На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ ассортимента и структуры продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?29
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1.              Формирование и управление ассортиментом
2.              Анализ выполнения плана по ассортименту продукции
3.              Анализ структуры продукции методом прямого счета
4.              Анализ показателей качества продукции
5.              Резервы повышения выпуска и реализации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
Анализ объема продукции;
Анализ ассортимента продукции;
Анализ структуры продукции;
Анализ качества продукции;
Таким образом рассматриваемая тема является весьма актуальной.
Целью курсовой работы является закрепление и обобщение изученного теоретического материала в части анализа ассортимента и структуры продукции, приобретения опыта самостоятельной работы с учетной, статистической и другой экономической информацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
?                  рассмотрение теоретических основ формирования и управления ассортиментом;
?                  изучение организации проведения анализа структуры, качества ассортимента продукции.
В процессе исследования используется информация, отраженная в научных изданиях по управленческому и бухгалтерскому учету, нормативная и справочная литература.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
 

1.                  Формирование и управление ассортиментом
 
Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению).
В основу классификации товаров по сырьевому назначению положен признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты. Так, например, по сырьевому признаку можно классифицировать такие товарные группы, как:
1) хлебобулочные изделия;
2) кондитерские изделия;
3) молоко и молочные продукты;
4) рыба и рыбные продукты;
5) хлопчатобумажные ткани;
6) шерстяные ткани и т.д.
По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.). То же самое можно сказать и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.).
В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Например[1]:
1) товарная отрасль (швейные изделия, зерномучные, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.);
2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);
3) товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т.д.);
4) отдельные разновидности товаров (сухое кофе, растворимое кофе, пряники мягкие, сухари с изюмом и т.д.).
В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.
Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями[2].
С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Таблица 1
Группы товарного ассортимента
1. По назначению товара
продовольственные и непродовольственные товары
2. По назначению
хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и т.п.
3. По ограниченности сроков хранения
скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары.
4. По признаку сложности ассортимента:
товары простого ассортимента - товары, имеющие небольшое число видов или сортов, например, хлеб, хозяйственное мыло и др.; классифицируются не более чем по трем признакам;
товары сложного ассортимента - товары, имеющие внутреннюю классификацию по большому количеству критериев, например, одежда характеризуется цветом, размеров, фасоном, видом ткани.
Продолжение таблицы 1
5. По частоте предъявления спроса:
товары частого спроса (товары, которые приобретаются на ежедневной или еженедельной основе);
товары периодического спроса (приобретаются раз в один или несколько месяцев);
товары редкого спроса (приобретаются раз в один или несколько лет).
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.
6. По характеру спроса:
товары твердо сформулированного спроса - товары, спрос на которые определился до посещения магазина и предъявляется на конкретный товар или его разновидность;
товары импульсного (импульсивного) спроса - товары, спрос на которые возник во время посещения магазина под влиянием различных стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес других покупателей;
товары альтернативного спроса - товары, спрос на которые возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки и т.п.) во врем ознакомления с ассортиментом и выбора товара.
7. По значению товаров для покупателей:
основной ассортимент - ориентирован на обычные потребности потребителей и характерен для данной торговой организации (например, обувь в магазинах обуви);
сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, предметы для ухода за обувью в обувном магазине).

 
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики[3]:
- установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);
- принятие решений относительно включения в ассортимент новых товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров;
- оптимизация структуры ассортимента.
Решения, принимаемые фирмой в рамках ассортиментной политики, могут включать[4]:
1. Сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в ассортименте, связанные с уменьшением его широты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров.
2. Расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его широты. Причинами расширения ассортимента являются изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.
3. Увеличение или уменьшение длины товарных групп - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.
4. Обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества.
5. Достижение большей или меньшей гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам. Преимущество гармоничного ассортимента для покупателей связано с большим удобством поиска близких по назначению или дополняющих друг друга товаров, для продавца - в том, что гармоничным ассортиментом проще управлять. В то ж время отсутствие гармоничности не является недостатком торгового предприятия, если предлагаемые товарные группы пользуются активным спросом.
6. Стабилизация ассортимента подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса.
7. Совершенствование структуры ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и задачам максимизации прибыли предприятия.
 


