На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Органы управления Центрального Банка РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 
 
 ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………………………………………………………………………….2
1. Правовой статус ЦБ  РФ……………………………………………………………………………………………………………………3
2. Организационная структура  ЦБ РФ………………………………………………………………………………………………..4
   2.1. Органы управления ЦБ РФ…………………………………………………………………………………………………..……5
   2.2. Структурные подразделения ЦБ РФ………………………………………………………………………………….………8
3. Цели и задачи деятельности  ЦБ РФ………………………………………………………………………………………………..9
   3.1 Основные цели деятельности ЦБ РФ..……………………………………………………………………………………….9
   3.2. Основные задачи ЦБ РФ……………………………………………………………………………………………………….….10
4. Функции ЦБ РФ..……………………………………………………………………………………………………………………….……11
   4.1. Эмиссия банкнот..……………………………………………………………………………………………………………….……11
   4.2. Проведение денежно-кредитной политики…………………………………………………………………….……..12
   4.2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ …………………………………………………….……….15
   4.3. Проведение валютной политики..………………………………………………………………………………….………..16
   4.3.1. Валютная политика…………………...……………………………………………………………………………….………….17
   4.4. Рефинансирование коммерческих банков..…………………………………………………………………………….18
   4.5. Регулирование деятельности кредитных институтов..……………………………………………………….……19
   4.6. Функция финансового агента правительства……………………………………………………………………………21
5. Отчетность и аудит  Банка России……………………………………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………..24
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 На ранних стадиях  развития кредитной системы отсутствовало  четкое разграничение между центральными  и коммерческими банками. Коммерческие  банки широко использовали выпуск  банкнот как один из источников  мобилизации капитала. По мере  развития кредитной системы происходил  процесс централизации банкнотной  эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, в результате  чего монопольное право выпуска  банкнот закрепилось за одним  банком, пользовавшийся всеобщим  доверием коммерческих банков, чьи  банкноты могли успешно выполнять  функцию всеобщего кредитного  орудия обращения. Первоначально  такой банк назывался эмиссионным  или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало  его главенствующему положению,  центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
 С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  подразделяются на :
- государственные, капитал  которых принадлежит государству  (например, ЦБ РФ);
- акционерные;
- смешанные - акционерные  общества, часть капитала которых  принадлежит государству.
 Независимо от того, принадлежит или нет капитал  ЦБ государству, исторически между  банком и правительством сложились  тесные связи. Правительство заинтересовано  с надежности ЦБ в силу особой  роли последнего в проведении  экономической политики правительства.
 Однако тесные связи  с государством не означают, что  оно может безгранично влиять  на политику ЦБ. Независимо от  принадлежности капитала ЦБ является  юридически самостоятельным. Чаще  всего он подотчетен либо законодательному  органу, либо специальной банковской  комиссии, образованной парламентом.  Существенная степень независимости  ЦБ является необходимым условием  эффективности его деятельности, которая нередко вступает в  противоречие с краткосрочными  целями правительства. В тоже  время независимость ЦБ от  правительства имеет относительный  характер в том смысле, что  экономическая политика не может  быть успешной без четкого  согласования и тесной увязки  ее основных элементов: денежно-кредитной  и финансовой политики. В конечном  счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
 
 
 
 
 
 
 
1. Правовой статус ЦБ РФ
 
 В банковской системе  России ЦБ РФ определён как  главный банк страны и кредитор  последней инстанции. Он находится  в государственной собственности  и на него возложены функции  общего регулирования деятельности  каждого коммерческого банка  в рамках единой денежно - кредитной  системы страны. Центральный банк  призван приводить их деятельность  в соответствие с общей экономической  стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка  России являются: укрепление покупательной  способности и курса рубля  по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  России; обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования системы  расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти (ст. 75 Конституции  Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в  цели деятельности Банка России.
 Принцип независимости  - ключевой элемент статуса Центрального  банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
 Государство не отвечает  по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по  обязательствам государства, если  они не приняли на себя такие  обязательства. В соответствии  со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления  не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства  Банк России информирует об  этом Государственную Думу и  Президента. Кроме того, Банк России  вправе защищать свой статус  и полномочия в судебном порядке.
 Банк России подотчетен  Государственной Думе Федерального  Собрания Российской Федерации,  которая назначает на должность  и освобождает от должности  Председателя Банка России (по  представлению Президента Российской  Федерации) и членов Совета  директоров Банка России, а также  назначает аудитора Банка России  и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской  Федерации и аудиторское заключение.
 
2. Организационная структура ЦБ  РФ
 
 Банк России образует  единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления.
 В систему Банка  России входят центральный аппарат,  территориальные учреждения, расчетно-кассовые  центры, вычислительные центры, полевые  учреждения, учебные заведения и  другие предприятия, учреждения  и организации, в том числе  подразделения безопасности и  Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик  являются территориальными учреждениями Банка России.
Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса  юридического лица и не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. ТГУ ЦБ РФ являются филиалами  ЦБ РФ.
Задачи и функции территориальных  учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях  Банка России, утверждаемым Советом  директоров.
По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка  России могут создаваться также  по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка  России осуществляют банковские операции в соответствии с федеральными законами, а также нормативными актами Банка  России.
Полевые учреждения Банка  России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей  деятельности воинскими уставами, а  также Положением о полевых учреждениях  Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения предназначены  для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций  Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных  органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и  физических лиц, проживающих на территориях  объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных  учреждений Банка России невозможно.
 
