На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций. Принципы управления и организация школьного самоуправления МОУ СамЛИТ. Особенности менеджмента школы: задачи и функции внутришкольного управления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет
имени академика С.П. Королева»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента
Курсовая работа по курсу "Основы менеджмента"
на тему
"Сущность и особенности менеджмента
в бюджетных организациях"

Выполнила:
А.А. Коробецкая
группа 731
Научный руководитель:
ст. преп. Ю.В. Матвеева
Самара 2008Оглавление
    Введение 3
    1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями 4
      1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 4
      1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5
      1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций 10
      1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12
    2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий» 15
      2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования 15
      2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 17
      2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19
      2.4 Принципы управления деятельностью лицея и организация школьного самоуправления 21
    3. Анализ организации управленческой деятельности в МОУ СамЛИТ по основным направлениям менеджмента с учетом его специфики для инновационного общеобразовательного учебного заведения 24
      3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24
      3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25
      3.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
      3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31
    Заключение 35
    Библиографический список 37

Введение

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.

Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Поэтому цель данной работы заключается в определении наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Для этого необходимо решить несколько задач.

В первую очередь, необходимо выделить особенности, присущие большинству бюджетных организаций. Для этого нужно четко очертить понятие бюджетной организации, выявить отличия бюджетных организаций от коммерческих и негосударственных некоммерческих, определить среди отличий наиболее существенные для менеджмента. Решению этих задач посвящена первая часть работы.

В зависимости от вида деятельности бюджетные организации значительно отличаются друг от друга, так же как и менеджмент в них. В последние годы значительное развитие получило такое направление как менеджмент образования.

В работе менеджмент бюджетных организаций рассматривается на примере МОУ "Самарский лицей информационных технологий". Вторая часть работы содержит описание данной организации, ее цели, ценности, миссию. Дается описание предоставляемых образовательных услуг, подробная характеристика организационной структуры.

В большинстве случаев менеджмент образования рассматривает управление высшим учебным заведением, но в работе описывается школа, поэтому необходимо отдельно охарактеризовать менеджмент школы и определить его задачи. Затем нужно выделить наиболее важные для школьного управления функции менеджмента и рассмотреть их реализацию на примере Самарского лицея информационных технологий.

Лицей является инновационным учебным заведением с развитой информационной средой, активно привлекающим внебюджетные средства, и для него особенно важен качественный менеджмент, как в плане управления учебно-воспитательным процессом, так и при организации другой деятельности лицея.

1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями

1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств. Оно не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти.
Бюджетная организация - созданная органами государственной или местной власти организация для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемая из федерального, регионального, местного бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; наделяется государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления. [13, с. 34]
Исходя из этого определения, бюджетная организация определяется двумя основными чертами:
· бюджетная организация является некоммерческой;
· финансирование бюджетной организации ведется за счет государства.
Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций во многом определяет особенности менеджмента в них. Согласно ГК РФ, к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли [5, с. 14]. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Таким образом, главной целью некоммерческих организаций (НКО) и главным мотиватором деятельности их менеджеров является служение общественным целям. Оценка их деятельности исходит со стороны общественно-политических групп и государственных органов.
Миссия бюджетных организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает им заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.
Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета [2, с. 15]. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.
К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии. Они ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое.
Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых услуг.
Имеются существенные трудности для непосредственного переноса методов стратегического планирования и управления, систем принятия решений и механизмов контроля, полученных на основании исследования корпораций, на бюджетные организации. Эти трудности можно преодолеть, рассмотрев различия целей этих организаций, и оценки их эффективности.

