На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие института интеллектуальной собственности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ђ     
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ” 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории и мировой  экономики 
 
 
 

   Развитие института интеллектуальной собственности в России 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа бакалавра 

Направление подготовки 080100 Экономика 

                                       Дневное отделение 

   Допущено  к защите в ГАК
   Зав. кафедрой     _________ Т.Н. Гоголева
   Студент               _________ Л.Ю. Гатилова
   Руководитель      _________ П.А. Канапухин 

                                    
                                         Воронеж 2010 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 
1. Теоретические основы исследования интеллектуальной собственности

  в России…………………………………………………………………………6
      Понятие и основные элементы интеллектуальной собственности 
как института…………………………………………………………………….6
1.2. Основные подходы к оценке интеллектуальной собственности…….....22
2. Проблемы  развития института интеллектуальной  собственности 
в России………………………………………………………………………...40
2.1. Современное  состояние интеллектуальной собственности  в России.....40
2.2. Направление  совершенствования использования 
интеллектуальной  собственности в Российской экономике………………..54
3.Практические аспекты функционирования института
интеллектуальной собственности в России на микроэкономическом уровне
(на примере ОАО «Концерн «Созвездие»)………………………………….66
3.1. Характеристика ОАО «Концерн «Созвездие» как микроэкономического субъекта-создателя интеллектуальной собственности……………………...66
3.2.Экономический эффект от использования интеллектуальной собственности (на примере ОАО «Концерн «Созвездие»)…………………………………..69
Заключение……………………………………………………………………..79 
Список использованных источников…………………………………………81

Приложение…………………………………………………………………….84 
 
 
 
 
 
 

Введение
             Мировая практика неоспоримо свидетельствует о том, что определяющим условием экономического роста является широкомасштабное создание и применение нового знания, являющегося результатом интеллектуального труда.  Повышение роли последнего в современном обществе предопределено необходимостью удовлетворения многообразных потребностей: в усилении инновационной компоненты общественного воспроизводства, качественном обновлении факторов производства, в увеличении доли наукоемкой продукции, обеспечивающей фирмам относительно более высокую норму прибыли. В России сложилась парадоксальная ситуация: при наличии огромного интеллектуального потенциала, отрасли народного хозяйства  имеют морально устаревшую техническую и технологическую основу, незначительное минимальное число инновационно-активных предприятий. 
    Такое положение объясняется, прежде всего, слабой востребованностью интеллектуальных продуктов и услуг, их неэффективным использованием. Основная причина этого – неразвитость отношений интеллектуальной собственности.
    Очевидно, что превращение  России в динамично  развивающуюся экономическую державу, полноценная реализация интеллектуального  потенциала, как одного из её основных конкурентных преимуществ, необходимость структурно – технологической модернизации предприятий и усиления их инновационной активности требуют разработки концептуальных основ функционирования интеллектуальной собственности в условиях становления отношений рыночного типа. Теоретический анализ объективной основы интеллектуальной собственности, её сущности, особенностей и предпосылок развития в российской экономике выступает как актуальная научная проблема.
    Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических  и практических основ  исследования интеллектуальной собственности в России.
    Реализация  этой цели потребовала решения комплекса  взаимосвязанных задач:
    1)уточнить понятие и основные элементы интеллектуальной собственности;
    2) охарактеризовать основные подходы к исследованию интеллектуальной собственности; 
    3)проанализировать современное состояние интеллектуальной собственности в России.
    4) обосновать направления дальнейшего  развития института интеллектуальной собственности
    Для большинства стран сфера интеллектуальной собственности – основной потенциал  экономического развития. Экономический  рост в мире на три четверти основывается на научно-техническом прогрессе. Объемы международной торговли объектами  интеллектуальной собственности ежегодно возрастают. Государство и субъекты хозяйствования несут огромные убытки от незаконного использования принадлежащей им интеллектуальной собственности. В связи с этим возникает потребность в компенсации этого ущерба. Ужесточение силовых мер государства в данных условиях отходит на второй план, появляется необходимость в качественно новом методе.
    В современном мире, мире информации и новых технологий, в мире в  котором общество и техника развиваются  стремительнейшим образом, защита авторских прав является очень важной проблемой. Ведь каждый ученый, поэт, писатель, программист, музыкант и т.п. стремиться защитить созданный им «продукт» от посягательств на него и присвоения его трудов. Поэтому разработка методов защиты интеллектуальной собственности от хищения и несанкционированного использования является чрезвычайно важным процессом в современном мире.
    Интеллектуальная  собственность является объектом имущества, которым можно не только владеть, пользоваться и распоряжаться, но и (при правильном документальном оформлении и оценке) использовать в уставном капитале, в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальных активов и в качестве объектов коммерческой тайны («ноу-хау»).
    Объектом  исследования выступают интеллектуальные продукты и услуги, а также субъекты, обеспечивающие их воспроизводство.
    Предмет исследования – экономические отношения  по поводу присвоения условий и результатов  интеллектуального производства, обмена и использования интеллектуальных продуктов и услуг.
    Информационной  базой исследования послужили материалы  российской и областной статистики, представленные в периодической  печати, статистические данные Роспатента, обобщенные данные специалистов, изучающих  проблемы интеллектуальной собственности, отчетность предприятия ОАО «Концерн «Созвездие».
    Нормативную базу составили законы РФ, Указы  президента Российской Федерации, Постановления  Правительства, регулирующие отношения  интеллектуальной  собственности  в России.
    В выпускной работе раскрыта экономическая основа и сущность интеллектуальной собственности, выявлены её особенности в российской экономике, что позволило углубить теоретическое представление о природе данного вида собственности, условиях и факторах её развития, роли государства как инициатора и основного субъекта совершенствования отношений интеллектуальной собственности.
    Содержавшиеся в работе теоретические выводы, адресованные органам государственной власти, целесообразно использовать для  выработки стратегии развития конкурентных преимуществ России, в практике совершенствования механизма государственного регулирования отношений интеллектуальной собственности. 
 

