На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Инновационное развитие организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

 

Введение

    Значение  конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики  огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
    В соответствии с теорией М.Портера  конкурентное развитие происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития).
    В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических услуг для особенного потребителя – общества в целом.
    Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом.
    Инновации стали промышленной религией ХХ века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, пытаясь преодолеть экономические кризисы.
    Таким образом, цель работы – изучение роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности современных организаций.

1. Особенности современной конкуренции на рынке

    Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).
    Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение1. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие нетоварные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
    И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество       и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
    Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
    Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания2. Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
    Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара". Стратегия производства в зависимости от стадии жизненного цикла товара показана на рис.1.3

    Рис.1. Стратегия производства в области  конкурентоспособности в зависимости от стадии жизненного цикла товара
    Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
    - фирма-новатор, занимающаяся прежде  всего вопросами нововведений;
    - инжиниринговая фирма, разрабатывающая  оригинальные модификации товара и его дизайн;
    - узкоспециализированный изготовитель  — чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
    - производитель традиционных изделий  (услуг) высокого качества.
    Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то это вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах.
    Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением  фирмы  наиболее  эффективно  использовать  свой  потенциал  и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.
    Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения  качества продукции и услуг, а  также  снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту.
    В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции или услуг, улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
    В этой связи интересно отметить, что  один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики. На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.
    Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса. Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности?  П.Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей источников инноваций4.
    Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе 
    вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих 
    потребителей возникло желание ею пользоваться?"

    Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
    Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и  
    небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном 
    случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.

    Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство 
    на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию, 
    когда конкуренты вас опередят.

    Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями. Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.5
    Основной  организационный принцип для  инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы. Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии — уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Как отмечает П. Друкер, существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.
    Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности, рентгенограмму бизнеса, за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.
    Необходимо  оградить инновационное подразделение  от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия или услуги не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено. Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в пяти - десятикратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.
    Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а  как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

2. Основные направления инновационного развития организации

    Инновационная политика предприятия, в свою очередь - это формирование комплекса долгосрочных целей в области инновационной деятельности и совокупность действий по их достижению. Инновационная политика развития предприятия основана на инновационных стратегиях.
    Инновационные стратегии предприятия можно объединить и представить в виде двух основных типов: стратегии лидера, направленные на разработку и реализацию принципиально новых продуктов, и стратегии последователя, подразумевающей выведение на рынок усовершенствованных технологий. Эти цели инновационного развития можно достигнуть различными способами.
    Так, на основе стратегии исследовательского лидерства можно добиться долговременных ведущих позиций в области  НИОКР благодаря стремлению предприятия  к сохранению в своем хозяйственном  портфеле продуктов, находящихся на начальных стадиях S-образной кривой.6 Если в своем инновационном развитии предприятие придерживается политики защитной реакции и предпочитает следовать за лидерами рынка, чтобы избежать экономических рисков, связанных с коммерциализацией инноваций, то такому хозяйствующему субъекту следует придерживаться выжидательных стратегий и пытаться вывести на рынок улучшенные варианты товаров, которые уже опробованы рынком.
    Число организационных стадий разработки и реализации инноваций будет  единым для базисных или улучшающих технологий, отражая стадии их жизненного цикла. Причина в том, что продуктовые и технологические инновации независимо от степени их новизны и масштабов проходят определенные стадии жизненного цикла: рождение, рост, зрелость, спад. Что касается структурного содержания каждого из осуществляемых этапов, то характер действий, необходимых для разработки и реализации стратегий лидера или последователя, будет различным.
    Несмотря  на то, что новые и улучшающие технологии проходят одни и те же стадии своего роста и развития, первоначальные цели и конечные задачи для этих инноваций на каждом из выделенных этапов являются различными. Так, чтобы создать принципиально новый продукт, необходимо осуществить масштабные НИОКР. В то же время при реализации улучшающей технологии некоторыми из этих мероприятий можно пренебречь и ограничиться проведением ОКР, поскольку такой тип инноваций базируется на уже известных научных знаниях. Вследствие этого можно говорить об основных различиях в начальных затратах и конечных результатах каждого из осуществляемых этапов по внедрению новых и улучшающих технологий.
    Выделим и сгруппируем основные сходства и отличия в управлении процессами внедрения новых и улучшающих технологий (табл. 1). Базовые или принципиально новые технологии целесообразнее выводить сначала на промышленный рынок и только затем — на потребительский. Такой вывод сделан на основе анализа значительного числа неудач, связанных с выведением принципиально новых технологий сразу на потребительский рынок в обход промышленного.
    Таблица 1.
Сходства и различия в процессах разработки инноваций7
Этап Инновации
базисные улучшающие
Исследовательс-кий Выявление новых  научно-технических знаний и возможностей (фундаментальные и прикладные исследования) Выявление новых  рыночных потребностей (маркетинговые исследования)
Конструктивный Создание промышленного  прототипа (НИР) Создание промышленного  образца (ОКР)
Концептуальный Коммерциализация  инновации на рынок производственной продукции (промышленный маркетинг) Коммерциализация  инновации на потребительский рынок (потребительский маркетинг)
Дистрибутивный Формирование  нового рынка (сфера предложения) Формирование  нового продукта на рынке (сфера спроса)
 
