На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общая экономическая теория

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической  теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
В зависимости от объекта исследования экономику  подразделяют на:
    Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
    Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.
    Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.
    Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
    Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.
    Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Как и всякая наука  экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.)
Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.
Экономика выполняет  и практическую (рекомендательную) функцию: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.
  2. Экономические ресурсы составляют экономический потенциал общества как способность обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг.
  Экономические ресурсы подразделяются на:
  1.  Материальные
  2.  Природные
  3.  Трудовые
  4.  Информационные
  5.  Денежно-кредитные
  6.  Финансовые.
  Материальные  ресурсы включают:
  ·  Средства труда
  ·  Предметы труда.
  Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.
  Предметы  труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:
  1-ый –  вещества, впервые отделяемые трудом  от природы и превращаемые  в продукт, например, уголь.
  2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы – материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.
  Природные (естественные) ресурсы – часть  всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования  обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.
  К природным  ресурсам относятся:
  ·  земельные,
  ·  водные,
  ·  минеральные,
  ·  ресурсы животного и растительного мира,
  ·  солнечная энергия,
  ·  энергия приливов и отливов,
  ·  внутриземное тепло.
  Природные ресурсы делятся на:
  u  практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)
  u  исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).
  Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:
  O  возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)
  O  невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).
      Большое внимание экономическая теория уделяет  изучению общественного производства (это создание любого экономического продукта и сопутствующего ему преобразование ресурсов с использованием человеческого  труда). Общественное производство состоит  из 4-ох основных важнейших фаз:
    u  производство
    u  распределение
    u  обмен
    u  потребление материальных благ.
Первая и последние  фазы являются главными определяющими.             
Распределение и обмен называются связующими фазами общественного производства, но они  оказывают влияние и на производство и на потребление. Главная фаза –  производство.
Факторы необходимые  для начала производства:
    Средства труда (орудия)
    Предметы труда
    Сам труд.
Средства  труда – это то чем человек воздействует на природные ресурсы.
Предметы  труда – это то на что человек воздействует.
Труд – это целесообразная деятельность людей направленная на преобразование, отделение вещества от природы и приспособление его к потребностям людей.
Труд – это затраты рабочей силы человека.
Рабочая сила – это совокупность умственных и физических способностей человека к труду.
Предметы и  средства труда составляют важнейшую  экономическую категорию – Средства производства. Средства производства и люди – производственные силы общества.
   Между людьми, государствами, предприятиями  и т.д. отношения складывающиеся по поводу: производства, распределения, обмена и потребления материальных благ называютсяэкономическими (производственными) отношениями.
Типов производственных отношений 5:
    первобытно-общинные
    рабовладельческие
    феодальные
    капиталистические
    коммунистические в 1-ой фазе социализма.
  Если к  способу производства добавить надстроечные отношения (юридические, бытовые, семейные, религиозные и т.д.) то мы получим общественно-экономическую формацию.
    В экономической литературе существует понятие «кривая  (линия) производственных возможностей».  

   точка Q – неполное или неэффективное использование экономических ресурсов.
   точка N – экономика общества стремится к увеличению количества производимых ресурсов.  

   Эта кривая производственных возможностей показывает что любое общество стоит перед решением проблем выбора в экономике:
    1.     Сколько производить.
    2.     К какому сроку.
    3.     Что производить.
    4.     Как производить.
    5.     Для кого производить.
   Кто будет  потреблять материальные блага или  услуги. Решение этой проблемы тесно  связано с решением проблемы распределения  продукции в обществе. Это решается в зависимости от того какое общество мы хотим получить (всеобще уравнительное, резко диффиринцированное или социально защищенное). В зависимости от выбора типа общества выбираются приоритеты в распределении продукции.
  3. Экономическая система – представление экономики страны в виде системы, состоящей из совокупности элементов.
  В переходный к рыночным отношениям период получило распространение представление  экономической системы в виде двух подсистем: макро- и микроуровней. Макроуровень представлен федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, местными органами власти. Микроуровень представлен различными отраслями. Он может также изучаться как совокупность различных организационно-правовых форм, с точки зрения форм собственности, или как совокупность крупного, среднего и мелкого бизнеса.
  Основным  экономическим законом, выражающим цели развития любой экономической  системы, является наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
  Другой основополагающий закон развития экономических систем – закон постоянного возвышения потребностей общества, из которого следует  третий важный закон – необходимость  постоянного увеличения производства материальных благ с учетом возрастающих и меняющихся потребностей общества.
