На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История становления Конфликтологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


комитет общего и профессионального образования  ленинградской области  аоу впо  «ленинградский государственный университет  имени а.с. пушкина
Кафедра Философии  права
 
Контрольная работа
 
По дисциплине
Конфликтология
 
На тему:
«История становления  Конфликтологии»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка 3 курса 
Заочного  отделения (6лет)
Юридического факультета
Голубева Виктория Валентиновна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2011

 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ  3
1.ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ  4
1.1 Накопление знаний о конфликтах  4
1.2 Становление конфликтологии как науки  7
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ  11
3.СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КОНФЛИКТА   13
4.КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ   16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  20
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Очень часто в обыденной  жизни  и на работе мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Между  тем межличностные конфликты  – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном  обществе. Хотелось бы попытаться получить хотя бы базовые представления о  природе конфликта. Это, конечно, не означает, что мы навсегда,  избежим  участия в конфликтных ситуациях,  но будем стараться применять  свое знание, для того, чтобы выходить из конфликтных ситуаций победителем.
Но по-настоящему конфликтология бывает нужной в самых неожиданных  ситуациях.  На предприятии, фирме, заводе, в государственных правительствах и прочих организациях. Если посмотреть что связывает фирму, завод или  государство, то становится ясно, что  это иерархическая, сложная система  отношений между подчинёнными и  руководителями. В самом деле, конфликт босса и подчинённого, к сожалению, слишком частое явление и не только в нашей стране, но и во всём мире. А подобное говорит о том, что  подобная фирма работает уже не на 100% от своей мощности, а меньше, возможно, что работники устроив бойкот, вообще остановят работу предприятия. А это потеря темпа, подмоченная  репутация, не осуществившиеся инвестиционные проекты и т.д., не говоря уже о  колоссальных денежных потерях. Точно  так же, но уже с менее заметными  потерями, мешает работе и конфликт на одном уровне между работниками. Стоит ли говорить о конфликтах государственного уровня их последствия ужасающи: война, революция, глубокий политический, а  вслед за ним и экономический  кризис… 
Без знания конфликтологии любой руководитель будет оставаться на своём посту до первого инцидента, после чего его уже никогда  не допустят до управления другими  людьми.
 

1.ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1.1. Накопление знаний о конфликтах

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения  и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельство тому – мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней  литературы, суждения античных и средневековых  мыслителей, достижения социальных и  гуманитарных наук.
Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций – знаменитый мудрец Древнего Китая – еще в  VI в.до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими; вести себя одинаково как с простым человеком, так и при встрече с важной персоной; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране» [2, C. 8-9].
В одно время с Конфуцием  попытку рационально осмыслить  природу конфликта предприняли  древнегреческие философы. Анаксимандр (ок. 610-547 гг. до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального  начала, приводящего к выделению  из него противоположностей. Античный философ Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения  о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу  мироздания. Он считал, что в мире все рождается через вражду и  распри, что единственный закон, царящий  в Космосе, – это война –  отец всего и царь всего. Одним  она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала  рабами, других – свободными. Эти  слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития [1, C.7].
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель, жившие в V-IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других [2, C.10].
В средние века Фома Аквинский (1225-1274 гг.) развивал мысль, что войны  допустимы в жизни общества, определил  еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны  государства.
В период эпохи Возрождения  известные гуманисты выступали  с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бекон.
Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) указывал на наличие собственной  логики начавшегося конфликта, который  разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния  все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал  внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех  случаях, когда обе они стоят  на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические, психологические условия  социальных беспорядков, а также  возможные способы их преодоления.
В XVIII-XIX вв. с резкой критикой вооруженных конфликтов начинают выступать английские демократы (Д.Пристли), французские просветители (Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, ВолЬтер), немецкие философы (И.Кант, Г.Гегель). Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считал, что состояние мира между людьм, живущими по соседству, не есть естественное состояние... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть устанолено. Пор мнению Георга Гегеля (1779-1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, – с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты [1, C.7-8].
XVIII в. – век Просвещения – не принес существенных перемен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама Смита – родоначальника классической политэкономии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некой степени эгоизма, т.е. любви «к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимании, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследование о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил экономические интересы, считая, однако главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными мотивами. Отмечая, что благоразумие, справедливость, человеколюбие – качества, приносящие людям наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».
Вполне допустимо считать, что смитовская нравственная позиция  была по-своему эффективной для его  времени – периода становления  и утверждения капитализма эпохи  свободной конкуренции. Она служила  достаточно значимым средством предупреждения и улаживания конфликтов в ту переходную пору, когда набирал силу индивидуализм  и сохраняли прочность коллективистские традиции прежнего общественного устройства [2, C 11-12].

