На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лизинг, его роль в развитии национальной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?CoolReferat.com

Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический
университет потребительской кооперации»
 
Кафедра международных экономических отношений
 
 
 

 
 
 
по курсу: международные экономические отношения
на тему: «Лизинг, его роль в развитии национальной экономики»
 
 
Выполнил студент
группы  М-31
Кондратович В.М.
Научный руководитель:
ассистент Громыко Н.А.
 
 
Гомель 2006
 
Содержание
 
 
Введение………………………………………………………………………...3
 
1.      Зарождение, становление и современная практика проведения лизинговых операций…………………………………………………...6
 
2.      Развитие лизинга в Республике Беларусь…………………………….10
 
     2.1.  Основные виды лизинговых операций и  их государственное   
              регулирование…………………………………………………….10
    
     2.2.  Экономическая эффективность лизинга………………………...18
 
3.  Основные проблемы развития лизинга в Республике Беларусь               
     и пути их решения………………………………………………….......25
 
Заключение………………………………………………………………….....31
 
Список использованной литературы………………………………………..35
 
Приложение…………………………………………………………………...37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Эффективная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь в долгосрочной перспективе, обеспечение поступательного их развития и повышения конкурентоспособности определяются, прежде всего, уровнем их инвестиционной активности, т.к. она характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала той или иной организации.
Преодоление кризисных явлений переходного времени, и стабилизация национальной экономики зависят от взвешенной инвестиционной политики. Одним из ее механизмов является лизинг, во всем мире известный как способ инвестирования средств в долгосрочные активы. Лизинг создает условия для восстановления экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей через привлечение прямых инвестиций и достижений науки и техники в важнейшие отрасли народного хозяйства.
Лизинг как вид деятельности – очень многогранное понятие. Так, например, продавец имущества, передаваемого в лизинг, предоставляя его получателю за установленный договором срок и за определенную плату, реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но, с другой стороны, оба участника лизинговой сделки оперируют капиталом не только в денежной, но и в производственной форме. А это очень сближает лизинг с инвестированием, резко поднимая его значимость [7, с.38].
К тому же, очень актуальным является сейчас техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация организаций на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования. По мнению автора, решение этой проблемы без должного развития системы лизинговых операций в Республике Беларусь просто невозможно.
К сожалению, развитие лизинговой деятельности в практике хозяйствования Республики Беларусь не имеет должного научного и законодательного обобщения. Законодательство по лизингу носит общий, можно даже сказать теоретический, характер, не учитывая веяния времени и многочисленные аспекты проведения лизинговых сделок, где от каждой мелочи зависит буквально все. Потому-то это очень часто приводит к большим материальным потерям (вплоть до полной неплатежеспособности) предприятия и организации. Из-за этой неурегулированности правовых, бухгалтерских и налоговых аспектов до настоящего времени лизинг не нашел в нашей республике широкого применения.
Целью данной курсовой работы является, системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов в организации лизинговых взаимоотношений между участниками лизинговой сделки, методологии и методик учета лизинговых операций на предприятиях Республики Беларусь и на основе этого разработка предложений по их развитию и совершенствованию в условиях рыночной экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решались следующие основные задачи:
?      определить сущность, экономическое содержание и значение лизинга, как регулятора инвестиционной деятельности предприятий на этапах зарождения, становления и современном этапе развития;
?      изучение многообразия форм и видов лизинга и определение его роли в повышении эффективности хозяйствующих субъектов;
?      изучение государственного регулирования лизинговых операций, а также оценка и методы повышения экономической эффективности лизинга.
Объектом исследования является система взаимоотношений субъектов лизинга. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты развития и совершенствования лизинговых операций на государственном и межгосударственном уровне.
Методология исследования основана на научном методе познания, диалектическом подходе к пониманию и анализу методики лизинговых операций. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход.
При подготовке курсовой работы автор брал за основу научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории, методологии, методике и организации учета, управления и регулирования, нормативно-правовые акты в области регулирования лизинговых операций.
Представленная курсовая работа состоит из введения, заключения, трех вопросов, списка использованных источников, включающих 24 наименований. Во введении автор показал актуальность выбранной темы, указал цель и задачи курсовой работы, раскрыл вопрос информационного обеспечения курсовой работы. При освещении первого вопроса показано историческое развитие, многообразие трактовок, экономическое содержание и основные принципы организации лизинга. Второй вопрос посвящен изучению многообразия форм, видов лизинга, государственному правовому регулированию, анализу современному состоянию рынка лизинговых услуг в нашей стране  и принципы оценки экономической эффективности лизинга в национальной экономике. В третьем вопросе рассматриваются основные проблемы и перспективы развития лизинговых операций на территории Республики Беларусь, возможности применения нор и правил мировой практики. В заключении сделаны выводы в целом по курсовой работе.
Полный объем курсовой работы 38 страниц, в том числе  6 таблиц,   1 рисунок.
 