        

Глава 1. Теоретические основы исследования интеллектуальной   собственности в России.
1.1.Понятие и основные элементы интеллектуальной собственности  как института.
        Понятие "интеллектуальная собственность" было впервые введено в международные правовые документы в 1967г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества".  
 В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания1.

    Патент (на изобретение, на промышленный образец) – охранный документ, подтверждающий права на изобретение, промышленный образец и удостоверяющий: приоритет; авторство изобретения, промышленного образца; исключительное право на их использование.
    В качестве изобретения охраняется техническое  решение в любой области, относящееся  к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо2.
    Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю3.
    Исключительная  лицензия -  лицензионный договор, по которому передается исключительное право  на использование объекта интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных  договором, с сохранением за лицензиаром  права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.
    Неисключительная  лицензия – лицензионный договор, по которому лицензиар, предоставляя лицензиату права на использование объекта  интеллектуальной собственности, сохраняет  за собой все права, в том числе  и на предоставление лицензий третьим лицам.
    Лицензиар – сторона лицензионного договора, в качестве которой может выступать  патентообладатель, обязующийся в  соответствии с лицензионным договором  предоставить право на использование  охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), за вознаграждение, выплачиваемое лицензиатом.
      Интеллектуальную собственность следует отличать от так называемой промышленной собственности, которая, будучи составной частью первой, характеризуется тем, что ее объекты находят применение в производственной деятельности (изобретения, промышленные образцы и т.д.).
      Промышленная собственность - разновидность интеллектуальной собственности; права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции.
      Объекты «промышленной собственности»  предназначены для творческого решения конкретных, в основном производственных, технико-технологических, художественно-конструкторских задач, связанных с определенным видом производства, они имеют более выраженную адресность. Важно, чтобы в этих объектах были представлены конкретные пути решения таких задач. Например, изобретение как творческое решение технической задачи должно раскрывать его общую схему, принципиальные способы и при этом было осуществимым, т.е. пригодным для использования. В более широком смысле объекты «промышленной собственности» нацелены на решение практических задач в различных областях деятельности, преимущественно на основе применения технических средств.
      В современной литературе собственность  на интеллектуальные продукты  и услуги по-разному определяется и характеризуется в зависимости от методологического подхода. Эти трактовки интеллектуальной собственности, на наш взгляд, можно сгруппировать: 1) институционально-правовая; 2) философско-экономическая; 3) политэкономическая.
      Первый подход наиболее точно отразил В.Г. Зинов4. Он считает, что интеллектуальная собственность - это права на результаты интеллектуальной деятельности в любой сфере. После оформления таких прав возникают объекты интеллектуальной собственности, которые можно использовать на законных основаниях в коммерческом обороте. Пока нет соответствующих документов, интеллектуальная собственность - только образное выражение. В этой позиции отражаются поверхностные формы проявления интеллектуальной собственности.
          Трактовку интеллектуальной собственности как идеального явления духовной деятельности предлагают Н.К. Оконская и А.М. Орехов. Н.К. Оконская считает, что интеллектуальная собственность - «качественно иная форма собственности на свою рабочую силу», противоположная « вещной» (интеллектуальная собственность рассматривается ею в качестве внутренней собственности «духа» человека, как духовная собственность)5.
      Интеллектуальная собственность  как некая идеальная субстанция, « мир идей» также представлена A.M. Ореховым.  Признавая узость юридического подхода к интеллектуальной собственности, А.М. Орехов предлагает расширительную трактовку интеллектуальной собственности, которая им рассматривается как философско-экономический объект: это «владение и распоряжение идеальной (интеллектуальной) субстанцией, т.е. в более конкретном смысле знанием и информацией, или, совсем кратко, знанием»6. Особенность его точки зрения в том, что интеллектуальная собственность - «...это обладание всяким знанием, а не обязательно принципиально новым»7.
      Группа ученых (Э.Л. Абдуллина, Т.М. Лозгачева, Р,С. Лукьянова, ВВ. Орлов, Т.Н. Юдина )8 определяет интеллектуальную собственность как отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности, как присвоение интеллектуальных продуктов.
     Близка к этому подходу позиция М.А. Сажиной, которая делает акцент на моменте материализации творений интеллекта в смысле их внедрения ( при этом формируется «экономическая интеллектуальная собственность»)9. Однако, она неоправданно сужает интеллектуальную собственность, исключая все то, что связано с авторскими правами и произведениями искусства и культуры, называя  их объектами неэкономической сферы. Но экономический оборот, связанный с реализацией  авторских прав значителен и быстро увеличивается в современной экономике, опережая оборот по другим объектам интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы и т.д.).
           Исследование интеллектуальной собственности российскими экономистами отражает традиционные монистические подходы. В соответствии с предложенным нами методологическим подходом к исследованию интеллектуальной собственности считаем необходимым исследовать интеллектуальную собственность как синтез социально-экономических   и   институциональных отношений в их диалектической   взаимосвязи.
          Социально-экономическая сущность   интеллектуальной собственности представляет исторически определенные отношения присвоения интеллектуальных продуктов и услуг как результатов интеллектуального труда.   Интеллектуальная собственность - это определенная форма использования интеллектуального потенциала человека в общественном производстве, реализации интеллектуальных способностей работников с целью создания интеллектуальных продуктов и услуг.