2.                  Анализ выполнения плана по ассортименту продукции
 
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе фактических и плановых данных за день, месяц нарастающим итогом по следующим группам показателей: объем, ассортимент, качество продукции;
Изучение динамики выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции. Это ретроспективный анализ. Валовая, товарная и реализованная продукция анализируется в стоимостных текущих и сопоставимых ценах, а также в натуральных показателях[5].
Абсолютные отклонения объемов производства сравниваются с абсолютными отклонениями объемов реализации от планового задания по сравнению с прошлым годом, от периода, взятого в качестве базы сравнения. Среднегодовой абсолютный прирост определяется путем деления общего прироста продукции на число лет.
Сопоставление объемов выпуска и продаж позволяет оценить текущую ситуацию и при необходимости принять своевременные корректировки в стратегии развития.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные – относительно предыдущего периода
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент[6].
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Таблица 2
Выполнение плана по ассортименту
 
Изделие
ТП в план. ценах, тыс. руб.
Выполнение плана, %
ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
План.
Факт.
А
28800
25200
87,5
25200
В
33600
33264
99,0
33264
С
19200
23176
120,7
19200
Итого
81600
81640
100,049
77664
 
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
по способу среднего процента по формуле
 
ВПа = ВПn: ВП0 х 100%[7], (1)
 
где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
 
Для нашего примера ВПа = 77664: 81600 х 100% = 95,2%.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Далее определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

3 Анализ структуры продукции методом прямого счета
 
Фактическая себестоимость выпущенных изделий, выполненных работ или услуг по каждому заказу калькулируется по его окончании суммированием расходов на производство с учетом имевшего место возврата неиспользованных материальных ценностей и является не средней, а вполне определенной величиной. Калькулирование фактической себестоимости отдельных изделий осуществляется способом прямого расчета, то есть сумма всех расходов на производство делится на количество входящих в этот заказ изделий.
Метод прямого счета основан на анализе фактических расходов расчетного периода. Под фактическими расходами понимают расходы, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме производства и равные объему потребленных производственных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы. Причем контроль их рентабельности может быть проведен таким образом, что фактические расходы прошлого периода могут рассматриваться как плановые расходы и противопоставляться этим расходам расчетного периода.
Главный недостаток рассматриваемого метода заключается в невозможности текущего контроля расходов. Фактические расходы являются результатом совместного воздействия всех определяющих их факторов: колебаний в загрузке, изменения мощности, цен, а также проявления бесхозяйственности на предприятии. При этом не достигается главная цель учета расходов, а именно контроль экономичности.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле[8]
,
где   – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.3) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Таблица 3
Анализ структуры продукции
Изделие
Опт. цена за единицу продукции, руб.
Объем производства продукции в натуральных измерителях
Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.
Изменение
ТП за счет структуры, тыс. руб.
План.
Факт.
План.
Факт пересчи-танный на план. структуру
Факт.
1
2
3
4
5
6
7
8= 7-6
А
500
57600
50400
28800
28900
25200
- 3700
В
600
56000
55470
33600
33717
33282
-435
С
700
27430
35650
19201
19267
24955
5688
Итого:
 
141030
141520
81601
81884
83437
1553
 
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).
Как показывают данные табл.3, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.
 

4 Анализ показателей качества продукции
 
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют
полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д),
надежность (долговечность, безотказность в работе),
технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид[9]
; (2)
; (3)
(4)
где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.
 
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующим мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны[10].
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели предприятия: изменения выпуска товарной продукции (?ВП), изменения выручки от реализации продукции (?В) и изменение прибыли (?П).
Приведем пример анализа показателей качества продукции на примере
Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество реализованной продукции, тем выше зачетная масса (объем) и цены, и наоборот, предприятия, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе. Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш предприятия (табл. 8).
Таблица 8
Анализ качества реализованной продукции за 2009 год
Вид продукции
Реализовано
Потери (-), выигрыш (+)
Физический объем, усл. ед.
Зачетный объем, усл. ед.
усл. ед.
%
Медтехника
Изделия из порошков
Приборостроение
12863
 
896
 
561
12718
 
881
 
551
-145
 
-15
 
-10
-1,13
 
-1,65
 
-1,81
 
В анализируемом предприятии качество и уровень товарности несколько ниже планового. По медтехнике товарность низкая, зачетная масса ниже фактически выпущенной, что возможно при ухудшении качества продукции.

5 Резервы повышения выпуска и реализации продукции
 
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы, влияющие на изменение их объема.
Особое внимание следует уделить изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования[11]:
 
ВП = ЧР ? ГВ; (6)
 
РП = ЧР ? ГВ ?ДВ, (7)
 
где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;
ДВ – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
- обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
 
ВП = ОПФ ? ФО; (8)
 
РП = ОПФ ? ФО ? ДВ, (9)
 
где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов пред приятия;
ФО –
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.