1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них

Деятельность любой организации определяется ее целями. Различия целей коммерческих и некоммерческих организаций являются существенными и во многом определяют принципиальное различие в подходах к стратегическому планированию и управлению фирмой и бюджетной организацией.
Если вполне оправданным и осуществимым практически требованием для корпоративных целей является их количественное выражение, то представить количественно цели НКО трудно, а часто и невозможно. Хотя было бы неверным утверждать, что цель максимизации прибыли является определяющей для всех коммерческих организаций и на всех этапах их развития, тем не менее, без получения прибыли фирма не может существовать более или менее длительное время. Эта прибыль фиксируется в планах, определяются методы контроля всех этапов ее получения. Исходя из ожидаемой прибыли, определяются и цели организации и пути их достижения. Следовательно, фирмы имеют преимущества в процессе определения целей: они могут быть ясно, конкретно определены и представлены в количественном выражении. Например, должен быть достигнут определенный уровень продаж, охвата рынка или производительности.
В случае любых НКО цели определяются нередко в общем виде, качественно. Отсюда при их формулировании часто используются глаголы «улучшить», «повысить», «преодолеть» и т.п. Зачастую они не являются операционализированными, т.е. не существует некоторой совокупности операций или действий, осуществление которой позволяет достичь целей.
Цели, как фирмы, так и бесприбыльной организации, могут конфликтовать, противоречить одна другой. В случае фирмы конфликт целей разрешается перераспределением ресурсов, которые, в конечном счете, определяются объемом прибыли. Зачастую фирме приходится отказываться от некоторых целей, вследствие недостатка ресурсов, откладывать их достижение до лучших времен. Таким образом, коммерческие организации обычно преодолевают проблему существования конфликтующих целей.
Но даже если цели НКО ясны, не конфликтуют между собой и являются неизменными, оценка производительности организации является крайне сложным делом. Эта сложность может существовать и в том случае, когда цели организации определены количественно, заданы временные рамки их достижения, однако не существует объективного способа определения производительности отдельных подразделений организации.
Один из способов решения проблемы состоит в том, чтобы измерить некоторые аспекты производительности в надежде, что «хорошая» производительность в соответствии с этим критерием будет отражать достижение неизмеримых «истинных» целей [9, с. 157]. Так, например, если цели школы состоят в том, чтобы давать детям образование и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются целями, которые нельзя непосредственно измерить, могут быть использованы опосредованные методы измерения достижения целей для того, чтобы оценить производительность деятельности бюджетной организации в целом.
В случае со школой можно измерить экзаменационные оценки и использовать эти данные как критерий для сравнения одной школы с другой (однако такое измерение нельзя считать полностью объективным - состав учеников каждой школы, имеющиеся ресурсы, родительская поддержка и т.д. не одинаковы).
Среди теоретических концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента бюджетных и некоммерческих организаций, можно выделить теории «производства общественных благ», «невыполненного контракта», «контроля стейкхолдеров» [17, с. 32-39].

Теория «производства общественных благ».

Согласно теории «производства общественных благ» американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда, специфика экономики и менджмента некоммерческих организаций следует из самих причин появления некоммерческих организаций - они возникают вследствие неэффективности коммерческих структур в производстве общественных благ.

Общей отличительной особенностью общественных благ, по сравнению с частными благами, является наличие двух свойств - неконкурентности и неисключаемости, т.е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать к потреблению данного блага. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами.

Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества; рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д.

В условиях неопределенности коммерческое производство общественных благ затруднено и приводит к снижению или отсутствию предложения со стороны предпринимателей. Таким образом, отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют ведению предпринимательства в этой сфере.

Социальный маркетинг. Необходимым условием выпуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей). Применение социального маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения.

Фандрейзинг (Fundraising). Доступ к общественным благам всех групп населения, независимо от уровня доходов, не позволяет в большинстве случаев производителям устанавливать на общественные блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. В результате доходы от выпуска общественных благ могут не покрывать всех расходов, связанных с их производством. В таких условиях крайне важным становится применение фандрейзинга, направления менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии и т.д.

Добровольчество. Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отношений в этой области. Большое значение приобретает добровольчество, система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. В некоммерческих организациях труд волонтеров обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д.

Теория «невыполненного контракта».

И. Илман и Г. Хансманн разработали теорию «невыполненного контракта», согласно которой в ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за деятельностью производителей, в связи с чем последние могут намеренно завышать цену при низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния клиента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение обычных контрактных обязательств, что Хансманн называет «невыполненным контрактом».

Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества.

В силу того, что имущество государственных учреждений является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти.

В результате, бюджетные учреждения предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами.

Первый, для ведения предпринимательской деятельности при учреждении создается отдельное предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит учреждению.

Второй, учреждение предоставляет свои площади, торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент.

Теория «контроля стейкхолдеров».

На общественный контроль, или «контроль стейкхолдеров», как главную особенность экономики и менеджмента некоммерческих организаций, указывают А. Бен-Нер, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен, И. Фама и М. Дженсен.

Данный контроль, по их мнению, содействует доверию организации, определяет социальную значимость ее работы и необходимость ее финансирования. Социальная значимость, или социальный эффект, отражает результаты деятельности некоммерческой организации, не связанные с получением материальных выгод, а направленные на рост благосостояния общества.

Менеджмент организаций культуры также опирается на контроль со стороны стейкхолдеров. В качестве стейкхолдеров могут выступать благотворители, фонды, профсоюзы и т.д. В большинстве случаев контрольные функции стейкхолдеров реализуются через попечительские советы в некоммерческих организациях культуры.

Среди функций попечительского совета в учреждении культуры наиболее важными являются управленческие, финансовые и контрольные.

