оказание благотворительной помощи).
Предпринимательство как вид человеческой деятельности возникает и существует только в рамках товарного производства и рыночного товарообмена. В рамках рыночных (товарно-денежных) отношений производители различных благ стремятся обменять свои товары на другие нужные им блага так, чтобы не только возместить издержки, связанные с производством своего товара, но и получить некоторый дополнительный объем благ, обеспечивающий, так или иначе, товаропроизводителю возможность улучшить условия своего существования.
В рыночной экономике объемы произведенных  благ приобретают денежное выражение, в денежной же форме оцениваются, в конечном счете, и все издержки, связанные с производством и реализацией товара. Отсюда следует, что под предпринимательской деятельностью в рыночной  экономике следует понимать целенаправленную деятельность людей, ориентированную на получение дохода в размерах, не только покрывающих текущие издержки производства благ, но и обеспечивающих их производителю некий дополнительный доход (прибыль). Предпринимательская деятельность, направленная на извлечение дохода, может осуществляться в двух основных формах: индивидуальной, которая в российском законодательстве именуется индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД), и в кооперации с другими лицами. В процессе совместной деятельности людей между ними неизбежно возникают специфические формы экономических взаимоотношений, нуждающихся в большей или меньшей степени в организационном правовом регулировании. Группа физических лиц, объединенных общими целями в достижении  результатов производства, располагающих необходимыми для достижения этих целей материальными ресурсами (средствами производства), образует юридическое лицо – предприятие. Предприятие является хозяйственной единицей, обладающей обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, обусловленным общностью целей деятельности. Предприятие – юридическое лицо, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров, совладельцев имущества), какие-либо организации (союзы, ассоциации, фонды) и органы  государственного и хозяйственного управления. По своему содержанию предпринимательская деятельность предприятий включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, операции  на фондовом рынке. Предприятие  может осуществлять какой-либо из видов деятельности, либо одновременно все виды. Статистика предпринимательства в России начала формироваться в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, в связи с развитием кооперативов, затем малых предприятий и осуществлением приватизации. Объектом рассмотрения  является самостоятельный хозяйствующий субъект (предприятие), осуществляющий свою предпринимательскую деятельность на территории данного государства и подчиняющийся законам и подзаконным актам этого государства. Предметом  статистики предприятия является закономерность функционирования предприятия, условия применения и потребления ресурсов основного и оборотного капитала и рабочей силы, характеристики натурально-вещественных и финансовых результатов производства.
Статистическое  наблюдение проводится строго в соответствии с планом статистических исследований. При подготовке и проведении статистического  наблюдения необходимо решить целый  ряд вопросов, которые можно подразделить на:
1) программно-методологические;
2) организационные.
Программно-методологическими  вопросами определяется цель статистического  наблюдения, устанавливается объект и единица наблюдения, разрабатывается  инструментарий, обязательный для каждого  участника наблюдения, определяется круг признаков, характеризующих единицу  наблюдения, по которым производится регистрация данных, или разрабатывается  про грамма. Программой статистического наблюдения называется перечень вопросов или признаков, на которые должны быть получены ответы по единицам наблюдения.
Организационные вопросы охватывают сроки и место  проведения наблюдения, положение об организационной стороне наблюдения, подготовку и расстановку кадров и другие, обычно включаемые в организационный  план статистического наблюдения. В  организационном плане, прежде всего, указываются органы, выполняющие  статистическое наблюдение. Это могут  быть органы государственной статистики или конкретные службы. Четко определяются и разграничиваются права и обязанности  конкретных учреждений и организаций, участвующих в наблюдении.
Решение вопроса о месте наблюдения особенно важно при изучении перемещающихся единиц. Так, за продукцией можно наблюдать  на предприятиях, где она производится, или в торговле, куда она поступает для продажи. Или работника можно наблюдать как на работе, так и дома.
Стоящие перед менеджером задачи определяют цель наблюдения. Она может вытекать из постановлений правительственных  органов, администрации региона, маркетинговой  стратегии фирмы. Общая цель статистического  наблюдения состоит в информационном обеспечении управления. Она конкретизируется в зависимости от многих условий.
Цель  определяет объект статистического  наблюдения. Объект статистического  наблюдения представляет совокупность явлений, предметов и т.п., охватываемых наблюдением. Объектом может быть население  при переписи, предприятия, города, населенные пункты, персонал фирмы  или его отдельные категории. Словом, объект наблюдения - это исследуемая  статистическая совокупность. Она состоит  из отдельных единиц. Единицей совокупности может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.п. Единица наблюдения представляет первичный элемент  объекта статистического наблюдения. Этот элемент является носителем  регистрируемых при наблюдении признаков. Единица наблюдения представляет собой  элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные.