1.2. Становление конфликтологии как науки

 
Как следует из вышеизложенного, преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов держалось долго. По-настоящему научный подход к ним проявился  только со второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для социального изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.
Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто возможными, а неизбежными явлениями человеческого  бытия. Вслед за Чарльзом Дарвиным, который выдвинул теорию биологической  эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм – направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного  отбора наиболее приспособленных к  выживанию и борьбы за существование. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят  Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла  Маркса. Их труды стали, с одной  стороны, общетеоретической базой  конфликтологии, а с другой –  методологическим руководством для  разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.
Конт, к примеру, уделял большое  внимание приметным в истории  человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия  отмеченной им закономерности: образование  социальных групп; концентрация богатства  в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение  в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали.
Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет  присущие ей специфические функции. Он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного  развития.
Маркс, как известно, истолковывал развитие общества с материалистических позиций. В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целостная  интегральная система, состоящая из подсистем – экономической, социальной, политической, идеологической. Все  подсистемы находятся в объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от другой. Главенствующую роль среди них выполняет экономика.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. Хотя представители разных направлений  в социологии единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности  общества, настоятельную потребность  их внимательного исследования, все  более очевидными оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к  конфликтам, серьезные расхождения  между выдвигаемыми ими концепциями. Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической  школы – ставил знак равенства  между общественным состоянием и  социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в обществе не ради индивидуальной и групповой  вражды, а вследствие взаимной потребности  друг в друге. В его трактате «О разделении общественного труда» (1893 г.) утверждалось: конфликт – универсальное явление социально жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей; конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль – выступает симптомом социальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия.
Для Макса Вебера – одного из ярких представителей немецкой социологии – субъектом социального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано  с определенным социальным статусом. С его точки зрения общество –  это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных  на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно  и негативно привилегированные  статусные группы.
Георг Зиммель – современник  и соотечественник Вебера – специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего фактора. Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Его  фундаментальный труд – «Социальная  дифференциация». В нем обстоятельно проанализированы «чистые формы  социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, ценностей и норм. В ряду «чистых форм2 значится и  конфликт как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и  вместе тем взаимосвязанные стороны.
В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его зависимость  от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило  Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции, т.е. ступени, звенья – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Крупный австрийский психолог Альфред Адлер в противовес Фрейду
безусловное предпочтение в  человеческом поведении отдавал  социальным факторам, единству, а не расчленению личности. Он утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо.
Лучше ориентироваться в  человеческих характерах помогала ставшая  популярной во всем мире типология, разработанная  швейцарским психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом Юнгом. В его широко известной  книге «Психологические типы» (1921 г.) учитывались, с одной стороны, общая преобладающая направленность личности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы), а с другой – выделение доминирующей у данной личности психической функции (мышление, ощущения, интуиция).
Нужно отметить, что свою лепту в становлении конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие  российского общества во второй половине XIX и началеXX в.
