На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновации на предприятии и их государственное стимулирование в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
Кафедра экономической теории
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине: Микроэкономика
 
на тему: Инновации на предприятии и их государственное                                       стимулирование в Республике Беларусь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент
ФМЭО, 1-й курс, ДАЭ-1                                                                              Моренова К.Э.
 
 
Руководитель                                                                          
канд. экон. наук,
доцент                                                                                       Филипцов А.М.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           
 
 
РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа:  37  с.,  4  рис.,  2 табл.,  22  источника.
 
АНАЛИЗ, ПРОГРЕСС, ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ПРЕДПРИЯТИЕ, СТРАТЕГИЯ, ПЛАН, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
 
Объектом исследования является инновационная политика предприятия.
Предметом курсовой работы является инновационная политика в системе экономических отношений.
        Цель работы: изучить инновационный потенциал Республики Беларусь и рассмотреть особенности инновационной политики предприятия Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучена классификация инноваций, проведен анализ инновационной деятельности в РБ, рассмотрены основные задачи совершенствования инновационной политики РБ.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на литературные источники.
 
                                                                                                                ___________________
подпись студента
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………….4
 
1 Инновации в рыночной экономике …………………………………………..6
 
1.1 Определение понятия "инновация"………………………………………....6
 
1.2 Классификация инноваций ………………………………………………... 7
 
1.3 Жизненный цикл инноваций…………………………………………………….9
 
2 Государственная инновационная политика как ключевой фактор экономического развития....................................................................................12
 
2.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь……………..12
 
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики……………………………………….........................17
 
3 Государственная политика стимулирования на предприятии в Республике Беларусь …………………………………………………………………………22
 
3.1 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия …...22
 
3.2 Формы реализации инновационной политики предприятия…………… 26
 
3.3 Задачи совершенствования инновационной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………….28
 
Заключение………………………………………………………………………34
 
Список использованных источников……………………………………..........36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
В основе этих движений – научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Это является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития.
В современных условиях развитие экономики Беларуси во многом зависит от такого научного потенциала, который бы отличался высокой степенью концентрации научных заведений и научных кадров, соответствующим уровнем развития науки, необходимыми возможностями и ресурсами, которые направляются на решение научно-технических проблем. Только такой научный потенциал в состоянии обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных производств. Сегодня в условиях научно-технического прогресса наука превратилась в производительную силу и активно воздействует на эффективность всего народнохозяйственного комплекса. Она стала важнейшим фактором отраслевой и территориальной организации хозяйства, содействует формированию научно-производственного комплекса. Поэтому наличие научно-технической базы, ее соответствие производственному потенциалу, системе расселения – главное условие социально-экономического развития любого государства.
           В таких условиях развитие предприятий объективным образом предопределяется их инновационной активностью, тем, насколько эффективно и быстро они приспосабливаются к быстро меняющимся условиям внешней среды посредством разработки и создания новшеств и их последующего внедрения в производственный процесс.
С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.
Инновационное развитие национальной экономики в качестве государственного приоритета включено в стратегические и тактические документы правительства: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.», «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.» и другие программные и прогнозные документы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня активизация инновационной деятельности в республике обозначена на высшем государственном уровне в качестве ключевого приоритета их развития.
Цель курсовой работы: изучение инновационного потенциала Республики Беларусь, рассмотрение особенностей инновационной политики предприятия Республики Беларусь.
          В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, для любой страны требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства.
Основные задачи курсовой работы:
- определить сущность категории “инновация”;
- рассмотреть классификацию инноваций;
- ознакомиться с принципами инновационной политики;
- рассмотреть особенности инновационной политики Республики Беларусь;
- определить научно-теоретические подходы, сущности, особенности и принципы инновационной политики предприятия;
- рассмотреть задачи совершенствования инновационной политики Беларуси.
Проблемы  в прошлом, связанные с освоением новых видов продукции, машин и технологии, трансформировались во второй половине XX века в проблему ускорения научно-технического прогресса, необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой технологии и техники.
При написании теоретической части работы использовались труды белорусских и российских учёных-экономистов. Данные статистического характера базируются на основе статистических данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

