На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Становление экономики и её предмет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………….3
      Предмет экономики…………………………………………………….4
      Возникновение экономической науки………………………………...5
3. Этапы становления и  развития…………………………………………8
3.1 Меркантилизм и физиократизм……………………………………8
3.2 Классическая политэкономия………………………………….…11
3.3 Неоклассическая политэкономия.  Марксизм…………...……….13
3.4 Маржинализм…………………...………………………….……...15
3.5 Кейнсианство, неокейнсианство………………………………….16
3.6 Институционализм………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………….21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере  формируется экономический потенциал  общества, производятся различные блага  для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей.
Английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских  людей основным источником экономических  знаний была политическая экономия, состоящая  из двух разделов: капитализма и  социализма. Случилось так, что экономическая  теория была подменена традиционными  догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономике, как науке  все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и  особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных  условиях должны уметь разбираться  в широком круге экономических  вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного  развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание.
Поэтому изучение возникновения и развития экономики, как науки очень важно на современном этапе развития общества.
1. Предмет экономики
 
Представления о предмет  экономической теории менялись в  ходе углубления знаний о хозяйственной  деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время  считалось, что предметом этой науки  являются причины роста материального  благополучия людей.
В дальнейшем представления о предмете экономики, как науки все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.
Действительно, все мы живем  в мире ограниченных возможностей и  редких ресурсов. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель,  доступных  для извлечения и использования  полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии.
Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается  как их недостаточность для достижения огромного множества различных  целей, которые ставят перед собой  люди. При этом предполагается, что  потребности людей, лежащие в  основе их целей, в принципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило  перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования  редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые  они перед собой ставят.
Итак, экономическая теория изучает деятельность (поведение) людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.
 
2. Возникновение экономической науки
 
Экономическая наука отражает те же этапы развития, что и экономическая  реальность, то есть можно выделить предысторию экономической науки, этап становления, развития и совершенствования.
К предыстории науки следует  отнести различные взгляды древних  мыслителей, теологов, философов, политических деятелей. Ценные экономические идеи можно также найти в различных  «ересях», «домостроях», политических контрактах между государствами. 
Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая и Греции. Когда основным было натуральное хозяйство, дорыночная экономика анализировалась философами и религиозными деятелями, доказывавшими преимущества натурального хозяйства, осуждавшими спекулятивные торгово-ростовщические сделки как безнравственные и считавшими рабство нормальным и вечным явлением.
Ксенофонт, Платон и Аристотель анализировали проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства  и гармоничного «идеального» общества.
Значительного развития экономическая  мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями  в этой области являлись известные  древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические  и политические условия в Древней  Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.
Природные условия в  Древней Греции отличаются от природных  условий древневосточных стран  тем, что здесь для нормального  занятия земледелием нет необходимости  строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные  условия для развития частной  собственности на землю, на земельный  участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские  хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.
Рабовладельческий строй представляет первую классовою антагонистическую общественно-экономическую формацию.
Социальная структура  полисов предполагала существование  трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и  рабов самых разных категорий.
Владение земельным  участком рассматривалось как полноценная  гарантия выполнения гражданином своих  обязанностей перед полисом, перед  всем гражданским коллективом.
В Китае первое рабовладельческое  государство возникло в 2 тыс. до н.э. Коллективный трактат «Гуань-Цзы» относится  к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается  в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности  обмена «Гуань-Цзы» содержит вывод  в том, что народ создает доход  для знатных и прибыль для  торговцев.
Важнейшим памятником Древней  Индии является «Артшастра», создал которую Каутилье Вишнугупте. Её цель укрепить рабовладельческое государство. «Артшастра призывает развивать  производственные силы, регулировать цены на товары и соблюдать активный баланс государственного бюджета.
Основателями экономической  мысли Древнего Рима были Катан Старший (234–149 г. до н.э.). одним из трудов Катана стала книга «Земледелие»; Граххи Тиберий и Гай; Варрон (116–27 г. до н.э.), Колумелла (1 век до н.э.).
В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.
Экономические взгляды  Платона и Аристотеля формировались  в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между  рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах.
Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего  натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались  товарно-денежные отношения, в связи  с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей, по их стоимости. Однако, последняя не рассматривалась ещё  как закон цен.
Деньги рассматриваются  как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различается). Предметом  исследования выступает почти исключительно  сфера обращения. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме  прибыли от внешней торговли или  же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.
В экономических учениях  феодального общества присущий ему  способ рассматривается как естественный. По мере его развития усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма – возникновением буржуазной политической экономии.
 
