На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология личности осужденного

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Длительное  пребывание в суровых тюремных условиях вызывает необратимые изменения  в психике человека. У лиц, отбывающих наказание, механизмы социальной адаптации  оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается  в помощи психотерапевта и даже психиатра.
     Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности  удовлетворения насущных потребностей, регламентация поведения, однообразная обстановка, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев  и тюремного персонала формируют  устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях  становятся необратимыми.
     Наказание по уголовному закону, являясь карой  за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, но пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю  надежду на примирение осужденного  с социумом. Восприятие среды как  чужой, опасной и ненавистной  переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.
     Понятие стыда, совести, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения.  
 
 
 

     Психология  личности осужденного 

     
    Психические состояния осужденного
 
     Нахождение  в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности  психологии осужденных прежде всего  проявляются в определенном комплексе  психических состояний, которые  развиваются в местах лишения  свободы. К наиболее типичным из них  следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. И то и другое характеризуется  повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние  безнадежности, обреченности, которое  вызывает апатию, пассивность во всех действиях.
     Социальная  изоляция усиливает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных  планов, целей, крушения надежд. У осужденного  может появиться неверие в  свои силы, в возможность снова  обрести нормальную жизнь. К моменту  прибытия в колонию (тюрьму) некоторые  осужденные уже испытывают состояние  угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации  исправительного учреждения.
     Типичным  состоянием в местах лишения свободы  является тоска. Именно тоска по дому, родным, близким, свободе с особой силой действует на осужденных. В  результате появляется раздражительность, возбудимость, внутреннее напряжение. "Тоска, - отмечал М. Н. Гернет, - это  краеугольный камень, фундамент тюремной жизни". Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые  внезапно проявляются в аффектах, агрессивных действиях. На эту особенность тюремной жизни указывал Ф. М. Достоевский: "Удивляются иногда начальники, что вот какой-нибудь арестант жил себе несколько лет так смирно, примерно, даже десяточным его сделали за похвальное поведение, и вдруг решительно ни с того, ни с сего - точно бес в него влез - зашалил, накутил, набуянил, а иногда даже просто на уголовное преступление рискнул или на явную непочтительность перед высшим начальством: или убил кого-нибудь, или изнасиловал и проч. Смотрят на него и удивляются. А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, - это тоскливое, судорожное проявление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до омрачения рассудка, до припадка, до судорог".
     Лишение свободы - это существенные ограничения  в свободе передвижения, в общении, выборе вида труда, что порождает  специфические права и обязанности  осужденных, жесткую регламентацию  их жизни. Данное наказание обоснованно  и справедливо, хотя и влечет страдания  и мучения. Одним из них является проживание осужденных в жилых помещениях в условиях большой скученности. Такие помещения представляют собой, как правило, огромные, не разделенные  на комнаты или иные помещения  бараки, в которых живет до ста, а иногда и более человек, причем часто койки расположены в  два этажа.
     Проживание  в подобных общежитиях наносит существенный вред личности, а значит и делу перевоспитания осужденных, оно является одной из причин нарушений режима, совершения правонарушений, в первую очередь  насильственных. "Постоянно, - пишет  Ю. М. Антонян, - круглые сутки находясь среди других лиц, осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности уединиться, уйти в себя, сосредоточиться, задуматься о себе, о содеянном и своей вине, своей жизни и ее перспективах, об ответственности перед близкими и т. д. Между тем это особенно важно именно для тех, кто грубо нарушил основные моральные и правовые запреты и отбывает за это наказание. Создается известный феномен одиночества в толпе, когда вокруг всегда много людей, а тех, с кем можно было бы поговорить, поделиться, кому можно довериться, - нет или почти нет".
     Это одна из основных причин того, что осужденные испытывают острое одиночество, психологическую  отчужденность, недоверие к окружающим.
     Постоянное  пребывание на глазах у множества  людей, необходимость в связи  с этим все время контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и  чувства, быть начеку вызывает сильный  стресс, огромное напряжение нервной  системы, негативно сказывается  на психическом самочувствии. Ф. М. Достоевский  отмечал в "Записках из Мертвого дома": "В каторжной жизни  есть еще одна мука, чуть ли не сильнейшая, чем все другие. Это: вынужденное  общее сожительство. Общее сожительство, конечно, есть и в других местах; но в острог-то приходят такие люди, что не всякому хотелось бы сживаться  с ними". Можно сказать, что  пребывание в местах лишения свободы  требует от человека значительного  физического и психического напряжения, большой устойчивости.
     В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях у  людей значительно возрастает тревожность. Именно высоким уровнем тревожности  можно объяснить постоянное психическое  напряжение многих осужденных, напряженность  в отношениях между ними, между  ними и представителями администрации, острые конфликты, нередко возникающие  по внешне ничтожным поводам, переходящие  порой в насильственные преступные действия. Для осужденных характерны бурные реакции, они возмущаются, кричат, угрожают, чего-то требуют. В большинстве  случаев они не преследуют каких-либо конкретных целей, а просто хотят  выговориться, снять внутреннее напряжение, выплеснуть его. Постепенно такой стиль поведения, равно как и высокий уровень тревожности, становится привычным, сохраняясь даже после освобождения от наказания и провоцируя повторное преступное поведение.  

