На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….2 1 Понятие рынка, функции, виды………………………………………………3
1.1 Сущность  и функции рынка………………………………………………..3
1.2 Виды  рынков…………………………………………………………………5
2. Основные хозяйствующие субъекты рыночной экономики……………….8
3. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, конкуренция и цена……………………………………………………………………………….12                                                                                                              
3.1 Понятие рыночного механизма и его элементов………………………….12
3.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма………………………...19
3.3 Положительные и отрицательные стороны рыночного механизма…….25
Заключение………………………………………………………………………28
Список  литературы……………………………………………………………..29
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
     Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1
     Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
     Конечно, общество в лице государства может  пытаться воздействовать на цены и даже прямо их устанавливать, руководствуясь намерениями, которые считает благими. Однако результатом такого вмешательства часто оказывается понижение экономической эффективности хозяйствования в масштабах страны, потеря части общественного благосостояния.2
     Важнейшими  дефинициями рыночной экономики  являются элементы рыночного механизма. Задачами данной курсовой работы будут следующие:
     - дать краткую характеристику  рынка;
     - дать представление об основных  элементах рыночного механизма  - цене, спросе и предложении, конкуренции;
     - остановиться на позитивных и  негативных моментах рыночного  механизма.
     Актуальностью работы является постоянная потребность  в изучении рыночных механизмов.
 

    ПОНЯТИЕ РЫНКА, ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ
    1.1 Сущность и функции рынка
     Рынок возник еще на стадии варварства и  на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
     На  экономическом рынке постоянно  совершаются революции. Выросли  цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
     Рынок выполняет определенные функции3:
     - выдает сигналы производству  по выработке определенных товаров  и услуг, их увеличению или  сокращению;
     - уравновешивает спрос и предложение;
     - обеспечивает сбалансированность  экономики; 
     - на основе дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
     - это своеобразный двигатель научно-технического  прогресса; 
     - объективно формирует корпус  умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
     Свободный рынок характеризуется следующими чертами4:
     - неограниченным числом участников  рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
     - свободным доступом к любым  видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
     - неограниченной свободой продвижения  капитала и рабочей силы;
     - наличием у каждого участника  полной информации о рынке; 
     - стихийным установлением цен  в ходе свободной конкуренции; 
     - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
     В известной мере можно говорить, что  свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система  наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем5:
     - рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
     - не создает условий для реализации права на труд;
     - не гарантирует полную занятость населения;
     - не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
     - не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
     - не защищает среду обитания человека от загрязнения;
     - рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
     В чистом виде капитализм и свободный  рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
     В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера6.  

     1.2 Виды рынков
     Рынок можно рассматривать по географическому положению, по характеру и объему продажи, по товарному ассортименту и по ряду других признаков.
     По  географическому признаку различают местный, национальный и мировой рынок.
       Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся  в пределах села, города. Он был характерен доиндустриальной стадии производства.
       Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.7
       В результате мощного развития  крупного машинного производства, появления крупного акционерного  капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок.
     Рассмотрим  деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов8:
     1. Рынок средств производства 
     Торговля  средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.
     Характерная особенность рыночной экономики  состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
     2. Рынок рабочей силы 
     Рынок рабочей силы теснейшим образом  связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
     3. Рынок капитала и финансов 
     В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.9
     4. Рынок потребительских товаров
     На  нем взаимодействует все население  с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
     5. Рынок информационных материалов  и информационных услуг 
Для рыночного  хозяйства достаточно высокая степень  неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
     Сейчас  в высокоразвитых странах реально  существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательно во второй половине нынешнего столетия.
     В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие  крупные отрасли рыночной деятельности:10 рынок потребительских продуктов; рынок  средств производства; рынок услуг; рынок труда; рынок научных и опытно-конструкторских разработок; рынок ссудных капиталов; рынок ценных бумаг; рынок валют; рынок духовных благ.
 
