На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль кредита в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                  ВВЕДЕНИЕ

     Составной частью рыночной экономики является денежно-кредитная система государства. Именно ей должна быть отведена особая роль в организации рыночных отношений  в стране.
     Переход к рыночной экономике требует  радикальных преобразований в денежно-кредитной  сфере. Очевидна необходимость реализации принципиально новых методов  в управлении денежным оборотом страны, кредитным механизмом, другими экономическими рычагами. Денежно-кредитная система  носит переходный характер, испытывает влияние кризисных явлений в  экономике, подвергается коренной перестройке  и ломке, имеет ряд существенных недостатков в своей деятельности.
     В принятых законах, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, заложены основы создания двухуровневой банковской системы. Процесс преобразования идет, но пока очень медленно. Работают Центральные  банки республик, расширяется сеть коммерческих банков. Однако принятие законов о создании банковской системы - это только первый шаг, нужна последовательная государственная политика в этой области.
     Реформирование  кредитной системы в условиях перехода к рынку идет в нескольких направлениях, взаимосвязанных между  собой : первое - это совершенствование  работы Центральных банков и их взаимодействие с коммерческими банками; второе - это создание новых рыночных структур в кредитной системе; третье - пути поиска эффективного использования  этих рычагов в денежно- кредитной  сфере.
     В любом направлении существует целый  ряд нерешенных на сегодняшний день проблем. Но следует учитывать, что  в течение длительного периода  времени в нашей стране создавалось  единое экономическое пространство, основанное на общественном разделении труда, специализации и кооперации производства. В границах этого пространства сформировалась и единая денежно-кредитная система.
 


                         1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТА
 1.1  Сущность, принципы, источники и  условия возникновения кредита 