1 Инновационная политика как ключевой фактор экономического развития
 
 
1.1             Определение понятия «инновация»
 
 
Практика конца XX— начало XXI веков показывает, что экономическое развитие государств во все возрастающей мере стало зависеть не столько от наличия, размеров и степени освоения классических производственных факторов труда, земли и капитала, сколько от уровня научно-технического прогресса и степени интенсивности внедрения в экономику и общество самых разнообразных инноваций.
Впервые слово «инновация» появилось в XVI веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация», что в переводе с английского означает «нововведение», различными авторами часто понимается по-разному.
Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Й. Шумпетор. Он в своей работе «Теория экономического развития» показал, что главным стимулом предпринимательской деятельности является прибыль, а её получение становится возможным благодаря поставке на рынок нового изделия, производимого с наименьшими затратами. В соответствии с классификацией Й. Шумпетора понятие «нововведение» рассматривается как:
- использование нового сырья;
- проведение реорганизации производства и его материально-технического обеспечения;
- освоение новых рынков сбыта.
Й. Шумпетор внес новое направление в развитие экономической науки, он по существу заложил основу такой науки, как инноватика.
Инноватика - это наука, которая изучает теоретические и практические аспекты нововведений, в том числе процессы формирования новшеств и их распространения, факторы противодействия нововведениям, методы и формы стимулирования научно-технического развития.
В зарубежной и отечественной экономической литературе встречаются различные объяснения понятий: «новшество», «нововведение» и «инновация». Например, А.Б.Титов, Д.В.Соколов, М.М.Шабанова под инновацией понимают результат внедрения новшества, дающее ряд эффектов: экономический, научно-технический, социальный, экологический [1, c. 13].
А.П.Пригожин считает, что нововведение (инновация) сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т.п. [2, c. 49]
В.С. Рубашный полагает, что инновации возникают при использовании результатов научных исследований и разработок (НИОКР), направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры и других сферах деятельности общества. По его мнению, нововведение- это такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенных научных знаний, профессиональной подготовки [1, c. 14].
Согласно определению, данному в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», инновации (нововведения) – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок [3, с. 31]. Данное определение предстает довольно исчерпывающим, однако ограничивает инновации только внедренческой деятельностью, тогда как под инновацией подразумевается объект не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.
Анализируя различные точки зрения ученых-экономистов при определении понятий инновация (нововведение) и новшество (новация), можно сделать предположение:
а)          инновация - это конечный творческий результат стадий «наука-техника-производство», воплощенный в созданный продукт, обладающий наивысшими потребительскими свойствами в рассматриваемый период времени;
б)          новшество - это созданное техническое и организационно-управленческое решение задачи без лага времени.
Из этого следует, что нововведение должно использоваться в различных сферах человеческой деятельности с целью получения коммерческой выгоды.
 
 
1.2 Классификация инноваций
 
 
Развитие науки тесно взаимосвязано с техникой и производством. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ широко используется в производстве, а современные научные исследования все больше нуждаются в точной, сложной и дорогостоящей технике, поставляемой производством.
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности [4, c. 139].
Современные классификации инноваций позволяют оценивать их теоретическую значимость, определять результативность и направленность каждой из них.
Можно дать следующую классификацию инноваций.
1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
8. По способу применения инновации подразделяются на  экспериментальные и прямые.
9. По объему выделяются следующие виды инноваций: точечные, системные стратегические [5, c. 21].
10. В зависимости от технологических параметров инновации различают продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия [1, c. 53].
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовое)
- улучшающие;
- модификационные (частные) [6, c. 17-21].
Многообразие классифицированных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, их масштабы позволяют предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью, создать предпосылки для экономической выгоды.
 
 
1.3 Жизненный цикл инноваций
 
 
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю, продавцу прибыль или другую реальную выгоду. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе иннова­ционного продукта.
Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рис. 1.1.
 