 
 

3. Этапы становления и развития
3.1 Меркантилизм и физиократизм.
 
Как наука экономика возникла в XVI–XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).
Сущность их учения –  в специфическом определении  источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.
В рамках эпохи меркантилизма  различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.
Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.
Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.
Антуан Монкретьен (1575–1621 гг.), известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.
Таким образом, основными  идеями меркантилистов являются:
    Главный объект анализа – торговля и денежные отношения как наиболее развитые в то время экономические формы.
    Меркантилисты устанавливают понятие «торговый баланс», подчеркивают, что главным источником богатства страны является внешняя торговля.
    В качестве полноценных денег признаются лишь благородные металлы. Однако Джон Локк в тот период первым выдвигает идею бумажных денег, которая закладывается в основу банковской системы Франции.
Этап становления экономической  науки включает в себя и учение физиократов: Ф. Кенэ, А. Тюрго («физио» – земля, «кратос» – власть). Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличие от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды.
Физиократы выступали  с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе  явлений в сфере обращения, к  анализу производства. Они исследовали  вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. В  этом состоит главная научная  заслуга физиократов.
Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказал, что «обмен или торговля не порождают  богатств, совершение обмена, ничего, стало  быть не производит [4] и объяснил это  тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают ещё до того, как поступают на рынок. Отсюда следовало, в обмене богатство не создается и прибыль не возникает.
Центральное место в экономической  системе физиократов занимало учение о «чистом продукте», под которым  Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где  под воздействием сил природы  увеличивается количество потребительных стоимостей. В промышленности «чистый  продукт» не возникает, богатство не создается.
Заслугой физиократов  является данный ими в пределах буржуазного  кругозора анализ капитала. Причем капитал они рассматривали не как деньги (они лишь средства приобретения капитала), а как производительный капитал.
В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство  государства в экономическую  жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.
Таким образом, физиократы уже  исследуют производство в сельском хозяйстве. Источником богатства с  точки зрения физиократов признается производительный труд работников в  этой сфере. В то же время отмечается «бесплодность» собственников земли  и ремесленников. Физиократы впервые  исследовали движение (кругооборот) продукта (экономическая таблица  Ф. Кенэ).
3.2 Классическая политэкономия
 
