На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационная экономика и проблемы её становления в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Негосударственное образовательное учреждение
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С.ГРИБОЕДОВА»
 
 
 
 
 
Экономический факультет
 
Кафедра экономики
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
Информационная экономика и проблемы её        становления в России
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студент 2 курса заочной формы обучения
Михаю Павел Игоревич
 
Научный руководитель:
Тебекин А.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Петрозаводск 2010
 


Информационная экономика и проблемы её становления в России
Введение             
Глава 1
Информация как экономический ресурс.
Информационный продукт и его особенности.
Виды  информационных товаров и услуг.
Соотношение затрат и результатов производства информации.
Особенности структуры и регулирования информационного рынка.
Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации.
Глава 2
Новые информационные технологии
Инструментальные информационные  технологии
Системы  искусственного интеллекта.
Прикладные информационные технологии рыночной экономики
Рынок бухгалтерских программ.
Проблемы развития российского рынка программного обеспечения.
Глава 3
Защита информации
Заключение
Список использованной литературы.             

Информационная экономика и проблемы её становления в России
 
Введение
    Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и  куда  ниже по общественной значимости - производство услуг.
Примеров такого рода не счесть, суть  же их одна:  метаморфозы произведенного первичного продукта, предполагающие  осуществление определенных услуг, явно рассматривались как неважные, третьестепенные этапы его жизненного цикла. Если пренебрежительное  отношение существовало к услугам  Его Величеству материальному производству, то что говорить об услугах населению - «винтикам», нужным для того, чтобы производился Материальный Продукт! Все они  оказались в составе такого «сомнительного» сектора, как непроизводственная сфера, получавшего при централизованном  распределении  ресурсов крохи со стола  Его Величества.
       Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных  позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
   Мы далеки от утверждения, что виной всему этому теория, отдающая приоритет производству вещей , продуктов и пренебрегающая услугами, а тем более такой «невещественной вещью», как информация.
 
Информационная экономика опирается на электронную, информационно-телекоммуникационную основу, где роль главного экономического ресурса все больше начинает играть информация.
Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.
Современный специалист - экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть информацией по построению информационных систем.
 
    В силу сказанного, прежде чем непосредственно приступить к обсуждению экономических проблем производства информации, нужно «восстановить в правах» информацию, показать ее место в ряду продуктов и услуг как результатах процессов производства.
    Особенности информации как продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных либо групповых субъектов достаточно полно учитываются  в следующем определении.
Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) будем называть вещь или действие (продукт или услугу),которые:
?   предназначены их производителем для доставки  определенного знания получателю
?   способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него  познавательных  действий, то есть как
правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.
 
Только те данные  являются информацией для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы.
    С технологической и экономической точек зрения производство, обмен, распределение и потребление информации имеют целый ряд  специфических особенностей. Наиболее ярко  и неожиданно они проявляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.
Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС). Детальное изучение ЭИС опирается на понятия "информация" и "система", к которым мы и переходим.
Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Существует довольно обширная литература по философским, социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого  феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. В отечественной литературе проблемы информационного общества представлены в основном работами философов, рассматривающих влияние информатизации на социальные процессы, государство, культуру, психологию человека. В последнее время стали появляться работы, посвященные конкретным экономическим и технологическим проблемам индустрии информатики, где поставлены вопросы измерения и оценки информации, экономической эффективности информационной деятельности, формирования рынка информационных услуг.
Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи.
Итак, признаки нового, постиндустриального этапа достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Сегодня знаменитое выражение Френсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.
В связи с этим представляется целесообразным  исследование проблемы развития информационной экономики.
 
 
Глава 1
 

Информация как экономический ресурс.

Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.
 
Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.
Ведущей тенденцией развития сегодня информационного бизнеса является его глобализация. Чисто теоретически любой человек является возможным потребителем информации. Поэтому возможности рынка являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и Германия в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др. В то же время происходит консолидация всех сил и ресурсов в информационном бизнесе.
Западноевропейские страны выработали международный механизм сотрудничества, направленный на создание благоприятной среды, способствующей быстрому внедрению и распространению технологических решений (на базе объединения научного потенциала всей Европы), с целью быстрого и эффективного реагирования на изменение ситуации на мировом рынке информационных технологий с позиции “единой Европы”. Причиной таких действий является то, что, как показывает практика, проведение параллельных разрозненных исследований не приводит к желаемому экономическому эффекту, а лишь создает ненужное дублирование. В Западной Европе принята и сегодня существенно известная программа “Эврика”, которая объединила 19 стран, включая 12 государств - членов ЕЭС и Комиссию европейских сообществ. Это является ярким примером интеграции большого количества конкурирующих между собой стран (и соответственно фирм) в области информационного бизнеса.
Интеграция основных производителей информационных технологий привела к конвергенции в самой структуре информационной отрасли производства. Одним из результатов конвергенции является быстро развивающаяся тенденция компаний к объединению с другими компаниями либо посредством прямого приобретения, либо на основе более низких форм кооперативной собственности.
Еще одной особенностью развития сегодня информационной экономики является то, что наряду с расширением рынка информационных продуктов и услуг происходит ликвидация промежуточных звеньев в области взаимоотношений поставщиков и покупателей информации. А с другой стороны, в последнее время наметилась тенденция к сокращению числа занятых во всей сфере услуг, в том числе, и в сфере информационного бизнеса.
Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.
Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, породили новую отрасль экономики - индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему.
Вступление в постиндустриальную, информационную цивилизацию, прежде всего, подтверждается макроэкономическими показателями промышленно развитых стран - увеличилась доля информационного сектора в валовом национальном продукте, повысилась доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности занятых. Так, в 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальное богатство и выделены тридцать отраслей, производящих знания, объем информационного сектора в экономике США был оценен в 28,6%. Согласно современным оценкам этот показатель составляет уже 50%.
Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т.д. Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда в этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда - всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение заказчика. В связи с этим возникают проблемы оценки труда, готового продукта и эффективности информационной деятельности (в настоящее время еще не вполне решенные).
Первоначально информационно-вычислительные услуги предоставляли на коммерческой основе предприятия, располагавшие большими вычислительными мощностями для собственных нужд - авиационные, электротехнические фирмы. В дальнейшем, с распространением персональных компьютеров, этот сегмент информационного бизнеса потерял былое значение. Другой важный вид этого бизнеса - развитие специализированных коммерческих банков данных, услугами которых могут пользоваться различные отрасли, а также предприниматели. В начале 90-х годов в США насчитывалось 3457 баз данных, общий объем оказанных на их основе услуг оценивался в 7,5 млрд. долл. Производство средств программного обеспечения - третий сегмент отрасли информационного бизнеса, значение которого растет постоянно. В 80-е годы в США наблюдался 23% ежегодный прирост в этом секторе. Если 20-25 лет назад из 10 долл., вложенных в переработку информации, лишь один затрачивался на программное обеспечение и услуги, то в то время эти затраты составляли половину всех расходов на обработку информации, а в 90-е годы, этот показатель составлял 80%.
В информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.
Как известно, собственность на информацию является основой монопольной власти, поскольку владение патентами и лицензиями служит барьером для проникновения в отрасль. Существует и другой важный аспект, связанный с передачей информации, - условия продажи технологий. В  них могут включаться ограничения, заранее устраняющие проявление каких-либо конкурентных преимуществ, например, касающиеся рынков сбыта готовой продукции. В таком случае нарушается механизм конкуренции. В то же время информатизация экономики придает данному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг. Гибкость информационного производства и маркетинг на основе электронных технологий позволяют производителю быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В таких условиях конкуренция становится динамичной, сменяя статичную конкуренцию индустриальной эпохи, когда фирмы, внедрив новые технологии, могли в течении некоторого времени пожинать плоды нововведений, получая монопольную сверхприбыль.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, “информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов”.
Информация имеет реальною ценность благодаря своей структуре. “Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.
Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.
Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.
     Что же  касается  российской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развития  информационного рынка  в нашей стране  во многом зависят  от продуманной и  взвешенной  государственной политики в этой области. Кроме того,  именно государство должно  обеспечивать  производство тех информационных продуктов, которые остаются  вне сферы  рынка.
     В  связи с этим  изучение информационного  производства, и, в  частности,  рынка информации и его  особенностей,  представляет  сегодня  значительный теоретический и практический интерес.
Экономика информации  является сравнительно новой  областью  экономических исследований. Различные подходы к  изучению информации как объекта  экономического анализа основываются  на  различных  теоретических положениях. Еще несколько десятилетий назад была широко распространена  точка зрения,  что информация  как нечто  неосязаемое и нематериальное  не имеет  прямого отношения к экономике. Начало научно-технической революции  и так  называемый  информационный взрыв  коренным образом изменили  отношения к продуктам  информационной  деятельности, что привело к другой крайности — информацию попытались поместить в ложе рациональности и оценивать ее как один из товаров,  применяя обычные экономические инструменты.
   Сегодня  же происходит  своеобразный синтез  крайних точек зрения  и поиски истины  все чаще ведутся посередине. При этом  неизбежно использование находок и  открытий,  совершенных в других научных  областях,  более или менее тесно граничащих с экономикой  и также изучающих феномен информации.
 
    Информационный продукт и его особенности.
 
      В свою очередь  рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично  развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных,  привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней  растут быстрыми темпами, что расширяет  возможности  информационного  обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.
 
    Следует подчеркнуть, что многие виды информации  производятся не для обмена и предоставляются  потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство  осуществляется  государством  или  бесприбыльными  некоммерческими  организациями.
     С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом  информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения  информации.
     Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают  информацию  от других товаров.
     Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию,  независимо от того,  сколько раз она была использована.
    Это свойство  информации - неуничтожимость – можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и  у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
    Во-вторых, информационный продукт со временем  подвергается  своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность  по мере того, как  предоставляемое ею знание  перестает быть актуальным.
    В различных областях науки и техники темпы обесценения знания  неодинаковы, процесс «старения» информации  может длиться  от пяти до пятнадцати лет.
     В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление  информационного продукта требует усилий. В этом  состоит  свойство  адресности  информации.
    Кстати,  благодаря этому свойству, так же как и свойству старения,  потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет Ю. Шрейдер, -  это всегда попытка  проложить мост  через пропасть, разделяющую  знание и информацию».
    В - четвертых, производство  информации, в отличии от производства  материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению  с затратами на тиражирование. Копирование  того или иного  информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим В. Тамбовцев  подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а  не право копирования.
    Это свойство  информационного продукта - трудность производства и относительная  простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем  в связи с определением  прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.
 
