На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственно-правовое развитие РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Первый  конституционный акт в России - Основные государственные законы Российской Империи - по сравнению с  другими европейскими странами был  принят довольно поздно - в начале XX в. Объясняется это многими причинами: сильными традициями абсолютной монархии - самодержавия, неразвитостью гражданского общества, слабым экономическим развитием. Парадоксальным также является тот факт, что еще в первой половине XIX в. конституции были дарованы Александром I Польше и Финляндии, подвластным России, а сама метрополия конституции не имела. Однако история конституционализма в России началась значительно раньше. Под конституционализмом следует понимать теоретические взгляды о конституции как об основном законе государства, о представительных (парламентских) учреждениях, о правах и свободах человека и гражданина, общественное мнение о конституции, ее желательности или нежелательности, конституционные проекты, разрабатываемые государственными органами либо политическими партиями и группировками, учеными. Вопрос о принятии современной российской Конституции (1993 г.) встал еще на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия. И лишь в мае 1993 г. проект Конституции РФ, разработанный этой комиссией, был официально опубликован. В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и прежде всего власти Президента РФ.
     Тема  данной контрольной работы актуальна потому, что Конституция для России сегодня имеет очень большое значение. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею.
     Объект  работы – составляющие теории конституционного права.
     Предмет работы – Конституция РФ 1993 года.
     Цель  работы – изучить государственно-правовое развитие РФ на основе Конституции РФ.
     Задачи  работы:
     1. рассмотреть Конституцию и конституционный строй как норму устройства и управления федеративного Российского государства;
     2.   рассмотреть Конституцию о Субъектах РФ;
     3.   рассмотреть принцип единства государственной власти;
     4.   рассмотреть нормы о гражданстве РФ;
     5. проанализировать различие между  понятиями «конституционные основы»  и «конституционный строй»;
     6.  охарактеризовать основные принципы построения РФ.
     Методы  исследования: описательный, сравнения, анализа и синтеза, системный  подход.
     Для написания данной работы была использована Конституция РФ.
     Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
     Данная  работа содержит: введение, главу 1, 2, подразделы раскрывающие понятие, сущность, принципы государственно-правового развития РФ на основе Конституции РФ. 

     Глава 1. Становление и развитие Российской Федерации 

     В перестроечный период начался процесс  демократического реформирования РСФСР в составе Советской федерации. После распада Союза ССР стратегическим направлением этого процесса является реформирование Российской Федерации на основе максимально полного осуществления принципа разделения властей, возможной децентрализации управления и укрепления вертикали власти, оптимального разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, обеспечения фактического равноправия республик, краев, областей и автономных образований
     Исходные принципы политико-правовой природы Российской Федерации на современном этапе ее развития определены в главах Конституции Российской Федерации: «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство».1 

