На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформы Александра 1 1801-1825гг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Реформы Александра 1 1801-1825гг..
Из письма Н.М.Карамзина  П.А.Вяземскому о царствовании императора  Александра1.                      «…Двадцать пять лет мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо. Могущество России также при нем не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи ее уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».
     Александр  родился 12декабря 1777г., от второго  брака великого князя Павла  с Марией  Федоровной, принцессой  Вюртембергской. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы, в принципах разумной и натуральной добродетели. Локк – высший авторитет, «Эмиль» Руссо был тогда привилегированным учебником такой педагогики; оба требовали, чтобы воспитание давало человеку крепкий закал против физических и житейских невзгод. Когда великий князь и следовавший за ним брат  Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник  Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил  Никитич Муравьев, весьма образованный человек и очень недурной писатель в либерально – политическом и сантиментально – дидактическом направлении. Наконец, общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал – аншефу графу Н. И. Салтыкову, не блестящему, но типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал одно: как жить при дворе; делал, что говорила жена , подписывал, что подавал секретарь. Впрочем, его настоящей партитурой в этом педагогическом оркестре было предохранять великих князей от сквозного ветра и засорения желудка. Преподавание Лагарпа и Муравьева не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль.
       С обильным запасом величавых  античных образов и самоновейших  политических идей вступил Александр  в действительную жизнь; она  встретила его как-то двусмысленно  или двулично: он должен был  вращаться между бабушкой и  отцом, а это были не только  два лица, а даже два мира. Каждую  пятницу великий князь отправлялся  в Гатчину, чтобы присутствовать  на субботнем параде, на котором  он изучал жесткие, бесцеремонные  казарменные нравы вместе с  казарменным лексиконом; здесь великий князь командовал одним из батальонов, а вечером возвращался в Петербург, в Зимний дворец, где Екатерина проводила свои вечера с избранным обществом. Здесь говорили о самых важных политических делах, вели самые остроумные беседы, шутили, смотрели лучшие французские пьесы и грешные дела облекали в самые опрятные прикрытия. Вращаясь между двумя столь различными дворами, Александр должен был жить на два ума, держать два парадных обличая, кроме третьего – будничного, домашнего. Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность из необходимости превратилась в потребность.
       Так воспитывался Александр. Он шел к престолу не особенно гладкой тропой. С пеленок над ним перепробовали немало воспитательных экспериментов: его не вовремя оторвали от матери для опыта натурально-рационалистической педагогии, превратили в преждевременного политика и философа, едва начавшего развиваться студента преобразовали в незрелого семьянина(императрица Екатерина поспешила застраховать сердце своего внука от всех страстей и женила его в 1793г., когда ему еще не было 16 лет, на принцессе Луизе Баденской(в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского  общества, но не была любима мужем ), а тихое течение семейной жизни и недоконченные учебные занятия прерывали развлечениями легкого эрмитажного общества, а потом казарменными тревогами, гатчинской дисциплиной. Это все было или не вовремя, или не то, что было нужно. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоположными течениями, из которых ни одно не было ему попутным: в детстве – между бабушкой и родителями, в ранней молодости – между отцом и матерью, в учебной комнате – между несогласными наставниками, наконец, на престоле, между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками. Великому князю нужна была прежде всего привычка к деловому, терпеливому и настойчивому труду, больше всего знакомство с той жизнью, которой он призван был со временем руководить. Ни тем, ни другим нельзя было запастись ни в эмилевой детской, ни в лагарповой аудитории, ни в бабушкином салоне, ни на отцовском вахт-параде. Великий князь не приучен был ни упорно трудиться, ни самостоятельно работать, ни возиться в той грязи, из которой состоит жизнь. Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны  были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать.
        Такие недостатки, вынесенные из  воспитания, всего сильнее отразились  на первоначальной преобразовательной  программе.
         Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла 1. На российский престол взошел его старший сын Александр. Трагические события 11 марта 1801 года серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.