Управленческие функции включают определение стратегии развития организации культуры, планирование основных направлений деятельности, анализ результатов работы. Финансовые функции предполагают финансовое планирование, а также непосредственное привлечение различных источников финансирования от населения, коммерческого сектора и государства.

Контрольные функции заключаются в осуществлении надзора за использованием основных фондов, движением финансовых средств и т.д.

В состав попечительского совета чаще всего входят представители коммерческого сектора, органов государственной власти и др., которые проявляют интерес к развитию деятельности того или иного учреждения культуры. Как правило, попечительский совет формируется из тех лиц, которые оказали поддержку деятельности организации культуры либо в момент ее создания, либо в процессе ее работы. Однако состав попечительского совета может меняться в силу объективных причин, а также решений большинства членов попечительского совета.

Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятельности учреждения культуры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии.

В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций культуры и др.

Большинство бюджетных учреждений испытывает финансовые и организационные проблемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечительского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности, привлечь дополнительные источники финансирования и др.

Рассмотрев теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций. Это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров.

1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций

Для эффективного менеджмента бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица [2, с. 78-94].

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

· учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

· бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

· деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

· основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа ) на условиях оперативного управления.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

· целевые средства и безвозмездные поступления;

· средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

· средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

· средства, полученные от предпринимательской деятельности;

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления. Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае -- и другим заинтересованным пользователям).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Все целевые средства в бюджетных учреждениях разделяются на следующие подгруппы:

· целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

· средства родителей на содержание детского учреждения;

· средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;

· целевых средств и безвозмездных поступлений;

· прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности);

· заемные средства;

· целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

Несмотря на то, что получение прибыли не является целью бюджетной организации, грамотный финансовый менеджмент необходим, так как онпозволяет наиболее эффективно использовать доступные средства для достижения основных целей.

1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций

Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности. В противном случае организация прекратится в источник благотворительности или обогащения отдельных лиц (например, за счет выплаты сотрудникам и экспертам чрезмерно больших гонораров, вознаграждений, премий и т.п.). Отсутствие внимания к эффективности, в конечном счете, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если ресурсы, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение других общественных потребностей, расходуются впустую.

Поскольку проблема оценки эффективности бюджетных организаций состоит в том, что численно измерить объем предоставляемых услуг на выходе весьма сложно, внимание смещается к измерению и контролю издержек на входе [9, c. 166].

Рассматривая конкретные методы оценки эффективности yправления, П. Роби и К. Сейлз предложили следующий список критериев, ориентируясь, главным образом, на коммерческие организации:

1) качество управления;

2) качество продукции и услуг;

3) способность к нововведениям;

4) объем долгосрочных инвестиций;

5) финансовое положение;

6) способность к привлечению, развитию высококачественных человеческих ресурсов;

7) ответственность перед обществом и окружающей средой;

8) широкое использование активов компании.

Очевидно, данный список можно было бы и продолжить. Некоторые из этих критериев подходят и для оценки эффективности бюджетных организаций. Но даже для коммерческих организаций не существует одного или нескольких определенных и признаваемых всеми исследователями критериев оценки эффективности. Различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности.

Основой для решения этой задачи может послужить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций групп поддержки (стейкхолдеров).

1. Целевой подход. Он основывается на утверждении, что все критерии эффективности организации прямо или косвенно связаны с целями. Однако конфликтующие, разноплановые, неопределенные и размытые цели, свойственные большинству НКО, затрудняют построение иерархии целей, выделение главной, определяющей. Для коммерческой организации главные цели связаны с производством и эффективность определяется как отношение издержек к прибыли или коэффициентами рентабельности. Целевой подход, являющийся основным для коммерческих организаций, может выполнять лишь вспомогательные функции для выявления эффективности бюджетных организаций.

2. Процессный подход. Для оценки эффективности с позиций этого подхода внимание уделяется социальным процессам в организации - мотивации, коммуникации, работе в команде, лояльности организационным целям, процессу принятия решений. Здесь в наибольшей степени проявляется связь эффективности с использованием человеческих ресурсов организации. Однако концентрация усилий руководства бюджетной организации на повышении эффективности за счет совершенствования внутриорганизационных процессов может привести к ситуации, когда все усилия направляются на создание комфортной обстановки на рабочем месте для персонала организации, снижения конфликтности любой ценой и замкнутости в рамках внутриорганизационных человеческих проблем.

