На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Порядок вдшкодування ПДВ

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МІНИСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ОДЕСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
 
 
 
 
 
 
ЕСЕ
НА ТЕМУ: «Порядок відшкодування ПДВ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Виконала:
Капова Наталя
32 гр.ФЕУВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одеса,2012
Правила и порядок возмещения налога на добавленную стоимость
Нормативная база:
1.  Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон о НДС);
2.  Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.1990 г. № 509-XII (далее – Закон 509);
3.  Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, с изменениями и дополнениями (далее – Порядок № 166);
4.  Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350, (далее – Методические рекомендации)
В соответствии с п. 1.8 Закона о НДС бюджетное возмещение – сумма, подлежащая возврату плательщику налога из бюджета в связи с излишней уплатой налога в случаях, определенных настоящим Законом.
Без права на бюджетное возмещение
В соответствии с п.п. 7.7.11 Закона о НДС, п.п. 5.12.1 Порядка № 166 не имеет права на получение бюджетного возмещения лицо, которое:
а) было зарегистрировано плательщиком НДС менее 12 календарных месяцев до месяца, по итогам которого подается заявление на бюджетное возмещение;
б) имело объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствиеприобретения или сооружения (строительства) основных фондов);
в) не проводило деятельность в течение последних 12 календарных месяцев.
Общие правила и сроки возмещения НДС
Правовой механизм возврата НДС на сегодня законодательно урегулирован п. 7.7 Закона о НДС.
Как указано в пп. 7.7.1 ст. 7 Закона о НДС, сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или возмещению из бюджета, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.
            При положительном значении суммы НДС она подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для соответствующего налогового периода.
            При отрицательном значении суммы НДС она учитывается в уменьшение суммы налогового долга по этому налогу, возникшему за предыдущие налоговые периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом), а при его отсутствии – зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода.
            Таким образом, по итогам первого периода, в котором у налогоплательщика возникло отрицательное значение НДС, право на бюджетное возмещение у него отсутствует. При отсутствии налогового долга предыдущих периодов сумма такого отрицательного значения включается в налоговый кредит следующего (второго) отчетного периода.
            И если по итогам следующего (второго) отчетного периода снова возникает отрицательное значение, то только в этом случае плательщик получает право на бюджетное возмещение.
Согласно п.п. 7.7.2 Закона о НДС если в следующем (втором) налоговом периоде сумма НДС имеет отрицательное значение, то:
            а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равна сумме налога,фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикамтаких товаров (услуг);
            б) остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода.
            Обратим внимание, что в соответствии с указанной нормой Закона предприятие может рассчитывать на возмещение далеко не всей суммы отрицательного значения НДС предыдущего (первого) периода, а только на ту ее часть, которая равна сумме налога, фактически уплаченного получателем товара (услуг) своим поставщикам в предыдущем (первом) налоговом периоде. Величина такой суммы отражается в приложении 3 «Расчет суммы бюджетного возмещения» к декларации по НДС, данные которого переносятся в строку 25 декларации по НДС.
            Следует отметить, что трактовка п.п. 7.7.2 Закона о НДС налоговыми органами сводится к искусственному уменьшению размера бюджетного возмещения, что существенно ограничивает права налогоплательщиков (об этом далее).
Бюджетное возмещение может быть осуществлено двумя способами:
1)  возврат денежных средств на банковский счет плательщика;
2)  зачет в счет налоговых обязательств будущих налоговых периодов.
Способ возмещения налогоплательщик выбирает самостоятельно с отражением результата выбора в декларации по НДС того периода, по итогам которого он получает право на возмещение. Решение принимается относительно всей (полной) суммы бюджетного возмещения, т.е. делить ее по направлениям возмещения нельзя.
Если налогоплательщик выбирает второй способ возмещения (в счет будущих налоговых обязательств), то сумма отрицательного значения НДС не учитывается при расчете суммы бюджетного возмещения следующих налоговых периодов (п.п. 7.7.3 Закона о НДС). Другими словами, она теряет статус бюджетного возмещения и в дальнейшем не отражается в декларациях по НДС. Вместе с тем, эта сумма до полного ее погашения продолжает уменьшать налоговые обязательства последующих налоговых периодов. Механизм такого уменьшения отражается не в декларации по НДС, а в приложении 2 к декларации.
Порядок получения денежного возмещения (на банковский счет) установлен п.п. 7.7.4 и 7.7.5 Закона о НДС и предполагает следующий ряд операций:
1. Налогоплательщик по итогам соответствующего налогового периода предоставляет в ГНИ:
- декларацию по НДС (оригинал и копию) с указанием суммы бюджетного возмещения в строке 25.1.