 
 
 
 
1.         Зарождение, становление и современная                                          практика проведения лизинговых операций
 
Идея лизинга – одна из старейших в мире бизнеса. Еще древние греки  и римляне задумывались над тем, как с максимальной для себя выгодой использовать чужую собственность, не оставляя ее владельца в дураках. По крайней мере, тысячелетие ушло на осмысление этой плодотворной идеи, пока, наконец, не был принят первый закон о лизинге (закон Уэллса в Англии, 1284 г.). Историки относят первое упоминание о подобных операциях еще к древнейшему государству Шумер (около 3000 лет до н.э.), хотя в крупных масштабах лизинговые сделки начали осуществлять только в 50-х годах нашего века.
В настоящее время такого рода отношения получили очень широкое распространение во всех высокоразвитых странах мира. Находят свое развитие данные процессы и в Республике Беларусь. Использование лизинга в Беларуси относится  к началу 90-х годов. Пионером  в том деле стал «Приорбанк». В эти годы была создана Ассоциация лизингодателей как общественная организация. Первоначально лизинг  в республике регулировался на уровне локальных нормативных актов, издаваемых преимущественно банками.
Только в 1997 году лизинг в республике приобрел подобающий ему уровень правого регулирования. В целях улучшения инвестиционного климата и упорядочения лизинговой деятельности 13 ноября 1997 года Президент Республики Беларусь издал Указ №587 «О лизинге». В развитие данного Указа Совет Министров принял Постановление, утвердившее Положение о лизинге на территории Республики Беларусь.  Поскольку лизинг – явление интернациональное, в этой связи важное значение имело присоединение к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», что было юридически оформлено Указом Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 года №352. Присоединение к конвенции, с одной стороны, должно способствовать получению белорусскими предпринимателями высокотехнологического оборудования по лизингу  из стран – участниц Конвенции с наименьшими затратами, а с другой – представляет более широкие возможности белорусским субъектам хозяйствования использовать институт лизинга для реализации собственной продукции за границу [22, с.244].
На рынке лизинговых услуг в настоящее время работает около тридцати лизинговых компаний. В республике создан Союз лизинговых предприятий, перед которыми поставлены следующие задачи:
?      формирование научных концепций и внедрение в экономическую жизнь страны стратегии развития лизинга во всех формах и видах;
?      создание общереспубликанского фонда кредитных ресурсов для проведения крупных лизинговых операций в целях разгосударствления и приватизации государственной собственности;
?      правовая защита и предоставление интересов лизинговых предприятий – членов Союза в хозяйственных судах Республики Беларусь, органах государственной власти и управлениях всех видов;
?      подбор подготовка профессиональных кадров для лизинговых предприятий, создание и поддержка специализированных курсов, готовящих специалистов по лизингу;
?      развитие и углубление международного сотрудничества, научных и деловых связей с зарубежными лизинговыми компаниями, вступление в международную ассоциацию лизинговых компаний «Евролизинг», установление и поддержание прямых контактов с аналогичными союзами во всем мире.