3. Ресурсный подход. Этот подход связывает эффективность с рациональным потреблением ресурсов. В отличие от двух предшествующих он направлен на учет изменений в общественном мнении во внешней среде, в том числе политических и социальных факторов, и поддерживаемых социальными группами ценностей. Потребляемые ресурсы всегда ограничены и дефицитны. Поэтому оценка эффективности деятельности администрации часто связывается с умением находить новые источники поступления ресурсов, чаще всего финансовых. Однако доминирование ресурсных проблем в управлении, столь характерное для коммерческих организаций, в случае бюджетной организации может привести к ослаблению внимания к текущей, оперативной деятельности и заявленным стратегическим целям.

4. Подход с позиций стейкхолдеров. Этот подход к оценке эффективности пытается преодолеть ограниченность первых трех. В данном случае эффективность определяется как способность удовлетворять потребности и ожидания максимального количества стейкхолдеров организации - спонсоров, представителей общественности, экологических организаций, церковных общин, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Такое понимание эффективности является почти основным для муниципальных организаций, многих организаций государственного управления, общественно-политических объединений и ряда других; провозглашающих в качестве своей основной цели служение общественным интересам. Организации с таким подходом понятия эффективности обычно испытывают трудности в определении иерархии целей, так как последние определяются взаимоотношениями со стейкхолдерами, которые, в свою очередь, могут характеризоваться меняющейся во времени степенью их значимости. Стратегия организации в этом случае будет строиться на определении предпочтительных целей и называется стратегией вынужденной оптимизации. Если организация концентрирует внимание на удовлетворении интересов внешних стейкхолдеров, то это может привести к игнорированию требований процессного подхода и, как следствие, ухудшению внутриорганизационного климата. Поэтому было бы неверным утверждать, что интересы внутренних стейкхолдеров не имеют значения при планировании и реализации стратегии бюджетной организации.

Сочетать эти противоположные требования при планировании стратегии позволяет знание того, что интересами и, следовательно, поведением внутренних стейкхолдеров можно управлять, а на интересы внешних - преимущественно реагировать.

Вывод: Основной особенностью менеджмента бюджетных организаций является некоммерческий характер их целей. Зачастую для таких организаций невозможно сформулировать непротиворечивые и измеримые цели. Общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. От прочих некоммерческих организаций бюджетные отличаются порядком финансирования. Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности, поскольку численно измерить объем предоставляемых услуг на выходе весьма сложно.

2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий»

2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования

Самарский лицей информационных технологий (СамЛИТ) - общеобразовательное учебное заведение элитного типа, реализующее инновационную авторскую концепцию "Информационные технологии в личностно-ориентированном развитии всех участников педагогического процесса". Каждому обучающемуся СамЛИТ созданы условия для самореализации, определения собственной образовательной траектории, успешной социализации и адаптации в современном информационном обществе.

Самарский лицей информационных технологий является муниципальным образовательным учреждением. Образовательным считается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Учредителем МОУ СамЛИТ является Управление образования администрации города Самары [16, c. 2].
Деятельность Самарского лицея информационных технологий регламентируется Уставом лицея. В нем закреплены основные положения, касающиеся организации деятельности лицея, образовательного процесса, управления лицеем, его финансовых и имущественных ресурсов. Ни один внутренний акт лицея не может противоречить его Уставу [16, c. 18]. Устав лицея обязателен для ознакомления для всех учащихся, их родителей и работников лицея.
Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Ценности лицея определяются принципами демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского образования.
Миссией лицея является реализация преемственных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования с учетом образовательного профиля лицея, предполагающего повышенную (углубленную) подготовку по информатике, программированию, информационным технологиям.
Основными целями деятельности лицея являются:
· создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;
· формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
· достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;
· адаптация обучающихся к жизни в обществе;
· создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками лицея;
· обеспечение непрерывности среднего (полного) общего и высшего профессионального образования;
· формирование функционально грамотной личности;
· воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
В лицее накоплен богатейший опыт по применению новых информационных технологий в образовании: разработаны образовательные программы и учебно-методические комплексы по объектно-визуальному программированию и мультимедиа, офисным и телекоммуникационным технологиям, компьютерному дизайну и презентационной графике.
Источниками формирования имущественных и финансовых ресурсов лицея являются:
· собственные средства учредителя;
· бюджетные и внебюджетные средства;
· имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом;
· средства, полученные за предоставленные дополнительные платные образовательные услуги;
· добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
· доход, полученный от реализации продукции и услуг, а так же от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
· кредиты банков и других кредиторов;
· другие источники в соответствии с действующим законодательством.
Материально-техническая база лицея включает в себя около 200 компьютеров, 7 кабинетов информатики и информационных технологий, медиацентр, мультимедиа лабораторию и лабораторию цифрового видео, два оптоволоконных канала Интернет-связи. Кроме оборудованных предметных кабинетов имеется спортивный зал, библиотека, театральный зал, столовая, центр компьютерного тестирования [15].
Списочный состав работников лицея включает более 40 человек, в том числе несколько преподавателей ведущих вузов города, которые ведут спецкурсы, готовят учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.

