На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование как фактор прогресса общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Образование как социокультурный феномен………………………………...4
2. Предмет и объект социологии образования…………………………………..5
3. Важнейшие концепции социологии образования……………………………6
4. Важнейшие императивы воспитания человека………………………………7
5. Социальная среда воспитания…………………………………………………9
6. Микроокружение как система межличностных контактов………………..10
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Интеграция научного знания - одно из проявлений взаимодействия наук. Ведущая роль в этом может принадлежать различным наукам. Однако в течение многих веков ее почти безраздельно выполняла философия, которую Рене Декарт представлял в виде дерева с физикой в качестве ствола и всеми прочими науками, исходящими от этого ствола. Вместе с тем, чисто философские подходы при изучении современных проблем образования явно недостаточны. Не всегда возникшая в образовательно-воспитательной практике "брешь" - поле теоретического осмысления, до которого, так сказать "не доходят руки", заполняется другими науками, например, педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.
В последнее  десятилетие завоевывает "права  гражданства" социология образования. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования, и пытаются выяснить:
  во-первых, насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;
  во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики);
  в-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров; в-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; в-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества; в-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; в-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.
     Взаимодействие общества и воспитания (при детерминирующем влиянии  общества) изучает педагогическая  социология, которую с полным  основанием можно определить  как социологию воспитания. Говоря  о "педагогической социологии", чаще всего подразумевают, что  она подчинена педагогике, использующей  социологические методы. Союз двух наук - педагогики и социологии, соединение педагогической реальности с реальностью социальной - взаимное проникновение на "чужую территорию", равно как и их приобщение к анализу глубинных процессов в сфере образования, позволяет через конкретные жизненные факты увидеть человека как "актера и автора великой драмы истории", соотнести роль социальных и педагогических факторов в его становлении как "homo sapiens".
     Словом, социология образования  становится той областью науки,  обеспечивающей взаимодействие  всех причастных к образованию  научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии  и др. Она изучает не только  институты и организации сферы  образования, но и конкретный  механизм их функционирования  и способы регулирования. Интегральная  роль социологии образования  объективна и объяснима: социология  как многоуровневая наука воплощает  в себе практическое знание  и его теоретическое обобщение,  методология исследования предполагает  адекватную ей методику и технику,  она исходит из плюрализма  мнений и многофакторности социальных  процессов.
     В то же время необходимо  учитывать, что социология образования  ни в коей мере не может  успешно и плодотворно развиваться  без опоры на данные социальной  педагогики, социальной психологии, социальной медицины, антропологии, информатики, математики и других  наук. Так, социолог, изучающий образование  (если не хочет выглядеть и  быть дилетантом!), обязан учитывать  в своих изысканиях экономический механизм функционирования системы образования, должен выдвигать предложения, приемлемые с точки зрения вышеперечисленных наук. Иначе говоря, социология не может в какой-либо мере заменить исследования проблем образования с позиций других, в том числе "родственных" наук. Наоборот, всестороннее развертывание психолого-педагогических и социально-экономических исследований - необходимое условие возникновения и развития социологии образования. Между тем, разработка проблем образования в рамках дисциплин психолого-педагогического и социально-экономического направления сегодня все чаще достигает такого уровня, когда дальнейшее плодотворное развитие их становится невозможным без использования выводов и методов социологии. Следует подчеркнуть, что специфика социологии образования как науки вовсе не в собирании и суммировании данных всех других наук о различных объектах и субъектах образования, а в познании закономерностей взаимосвязи разнородных (например, педагогических, психологических, правовых) отношений тех или иных объектов, принципов взаимодействия самих субъектов.
    Образование как социокультурный феномен
 
    Образование-это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к жизни и труду.
   Разные науки   изучают образование под своим углом зрения. В философии
понятие "образование" употребляется в  значении общего   духовного процесса формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление, средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.
  Психологию интересуют проблемы влияния образования на   формирование
личности, ее психики. Социальная психология   рассматривает человека в
качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека, его нормальному социальному функционированию.  Педагогика понимает под образованием процесс и результат   овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил и способностей.
   Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря
образованию человек включается в те или   иные социальные группы, занимает определенные позиции в  социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может
быть  независимого от общества человека, поведение  любого человека
обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.
2. Предмет и объект  социологии образования
  
     Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология    представляет собой  целостную систему  социологических   знаний, состоящую из 3 уровней:
    общесоциологический (общетеоретический) уровень;
    специальные (частные) социологические теории;
    - эмпирические социологические исследования.
   На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего  уровня. Сюда относится и социология образования.
   Философская энциклопедия, определяя предмет социологии        образова-ния, делает акцент на анализе его социальной   природы: "Социология образования - отрасль социологии,  изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А. Майер пишет , что   социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".  В. Н. Турченко обращает внимание на приоритет системной   организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций   является определение Ф. Р. Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом   которой является система образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом,  прежде всего с его социальной структурой".
   Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и   организации в системе образования. Это та социальная   среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме   разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая   процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе   таких занятий, с определенной системой взаимоотношений    людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является   образование с позиций его социальной природы. 
 
 

3. Важнейшие концепции  социологии образования
 
        Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую,  социальную, политическую, духовную ... В то же время она  рассматривает и собственно образовательные" проблемы:   как функционирует и развивается система образования,  насколько она соответствует требованиям общества,  насколько эффективно ее организационное строение.
Исследования  затрагивают такие  вопросы, как:
    соответствие структуры образования актуальным и перспективным
социальным  целям, долгосрочным программам   общества;
    пропорциональность морфологического строения структуры образования;
    влияние результатов образовательных процессов на другие
социальные  процессы - профессионально-трудовые,  нравственные,
психологические, организационно-технические  и другие, т.е. обратная связь
системы образования.
     Исследование проблем структуры образования связано с  изучением его
социальных  функций: передача накопленных   знаний, преемственность
социального опыта и духовная   преемственность  поколений, социализация
личности, ее  саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение  всех исследований  в социологии образования по двум направлениям:
    внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы
образования как социального института   социальные аспекты деятельности
субъектов образования,  социальную структуру  и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой  образования;
    внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов
взаимодействия  образования с другими  социальными  институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.
Социология  образования может  быть представлена в  виде двух структур:
    теоретико-концептуальное содержание:
    основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,
учение, личность;
    направления исследований и концептуализации:
    социальная детерминация образования, социокультуреая  организация
сферы образования, эффективность образования;
    проблемно-тематическое содержание: культурогенез    личности в
образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция  и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.
Технологическая последовательность познавательной деятельности (в ее
основе  лежит отражение  этапов и   результатов  познавательной
деятельности):
    теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
    методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
    фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;
    проекты и модели социокультурной деятельности.
    Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. 
 
 
 

4. Важнейшие императивы воспитания человека
     
      Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности  на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового,  нравственного, этического и др.
   Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее   полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся  концепция  социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного   человека с учетом конкретных состояний и отклонений на  каждом из его уровней: биологическом, психическом и  социальном. Социализация человека продолжается всю   жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.
Роль  воспитания в развитии и взаимодействии человека   и  общества такова:
    вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания   социализации личности;
    влиять воспитательным воздействием на выработку и   тренировку
индивидуального адаптивного механизма личности
    выступать одним из важнейших средств реализации и  оптимизации
процесса  социализации, целенаправленно управлять  процессом развития личности.
     Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание  условий для целенаправленного систематического развития   человека как субъекта деятельности, как личности и   индивидуальности придает воспитанию гуманистический  характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и   предметное пространство воспитания, придавая тем самым    воспитанию реальное жизненное содержание.
Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные   возможности для решения основных требований к воспитанию   человека:
    ориентироваться в воспитании на целостного человека с  учетом
конкретных  состояний и отклонений на его  биологическом, психическом и
социальном уровнях;
обеспечить  комплексность воспитания, охват  всех сфер   жизнедеятельности
индивида;
    соотносить формы и методы воспитания с периодами  социализации
индивида, т.е. осуществлять воспитание   дифференцировано;
    ориентироваться на воспитание творческой, мобильной   личности, что
особенно  важно в период радикальных перемен  в обществе;
    стремиться к организации непрерывного воспитания,  длящегося всю
жизнь человека.
    Воспитание - это не просто научение, а воздействие на   весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности   в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять    собой не просто совокупность, а систему действий, каждое   из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое,   корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью. 
 