Статистическая  совокупность представляет собой широкое  понятие. Следовательно, разнообразными могут быть как объекты, так и  единицы наблюдения. Так, в торговле статистической совокупностью могут  быть торговые предприятия, а единицей наблюдения отдельный акт купли-продажи. Если исследуется качество воды, то объектом исследования является вода, а единицей наблюдения может быть отдельное водохранилище. В других ситуациях объектом исследования являются фермерские хозяйства, а единицей наблюдения могут быть скважины. Выбор объекта  и единиц наблюдения зависит от конкретных условий.
В реальной действительности в изучаемых явлениях и процессах могут взаимодействовать  несколько совокупностей. В производстве участвуют совокупности рабочих, специалистов, станков, сырья, материалов и т.п. В  таких ситуациях необходимо определить объект так, чтобы четко выделить исследуемые совокупности.
В некоторых  исследованиях выделяются также  технические единицы наблюдения или среда. Так, единицей наблюдения при изучении физического развития детей является ребенок, а технической  единицей или средой, помогающей извлечь  единицу наблюдения - школы, детские  дошкольные учреждения и др. При  изучении питания единицей наблюдения является человек, а технической  единицей - семья, в которой он проживает.
Единицы наблюдения обладают множеством различных  признаков. У работника - это возраст, пол, образование, семейное положение  и многое др. Статистический признак - это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы  наблюдения. Исследователя интересуют определенные признаки, поэтому в  программе приводится перечень или  формулировка признаков, по которым  в процессе наблюдения необходимо зарегистрировать данные. Часто это наиболее существенные или взаимосвязанные признаки.
Четкость  при определении единицы наблюдения дает возможность обоснованно определить регистрируемые признаки наблюдения при  минимальном количестве признаков, имеющих отношение к изучаемой  проблеме, явлению. Иначе исследователь  рискует регистрировать единицы  наблюдения по многим излишним признакам, собираемым «на всякий случай», что  затрудняет проведение наблюдения и  усложняет обработку результатов.
Уточнение и формулирование признаков единицы  наблюдения производится на основании  следующих общих правил:
1. Признаки отбирают с учетом целей исследования, возможностей их обработки и анализа полученных данных.
2. Отобранных признаков не должно быть много.
3. Признаки необходимо комбинировать, чтобы они взаимно дополняли друг друга.
4. Отобранные признаки должны учитывать возможности исследователя. Эти общие подходы при определении признаков единицы наблюдения дополняются конкретными особенностями изучаемых процессов.
Единицу наблюдения не следует путать с отчетной единицей. Отчетной является такая  единица, от которой получают в установленном  порядке отчетные данные по утвержденным формам. Если наблюдение проводится путем представления отчетности, то отчетная единица, в основном, может совпадать с единицей наблюдения.
Отчетная  единица называется также информирующей. Возможны ситуации, когда она не совпадает с единицей наблюдения. Например, при изучении платежеспособного  спроса единицей наблюдения является покупатель. Если исследователь обращается к нему с вопросом, то покупатель является информирующей единицей. Но за данными о продаже товаров  можно обратиться к продавцу, менеджеру; маркетологу. В таких случаях  информирующие единицы могут  быть разными.
Определив объект, исследователь сталкивается с необходимостью выделить границы, которые четко определяют изучаемую  совокупность, явление. Например, если ставиться цель изучить деятельность предприятий промышленности, то следует  определить, какой отрасли, всех ли форм собственности или какой-то конкретно организационно-правовой формы, по какому критерию будут отбираться предприятия, фирмы. Таким критерием  может быть, например, численность  работников, объем реализации, время  с момента регистрации и др. Установление одного или нескольких взаимодополняющих или взаимоисключающих  критериев позволяет четко очертить исследуемую совокупность или установить границы объекта наблюдения. Это  означает, что в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос: подлежит ли регистрации та или иная единица  наблюдения и тем самым обеспечить единообразие в подходе к отбору единиц наблюдения, совокупности.
Таким образом, на практике для отграничения объекта устанавливаются конкретные значения или пределы признаков. Такие количественные значения признаков  называются цензом. Это ряд признаков, количественное значение которых при  проведении статистического наблюдения служит основанием для учета (или  неотнесения) единицы в изучаемой  совокупности. Если объект наблюдения или исследуемая совокупность будет  определен недостаточно четко, то наблюдение может охватить явления, не принадлежащие  данной совокупности. И наоборот, некоторая часть единиц может выпасть из обследования. Все это отразится на результатах исследования.
Важным  вопросом программы является момент или период наблюдения. Это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается  в соответствии с целью, особенностями  явления. На практике его называют также  критическим моментом. Он может выбираться исходя из прагматических установок (в  наиболее удобное время и т.п.).
Период  времени, в течение которого проводится наблюдение, устанавливается в четком временном интервале. При этом некоторые  явления, процессы имеют сезонные или  другие циклические компоненты. Поэтому  время проведения наблюдения должно определяться с учетом таких факторов. Например, наблюдение за пассажиропотоком может осуществляться в течение  полной недели, включая праздничные  и выходные дни, или по часам в  течение суток.