    Следовательно, экономические отношения по поводу интеллектуальной собственности включают отношения по применению интеллектуального труда, высококвалифицированной рабочей силы, имеющей возможности создавать новое знание, интеллектуальные продукты и услуги. Эти отношения детерминированы собственностью на процесс производства, и поэтому их социально-экономическая сущность изменчива.
      В архаичных способах производства, где еще отсутствовали отношения частной собственности, преобладающим был непосредственно-общественный характер присвоения интеллектуальных продуктов (нередко даже авторство создателей оставалось неизвестным). Наиболее распространенным способом присвоения   интеллектуальной  собственности было засекречивание  нового знания.
      В условиях индустриализации промышленного производства, личность работника освобождается от внеэкономической зависимости, в структуре качественных характеристик рабочей силы все большее значение приобретают интеллектуальные способности.
      На первоначальном этапе развития  индустриального способа производства интеллектуальные способности работника в условиях рыночных отношений реализуются преимущественно в форме   найма высококвалифицированных специалистов.
      Как отмечают исследователи, распространение и применение новых знаний в промышленном производстве происходило в Европе в XVII-XIX в.в. с помощью миграции предпринимателей и квалифицированных рабочих, найма работников, знающих технологические секреты работы с новой техникой и способных ее воспроизвести.     И.Е. Артемьев справедливо считает, что «в случае найма квалифицированных рабочих, владеющих секретами производства машин, знания выступают как составная часть товара рабочая сила»10.
      Накопление «человеческого капитала»  открыло возможности широкомасштабного использования творческого потенциала человека для увеличения добавленной стоимости, стало одним из способов создания новой стоимости.
      Интеллектуальная собственность как экономическая категория представляет систему объективно-необходимых, устойчивых отношений между создателями и потребителями интеллектуальных продуктов и услуг. Эти отношения отражают три типа присвоения, характеризующие определенную экономическую форму интеллектуальной собственности. Во-первых, создатель нового знания, используя собственные средства труда, свои интеллектуальные способности монопольно присваивает результаты интеллектуальной деятельности. На этой основе возникает частная (индивидуально-трудовая) форма интеллектуальной собственности. Данный тип присвоения имеет особенности в зависимости от характера и условий создания нового знания.
       В прошлом такой тип присвоения в наиболее развитой экономической и институциональной формах существовал в системе цеховой организации ремесленников. Однако эта система была весьма консервативной из-за стремления как можно дольше продлить с помощью засекречивания период монопольного присвоения.
         В современных условиях новой формой присвоения интеллектуальной собственности становится продажа интеллектуальных продуктов на соответствующих рынках, т.е. их коммерциализация. Как правило, в современной экономике этот тип присвоения имеет место в случае, если интеллектуальная деятельность связана, прежде всего, с абстрактно-аналитической, познавательной работой (формирование гипотез, научных теорий, методик, замыслов художественных произведений и т.д.).
              Во-вторых, интеллектуальная деятельность  осуществляется при отделении условий производства нового знания от работника, т.е. когда средства труда (например, лабораторные установки, приборы, интеллектуальные и информационные технологии и т.д.) ему не принадлежат. Результаты от использования интеллектуальной собственности в основном присваивает владелец средств производства и производимых товаров.
              Наемные работники реализуют  свои способности к труду, в  том числе интеллектуальные, посредством оказания трудовых услуг. Эти услуги в большей или меньшей мере включают создание элементов нового знания, необходимого для осуществления производственного процесса в фирме, корпорации или на предприятий. Это тип нетрудовой частной собственности, основанной на разделенности труда и собственности на условия производства. В данном случае формируется частно-предпринимательская и частно-корпоративная формы интеллектуальной собственности (поскольку их природа однотипна, в дальнейшем эту форму мы будем называть единым термином корпоративная интеллектуальная собственность).
              Корпоративный тип отношений формируется, как правило, там, где для создания нового знания необходимы кооперация множества работников, дорогостоящие средства труда (для проведения экспериментов, моделирования и т.д.), а также значительные финансовые затраты.
        Наиболее масштабно интеллектуальная собственность реализуется в инновационном процессе создания новой продукции и услуг.
    Успешная  коммерциализация новой продукции позволяет получить доход выше (иногда существенно), чем от традиционных, не обладающих новизной товаров. Получаемая таким образом сверхприбыль, - в значительной степени результат использования интеллектуальной собственности (как, тех интеллектуальных продуктов и услуг, которые созданы в процессе производства работниками фирмы, так и купленных предприятием на рынке интеллектуальной собственности).
         В-третьих, создатели нового знания осуществляют кооперацию исследований и разработок на основе коллективной собственности, когда они выступают ассоциированными совладельцами условий производства нового знания. В этой системе отношений доходы от успешной интеллектуальной деятельности создатели получают не только в виде заработной платы, но и посредством владения акциями, т.е. участия в распределении прибылей. Такой способ демократизации присвоения   интеллектуальной   собственности   формирует общую (групповую, коллективную и общественную) форму интеллектуальной собственности.
      Отношения по поводу интеллектуальной собственности целесообразно классифицировать по критерию, характеризующему сферу их действия (возникновения и проявления): во-первых, отношения, возникающие и реализующиеся в сфере производства интеллектуальных продуктов и услуг в рамках фирм, корпораций, учреждений, и представляющие взаимосвязи между собственником условии производства и применения нового знания и наемными работниками; во-вторых, отношения, формирующиеся в обращении объектов интеллектуальной собственности между различными субъектами.
     Субъекты этих отношений интеллектуальной собственности могут быть сгруппированы по характеру присвоения, являющегося критерием, отражающим социально-экономическую сущность интеллектуальной собственности.