Служебным лицом налогового органа на первой странице копии декларации ставится отметка о ее принятии (штамп налогового органа, дата, входящий номер). Далее копия с отметкой возвращается налогоплательщику для предоставления в Госказначейство. При этом в служебном поле декларации налогоплательщиком ставится отметка о получении этой копии (п.п. 4.1.3 Порядка 166);
- приложение 3 к декларации по НДС «Расчет суммы бюджетного возмещения»;
- заявление о возврате суммы бюджетного возмещения по форме согласно приложению 4 к декларации по НДС.
2. Налогоплательщик предоставляет в течение 5 дней после предоставления декларации налоговому органу в Госказначейство:
            - копию декларации по НДС с отметкой ГНИ;
            - расчет суммы бюджетного возмещения;
            - копии погашенных налоговых векселей (расписок) – при их наличии;
            - оригиналы пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций – при наличии экспортных операций.
3. Налоговый орган проводит в течение 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации, документальную невыездную (камеральную) проверку заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.
            Как считают независимые специалисты, общий срок, отведенный вышеизложенной нормой Закона для проведения камеральной и внеплановой выездной проверок, должен составлять 30 дней.
            Позиция налоговых органов, закрепленная в Методических рекомендациях и прокомментированная в письме ГНАУ от 15.11.2005 г. № 22871/7/16-1317, а также проводимая местными ГНИ на практике, заключается в том, что общий срок проведения вышеуказанных проверок составляет 60 дней.
            4. Налоговый орган в 5-дневный срок по окончании проверки предоставляет органу госказначействазаключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета.
5. Госказначейство в течение 5 операционных дней после получения заключения налогового органа перечисляет сумму возмещения на банковский счет налогоплательщика.
            Если подсчитать максимальный срок возмещения с момента предоставления налогоплательщиком декларации по НДС в ГНИ, он должен составить 42 дня (30 дней проверки + 5 дней на подачу заключения + 5 операционных дней (7 календарных) перечисления денег на банковский счет). Разумеется, с учетом позиции органов ГНС в отношении сроков проведения проверок такой максимальный срок составит 72 дня (60 дней проверки (при наличии оснований для внеплановой выездной проверки) + 5 дней на подачу заключения + 5 операционных дней (7 календарных) перечисления денег на банковский счет).
            Особенности проведения проверок налоговыми органами суммы бюджетного возмещения
            Как было указано выше, согласно п.п. 7.7.5 Закона о НДС после проведения камеральной проверки при наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право провести внеплановую выездную (документальную) проверку.
            Закон о НДС не приводит расшифровку понятия «достаточные основания», тем самым не регламентировав, в каких собственно случаях налоговым органом предоставлено право на проведение указанного вида проверки. ГНАУ данный пробел восполнила, прописав в Методических рекомендациях перечень таких «достаточных оснований».
            Так, согласно п. 3.11 Методических рекомендаций (обращаем Ваше внимание, что Методические рекомендации не зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины) достаточными основаниями для проведения внеплановой выездной документальной проверки плательщика НДС являются:
            - непредоставление плательщиком НДС для проверки указанных в расчете бюджетного возмещения копий первичных документов, подтверждающих факт оплаты им товаров (услуг) основным поставщикам, и копии реестров полученных и выданных налоговых накладных;
            - установление факта о том, что поставщик товаров (услуг) не является плательщиком НДС;
            - заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, которое в два раза и более превышает стоимость собственных основных фондов;
            - заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, которое с учетом проведенного бюджетного возмещения в предыдущих периодах по результатам документальной невыездной проверки в четыре раза и более превышает стоимость собственных основных фондов;
            - заявление бюджетного возмещения плательщиком НДС, осуществляющим производственную деятельность и имеющим собственные производственные фонды, без достаточного наличия трудовых ресурсов для осуществления такой деятельности;
            - установление факта о том, что расчет бюджетного возмещения сделан с нарушением норм налогового законодательства, в том числе по письменной информации подразделения налоговой милиции.
            Каждое из изложенных обстоятельств при их применении должно иметь четкое обоснование.