 
Рисунок 1.1 — Обобщённая схема жизненного цикла инноваций
Примечание – Источник:[7, с. 85].
 
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, вклю­чающих:
- зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
- рост (промышленное освоение с одновременным выходом про­дукта на рынок);
- зрелость (стадия серийного или массового производства и уве­личение объема продаж);
- насыщение рынка (максимальный объем производства и мак­симальный объем продаж);
- упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С.позиций инновационной деятельности целесообразно разли­чать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цик­ла производства показана на рис. 1.2.
 
 

 
Рисунок 1.2 — Жизненный цикл производств инновационного продукта
Примечание – Источник:[2, с. 52].
 
Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее тру­доемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабаты­вается регламент производственного процесса. И именно на данной  стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагружен­ность мощностей.
Вторая стадия - стадия промышленного освоения производст­ва - характеризуется медленным и растянутым во времени наращи­ванием выпуска продукции.
Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращи­ванием производства, значительным увеличением загрузки производ­ственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характе­ризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска про­дукции и максимально возможной загрузкой производственных мощ­ностей.
Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падени­ем загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно  связаны с параметрами развития производства. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели, эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эф­фективности.
Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и тех­нологии проводится в следующей последовательности, включающей:
1) определение общей продолжительности циклов жизни изделия, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
4) тщательный анализ "факторов, влияющих на продолжитель­ность прошлых циклов, и прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития[7, c. 87].
Жизненный цикл инноваций сегодня становится объектом экономического анализа.
Чем короче жизненный цикл нововведения, тем стремительнее смена поколений изделий, тем значительнее экономический вес фактора времени. В настоящее время особенно возрастает значение фактора времени: при высоких темпах развития наукоемких производств отставание даже на один год, а то и всего на несколько месяцев, может повлечь за собой значительные потери.
 
 
 