   
 
Виды  информационных товаров и услуг.
   Россия занимает 3 место в мире по числу научных работников на 1 млн населения – 3.494 человек. Выше показатели только у Норвегии – 4.377 и Швеции – 5.186. По оценкам экспертов, около 20.000 российских ученых работают на страны ЕС, оставаясь штатными сотрудниками Российских государственных научных учреждений, по большей части "закрытых". Согласно данным Министерства промышленности и науки, в настоящее время доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет 0,3% (это в 130 раз меньше, чем у США). Доля ВВП от использования объектов промышленной собственности в России менее 0,5%. Ассигнования на научные исследования и разработки составляют 1% от внутреннего национального продукта РФ.
     Информационная  сфера  охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации  включает такие сектора, как коммуникации,  образование, научно-технические  исследования,  печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
     Общепринятой классификации информационных товаров и услуг  на сегодняшний день не существует. Остановимся  на некоторых из применяемых подходов  к выделению определенных  категорий информационного продукта на  основании тех или иных признаков.
     Прежде всего,  следует различать информацию  как таковую и носители информации. По сферам использования информация  может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.
     При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.
     Отметим, что в международной практике, еще начиная с работ Ф.Махлупа, к информационным товарам, как правило, относят  собственно продукты  информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е.  обеспечивающие производство,  хранение, обработку  и  распространение информации.
     Так, Ф. Махлуп  выделил 30 отраслей, связанных с производством  знания и  разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки,  средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.
     Существует и такая точка зрения, что  к информационной сфере  нецелесообразно относить производство технических средств для обучения  и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д. Так, В. Тамбовцев видит пять крупных блоков внутри информационного рынка:  научно-техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование.
    На мой  взгляд, целесообразность того или иного подхода  к выделению видов информационного продукта определяется  непосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне.
 
Соотношение затрат и результатов производства информации.
Большая часть применяемых методов  определения затрат на производство информационных товаров и услуг опирается на те же принципы, которые используются при оценке издержек производства обычных товаров и услуг.
   Приведем в качестве примера методологию определения затрат на производство статистической информации. Совокупные затраты  представляются как сумма затрат, связанных с осуществлением  различных этапов общего технологического процесса. Общие затраты включают затраты на наблюдение, подготовку  первичных  данных, передачу данных от источников информации, контроль достоверности сообщений,  обработку полученных данных и их преобразование, хранение, поиск и выпуск данных.
    Особенности  информации как товара затрудняют определение затрат на ее производство  традиционными методами,  зачастую их применение  носит формальный характер.
     Например, гонорар за книгу  может начисляться  в  зависимости от ее объема, что косвенно выражает  трудозатраты. Однако  сегодня в развитых странах  такая система  уже практически не применяется, гонорар выплачивается  автору  в зависимости  от числа  проданных экземпляров  по мере допечатки  тиража. В этом случае  характеристикой   ценности  информационного продукта  является  спрос.
     Своеобразная оценка общей себестоимости  «идейного продукта»  научного или художественного творчества  была предложена А. Молем.   Сюда А.Моль  относит цену времени  созревания замысла,  цену материалов,  цену времени конкретизации  замысла  и оформление информации, различные коэффициенты надбавок на уровень компетентности и всякого рода почетные ставки,  более или менее постоянные  издержки производства.
      Следует подчеркнуть  сложность взаимодействия   затрат и результатов  информационной деятельности.  В тех случаях, когда большую роль  играет фактор  своевременного использования  информационного продукта,  эффект  информационного воздействия  непропорционален  усилиям, затраченным на производство информации. Целый ряд  информационных товаров и услуг  имеет небольшой жизненный цикл, но их своевременное использование  дает огромный эффект. Это относится, например, к таким видам информационного продукта, как оперативная управленческая  информация или метеорологические прогнозы.
       Все чаще при экономическом анализе  соотношение затрат и результатов информационного производства используется  принцип «затраты-выигрыш».  Он позволяет найти количественную оценку  всех затрат и благ, которые можно получить при использовании информации,  в общих единицах измерения (обычно такой единицой служат деньги). Основные шаги анализа следующие:  перечисляются все последствия  использования информации,  затем они делятся на положительные и отрицательные, для каждого определяется степень влияния на конечный результат, а затем ищется  единая мера, позволяющая соотнести эти последствия между собой.
      Но и здесь возникают  определенные трудности. С одной стороны, денежное измерение затрат  в  сфере информационной деятельности  во многих случаях  признается неадекватным для отражения всей гаммы  издержек. С другой стороны, определение  социального выигрыша   от использования  информации  относится к числу нерешенных проблем.
       Сравнительно недавно  в экономической психологии возникло понятие «поведенческих затрат», т. е.  издержек нервной энергии, мышления и т. п.
Концепция  «поведенческих затрат»  позволяет вплотную  подойти  к оценке эффективности информационной деятельности. Многие виды  деятельности, даже являясь прибыльными в денежном выражении, в действительности могут быть убыточными.
       В то же время  сила информационного воздействия на общество и личность постоянно растет. Обеспеченность информационными товарами и услугами,  возможности информационного  обмена характеризуют готовность общества к социально-экономическим изменениям.  Отставание в сфере  информационного производства закрывает доступ к новейшей информации и влечет за собой  отставание как в традиционных, так и в новейших отраслях экономики.
 