     
    Адаптация осужденных к условиям лишения свободы
 
     Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс специфических  проявлений, называемых "синдромом  лишенного свободы" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные  состояния осужденный может путем  адаптации, приспособления к новым  правилам и нормам общежития, к новым  условиям жизнедеятельности.
     Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи  с произошедшими изменениями  в социальной среде или переходом  личности из одной социальной среды  в другую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными (ненужными). Осужденному по крайней  мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:
    к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;
    при изменении условий отбывания уголовного наказания - к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;
    в связи с освобождением из исправительного учреждения - к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.
     Успешность  процесса адаптации к условиям лишения  свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости  правоограничений, которым человек  подвергается; осознания серьезности  своего нового положения; включения  в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение; влияния других осужденных.
     Осужденный  вынужден смириться со своей участью  и приспособиться к тем условиям, в которых он находится. "Однако, - пишут А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, - он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные решительно противостоять  внешним обстоятельствам (легко  внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, понятиями, взглядами, стереотипами. "Бунт" против новых  условий со стороны отдельных  осужденных, внутренние конфликты, переживаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порождать серьезные нервно-психические  нарушения".
     Осужденные  адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или  неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения  осужденного реальной информации о  перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации; способность контролировать свое поведение  и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических  признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.
     Нормальная  адаптация характеризуется таким  психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отличается от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает  свой статус, прогноз дальнейшего  пребывания в исправительном учреждении; он включен в активную коллективную жизнь, трудится, учится в школе, участвует  в самодеятельности. У него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.
     Встречаются осужденные, на которых лишение свободы  не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.
     Неадекватные  реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения  свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции.
     Клаустрофобическая  реакция проявляется в боязни закрытого пространства - камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках - повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.
     Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблюдаются нарушения сна, длительная бессонница, тоска по дому.
     Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.
     Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосудия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей., администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.
     Выделяются  определенные фазы (стадии) адаптации  осужденных к условиям лишения свободы.
     Особенно  ответственной является фаза первоначальной адаптации вновь прибывшего осужденного, когда он сталкивается с многочисленными  трудностями, новыми требованиями к  его поведению. Сумеет ли он адаптироваться к особым условиям, найдет ли друзей, как отнесутся к нему воспитатели, какую работу ему поручат на производстве в исправительном учреждении - все  эти вопросы требуют от осужденных немедленного ответа, вызывают состояние  тревоги, снижают настроение, нарушают сон.
     Первоначальная  фаза - общей ориентировки. Она состоит  в том, что прибывший в исправительное учреждение осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фактической  ситуации той информации, которую  он получил в период пребывания в  следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень  его ориентированности зависит  от источников информации, т. е. тех  осужденных - "старожилов" и воспитателей, которые его опекают с первых дней.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.