       Этот император вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим постом. Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла 1, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства своего отца. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, Александр выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток , которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. Александр восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
        С первых дней нового царствования  императора окружали  люди, которых  он призывал помогать ему в  преобразовательных работах. То  были люди, воспитанные в самых  передовых идеях 18 века и хорошо  знакомые с государственными  порядками Запада. То были граф  Кочубей, племянник екатерининского  дельца Безбородка  Новосельцев, граф Строганов, Родственник Новосельцева, и поляк князь Адам Чарторыйский. Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований. Он сразу затронул самые разнообразные государственные вопросы. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального  управления. Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления; создав сложный  и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет  30 марта 1801 года заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Затем преобразованы были петровские коллегии, которые утратили свою роль, как главные органы исполнительной власти и перестали функционировать. Манифестом 8 сентября 1802 года они преобразованы были  в восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Это последнее является впервые в системе наших центральных учреждений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия;  каждый министр был отчетен перед Сенатом. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых. Именной указ Александра1 «О правах и обязанностях  Сената», 8 сентября1802 г., подготовленный в Негласном комитете, пытался в известной мере вернуть Сенату его государственно-политическое значение, почти полностью им утраченное к концу 18 века. Из указа «О правах и обязанностях Сената».
     1.Сенат есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общего спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах.
     2.Власть  Сената ограничивается единою  властью императорского величества; иной же высшей власти он  над собой не имеет.
     3. Единое лицо императорского величества  председает в Сенате.
     4. Указы Сената исполняются всеми,  как собственные императорского  величества. Один государь или  его именной указ может остановить  Сенатские повеления.
     5. Сенат определяет чиновников  в места, также производит в  чины, на основании указа 1790 декабря  16 и 1801 годов августа 1, чисел.
     6. Все коллегии, начальники губерний  и мест непосредственно от  Сената зависящие, во всех сомнениях  и затруднениях, также обо всем  уважение заслуживающем по делам  рассмотрению Сената подлежащим  должны относиться к нему рапортами  и доношениями так, как прокуроры с своей стороны относятся к генерал-прокурору.
    7. На  решение Сената нет апелляции;  но как могут быть крайности,  в коих возбранить всякое прибежище  к императорскому величеству  было бы опять избавление у страждущего.
       Введение принципа единоначалия  затронуло и управление православной  церквью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль  и полномочия все больше усиливались. При Александре1 должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором.
        Одновременно с реформами административными  затронуты были и общественные  отношения. Здесь также резко  заявлено было направление, в  каком предполагалось действовать;  направление это состояло в  управлении всех общественных  состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных прежним императором. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли. С 1801 года запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно до этого пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян. Так  сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение  со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записывались в другие состояния, образовывали особый класс «свободных хлебопашцев». Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.
       Таковы были первые опыты перестройки  управления общественных отношений,  они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции – в 1805 году в союзе с Австрией, в 1806 – 1807 г.г. – в союзе с Пруссией.
       В самом начале 19 века Россия  придерживалась нейтралитета в  европейских делах. Однако агрессивные  планы Наполеона, французского  императора с 1804 г., заставили  Александра1 выступить против него. В 1805 году сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшая война оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805 года их войска потерпели поражения под Аустерлицем. Австрия вышла из войны, коалиция развалилась.
        Россия, продолжая бороться в  одиночку, пыталась создать против  Франции новый союз. В 1806 году  образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия,  Англия и Швеция. Однако французская  армия в течение всего нескольких  недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 года она проиграла сражения под Фридляндом (территория Восточной Пруссии, ныне Калининградская область России). Русская армия отступила за реку Неман, французские войска вышли к границам России. Это заставило Александра1 вступить с Наполеоном в переговоры о мире.
       Летом 1807 года в Тильзите Россия  и Франция подписали мирный, а  потом и союзный договор. По  его условиям из отторгнутых  от Пруссии польских земель  ( хотя она по настоянию Александра1 сохранялась как самостоятельное государство ) создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория стала плацдармом для подготовки нападения на Россию в 1812 году. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы. Дворяне, материальное благополучие которых во многом зависело от продажи в Англию русской сельскохозяйственной продукции, проявляли особое недовольство этим условием и лично Александром1. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную передышку в Европе. Позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях.
