На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ учета ТМЦ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

       Содержание
 

       Введение
      Материалы представляют собой одну из составных  частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности. Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.
      Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.
      Анализ  этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Материальные запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. В этом и заключается актуальность данной темы курсовой работы.
      Цель  курсовой работы – анализ учета  и движения материальных ценностей  и контроля за их использованием в  ГОУ НПО «Профессиональное училище  №28». Объект исследования - учет и движение материальных ценностей,  контроль за их использованием на данном предприятии.
      Задачи  курсовой работы:
    рассмотреть понятие материальных ценностей, их классификацию и задачи учета,
    рассмотреть оценку материальных ценностей,
    проанализировать нормативно-законодательную базу по оценке и учету материальных ценностей,
    кратко охарактеризовать предприятие ГОУ НПО «Профессиональное училище №28»,
    проанализировать документальное оформление движения материалов на предприятии, учет материальных ценностей на складе и в бухгалтерии ,
    рассмотреть синтетический учет движения материалов, контроль за состоянием и рациональным использованием материалов,
    дать рекомендации по совершенствованию учета материалов и контроля за их использованием.
      Цель  и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты материальных ценностей и их оценки. Во второй главе проанализирована организация учета материальных ценностей в ГОУ НПО «Профессиональное училище №28». В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию учета материалов и контроля за их использованием в ГОУ НПО «Профессиональное училище №28».
      В курсовой работе использованы законодательно-нормативные  акты, учебные пособия таких авторов  как Кондраков Н.П., Козлова Е.П., безруких П.С., а также статьи из журналов.
 

       Глава 1. Общая  характеристика материальных ценностей
      1.1. Понятие материальных  ценностей, их  классификация и  задачи учета
      Материалы - часть имущества:
      а) используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;
      б) используемая для управленческих нужд организации.
      Из  этого определения следует, что  материалы используются в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
      Для правильной организации учета материалов важное значение имеют научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета.
      В зависимости от назначения материалы, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, а также для управленческих нужд, подразделяются на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части.
      Сырье и основные материалы - это те предметы труда, из которых изготовляют продукт, они образуют материальную (вещественную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок. скот, молоко и т. п.). а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и т. п.).
      Вспомогательными называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (лук, перец и прочие специи в колбасном производстве, которые воздействуют на сырье и придают изделию специфические свойства, смазочные, обтирочные материалы и т. п.).
      Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит  условный характер и нередко зависит  лишь от количества материала, использованного на производство типичных видов продукции.
      Покупные  полуфабрикаты — это материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой проекцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т. е. составляют ее материальную основу.
      Возвратные  отходы производства — это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т. п.).
      Из  группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и  тарные материалы, запасные части.
      Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
      Тару  и тарные материалы составляют предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (ящики, коробки, мешки и т. д.).
      Запасные  части используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.
      Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делятся на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
      Указанные классификации материалов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.
      Данные  бухгалтерского учета должны содержать  информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм (расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности.
      Основные  задачи бухгалтерского учета в этой области:
    контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
    правильное и своевременное документирование всех операций но движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
    систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация;
    своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
      1.2. Оценка материальных  ценностей
      Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
      Фактическими  затратами на приобретение материалов могут быть:
      суммы, уплачиваемые в соответствии с договором  поставщику
      (продавцу);
      суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуга, связанные  с приобретением материалов;
      таможенные пошлины и иные платежи;
      невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с  приобретением единицы материалов;
      вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;
      затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;
      иные  затраты, непосредственно связанные  с приобретением материалов.
      Не  включаются в фактические затраты  на приобретение материалов общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.
      Затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
      Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных  с производством данных материалов.
      Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
      Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а материалов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), — исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе этой организации.
      Материалы, на которые цена в течение года снизилась либо они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском  балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.
      Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся  в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
      Оценка  материалов, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной  валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.
      Материальные  ценности отражают на синтетических  счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) щи учетным ценам. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляют лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным пенам — по средним покупным ценам. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. С появлением компьютеров и электронной маркировки расширяются возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов материалов.
      Планом  счетов бухгалтерского учета разрешается осуществлять синтетический учет материалов на счете Материалов  по учетным ценам, в качестве которых используются плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетическом счете Отклонения в стоимости материалов.
      При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов:
      по себестоимости каждой единицы;
      по средней себестоимости;
      по себестоимости первых по времени приобретений запасов (метод ФИФО);
      по себестоимости последних по времени приобретений запасов (метод ЛИФО).
      Применение  одного из методов по конкретному  наименованию производится в течение отчетного года.
      По  себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Например, на перерабатывающих предприятиях определяют себестоимость каждого вида переработанного скота (крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней).
      Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.  
      Этот  способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца — соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
      При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии, и т. д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
      При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход. При этом правиле вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т. д.
      Применение  указанных методов оценки материалов ориентирует организации на постановку аналитического учета материалов по отдельным по времени поступлениям (партиям) (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя формулу               
                                              Р = Он + П – Ок,                                                          
      где Р - стоимость израсходованных материалов;
      Он  и Ок — стоимость начального и конечного остатков материалов;
      П - стоимость поступивших в течение отчетного месяца материалов. Наряду с определением учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номенклатурный номер.
      Для упрощения текста вместо слов «первые  по времени приобретения - первые по времени списания в производство» употребляются слова «первая партия на приход — первая в расход». 
 