Особенности структуры и регулирования информационного рынка.
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает  высокую степень  государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации  информационного производства.
     Существующие сегодня тенденции в этой области ярко  иллюстрирует  ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых  стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии  на традиционные  коммуникационные  средства.
      В самой большой телекоммуникационной  компании мира-американской корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих, а ее  оборот в 1992 году составлял 65 млрд. долларов (что сопоставимо с объемами ВНП многих государств мира). «АТТ» контролирует  99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю  ее ближайшего конкурента приходится менее 1%  этого рынка.
      Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в  развитых странах функционируют, как правило, в условиях  жесткой конкуренции. В  принципе  аналогичное положение  наблюдается сегодня и в России:  наряду с монополизмом  в сфере почтовых или телефонных услуг  существует более 30  территориальных систем компьютерной связи.
      Высокий уровень  концентрации средств  коммуникации,  в первую очередь  современных, является причиной разделения различных регионов на «информационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондона  современной аппаратурой  телексной связи равна 256% от среднеанглийского уровня,  так как в информационно бедных районах  она не превышает 50%. Соответствующие показатели  для Франции  составляют 188%  и 50%, для ФРГ  -  146% и 48%, для Италии - 175%  и  13%.
       Во многих странах проводитилась политика  демонополизации  и дерегулирования, что в свою очередь  способствовало становлению разнообразных рыночных структур  и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш  телеком»,  японская «Ниппон телеграф & телефоун»,  американская «Американ  телефоун & телеграф».
    
       Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется круг предлагаемых товаров и услуг,  повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится  более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру  информационных товаров.
       Таким образом, на рынке информации  четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены  приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран  с высоким уровнем  экономического и социального развития, как  формирование  так называемого  бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения,  издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди  экономических концепций,  объясняющих  причины возникновения  и развития этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и услуг, неэффективности  рыночного механизма, потребительского контроля.
      Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные  исследования, государственное управление, национальные сети  коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь  рыночных принципов невозможно выявить и  удовлетворить потребности в такого рода благах.
              Как  правило,  государство  берет на себя  регулирование  процесса производства  и распределения информационных продуктов,  без  которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или  менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации  была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение  доступа  к информации.  Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес  также заинтересован  в  достаточно простом и дешевом доступе  к  информации, например при проведении рекламных кампаний.
              Неприбыльные  информационные службы в отличие от государственных  в большей  степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не  на  замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров  и услуг,   а              на   возможность   их   альтернативного предоставления потребителю.
              Одним  из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная  реализация информационных продуктов наряду  с бюджетными ассигнованиями,  благотворительными взносами,  операциями  с  ценными бумагами.
                 Из-за  специфики  информации  как товара  и  социальной  значимости
информационных  продуктов  при  оценке эффективности  производства  и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические  критерии  наряду  с  денежными.  Возможно,  именно   это объясняет высокую   долю   организаций,   занятых информационной деятельностью, внутри бесприбыльного сектора экономики.  Ведь  даже  в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.
              Итак, высокая степень государственного  регулирования информационного производства может быть  объяснена   ролью   государства   в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными  благами.  С  другой стороны, государство  играет  также немалую роль в устранении информационных экстерналий.
              Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг   как  никакая  другая  сопровождается  значительными  внешними эффектами,              т.   е.  выгодой  или  ущербом  для  третьих   лиц   без соответствующей оплаты или возмещения. Как подчеркивает Й.Стиглиц, информационные  экстерналии в качестве особого класса  экстерналий стали выделяться сравнительно недавно .
   Классическим  примером   положительных  информационных   экстерналей является  финансирование  отдельными фирмами  научных  исследований  и разработок,  результаты которых часто становятся  достоянием  широкого круга  заинтересованных  лиц.  Патенты  или  лицензии  могут  являться средством  устранения  положительных внешних эффектов  информационного производства.     
   К  отрицательным  информационным  экстерналиям   можно отнести, например,  негативное отношение телезрителей к  рекламе,  которая занимает  много  эфирного  времени. Соответственно,  разработаны законодательные  акты, регулирующие рекламный бизнес,  во  многом основанные на критериях  эстетического  или  психологического характера.
              Однако  в  силу того что информация представляет  собой  особый вид  товара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования производства  информации,  настроены пессимистически: «Стоимость ее производства   невозможно  полностью   возместить,   как   и невозможно эффективно защитить право собственности на любой  вид информации».
                            Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных  с  интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов,  в  начале 90-х годов потери от «пиратства» на рынке информационных  товаров  и  услуг  только для России составляли до 15 млрд. руб. ежегодно.
                 Отношение  к  интеллектуальной собственности,  сложившееся  в  мировой  практике, очень неоднородно. Всемирная организация интеллектуальной собствености, учрежденная в 1967 г., определяет ее как права,  относящиеся  к: литературным, художественным и  научным  произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио­ и телепередачам;  изобретениям во всех областях  человеческой  деятельности;  научным  открытиям; промышленным образцам;  товарным знакам,  знакам  обслуживания, фирменным  наименованиям  и  коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности  в производственной,  научной, литературной и художественной  областях.
              В  соответствии с этим определением можно заключить,  что  на  интеллектуальную собственность распространяется авторское и изобретательское право.
   «Научного права» в мировой практике не существует, что вызывает проблемы, связанные с приданием товарной формы продуктам интеллектуальной деятельности. Если для материальных продуктов форма  представления однозначно связана с внутренней сущностью,  то сущность научного результата мало зависит от формы представления. В то  же  время по канонам авторского права один и тот же  результат, выраженный по-разному, может иметь самостоятельную ценность. Она представляется не содержанию, а внешней форме, что предотвращает копирование, но не препятствует заимствованию содержания.    
   В  нашей стране существует только проект Закона “О научной  интеллектуальной  собственности и усилении ее охраны”.  По  оценкам специалистов,   в   этом  проекте  сужено   толкование   сущности интеллектуальной собственности.
   Также  остаются спорными вопросы денежной оценки в  бухгалтерском учете  нематериальных активов, в состав которых входят и  объекты интеллектуальной  собственности (права на изобретения,  права  на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т.е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация  фирмы  и  т.п.).  На основании  некоторого  сходства характера участия нематериальных  активов в процессе производства с основными  или  необоротными  средствами применяется сходная методика их учета:  оценка  по первоначальной и остаточной стоимости, начисление амортизации и  т.  д.  Но  при этом продолжительность существования нематериальных активов  определяется  условно: так, Японии — 5 лет, Нидерландах,  Швеции,  а также  в  России — 10 лет. Денежная оценка деловой репутации  фирмы выявляется  только  в  момент  распродажи  активов  фирмы,   отсюда возникает  проблема ее оценки в период текущей деятельности  данной фирмы.
              Итак,  мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков  во  многих случаях подчиняется общим тенденциям,  с  другой стороны,   особенности  информаций  как  товара  требуют  выработки принципиально   новых   подходов  при   оценке   эффективности ее производства и возможностей ее использования.
 
   Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации.
Несмотря  на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров  и  услуг,  информационный бизнес растет быстрыми  темпами, что  свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
              Многообразие   видов  информации  предопределяет   широкий   круг потребителей  информационных товаров и услуг. В силу  того,  что  на информацию  предъявляется  и  потребительский  и  производственный спрос,  она является предметом как индивидуального, так и производственного  потребления.  Но сегодня основную  массу  информационных продуктов  потребляют  именно фирмы, а не  индивидуальные  пользователи. Технология производства, оперативная управленческая инфор­мация, маркетинговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением  в  развитых странах составляют всего лишь  8%  от  общего объема продаж информационного сектора.
   В  свою  очередь  в  структуре потребительского спроса  информационные  товары  и услуги занимают всё большее место  из-за  происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе  на информационную  стадию  развития. Так, насыщенность современного российского  дома  потребительской  электроникой  характеризуется сегодня  следующими  цифрами: телевизоры имеют 98%  семей,  персональные компьютеры  —  61%,  стереосистемы  —  15%.
              Существующая  сегодня  жесткая  конкуренция  между  кино-,   теле- и видеопродукцией  ярко  иллюстрирует тот  факт,  что  один  и  тот же информационный  продукт  может  быть  представлен  на  различных   материальных носителях, т.е. содержание (информация) будет одинаковым, а  форма  подачи различна. Использование такого свойства  информации, как  адресность позволяет находить новых потребителей  определенной информации, представленной в новой форме.
   При  высоком уровне развития современных информационных  технологий потребитель имеет  возможность делать выбор  между  традиционными  и нетрадиционными  способами предоставления  информации.  Например, в библиотеке  можно  использовать  ручной или  электронный  каталог, запрашивать  ксерокопии необходимых журнальных статей  или  проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.
              Практика  маркетинговых исследований в развитых странах  говорит  о том,  что  фирмы-производители  информационных  продуктов  используют несколько  основных подходов при установлении цен  на  информационные товары   и   услуги.  Продуктовый  подход  основан  на   особенностях конкретных информационных  продуктов.  Институциональный подход концентрирует  внимание  на производителях информационных товаров  и услуг.  Управленческий  подход  сочетает  в  себе  некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
              В  процессе  формирования  цен на информационные  товары  и  услуги каждый  производитель решает целый ряд вопросов: насколько  уникальны данные  товар  или  услуги,  какова платежеспособность  потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
              Информационные   службы  часто  делают  ставку на   уникальность продукта.  Например,  на  рынке баз данных многие  из  них  не  имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уров­ня цен.
   Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д.
   Это качественное   разнообразие  информационных   продуктов   обуславливает  такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое  использование  договорных цен, наценок  за  новизну,  уценок, скидок,  ценовых  льгот, т.е. всех доступных  способов   придания гибкости ценам.
Следует   обратить  особое  внимание  и на  то, что  при производстве
определенных   видов  информации   (научно-технические изобретения, произведения искусства и т. п.) отсутствует полная взаимозаменяемость производителей  информационного продукта. В  таких  случаях  возникает эффект  абсолютной  ренты.  Так, цена билета  в  театр  на  постановку известного режиссера или стоимость картин известного художника зависят в конечном счете только от уровня спроса.
              В   свою  очередь  воспроизводимой  является,  как  правило,   управленческая, научно-техническая, бытовая и образовательная информация.  Это  значит, что она может быть получена разными, средствами и разными субъектами.
   Особое  значение имеет тот факт, что стоимость информации постоянно  и заметно              снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием  и широким              распространением  информационных  технологий.  Даже  в   годы экономического  кризиса  70-х  годов  компьютеры  подешевели  на  95%, стоимость эксплуатационных сетей ЭВМ снижалась на 11% ежегодно, программ — на 25, машинной памяти — на 40 %. Эти тенденции  сохраняются  и сегодня. В то  же  время  стоимость  традиционных  средств распространения информации — книг, газет  и  т. д. — значительно возросла, так как материалы и энергоносители  обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов.
   В отношении многих видов информационных продуктов,  в  первую очередь  тех,  которые производятся бесприбыльными  организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает  проблема  платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на  принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный  рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных  и  бесприбыльных информационных  организаций.  С другой  стороны,  полный перевод информационной  деятельности  на коммерческие  рельсы  может поставить под угрозу  общедоступность информации.
              В                            качестве  основных аргументов против платности ряда  информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные  последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых  услуг ухудшенного  качества  и меньшего значения, усиление  социального неравенства  потребителей,  деление  общества  на  “информационно бедных” и “информационно богатых”.
   С               другой  стороны,  применение  принципа  платности  побуждает информационные  службы и поставщиков информации  активнее  подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы,  выявляет полезность  служб  благодаря  их  оценке  через  рынок, способствует    рационализации   управления   фирм-производителей информации и т.д.
   Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы  установления  цен на рынке информационных продуктов. В ряде  случаев   информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.
 
Глава 2
Новые информационные технологии
    В              настоящее  время  информация в самом широком  смысле  является важнейшим стратегическим ресурсом, особенно в сфере экономики.
    Процессы,                            активно   развивающиеся   в   российской   экономике, заставляют  пересмотреть традиционные организационно-хозяйственные взаимосвязи  и  правомочия,  задуматься  о  серьезных   изменениях информационной инфраструктуры.
    Информационную  инфраструктуру  экономики  образуют  организации, эксплуатирующие  центры  обработки и  анализа  информации,  каналы информационного  обмена,  коммуникации  и  линии  связи,  а  также средства информационного взаимодействия.
    Сегодняшнее  информационное  пространство  российской   экономики состоит  из  слабо  связанных между собой информационных  секторов (государственных и коммерческих, ведомственных и региональных), каждый  из  которых  в  силу различных причин  мало  доступен  для использования и    расширения.    Современные информационные экономические  системы функционируют без должного  взаимодействия, что  приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации,   удорожанию   их   проектирования   и   эксплуатации.
    В              ходе становления  рыночной  экономики  значительная   часть информационных  ресурсов стала формироваться  в  негосударственном секторе экономики, доминирующем на рынке коммерческой информации и зачастую   существенно   опережающем  государственный. Официальная политика  в  области  формирования и использования  информационных ресурсов   частного   сектора  должна   способствовать   включению негосударственных организаций в информационное  пространство  при условии  их  соответствия  требованиям  организационно-нормативных документов,  регламентирующих единый  порядок  формирования  и использования информационных ресурсов различных классов.
    Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры              экономики должна  учитывать  значительную территориальную  протяженность страны, а также  различный  уровень развития информатизации в отдельных ее регионах. Состояние информатизации регионов становится одним из важных факторов, сдерживающих их экономическое развитие.
              Одну  из  главных  ролей  в процессе информатизации  современной российской  экономики  играет комплект информационных  технологий, методик их ведения  и  использования, информационно-телекоммуникационных   систем  и   сетей   передачи   данных,  как общенационального    назначения,   так    и    специализированных, функционирующих  и  взаимодействующих на основе единых  принципов, обеспечивающих  информационную связь Федерации в целом,  отдельных регионов, организаций и граждан.
              Особое  место  в  ряду применяемых технологий занимают  наиболее современные, так называемые новые информационные технологии (НИТ). Существующие  информационные технологии формально можно  разделить на два  крупных взаимосвязанных класса: программно-математические инструментальные  средства  информатизации,  предназначенные   для проектирования   современных  НИТ,  и  прикладные информационные
технологии, обеспечивающие принятие и поддержку решений.
Для поддержки новых хозяйственных механизмов должны быть разработаны адекватные рыночным отношениям НИТ. В частности, в современных условиях изменениям подвергаются банковская и инвестиционная деятельность, совершенствуется налогообложение, появляются новые виды управленческой деятельности и субъекты рынка, что требует эффективных прикладных информационных технологий. К ним относятся банковские системы, биржевые технологии, технологии менеджмента, технологии маркетинга, налоговые информационные системы и технологии управления инвестиционными проектами.
Внедрение новых информационных технологий требует серьезной перестройки действующей системы обработки экономической информации. Недооценка их значимости способствует нарастанию в стране сложных экономических проблем, поскольку преобразования, не подкрепленные соответствующими информационными технологиями, могут привести к результатам, противоположным ожидаемому. Поэтому при проведении экономического анализа обязательно должна решаться комплексная задача построения эффективной системы обработки экономической, управленческой, научно-технической, законодательной, коммерческой и других видов информации, которая не только способствует практической реализации предлагаемых экономических концепций и программ, но и в значительной мере оказывает на них корректирующее воздействие.
 
