На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный конфликт: причины, разрешение, последствия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО «Московский  институт экономики, менеджмента и  права»
Нижегородский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 

Экономический факультет 
 
 
 
 

Контрольная работа
Дисциплина: «Социология»
Тема: «Социальный конфликт: причины, разрешение, последствия» 
 
 
 
 

                                         

                                                                                                                 Выполнил:
                                            Урванцева А.В.
                                            Группа ФГС-23
                                              (заочное отделение)
                                            Проверил: 
                 
                 
                 
                 

                                     Н. Новгород 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 

 


    ВВЕДЕНИЕ

 
    Актуальность  исследования: Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.
    Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти  все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе – это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов1.
    Во  многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом  становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
    Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
    Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации.
    Трудности, возникающие при гашении и  локализации конфликтов, делают необходимым  тщательно проанализировать весь ход конфликта установить его возможные причины и последствия.
    Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные  конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.
    Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта.
    В процессе работы нами были выдвинуты  следующие задачи:
    1. изучить понятие виды, и подходы к исследованию социальных конфликтов;
    2. рассмотреть этапы протекания  социальных конфликтов;
    3. проанализировать причины возникновения  конфликтов;
    4. выявить условия успешного разрешения  и регулирования конфликтов
    Объектом исследования является: конфликт как одно из состояний отношений людей.
    Предмет исследования: особенности возникновения социальных конфликтов и пути его разрешения.
    Методы  исследования:
    изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
    2. анализ научной литературы, учебников и пособий по социологии, управлению, психологии, конфликтологии, политологии и др.
    Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами в частности, таких авторов, как Глухова А.В., Здравомыслов А.Г., Коваленко Б.В., Пирогов А.И.. Рыжов О.А., Козер Л., Кременюк В. А., Лебедева М.М., Фельдман Д.М., Фольц У., Цыганков П.А. и др.
    Структурно  работа она состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  КОНФЛИКТОВ

    1.1. Понятие, виды  и подходы к  исследованию социальных  конфликтов.

 
    Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни  общества. Конфликт – это столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т.е. любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. Поэтому внутри социологии образовалась специальная отрасль – конфликтология, перед которой стоит ряд научных и практических проблем.
    Термин "конфликт" произошёл от латинского слова conflictus – столкновение. Понятие "социальный конфликт" – это  сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт – есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием2.
    Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который  назвал его "спором". М. Вебер называл  конфликт "борьбой". Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как "реальную борьбу между действующими людьми или группами".
    Американцы  Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали  конфликт как дисфункцию отдельных  структур в социальной системе. Л. Козер  считает конфликт важнейшим элементом  социального взаимодействия, который  способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями.
    Природа конфликтов обусловлена наличием в  обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают  экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством.
    Но  не следует объективные противоречия отождествлять с конфликтом. Противоречия порождают открытые и закрытые конфликты  только тогда, когда осознаются людьми, как несовместимые интересы, потребности. 
Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью.

