На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы правления и государственного устройства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и  науки рф 

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет 

Факультет экономики и управления 

Кафедра политологии и правоведения 

Реферат на тему: 

«Формы правления и государственного устройства» 
 
 
 
 

Проект выполнила студентка группы 1- ОБД-4
К.М. Кузьмичёва___________ 

Реферат  защищен с оценкой 

Руководитель: Д.Н.Сокиркин 
 
 
 

2011 

Содержание
Введение………………………………………………………………..………..3
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………..….4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………..…5
     2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………………….……..5
     2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………...6
     2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………...……8
ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ………………………………………………..…..9
    4. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………………………...…10  
  4.1 МОНАРХИЯ………………………………………………………………11
     4.2 РЕСПУБЛИКА……………………………………………………….….12
     4.3 ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА………………………………....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
Список использованной литературы и источников…………………………...15
  

Введение 

   Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства.  
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.  Еще со  времен  Платона,  Аристотеля  теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать  причины,  которые  определили  ту  или  иную  форму правления. Но если во  времена  таких  мыслителей  как  Аристотель  изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже  в ХХ  в.  в  рамках  марксисткой  теории  политико-правовая   мысль   пыталась определить форму правления в ее связи с типом  государства, классовой структурой, экономическим базисом общества. Несмотря  на то,  что  представители  разных  классов,  страт,  каст  оказывались  в  далеко  не  равном  положении,  государство  все же  всегда  возникало  в  связи  с  необходимостью  удовлетворения  общих  интересов  населения:  защиты  от   внешних    нападений,   обеспечения    общественных    работ,  санитарных   условий  и  т.п.

   Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому -либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 
    Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф. Энгельса,  особой  публичной  власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с  населением  страны.  Государство  обязательно  обладает  аппаратом  управления  и  принуждения, существующим  специально  для  выполнения  этих,  ставших  специфически  государственными,  функций.  Публичная  власть -  аппарат  чиновников,  армия,  полиция,  а  также  ее  «материальные  придатки»  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения  -  является  наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком  государства.  
 
 
 
 
 
 
 

ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА
    Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.    Форма  государства - это  его  устройство,  выражающееся  в  характере  политических  взаимоотношений   между  людьми,   между  людьми  и  государством,  между  государством  и  людьми  в  процессе  управления  ими  (политический  режим),  в  способах  организации  высших  органов  государственной  власти  (форма  правления)  и  в  административно-территориальном  делении государства  (форма  территориального  устройства).
   Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются  высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип  лежит в основе взаимоотношений  между высшими и другими государственными органами;
- как строятся  взаимоотношения между верховной  государственной властью и населением  страны;
- в какой мере  организация высших органов государства  позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
   Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом.
   Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:  
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).  
2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

   Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.  
   Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:  
1. особенности исторического развития государства;  
2. исторические традиции;  
3. различные политико-правовые идеи;  
4. национальный состав населения;  
5. внешние факторы (международное положение и т. д.).  
   Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.
 
 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
   Форма государственного устройства – это национальное и административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями его, между центральными и местными органами и государственной властью. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;
- каково правовое  положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
- как строятся  взаимоотношения между центральными  и местными государственными органами;
- в какой государственной  форме выражаются каждой нации,  проживающей на территории данного  государства;      
 По форме  государственного устройства все  государства можно подразделить на три основные группы : унитарное, федеративное, конфедеративное.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 
   Унитарное государство  -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.        
 Унитарное  государство характеризуется следующими признаками:      
-  унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные                и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими  органами;    
-  на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;      
-    составные части унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают;         
-  унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;       
-  все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;         
-   имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
   Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах. Централизованное государство – когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. 

ФЕДЕРАТИВНОЕ  ГОСУДАРСТВО  

  Федеративная  форма государственного устройства  является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации. 
Оно – союзное государство. Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.

   Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.    
   Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В  союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и  судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты  федерации имеют право принятия  собственной конституции, имеют  свои высшие исполнительные, законодательные  и судебные органы
4. В  большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.
5.  При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
   Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
1) государственные  образования, составляющие территориальную  федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных
(союзных) государственных  органов. Юридическое и фактическое  разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.
2) субъекты территориальной  федерации конституционно лишены  права прямого представительства  в международных отношениях.
3) в территориальных  федерациях конституционное законодательство  не предусматривает, а иногда  и запрещает односторонний выход  из союза.
4) управление  вооруженными силами в территориальных  федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.
Национальные  федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей 
(многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов 
(все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной  степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных  федерациях обладает верховенством  по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Россия –  уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". 

КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для  обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как  во внутренних, так и во внешних. Характерно: 
1. не имеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов, характерных для федерации; 
2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; 
3. конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; 
4. конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах; 
5. эти государства недолговечны.

   Рассматривая  отдельные  формы государственного устройства,  теория  государства  ничего  не  конструирует,  а  лишь  фиксирует  в  истории  и  современной  действительности  отдельные  их  виды  (классы).  В  результате  выделились  такие  классы  сложных  государств,  как  протекторат, уния и империя.      
 Под  протекторатом  понимается  международный  договор,  по  которому  одно  государство  обязывается  оказывать  покровительство  другому,  более  слабому  государству,  осуществлять  его  представительство  во  внешних  делах,  обеспечивать  вооруженную  защиту,  а  иногда  оказывать  экономическую  и  культурную  помощь.  
Под  унией  понимается  союз,  соединение,  объединение  государств.  Среди  уний  различаются: конфедерация, федерация, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации, империи.      
 Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной  или  реальной  уний.  Общим  у  обеих  форм  является  то,  что  они  возникают  вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном  лице.       
Личная  уния  имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение  независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на  основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех  пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице.  Как  только  по  закону  корона  опять  переходит  к  другим  лицам,  личная  уния  тотчас  же  прекращается.  Реальная  уния  возникает  в  результате  соглашения  государств,  в  силу  которого  у  них  появляется  общий  монарх.  Члены  реальной  унии  независимы  друг  от  друга,  и  соединение  не  ограничивает  их  суверенитетов.  Не  образуется  ни  общей  территории,  ни  единого  подданства,  ни  общих  законов,  ни  общих  финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу  международно-правовое  соглашение,  она  имеет  значение  преимущественно  в  области  внешних  сношений,  выступает  в  качестве  военного  союза,  как  носитель  единой  внешней  политики  и  т.п. 
  Империя - сложное  государство,  созданное  насильственным  путем.  Степень  зависимости  составных  частей  империи  бывает  различной.  В  прошлом  входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств  и  средств связи  мало  соприкасались  с  имперской  властью. 
 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ
   Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти, не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Основу политического режима составляют следующие 3 типа: демократический, тоталитарный, авторитарный.
      Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными.  Политический  режим  тоталитарного  типа  таким  преимуществом  не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание  населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
   Форма  правления  -  организация  верховной  государственной  власти  и  порядок  ее  образования.  К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Характер  формы  правления  в  конечном  счете зависит  от  типа  общества.  В  обществах,  не  связанных  экономическими  узами  обмена  и  вынужденных   объединяться  посредством  централизованной  государственной  власти,  естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где  форма  правления  не  сопряжена  с  иерархической  системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления. 
    Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как  создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой  принцип лежит в основе взаимоотношений  между высшими и другими государственными органами;
- как  стоятся отношения между верховной  государственной властью и населением страны;
- в какой  мере высшие органы государства  позволяют обеспечивать права  и свободы гражданина.     
Теория  государства,  фиксируя  в  его  истории  реально  возникавшие формы  правления,  выработала  несколько  их  классификаций. Наиболее  распространенная  из  них  -   это   деление  форм  государства  по  числу правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит  одному  -  монархия,  если многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или  республика.  Существование такой  классификации  отмечено  еще Геродотом  в  его повествовании  о  споре между  Отаном,  Мегабизом и Дарием  о  том,  какую  форму  правления следует  установить  в Персии после убийства Лже-Смердиса.  Как  бы  то  ни  было,  зафиксированное Геродотом  деление  форм  правления  дошло  до наших  дней. Фишеровский словарь права называет его  классическим. Правда среднее звено геродотовской триады  -  аристократическая  форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть,  и   в  отражающей  это  развитие  теории. В результате сегодня идет речь  о различении монархии и республики.
МОНАРХИЯ
   Монархия  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками: 
1)  существование  единоличного  носителя  верховной  власти, - монарха  (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
2)  наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;
3)  тем,   что  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);
4)  отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.
   Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция…). Монархия делится на абсолютную, ограниченную, конституционную. 
   Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. С развитием  буржуазных отношений  абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
    Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.    
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.     
 Как  форма правления, конституционная  монархия возникает в период  становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).  
 Конституционная  монархия характеризуется следующими  основными признаками :     
- правительство        формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;       
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.