       Предшественником  ссудного капитала был ростовщический капитал. Накопление денежного богатства  в руках одних и нужда в  деньгах других создали почву  для ростовщических ссуд. Ростовщический кредит вёл к концентрации земельной собственности в руках родовой аристократии и к обезземеливанию мелких крестьян, а также способствовал порабощению неисправных заемщиков их кредиторами, т.к. обеспечением долга служили не только земля, но и личность заемщика, а также члены его семьи.
       Особенностью  ростовщического кредита при  феодализме являлась высокая процентная ставка и колебания ее уровня: от 20- 40% и до 100-200%. Это объясняется  наличием большого спроса на кредит и  ограниченным предложением денег в  ссуду. На последней стадии феодализма в период его разложения, ростовщический капитал способствовал созданию предпосылок для капиталистического способа производства, так как:
       в руках ростовщиков сосредоточились  большие денежные богатства, которые  впоследствии могли превратиться из ростовщического капитала в функционирующий, вкладываемый в капиталистические  предприятия;
       ростовщическая  эксплуатация крестьян и ремесленников  вела к их разорению, пролетаризации, а, следовательно, ростовщический капитал  способствовал образованию класса наёмных рабочих.
       Однако  революционным фактором ростовщический капитал был лишь постольку, поскольку  он подрывал старые формы производства и собственности и подготавливал  почву для перехода к новым. Вместе с тем ростовщический капитал  играл и консервативную роль, так  как возможность получения высоких  доходов от ростовщических операций сдерживала вложение денежных капиталов  в промышленность.[2,с.82]
       В своем историческом развитии кредит миновал несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризовался радикальными преобразованиями как по степени его распространения и выполняемым функциям, так и непосредственным участникам.
       Основным  признаком этапа становления было полное отсутствие на рынке ссудных капиталов специализированных посредников. Кредитные отношения устанавливались напрямую между владельцами свободных денежных средств и заемщиком. Кредит выступал в форме исключительно ростовщического капитала, основными функциями которого были:
       полная  децентрализация отношений займа, определяемых лишь прямой договоренностью  между кредитором и заемщиком;
       ограниченность  распространения (кредит использовался  в основном в сфере обращения  и частично на цели непроизводственного  потребления, т.е. без последующей  капитализации);
       сверхвысокая  норма процента как плата за использование заёмных средств;[5,с.89]
       Завершение  этого этапа было связано со становлением капиталистического способа производства, определившего резкое увеличение потребностей в заемных ресурсах на цели их производственного  потребления.
       Рассматриваемый этап развития кредита характеризовался появлением на рынке ссудных капиталов  специализированных посредников в  лице кредитно-финансовых организаций. Первые банки, возникшие на базе крупных  ростовщических и меняльных контор, приняли на себя важнейшие функции, ставшие впоследствии традиционными  для большинства кредитных институтов:
       аккумулирование свободных финансовых ресурсов с  их последующей капитализацией и  передачей заемщикам на платной  основе;
       обслуживание  некоторых видов платежей и расчетов для юридических и физических лиц (в дальнейшем - и для государства);
       проведение  ряда специальных финансовых операций (например, по обслуживанию механизма вексельного обращения, сделок с недвижимостью).
       Растущий  уровень спроса на услуги специализированных посредников и соответственно высокая  норма прибыли на рынке ссудных  капиталов предопределила стремительное  развитие банковской системы за счет перелива в нее капиталов из других сфер деятельности (учредителями вновь  создаваемых кредитных организаций  были уже не ростовщики или менялы, а торговые капиталисты). Отношения  на рынке ссудных капиталов начали приобретать до некоторой степени  формализованный характер, устанавливались  типовые процедуры кредитования, среднерегиональные и средненациональные ставки ссудного процента, механизм ответственности  и т.п. Однако в целом деятельность кредитных организаций по-прежнему носила децентрализованный характер, что объективно препятствовало развитию рынка ссудных капиталов, а в  условиях цикличного развития экономики  провоцировало обострение диспропорций на других финансовых рынках.
       Основным  признаком современного состояния является централизованное регулирование кредитных отношений в экономике со стороны государства в лице центрального банка. Появление первых общенациональных государственных кредитных институтов, наделенных монопольными функциями по координации и нормативно-методическому обеспечению кредитно-денежных отношений, содействовало формированию полноценной системы безналичного денежного обращения, а также существенному расширению перечня услуг и операций коммерческих банков. В дальнейшем деятельность центральных банков развивалась по направлению, прежде всего, использования кредитных рычагов в качестве одного из наиболее эффективных регуляторов рыночной экономики, что потребовало определенного ужесточения контроля с их стороны за работой негосударственных кредитных организаций.[7,с.104]
       Развитие  информационных технологий в экономике, формирование глобальных банковских сетей, компьютерных коммуникаций и баз данных позволили вывести кредитные отношения на принципиально новый качественный уровень в части как техники обслуживания клиента, так и распространения их на все сферы финансовой деятельности, в том числе - на международные рынки.
       Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают  принципы, строго соблюдаемые при  практической организации любой  операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение  в национальных и международных  кредитных законодательствах.[8,с.85]
       Возвратность  кредита. Этот принцип отражает необходимость  своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёмщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.
       Принцип срочности кредита отражает необходимость  его возврата не в любое приемлемое для заёмщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном соглашении или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия договора является для кредитора достаточным основанием для применения к заёмщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке - предъявления финансовых требований в судебном порядке.
       Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость  не только прямого возврата заёмщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заёмщиком и кредитором.
       Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заёмщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственным банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 - 5% годовых) или на беспроцентной основе.[8,с.118]
       Обеспеченность  кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заёмщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.
       Целевой характер кредита распространяется на большинство видов кредитных  операций, выражая необходимость  целевого использования средств, полученных от кредитора, и находит практическое выражение в соответствующем  разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а  также в процессе банковского  контроля за соблюдением этого условия заёмщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) процента.
       Дифференцированный  характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны  кредитной организации к различным категориям потенциальных заёмщиков. Практическая реализация принципа может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса).
       Кредит  возникает в сфере обмена, где кредитор и заёмщик вступают в отношения по поводу возвратного движения ссужаемой стоимости.    Особенностью кредитного перераспределения является, прежде всего, охват только временных свободных  ресурсов и удовлетворение временной потребности в дополнительных средствах, когда перераспределяемая стоимость поступает заёмщику в пользование на определенный срок.
       Спецификой  перераспределения посредством  кредита является то, что оно затрагивает  не только стоимость валового национального  продукта, произведенного в данном периоде, но и стоимость средств  производства и предметов потребления, созданных в предыдущие периоды. В частности, в кредит могут быть выданы временно свободные ресурсы, аккумулированные в амортизационных  фондах предприятий, а также могут  быть предоставлено во временное  пользование ранее произведенное  оборудование на условиях лизинга.
       Как материальный процесс кредит имеет  пространственную, временную и качественную определенность. Это означает, что  кредитные отношения занимают строго опредёленное положение в пространстве (кредитные потоки обособлены от других стоимостных потоков), кредит конечен во времени и обладает совокупностью специфических, присущих только ему свойств.[5,с.153].