Важной задачей Союза является анализ деятельности лизинговых предприятий в Беларуси, обмен опытом. В настоящее время налаживается тесное сотрудничество с ассоциациями «Рослизинг» и «Укрлизинг».
На стадии становления рынок лизинговых услуг развивался «снизу», вопреки тенденциям в экономике. Так, на условиях лизинга в республику ввезено около 4 тысяч автотехники, которые используются в международных перевозках. Государство не вложило ни копейки в развитие перевозок, средства и ресурсы предоставили производители автотехники – «Мерседес», «Рено», «Вольво», а в результате белорусские перевозчики получили возможность зарабатывать для страны немалые средства в валюте [5, с.193-194].
Одна из первых лизинговых компаний – «Лотос», (расшифровывается как «Лизинг, обслуживание транспорта, оборудования, сооружений»). Важнейшая сфера ее деятельности – лизинг строительной и дорожной техники. Она занимается и закупкой техники: является дилером нескольких машиностроительных предприятий, расположенных в Германии, Словакии и Польше.
В развитии лизинга заинтересованы не только получатели, но и производители, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого им оборудования. Непосредственные производители, такие как МАЗ, Тракторный завод, ПО «Гомсельмаш», «Могилевросмаш», осознав преимущества лизинга по сравнению с прямыми продажами, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. Таким образом, в республике сложились три вида лизинговых компаний – независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков.
К особенностям белорусского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие:
?      срок лизингового договора обычно не большой, 1-3 года. К сожалению, высокая инфляция пока еще не позволяет использовать долгосрочные договоры;
?      объектом лизинговых сделок преимущественно является недорогое оборудование (оргтехника, конторское оборудование, автотранспортные средства), так как часто нет возможностей сдавать в лизинг дорогостоящее оборудование из-за незначительных финансовых ресурсов лизинговых компаний и высокими процентными ставками по заемным средствам;
?      большинство заключаемых контрактов – это контракты финансового лизинга (лизингодатель полностью возмещает вложенные средства);
?      большинство заключаемых контрактов предусматривает только финансирование покупки оборудования, а дополнительные условия, такие как сервисное и гарантийное обслуживание, не входят в обязанности лизингодателя;
?      часто условиями лизингового контракта предусматривается осуществление авансового платежа.
Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг развивается с давних времен. Сегодня он развивается, растут объемы заключаемых сделок, расширяется их география. Дальнейшее развитие лизинга во многом зависит от государственной политики, законодательной базы, возможности предоставления некоторых льгот лизинговым компаниям. Разнообразные формы лизинга могут быть использованы для управления инвестиционной политикой на макроуровне. Но в большей степени развитие лизинга зависит от самих участников лизинговых сделок, их активности, инициативы и предприимчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Развитие лизинга в Республике Беларусь
2.1. Основные виды лизинговых операций и их    государственное регулирование
 