2  Инновационная политика как ключевой фактор экономического развития
 
 
2.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь
 
 
Республика Беларусь имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики.
Выступая на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в июне 2004 г. по проблемам инновационного развития страны, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики в нашей стране определил «…создание системы национального инновационного механизма как системы организационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новых знаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном секторе экономики» [8, c. 8].
Решение поставленной задачи требует постоянного совершенствования механизмов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности. В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы»;
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2008 г. № 818 «О некоторых мерах по обеспечению выполнения инновационных и инвестиционных программ» [9];
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2010 г. № 1326 «О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности» и др.
Приняты или находятся на рассмотрении в Правительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы организации, проведения и финансирования исследований и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию инновационной деятельности и развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых, повышение их ответственности за результаты внедрения НИОКР в производство [10, c. 39].
По ряду направлений Республика Беларусь удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, экологическая устойчивость и другим.
Однако негативные тенденции в научной и инновационной сферах сохраняются.
Инновационно- активными в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007- 17,8 процента, в 2009 году- 12 процентов. Это существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия-75 процентов, Канада, Германия, Австрия – 60 процентов и выше) и средним (Мексика-46 процентов, Эстония-38 процентов) уровнями экономического развития.
Основными видами технологических инноваций промышленных предприятий являются приобретение машин и оборудования (в 2008 году — 71,7 процента предприятий, в 2009 году                — 62 процента), исследования и разработки ( в 2008 году — 42,3 процента предприятий, 2009 году – 63,6 процента). Новые технологии приобрели в 2009 году только 6 процентов инновационно-активных предприятий ( в 2002 году — 11,7 процента), в том числе с правами на объекты интеллектуальной собственности — 1,7 процента. Количество патентов, полученных отечественными заявителями на изобретения и полезные модели, при этом увеличилось с 1265 в 2004 году до 1951 в 2008 году.
По данным Министерства статистики и анализа, в 2008 г. было создано 375 передовых производственных технологий, из них новыми для Беларуси являются 84,8 процента (в 2007 г. — 78,1%), новыми за рубежом — 13,9 процента (в 2007 году — 20,3 %), принципиально новыми — 1,3 % ( в 2007 году — 1,6 %).
Число использовавшихся в отраслях экономики передовых производственных технологий возросло в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 11 %. Наибольшая их часть (91,6 %) была применена в промышленности (в 2007 году — 92,5 %). При этом доля производственных технологий, используемых 10 и более лет, остается достаточно высокой, в частности, в 2008 году она составляла 32,9 %. В ведущих зарубежных странах этот показатель не превышает 7 %.
Период использования технологий в производстве равен 20-30 годам (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производствах происходит каждые 5, а зданий и сооружений – каждые 10 лет) [11, с. 112].
Технологическое отставание проявляется во внешней торговле технологиями.  В 2007 году по количеству сделок в торговле технологиями и услугами технического характера с зарубежными странами экспорт (1119 единиц) и импорт (1150 единиц) были практически равны, однако по стоимости импорт  (181,8 млн. долларов США) почти в 2 раза превышал экспорт (96 млн. долларов США) [12].
Опыт как развитых, так и новых индустриальных стран свидетельствует о том, что благодаря государственно-частному партнерству и поддержке инновационного сектора малого бизнеса они добились значительных технологических и экономических успехов. При этом в Республике Беларусь доля организаций, занятых в сфере науки и научного обслуживания, крайне низкая – около 0,6 процента от общего числа микроорганизаций и малых предприятий.
Уровень развития науки страны служит в современном мире определяющим фактором конкурентоспособности ее экономики. Технологическое развитие только на базе привлекаемых зарубежных технологий неизбежно снижает общий уровень  конкурентоспособности. Поэтому стратегическим направлением является развитие научно-технического потенциала. Однако в Республике Беларусь в последние годы наблюдается тенденция к снижению финансирования исследований и разработок. Отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту в 2008 году составило 0,74 %, в 2009 году — 0,65 % (в Швеции — 3,75 %, Финляндии — 3,7 %, Швейцарии — 2,82 %) [12].
Главным источником финансирования инноваций в республике являются на сегодняшний день собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме финансирования составила в 2004 г. – 63,84 %, в 2005 г. – 74,88 %, в 2006 г. – 77,87 %, в 2007 г. – 74,06 %, а в 2008 г. – 67,9 % [13, с. 36].
Кроме того, другими источниками финансирования инноваций в 2008 г. являлись средства республиканского бюджета (8,69 %), иностранных инвесторов (включая иностранные кредиты и займы) (12,7 %), местных бюджетов (0,84 %), внебюджетных фондов (0,004 %), бюджета Союзного государства (0,25 %).
Анализ изобретательной активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских структур (10%). Изобретатели республики создают решения мировой новизны более чем по 30 направлениям науки и техники [11, с. 113]. Их внедрение — важный фактор роста конкурентоспособности.
Внутренние затраты на исследования и разработки составили в 2009 году- 882,9 млрд руб. (в 2008 году — 962,8 млрд руб.).
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и развился новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.
Таблица 2.1 — Развитие инновационного потенциала Республики Беларусь,            2007–2010 гг.
 
 
г. Минск
Республика Беларусь — всего
на 01.06.2006 г.
на конец 2010 г.
1
2
3
4
Промышленные предприятия
275
2271
2325
в том числе инновационно активные
74
318
581
Научно-производственные (научно-практические) центры
33
56
71
Организации, выполняющие исследования и разработки,
181
295
295
в том числе высшие учебные заведения
30
55
55
Парк высоких технологий
1
1
1
Научно-технологические парки
5
10
20
Инновационные центры
1
5
8
Центры трансфера технологий
8
24
30
Бизнес-инкубаторы
2
9
10
Информационные и маркетинговые центры
3
10
30
Научно-технические библиотеки (включая заводские)
175
476
490
Венчурные организации


-
Примечание – Источник: [11, с. 116, таблица 2; 14].
 
Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 13,5 % были разработаны за рубежом, 39 % - в самой Беларуси, 47,5 % - в бывшем СССР.
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Расходы республиканского бюджета на науку в целом и по направлениям имеют тенденцию к росту (табл. 2.2).
 
Таблица 2.2 – Фактическое выделение средств из республиканского бюджета на науку, млн. руб.
 
Показатель
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Расходы республиканского бюджета на науку
185339
245263
300611
337480
421461
в % к ВВП, в т. ч.
0,37
0,38
0,38
0,35
0,33
Фундаментальные и прикладные научные исследования
173907
229048
284382
319128
400886
Международное сотрудничество
5011
7187
9083
10536
12713
в % от общих расходов
2,7
2,9
3,0
3,1
3,0
Подготовка, повышение квалификации научных кадров
3917
5642
7146
7816
7861
 
Примечание – Источник: [16, с. 59, таблица 3].
 
Объем расходов увеличился в 2008 г. по сравнению с 2004 г. на 236122 млн. руб. и растет в среднем на 20 % в год.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового потенциала [16, с. 115].
Государственная поддержка работы научных организаций и промышленных предприятий, ученых и специалистов по созданию новых научных знаний, разработке и освоению в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции позволит ускорить перевод экономики страны на инновационный путь, превратить научно-инновационную сферу Республики Беларусь в важнейший источник экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.
 
 
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики
 
 
По существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.
Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.
Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.
Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).
Средой, в которой осуществляется инновационная деятельность, должна стать национальная инновационная система, которая представлена на рис. 2.1

Рисунок 2.1 – Основные сегменты инновационной системы
Примечание – Источник:[1, с. 95].
 
Инновационная система включает ряд сегментов:
- нормативную правовую базу инновационной деятельности, т.е. специальный сегмент правового поля, регулирующий инновационные процессы;
- инновационную инфраструктуру, включающую в себя: инновационные центры и технопарки, венчурные и страховые фонды, особые предприятия и научно-производственные центры;
- систему подготовки кадров для инновационной деятельности, которая включает вузовскую и академическую науку, центры по подготовке и переподготовке кадров и т.п.;
- систему государственной поддержки и финансирования важнейших научных направлений;
- сегмент международного научно-технического сотрудничества, который характеризует уровень развития изобретательства, экспорта и импорта нововведений, баланс платежей на международном рынке знаний. Другими словами, этот сегмент инновационной системы отражает ее результативность.
Каждый в отдельности или в совокупности сегмент инновационной системы может являться базой для осуществления целей стратегического планирования процесса создания, освоения и реализации на рынках сбыта инноваций [1, c. 94].
С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.
Следует отметить, что инновации могут не только создаваться силами научно-технического потенциала страны, но и также закупаться за пределами страны, а также добываться посредством осуществления соответствующей разведывательной деятельности. Как следствие этого, содержание понятия « государственная инновационная политика» включает в себя волевую деятельность государства, ориентированную на обеспечение задействования обозначенных источников поступления инноваций в экономику страны.
Инновационная политика государства охватывает временной и пространственный аспекты [17, c. 179].
Временной аспект определяет действия государства, направленные на стимулирование инновационной деятельности, на текущий момент времени и на длительную перспективу.
Текущая инновационная политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Её осуществление является прерогативой органов исполнительной власти страны и предполагает реализацию решений, выраженных в предписаниях нормативных актов, носящих, как правило, подзаконный характер. При этом указанные решения носят частный характер, адаптированы к конкретной ситуации или к определенному, непродолжительному периоду времени.
Долговременная инновационная политика направлена на решение важных задач общегосударственного, регионального или отраслевого масштаба, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она предполагает определение приоритетов, целей и задач, оптимальных путей их достижения, основных направлений деятельности государственных органов по стимулированию инноваций и наиболее ключевых мероприятий в рамках всего государства в целом.
Основными целями государственной инновационной политики могут быть:
- повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства экономических благ;
- обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта;
- замещение импортной продукции на внутреннем рынке на отечественную и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности;
- повышение эффективности использования государственных ресурсов;
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной среды.
Инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;
- создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
- максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
- эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала, и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
- оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.
Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса[18, с. 140].
Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.
Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами.
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла) [19, c. 90]:
- уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);
- состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;
- наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
- уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
- наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
- степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);
- системой подготовки кадров-инноваторов;
- финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:
- долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;
- развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
- внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);
- участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;
- участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ) .
Влияние интеллектуального капитала на производительность труда представлено на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Влияние интеллектуального капитала на производительность труда
Примечание – Источник:[15, с.128].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Государственная политика стимулирования на предприятии в Республике Беларусь
 