        Во время этих войн расстроился  интимный кружок первых советников  императора. Походы и неудачи  охладили первоначальное либерально-идиллическое  настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее  М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году, военным министром. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский, которому император поручил разработку нового проекта государственной реформы.
       Сперанский вышел из общественной  среды, которой не знали прежние  государственные дельцы. Сперанский родился в 1772 г. в семье сельского священника. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил свое образование в Петербургской главной семинарии, где он остался преподавателем, Преподавал сначала свой любимый предмет – математику, потом красноречие, философию, французский язык и т. д. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал – прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797 году 25-летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский был способен работать 48 часов в сутки, умел отлично говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая карьера. По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс – секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Когда образованы были министерства, министр внутренних дел граф Кочубей позвал  его в свою канцелярию с оставлением в прежней должности статс-секретаря при Государственном совете. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806г., когда первые сотрудники императора удалялись от него один за другим, Сперанский за болезнью Кочубея раз послан был с докладом к императору. Александр, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт (1808 г.), император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфруте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. По возвращению в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Этот план отличается особенностями, которые имеют тесную связь с характером и складом ума его составителя. Впечатлительного, более восприимчивого, чем деятельного, Александра подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же. Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его. Но в русский государственный порядок он не внес такого движения, как в окружавшую его петербургскую правительственную среду. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему туго далось тогда понимание действительности, т. е. истории.
       Приступив к составлению общего  плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы». Сперанский заплатил в своем плане щедрую дань политическим идеям 18 века о воле народа как истинном источнике власти и т. п. План его излагал основания уравнения русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений – законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное – Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное – министерства, ответственные перед Думой, и судебное – Сенат. Деятельность этих трех высших учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной наподобие английской. Эта аристократия – блюстительница законов по всем отраслям управления и охранительница интересов народа. Вот этот изумительно смелый план, насколько он нам известен. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и начале октября 1809 года уже лежал на столе императора вполне готовый. Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны. Эта была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума в России: один светлый, но призиравший действительность, другой теплый, но не понимающий ее. Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено.
       Осуществленные части преобразовательного  плана Сперанского все относятся  к центральному управлению, и  осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. 3 апреля 1809 года издан был указ о придворных званиях, а 6 августа того же года –указ, который установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора  и статского советника. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 года. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений. 1 января 1810 года открыт был преобразованный Государственный совет. Он характеризовался тремя чертами
     1.Совет   рассматривает новые законы по всем отраслям управления .
     2.Он  один их рассматривает.
     3.Ни  один закон, им рассмотренный,  не передается к исполнению  без утверждения верховной власти.
  Этими чертами указывается двоякое значение Совета – законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых  положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов – законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя Совета.
       Вслед за Государственным советом  преобразованы были по плану  Сперанского министерства, учрежденные  манифестом 8 сентября 1802 г. Сперанский  находил двойной недостаток в  этих министерствах: отсутствие  точного определения ответственности  министров и неправильное распределение  дел между министерствами. Они  были преобразованы двумя актами  – манифестом 12 июля 1810 года о  разделении государственных дел  на особые управления и «Общим  учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, именно коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и, наконец, еще раньше, в 1809 г., «главное управление путей сообщения». Оба акта, которыми преобразованы были министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения доселе признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор.
       Предположено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 года и в июне внесен в Государственный совет. Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное  Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министерств с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством, В этом особенно блеснуло искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего нападали на право выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря тому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления. Значит, из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа. К преобразованию губернского управления не было приступлено.
        По разным причинам, которые имели  более биографическое, чем политическое, значение, Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г. и сослан был в Нижний, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Причины ненависти первого легко понять; менее понятен был ропот, поднявшийся против Сперанского в народе. Главной причиной этого недовольства был еще один преобразовательный план, составленный Сперанским. В удивительно разнообразную деятельность этого дельца входило и устройство финансов, которые находились в печальном положении вследствие войн и торговых затруднений, причиненных континентальной системой.