     1.1. Конституция РФ
     Понятие «конституционный строй» — производное от понятия «конституция». В государственно-правовой науке конституция рассматривается как основной закон государства, закрепляющий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, формы правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов, государственную символику и столицу.
     Конституция — наивысшая правовая форма, в  которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти.2
     А конституционный строй — это  система социально-экономических  и политических отношений, устанавливаемых  и охраняемых конституцией и другими  конституционно-правовыми актами определенного государства. Необходимыми признаками конституционного строя являются народный суверенитет, разделение властей, приоритет общественных прав и свобод человека и гражданина, другие демократические принципы организации общества и государства.3
     Исходя  из общепризнанных в государственно-правовой науке определений «конституция»  и «конституционный строй», в первом разделе Конституции Российской Федерации устанавливаются основополагающие нормы устройства и управления федеративного  Российского государства.
     В ст. 1 Конституции провозглашается: «Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления». Из данного положения  следует, что ядром конституционного строя Российской Федерации является федеративное устройство государства, основанное на требованиях его демократической и правовой организации.
     Содержание  такой организации Российской Федерации  конкретизируется в последующих  статьях Конституции. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции демократический характер Российского федеративного государства проявляется в том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В ч. 2 этой статьи раскрывается механизм осуществления народом своей власти: «непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
     Демократические основы Российской Федерации закреплены также в других статьях Конституции (ст. 2, 6, 10 и др.), которые являются незыблемыми на уровне федерации и всех ее субъектов.
     Основными признаками правового федеративного  государства являются: верховенство закона во всех сферах общественной и  государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение  ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности; обязательность закона для гражданина и государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; обязательность официального опубликования закона; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законности; согласование правовой системы Российской Федерации с принципами и нормами международного права и признание примата последних.
     Важными составными частями основ конституционного строя государства являются: его суверенитет; территориальное устройство; гражданство; разделение властей; определение порядка создания и деятельности общественных объединений; установление юридической силы конституции и законов.
     Установления  Конституции Российской Федерации по этим вопросам в своей основе соответствуют принципам федерализма, требованиям организации и функционирования федеративного государства.
     В ст. 4 Конституции Российской Федерации  устанавливается: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1); Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2); Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3). Установление Конституции о суверенитете Российской Федерации нашло развитие и конкретизацию в других ее положениях.4
       Так, в преамбуле Конституции  провозглашается сохранение исторически  сложившегося государственного  единства Российской Федерации;  в ч. 2 ст. 6 — обладание гражданами всеми правами, свободами и обязанностями на всей ее территории; в п. «б» ст. 71 — нахождение в ведении Российской Федерации вопросов федеративного устройства и др.
     Существенным  проявлением суверенитета Российской Федерации является верховенство на всей ее территории Конституции и федеральных законов. Однако правовая сила (уровень верховенства) Конституции и федеральных законов неодинаковы, хотя они и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы же, в том числе федеральные, как и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15), кроме того, их принятие и опубликование необходимо проводить в установленном Конституцией порядке (ч. 3 ст. 15 и др.). Таким образом, речь идет о верховенстве прежде всего Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов, соответствующих Конституции. Акты, не соответствующие Конституции Российской Федерации, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией Российской Федерации и законом исполнению подлежит Конституция. Это — важнейшее выражение ее верховенства.
     Противоречие  между федеральным законом, соответствующим Конституции, и противоречащим этому закону актом меньшей юридической силы (указом Президента, актом Правительства и т. п.) решается в пользу федерального закона. Противоречие между федеральным законом и законом или иным нормативным актом субъекта Российской Федерации решается в зависимости от конституционного и договорного распределения предметов ведения и функций между Российской Федерацией и ее субъектом (ч. 3 ст. 11, ст. 71—73). Это значит, что если данный вопрос Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором или иным договором между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации отнесен к предметам ведения и полномочиям Российской Федерации, действует федеральный закон. Но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, в которых субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов (ч. 4 ст. 76), действует акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76).
     Суверенитет Российской Федерации, верховенство ее Конституции и соответствующих  ей федеральных законов особенно важны в связи с ее провозглашением  федеративным, демократическим, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления. Это требует точного разграничения предметов ведения и полномочий между двумя конституционными уровнями государственной структуры (Федерацией и ее субъектами), а также между органами местного самоуправления и гибкой системы их согласования. Реализация принципов конституционного строя, статуса человека и гражданина, устройства гражданского общества и государства требует не только совершенствования федерального законодательства, но и преодоления еще сохраняющейся недостаточной согласованности Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Федерации. 