Период классической политэкономии  занимает кон. XVII – сер. XIX вв. Зарождение в последней трети XVIII века классической школы связано с именем Адама Смита. Дальнейшее развитие классической школы в конце XVIII – начале XIX вв. принадлежит таким экономистам, как Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй и Т. Мальтус.
Так, Д. Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.
Ж.Б. Сэй впервые исследовал проблему равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от коньюнктуры рынка.
Основоположником классической школы в экономической науке  является Адам Смит (1729–1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Центральная идея – это либерализм в экономике – минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал «невидимой рукой рынка». Он считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации, прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономический человек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.
Смит утверждал: «Для того, чтобы поднять государство с  самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все  остальное сделает естественный ход вещей» [5].
А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.
Давид Рикардо (1772–1823 гг.) – другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Отличительная черта его научной системы – признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль – результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.
Классическая буржуазная политэкономия уступает место вульгарной, т.е. не научной буржуазной политэкономии, для которой становится характерным  скольжение по поверхности явлений. Описание внешней видимости экономических  отношений капитализма, маскирующей  их подлинную антагонистическую  сущность.
Вульгарная политэкономия  возникла на рубеже XVIII–XIX веков, её основоположниками явились Ж. Сэй (Франция) и Т. Мальтус (Англия).
Выделение ими ненаучных  элементов в учении Смита и  развитие их в систему, последующая  вульгаризация теории Д. Рикардо, Д. Миллен, Д. Мак-Куллаком. Затем и открытый разрыв с классической школой в писаниях Н. Синиора (Англия), Ф. Бастис (Франция), Г. Кэри (США) и исторической школы (Германия) представляют основные вехи процесса вульгаризации буржуазной политэкономии в первой половине 19 века.
Господствующему классу необходима была идеологическая защита существующих порядков. Представители вульгарной политэкономии рьяно отстаивали эти порядки, добиваясь чтобы интересы землевладельца и капиталиста, совпадая, были направлены против рабочих. Но при этом пытались убедить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс, представляя утопией всякое стремление к усовершенствованию существования общественного строя.
Таким образом, основными  идеями и ключевыми выводами классической политэкономии являются:
• Классическая политэкономия  – это наука о богатстве, его  источниках, распределении, движении, оценке.
• Классическая политэкономия  оформила экономическую науку в  целостную систему, представив объект изучения, методологию, определенный инструментарий (цена, стоимость, цена производства, закон  стоимости, рента, прибыль, др.).
• В учении классиков  определены основные принципы функционирования рыночной экономики. Главный принцип  – невмешательство государства  в экономику (принцип саморазвития).
 
3.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм
 
Неоклассическая политэкономия: У. Джевонс, Дж. Кларк, А. Маршалл, К. Менгер.
Основным положением учения неоклассиков является положение о  субъективной оценке потребительских  благ индивидов, а также убывающая  полезность. Неоклассики также обращаются к проблеме общего экономического равновесия. По их мнению, всегда существует общее  экономическое равновесие. Также, по мнению неоклассиков, экономика рыночного  типа не может иметь перепроизводства, кризисов, безработицы.
Из трудовой теории стоимости  возникает и марксизм. Для марксизма, прежде всего, ценна методология  исследования всей социально-экономической  системы, а также социально-экономическая  структура между различными классами того периода. В основу этой структуры заложено учение о прибавочной стоимости и экономическая эксплуатация. 
К особым теориям XIX века следует отнести марксизм, который основывался на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества.
К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» К. Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель. Убежденность в неизбежном крахе капитализма основана на теории классов, классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией.
Марксизм – направление  в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов  развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818–1883 гг.) – основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд – «Капитал», первый том которого был издан в 1867 г.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм «марксистов» оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.
Дальнейшее развитие марксистского  направления в экономической  теории было продолжено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским, Э. Бернштейном и др. и служило теоретическим и идеологическим основанием классовой борьбы пролетариата по преобразованию экономики.
Таким образом, можно сделать  вывод, что благодаря Марксу политэкономия  обогащалась положениями о постоянном и переменном капитале. Маркс, проанализировав  экономическое развитие Германии в  XVII–XIX веках, сделал вывод, что основой развития капиталистического общества является частная собственность на средства производства, которая порождает такую категорию как капитал, наемный труд, прибавочная стоимость и т.д.
Недостаток этого учения в одном из выводов, согласно которому экономика общества должна развиваться  только на частной собственности, хотя существует множество других форм собственности.
Социальными аспектами экономических  отношений современные экономисты – теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к  истокам – учению К. Маркса.
 
3.4 Маржинализм
 
В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. Именно изменяющиеся потребности человека являются движущим рычагом развития экономики: «…человек со своими потребностями… составляет исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства».
Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века.
Маржинализм (от английского  marginal, «предельный») – теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних (предельных) величин и состояний.
Наиболее значимым вкладом  «австрийцев» в экономическую теорию было использование принципиально  нового – субъективного – подхода  к определению стоимости, суть которого – определение стоимости блага  с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими  разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся  в наличии, единицы продукта.
 