    Разработка  базисных технологий требует проведения значительного объема фундаментальных  и прикладных исследований и нуждается для этого в существенных инвестициях. Стратегию пионера, или выбора новых технологий для выведения на рынок, могут выбрать только высокотехнологичные предприятия, действительные лидеры рынка. Сходства, а также существенные различия в характере первоначальных целей и конечных результатов разработки и внедрения новых технологий подтверждают необходимость учета типа и масштаба нововведений при формировании стратегий инновационного развития.
    Совокупные  потребности в ресурсах, необходимых для реализации той или иной стратегии инновационного развития, выбираются сначала на поэлементном, а затем — на поэтапном уровнях.
    Выделим поэтапные потребности в ресурсах, необходимые предприятию для реализации стратегии инновационного развития (рис. 1 и 2).


    Рисунок 1. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой новых технологий8(начало)

    Рисунок 1. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой новых технологий9 (окончание)
    Как видно из представленных схем, финансово-экономические ресурсы, необходимые для реализации той или иной стратегии инновационного развития, во многом зависят от типа и масштаба внедряемой технологии. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости систематизации процессов стратегического и инновационного управления и изначальной их ориентации на вовлечение в хозяйственный оборот принципиально новых или только улучшающих технологий. 


    Рисунок 2. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой улучшающих технологий10
    Модели формирования расходов, связанных с разработкой новых и улучшающих технологий, раскрывают пошаговую последовательность и примерный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации стратегии лидера или последователя. Однако эти модели не учитывают стоимостную оценку некоторых затрат, которые следует принимать во внимание при осуществлении бизнес-планирования и оценке примерных расходов, связанных с выполнением инвестиционных проектов.
    При разработке инвестиционного проекта  необходимо, в частности, учитывать затраты, связанные с оплатой труда, а также с отчислением некоторых налогов и сборов, в их числе, к примеру, единый социальный налог, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профзаболеваний. Кроме того, следует также принимать во внимание часть накладных расходов в виде оплаты затрат на технологическую электроэнергию, пар, воду, коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы. Вместе с тем нельзя не учитывать затраты, связанные с приобретением машин, оборудования и других постоянных активов, необходимых для реализации стратегии инновационного развития, которые в виде суммы амортизационных отчислений постепенно переносят свою стоимость на продукцию по мере их износа.
    Представленные   модели,   раскрывающие   содержательную сторону каждого из этапов осуществления инновационного развития, направлены в основном на решение организационно-экономических, а не инвестиционно-финансовых задач. Для того чтобы предприятия могли использовать предлагаемый подход достаточно полно, необходимо раскрыть методику осуществления такого расчета.
    Таким образом, разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку, контроль. Многие идеи возникают после  идеи, связанной с новшеством. Выбирая  варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.