Все это  излагается в программе статистического  наблюдения. В программе содержатся конкретные вопросы, на которые необходимо дать ответ в статистическом формуляре, обосновывается вид и метод проведения наблюдения. Программа, характеризующая  главную цель статистического исследования, должна носить комплексный характер, дать ответы на все возникающие в  процессе наблюдения вопросы. Недооценка программы или недостаточная  ее обоснованность в последующем  приводит к значительным потерям  в процессе обработки данных и  снижает обоснованность выводов  и рекомендаций.
На практике исследователь сталкивается с определенными  ограничениями временных рамок, финансовых и трудовых затрат при  проведении наблюдения. Поэтому конкретный объем программы, ее детализация  определяются многими условиями. Например, несущественные признаки, хотя и представляющие интерес, могут исключаться, не фиксироваться. Но во всех случаях следует стремиться к тому, чтобы все вопросы, включаемые в программу, соответствовали цели статистического наблюдения и исследования в целом.
Для реализации программы статистического наблюдения разрабатывается статистический инструментарий. Традиционно он включает инструкции по проведению наблюдения и регистрации данных, бланки документов, в которые заносится информация и другие носители первичной информации. Это анкеты, табеля, формы отчетности, переписные листы. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.
Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся  на машинные носители. Чтобы исключить  трудоемкие операции при формировании баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения  заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволило вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных  документов.
Особое  значение имеет контроль получаемых в результате наблюдения данных. Как  показывает практика, даже при четко  организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности, ошибки, требующие  исправления. На современном этапе  контроль данных в условиях сплошной информатизации приобретает особое значение. Предусматриваются различные  методы проверки получаемых данных.
Это прежде всего счетный и логический контроль. На основе счетного контроля проверяются итоги и расчет показателей, четко устанавливается наличие ошибки. Логический контроль проводится путем сопоставления полученных данных с другими известными признаками, показателями. Возможно сопоставление за прошлый период по одной и той же единице, или за один и тот же период с данными по другой единице наблюдения. В результате выявляются неправдоподобные случаи, т.е. логический контроль выявляет возможность ошибки.
Ошибки  наблюдения по источнику происхождения  можно подразделить на следующие:
а) преднамеренные (злостные),
б) непреднамеренные.
Непреднамеренные  ошибки в свою очередь подразделяются на следующие:
а) случайные,
б) систематические,
в) репрезентативности (представительности),
В соответствии с этими особенностями методы контроля данных могут быть разными.
Преднамеренные  ошибки завышают или занижают конкретные значения признака, показателя. Они  могут грубо искажать действительное положение. Поэтому преднамеренные ошибки требуют сплошного контроля. Известно, что наблюдается массовое сокрытие фирмами прибыли от налогообложения. Программа статистического наблюдения предусматривает проверку расчетов прибыли налоговой инспекцией на каждом предприятии. Законом предусматриваются  экономические и административные меры, применяемые к предприятиям или лицам, включая уголовную  ответственность, за злостные ошибки.
Случайные ошибки чаще связаны с невнимательностью  регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных  приборов и т.п. При достаточно большом  числе зарегистрированных явлений  они могут нейтрализовать друг друга. И все же подчеркнем, что одной  из задач наблюдения является исключение таких ошибок. Для этого необходимо тщательнее подбирать и обучать  кадры; участвующие в наблюдении, проверять контрольно-измерительные  приборы, проводить массово разъяснительную  работу и т.п.
В целях  контроля программа может предусматривать  использование опознавательных  признаков. Они образуют адресную часть  и содержат, например, фамилию, имя  и отчество, адрес и т.п. В случае обнаружения ошибки эти признаки позволяют обратиться к источнику  информации и исправить ошибку.
Возможно  включение в программу контрольных  вопросов. Они позволяют, например, уточнить возраст по году рождения или выполнить логический контроль данных.
Непреднамеренные  систематические ошибки возникают  в самых различных ситуациях, например, при округлении признака в большую или меньшую сторону. Или при изучении бюджетов семей  выясняется, что некоторые виды расходов забываются. Такие ошибки требуют  корректировки в соответствии с  особенностями явлений и процессов. Ошибки представительности или репрезентативности, определяются специальными методами.
Составляя программу, следует оценить степень  сложности получения необходимых  и объективных данных. Программа  не должна быть перегруженной и содержать  вопросы, на которые можно получить достоверные ответы.
После того как составлена программа или  ее проект, может быть проведено  пробное наблюдение. Его цель состоит  в уточнении вопросов программы, апробации инструментария, выяснении  степени подготовки кадров к проведению наблюдения. Таким наблюдением являются, в частности, пробные переписи населения, пилотаж анкет и др.
В составлении  программ крупных общегосударственных  статистических наблюдений (переписей  населения, обследований и др.) участвуют  научные и практические работники. Программа проходит обсуждение, апробацию  и утверждается. После этого она  готова к реализации. Отдельные предприятия, фирмы, общественные организации проводят статистические наблюдения своими силами или с привлечением других организаций, специализирующихся на конкретных исследованиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Натурально-вещественные и стоимостные  результаты производства 
 