        1 .Индивидуальные работники - создатели интеллектуальных продуктов и услуг. Они, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от характера связи с производством конечной продукции, степенью интегрированности в него. Во-первых, работники, труд которых непосредственно не связан с производством и не ориентирован на удовлетворение конкретных производственных потребностей в новом знании. Это относительно обособленные производители интеллектуальных продуктов и услуг, обладающие необходимыми для создания нового знания условиями, главное из которых - высокоразвитый интеллект человека. Их продукты могут представлять частные блага в том случае, если они  конкурентны, исключаемы, обладают потенциалом коммерциализации, или общественные блага, использование которых возможно на коллективной основе, усилиями общества и человечества (научные теории, концепции, духовные ценности и т.д.).   Автор, создавая интеллектуальные продукты и услуги - общественные блага, как правило, реализует интересы неэкономического характера - удовлетворение от процесса познания, общественного признания его заслуг.
      Человек, обладающий    объектами  интеллектуальной собственности,  имеет несколько способов их реализации:
    а)организация  под новую идею собственного производства инновационной продукции и реализация ее на рынке;
    б)продажа  исключительных лицензий на объекты интеллектуальной собственности;
    в)выдача неисключительных лицензий другим субъектам  хозяйствования и производство одновременно с ними.
      Наибольшую выгоду владельцу  интеллектуальной собственности (патента на изобретение, промышленный образец, свидетельства на полезную модель и т.д.) приносит первый путь, когда он сам организует разработку, промышленное освоение и коммерческую реализацию продукции: в этом случае весь доход от применения интеллектуальной собственности получает ее владелец. При продаже лицензий обладатель интеллектуальной собственности (лицензиар) получает лишь часть прибыли от продажи инновационной продукции, производство которой принадлежит покупателю лицензии (лицензиату).  В этом случае затраты   у него   будут минимальные, но и прибыль соответственно меньше, чем в первом случае. Как показывает зарубежная практика, прибыль распределяется между продавцом и покупателем лицензии соответственно в соотношении (10-30 %): (70-90 %).    Это значит, что прибыль продавца при продаже лицензии может быть в 3-9 раз меньше, чем при продаже инновационных товаров11.
    У частных владельцев интеллектуальных продуктов и услуг, как правило, имеется ряд причин, по которым они не могут организовать собственное производство. Тогда лицензирование (продажа прав собственности) - это единственный путь реализации интеллектуальной собственности.
          Причины, вынуждающие реализовывать  интеллектуальную   собственность на основе уступки прав собственности на интеллектуальные продукты следующие: отсутствие финансовых средств и материальной базы для начала своего дела; недостаточность информации о состоянии рынка; большие расходы, связанные с институционализацией, производством, рекламированием и др.
     Обособленные владельцы интеллектуальных продуктов (физические лица) вступают в отношения обмена обычно с предприятиями и корпорациями, как правило, в качестве продавцов прав на использование объектов интеллектуальной й собственности, стремятся максимизировать свой доход, используя фактор концентрации прав собственности. В этих отношениях они приобретают статус независимых товаропроизводителей, реализующих таким образом накопленный ими «человеческий капитал».
    Отношения по поводу созданной на предприятиях интеллектуальной собственности характеризуют систему взаимосвязей между работником и работодателем, детерминированных типом и характером присвоения условий производства инновационных товаров и услуг.  Создание работниками интеллектуальных продуктов обусловлено предоставлением средств (финансовых, материально-технических) работнику.   Особое значение имеет то, что собственник средств производства владеет условиями реализации создаваемых работниками интеллектуальных продуктов и услуг. Поэтому он имеет преимущественное, более выгодное положение для получения большей доли от   их использования.
      Присвоение интеллектуальных продуктов, созданных наемными работниками, и доходов от их использования осуществляется посредством разных систем распределения прав собственности, что зависит от уровня новизны, применимости, в целом от условий коммерциализации результатов интеллектуального труда. В данном случае формируется тип присвоения, когда участниками его являются работник-рационализатор и фирма.
     2.Предприятия и корпорации - частные владельцы интеллектуальных продуктов и услуг: крупные компании, специализированные инновационные предприятия, бесприбыльные организации и учреждения, посреднические фирмы. Среди этих субъектов наиболее значимы крупные компании, осуществляющие масштабные инвестиции в научно-исследовательские работы, маркетинговые исследования и  владеющие условиями реализации результатов интеллектуального труда. Процесс присвоения и получения доходов от корпоративной интеллектуальной собственности осуществляется, во-первых, благодаря созданию новых продуктов и услуг, включающих интеллектуальную собственность, и успешной их реализации по монопольно высоким ценам; во-вторых, посредством продажи части интеллектуальных продуктов, созданных в процессе корпоративных НИОКР, на рынке интеллектуальной собственности и получения за счет этого лицензионных доходов.
    Инновационные фирмы обладают в современной  экономике значительным интеллектуальным потенциалом, создают интеллектуальные продукты и услуги, ориентируясь на конкретные заказы субъектов рынка.  Значительная часть результатов их деятельности - интеллектуальные услуги (консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, информационные, образовательные и т.д.), назначение которых - адаптировать имеющиеся у работников этих фирм знания, прежде всего, к конкретной ситуации.
           Бесприбыльные организации и  учреждения, создаваемые за счет  взносов (в т.ч. в виде интеллектуальной  собственности) спонсоров, выполняют научно-исследовательские работы, в которых заинтересован спонсор. Обычно это разработки, которые признаются в данный момент неперспективными или слишком рискованными.
         Посреднические фирмы возникают,  как правило, в связи с относительным избытком интеллектуальных продуктов, который обусловлен цикличностью развития экономики, низким спросом на интеллектуальные продукты и услуги. Эти фирмы создают банк интеллектуальных продуктов, часть из которых приобретают в собственность. Их основная задача - поиск и подбор пользователей интеллектуальных продуктов и последующая их продажа,