Либерализация цен в начале 1992 года привела к ухудшению производственного потенциала сельского хозяйства и особенно его материальной базы. Анализ показывает, что в последние годы наблюдается процесс сокращения машинно-тракторного парка: 01.01.2003 года по сравнению с 1990 годом численность тракторов сократилась на 41,8%, зерноуборочных комбайнов – на 42,8%, свеклоуборочных – на 58,8%, кормоуборочных – на 64,4%, льноуборочных – на 66,0%, картофелеуборочных – на 64,4%. Выбытие техники значительно превышает поступление [9, с.25].
Вследствие количественного сокращения парка машин существенно возросла за этот период нагрузка на технику: на физический трактор – с49 до 75 га, зерноуборочный комбайн – с 85 до 150 га, свеклоуборочный комбайн – с 28 до 78 га, льноуборочный – с 32 до 48 га [3, с.10].
С каждым годом уменьшается количество прицепных устройств к тракторам. Если в 1990 году на 100 тракторов приходилось 37 плугов, то в 2003 году – только 26. Уровень изношенности сельскохозяйственной техники составляет около 80%, большинство технических средств эксплуатируются сверх амортизационного срока [9, с.25].
Одной из важнейших причин снижения технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий является ухудшения их экономического положения, связанного с диспаритетом  цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, производимую для сельского хозяйства. В последнее десятилетие цены на технику росли в 5-10 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию.
Отсутствие необходимых средств у предприятий, нуждающихся в средствах механизации и оборудования, снижает спрос на них и тем самым сокращает объемы сбыта продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Банки неохотно представляют кредит сельскохозяйственным товаропроизводителям, поскольку не имеют достаточных гарантий его возврата. Машиностроительные заводы, выпускающие технику для села, работают не на полную мощность.
Лизинг дает возможность сельскохозяйственным предприятиям возможность получить кредит, который выплачивается поэтапно, необходимое оборудование и технику, а банку – гарантию возврата кредита.
Агролизинг, т.е. продажа машин, оборудования потребителям с отсрочкой платежа, является как бы разновидностью проката технических средств и в тоже время аренды материальных ценностей; передача потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение года и более.
Развитие системы агролизинга способствует:
?      повышению спроса на сельхозтехнику;
?      расширение сбыта сельскохозяйственных машин и оборудования;
?      рациональному сочетанию интересов изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.
Вместе с тем рассматриваемый процесс имеет и недостатки:
?      определенные организационные сложности;
?      довольно высокий для лизингополучателей уровень первого взноса;
?      не предусмотрено прекращение арендных платежей за устаревшее с позиций НТП изделие.
С учетом изложенного определим функции лизинга для АПК.
Наиболее четко выражена финансовая функция лизинга. В современных условиях хозяйствования этой функции принадлежит ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств ли банковского кредита. Освобождение лизингополучателя от единовременной полной оплаты стоимости имущества выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается как альтернатива.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном  и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретение машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники.
Можно определить и сбытовую функцию лизинга. Он выступает, как дополнительный канал сбыта производственной продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Сбытовая функция лизинга имеет особое значение в том случае, если к нему прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. В этом случае в число потребителей вовлекаются те из  них, которые не имеют финансовых возможностей пробрести оборудование в собственность.
В нашей республике лизинговые операции находят все большее распространение. За период с 1998-2003 г.  сельскохозяйственными предприятиями Беларуси было приобретено по лизингу 10903 трактора различных марок, 3639 комбайнов, в 2003 год – 4558 тракторов, 1963 комбайна, 60 грузовых автомобилей, в том числе по лизингу покупали плуги, культиваторы, сеялки и т.д. (табл.2.1.1) [9, с.26].
Таблица 2.1.1.
Приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу, шт
Наименование машин
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
Тракторы
1000
1906
1296
917
1226
4558
Комбайны
92
409
553
138
484
1963
Грузовые автомобили
198
300
8
4
81
60
Субъектами лизинга являются:
?      продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингополучателю в обусловленный срок производимое им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингополучателю в соответствии с условиями купли-продажи.
?      лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных  или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владении и пользование с переходом и без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
?      лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано пронять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользованием в соответствии с договором лизинга.
На практике выделяют также виды лизинга. Каждый из видов имеет свои особенности, которые предопределяют преимущество лизинга и его недостатки. Чаще всего встречаются три основных вида лизинга: финансовый, оперативный и возвратный. В свою очередь в законодательстве Республики Беларусь, а именно в Положении о лизинге та территории Республики Беларусь, закреплены лишь два из них: оперативный и финансовый [23, с.60].
