На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основное назначение и область применения анализа документов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
        В наше время человечество  превратилось в довольно таки  высокоразвитое сообщество с  развитой структурой власти, различных  социальных институтов.
        Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и  важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного  мнения по какой-либо проблеме  и т. д. Встаёт вопрос: как  и каким путём их разрешить?  Но для рационального решения  поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
      Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое  значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
      Социологическое исследование служит как бы связующим  звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
      С помощью его можно решать очень  большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
      Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или  менее определённых задачах1.
      В данный момент в качестве примера  использования социологического исследования можно привести опрос общественного  мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую  думу. В принципе и сам процесс  голосования является большим государственным социологическим исследованием.
      Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно  и будет рассмотрено в данном реферате .
 

       1 СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

      1.1 Понятие социологического исследования

 
      Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и  организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные  данные о изучаемом явлении.1
      Социологическое исследование включает в себя следующие  этапы:
      1. Подготовительный: на этом этапе  происходит разработка программы  исследования.
      2. Основной: включает в себя проведение  самого исследования.
      3. Завершающий: идёт обработка,  анализ данных, а так же формирование выводов.
      Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
      - определение проблемы, объекта и  предмета исследования;
      - предварительный системный анализ  объекта исследования;
      - характеристику цели и задач исследования;
      - интерпретацию и операционализацию  основных понятий;
      - формулирование рабочих гипотез;
      - определение стратегического плана  исследования;
      - составление плана выборки;
      - описание методов сбора данных;
      - описание схемы анализа данных.
      Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.
      Программа должна ответить на два основных вопроса:
      - во-первых, как перейти от исходных  теоретических положений социологии  к исследованию, как "перевести"  их в средства исследования, методы  сбора, обработки и анализа  материала;
      - во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

      1.2 Основные виды социологических исследований

 
      Несмотря  на то, что каждое социологическое  исследование, претендующее на цельность  и законченность, включает вышеназванные  этапы, единой, унифицированной формы  социологического анализа, пригодной  для изучения различной сложности проблем, не существует.
      Конкретный  вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в  нем целей и задач. Именно в  соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
      Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
      Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.2
      Под первичной социологической информацией  принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной  форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
      Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
      С помощью оперативных опросов  определяют отношение людей к  актуальным событиям и фактам(так  называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
      Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
      Описательное  исследование - более сложный вид  социологического анализа, который  позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
      Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
      Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
      Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
      Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
      В силу такого предназначения аналитическое  исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
      Если  в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между  характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.
      Поскольку реальность такова, что назвать в  «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку  почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.3
      Подготовка  аналитического исследования требует  значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
      Разновидностью  аналитического исследования можно  считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
      Подготовка  и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
      В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования - точечное и повторное.
      Точечное  исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
      В зависимости от выдвигаемых целей  повторный сбор информации может  проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.
      Особый  вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
      Такова  в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.
      Качество  социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть  проведение пробного исследования. Оно  является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.4
      Образно говоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать.
      Сказанное вместе с тем не означает, что  сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить.
      Если  планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит  выявить самую общую реакцию  общественного мнения на тот или  иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.
 

       2 МЕТОД «АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ»

   