          3. Ассоциированные владельцы интеллектуальных  продуктов и услуг. К ним  относятся различные группы исследователей, образованные в результате стремления  объединить свои усилия для  решения задач, требующих коопераций, как самого процесса создания интеллектуальных продуктов, так и их прибыльного использования. Общая цель, объединяющая людей, - самим получить все выгоды от интеграции интеллектуального потенциала участников группы, которая создает синергетический эффект. Основа такой кооперации - общность индивидуальных целей участников. Отличительная особенность интеллектуальной деятельности в группе - отсутствие властных отношений между участниками, использование социальных связей (семейно-родственных, дружеских и т.д.).
      К этой группе владельцев относятся  и государство. В его учреждениях  и организациях, на государственных  и муниципальных предприятиях  создаются интеллектуальные продукты и услуги за счет бюджетного финансирования. Оно реализует при этом следующие цели: обеспечение национальной безопасности; развитие фундаментальных наук, воспроизводство научных сообществ; создание интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих развитие «человеческого капитала» (прежде всего, в сфере бюджетного образования, здравоохранения, искусства и культуры), как важнейшего фактора экономического развития; стимулирование использования имеющихся в государственной собственности и производимых за счет бюджетных средств   интеллектуальных продуктов различными хозяйствующими субъектами либо на безвозмездной основе, либо на льготных условиях (особенно это важно по интеллектуальным продуктам «двойного назначения», которые могут применяться и в военном, и в гражданском производстве);  воздействие на инвестиции в  «человеческий капитал».
           В современной рыночной экономике  имеется   несколько   социально-экономических  форм интеллектуальной собственности  в зависимости от того, кому  принадлежат условия и результаты  интеллектуального производства: частная -   индивидуально-трудовая и нетрудовая (корпоративная), групповая (коллективная), когда условия и результаты создания интеллектуальных продуктов принадлежат отдельной группе лиц; государственная (федеральная и муниципальная) собственность.
    Частная собственность является преобладающей, составляя фундамент и основу интеллектуальной собственности в экономике. Групповая  собственность на интеллектуальные продукты в большинстве случаев возникает в следствии создания ее несколькими лицами в процессе их сотрудничества и кооперации, невозможности выделения доли каждого из участников. В результате эта собственность предполагает множественность субъектов права собственности и общий объект собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению общей интеллектуальной собственностью, как правило, определяются на основе соглашений между ними.
      Государственная форма собственности  отражает отношения по созданию  и реализации интеллектуальных  продуктов и услуг между государственными  служащими и работниками, работающими  по найму или контракту, и государством, представленным его учреждениями, организациями и предприятиями. Главная особенность этих отношений в том, что внешние условия интеллектуального труда формируются государством (материально-техническая база, финансирование и т,д.).
      Интеллектуальная собственность - это многоуровневая система отношений по поводу присвоения интеллектуальных продуктов и услуг в процессе их производства, обмена, распределения и использования. 
    Интеллектуальная собственность - это материально выраженный результат интеллектуальной деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами - патентами или свидетельствами (промышленная собственность), либо законодательно установленными нормами авторского права.  
      В отличие от обычных товаров  продукты интеллектуальной деятельности, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как интеллектуальные продукты становятся известными обществу, они перестают быть объектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельности. Под исключительными правами понимаются только имущественные права. Сам термин "исключительное право" пришел из Средневековья, когда отдельным лицам в исключение из общего правила предоставлялись некие определенные права. Буржуазная система, провозгласившая всеобщее равенство, отменила само понятие исключительного права, однако в настоящее время применительно к объектам интеллектуальной деятельности оно возродилось.  
     Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим и не исчерпываются. Обладатель права интеллектуальной собственности имеет исключительные полномочия по использованию соответствующего объекта в течение определенного срока, установленного государством. Таким образом, право интеллектуальной собственности является срочным правом. Сроки, в течение которых действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, различаются в зависимости от конкретного вида объекта интеллектуальной собственности или средства индивидуализации. Устанавливаются они Гражданским Кодексом или специальным законодательством, регулирующим отдельные виды указанных объектов. После истечения определенного срока, установленного в законодательстве, они становятся общественным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правообладателя и уплаты соответствующего вознаграждения. При этом обязательно должны соблюдаться личные неимущественные права создателей объектов интеллектуальной собственности, которые являются неотчуждаемыми и действуют бессрочно
     Необходимо отметить также то обстоятельство, что результаты творческой деятельности не могут быть ограничены государственными границами: известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, а в то же время иностранные объекты интеллектуальной собственности активно употребляются в России. Негативным последствием такой "безграничности" стало широкое распространение пиратства, т.е. неправомерного использования охраняемых правом объектов интеллектуальной деятельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизуальных произведений).  
    Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены физической амортизации, однако возможен их моральный износ. При этом следует иметь в виду, что для отдельных видов объектов интеллектуальной собственности возможно и физическое старение. В частности, произведения живописи могут физически устаревать с течением времени, однако при этом моральному износу они не будут подвергаться, а денежная стоимость их может только расти.     