     1.3. Нормативно-законодательная  база
      Учет  материальных ценностей регламентируется Стандартами бухгалтерского учета  и Методическими рекомендациями к ним.
      Организация учета материальных ценностей регулируется следующими нормативными актами: Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также другими нормативными актами.
      Основные  нормы по учету материальных ценностей  приведены в ПБУ 5/01.
      В ПБУ 5/01 дана трактовка единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов: ею является «номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и (или) однородных групп (видов), партия, однородная группа и т. п.». Такая трактовка единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов отвечает требованиям практики.
      Согласно  п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (далее - МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Пунктом 12 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость принадлежащих организации МПЗ, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
 

       Глава 2. Организация  учета материальных ценностей в «ГОУ НПО «Профессиональное  училище №28»
      2.1. Краткая характеристика  предприятия
      Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище №28» г.Березники Пермского края является учреждением начального профессионального образования, созданным с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности, согласно перечню профессий начального профессионального образования. Форма собственности предприятия – государственная областная (краевая).
      Основными задачами учреждения являются:
        создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии соответствующего уровня квалификации, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии,
        удовлетворение потребности общества в квалифицированных рабочих кадрах с начальным профессиональным образованием,
        организация и проведение методических и творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и незанятого населения,
        распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
 
 
 
      Таблица 1. Финансово-экономические  показатели предприятия  за 2004-2005 гг.
  2004 2005 Отклонение
Выручка от основной деятельности 2315 2402121 +2399806
Себестоимость товаров и услуг 2285 2472821 +2470536
Валовая прибыль 30 -70700 -70670
Прибыль от продаж 30 -70700 -70670
Чистая  прибыль 30 -70700 -70670

      Таким образом, по сравнению с 2004 годом в 2005 году наблюдается рост выручки от основной деятельности при одновременном росте себестоимости работ и услуг,  по величине превышающем выручку. За счет этого на предприятии образуются убытки.
      На  предприятии бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером (рис. 1).
      На  бухгалтерию возлагается организация  своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирования полной и достоверной информации о его деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращения негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии.
    
                                          Главный бухгалтер     


            Касса                             Заместитель главного бухгалтера  

Рис. 1. Структура бухгалтерии.
      В настоящее время на предприятии  применяется журнально-ордерная форма  бухгалтерского учета.
      Общая схема  записей при журнально-ордерной форме приведена ниже (рис. 2). 