       В 1810 г. дефицит бюджета составил 66 млн., что составило более половины  всей суммы государственных доходов.  Это положение и хотел устранить  Сперанский составленным им широким  планом финансовых реформ. План  этот основан был на двух началах – на совершенном прекращении выпуска новых ассигнаций и постепенном изъятии из обращения старых; далее, на возвышении всех налогов, прямых и косвенных. Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. и возвышены были все налоги – иные удвоены, другие более чем удвоены. Любопытно, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог – «подоходный прогрессивный»; им обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 руб. дохода и составил 1% последнего; высший налог падал на имения, давшие больше 18 тыс. руб. дохода, и составлял 10% последнего. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.
       В результате реформ, несмотря  на негативные стороны, структура  власти организационно и функционально  приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине2, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя  вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии.
       Были предприняты некоторые меры, направленные на борьбу с отрицательными  сторонами бюрократического управления, придания управленческой деятельности  цивилизованных начал. В 1809 г.  указом царя был введен «экзамен  на чин». Главной целью была  подготовка «исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным  образованием». Указ был воспринят  с неудовольствием, так как  на экзамене требовалось показать  разносторонние знания.
       Необходимость реформирования почвенного  уклада, особенно отмены крепостного права, также была очевидна. Император неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.
    1.Запрещена  раздача или продажа государственных  крестьян в частные руки. Таким  образом, было приостановлено  увеличение числа крепостного  населения. Однако проводилось  в жизнь это положение непоследовательно.  В 1810 – 1817гг. в связи с тяжелым  финансовым положением империи  в частные руки все же было  продано 10 тыс. душ мужского  пола; широко практиковалась сдача  государственных крестьян в аренду  частным лицам в Белоруссии  и в Правобережной Украине.  К концу царствования Александра  в аренде числилось 350 тыс. казенных  крестьян.
     2.Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках « в розницу», т. е. без семьи, без земли, публиковать о продаже, ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки.
     3. Указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах»  предусматривал выход крестьян  на волю по обоюдному согласию  с помещиком. Однако воспользоваться  этим указом было трудно, и  к 1825 г. в соответствии с  ним освободились менее 0,5% крепостных.
    4. В  1804-1805 гг. началась отмена крепостного  права в прибалтийских губерниях  (в Латвии и Эстонии). Отмена  крепостного права распространялась  на крестьян «дворохозяев» (т. е. необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.
       Таким образом, язва крепостного  права сохранялась. В почвенном  укладе по-прежнему господствовала  корпоративность (община, уравнительные  принципы).
        Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян; еще в 1811 г. эстляндское дворянство предложило правительству освободить своих крестьян от крепостной зависимости; тогда была образована особая комиссия для выработки положения о крестьянах, выходивших на волю. В 1814 г. возобновлена была деятельность этой комиссии, прерванная войною; следствием этой деятельности бала выработка положения об освобождении остзейских крестьян. Положение это было утверждено в 1816 г.. Вопрос об освобождении возбужден был также в Курляндии и Лифляндии. Все эти положения построены были на одинаковых началах. Остзейские крестьяне получили личную свободу, но эта свобода была стеснена запрещением переселяться в другие губернии и приписываться к городским обществам. Прежде, по старому уставу крепостные остзейские крестьяне наследственно пользовались своими участками, которых у них не мог отнять землевладелец. Теперь этот порядок был изменен. Помещичья земля была разделена на две половины: одной он мог пользоваться сам, другую отдавал обязательно в аренду крестьянам; но выбор и условия соглашения представлялись договорившимся сторонам, из которых перевес, разумеется, принадлежал сильному. Значит, остзейские крестьяне освобождены были от личной зависимости, но без земли и в поземельных отношениях предоставлены были усмотрению произвола землевладельцев. Для разбора тяжб между крестьянами и землевладельцами устроены были особые суды, но председателями в них были землевладельцы; точно так же вотчинная полиция осталась в руках землевладельцев. Смысл остзейской эмансипации был таков: землевладелец удерживал над крестьянином всю прежнюю власть, но по закону освобождался от всех обязанностей по отношению к крестьянам. Положение остзейских крестьян тотчас ухудшилось.
       Понятно, что остзейская эмансипаци
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.