Инструментальные информационные  технологии
              Большинство технологий, составляющих этот класс, появилось практически  одновременное  созданием ЭВМ   в   виде специального и общего  программного  обеспечения,  операционных систем различного   класса   и  назначения,   пакетов   прикладных программ. Эти технологии, а также их более совершенные модификации и    сейчас   достаточно   активно используются разработчиками экономических  информационных  систем  и  обстоятельно  описаны  в научной  литературе.  Остановимся лишь  на  инструментальных  НИТ, получивших  распространение в последнее время. К  их  числу  можно отнести   гипертекстовые   технологии,   машинную   графику, телекоммуникационные   методы  доступа,  САSЕ-технологии, системы искусственного  интеллекта,  мультимедиа,  возникновение которых связано,  главным  образом,  с новыми  техническими  возможностями средств  вычислительной  техники. При  создании  прикладных  информационных  систем  имеет  смысл  опираться  только  на  эти  более совершенные  технологии,  которые позволят  выйти  на  современный уровень  компьютеризации в экономике и на равных влиться в мировое экономическое пространство.
              Гипертекстовый  подход позволяет работать  с  большими  объемами семантической  (понятийной) информации в виде  текста,  в  котором имеются выделенные различным цветом фрагменты, позволяющие изучать текст в нужном   пользователю   направлении - гипертекста.
              Гипертекст —  форма  организаций  информации,  разделенной   на фрагменты,  для  каждого  из  которых указаны  переходы  к  другим фрагментам  с указанием типа их взаимосвязи. Навигация в  гипертекстовых  массивах  осуществляется в зависимости  от  информационной потребности  абонента и не определяется заранее.  Специфика  гипертекстовой технологии состоит в том, что пользователь сам  выбирает вариант создания или изучения новых знаний в зависимости от своих индивидуальных  способностей, склонностей, уровня  квалификации  и подготовленности.  Особенно полезна данная  технология,  когда  создаются  новые  социально-экономические  концепции  и  нужно  быть уверенным в том, что нормативно-правовые документы будут в точ­ности  соответствовать  основным  концептуальным  принципам,   подкрепляя  и  развивая  их. Объектографический гипертекст  позволяет анализировать документы из формируемого информационного  фонда  на полноту,  непротиворечивость и избыточность, одновременно  выявляя сферы, требующие дополнительной регламентации.
    Графика.  Говоря  о  машинной графике, следует  отметить,  что  в условиях рынка (как в России, так и в развитых зарубежных странах) большое  внимание уделяется научной визуализации  данных  в целях наглядного представления  научных  и  коммерческих  результатов. Иногда  эффективного иллюстративного материала оказывается  вполне достаточно, чтобы наглядно представить экономическое и финансовое состояние объекта исследования.
  Телекоммуникации.  В  последнее время  в  число  инструментальных технологий  рыночной  экономики  активно  внедряются  компьютерные системы   общественного   доступа: коммерческие   базы  данных тематического  характера,  системы электронных  бирж  и  рекламных досок,  объявлений, системы удаленной обработки  информации,  средства  представления  информационных,  финансовых  и  других  видов услуг.
   Основными              формами   реализации  подобных  многопользовательских
коммерческих  систем  являются  локальные  вычислительные  сети  и телекоммуникационные системы. Возможности локальных вычислительных сетей   жестко   ограничены   в   территориальном   плане. Телекоммуникационные же системы, используя выделенные, а в подавляющем большинстве случаев обычные городские телефонные каналы,  снабжают пользователей  полным набором информационных  услуг  от  удаленной телекоммуникационной базы данных.             
    САSЕ-технологии. Опыт проектирования экономических информационных систем  показывает,  что  это  логически  сложная,  трудоемкая   и длительная по   времени   работа.  Это  потребовало   разработки программно-технологических  средств  специального  класса  -  САSЕ (Computer Aided Software Engeneering)-систем.   САSЕ-системы позволяют охватить процесс разработки сложных логико-аналитических моделей   экономического  комплекса  в  целом.  Они  основаны   на методологии  структурного  или  объектно-ориентированного  проектирования  и  программирования,  использующей  спецификации  в  виде диаграмм  или  текстов для описания системных  требований,  связей между  моделями системы, динамики поведения системы и  архитектуры программных средств.
    Системы  искусственного интеллекта.
Научно-практический прорыв  в информатике  привел  к  возникновению  индустрии  интеллектуальных систем.  В  этой  сфере  наиболее важным  и  быстро  развивающимся направлением является  разработка  технологий,   основанных   на знаниях. Используя информационно-поисковые, расчетно-логические  и экспертные  системы, пользователь может выполнять  порученные  ему задания, не выходя за пределы языки своей предметной области.
    Интеллектуальные   информационно-поисковые   системы позволяют осуществлять  поиск  необходимых сведений в базах  знаний,  решать управленческие  и  экономические  задачи.  Экспертные  системы              с помощью накопленных  знаний  о  предметной  области позволяют распознавать  и  диагностировать сложные процессы, принимать  решения, формулировать планы действий, выдвигать и проверять гипотезы. Прогресс  систем  искусственного  интеллекта  имеет  особо  важное значение для развития инструментальных средств проектирования  НИТ и  может  привести  к  новой компьютерной  революции  -  революции знаний.
Мультимедиа  -  это интерактивная система, обеспечивающая  работу не  только  с  текстами  и  неподвижными  изображениями,  но  и  с движущимся  видео,  анимационной компьютерной  графикой,  речью  и высококачественным звуком. Появление систем мультимедиа приводит к кардинальным изменениям в таких сферах, как бизнес, образование  и в   других сферах   профессиональной   деятельности,   позволяет отслеживать  индивидуальные  запросы  мирового  рынка,   создавать видео каталоги продаваемых изделий, коммерческие базы, справочники, проводить деловые видеоконференции.
  Российский Интернет
Согласно опросу ВЦИОМ , 69% россиян не пользуются Интернетом совсем. Только 11% опрошенных пользуются Интернетом ежедневно. Раз в неделю подключается к Всемирной паутине лишь 9% респондентов, эпизодически - 3%. Активных *пользователей сети Интернет в России* на 1 тыс. населения – 42,3 человека, в Швеции – 573,1. На Ямайке – 228,4. 80% интернет-трафика в Рунете - это скачивание порнографии. Доля спама в почтовом трафике Рунета превышает 85%. По данным *McAfee* 6% сайтов Рунета опасны для посещения. *PC Tools* подсчитала, что на долю РФ приходится 27,89% от общемирового объема распространения вирусов.
 