     1.2. Конституция о Субъектах РФ
     В системе основ конституционного строя Российской Федерации важное место занимают установления Конституции о субъектах Российской Федерации. Часть 1 ст. 5 Конституции гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».
     Понятие «субъект Российской Федерации» впервые  появилось в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., и подчеркивает определенную общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эта общность подтверждается положением Конституции о равноправии субъектов Федерации между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).
     Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66).
     Конституционное положение об атрибуте государственности республик было зафиксировано в начале 90-х годов. В указанном качестве она наделена правом иметь свою конституцию, что, впрочем, признавалось и прежними конституциями России. Однако в отличие от Конституции 1937 г. (п. «б» ст. 19), которая исходила из того, что конституция республики утверждается федеральными органами государственной власти, ныне ни регистрация, ни утверждение принятых республиками конституций не предусматриваются, равно как и обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации — прерогатива не законодательных органов федерации, что предполагала Конституция 1978 г. (п. 2 ст. 72; п. 4 ст. 115), а специализированного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации (ч.2 ст. 125 Конституции 1993 г.).
     Названные в рассматриваемой части атрибуты государственности республики не являются исчерпывающими. К ним можно отнести  также образуемые ими органы государственной  власти, принятие государственных законов, установленные государственные языки, территорию. Кроме того, каждая из республик, согласно принятым ими конституциям, имеет герб, флаг, гимн, собственную столицу, а также гражданство.
     Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ  в основном обладают теми же по значению элементами государственности, что и республика. Они на равных с республиками условиях принимают устав -конституционный правовой акт, образуют собственные органы государственной власти, издают законы, и, соответственно, у них складывается собственное законодательство, они вправе иметь свою столицу и свои символы — герб, флаг, гимн.
     Положения уставов и конституций субъектов  Федерации по проблемам государственности  и иным вопросам должны соответствовать  федеральной Конституции. К основам конституционного строя Российской Федерации относится ее государственная целостность. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором: обеспечиваются целостность и неприкосновенность его территории; существует единое гражданство; гарантируются единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы; устанавливается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе Российской Федерации; отсутствует, как и в других существующих федеративных государствах, право выхода субъектов из Российской Федерации (ст. 4, 6, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др.).
     Государственная целостность и ее составляющие —  определяющая предпосылка нормального  функционирования государства. Она  является также, как подчеркивалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике,5 важным условием равного правового статуса всех граждан независимо от их места проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод. 

     1.3. Принцип единства государственной власти
     В качестве важной основы конституционного строя Конституция РФ закрепляет принцип единства системы государственной  власти. Он является логичным следствием того, что единый источник власти в Российской Федерации, согласно Конституции, - ее многонациональный народ. Этот принцип гарантирует целостность России и ее суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.

     Реализация  данного принципа по горизонтали  выражается в том, что федеральные  органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, действуя в духе разделения властей как самостоятельные органы, одновременно выступают в качестве единой государственной власти, соответственно, федеральной и субъекта Федерации. Это достигается единством ключевых принципов функционирования, производностью полномочий от тех, которыми обладают Федерация или ее субъект, наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы данного уровня, сообразно своим функциям, в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их осуществлении; политика и законы отражают общую позицию единой государственной власти.

     В вертикальном срезе единство системы  государственной власти проявляется  в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных  органов государственной власти. Оно требует, чтобы субъекты Российской Федерации «в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, ориентировались на общие принципы и формы деятельности. Это единство обеспечивает: особое построение Федерального Собрания, где одна из палат — Совет Федерации — формируется из представителей от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции); верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов (ч. 2 ст. 4); издание федеральных правовых актов, устанавливающих общие принципы организации и деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (ч.1 ст. 77); деятельность Президента Российской Федерации как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80); осуществление федеральными органами государственной власти координационных полномочий; судебный контроль (ст. 46, 125); единую систему органов прокуратуры (ст. 129) и т.д.