    Другой  вопрос, связанный со сложностью реализации института интеллектуальной собственности  в России, это вопрос о невозможности  объективной оценки эффективности  интеллектуального продукта, а соответственно его рыночной стоимости и цены.
    Интеллектуальная  собственность осуществляется с  помощью системы временных монопольных правомочий владельца, которые имеют ограниченный срок. В конечном итоге, рано или поздно, что зависит от особенностей законодательства стран, объекты интеллектуальной собственности теряют свой статус частных благ и становятся общим достоянием для разнообразного, в том числе и коммерческого использования.
         Конструкция монопольного права,  характеризующая экономико-правовую  природу интеллектуальной собственности, формируется под воздействием как объективных причин, так и субъективных факторов. Объективным является то, что интеллектуальная собственность основывается на интеллектуальном труде, определенных затратах, создании интеллектуальных продуктов и услуг, на которые постоянно возрастает спрос, в результате чего интеллектуальная собственность приобретает высокую ценность в современной экономике. Субъективные тенденции в развитии интеллектуальной собственности обусловлены воздействием государства, регулирующим круг объектов интеллектуальной собственности и сроки монопольного владения, и тем самым создающего систему стимулирования работников и хозяйствующих субъектов с целью обеспечить побудительные мотивы, необходимые для роста производства и последующего эффективного использования интеллектуальных продуктов и услуг, их расширенного воспроизводства. Благодаря механизму монополизации прав интеллектуальной собственности интеллектуальные продукты приобретают «эксклюзивный» характер, свойства редкости, конкурентности. Монопольное право частной собственности на интеллектуальные продукты и услуги создает эффект редкости, ограниченности, и тем самым формирует необходимые условия и предпосылки для конкурентной борьбы за право обладания объектом интеллектуальной собственности.  Это способствует появлению эффективного собственника интеллектуального продукта (услуги), который имеет экономический интерес и возможность наилучшим образом распорядиться им в течение определенного времени.
    В экономике рыночного типа, в условиях развивающегося процесса развивающегося процесса индустриализации объективно потребовалась и была осознана необходимость большей определенности в закреплении и защите прав собственности. Это способствует созданию устойчивой экономической среды, формированию рынка интеллектуальной собственности, уменьшает неопределенность и создает у хозяйствующих субъектов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате использования интеллектуальных продуктов и ус луг. Спецификация прав собственности осуществляется до того предела, когда выигрыш от нее не будет уравновешен соответствующими издержками - такова основная закономерность институциональных изменений, развития института интеллектуальной собственности.
    1.2. Основные подходы  к оценке интеллектуальной  собственности.
    На сегодняшний  день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или  иного подхода к оценке зависит  от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.
    Основные  подходы оценки интеллектуальной собственности.
    Рыночный подход: метод сравнения продаж ОИС;
    Затратный подход: метод стоимости замещения;
                                          метод восстановительной стоимости;
                                          метод исходных затрат;
    Доходный подход: метод расчета роялти
                                          метод DCF
                                          метод прямой капитализации
                                          метод избыточной прибыли
                                          экспертные методы.
    При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
    Двумя наиболее распространенными источниками  данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы. Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.
    Когда для обеспечения ориентиров при  определении величины стоимости  используются предыдущие сделки в отношении  предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.
    Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и  анализе сделок по продаже являются следующие:
    Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.
    Существование каких-либо специальных условий  и соглашений о финансировании.
    Экономические условия, которые существовали на соответствующем  вторичном рынке во время сделки по продаже.
    Отрасль или бизнес, где использовался (или  будет использоваться) неосязаемый  актив.
    Физические  характеристики ОИС.
    Функциональные  характеристики ОИС.
    Технологические характеристики ОИС.
    Включение других нематериальных активов в  сделку.
    Для определения  диапазона рыночной цены ОИС выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.
    Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице 1.
    Верхняя граница  цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
    Таким образом, в процессе определения  цены существуют:
    две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
    две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
    Предполагается, что патентообладатель и конкурент  для переговоров находят частично совпадающее пространство между  соответствующими оценками.
    Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект – аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.   
 