            Условие о проведении выездной внеплановой проверки, приведенное в п.п. 7.7.5 Закона о НДС, не прописано среди оснований для проведения внеплановых проверок, перечисленных в ст. 111 Закона 509. А те основания для выездной внеплановой проверки, которые не оговорены в ст. 111 Закона 509, должны обязательно подкрепляться судебным решением. Так, согласно Закону 509 внеплановые проверки органами ГНС осуществляются при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части 6 ст. 111 данного Закона. Такие проверки проводятся по решению руководителя налогового органа, оформляемого приказом. Все другие внеплановые проверки, осуществляемые по основаниям, не упоминаемым в ч. 6 ст. 111 Закона 509, проводятся по решению суда.
Для плательщиков налогов указанное означает, что если будущая внеплановая проверка будет проводиться по основаниям, не подпадающим под нормы ч. 6 ст. 111 Закона 509, и при этом для осуществления такой проверки отсутствует решение суда, можно говорить о незаконности проведения такой внеплановой проверки.
С учетом вышеизложенного, для выяснения законности проведения органом ГНС по решению его руководителя внеплановой выездной проверки правильности заявленной к возмещению суммы НДС необходимо найти подходящие основания, закрепленные в Законе 509.
К ним могут быть отнесены основания, предусмотренные п.п. 3 и п.п. 9 ч. 6 ст. 111 Закона 509, а именно:
- внеплановая выездная проверка проводится, если плательщик подал декларацию с отрицательным значением НДС в сумме более 100 тыс. грн.;
- внеплановая выездная проверка проводится, если в налоговой декларации выявлены недостоверные данные и налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на письменный запрос ГНИ в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Что касается остальных проверок (если задекларированное значение возмещения менее 100 тыс. грн.), то они, если следовать Закону, должны проводиться по решению суда.
Разумеется, ГНАУ с такой позицией не согласна, и уже в письме от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016 она разъясняла, что внеплановые выездные проверки по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета НДС могут проводиться либо в соответствии с п. 9 ч. 6 ст. 111 Закона 509, либо согласно п.п. 7.7.5 Закона о НДС. Этим ГНАУ фактически выступила за одновременное применение норм двух упомянутых законов относительно внеплановых проверок, расценивая их как самостоятельные, отдельно существующие основания для проведения внеплановых проверок (соответственно, согласно данной позиции, такие проверки возможны без решения суда).
            По нашему мнению, указанное мнение является ошибочным. В рассматриваемой ситуации, прежде всего, следует исходить из того, что основополагающим документом, регулирующим порядок, правила и основания проведения проверок, выступает Закон 509. Поэтому положения п.п. 7.7.5 Закона о НДС следует применять с учетом и в пределах норм Закона 509.
            Таким образом, внеплановые выездные проверки правильности расчета суммы бюджетного возмещения, на наш взгляд, могут быть проведены на основании решения руководителя органа ГНС только в следующих случаях:
1)  когда у налогового органа есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения (в размере, который превышает 100 тыс. грн.) осуществлен плательщиком налога с нарушением норм налогового законодательства (ситуация подпадает под п. 9 ч. 6 ст. 111 Закона 509);
2)  когда плательщик налогов, который задекларировал сумму бюджетного возмещения до 100 тыс. грн., в течение 10 рабочих дней не предоставляет пояснений на запрос налоговому органу (ситуация подпадает под п. 3 ч. 6 ст. 111 Закона 509).
Во всех других случаях внеплановые проверки суммы бюджетного возмещения должны проводиться на основании решения суда.
            Согласно п.п. 7.7.7 Закона о НДС если по результатам документальной невыездной (камеральной) или внеплановой выездной проверки (документальной) налоговый орган выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то такой налоговый орган:
            а) в случае занижения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещенияотносительно суммы, определенной налоговым органом в результате таких проверок, направляет плательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма такого занижения и основания для ее вычета. В этом случае считается, что плательщик налога добровольно отказывается от получения такой суммы занижения в качестве бюджетного возмещения и учитывает ее в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих налоговых периодов.
Другими словами, указанная сумма теряет статус бюджетного возмещения и в дальнейшем не отражается в декларациях по НДС. Вместе с тем, она продолжает уменьшать налоговые обязательства будущих периодов до полного своего погашения. Механизм такого уменьшения отражается не в декларации по НДС, а в приложении 2 к декларации;
            б) в случае превышения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения над суммой, определенной налоговым органом вследствие проведения таких проверок, налоговый орган направляет плательщику налога налоговое уведомление, в котором указываются сумма такого превышения и основания для ее вычета;
            в) в случае выяснения вследствие проведения таких проверок факта, по которому плательщик налога не имеет права на получение бюджетного возмещения, направляет плательщику налога налоговое уведомление, в котором указываются основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения (п.п. 7.7.7 п. 7.7 ст. 7 Закона о прибыли).