Финансовый лизинг определяется как лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной стоимости. По соглашению сторон объект лизинга может перейти в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора или до его истечения, при условии уплаты лизингополучателем наряду с лизинговыми платежами выкупной стоимости предмета лизинга. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, как правило, соизмерим со сроком полной амортизации предмета лизинга.
Еще одним видом лизинга, который определен в положении, является оперативный лизинг. Это вид лизинга, при котором лизингодатель приобретает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенное срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Лизинговые платежи в течение договора лизинга должны составлять менее 75% первоначальной стоимости объекта лизинга. Срок, на который имущество передается в оперативный лизинг, устанавливается на основании договора лизинга и составляет существенно меньший срок амортизационного периода имущества. По истечении срока действия договора оперативного лизинга и при  условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. В связи с этим при оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг многократно в течение полного срока амортизации имущества, передаваемого в лизинг.
Стоит отметить, что Конвенция о межгосударственном лизинге, подписанная на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 25 ноября 1998 года, ратифицирована Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года [23, с.62]. Т.е. ее следует рассматривать как часть действующего национального законодательства. Наряду с финансовым и оперативным видами лизинга Конвенция предусматривает следующие:
1.      возвратный лизинг – вид лизинга, если он предусмотрен национальным законодательством сторон, при котором поставщик предмета лизинга продает его лизинговой компании, а та в свою очередь сдает этот предмет в лизинг бывшему поставщику предмета лизинга;
2.      компенсационный лизинг – вид лизинга, если он предусмотрен национальным законодательством сторон, по условиям которого в качестве лизинговых платежей лизингополучатель может поставлять лизингодателю товар, произведенный с использованием предмета лизинга;
3.      бартерный лизинг - вид лизинга, если он предусмотрен национальным законодательством сторон, по условиям которого в качестве лизинговых платежей лизингополучатель может поставлять лизингодателю любой имеющийся в наличии товар при согласии лизингодателя принять этот товар в качестве лизингового платежа;
4.      другие виды лизинга – виды лизинга, в условиях которых используются различные сочетания признаков видов, определенных в Конвенции.
При осуществлении лизинговых операций необходимо учитывать действие как общехозяйственных регуляторов, так и специфических. Рассматривая законодательство о лизинге, необходимо отметить, что общее количество изданных в Республике Беларусь нормативных актов, содержащих этот термин, приближается к 750 единицам. Тем не менее, это свидетельствует о «зарегулированности» нашей хозяйственной жизни как таковой, чем, чем об излишней регламентации лизинга как услуги или деятельности.
Можно привести выборочный перечень документов, которые охватывают наиболее значимые с точки зрения повседневной практики нормативы:
1.      Правовые основы лизинговых договоров и лизинговой деятельности:
?      Постановление Совета Министров от 31 декабря 1997 г. №1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь»;
?      Указ Президента от 2 июля 1998 г. №352 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»;
?      Закон от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге».
2.      Основы бухгалтерского учета лизинговых операций:
?      Постановление Правлений Национального банка от 27 ноября 2001 г. №309 «Об утверждении положений Правил бухгалтерского учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь»;
?      Постановление Министерства финансов  от 12 декабря 2001 г. №118 «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов»;
?      Постановление Министерства финансов  от 20 декабря 2001 г. №127 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств».
3.      Налоговое регулирование лизинговых операций:
?      Закон от 16 ноября 1999 г. «О налоге на добавленную стоимость»;
?      Закон от 22 декабря 1991 г. «О налогах на доходы и прибыль»;
?      Письмо Государственного налогового комитета от 30 декабря 1996 г. №04/145 «Вопросы и ответы по внешнеэкономической деятельности, возникающие на практике при исчислении налогов [13, с.33-35].
Таким образом, можно подвести итог, что несмотря на сложность и неоднозначность развития лизинговой отрасли в Республике Беларусь, объемы лизинговых операций растут. Государственные признают бесспорную необходимость лизинга как эффективного инструмента современного хозяйствования и поддерживают их развитие. Положение лизинга стало юридически и экономически более устойчивым благодаря четким определениям лизинга, предмета лизингового договора, основных аспектов взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя, распределению между ними основных рисков.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Экономическая эффективность лизинга
 
Лизинговые ставки зависят от спроса и предложения на рынке. Ставки по оперативному лизингу серийных машин, оборудования, бытовых приборов, инструментов и инвентаря под влиянием конкуренции нивелируются и достаточно хорошо известны на рынке. Определение ставок на аренду машин и оборудования индивидуального изготовления представляет известные трудности (рис 2.2.1).
Рис. 2.2.1
Факторы, определяющие лизинговую ставку
Премии за риск
 
Срок лизинга
 
Сроки амортизации
 
 
 
 
Стоимость объекта лизинга
 
 
Состояние конъюнктуры рынка
 
 
 
 
Лизинговая ставка
 
 
Административные расходы лизингового предприятия
 
Затраты лизингового предприятия
 
 
 
 
Процент за предоставление капитала
 
 
Налогообложение лизинговых операций
 
 

и т.д.................


Прибыль лизинговой фирмы

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.