 
2.1. Органы управления ЦБ РФ
 
Органами управления ЦБ РФ являются:
-Председатель ЦБ РФ;
-Совет директоров ЦБ  РФ;
-Национальный банковский  совет.
Высшим органом Банка  России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство  и управление Банком России.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
двое направляются Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации;
 трое — Государственной  Думой из числа депутатов Государственной  Думы;
 трое — Президентом  РФ;
 трое — Правительством  РФ;
 один — Председатель  ЦБ РФ.
Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной  думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка  России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка  России Президент Российской Федерации  представляет кандидатуру на эту  должность в двухнедельный срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка  России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура  не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может  занимать должность Председателя Банка  России более трех сроков подряд.
Государственная дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
   Председатель Банка  России может быть освобожден  от должности только в следующих  случаях:
   1) истечения срока  полномочий;
   2) невозможности исполнения  служебных обязанностей, подтвержденной  заключением государственной медицинской  комиссии;
   3) личного заявления  об отставке;
   4) совершения уголовно  наказуемого деяния, установленного  вступившим в законную силу  приговором суда;
   5) нарушения федеральных  законов, которые регулируют вопросы,  связанные с деятельностью Банка  России.
Члены Совета директоров назначаются  на должность сроком на четыре года Государственной думой по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
 
   Члены Совета директоров  освобождаются от должности:
   - по истечении срока  полномочий — Председателем Банка  России;
   - до истечения срока  полномочий — Государственной  думой по представлению Председателя  Банка России.
Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка  России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа  членов Совета директоров.
Решения Совета директоров принимаются  большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме  в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка  России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной  политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится  по их требованию в протокол.
Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка  России, лицом, его замещающим, или  по требованию не менее трех членов Совета директоров.
Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания  Совета директоров.
  Совет директоров выполняет  следующие функции:
1) во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает  смету расходов Банка России  на очередной год, а также  произведенные расходы, не предусмотренные  в смете;
4) определяет структуру  Банка России;
5) устанавливает формы  и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
 6) принимает решения:
 -о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
 -об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
 -о величине резервных требований;
 -об изменении процентных ставок Банка России;
 -об определении лимитов операций на открытом рынке;
 -об участии в международных организациях;
-об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
-о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
 -о применении прямых количественных ограничений;
 -о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
 -о порядке формирования резервов кредитными организациями;
 7) вносит в Государственную думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;
8) утверждает порядок работы Совета директоров;
9) назначает главного  аудитора Банка России;
10) утверждает внутреннюю  структуру Банка России, положения  о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы  организаций Банка России, порядок  назначения руководителей подразделений,  учреждений и организаций Банка  России;
11) определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами;
12) выполняет иные функции  в соответствии с законодательством.
Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной  думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами  Правительства Российской Федерации.
Сложение депутатских  полномочий или отставка члена Правительства  Российской Федерации должны быть произведены  в течение месяца с момента  назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный  член Совета директоров приступает к  исполнению своих должностных обязанностей.
Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.
   Председатель Банка  России:
   1) действует от  имени Банка России и представляет  без доверенности его интересы  в отношениях с органами государственной  власти, кредитными организациями,  организациями иностранных государств  и международными организациями,  другими учреждениями и организациями;
   2) председательствует  на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов  голос Председателя Банка России  является решающим;
   3) подписывает нормативные  акты Банка России, решения Совета  директоров, протоколы заседаний  Совета директоров, соглашения, заключаемые  Банком России;
   4) назначает на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Банка России, распределяет между  ними обязанности;
   5) подписывает приказы  и дает указания, обязательные  для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и  организаций;
   6) несет всю полноту  ответственности за деятельность  Банка России;
   7) обеспечивает реализацию  функций Банка России.
 
2.2. Структурные подразделения ЦБ  РФ
 
 В настоящее время  в структуре Центрального банка  Российской Федерации функционируют  24 департамента:
 Сводный экономический  департамент 
 Департамент исследований  и информации 
 Департамент бухгалтерского  учета и отчетности 
 Департамент платежных  систем и расчетов 
 Департамент иностранных  операций 
 Департамент международных  финансово-экономических отношений 
 Департамент регулирования  денежного обращения 
 Департамент эмиссионно-кассовых  операций 
 Департамент валютного  регулирования 
 Департамент валютного  контроля 
 Департамент лицензирования  деятельности кредитных организаций  и аудиторских фирм 
 Департамент пруденциального  банковского надзора 
 Департамент по организации  банковского санирования 
 Департамент инспектирования  кредитных организаций 
 Департамент организации  и исполнения госбюджета и  внебюджетных фондов 
 Департамент операций  на открытом рынке 
 Юридический департамент 
 Административный департамент 
 Финансовый департамент 
 Департамент информационных  систем 
 Департамент персонала 
 Департамент полевых  учреждений 
 Департамент внутреннего  аудита и ревизий 
 Департамент внешних  и общественных связей 
 
3. Цели и задачи деятельности  ЦБ РФ
 
3.1. Основные цели деятельности  ЦБ РФ
 
- защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;
- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;
- обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов.
 