Согласно п.п. 7.7.8 Закона о НДС в случае если по результатам проверки сумм налога, заявленных к возмещению, плательщик налога или налоговый орган начинает процедуру административного обжалования, налоговый орган не позднее следующего рабочего дня за днем получения соответствующего уведомления от плательщика или определения суда о возбуждении дела обязан уведомить об этом орган госказначейства. Орган госказначейства приостанавливает процедуру возмещения в части обжалуемой суммы до принятия окончательного решения по административному или судебному обжалованию.
            По окончании процедуры административного или судебного обжалования налоговый орган в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего решения, обязан предоставить органу госказначейства заключение с указанием суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета.
Неоднозначные вопросы относительно расчета суммы бюджетного возмещения
            При расчете суммы бюджетного возмещения на сегодняшний день существует ряд неоднозначных, недостаточно урегулированных на законодательном уровне вопросов, трактовка которых в сторону налогоплательщика (предприятия) позволяет значительно увеличить сумму НДС, заявленную к бюджетному возмещению. В некоторый аспектах органы ГНС принимают позицию налогоплательщиков (например, в части права на возмещения импортного НДС, уплаченного таможне), в других случаях – существенно ограничивают права налогоплательщиков. В таких случаях следование позиции налоговых органов ведет к тому, что сумма НДС, заявленная к возмещению, оказывается гораздо меньшей той, которая положена к возмещению по Закону.
            Ниже рассмотрим те спорные вопросы, решение которых позволяет предприятию заявлять к возмещению большую или меньшую сумму – в зависимости от выбранной позиции.
            Как определить сумму, подлежащую возмещению
            Как мы отметили выше, получив второй налоговый период подряд в декларации отрицательное значение, налогоплательщик получает право на бюджетное возмещение. Однако при этом он может рассчитывать на возмещение не всей «отрицательной» суммы, а только ее части. Такая часть, как предусматривает п.п. 7.7.2 Закона о НДС, равна сумме налога, фактически уплаченной в предыдущем налоговом периоде поставщикам товаров (услуг).
            Следует обратить внимание, что из положений Закона о НДС следует, что в расчет возмещения принимается весь НДС, уплаченный в предыдущем периоде, независимо от того, в каком из периодов (предыдущем или предшествующих ему) он фактически был включен в налоговый кредит.
Вместе с тем, форма приложения 3 к декларации по НДС, в которой непосредственно осуществляется расчет суммы бюджетного возмещения, жестко ограничивает налогоплательщика и фактически заставляет его рассчитывать сумму бюджетного возмещения урезанным способом.
Так, данная строка, предназначенная для отражения «уплаченной» суммы НДС, называется «Сумма податкового кредиту попереднього податкового періоду, фактично сплачена отримувачем товарів (послуг) у попередньому податковому періоді постачальникам таких товарів (послуг)”. Как видим, из формы приложения 3 следует, что налогоплательщик может рассчитывать на гораздо меньшую сумму бюджетного возмещения – только в рамках налогового кредита предыдущего отчетного периода, который в этом же предыдущем периоде был оплачен.
            При таком подходе оплаченный в предыдущем отчетном периоде налоговый кредит по товарам (услугам) прошедших отчетных периодов участвовать в расчете суммы возмещения уже не будет. В дальнейшем он может сыграть только в уменьшение налоговых обязательств будущих периодов.
            Данное построение формы приложения 3 противоречит Закону о НДС, так как подобных условий Закон не содержит.
Следует заметить, что в письме ГНАУ от 28.11.2005 г. № 14110/5/16-1116 делается вполне соответствующий Закону о НДС вывод о том, что остаток отрицательного значения налога после бюджетного возмещения, включенный в состав налогового кредита следующего налогового периода, подлежит бюджетному возмещению в последующих отчетных периодах в случае проведения расчетов за товары (услуги) в части отрицательного значения налога. Тем самым ГНАУ, по сути, высказывалась в поддержку законного варианта и признавала, что в расчет возмещаемой суммы принимается весь НДС, уплаченный в предыдущем периоде, независимо от того, в каком периоде он был отнесен в налоговый кредит.
            Напротив, в письме от 18.04.2006 г. № 7251/7/16-1517 ГНАУ отстаивает свою фискальную позицию относительно того, что в строке 3 Расчета бюджетного возмещения отражается НДС лишь по тем товарам, по которым он в предыдущем периоде и задекларирован, и был уплачен.