Производство (изготовление) материальных благ и  услуг осуществляется предприятиями всех отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи, торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы. Материальные блага и услуги, произведенные на предприятии за определенный период, составляют продукцию предприятия. Ее выпуск – основное назначение любого предприятия и результат производственной деятельности.
Результатом производства любого коммерческого  предприятия выступает его продукция, измеренная в денежном выражении  в целом и по отдельным ее элементам  либо в натурально-вещественной форме (продукт), либо в денежной форме (услуги).
     Услуга – вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта. Не добавляет к его первоначальной стоимости определенную сумму, т.к. конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен оплатить ее (перевозка товара, расфасовка в тару, ремонт товара, его рекламирование и                          т.д.).                                    
     Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим особом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Продукты (изделия) – это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Продукция может быть измерена в денежном выражении, как в целом, так и по отдельным элементам либо в натурально-вещественной форме по той части продукции, которая является продуктами, и в денежной форме в той ее части, которую принято именовать услугами и которую очень сложно выразить в натуральных измерителях.
Продукты  в их натурально-вещественной форме  учитываются фирмами по моментам их производства, прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (штуки, тонны, метры, литры и т.д.) используются для учета отдельных видов продукции, т.е определения физического объема продукции. Натуральный метод используется во всех отраслях экономики. На предприятии так могут учитываться. Как правило, все виды выпускаемой продукции.
В целях  упрощения учета технико-экономических  расчетов предприятие может использовать кроме натуральных, также условно-натуральные единицы измерения. Например, если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств (производство химических удобрений одного типа). При этом методе единицы одного из продуктов принимают условно за единицу измерения (эталон) и все остальные разновидности продуктов пересчитывают в эти условные единицы. Условно-натуральные единицы используют  совместно с натуральными  в
статистическом  анализе. Также пользуются трудовыми и стоимостными (денежными) показателями продукции в действующих и постоянных ценах. В основе трудового метода лежит оценка продукции предприятия на основе ее трудоемкости. Трудоемкость определяется количеством труда фактически затраченного на ее производство. Рассчитывается путем суммирования затрат труда по всем операциям при изготовлении каждого изделия и по всем изделиям производственной программы.
     Трудоемкость единицы продукции – показатель, обратный выработке; характеризует затраты труда на изготовление единицы продукции. Вычисляется:
     или
где t – трудоемкость изготовления единицы продукции;
T –  затраты времени на изготовление  продукции;
W –  выработка продукции в единицу  времени.
Основой учета продукции в денежном выражении, позволяющем получать сводные данные на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одним предприятием (фирмой), до народного хозяйства в целом), являются денежные измерители. В зависимости от полноты учета общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой. В рыночной экономике себестоимость, или цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер и у разных производителей продукции может быть различной.
В практике учета и технико-экономических  расчетах в рамках предприятий (фирм) используют следующие виды цен:               фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений; лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение); фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги). Поскольку в процессе товаропродвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия); цены оптовой торговли, в которые включаются кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров; розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).
Система стоимостных показателей в статистике: валовая, товарная,
реализованная, чистая продукция. Каждый из этих показателей  носит определенный экономический смысл, имеет свою методику расчета в различных отраслях производства. Для определения фактических размеров объема производства в каждом из подразделений производственного предприятия (фирмы), например промышленного, приходится различать результаты производства по степени их готовности.
В практике внутрипроизводственного планирования и учета принято различать:
незавершенное производство — предметы труда, переданные в производственное подразделение для обработки и находящиеся до стадии ее завершения в этом подразделении;
полуфабрикаты — продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данного предприятия (фирмы);
Готовые изделия — продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного предприятия (фирмы), признанные годными для использования и соответствующими действующим на предприятии (фирме) стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением соответствующих документов (накладных и др.).