Можно назвать имена Петра  Лаврова и Николая Михайлоского – представителей так называемого  субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса  признавалась личность, ее всесторонне  развитие в кооперации с равными  себе. Отсюда выводилась необходимость  предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и  обществом.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций  идеологов народничества – Михаила  Бакунина, Петра Кропоткина, Петра  Ткачева. Они утверждали, что человек  – часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе  принципу борьбы за существование, понимаемому  как борьба человека с природой; коренная цель и критерий социального  прогресса – постоянное приращение свободы личности; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм индивидуальных, частных интересов, порождающих  конфликты между теми или иными  общественными силами.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального  прогресса в упрочнении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости.
Свое видение социального  конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. В потоке идейной  борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями – ортодоксальным (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) и  «легальным» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский  и др). При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально  общее – детерминистский подход к историческому процессу, когда  в развитии общества приоритет отдается сфере материального производства, а ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов, когда крупномасштабный социальный конфликт рассматривается как непременное  условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в новое  качественное состояние.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин. Он подчеркивал: без  знания общества и культуры, в которых  рождается и растет индивид, никакие  его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия  и то, что вызывает неприязнь, - не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как  раз в подавлении определенных, преимущественно  базовых потребностей человека.
Таким образом, можно констатировать, что к началу ХХ в. Интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился  со всей отчетливостью. Конфликт признавался  нормальным социальным явлением. Указывалось  на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые  с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что в свою очередь, конфликты  могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается  взаимно уравновешивать несовпадающие  интересы социальных групп и общественных сил [2,C. 14-22].
 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась  в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня  как западная, так и отечественная  конфликтология все более и более  тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта.
В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки  создания дисциплины, комплексно исследующий  конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды. Вкратце рассмотрим каждый из этих этапов.
Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи  Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве (легенды, сказания, наскальная живопись). Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы.
Особый интерес здесь  представляют труды философов, из которых  становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и  как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания  конфликта. На данном этапе происходило  осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту  через понимание войны и мира, насилия и подавления. Мыслители  древности со всей очевидностью поставили  вопрос о необходимости регулирования  и предупреждения конфликтов, а в  XV в. европейские философ поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.
Монодисциплинарный этап. Уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Этот этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки. В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению У.Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя К.Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.
Источником конфликта  К.Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию  динамической системы, в которой, когда  нарушается равновесие между индивидом  и средой, появляются конфликты.
В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются исследования, где научный  интерес психологов обращен непосредственно  к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатываются понятийный аппарат  психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых.
В 1960-1970-е гг. начинает формироваться  самостоятельное направление –  по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.
Междисциплинарный этап. Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с  конца 50-х гг. ХХ в. Особое влияние  на ее развитие оказал опыт Второй мировой  войны. Развитие конфликтологии характеризуется  постепенным соединением теории и практики.
В нашей стране переход  к междисциплинарным исследованиям  начинается с 1990 г., в 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупова, А.И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились о конфликтах объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Также следует отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов.
В настоящее время мы находимся  внутри данного этапа, что усложняет  объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что  не случайно переплелись эти два  направления: конфликт и толерантность. Сначала (в древности) они сменяли  друг друга, а сегодня оказались  рядом, как бы представляя человечеству выбор – куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования [3, C. 11-18].
 