            Что касается судебной практики, суды, рассматривая вопросы возмещения НДС, выступают в защиту налогоплательщиков. Так, разбирая дело о бюджетном возмещении, суд полностью поддержал сторону предприятия и признал недействительными налоговое уведомление и решение ГНИ о завышении налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения (определение Киевского апелляционного хозяйственного суда от 06.06.2006 г. № 11/449). Анализируя нормы п.п. 7.7.2 Закона о НДС, суд пришел к выводу, что законодатель не ставит наступление бюджетного возмещения в зависимость от того, когда у получателя товара возникло обязательство перед поставщиками, а определяет, что суммы НДС должны быть фактически уплачены в предыдущем налоговом периоде поставщикам товаров. В связи с этим суд согласился, что при заполнении строки 3 приложения 3 налогоплательщик также может учесть и погашение кредиторской задолженности поставщикам за предыдущие периоды (т.е. суммы НДС-оплаты предыдущих периодов).
            Право на возмещение НДС, уплаченного на таможне при импорте товаров (в том числе и путем выдачи налогового векселя)
            Если по импортному контракту товар ввезен, НДС на таможне уплачен, а расчеты с поставщиком еще не произведены, налоговые органы суммы такого НДС исключают из Расчета бюджетного возмещения на том основании, что оплата поставщику не осуществлена. Определимся, насколько правомерна такая позиция.
            Напомним, согласно п.п. 7.7.2 «а» Закона о НДС бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения, заявленного в декларации по НДС, равная сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг). А импортный НДС, как известно, уплачивается не поставщикам, а таможне.
            ГНАУ не стала в данном случае «буквоедствовать», а разъяснила, что при расчете суммы бюджетного возмещения налогоплательщик может учитывать, в том числе, и суммы НДС, фактически уплаченные в предыдущем налоговом периоде при ввозе на таможенную территорию Украины товаров (сопутствующих услуг) (письмо ГНАУ от 12.10.2005 г. № 20296/7/16-1417). Как видим, ГНАУ не подошла к трактовке выражения «сумму налога, фактически уплаченную поставщикам» слишком узко и вполне справедливо допускает, что при определении размера бюджетного возмещения налогоплательщик вправе также учитывать и суммы импортного (ввозного) НДС, уплаченные таможенному органу.
            Поскольку при уплате импортного НДС роль поставщика в части получения суммы НДС будет играть бюджет в лице таможенного органа, факт непроведения покупателем расчетов за поставленный товар с фактическим поставщиком – нерезидентом уже значения не имеет. Таким образом, расчеты с бюджетом (перечисление на счет таможни) по уплате импортного НДС, по нашему мнению, являются достаточным основанием для предъявления данной суммы налога к возмещению из бюджета, даже если поставщик товара все еще продолжает ждать оплаты.
            Заметим: налоговые органы на местах принимают к возмещению импортный НДС только по оплаченным товарам.
            Если в счет уплаты импортного НДС выдан налоговый вексель, его сумма может быть учтена в расчете бюджетного возмещения в налоговом периоде погашения такого векселя.
            С указанной позицией согласна и ГНАУ. Так, в письме от 14.02.2006 г. № 2741/7/16-1517 она разъяснила, что при расчете суммы бюджетного возмещения (в строке 3 приложения 3 к декларации по НДС) налогоплательщик может учесть суммы НДС, которые были уплачены денежными средствами в качестве оплаты по налоговому векселю, выданному при импорте товаров.
            Право на возмещение НДС, уплаченного налоговым агентом в бюджет при получении услуг от нерезидента
            При приобретении предприятием услуг у нерезидентов Украины оно может выступать налоговым агентом таких нерезидентов, выполняющим функции начисления и уплаты НДС в бюджет.
Возникает вопрос, может ли налоговый агент претендовать на возмещение НДС, исчисленного из стоимости услуг, предоставленных ему нерезидентом, поскольку право на налоговый кредит ему предоставлено (правда, не депутатами, а налоговым органом).
            Напомним, из текста Закона о НДС не вытекает право налоговых агентов на налоговый кредит по суммам НДС, которые они в определенных Законом случаях должны удерживать с нерезидентов. Однако ГНАУ такое право им предоставила, закрепив его в прошедшем Минюст Порядке №166. Правда, право на налоговый кредит по «нерезидентским» услугам возникает на один налоговый период позже даты начисления обязательств – по декларации, следующей за той, в которой отражены налоговые обязательства.