                                         Первичные и сводные  
                                     документы
        
      кассовая книга           журналы-ордера                   накопительные  и
                                                                                     группировочные  
                                    Главная книга                         ведомости
        
                                    Бухгалтерский                         Регистры аналити-
                                      баланс и другие                      ческого учета
                                      отчетные формы          
                                                                                        оборотная
                           ведомость  

         Условные обозначения:                запись,            сверка записи
Рис. 2. Схема записей  при журнально-ордерной форме учета
      2.2. Документальное оформление движения материалов
      Первичные документы по поступлению и расходу  материалов играют важную роль в организации  материального учета, так как  являются его основой. Непосредственно  по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материалов.
      Для успешного выполнения задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, необходимо:
        чтобы каждый материал имел номенклатуру-ценник;
        установить четкую систему документации и документооборота;
        проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов, своевременно отражать в учете их результаты;
        шире внедрять современные средства автоматизации учета.
      Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура - систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами - ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер -условное обозначение, заменяющее, по существу, перечисленные признаки. Наиболее распространенная номенклатура материалов - цифровая. Если же в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой - ценником.
      Для учета движения материалов применяется  типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений  по учету материалов и приспособленная  для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух.
      Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет  им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
      Поставщик одновременно с отгрузкой продукции  высылает покупателю расчетные и  другие сопроводительные документы - платежное требование (в двух экземплярах — один непосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
      При соответствии показателей документов фактическому наличию материально  ответственное лицо выписывает приходный  ордер (ф. № М-З и М-4).
      Различают документы однострочные, выписанные на отдельную номенклатурную позицию материалов, и многострочные - на несколько номенклатурных позиций материалов одновременно.
      В условиях ручной обработки рекомендуется  применять однострочные документы, при автоматизации - многострочные. Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.
      Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.
      В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик  выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах:
      а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера
      б) поставщику - для списания ценностей;
      в) для начисления заработной платы  водителям автотранспорта;
      г) для предъявления в банк на оплату.
      Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших  материальных ценностей без платежных  документов и в случае расхождений расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Комиссия назначается руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.
      Приходные документы составляются в день поступления  материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.
      Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности.
      Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу - для их оприходования.
      Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно - заборные карты, требования, накладные.
      Накладные (ф. № М-14 и М-15) применяются для  учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами  его территории. Выписываются они  отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная.
      В службе снабжения по поступающим  документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, пен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов. В нем указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
      Проверенные платежные требования из службы снабжения  передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.
      Экспедитор  принимает на станции или непосредственно  у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он при приемке груза от транспортной организации может . потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
      Для получения материалов со склада иногородних  поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
      Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему  складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют однострочными или многострочными приходными ордерами. Первый из них составляют только на определенный вид материала, во второй записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
      Материальные  ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
      При отсутствии расхождений между данными  поставщика и фактическими данными разрешается оприходование материалов осуществлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.
      В тех случаях, когда количество и  качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
      Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
      Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т. п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
      Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и  кооперативов, на колхозном рынке  или у населения за наличные деньги.
      Документами, подтверждающими стоимость приобретенных  материалов, являются товарный счет и акт (справка), которые составляет подотчетное лицо с участием других должностных лиц предприятия. В них излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и иены. Подотчетное лицо отражает в акте (справке) также данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
      2.3. Учет материальных  ценностей на складе  и в бухгалтерии
      Порядок учета материалов на складах и  в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
      Наиболее  прогрессивным и рациональным методом  учета материалов является оперативно бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.
      Основные  принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
        оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами;
        систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского
        учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
        осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения,
        а при наличии ВУ - также в разрезе номенклатурных номеров;
        систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
      Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально  ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
      Если  в штатном расписании организации  отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.
      На  каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
      Учет  движения и остатков материалов    осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортным учетом, осуществляют только в натуральном выражении.
      Карточки  открывают в бухгалтерии и  записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.
      Запись  в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т. п.) и лень совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения.
      Ведение учета материалов допускается также  в книге сортового учета, которая содержит те же реквизиты, что и карточка складского учета.
      При использовании материальных отчетов  отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
      Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).
      Все приходные и расходные документы  группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
      Трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.