Прикладные информационные технологии рыночной экономики
   Для   поддержки  новых  хозяйственных  механизмов   должны   быть разработаны  адекватные  рыночным  отношениям  НИТ.  В  частности, в современных                            условиях  изменениям  подвергаются  банковская   и инвестиционная   деятельность,  совершенствуется  налогообложение, появляются  новые  виды  управленческой  деятельности  и  субъекты рынка,   что требует              эффективных  прикладных   информационных технологий.
    Банковские   системы.  Развитие  и  совершенствование  банковских структур   порождает   потребность  в  новых  услугах финансовых учреждений.  Децентрализация банковской системы ведет  к  принципиально  новой организации, требующей разработки концепции  комплексной   информатизации  отдельных  учреждений  для  повышения  эффективности  их  собственного функционирования, а  также  для  взаимодействия  между  собой,  с ЦБ РФ и с зарубежными  партнерами.  Банковские  информационные технологии должны обеспечивать достаточную оперативность  при  организации расчетов. Кроме  того,  эта  сфера банковской деятельности наиболее трудоемка, содержит большой объем вычислений и характеризуется как рутинная.
    Применение  имитационного моделирования для построения банковских технологий  -  один из наиболее перспективных подходов  к  решению стратегических проблем. Банкир может имитировать финансовые показатели банка, оценивать эффективность и последствия принимаемых решений и таким образом определять свою политику на финансовом  рынке. К этому направлению тесно примыкает  разработка экспертных систем, ориентированных как на клиентов банка, так и на банковских специалистов.     
   Чрезвычайно   важным вопросом информатизации  банковской  деятельности  остается              организация связи  между  банками  России.  Существующая  бумажная  технология обычно  требует 2-3 дней для перевода денег. При  этом  задержка может быть обусловлена как самой формой организации расчетов,  так и состоянием коммуникаций. Внедрение  НИТ  может  способствовать выходу  из  этого  кризиса. Поскольку   самостоятельно   разрабатываемые   и   модернизируемые программные  комплексы  стоят слишком  дорого,  усиливается  роль организаций, специализирующ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.