Для правильного  определения затрат, относящихся  непосредственно к готовой продукции предприятия, ее бухгалтерия должна вести систематический учет произведенных полуфабрикатов, их количества, передаваемого из подразделения-изготовителя другим подразделениям, а также учитывать размеры затрат, остающихся у каждого подразделения в незавершенном производстве на начало и конец каждого отчетного периода.
Выраженная  в денежной оценке масса произведенных  данным подразделением (цехом, участком, фермой) готовых изделий и законченных услуг, а также произведенных полуфабрикатов называется валовым выпуском подразделения. Добавляя к величине валового выпуска стоимость изменения остатков незавершенного производства (увеличение остатков прибавляется, а уменьшение вычитается из валового выпуска), определяют часть валового оборота, произведенную в данном подразделении и подлежащую включению в состав валового оборота предприятия (фирмы) в целом.
Итак, валовой оборот предприятия (фирмы) является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, для переработки или другого использования на самом предприятии (фирме), а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях. Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах предприятия (фирмы) полуфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным оборотом. Если из стоимости валового оборота фирмы исключить стоимость внутрипроизводственного оборота, то полученный результат будет характеризовать объем валовой продукции предприятия (фирмы).
     Валовая продукция предприятия (фирмы) — стоимость общего результата ее производственной деятельности за определенный период времени, в который входят все произведенные готовые изделия (предполагается, что они не потребляются на производственные нужды в пределах предприятия (фирмы), их изготовившей), та часть произведенных полуфабрикатов, которая по тем или иным причинам была отпущена сторонним потребителям в данном периоде, и та их часть, которая пошла на пополнение запасов полуфабрикатов на соответствующих межцеховых складах (если в данном периоде со складов взято больше полуфабрикатов, чем туда поступило, то происходит уменьшение остатков, что и будет учтено при определении общего объема валовой продукции) за этот период.
Кроме того, в стоимость валовой продукции  включают все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов и обработка материалов, принадлежащих заказчику). Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получают товарную продукцию - конечный результат деятельности фирмы за данный период, фактически отпущенную потребителям или полностью готовую для этой цели (прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции Фирмы). Товарная продукция играет особую роль в учете результатов фирмы, так как бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем. Разность между стоимостью товарной продукции ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы (величину прибыли, которую фирма могла бы получить, реализовав всю произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода).
В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию (разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю.
     Реализованная продукция (РП) - отгруженная покупателям (заказчикам) и оплаченная ими в данном периоде (предъявлены расчетные документы). В реализованную продукцию включается часть стоимости товарной продукции предшествующего периода, оплата за которую произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной, продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.
Также в отраслях сферы производства, по экономике в целом, исчисляются показатели чистой продукции.
     Чистая продукция (ЧП) представляет собой стоимость, вновь
созданную трудом в той или иной сфере материального производства. В отечественной практике рассчитывается как разность между объемами валовой продукции и материальными (производственными) затратами (МЗ) (сырье, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления) в ценах конечного потребления (действующих и сопоставимых): чп = вп-мз.
В рыночной экономике для характеристик  вновь созданный стоимости используется показатель “добавленная стоимость”.
Чистая  продукция отражает вклад предприятия  отрасли в создание национального дохода страны. Таким образом, чистая продукция по экономике в целом представляет национальный доход.
Стоимостные показатели продукции исчисляются  во всех отраслях материального производства, исходя из оценки её составных частей по степени готовности к назначению: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и работы промышленного характера.
     К  работам (услугам) промышленного характера относятся работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия (реставрация и ремонт промышленных изделий, доработка и доведение до полной готовности изделий, произведенных другими промышленными предприятиями: окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного характера не включают стоимость продукта, с которым эти работы производятся. Данные об общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) по всему кругу предприятий формируются раз в год на основании годовой отчетности, а также ежемесячно расчетным путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методологические  подходы к  экономико-статистическому  анализу     
 