  Четвертый закон касается необходимости рационально  использовать ресурсы в условиях их ограниченности.
  Пятый закон  касается цикличности развития производства, это следует учитывать, чтобы  по возможности выровнять процесс  производства материальных благ.
  Эти законы носят общий характер и применимы  как к макро-, так и к микроуровню любой экономической системы.
  Таким образом, экономическая система – это  сложный многоуровневый объект исследования экономической науки, служащей теоретической  платформой для проведения экономической  политики государства. В экономической  системе можно выделить несколько  элементов (объектов), которые влияют на ее функционирование и развитие. К ним следует отнести: степень  бюрократизации и развития коррупции  в системе государственного управления; человеческий капитал; предпринимательский  потенциал как обособленную часть  человеческого капитала страны; состояние  других факторов производства и степень  их задействования; мировую экономику, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на экономическую систему страны; состояние природной среды; внутриполитическое и внешнеполитическое устройство; морально-нравственные устои общества.
  К одному из главных свойств экономической  системы следует отнести ее медленную  приспосабливаемость к проводимым преобразованиям.
4. Наибольшее распространение  в мировой экономической литературе  получила классификация хозяйственных  систем по двум признакам:
1) по форме собственности  на средства производства;
2) по способу, посредством  которого координируется и управляется  экономическая деятельность.
На основе этих признаков  различают:
Ё Традиционная экономическая система характеризуется тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе инстинктов выживания, на обычаях и традициях. Примерами такой экономической системы могут служить общества людей в первобытнообщинный период, когда не было еще таких общественных образований, как государство.
В современных условиях элементы традиционной системы прослеживаются в странах с сильными религиозными (в частности - с мусульманскими) традициями. Аналогичное относится и к племенам амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев.
Что производить, как, какова роль индивида в производстве - все это определяется освященными  временем обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Для  традиционного общества характерен очень медленный экономический  прогресс, простое (и часто суженное) воспроизводство. Отдельный индивид  жестко подчинен общине, и это касается не только производственных проблем, но и семейных, личных вопросов. Распределение  созданного продукта связано с существующим половозрастным разделением труда.
В настоящее время  в развивающихся странах можно  встретить элементы традиционной экономики. Введение в их жизнь технических  и прочих новаций вступает в противоречие с существующими традициями и  угрожает стабильности общества. Например, в мусульманских странах вовлечению женщин в общественное производство противоречит традиционное распределение  обязанностей в семье и положение  женщины в обществе.
Ё Централизованно-управляемая экономическая система характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в Восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря.
Для государственной  централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством, например строительство храмов, пирамид, оросительных систем, проведение индустриализации и т.д.
Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне. Государственный  аппарат смещает равновесие в  обществе в пользу создания централизованного, политически и экономически мощного  государства, независимо от реальной полезности для населения. Атрибутом централизованной экономики является большая армия  и высокие расходы на ее содержание. Политическая организация общества тяготеет к деспотии, диктатуре и  олигархии.
Ё Рыночная экономическая система основана на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого индивидуального производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции. В результате экономическая власть широко рассеяна. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но создает дифференциацию общества по доходам.
Рынок - сложная экономическая  система общественных взаимоотношений  в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических  систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских  талантах и на справедливом отношении  к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно  посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия  рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода  индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового  государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового  государства, есть право свободы  потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему  представляется, в рамках его финансовых возможностей.
Человеку необходимо, чтобы права на собственность  были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность  гражданина других граждан берет  на себя государство. Такой расклад  сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство  стоит на его стороне. Закон, который  начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для  того, кто его уважает. Но, защищая  права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или  проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его  законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство  в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном  регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий  спектр мер, и чем эффективнее  его использование, тем выше доверие  к государству.
Сама рыночная экономика  как механизм регулирования экономических  отношений является лишь научной  абстракцией, упрощенной моделью для  демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими  формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.
