На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социологические иследования и его виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
  План.
  Введение.
  1. Социологическое исследование и  его виды………..стр.4
  2. Общая характеристика методов социологии………стр.6
  3. Опросные методы…………………………………….стр.9
  3.1.Методология  и техника интервью…………………стр.9
  3.2.Виды  интервью…………………………………….стр.12
  3.3.Анкетирование…………………………………......стр.14
  Заключение……………………………………………..стр.22
  Литература……………………………………………..стр.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
  В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных  уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
  Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования.
  В широком смысле социологическое  исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
  В более узком смысле социологическое  исследование представляет собой систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
  Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
  При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации. Второй этап предусматривает сбор первичной социологической информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.
1.Социологическое исследования и его виды.
 В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:
    разведывательное (пилотажное) исследование;
    описательное исследование;
    аналитическое исследование.
Разведывательное  или пилотажное исследование - это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но оно имеет упрощенную программу и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).
Описательное  исследование - более сложный вид конкретно-социологического исследования. Его цель - получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом объекте и его структурных элементах. Данное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе уже апробированного инструментария.
Аналитическое исследование - наиболее углубленный вид конкретно-социологического исследования. Цель данного исследования - не только описание структуры изучаемого социального явления, но и определение тех факторов, которые обусловливают его основные количественные и качественные параметры, его характер и специфику.
В зависимости  от потребности в получении информации о статике или динамике изучаемого социального явления, а также частоты проведения исследования различают два вида конкретно-социологического исследования: точечное (разовое) и повторное.
Точечное  исследование дает как бы моментальный «срез» характеристик объекта, информацию о его состоянии в момент изучения.
Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).
Повторные социологические  исследования при соответствующей  организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации - социальный мониторинг, который  представляет собой целостную систему  отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. 
 

2.Общая характеристика методов социологии.
Социология, как самостоятельная отрасль  научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических  методов. Все методы социологии можно  подразделить на теоретические и  эмпирические.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Особую  группу методов, широко применяющихся  в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.
Наряду  с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Эмпирические  методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественом, так и в качественном подходе.
К числу  количественных методов сбора социологической  информации относятся, в первую очередь:
    опросные методы;
    анализ документов;
    наблюдение;
    социологический эксперимент.
Термин  «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы - прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований - общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Всплеск интереса к количественной методологии  отмечен в 1920-е гг. Он был связан с проведением т.н. “соломенных  опросов” - опросов аудитории газет  и журналов, которые приобрели  в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено 85 “соломенных опросов”. Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых  разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны  была поднята проблема об участии  США в боевых действиях. Конгрессмен  Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% - против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: “Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?”, “Простужались ли вы зимой?”, “Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?”.
Одна  из основных задач количественного  социологического исследования - в  сочетании с теоретическим анализом - состоит в определении причин и следствий (Рис. 3). Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.
То, что  две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует  о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, количество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, - в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из этого вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от плохой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), - именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий. 

     3.Опросные  методы.
     3.1.Методология  и технология интервью.
     Интервью  относится к опросным методам  социологии и представляет собой  устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими  разные цели и придерживающимися  разных сценариев поведения. Первая роль — это интервьюер, функции  которого выполняет профессионально  подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную  и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей  беседы, в общих чертах — тот  проект или программу, в которую  он включен, очень подробно — перечень вопросов, которые он собирается задавать. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.
     Обычную беседу считать «интервью» неверно  — она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой  обмен мнениями между двумя или  более людьми. Интервью — это  обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными ловами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
       развитием социологии термин  обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение  интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие  от других видов интервью.
     С интервью мы сталкиваемся и в нашей  повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить при- чины недуга. И чем точнее будут  ответы больного, тем доктору будет  легче поставить диагноз или  прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник уголовного розыска  опрашивает свидетеля или подозреваемого с целью получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Полученные сыщиком данные должны быть правдивыми и максимально полными.