 

    Основные этапы расчета нижней границы12.
    Таблица 1.
этапа
    Расчет  растущего рынка     Расчет  для поделенного  рынка
     1     Минимальная оценка ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя  через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя  на растущем рынке, где патенто- обладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии.     Так как  возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при  отказе от исключительности, обеспечи- ваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патенто- обладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования.
    2     Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.)      
    3     При анализе  дохода патенто - обладателя учитываются  издержки на дополнительные производные  мощности, которые потребуются при  отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка.     Учет изменений  производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт.

      
    Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.
    К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность - в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие - научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей.
    Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС:
    Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
    Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. 
    Метод исходных затрат заключается в суммировании  исторических (первоначальных) затраты, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.
    При оценке следует учитывать все  существенные расходы, среди которых  такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции - логотипа, лицензий, сертификатов и т. д. Оценщику необходимо выявить и отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания – физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.
    При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод. Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода. Могут использоваться следующие методы оценки:
    Метод дисконтированного денежного потока (DCF).
    2)Метод прямой капитализации (превышение поступлений над затратами), которая может извлекаться из неосязаемого актива и которая может возникать, в частности, за счет надбавки к цене, снижения затрат или эффекта масштаба.
    3) Расчет стоимости роялти или арендной платы, которые пользователь неосязаемого актива должен был бы в ином случае выплачивать законному собственнику неосязаемого актива.
    4) Метод избыточной прибыли. 
    5) Метод экспертной оценки.
    В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow - DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС – экономического или юридического. Срок полезной службы – это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться оценщиком с учетом следующих факторов:
    Остающийся юридический срок службы.
    Остающийся срок по контракту.
    Остающийся физический срок службы.
    Остающийся технологический срок службы.
    Остающийся функциональный срок службы.
    Остающийся экономический срок службы.
    Дисконтированный  денежный поток - DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:
    Мn= CF1 /(1+i) + CF2 /(1+i)2 + CF3 /(1+i)3 + … + CFn /(1+i)n = S  CFt /(1+i) t13
    Где: CFt – поток выгод (денежный поток) в году t  от использования объекта оценки.
    Mn – сумма (стоимость) ОИС через n лет.
    Mn = M0 (1+i) n          M0 = Мn /(1+i )
    Где: M0–начальная сумма, i–ставка ссудного процента (ставка дисконтирования). 
      Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).
    В качестве нормы дисконтирования может  быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном использовании средств на создание, производство и реализацию продукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования.
    Зарубежный  опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям.
    В ведущих  странах доходность по государственным облигациям колеблется в пределах от 5% (Швейцария) до 15% (Италия, Португалия) годовых14. Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем риск, определенный для осязаемых активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования или капитализации, используемые для конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса.
    Если  исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его  скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу:
    Мn= CF0 /rk                                         
    Где:
    CF0 – средний доход по истечении каждого года;
    rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
    Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.
    Ставка  роялти (R) (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя). Представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара Прл-ра) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору (Ц).
    Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя. Цена (Ц) производства и реализации продукции (услуг) по лицензионному договору или договору коммерческой концессии в дальнейшем (договору) может быть представлена как сумма себестоимости производства и реализации продукции по договору (С) и общей прибыли (Пробщ), получаемой от производства и реализации новой продукции:
             Ц = С + Пробщ15                                                                  
    Общую прибыль (Пробщ), получаемую от производства и реализации продукции (услуг) по договору, можно выразить как сумму базовой прибыли (Прбаз.), ранее получаемой на предприятии при использовании имеющихся в наличии основных и оборотных средств, и дополнительной прибыли (Прдоп.), дополнительно получаемой от использования новых технологий, выпуска и реализации продукции, полученных по договору.
      Пробщ = Прбаз. + Прдоп.                                                       
    Исходя  из концепции справедливого распределения  расходов и доходов, дополнительную прибыль (Прдоп) можно представить как сумму прибыли правообладателя (Прл-ра) и дополнительной прибыли пользователя 
    (Прп-ля): Прдоп = Прл-ра + Прп-ля                                                     
    Величину  прибыли  лицензиара (Прл-ра) можно выразить также через часть (долю) (Д) от дополнительной прибыли (Прдоп), дополнительно получаемой от производства и реализации продукции (услуг) следующей формулой:
    Прл-ра = Прдоп * Д                                           
    Где: Д - доля (часть) прибыли лицензиара (Прл-ра) в общем объеме дополнительной прибыли (Пробщ) от производства и реализации продукции (услуг) по договору Прдоп .
    Д = Прл-ра / Прдоп                                                                      
    Общую рентабельность промышленного производства и реализации продукции (услуг) по договору (Рентобщ.) можно определить как отношение величины общей прибыли (Пробщ) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору (С) по формуле16:
                         Рентобщ. =            Пробщ     ————— 
              С