Так как  предприятие является достаточно сложной  системой, соединяющей людские и материальные ресурсы, то эта сложная система требует эффективного управления, что невозможно без сбора и всестороннего анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих на предприятии. Управление предприятием, обоснование эффективности принимаемых решений и оценка эффективности деятельности предприятия требует применения комплексного экономико-статистического анализа.
К особенностям метода экономического анализа относится  выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Навязать их искусственно нельзя. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, качественным — производительность их труда (выработка на одного рабочего). Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически не состоятельным.
Способы и приемы экономико-статистического  анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. В число основных традиционных способов и приемов экономико-статистического анализа можно включить следующее:
• статистическое наблюдение;
• сводка;
• группировка;
• расчет обобщающих показателей;
• выборочный метод;
• анализ рядов динамики;
• индексный  метод анализа;
• основы корреляционного и регрессионного анализа;
• метод  цепных подстановок;
• балансовый метод.
При этом статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Например, контроль за качеством позволяет установить вероятность дефектных изделий. Для метода группировки необходимо и достаточное количество интервалов в каждой группе. С его помощью осуществляется разбиение совокупности на однородные группы, установление связи Ии ее направление. Однако с помощью этого метода нельзя определить тесноту связи. Для индексного метода необходимо:
1)   количественная определенность факторов;
2) функциональная  зависимость результативного показателя  от факторов.
Этот метод является гибким аналитическим инструментом и может применяться в анализе показателе производственной, финансовой, инвестиционной и других видах деятельности предприятия (фирмы). Для вычисления индексов за длительный период пользуются двумя способами: вычисление базисных и цепных индексов. Корреляционный и регрессионный анализ являются довольно сложной операцией. Исходными предпосылками для их проведения являются: случайный характер факторов, нормальное распределение факторов и результативного показателя, стохастическая независимость факторов. Для дисперсионного анализа необходимо:
    нормальное или близкое к нему распределение генеральной совокупности;
    независимость отдельных наблюдений в группах и подгруппах;
    независимость факторов. Достоинством этого метода является возможность его применения в изучении зависимостей качественных признаков.
Все большее  значение в экономическом анализе  получают методы факторного анализа. Он позволяет интерпретировать массивы наблюдений и является методом сжатия исходной информации.
В зависимости  от специфики решаемых задач целесообразно  сочетание различных методов анализа, расчет показателей. В зависимости от специфики объекта и предмета исследования информационного обеспечения принимается решение о выборе методов экономико-статистического анализа. Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер и не зависят от отраслевой принадлежности предприятия, позволяют менеджеру анализировать положение дел на предприятии, разрабатывать варианты управленческих решений, выбирать наиболее эффективные формы, оценивать влияние этих решений на результаты деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Средние величины и показатели вариации   
                                          