    Особенности переходной экономики России 
    В мировой практике различают три направления становления рынка в переходный период:либерализация экономики, т.е. становление своеобразных систем мер, которые предназначены для освобождения государственной экономики от ограничений. Эта система направлена на создание условий для свободного движения цен;структурные преобразования, т.е. изменения в структуре экономики, которые происходят с целью преодоления прежней государственной структуры путем преобразования отношений собственности;институциональные преобразования, т.е. формирование особых условий для работы рыночной системы, которых осуществляются путем преобразования правовых институтов и формирования системы новых организаций.Характерными чертами переходной экономики России являются:изменчивость и нестабильность состояния экономики, которые носят безвозвратный характер. Данный фактор ослабляет национальную экономику, тем самым она постепенно уступает место другой экономической системе.существование особых переходных экономических форм;особый характер противоречий;историчность переходной экономики.Изменчивость и нестабильность состояния переходной экономики России обусловливают:необратимость, которая заключается в соответствующих изменениях динамики развития экономики;рост вариантов формирования новой системы, неопределенности итогов развития переходной экономики.К особенностям функционирования и тенденциям развития переходной экономики России относится следующее: 
    инерционность воспроизводственного процесса, который в свою очередь исключает возможность замены существующих экономических форм другими, более желательными. Инерционность воспроизводства подразумевает функционирование переходной экономики как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений;интенсивное развитие всех новых форм и отношений;необратимость эволюционного процесса, его основных тенденций;возрастание роли субъективного фактора — от субъективного фактора зависит правильность выбора направлений и путей развития, его практическая реализация.Процессы, происходящие в переходной экономике России, характеризуются некоторыми закономерностями:происходит утрачивание государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;происходит бюджетный кризис;происходит трансформационный спад. Принципами осуществления переходных процессов в экономике России являются: макроэкономическая финансовая стабилизация; интеграция в мировое хозяйство.

6. Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами. Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами.Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ

Человек, гражданин,
семья, социальная группа, трудовой коллектив,  народ, органы управления

ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ

Земля, природные  ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация,
рабочая сила
Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам.. 
Типы и формы собственностиТипы собственности
Формы собственности
Первобытнообщинная Рабовладельческая
(азиатская,  античная)
Феодальная
Капиталистическая
Социалистическая
Частная индивидуальная Коллективная
Государственная
Тип и форма собственности  находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими  условиями общественной жизни. При этом тип  собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической  системы Традиционно  такая классификация  типов собственности  называется формационной, хотя и не совпадает  с ней полностью. Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:
    национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);
    строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
    покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.
а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное  подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.
Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные  предприятия, ассоциации и т. д.
Государственная Общегосударственная, муниципальная,
образования на территории государства. 
б) по форме права  собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).
Государственная Федеральная,
республик
и других образований  в составе государства, муниципальная.
Совместная Совместных  предприятий и  организаций
Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам. Типы собственности Формы собственности
Первобытнообщинная Рабовладельческая
(азиатская,  античная)
Феодальная
Капиталистическая
Социалистическая
Частная индивидуальная Коллективная
Государственная
Тип и форма собственности  находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими  условиями общественной жизни. При этом тип  собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической  системы Традиционно  такая классификация  типов собственности  называется формационной, хотя и не совпадает  с ней полностью. Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:
    национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);
    строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
    покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.
а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное  подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.
Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные  предприятия, ассоциации и т. д.
Государственная Общегосударственная, муниципальная,
образования на территории государства. 
б) по форме права  собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).
Государственная Федеральная,
республик
и других образований  в составе государства, муниципальная.
Совместная Совместных  предприятий и  организаций
 
7. Существует два  типа организаций общественного  хозяйства:
1) Натуральное хозяйство  - замкнутая система организационно-экономичских отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц. Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для существования. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная с добычи разных видов сырья и заканчивая окончательной подготовкой к их потреблению.
Для натурального хозяйства  свойственны прямые экономические  связи между производством и  потреблением Оно развивается по формуле «производство - распределение - потребление», т.е. созданная продукция  распределяется между всеми участниками производства и, минуя обмен, идет в личное и производственное потребление. Такой вид связи обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.
Для натурального хозяйства  характерен ручной универсальный труд, исключающий разделение труда на виды. Применение простейшей техники  и кустарного инструмента. Трудовая деятельность является малопроизводительной, значительное повышение количества выпуска продукции невозможно.
2) Товарное хозяйство  - открытая система организационно-экономических  отношений (благодаря которой  обеспечивается разносторонний  прогресс экономики). Работники создают  полезные продукты не для собственного  потребления, а для продажи.  Весь поток произведенной продукции  выходит за пределы производственной  единицы и устремляется на  рынок для удовлетворения спроса  покупателей.