 
 
 
    СУЩНОСТНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КОНФЛИКТА
 
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп  людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые  организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения  между людьми нередко порождают  конфликтные ситуации, которые субъективно  сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
 С обыденной точки  зрения конфликт несет негативный  смысл, ассоциируется с агрессией,  глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует  мнение, что конфликт — явление  всегда нежелательное и его  необходимо по возможности избегать  и уж, если он возник, немедленно  разрешать. Современная психология  рассматривает конфликт не только  в негативном, но и в позитивном  ключе: как способ развития  организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости  конфликтных ситуаций позитивные  моменты, связанные с развитием  и субъективным осмыслением жизненных  ситуаций.
 Конфликт чаще всего  рассматривается как конкуренция  в удовлетворении интересов. Какую  ситуацию можно назвать конфликтной?  На этот вопрос отвечает теорема  Томаса: если ситуации определяются  как реальные, то они реальны  по своим последствиям, то есть  конфликт становится реальностью  тогда, когда он переживается  как конфликт хотя бы одной  из сторон.
 Конфликт также может  рассматриваться как состояние  потрясения, дезорганизации по отношению  к предшествующему развитию и,  соответственно, как генератор новых  структур. В этом определении  М. Робер и Ф. Тильман указывают  на современное понимание конфликта  как позитивного явления. 
 Дж. Фон Нейман и  О. Моргенштейн определяют конфликт  как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями  и способами достижения этих  целей. В качестве таких объектов  могут рассматриваться люди, отдельные  группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность  которых так или иначе связана  с постановкой и решением задач  организации и управления, с прогнозированием  и принятием решений, а также  с планированием целенаправленных  действий.
 К. Левин характеризует  конфликт как ситуацию, в которой  на индивида одновременно действуют  противоположно направленные силы  примерно равной величины. Наряду  с «силовыми» линиями ситуации  активную роль в разрешении  конфликтов, их понимании и видении  играет сама личность. Поэтому  в работах Левина рассматриваются  как внутриличностные, так и межличностные  конфликты. 
 С точки зрения ролевой  теории под конфликтом понимается  ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена  личность, играющая ту или иную  роль в социальной и межличностной  структуре. Обычно такие конфликты  делятся на межролевые, внутриролевые  и личностно-ролевые. 
 В теории социального  конфликта Л. Козера конфликт  — это борьба по поводу ценностей  и притязаний из-за дефицита  статуса, власти и средств,  в которой цели противников  нейтрализуются, ущемляются или  элиминируются их соперниками.  Автор также отмечает позитивную  функцию конфликтов — поддержание  динамического равновесия социальной  системы. Если конфликт связан  с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования  групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с  важнейшими ценностями группы, то  он нежелателен, так как подрывает  основы группы и несет в  себе тенденцию к ее разрушению.
 По У. Линкольну,  положительное воздействие конфликта  проявляется в следующем: 
 конфликт ускоряет  процесс самосознания;
 под его влиянием  утверждается и подтверждается  определенный набор ценностей; 
 способствует осознанию  общности, так как может оказаться,  что у других сходные интересы  и они стремятся к тем же  целям и результатам и поддерживают  применение тех же средств  — до такой степени, что  возникают официальные и неофициальные  союзы; 
 приводит к объединению  единомышленников;
 способствует разрядке  и отодвигает на второй план  другие, несущественные конфликты; 
 способствует расстановке  приоритетов; 
 играет роль предохранительного  клапана для безопасного и  даже конструктивного выхода  эмоций;
 благодаря ему обращается  внимание на недовольство или  предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке,  юридическом оформлении и разрешении;
 приводит к возникновению  рабочих контактов с другими  людьми и группами;
 благодаря ему стимулируется  разработка систем справедливого  предотвращения, разрешения конфликтов  и управления ими. 
 Отрицательное воздействие  конфликта часто проявляется  в следующем: 
 конфликт представляет  собой угрозу заявленным интересам  сторон;
 он угрожает социальной  системе, обеспечивающей равноправие  и стабильность;
 препятствует быстрому  осуществлению перемен; 
 приводит к потере  поддержки; 
 ставит людей и организации  в зависимость от публичных  заявлений, от которых невозможно  легко и быстро отказаться;
 вместо тщательно взвешенного  ответа он ведет к быстрому  действию;
 вследствие конфликта  подрывается доверие сторон друг  к другу; 
 вызывает разобщенность  среди тех, кто нуждается в  единстве или даже стремится  к нему;
 в результате конфликта  подрывается процесс формирования  союзов и коалиций;
 конфликт имеет тенденцию  к углублению и расширению;
 конфликт в такой  степени меняет приоритеты, что  ставит под угрозу другие интересы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
 
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями  для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры  взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут  быть скрытые и явные, интенсивные  и стертые, кратковременные и  затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..
 По направленности  конфликты делятся на «горизонтальные»  и «вертикальные», а также «смешан
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.