            Поскольку НДС по услугам, полученным от нерезидента, уплачивается налоговым агентом не поставщику, а непосредственно в бюджет, буквальное прочтение п.п. 7.7.2 «а» Закона о НДС не даст право такому налоговому агенту на возмещение НДС.
Вместе с тем, как было обозначено выше, ГНАУ предоставляет налогоплательщику право на бюджетное возмещение НДС, уплаченного таможне при ввозе импортного товара. Соответственно, аналогичная трактовка п.п. 7.7.2 «а» должна последовать и в отношении бюджетного возмещения по «импортным» услугам.
Другое дело, что официальная позиция ГНАУ по данному вопросу не изложена и налогоплательщику, кроме как аналогией и духом Закона о НДС, оперировать нечем. Кроме того, на практике, как известно, налоговые органы не хотят признавать заявление к возмещению НДС, уплаченного в бюджет налоговым агентом по услугам, полученным от нерезидента.
Поэтому, до появления соответствующего разъяснения ГНАУ, суммы НДС по «нерезидентским» услугам не будут признаны ГНИ в составе бюджетного возмещения, и опираться налогоплательщику для защиты своих интересов практически не на что.
            Бюджетное возмещение по предоплатам
            В расчет бюджетного возмещения принимаются суммы предоплат, которые налогоплательщик перечислил поставщикам в предыдущем периоде (даже если товары (услуги) согласно заключенным при этом договорам предполагается получить в одном из последующих периодов). При условии, конечно, что по таким предоплатам налогоплательщик правомерно задекларировал налоговый кредит.
            Подобная позиция признается и налоговыми органами (в частности, в письме ГНАУ от 18.04.2006 г. № 7251/7/16-1517).
            Можно ли бартер считать фактической оплатой
            Как было изложено выше, для расчета бюджетного возмещения важно определить сумму НДС-оплат предыдущего налогового периода. В связи с этим возникает вопрос, что понимать под такой «фактической оплатой» и можно ли к ней относить, в частности, бартер.
            Сразу заметим, что этот вопрос – неоднозначный. С одной стороны, Закон о НДС не уточняет, каким именно способом должны осуществляться расчеты с поставщиками за товары (услуги). Ведь п.п. 7.7.2 «а» Закона о НДС не указывает на то, что сумма НДС должна быть уплачена поставщикам непременно деньгами. С другой стороны, при бартерной форме расчета поставщик не получит от покупателя денежных средств, а, стало быть, у него не будет источника для уплаты налога и он не перечислит с такой операции суммы НДС в бюджет, в то время как покупатель будет заявлять возмещение по ним.
            В письме от 20.05.2006 г. № 3874 Госкомпредпринимательства Украины разъяснил, что расчеты с поставщиками путем встречных поставок товаров (бартер) являются фактической оплатой товаров (услуг).
            Напротив, ГНАУ (письмо от 18.04.2006 г. № 7251/7/16-1517) и налоговые органы местах под «фактической оплатой» склонны считать оплату исключительно денежными средствами, и на этом основании отказываю налогоплательщикам в праве на бюджетное возмещение сумм НДС по товарам (услугам), оплаченным путем бартерных расчетов.
            Судебная практика
            Учитывая тот факт, что приведенные в настоящей консультации правила возмещения НДС являются сравнительно новыми и действуют с 1 июня 2005 года, сложившаяся судебная практика необширна.
            Так, из известных нам решений (определений) судебных органов, прежде всего, следует обратить внимание на уже упомянутое Определение Киевского апелляционного суда от 06.06.2006 г. по делу № 11/449.
            В нем, в частности, сделан вывод о том, что законодатель не ставит наступление бюджетного возмещения в зависимость от того, когда у получателя товара возникло обязательство перед поставщиками, а определяет, что суммы НДС должны быть фактически уплачены в предыдущем налоговом периоде поставщикам товаров. В связи с этим суд согласился с тем, что при заполнении строки 3 приложения 3 налогоплательщик также может учесть и погашение кредиторской задолженности поставщикам за предыдущие периоды (т.е. суммы НДС-оплаты предыдущих периодов) (см. предыдущие разделы консультации).
            Таким образом, суд на сегодняшний день в данном вопросе на стороне налогоплательщика и позволяет учитывать в составе суммы бюджетного возмещения текущего (второго) налогового периода суммы НДС, задекларированные не в предыдущем (первом) налоговом периоде, а ранее (но оплаченные в предыдущем (первом) периоде).

2

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.