Свойственно. Производство товаров основано на разделении труда. Развитие зависит от того, насколько  углубляется (обособляется) специализация  работников в деле производства какой  либо определенной продукции. Такое  явление объективно вызывается техническим  прогрессом, который, в свою очередь, получает большой толчок при разделении труда.
Товарному хозяйству  свойственны косвенные и опосредствованные  типы связи между производством  и потреблением. Они развиваются  по формуле «производство - обмен - потребление». Изготовленная продукция попадает сначала на рынок для обмена на другие товары (или на деньги) и лишь затем в сферу потребления. Рынок  подтверждает или не подтверждает необходимость  изготавливать данную продукцию  для продажи.
Возможно значительное повышение количества выпуска продукции. Возрастает многообразие производимых продуктов.
Основные условия  и причины возникновения товарного  производства:
-общественное  разделение труда
-экономическое  обособление товаропроизводителей.
Товарное производство прошло две стадии: бартерное хозяйство  и денежное хозяйство
Товарное  производство- это такое тип хозяйства , при котором продукты создаются для их продажи на рынке.Основные черты товарного производства:
1.Открытость 2.специализированый  труд 3.косвеные экономические связи.4.использование  более развитых орудий труда.
Различают два  типа товарного производства: 1)простое2)капиталистическое.
Простое товарное производство:
-основано на  собственном труде товаропроизводителя,
-средства производства  и результаты труда принадлежат  самому производителю,
-носит ограниченный  характер и не является преобладающей  формой хозяйства.
Капиталистическое товарное производство:
-рабочая силы становиться товаром.
-средства производства  и результаты труда являются  собственностью работодателя.
-носит всеобщий  характер, т.к. основная часть  продуктов принимает форму товаров.
II.Важнейшей категорией товарного производства является товар.
Товар- это продукт труда удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1.потребительсткая стоимость 2.Стоимость
  8. Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления.
  Любому  товару свойственны натурально—вещественная форма, а также обладание социально—экономической характеристикой. Предназначение товара заключается в удовлетворении потребностей общества, а не самого производителя, т. о., товар обладает общественной потребительской стоимостью. Свойство товара, способное удовлетворить любую потребность человека, формирует потребительскую стоимость. В основном она находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара. В процессе постоянного развития общество открывает более новые свойства товаров, что формирует существование потребительской стоимости во все времена по их производству. В случае, если товар не будет обладать потребительской стоимостью, он не будет реализован. Для того чтобы потребительская стоимость обрела форму товара, ей необходимо стать продуктом труда с целью производства для других людей либо она должна поступать в процессе обмена. Для полного становления потребительского товара обладания данной стоимостью недостаточно, необходимо иметь меновую стоимость.
  Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированной количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, соотношение известного количества потребительских стоимостей определенного вида товара на количество потребительских стоимостей другого вида образует меновую стоимость.
  При осуществлении  обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей в среднем притягиваются к определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны между собой. Общей основой для всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный труд на их изготовление, поскольку он делает их количество соизмеряемым.
  Создание  стоимости товара возникает в  производстве, а ее обнаружение –  только в процессе обмена посредством  сравнения различных вещей по отношению друг к другу меновой  стоимостью. Свойство товара, лежащее  у него внутри, является его стоимостью, а внешнее проявление путем обмена – меновой стоимостью.
  Товар обладает двойственностью: потребительской  стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется  двойственным характером труда, т. к. труд является и абстрактным, иконкретным.
  Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов и т. д.
  Конкретный  труд – это трудовые затраты, выраженные в целесообразной форме. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя различен по виду труда, характеру выполняемых операций, а также по использованию средств производства.
  Труд  любого производителя товара является составной частью общественно необходимого труда. Однако товаропроизводители, которые  основываются на частной собственности, во многих случаях заблаговременно  не знают о потребностях общества, т. о., они работают на собственном риске, и их труд является частным.
  Противоречивость  характера между общественным и  частным трудом исключается путем  продажи товаров, но может возникнуть такое обстоятельство, что на товар  не будет спроса и он станет невостребованным, в результате труд товаропроизводителя  становится независимым от общественного и теряет свою стоимость.

9. Происхождение, сущность, и функции денег.

В глубокой древности возник обмен товаров  и носил случайный характер, так  как еще не существовало разделение труда. Продукты создавались для  удовлетворения собственных потребностей. Лишь в исключительных случаях, когда  появлялся некоторый излишек  продуктов, повышающий потребности  людей, продукты использовались для  обмена. Случайным было и то, на какие  продукты и в какой пропорции они обменивались.