                   

 
 
                1.2 Функции и формы кредита
       Деньги  могут не только продаваться-покупаться на денежном рынке, но и предоставляться  во временное пользование. Система  экономических отношений, возникающих  в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное  пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее её, - заёмщиком.[9,с.190]
       Необходимость кредита обусловлена тем, что  у одних экономических субъектов появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями – бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д.
       Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала.
       Кредит  выполняет следующие основные функции:  перераспределительную (посредством  кредита денежные, материальные ресурсы  перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны); замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчёт).[6,с.78]
       Эти функции определяют роль кредита  в процессе воспроизводства. Кредит ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность[5,с.212].
       В рыночной экономике кредитные ресурсы  направляются прежде всего в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий, Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирования их основных и оборотных средств.
       Замещение наличных денег кредитными снижает  затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчёты между хозяйствующими субъектами.
       Развитие  кредитных отношений привело  к появлению различных форм и  видов кредита.
       Их  можно классифицировать по ряду признаков. По составу кредиторов и заёмщиков выделяют следующие основные формы кредита: -  банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит. 
       Банковский  кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Кредитование осуществляется за счет собственного капитала банка; привлечённых денежных средств населения, субъектов хозяйствования; ссуд, полученных в других коммерческих банках, центральном банке. При предоставлении ссуды банк заключает договор с  каждым заёмщиком. За нарушение его условий обе стороны кредитной сделки несут ответственность.
       Коммерческий  кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа.
       При получении кредита заёмщик выдает кредитору вексель.    Коммерческий кредит менее распространён , чем банковский, так как сфера применения ограничена, поскольку он обслуживает только обращение товаров.[7,с.306]
       Государственный кредит имеет место, когда заёмщиком выступает государство, а кредиторами – банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги:
       -казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. В зависимости от эмитента ценных бумаг государственный кредит делится на централизованный и децентрализованный. Первый имеет место тогда, когда заёмщиком является правительство, второй – местные органы власти[7,с.309].
       Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относится и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трёх месяцев в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.
       Лизинг-кредит – это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и так далее при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный.
       При финансовом технические средства предоставляются  на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.[9,с.198]
       Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами; международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов.
       Международный коммерческий кредит часто выступает  в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортёр одной страны предоставляет импортёру другой страны отсрочку платежа.
   2. СОВРЕМЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
     2.1 Кредитное регулирование и его формы
       Кредит  в современных условиях служит объектом активного государственного регулирования. Вообще, денежным кредитным регулированием называют совокупность мероприятий  государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок  безналичных расчетов в целях  воздействия на экономику. Центральный  банк главный, но не единственный орган  регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя  кредитное регулирование, государство  преследует следующие цели: воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки  национальных экспертов на внешнем  рынке. Таким образом, воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных  денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшения валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике “дорогих денег”.[5,с.150]
       Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремиться смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях подержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
       Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования кредитной  системы капиталистических стран.
       Основными направлениями государственного регулирования  являются:
    политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
    налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
    законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы[8,с.168].
       В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.
       Учётная политика центрального банка состоит в учёте и переучёте коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учётную ставку. Как правило учётная политика центрального банка направлена на лимитирование переучёта векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учётная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учётную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учётной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.[7.с.143]
       Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счёте в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведёт к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.
       Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют  за коммерческими банками. С помощью  нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный  процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
       Ещё одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путём их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
       Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путём прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.[4,с.163]
       Один  их методов регулирования - налоговая  политика. Она заключается в изменении  налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все  прочие юридические лица, действующие в определённых экономических условиях. В то же время взымание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
       В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определённые налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
       Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путём национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путём приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.[9,с.85]
       Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование всей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.