     2. ОСНОВНЫЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ  СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
     Ограниченный  объем основных экономических ресурсов определяет необходимость их эффективного и рационального использования – минимизации затрат при максимизации результата. На реализацию этой цели направлена хозяйственная деятельность. Это вид деятельности, направленный на производство благ, основанный на постоянном процессе оценки, сравнения и отбора альтернативных вариантов использования экономических ресурсов, необходимых для этого. Для поддержания постоянного протекания этого процесса существуют определенные экономические агенты – хозяйствующие субъекты. Их отличительной особенностью по сравнению с другими элементами национальной экономики является способностьк принятию и реализации самостоятельных решений по организации своей экономической деятельности.      Особенности каждого хозяйствующего субъекта связаны с тем, в каком отношении он находитсяк экономическим факторам и ресурсам, является это владением или пользованием. Объем находящегося вих распоряжении капитала и экономической власти оказывает непосредственное влияние на выбранную форму хозяйственной деятельности. Это может быть либо непосредственное участие в управлении крупными организациями, индивидуальная предпринимательская деятельность или распоряжение только собственным трудом.
     В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:11
     1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам. Финансовые ресурсы, полученные в результате этого, используются для приобретения необходимых им благ или же для накопления. В зависимости от существующей в обществе структуры и размеров доходов домашние хозяйства имеют специфическую экономическую свободу – право принимать независимые экономические решения;
     2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Например, они различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), по видам и масштабам своей деятельности. Общепринято их деление на финансовые – предприятия, деятельность которых направлена на инвестирование капитала в производство благ, и нефинансовые – предприятия, деятельность которых направлена исключительно на производство благ. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;
     3) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. К ним относятся, например, ассоциации бизнесменов, благотворительные фонды и организации, профсоюзные организации, спортивные клубы. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики. Например, целью деятельности некоммерческих организаций в области науки является развитие научного потенциала страны. Результатом реализации этой чисто некоммерческой цели является развитие трудового потенциала страны, а следовательно всей национальной экономики;
     4) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов. Для этого оно использует широкий набор методов, позволяющих ему занять активную позицию в национальной экономике. Оценка экономической активности государства производится с привлечением различного рода индикаторов, к числу которых относятся, например, объем государственной собственности, доля благ, производимых государством, объем государственных расходов и налогов в ВВП.
     Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Основой такого взаимодействия, определяющей его характер, являются экономические интересы – причины экономических действий хозяйствующих субъектов. На них оказывают непосредственное влияние положение хозяйствующего субъекта в национальной экономике, реализуемые им экономические функции. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.
     Действия  предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства. Определяющее значение имеет реализация приоритетных для всего населения задач, установление фундамента для эффективного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов.
     Характер  взаимодействия хозяйствующих субъектов  неоднозначен и разнообразен по своему видовому составу, основу его составляют определенные экономические интересы. Вместе с тем на это оказывают влияние и другие факторы, например интересы общества, социума и нации. 

     
     3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ И ЦЕНА.
     2.1 Понятие рыночного механизма и взаимосвязь его элементов
     Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? Для кого производить?12
       В рыночной экономике эти вопросы  решаются главным образом с  помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).
     Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
     Рыночный  механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы:
     1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
     2) объекты (различных видов рынка  товаров);
     3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
     4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических  связей;
     5) механизм ценообразования. 
     Рассмотрим  сначала процесс в самом общем  виде на примере. Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель, в результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.
     Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.
     Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
     В условиях современных рыночных экономических  отношении цена выступает как  связующий фактор между продавцом  и покупателем. Когда рыночной спрос  равен предложению, устанавливается цена, которая удовлетворяет покупателя и продавца.13
     Рыночная  цена формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства и сложившейся на рынке конкуренции.
    Цена  является экономической категорией и выполняет такие функции:
    Учетная функция определяет, сколько затрачено материалов, сырья, труда на производство данного товара. Одновременно она отображает издержки производства на данный товар и величину прибыли. Цена ориентирует товаропроизводителей на выпуск того или иного товара.
    Стимулирующая функция. Цены на рынке постоянно колеблются. При росте цен на определенную продукцию у производителей возникает интерес увеличить капиталовложения в производство данного товара, при снижении цен происходит отток капитала из данного производства для инвестирования более прибыльного товара.14
    Распределительная функция. Государство стремится через включение в цены отдельных товаров акцизов, налога на добавленную стоимость и др. видов косвенных налогов повлиять на формирование бюджета государства, региона и т. д. В условиях современного капиталистического общества рынок имеет определенную свободу в ценообразовании на определенные товары и услуги. Цены на товары первой необходимости находятся под контролем государства.
    Функция балансирования спроса и предложения. Под средством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
    Функция рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
     Рыночная  цена устанавливается под воздействием спроса и предложения.
     Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления15.
     Рыночную  цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна).
     Равновесная цена – это такая цена, при  которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом.16 На рисунке 1 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

     Рисунок 1 - Равновесие на рынке
     Условные  обозначения:
     Р – равновесная цена
     Q – равновесный объем продаж
     Е – точка равновесия
     Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
     На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит в следующем:
     1) Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
     2) Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.17
     Спрос и предложение, являясь ключевыми  элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм.
     Рассмотрим  ситуацию, когда спрос на какой-либо товар измениться в результате неценовых  факторов. Предположим, что спрос  на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.
     Повышение спроса на графике отразится как  сдвиг кривой спроса вправо (из положения  D в положение D1), что изображено на рисунке 2.18 В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

     Рисунок 2 - Спрос, предложение, цена
     Время от времени, правительство вмешивается  в работу конкурентного рыночного  механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В  таких случаях величина предложения  становится не равной величине спроса, при введении «потолка» цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок».19
     Цена  «пола» - установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены.20
     Цены  «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
     Примером  цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
     С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в  России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены  «потолка» занижены по сравнению  с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
     Наиболее  эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. 

     3.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма
     Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
     Понятие конкуренции используется в экономике  в разных значениях. Конкуренция  характеризуется как форма взаимного  столкновения интересов всех субъектов  рыночного хозяйства. Конкурируют  между собой покупатели. Осуществляется конкуренция между продавцами и покупателями. Происходит свободное, полно и достоверное сопоставление всех субъектов, их соперничество как в предложении, так и в спросе на товар, услуги, ресурсы. Это поведенческая конкуренция, характерная для классической и неоклассической экономической теории.
     Конкуренция – это экономическое состязание на рынке за покупателя, за более  выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа21.
     Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.