      2.1 Краткая характеристика  и этапы и процедуры  анализа документов

 
      Анализ  документов – метод систематического анализа документов, направленных на получение информации, значимой для целей исследования.
      Основное  назначение: извлечь содержащуюся в  документе информацию об изучаемом  объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления.
      Область применения. Любое социологическое  исследование на всех его этапах: в  ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследования. В одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации. Может служить в качестве основного (единственного) метода сбора информации и сочетаться с другими методами. Применяется в анализе всех сфер жизни.5
      Основные  нормативные требования. Четкая и достаточно полная оценка значимости документа с точки зрения целей исследования, его надежности и достоверности содержащейся в нем информации; перевод языка документа на язык концепции исследования, его гипотез; систематичность сбора информации; недопустимость субъективизма при восприятии и осмыслении содержания документа; однозначность  толкования регистрируемых признаков; ориентация на возможности измерения (квантификации) документальной информации.
      Ограничения в применении. Вся документальная информация относится к числу  вторичных сведений. Ее достоверность  и надежность зависят от позиций  и замыслов автора (коммуникатора). Для подтверждения обобщающих выводов  об исследуемом явлении необходимо использование нескольких источников документальной информации или других методов социологии.
      Программа анализа документов. Ведущая задача в ее составлении – построение системы опорных понятий и  их интерпретация. Эта задача решается в ходе процедур выделения категорий, единиц анализа, единиц счета.
      Документ  как объект анализа. Им является специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный  для фиксации, передачи и хранения информации. Документы одновременно содержат в себе два рода сведений. Во-первых, информация о фактах, событиях, результатах деятельности индивидов, коллектива, общества в целом. Во-вторых, в самом документе, его содержании, структуре, стиле, средствах выражения представлена авторская позиция, оценка.
      Предмет анализа документов – это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.6
      Контент-анализ – строго формализованный метод  анализа текстовой информации. Его  процедуры включают: выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), последующий подсчет частоты их употребления в тексте, установление соотношений различных элементов текста друг с другом, соотношений с общим смыслом, назначением, объемом информации текста. Важной задачей контент-анализа служит установление соотношения текстовой и внетекстовой реальности (т.е. той реальности, которую отображает текст). В ходе контент-анализа исследователь должен учитывать не только то, что вошло в содержание текста, но и то, что осталось вне его рамок. Этот метод совмещает в себе количественный и качественный анализ. Наиболее эффективно его применение при изучении массовой документальной информации.
      Категории анализа – смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, являющиеся результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Требования  к категориям анализа: должны выражать теоретические понятия исследования, иметь соответствующие им признаки (смысловые единицы) в тексте. Основная задача сбора информации в ходе анализа – поиск индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы, идеи, темы (например: "Справедливое распределение благ"). Категории анализа выражаются определенными признаками (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность, значимость выраженной в категории идеи, проблемы.
      Текст в контент-анализе рассматривается  как определенная коммуникативная  система элементов (совокупность сведений, оценок), имеющая относительно замкнутую  структуру в соответствии с концепцией или замыслом автора. Текст состоит из простых или сложных высказываний, в которых заключены определенные мысли. Текст может рассматриваться как определенная наблюдаемая реальность, как проблемная ситуация, где условно могут быть выделены, во-первых, субъекты – действующие лица, во-вторых, предикаты – действия субъектов, свойства и результаты их действий, то, о чем они высказываются.
      Единицы анализа – части текста, которые  могут быть поставлены в соответствие с категориями анализа. За единицу анализа может быть принято слово, высказывание, часть текста, объединенная определенной темой, автором, героем, социальной ситуацией, текст в целом.7
      Единицы счета – количественная характеристика единицы анализа; фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака категории анализа; 2) объем внимания, уделяемый категории анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могут быть приняты: количество печатных знаков, абзац, площадь текста, выраженная в сантиметрах. Для газетных и других стандартных текстов – ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.
      Классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный для выделения  и регистрации признаков текстовой  информации. В классификаторе в общую  таблицу сводятся все категории/подкатегории анализа и единицы текста.
      Бланк (протокол) анализа документов – методический документ, фиксирующий результаты сбора документальной информации в содержательной или закодированной форме.
      Этапы и процедуры анализа документов8
      1. Подготовительный этап.
      1.1. Разработка программы анализа  и сбора документальной информации. Постановка целей, задач.
      1.2. Выделение объекта и предмета  исследования, формулирование гипотез.
      1.2.1. Составление классификатора. Выделение  категорий, единиц анализа, единиц  счета.
      1.2.2. Выборка документов. Составление  списка документов выборочной совокупности. Составление таблицы, включающей сведения о количестве выборочной документальной информации и ее распределении по временным интервалам и видам документов.
      1.3. Проектирование инструментария (бланков,  протоколов, карточек), его размножение.
      1.4. Подготовка программы обработки,  анализа данных.
      1.5. Организация условий анализа: место (учреждение, помещение), порядок получения и сдачи документов).
      2. Оперативный этап.
      2.1. Отбор документов, их внешний  анализ.
      2.2. Измерение и регистрация данных в бланках, протоколах, карточках, углубленный анализ.
      2.3. Первичная обработка бланков,  уточнение записей, составление  сводных/суммирующих таблиц.
      3. Результирующий этап.
      3.1. Сбор учетных документов.
      3.2. Ручная обработка данных.
      3.3. Перевод на машинные носители.
      3.4. Статистическая обработка по  программе анализа. Исчисление  показателей. Выявление их надежности.
      3.5. Доказательство/опровержение гипотез  на основе полученных данных.
      3.6. Анализ эффективности метода. Степень  соответствия полученных данных целям исследования.
      3.7. Выводы и рекомендации. Составление  отчета. 

      2.2 Процесс анализа документов

 
      Протокол  анализа документов
      (примерный  перечень признаков, характеризующих  процесс анализа, содержание документов  и результаты анализа, регистрируемые в протоколе)
      1. Элементы внешнего анализа.
      Документ. Что он собой представляет? Каков  его вид, статус, форма, подлинность?
      Автор. Кто он? Его компетентность? Что  побудило к созданию документа? Какие  цели преследовал? Какие другие документы  этого типа создал или в создании каких участвовал?
      Обстановка  в той сфере, к которой относится  документ, до его создания, после. Как  он согласуется с событиями, обстоятельствами, другими аналогичными документами? Какое общественное действие имел? Имеются ли упоминания о нем в других документах? Какие?
      Содержание  документа (общая оценка). Какая тема/проблема поднята? О ком и о каких действиях идет речь в тексте? Какой тип, жанр изложения (доказательства) используется? Какие виды фактических данных приводятся? Насколько содержание отвечает первоначальному замыслу?
      Достоверность информации, содержащейся в документе. Насколько она соответствует  описываемой реальности? Есть ли подтверждения  или опровержения из других источников? Какого рода информация в нем более  достоверна, какая менее?
      Функция документа в исследовании. Насколько  документальные сведения отвечают целям  исследования? Есть ли необходимость  его использования, привлечения  других документальных источников и  каких именно?
      2. Общая характеристика содержания.9
      Что? На что хочет обратить внимание коммуникатор в сообщении?
      Кому  передается сообщение?
      Как оно построено?
      Кто его передает?
      Почему  может понадобиться сообщение реципиенту (адресату)?
      Эффективно  ли воздействие сообщения на реципиента?
      3. Смысловые единицы текста – категории анализа (темы, проблемы субъекта, цели, ценности), значимые в исследовании.
      4. Данные о процедурах регистрации  (кодировке) и оценка их эффективности.
      Сведения  о регистраторе (кодировщике)
      Время заполнения бланка, протокола.
      Соответствие языка документа языку исследования.  

      Этапы проектирования классификатора контент-анализа10
      1.  Формулирование заданий к проектированию классификатора. Выделение следствий из гипотез, которые нуждаются в подтверждении или опровержении документальной информацией. Выделение опорных понятий, раскрывающих содержание этих следствий; теоретическая интерпретация понятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.