3. Механизм управления  инновациями

    Инновационная деятельность состоит из комплекса  мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Количество звеньев в ней, а  также содержание каждого из них будут зависеть от конкретной инновации. Однако существуют общепринятые подходы, положения, принципы, которые сводятся к следующему11:
    1) соединяясь воедино, звенья (научные  изыскания, опытно-конструкторские,  технологические, производственные, финансовые, коммерческие и другие мероприятия) подчинены единой цели - созданию новшества;
    2) любая инновация реализуется  на основе инновационного цикла,  включающего различные этапы  - от идеи до коммерциализации.
    Сами по себе создание и реализация практически любого новшества являются довольно сложными процессами, подлежащими управлению. Часто эти два процесса объединяют, рассматривают как единый инновационный, управляемый процесс.
    Инновационный процесс как объект управления следует  рассмотреть с различных позиций и с разной степенью детализации. Он представляется, прежде всего, как процесс последовательного превращения идеи в продукт - новшество, проходящий в общем случае ряд взаимосвязанных этапов: фундаментально-поисковые и прикладные исследования, конструкторские разработки, производство (для материальных новшеств), коммерциализацию. Каждый из перечисленных этапов является конкретным набором, совокупностью мероприятий, имеющих конкретную цель, задачи - это с одной стороны, а с другой - все они объединены единой, главной целью.
    Главными  компонентами инновационных процессов  являются технологические, научные, научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также иные новшества, реализуемые в различных сферах хозяйственной деятельности и жизни общества. Современный этап развития науки, техники, экономической и организационной систем государства характеризуется большим разнообразием нововведений (инноваций), которые различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, по уровню распространения и воздействия на социально-экономические процессы.
    Инновационные процессы как объект управления характеризуются  неопределенностью, вариантностью, они, за редким исключением, являются вероятностными. Это также накладывает характерный отпечаток на управление (инновационный менеджмент), требует не только выявления взаимосвязи различных новшеств, но и решения более сложных задач, обеспечивающих достижение поставленных целей в условиях неопределенности. Возрастание роли инновационных процессов в современных условиях развития экономики приводит к повышению требований, предъявляемых к качеству и динамике управления. Инновационная деятельность, являясь сложным объектом управления, заставляет менеджера искать новые приемы и методы управления, придает инновационному менеджменту новые смысл, содержание и стратегическую направленность.
    Для инновационных процессов, инновационной  деятельности характерными являются фронтальность, высокий уровень неопределенности и риска, сложность прогнозирования результатов. Эти характерные особенности инновационной деятельности являются не только объектами пристального изучения, но и объектами менеджмента. Инновационные преобразования, в основе которых заложены неопределенность и риск, являются наиболее интересными и привлекательными с точки зрения менеджера, так как увеличивают варианты подходов при управлении, дают возможность выбора и получения большего эффекта. Любой инновационный процесс в конечном итоге направлен на повышение эффективности в той или иной сфере деятельности и жизни человека.
    Инновационный процесс - это как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения новшества, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения12. Таким образом, инновационный процесс заключается в разработке и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов товаров и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера, а также других результатов интеллектуального труда.
    Инновационный процесс постоянно усложняется, при этом возрастают и требования, предъявляемые как к его стадиям13, так и ко всему процессу в целом. Это еще один из убедительнейших аргументов в подкрепление вывода о необходимости и возрастании роли инновационного менеджмента.
    Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
    Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
 

Заключение

    Существование российских компаний в рыночных условиях значительно усложняется повышающейся конкурентной активностью предприятий, которые стремятся завоевать передовые позиции. Инновационная деятельность представляет собой систему мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта или услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребности общества в новшествах в целом.
    Инновации имеют огромное значение для развития национальной экономики в целом, и приоритетных отраслей в первую очередь.
    В настоящее время широко признается факт влияния инновационной активности на конкурентоспособность предприятия. Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной  продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Диапазон распространения нововведений расширяется на основе практики, когда их ценность проявляется при вступлении в контакт с человеком, его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов регуляции в рыночной экономике. При этом с развитием науки и техники все большее значение в стоимости товаров придается затратам интеллектуального, а не физического труда.
    Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.