    Уровень базовой рентабельности ( Рентбаз. ) (то есть рентабельности по базовой прибыли (Прбаз.)) можно определить как отношение величины базовой прибыли (Прбаз.) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору  (С) по формуле:
                          Рентбаз. =      Прбаз.  
—————  
     С

    Соответственно, уровень дополнительной рентабельности (Рентдоп.) (то есть рентабельности по дополнительной прибыли (Прдоп)) можно определить как отношение величины дополнительной прибыли (Прдоп) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору (С) по формуле:
                          Рентдоп. =    Прдоп 
————— 
    С

    По  определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой  отношение величины отчислений в  пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой17:
                                       R =     Прл-ра 
—————— 
      Ц

    Таким образом, численное значение величины ставки роялти периодических отчислений по договору можно рассчитать как отношение произведения дополнительной рентабельности (Рентдоп.) или, соответственно, разности общей рентабельности (Рентобщ) и базовой рентабельности (Рентбаз.) , и доли правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции по договору к сумме единицы и значения общей рентабельности (Рентобщ.) производства и реализации продукции (услуг) по договору (1 + Рентобщ. ).
    Анализ  функциональных зависимостей показывает, что величина ставки роялти, то есть процента периодических отчислений в пользу правообладателя будет тем больше, чем больше дополнительная прибыль (Прдоп.) и, соответственно, чем больше дополнительная рентабельность (Рентдоп.) или, соответственно, больше разность общей рентабельности (Рентобщ.) и базовой рентабельности (Рентбаз.).
    Следовательно, сумма периодических отчислений в пользу правообладателя должна быть тем меньше, чем меньше дополнительная прибыль (Прдоп.) или, чем меньше дополнительная рентабельность (Рентдоп.). При отсутствии дополнительной прибыли (Прдоп.) ставка роялти равна нулю, то есть отчислений правообладателю не причитается.  В свою очередь, чем больше будет вклад правообладателя в подготовку и обеспечение эффективного функционирования бизнеса по договору, тем, соответственно, больше должна быть доля правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по договору.
    В том частном случае, когда организуется новое предприятие полностью  за счет средств правообладателя, вся общая прибыль (Пробщ.) подлежит распределению между правообладателем и пользователем, а вся дополнительная прибыль (Прдоп.) будет равна общей прибыли (Пробщ.), а соответственно, может быть представлена в виде, совпадающем с ранее выведенной формулой для расчета ставок роялти для лицензионных соглашений18:
                                  R =   Рентобщ.*Д  
——————— 
(1 + Рент
общ. )

    Простое арифметическое преобразование позволяет  произвести расчет доли правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по договору в зависимости от соотношения ставки роялти (R), общей рентабельности (Рент общ.) и дополнительной рентабельности (Рент доп.) по формуле:
                    Д = R*(1+Рентобщ.)  
——————————— 
    Рент
доп.

    На  практике применяют следующие методы определения роялти:
    определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее
     заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов    лицензии;
    определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
    Ставка  роялти колеблется, как правило, в  пределах 1-12%. Наиболее часто она  устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так,  для  фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%19.
    Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства – увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.