Этой начальной  ступени обмена была свойственна  простая, или случайная, форма стоимости. Стоимость одного товара выражалась в каком - нибудь другом товаре. Например мера зерна обменивалась на топор. В этом случае зерно играет активную роль, оно выражает свою стоимость в другом товаре - топоре и находится в относительной форме стоимости. Другой товар - топор играет пассивную роль, он служит лишь для выражения стоимости зерна и находится в эквивалентной форме стоимости.
Первое крупное  общественное разделение труда (отделение  скотоводства от земледелия) привело  к росту производительных сил, увеличению количества создаваемых материальных благ и расширению круга обмениваемых товаров. Обмен стал более регулярным. Для этой ступени характерна полная, или развернутая, форма стоимости: 1 мера зерна = 1 топору, или = 2 корзинам соли и т. д.
Здесь товар, находящийся в относительной  форме стоимости, уже не случайно, а систематически обменивается на другие товары. Он выражает свою стоимость  во всех других товарах, выступающих  в функции эквивалента. Труд, его  создавший, выражен как труд, равнозначный всякому другому человеческому  труду, независимо от того, какой натуральной  формой обладает последний. Стоимость  зерна остается одинаковой независимо от того, выражается ли она в топоре, копье и т.д..
Дальнейшее  развитие производства и расширение хозяйственных связей между людьми на основе развивающегося общественного  разделения труда выявило ограниченные возможности такой формы обмена. Это привело к тому, что из мира товаров выделился один товар, на который можно было обменять все  другие товары. Он и превратился  во всеобщий эквивалент. Этой ступени  свойственна всеобщая форма стоимости:
Стоимость всех товаров теперь получает единообразную  форму выражения - в потребительной стоимости товара, который играет роль всеобщего эквивалента.
В роли всеобщего  эквивалента выступали те товары, которые являлись наиболее распространенными  продуктами обмена на той или иной хозяйственной территории. У одних  народов это был скот, у других - меха, у третьих - слоновая кость, соль и т.д.
Но разнообразие эквивалентов препятствует дальнейшему  расширению обмена, который уже вышел  за пределы местного рынка. поэтому роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, который и стал деньгами. Роль денег постепенно, по мере развития производства, прочно закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром, а со второй половины XIX в. - только за золотом. С натуральной формой золота окончательно срастается эквивалентная форма стоимости. Денежная форма стоимости является законченным выражением развития формы стоимости. Она может быть представлена следующим образом:
Золото в  качестве денег есть товар и как  таковой имеет потребительную стоимость  и стоимость. Деньги - результат стихийного развития товарного хозяйства и  обмена и его противоречий.
Сущность  денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению  к другим товарам, т. е. служат воплощением  стоимости  всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.
Важнейшая функция  денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость  в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т. е. в деньги.
Для определения  цены товара не требуется наличного, реального золота, т. е. функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Поскольку величина стоимости различных  товаров выражается в разном количестве золота, возникает объективная необходимость  в выборе единицы измерения количества золота. Такая единица называется масштабом цен. В масштабе цен  государство фиксирует вес золота как денежной единицы.
Цена любого товара зависит как от его стоимости, так и от стоимости товара, являющегося  всеобщим эквивалентом, т. е. от стоимости  золота. С уменьшением стоимости  золота цена данного товара при прочих равных условиях возрастает. Цена товара может изменяться и в зависимости  от соотношения спроса на данный товар  и его предложения.
Второй функцией является выполнение функции средств  обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар ( Т - Т) принимает форму товарного обращения ( Т - Д - Т ). По сути дела товар проходит две метаморфозы: Т - Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную, и Д - Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов.
Деньги в  качестве средства обращения постоянно  удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все  время обращаются, переходя из рук  в руки и связывая акты обмена в  единый процесс обращения товаров. Первоначально функцию средства обращения товаров выполняли  золотые слитки, впоследствии они  приобрели форму монеты. Свою функцию  средства обращения золотые монеты выполняют мимолетно, лишь как посредник  обмена товаров.
Третья функция - деньги служат средством образования  сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием  товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства  отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность  приобрести любой товар; в силу этого  деньги начинают выполнять функцию  образования сокровищ.