В результате группировки единиц совокупности по величине варьируемого признака получают ряды распределения – первичную характеристику массовой статистической совокупности. Чтобы охарактеризовать такую совокупность в целом, часто пользуются средней величиной.
Средняя величина - это обобщающий показатель статистической совокупности, который погашает индивидуальные различия значений статистических величин, позволяя сравнивать разные совокупности между собой.
Существует  2 класса средних величин: степенные и структурные.
К структурным  средним относятся мода и медиана, но наиболее часто применяются степенные средние различных видов.

Степенные средние величины

Степенные средние могут быть простыми и взвешенными.
Простая средняя величина рассчитывается при наличии двух и более несгруппированных статистических величин, расположенных в произвольном порядке по следующей общей формуле:

Взвешенная средняя величина рассчитывается по сгруппированным статистическим величинам с использованием следующей общей формулы:

где X –  значения отдельных статистических величин или середин группировочных интервалов; 
m - показатель степени, от значения которого зависят следующие виды степенных средних величин: 
при m = -1
средняя гармоническая
при m = 0
средняя геометрическая
при m = 1
средняя арифметическая
при m = 2
средняя квадратическая
при m = 3
средняя кубическая.
Используя общие формулы простой и взвешенной средних при разных показателях степени m, получаем частные формулы каждого вида, которые будут далее подробно рассмотрены.

Средняя арифметическая

Средняя арифметическая - это самая часто используемая средняя величина, которая получается, если подставить в общую формулу m=1. Средняя арифметическая простая имеет следующий вид:

где X - значения величин, для которых необходимо рассчитать среднее значение; N - общее  количество значений X (число единиц в изучаемой совокупности). 
Например, студент сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Рассчитаем средний балл по формуле средней арифметической простой: (3+4+4+5)/4 = 16/4 = 4.

Средняя арифметическая взвешенная имеет следующий вид:

где f - количество величин с одинаковым значением X (частота).
Например, студент сдал 4 экзамена и получил  следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Рассчитаем средний балл по формуле средней  арифметической взвешенной: (3*1 + 4*2 + 5*1)/4 = 16/4 = 4.
Если  значения X заданы в виде интервалов, то для расчетов используют середины интервалов X, которые определяются как полусумма верхней и нижней границ интервала. А если у интервала X отсутствует нижняя или верхняя  граница (открытый интервал), то для  ее нахождения применяют размах (разность между верхней и нижней границей) соседнего интервала X.
Например, на предприятии 10 работников со стажем работы до 3 лет, 20 - со стажем от 3 до 5 лет, 5 работников - со стажем более 5 лет. Тогда  рассчитаем средний стаж работников по формуле средней арифметической взвешенной, приняв в качестве X середины интервалов стажа (2, 4 и 6 лет): 
(2*10+4*20+6*5)/(10+20+5) = 3,71 года.