 
3.1    Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия
 
 
Переход к рыночным отношениям не может быть осуществлен без активизации инновационной деятельности предприятий. Инновации способствуют выходу предприятия на новую ступень экономического развития, обеспечивают переход к технологической базе, выпуску продукции обладающей высокими потребительскими свойствами, определяют границы между развитыми и развивающимися странами. Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной [20, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [20, c. 178]:
1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;
2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;
3) коммерческий риск – связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;
4) финансовый риск – связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).
Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.
Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой процесс определения руководством и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов осуществления приоритетных программ и проектов.
Формирование инновационной политики предприятия начинается с определения руководством предприятия ее целей, правил определения приоритетных проектов и механизмов поддержки приоритетных инновационных проектов. Целеполагание и выработка инновационной политики- исключительно важная задача, поскольку именно на этом этапе определяются приоритетные направления деятельности и новые виды бизнеса, позволяющие достичь желаемых результатов[5, c. 44].
При разработке и реализации инновационной политики могут использоваться два подхода [20, c. 179]:
1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
– повышение качества и сертификация продукции;
– обновление производственной базы (техническое перевооружение);
– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;
2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
– приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
– комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;
– обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
– адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
– степень износа основных фондов и т. д.
Задача предприятия состоит в том, чтобы сформировать такой организационно-экономический механизм работы, при котором посредством рационального взаимодействия его подразделений достигаются организационные цели, и происходит адаптация предприятия к изменениям внешней среды.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
– высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
– наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
– наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
– наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [21, c. 46]:
1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);
2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);
3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);
4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
 
 
3.2. Формы реализации инновационной политики предприятия
 
 
Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.
По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:
1. Формулирование проблемы и целей проекта;
2. Анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;
3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;
4. Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;
5. Выбор наилучшего варианта решения проблемы;
6. Оформление проекта и его реализация.
Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и материально-технического обеспечения важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.
Экономический эффект от осуществления инновационного проекта можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле [22, c. 220]:
(1)
где p1 – вероятность достижения успешного научного результата;
p2 – вероятность достижения коммерческого успеха;
ОП – годовой объём продаж, ед.;
Ц – цена единицы продукции;
Т – период устойчивого сбыта, лет;
С1 – стоимость исследований и разработок;
С2 – издержки производственно-технического освоения;
С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.
В Республике Беларусь принята и успешно реализуется система организации планирования, финансирования и выполнения научных и научно-технических программ. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы среди основных целей программы формулируется необходимость обеспечения инновационной направленности развития экономики, создание более действенного механизма стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств.
В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. В соответствии с данной программой планируется повысить уровень наукоёмкости производства продукции до 2,5 – 2,9 % (в 2008 г. – 2 %), увеличить удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21% , увеличить объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции- не менее 7950 млн. долларов США. Основная цель программы – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Данные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятия и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему.
Как уже отмечалось, в инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании.
Эффективность инновационной политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность инвестиционных проектов.
Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки.
Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и не могут быть количественно оценены.
Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.
 
 
3.3 Задачи совершенствования инновационной политики
 
 
Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме [11, c. 119].
Достигнутый научный потенциал позволяет Беларуси принимать участие в международном инновационно-технологическом взаимодействии в целях повышения уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий и их выхода на мировой рынок инноваций, наукоемких товаров и услуг.
Средства, выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 4—5 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприят
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.