 
 
3.2. Основные задачи ЦБ РФ
 
 Задачи и функции  Банка России определены Конституцией  Российской Федерации и Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка  России - защита и обеспечение  стабильности рубля. При этом  Банк России выступает как  единственный эмиссионный центр,  а также как орган банковского  регулирования и надзора. Комплекс  основных функций Банка России  закреплен в ст. 4 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк  России:
- во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  государственную денежно-кредитную  политику, направленную на защиту  и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;
- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;
- устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;
- устанавливает правила  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии  кредитных организаций и организаций,  занимающихся их аудитом:
- осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;
- осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения своих основных  задач;
- осуществляет валютное  регулирование, включая операции  по покупке и продаже иностранной  валюты; определяет порядок осуществления  расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  Российской Федерации:
- принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации:
- проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений; публикует  соответствующие материалы и  статистические данные, а также  выполняет иные функции в соответствии  с федеральными законами.
 Для реализации возложенных  на него функций ЦБ РФ участвует  в разработке экономической политики  Правительства Российской Федерации. 
 Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых  действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
 Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по  вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного  долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.
 
4. Функции ЦБ РФ
 
 Рассмотрим функции,  которые традиционно выполняет  любой ЦБ: осуществление монопольной  эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного  регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских  институтов; регулирование деятельности  кредитных институтов, т.е. осуществление  банковского надзора; функция  финансового агента правительства.
 
4.1. Эмиссия банкнот.
 
 За Банком России  как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссия наличных денег, организация  их обращения и изъятия из  обращения на территории Российской  Федерации.
 Совет директоров принимает  решение о выпуске в обращение  новых банкнот и монеты и  об изъятии старых, утверждает  номиналы и образцы новых денежных  знаков.
 В целях организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации  на Банк России возлагаются  следующие функции:
 прогнозирование и  организация производства, перевозка  и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
 установление правил  хранения, перевозки и инкассации  наличных денег для кредитных  организаций;
 установление признаков  платежеспособности денежных знаков  и порядка замены поврежденных  банкнот и монеты, а также их  уничтожения;
 определение порядка  ведения кассовых операций.
 
 
4.2. Проведение денежно-кредитной  политики.
 
 Денежно-кредитная политика  ЦБ представляет собой совокупность  мероприятий, направленных на  изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня  процентных ставок и других  показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.  Ее цель - регулирование экономики  посредством воздействия на состояние  совокупного денежного оборота,  он включает в себя наличную  денежную массу в обращении  и безналичные деньги, находящиеся  на счетах в банках.
 Денежно-кредитная политика  ЦБ направлена либо на стимулирование  денежно-кредитной эмиссии - кредитная  экспансия (оживление конъюнктуры  в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной  эмиссии в периоды экономических  подъемов - кредитная рестрикция.
 ЦБ использует при  проведении денежно-кредитной политики  комплекс инструментов, которые  различаются:
 по форме их воздействия  (прямые и косвенные);
 по объектам воздействия  (предложение денег и спрос  на деньги);
 по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования  (количественные и качественные).
 Все эти методы используются  в единой системе.
 Основными инструментами  денежно-кредитной политики ЦБ  являются:
- изменение норм обязательных  резервов, размещаемых коммерческими  банками в ЦБР;
- регулирование официальной  учетной ставки;
- проведение операций  с ценными бумагами и иностранной  валютой.
 Определение приоритетности  инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей,  которые решает ЦБ на том  или ином этапе развития страны.
 
 Изменение норм обязательных  резервов. В соответствии с инструкцией  №1 "О порядке регулирования  деятельности коммерческих банков" и Указания о порядке формирования  централизованных фондов банковской  системы России за счет взносов  коммерческих банков ЦБР образует  резервный фонд кредитной системы  РФ, средства которого формируются  за счет резервирования в нем  определенной доли привлеченных  коммерческими банками средств  сторонних организаций, которые  используются в качестве кредитных  ресурсов.
 Фонд обязательных  резервов - это обязательная норма  вкладов коммерческих банков  в ЦБ, устанавливаемая в законодательном  порядке и определяемая как  процент от общей суммы вкладов  коммерческих банков. Он создан  для того, чтобы при необходимости  обеспечить возможность коммерческим  банкам своевременно выполнить  перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
 ЦБР, изменяя нормы  обязательных резервов, оказывает  влияние на кредитную политику  коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении.  В результате повышения нормы  обязательных резервов ЦБ сокращает  су
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.