     Федеративное  устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В этом заключается принцип разделения властей по вертикали, последовательная реализация которого гарантирует необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных границах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Без такого разделения властей нет федерации.
     Разграничение предметов ведения и полномочий между названными органами государственной  власти производно от разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71—73). Оно осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а в системе исполнительной власти — также с помощью соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Федеральным законом устанавливаются полномочия органов государственной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
     Одним из основополагающих принципов конституционного строя и, соответственно, федеративного устройства Российской Федерации является равноправие ее народов (ст. 3, 6, 17, 19, 27, 28, 68 и др.). Конституция определяет данный принцип как общепризнанный. Применительно к России, где проживает свыше 100 народов, он имеет особое значение.
     Равноправие народов находит свое проявление в том, что независимо от численности  и других характеристик каждый из них имеет право на самоопределение, использование земли и других природных ресурсов как основы жизни  и деятельности, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, поддержку со стороны Российской Федерации, в ведении которой находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития России. Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления индивидуальных прав и свобод человека и гражданина.
     Признание равноправия народов не исключает  особого внимания со стороны государства  к их определенным группам, которые в силу разных причин являются наименее защищенными и легко уязвимыми. К таковым Конституция Российской Федерации относит национальные меньшинства и малочисленные народы. Забота о них, предоставление особых прав и гарантий согласуются с международно-правовыми нормами (ст. 69).
     Федеративное  устройство Российской Федерации опирается  на принцип самоопределения народов, провозглашенный в соответствии с международными нормами в преамбуле  и ч. 3 ст. 5 Конституции. Реализация этого  принципа обеспечивается в пределах Российской Федерации без права субъектов на выход из ее состава.
     В заключительной части ст. 5 Конституции  Российской Федерации конкретизируется положение о равноправии ее субъектов. Суть его состоит в том, что, во-первых, независимо от конституционного статуса субъектов Федерации они обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах и, во-вторых, каждый из них вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, входящих в состав, края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений также определяются Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 95; ст. 104; ч. 2, 5 ст. 125; ст. 134, 135, 136 и др.), Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе исполнительной власти и федеральными законами. 

     1.4. Гражданство РФ
     Провозглашая  приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же главе (гл. 1) устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. Часть 1 ст. 6 Конституции устанавливает: «Гражданство Российской Федерации приобретаемся и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения».
     Конституционные нормы о гражданстве действуют  в единстве с конкретизирующими  их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а п. «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства Российской Федерации на Президента Российской Федерации. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и 6 февраля 1995 г. Нормы о гражданстве содержатся также и в конституциях республик, Семейном кодексе, ряде других актов, а также в международных договорах Российской Федерации.
     Федеративное  устройство России, наличие в ее составе республик-государств обусловливает  существование наряду с гражданством Российской Федерации гражданства  республик. В связи с этим принцип  единого гражданства приобретает особую значимость. Он конкретизирован в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве и означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики (ч. 2 ст. 22 Закона).
     Наличие у лица гражданства Российской Федерации  и гражданства республики не означает, что оно имеет двойное гражданство. Это — два уровня правовых связей человека в рамках единого гражданства: с федеративным государством и с его субъектом. Не может быть такого положения, когда гражданин субъекта не является одновременно гражданином Российской Федерации. Противоречило бы федеральной Конституции и установление республиканскими актами каких-либо условий приобретения гражданином Российской Федерации гражданства республики кроме постоянного проживания на ее территории.
     Между тем вопреки конституционным  установлениям имеется неопределенность в соотношении федеральной и республиканской регламентации вопросов гражданства. Особенно наглядно это проявилось в Договоре Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Статья IV Договора относит к ведению Федерации и ее органов «гражданство в Российской Федерации» (что соответствует ст. 71 федеральной Конституции), ст. III — к совместному ведению органов власти Федерации и Республики Татарстан «общие и коллизионные вопросы гражданства», а ст. II — к исключительному ведению республики «вопросы республиканского гражданства»6.
     Отнесение ст.71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Федерации «гражданства в Российской Федерации» (п. «в»), а не только вопросов «гражданства Российской Федерации», означает, что Федерация регламентирует как федеральное гражданство, так и обязательные для субъектов Федерации общие правила, касающиеся гражданства. В то же время в конституциях большинства республик установлено, что гражданство республики приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом, т. е. считается вопросом исключительного ведения республики. Все это создает возможность подрыва республиканскими актами принципа единства гражданства в федеративном государстве, а в совокупности с несоответствием отдельных положений конституций (уставов) и законов субъектов Федерации федеральной Конституции ведет к расшатыванию конституционного строя Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. принципы построения РФ 

     2.1. Конституционный строй и конституционные основы РФ
     Решение проблем федерализма, обусловленных  историей и традициями России, — это в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.