     Таким образом, интервью надо понимать в широком  и узком значении.
     Интервью  — это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой.
     Интервью  в руках ученого — такой  же точный и четко сконструированный  инструмент, как радиотелескоп. Итак, научное интервью, в том числе  социологическое, — это метод  получения информации от человека в  ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью  и определенной коммуникативной  тактикой (последовательность, форма  постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют  опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего  к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота.
     Интервью  — особый вид общения исследователя  с респондентом, применяемый в  качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как  исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная  межличностная мотивация. От характера  общения, от тесноты контакта и взаимопонимания  сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.
     Процедура интервью предполагает:
     а) Выбор объекта (т.е. лица, с которым  следует проводить интервью);
     б) Определение места и времени  проведения интервью;
     в) Запись ответов и окончательное  оформление материалов.
     Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить  его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с  использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности  при опросах общественного мнения и в журналистике.
     Метод интервью незаменим и в тех  случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов таких терминов, которые  могут представлять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности  для респондентов. В таких ситуациях  без интервьюера не обойтись.
     Применяя  метод интервьюирования, расширяются  возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. При этом часто возрастает содержательность и глубина собираемой информации. Хотя она, как правило, не является репрезентативной для больших социальных групп людей. В случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь. В интервью более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы, поскольку интервьюер задает респонденту отдельный вопрос по каждой строке таблицы и сам же фиксирует полученные ответы. В хо-де интервью такой вопрос будет повторяться столько раз, сколько тем указано в таблице. Причем интервьюер при переходе от одной темы к другой может изменять формулировку вопроса, не меняя его основной направленности.
     Если  сравнивать два самых популярных метода в социологии анкетирование  и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимущества последнего по отношению к анкетированию. Несмотря на то что интервьюирование уступает анкетированию по своей популярности (во всяком случае, в нашей стране, в зарубежных странах ситуация иная), оно обладает некоторыми преимуществами перед ним.
     3.2.Виды  интервью.
     Наибольшее  распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
     Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
     Только  опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
     Разведывательное  интервью (другое его обозначение – глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
     Каждый  из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
    Однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал); В межличностной (интервьюер – респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров – респондент или, наоборот, интервьюер – группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
     Диапазон  требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском  и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно  не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы  повысить непредвзятость данных). Но без  них невозможно получить достоверную  информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые  другие интервью под силу только социологам экстра-класса.
     3.3. Анкетирование.
     Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
     Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо  чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.Типы анкетных вопросов.  Обычно все вопросы в анкете подразделяют по: 1) Содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента);
     2) Форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
     3) Методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);
     4) Отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);
     5) Технике заполнения (трудные, сложные).
     Нередко два основания классификации  — форму и технику заполнения — методисты объединяют. Поэтому  в одних учебниках открытые и  закрытые вопросы проходят по критерию «форма вопроса», в других — «техника заполнения». Это не ошибка, так как  любые критерии классификации весьма условны, и то, что одному методисту  кажется признаком техники заполнения, другой считает формальным критерием.
     В описанной классификации все  виды анкетных вопросов — специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное  место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми.
     По  предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мнениях  по поводу различных явлений и  фактов, о пожеланиях, ожиданиях  и планах на будущее; о фактах поведения  — поступках, действиях и результатах  деятельности; наконец, о личности респондента. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью  опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое  мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.
     Другое  направление классификации вопросов по предметному содержанию связано  с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т.п.
     Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости  от отношения используемой информации к личности респондента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтральными, не нарушают чувства  собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной  форме, которая помогает частично преодолевать психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов  поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безличным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых  я наблюдаю», «учреждения, где мне  приходится бывать», «мой жизненный  опыт».
     По  методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость  в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой  ее части. Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы  используются для управления психологической  ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации  на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется  вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.
     По  своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два  основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту  возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие  готовых вариантов ответов, которые  социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.
     Закрытыми
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.