5. Социальная среда воспитания
         
         Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших   форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.
  В социологии под социальной средой понимают   отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная    и духовная, которые в разной степени воздействуют на  сознание и поведение человека. В совокупности и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
   Влияние каждой из сфер на воспитание определяется     несколькими
направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих  условий
воспитания - политических,  экономических, социальных и духовных. Они
очерчивают   возможности влияния на поведение  людей. Каждая из сфер
формирует определенные ожидания к поведению  людей. Эти   ожидания
преобразуются социальными институтами каждой из  сфер в задачи, цели
воспитания  по формированию ожидаемых   черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению  людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую   социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять  определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду.  Воспитание и социальная среда
неразрывно  связаны между    собой в  процессе социализации индивида -
подготовки  его  к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных   перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде   всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее   связаны с соответствующими сферами социальной среды.
   Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с  экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование   общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие  исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в  содержании и формах
воспитания. Кризисные явления в  обществе осложняют условия воспитания,
проведение  реформ  в этой сфере.
      
 

6. Микроокружение как система межличностных контактов
  
      Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном  общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный  структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах    жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность  производства, морально-психологический  климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих   отношений значительное влияние оказывают личностные   особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.
    Индивидуальное нравственное сознание формируется в    детстве и развивается на протяжении всей жизни человека. Во многом личностные особенности формируются    микроокружением человека. Семья является важным фактором   воспитания подрастающего поколения, становления человека   как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование   человека как личности. Межличностные отношения играют     важную роль в сфере воспитания, образования, во всех   сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой   решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.
  Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до   понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Социологическое познание проблем  образования может быть двояким.  Первый подход - использование социологических  методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных  дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит "вторичный", подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии, и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, "первичный", является основополагающим для социологии образования.
     Социология образования решает  конкретные, специфичные для своего  предмета и метода задачи. В  конечном счете, она исходит  из антропоцентристской парадигмы - человек центр вселенной, где во главу угла ставятся его потребности и интересы, его воспитание, обучение и образование. Согласно Г. Гегелю, человек обретает свою природную естественную (читай личностную) сущность через образование. По его мнению, индивидуальная личность "образованием подготавливает себя к тому, что есть она в себе, и лишь благодаря этому она есть в себе и обладает действительным наличным бытием; насколько она образована, настолько она действительна и располагает внутренней силой". В этом подлинный гуманистический смысл образования.
     Таким образом, интеграция научного  знания - категорический императив  времени. Вместе с тем, при  прочих равных условиях большую  ценность имеет та область  науки, которая наиболее ярко  освещает проблемы смежных с  ней научных дисциплин и наиболее  активно способствует их разработке. И в этом смысле такую роль  выполняет социология. Социологические  работы, направленные на изучение  проблем образования, чрезвычайно  важны для успешного развития  психологии, социальной психологии, философии, экономики образования  и, особенно, педагогики. Недаром  Эмиль Дюркгейм утверждал, что  педагогика зависит от социологии  больше, чем от других наук.
     Интегративная роль социологии  образования состоит, во-первых, в том, что, оставаясь философской  наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую  функцию при проведении исследований  проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического решения. Во-вторых, социология как теория среднего уровня, дающая целостное видение любых явлений образования, позволяет их разрешать не только "по - вертикали", но и "по - горизонтали" в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных наук на прикладном уровне, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теоретическая и практическая наука, что проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особой и самостоятельной дисциплины. Именно в этой универсальности заключена не только ее актуальность и специфичность, но и ее уникальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
1. Нечаев  В.Я.   Социология образования. - М., МГУ, 1992.
2.  Сорокин  П.А.  Человек. Цивилизация. Общество.  - М., Политиздат, 1992.
3. Лукашевич Н.П. и др.  Социология образования. Конспект  лекций. - Киев,
МАУП, 1997.
4. Булатов М.А.  Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.