2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ

Учебное заведение имеет в своем составе классы лицея (8-11 классы), пролицея (5-7 классы) и начальной школы (1-4 классы). Прием учащихся производится на конкурсной основе в 5-е классы пролицея и 8-е классы лицея.
Каждому обучающемуся в лицее, условно говоря, предлагается освоить две программы образовательного профиля. Во-первых, программу-минимум. Это та обязательная нагрузка лицеиста по профилю, тот основной набор знаний, умений и навыков "стартового капитала", который обеспечивает ему конкурентоспособность в современном информационном обществе. Параллельно с этим реализуется программа-максимум, благодаря которой максимально удовлетворяется потребность учащихся в изучении той или иной информационной технологии на основе свободного выбора. Она индивидуальна для каждого ученика. В лицее существует широкий спектр учебных спецкурсов: офисные технологии и компьютерный дизайн, мультимедиа и телекоммуникации, графика и анимация, программирование, геометрическое моделирование, компьютерная алгебра и др.
Кроме широкого спектра учебных дисциплин и спецкурсов данное учебное заведение предоставляет обширное поле деятельности во внеурочное время. В системе дополнительного образования лицея - спортивно-туристические секции, театральная студия, фольклорный и вокальный ансамбли, клубы: веб-мастеров, дизайнеров, программистов, «Медиатор», «Аккорд» (Компьютер и музыка).
Лицей вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных сопутствующих услуг, предусмотренных уставом лицея. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности финансируемой за счет средств бюджета.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются в следующем порядке:
1. Лицей изучает спрос и определяет предполагаемый контингент обучающихся.
2. Проводит анализ необходимой материально-технической базы.
3. Создает условия для оказания платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране труда и безопасности для жизни и здоровья участников соответствующего образовательного процесса.
4. Доводит до заказчика (потребителя) достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах.
5. Разрабатывается положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
6. Составляет смету на каждый вид образовательных услуг, а при необходимости - на комплекс услуг.
7. Разрабатывает соответствующие инструкции для лиц, ответственных за проведение плат дополнительных образовательных услуг.
8. Заключает труд соглашения или гражданско-правовые договоры с исполнителями на выполнение дополнительных образовательных услуг.
9. Заключает в письменной форме договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг.
10. Оплата за предоставление плат образовательной услуги осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
11. На основании заключенных договоров директор лицея издает приказ об организации работы лицея по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
В качестве подобных услуг СамЛИТ предлагает подготовительное дошкольное образование для поступающих в лицей (одно- и двухгодичное), курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ для 10-11 классов, курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ. Полный список предоставляемых платных образовательных услуг закреплен в Уставе лицея [16, c. 17].

2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой

В настоящий момент самым распространенным является смешанный тип оргструктуры внутришкольного управления (Рисунок 1). Структура управления МОУ СамЛИТ значительно усложняется. Выявляется тенденция к проектированию оргструктуры интегрально-дифференцированного вида, которая формируется по линейно-функциональному и матричному принципу, выявляя новое разделение труда.

Рисунок 1. Смешанная структура внутришкольного управления
Организационная структура школы с развитой информационной средой подразумевает включение в качестве обязательных блоков оргструктуру функционально-ориентированных зон [11]. Из-за наличия в информсреде лицея информационно-коммуникативной зоны: медиацентра, ТВ-центра, узла Интернет - необходимо соответственно включить в организационную структуру образовательного учреждения такие дополнительные единицы, как руководитель медиацентра, методист медиатеки, видеоинженер, инженер узла Интернет. То же можно сказать и о других функционально-ориентированных зонах. Таким образом, в организационной структуре появляется блок, связанный с координацией действий и взаимодействий оргструктур каждой функционально-ориентированной зоны в отдельности и всех их, вместе взятых, - блок информационной службы (Рисунок 2).
Рисунок 2. Блок информационной службы
С одной стороны, системная интеграция ИТ в образовательный процесс требует значительного расширения горизонтали, укрепления горизонтальных связей, усиления развивающихся интеграционных процессов в создаваемой оргструктуре; с другой же стороны, учитывая возрастающую при этом роль координацинно-контролирующей функции управления, необходимо отметить увеличение числа уровней в иерархии оргструктуры, расширение управленческой вертикали.
Структура управления лицеем (см. Приложение) содержит следующие звенья:
1 уровень и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.