3.5 Кейнсианство, неокейнсианство
 
Кризис 1929–1933 гг. (общий кризис) подтолкнул к критике неоклассической теории и возникновению кейнсианства (Дж.М. Кейнс), а затем неокейнсианства (Харрод, Домар).
С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в.
Новаторство экономического учения Дж. Кейнса проявилось в анализе рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили их того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией, нарушением пропорций и т.д. В теории Дж. Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики.
Эффективность регулирования  государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.
В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская (Э. Хансен, С. Харрис и др.) и европейская (Ф. Перру и др.) по разному определяющие размер государственного вмешательства в экономику.
До второй половины 70-х  годов неокейнсианство было одним  из главных экономических течений, но в условиях одновременно высокой  инфляции и экономического спада  в экономике Запада 70-х годов  рецепты кейнсианской школы не работали, к вопросу государственного вмешательства  в экономику стали относиться негативно.
Уже в 30-е годы для противодействия  кейнсианским идеям госрегулирования возникла неолиберальная концепция  в теоретических разработках. Неолибералы  отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».
Одним из наиболее ярких  представителей неолиберального направления  является чикагская школа во главе  с М. Фридменом. Они считали, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль, и что путем регулирования объема денежной массы можно оказывать влияние на экономику. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х – начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.
Следующий этап в развитии экономической теории связан с великим  популяризатором экономических  идей американским ученым Полем Самуэльсоном. Он пришел к идее «Великого Неоклассического Синтеза», то есть разумном сочетании  всего наиболее ценного в неокейнсианских  и неоклассических теориях. В  своем знаменитом учебнике он выступает  за активное вмешательство государства, при сохранении традиционных ценностей  западной цивилизации демократии, личной свободы, частной собственности, свободной  конкуренции, гарантирующих свободу  индивидуального выбора, то есть объединяет эти два начала, совмещает и заставляет их работать согласованно.
Таким образом, можно выделить основные идеи кейнсианцев:
• Критикуется методологическая позиция неоклассиков относительно возможностей бескризисного саморазвития рыночной экономики, и, как следствие, возможность использования эффективно имеющихся ресурсов.
• Выдвигается необходимость  вмешательства третьей внешней  силы – государства – по регулированию  экономики (помимо производителей и  потребителей). Главным механизмом в регулировании экономики признается совокупный спрос.
• Изменяется область исследования, а именно уделяется внимание психологии поведения не только индивидов, но и  отдельных групп, классов, социально-политических слоев.
Неокейнсианцы обращаются к  очень сложной проблеме того времени – экономическому росту и развитию.
В конце 20-х – начале 30-х  годов ХХ века экономика капиталистических  стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического  неравновесия периода «Великой депрессии». Объяснить это устойчивое негативное явление в экономике, найти рецепты  выхода из этой ситуации используя  положения классической теории –  не удавалось. Позиция классиков  относительно саморазвития экономической  системы и невмешательства государства  в экономику не подтверждалась на практике.
 
3.6 Институционализм
 
Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.
В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы  обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более  широкого плана. Их волнуют не чисто  экономические проблемы, но экономические  проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми  проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты  не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В  этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать  и взять на вооружение общую, логически  стройную теорию.
Таким образом, нституционалисты критикуют классическую и неоклассическую школу за их дедуктивный подход к описанию экономики. Институционалисты считают, что экономика – это, прежде всего, функционирование институтов, в условиях которых осуществляется использование имеющихся ресурсов страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
Итак, я рассказала о самых  значимых и ярких этапах развития экономической науки и экономической  мысли.
Даже после самого беглого  ознакомления с историей экономических  учений можно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютно верной, но в то же время  зерно истины содержится в любой  из них. Это весьма интересно и  отличает э
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.