Средняя арифметическая применяется чаще всего, но бывают случаи, когда необходимо применение других видов средних величин. Рассмотрим такие случаи далее.

Средняя гармоническая

Средняя гармоническая применяется, когда исходные данные не содержат частот f по отдельным значениям X, а представлены как их произведение Xf. Обозначив Xf=w, выразим f=w/X, и, подставив эти обозначения в формулу средней арифметической взвешенной, получим формулу средней гармонической взвешенной:

Таким образом, средняя гармоническая  взвешенная применяется тогда, когда  неизвестны частоты f, а известно w=Xf. В тех случаях, когда все w=1, то есть индивидуальные значения X встречаются по 1 разу, применяется формула средней гармонической простой:

Например, автомобиль ехал из пункта А в пункт Б со скоростью 90 км/ч, а обратно - со скоростью 110 км/ч. Для определения средней скорости применим формулу средней гармонической простой, так как в примере дано расстояние w1=w2 (расстояние из пункта А в пункт Б такое, же как и из Б в А), которое равно произведению скорости (X) на время (f). Средняя скорость = (1+1)/(1/90+1/110) = 99 км/ч.

Средняя геометрическая

Средняя геометрическая применяется при определении средних относительных изменений, о чем сказано в теме ряды динамики. Геометрическая средняя величина дает наиболее точный результат осреднения, если задача стоит в нахождении такого значения X, который был бы равноудален как от максимального, так и от минимального значения X.

Например, в период с 2005 по 2008 годы индекс инфляции в России составлял: в 2005 году - 1,109; в 2006 - 1,090; в 2007 - 1,119; в 2008 - 1,133. Так как индекс инфляции - это относительное изменение (индекс динамики), то рассчитывать среднее значение нужно по средней геометрической: (1,109*1,090*1,119*1,133)^(1/4) = 1,1126, то есть за период с 2005 по 2008 ежегодно цены росли в среднем на 11,26%. Ошибочный расчет по средней арифметической дал бы неверный результат 11,28%.

Средняя квадратическая

Средняя квадратическая применяется в тех случая, когда исходные значения X могут быть как положительными, так и отрицательными, например при расчете средних отклонений.

Главной сферой применения квадратической средней  является измерение вариации значений X, о чем пойдет речь позднее в этой лекции.

Средняя кубическая

Средняя кубическая применяется крайне редко, например, при расчете индексов нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) и для развитых (ИНН-2), предложенных и рассчитываемых ООН.

Структурные средние величины

К наиболее часто используемым структурным средним относятся статистическая мода и статистическая медиана.

Статистическая  мода

Статистическая мода - это наиболее часто повторяющееся значение величины X в статистической совокупности.
Если X задан дискретно, то мода определяется без вычисления как значение признака с наибольшей частотой. В статистической совокупности бывает 2 и более моды, тогда она считается бимодальной (если моды две) или мультимодальной (если мод более двух), и это свидетельствует о неоднородности совокупности.
Например, на предприятии работает 16 человек: 4 из них - со стажем 1 год, 3 человека - со стажем 2 года, 5 - со стажем 3 года и 4 человека - со стажем 4 года. Таким образом, модальный  стаж Мо=3 года, поскольку частота  этого значения максимальна (f=5).
Если X задан равными интервалами, то сначала определяется модальный интервал как интервал с наибольшей частотой f. Внутри этого интервала находят условное значение моды по формуле:

где Мо – мода; 
ХНМо – нижняя граница модального интервала; 
hМо – размах модального интервала (разность между его верхней и нижней границей); 
fМо – частота модального интервала; 
fМо-1 – частота интервала, предшествующего модальному; 
fМо+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Например, на предприятии 10 работников со стажем работы до 3 лет, 20 - со стажем от 3 до 5 лет, 5 работников - со стажем более 5 лет. Рассчитаем модальный стаж работы в модальном  интервале от 3 до 5 лет: Мо = 3 + 2*(20-10)/(2*20-10-5) = 3,8 (года).
Если  размах интервалов h разный, то вместо частот f необходимо использовать плотности интервалов, рассчитываемые путем деления частот f на размах интервала h.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.