Четвертая функция - деньги являются средством платежа. С возникновением кредитных отношений - продажи товаров с отсрочкой  их оплаты - деньги стали функционировать  как средство платежа. В этой функции  они обслуживают возврат денежных ссуд, оплату товаров, купленных в  кредит, внесение арендной платы и  др. Функция денег как средства платежа заключает в себе непосредственное противоречие. Многие производители  покупают друг у друга товары в  кредит. Однако нарушение платежей в одном звене вызывает цепную реакцию, нарушение всего механизма  связей товаропроизводителей. Функция  денег как средств платежа заключает возможность кризисов.
Появление мировых  денег - является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы  национальных рынков и расширение мировых  экономических связей привели к  появлению мировых денег. Роль мировых  денег выполняет золото. Оно функционирует  как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства.
С развитием  мировой торговли и кредитных  отношений расчеты между странами осуществляются не в золоте непосредственно, а в валютах тех стран, которые  на данном этапе играют ведущую роль в мировых экономических связях.
“Экономикс” по другому определяет функцию денег: 2-ю и 4-ю ( средства обращения и средства платежа) объединяет в одну и вместе с остальными составляет  внутренние функции, а функцию мировых денег представляет отдельно как валютный курс.
Ликвидность- это способность активов непосредственно  использоваться в качестве средства обращения или быть готовым к  превращению в средство обращения, сохраняя фиксированной свою номинальную  стоимость. (“ Экономикс”).
Высоколиквидными  типами активов являются наличные деньги, а также вклады на текущий счет.
10. Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
    Ценообразующая;
    Посредническая;
    Информационная;
    Регулирующая;
    Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о  рыночной системе хозяйствования положил  Адам Смит в работе "О природе  и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл  рынок невидимой рукой. Учение Смита  нашло свое дальнейшее развитие в  трудах Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса  о рынке" и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений  лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике  рынок стоит непосредственно  между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен  и решать три главных экономических  вопроса:
    что производить;
    как производить;
    для кого производить.
В командной системе  хозяйства между производителями  и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры  с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три  вопроса.
В смешанной экономике  между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования  рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
    закон стоимости;
    спроса и предложения;
    закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся  в соответствии с качеством и  количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который  определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения  регулирует количество денег, которое  необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен  и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей  товара.
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По  форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По  виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
    по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
    функциональный признак(оптовый, неорганизованный);
    по потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).
Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок  товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок "ноу-хау" и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции  чистая монополия (власть одного) монополистическая  конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)
Национальные рынки  различаются валютой, налогами, национальными  стандартами.
Рынок потребительских  товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1.путем развития  предпринимательства в сфере  производства и сбыта продовольственных  и непродовольственных товаров.
2.путем поддержания  малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.
4.переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров.
5.постепенная отмена  дотирования убыточных предприятий.
6.радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.
Формирование этого  рынка осуществляется на основе 2-х  законов России: "О защите потребительского рынка" от 20.12.91г. "О защите потребителей" от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских  товаров предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые  товары, мебель, лекарства, отдельные  виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования  и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные  услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
11. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены.
Цены выступают  сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.
Важную роль в  рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно  необходимых товаров. Конкуренция  непременно приводит к тому, что  ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они  устремляются в те отрасли, которые  производят необходимую для потребителя  и рентабельную для товаропроизводителя  продукцию. Нерентабельные же предприятия  лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой  в рыночной экономике.
Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у  рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам  рынка западные экономисты относят:
1. эффективное распределение  ресурсов - рынок направляет ресурсы  на производство необходимых  обществу товаров;
2. возможность его  успешного функционирования при  наличии весьма ограниченной  информации - достаточно иметь данные  о цене и издержках производства;
3. гибкость, высокую  адаптивность к изменяющимся  условиям. Так, когда в 70-е годы  резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой  альтернативных источников энергии,  внедрением ресурсосберегающих  технологий, введением режима жесткой  экономии энергоресурсов;
4. оптимальное использование  результатов НТР. Стремясь получить  максимально высокую прибыль,  товаропроизводители идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что  позволяет им иметь временные  преимущества перед конкурентами;
5. свободу выбора  и действий потребителей и  предпринимателей. Они независимы  в принятии своих решений, заключении  различных сделок, найме рабочей  силы и т. п.;
6. способность к  удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и  услуг, более быстрой корректировке  неравновесия.
Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять свой ассортимент, повышать качество, снижать  издержки и т. д. Если же в отраслях неправильно оценили спрос и  выпустили, скажем много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.
Но рынок имеет  и негативные стороны:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.