    Динамика  социальных систем есть процесс, который  реализуется в различных типах  социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте. Заметим, что конфликт здесь выступает как некая связующая переходная форма, скажем, к соревнованию (конкуренции), консенсусу. Консенсус – один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у сторон.
    Так или иначе, конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни, столь же соответствуя природе  общества и человека, сколь и консенсус. Выделим две основные концепции социального конфликта3.
    "Концепция  позитивно-функционального конфликта" (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф,  К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической.  В ней конфликт рассматривается  как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль – стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними. Чем больше разных конфликтов пересекаются, чем сложнее групповая дифференциация общества, тем труднее разделить всех людей на два противоборствующих лагеря, не имеющих никаких общих ценностей и норм. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
    В данной концепции выделяется "конкуренция" как ключевое понятие, а интересы сторон считаются побудительной силой конфликта. Его процесс складывается из совокупности .реакций на внешний мир. Все столкновения- это реактивные процессы. Следовательно, сущность конфликта состоит в стереотипных реакциях социальных субъектов. Но разрешение конфликтов мыслится как "манипулирование" поведением без радикального изменения общественного строя. В этом, главным образом, отличие марксистской конфликтологии (теория классовой борьбы и социальной революции) от принципа "скэрсити" (т.е. ограниченности благ, дефицита), характерного для западных трактовок причин конфликта.
    Позитивно-функциональная концепция рассматривает конфликт как "борьбу за ценности и претензии  на определённый социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага, борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение "соперника".
    В концепции конфликта как "социальной болезни" Т. Парсонс первым в полный голос сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул – идею "мира в промышленности", охарактеризовав конфликт как "опасную социальную болезнь", выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию.
    Сторонники  этой концепции (среди них, прежде всего, шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий социолог Фридрих Гласл) исходят  из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции4.
    Первая  – эмансипация, стремление высвободиться (мужчина – женщина, младшее и  старшее поколение, служащие – предприниматели, развитые и развивающиеся страны, Восток – Запад). Болезнь начинается, когда эмансипация ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона индивидуализма.
    Вторая  – возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к  коллективизму. Болезнь начинается, когда взаимозависимость превращается в коллективизм, т.е. когда побеждает  определённая система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. Каковы аспекты социологического диагноза конфликта?
    Прежде  всего, это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон).
    X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют  три основные фазы конфликта. 
    1. От надежды к страху (дискуссии, замыкание на себя, споры, доведенные до крайностей, утрата коммуникации, начало действий).
    2. От страха к потере облика (формирование  ложных образов противника, усиление  лидерства и авторитарности, подталкивание  к саморазоблачению, запугивание и паника).
     3. Потеря воли – путь к насилию  (ограниченное разрушение и насилие,  разрушение нервного (управленческого)  центра, наконец, тотальное разрушение, включая саморазрушение). Эскалация  конфликта есть своего рода  смертельный процесс, но он может быть преодолен быстро, вообще исчезнуть, если устранить основное противоречие сторон. В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и "коллективизма".
    Найти равновесие между ними – значит найти путь к разрешению конфликта  и вырасти в своей человеческой сущности (это всегда усилие!).
    Экстремальность (ее исследователи – М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Сорокин, Н. Кондратьев, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.) возникает при  угрозе самому существованию социальной системы в рамках данного качества и объясняется действием экстремальных факторов. Экстремальная ситуация связана с возникновением "бифуркационного состояния" (лат. bifurcus – раздвоенность), то есть состояния динамического хаоса и появления возможностей для инновационного развития системы. В этих условиях меняются параметры, возникают пограничные (маргинальные) состояния. В результате наступает эффект "обнаружения сущности"5.
    Его функция состоит в том, чтобы  стабилизировать систему в ответ  на действие экстремальных сил. При  выходе из динамического хаоса обязательно наличие лидера (на уровне группы) или доминирующей мотивации (на уровне личности), которые осуществляют целевую функцию выживания социальной системы.
    Социологи усматривают два варианта выхода из экстремальной ситуации6. Первый – катастрофа, связанная с распадом ядра системы и разрушением подсистем. Вторая – адаптация (компромисс, консенсус), объектом которой являются групповые противоречия и интересы. Для анализа динамики социальной системы введено понятие "цикл экстремальной ситуации". Цикл связан с минимумом времени на принятие решений, с максимумом информации о событиях, с максимумом эффективности (мобилизация сил, способностей, ресурсов), с минимумом ошибок.

    1.2. Этапы протекания  социальных конфликтов.

 
    Анализ  конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве)7.
    Все желания, стремления индивидов и  социальных групп можно отнести  к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
    Все поведение человека упрощенно можно  представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи  с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется.
    Однако  в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или  обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или  намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий.
    В любом случае человек должен поставить  перед собой новые цели, разработать  новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования – это  всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, препятствие, стоящее на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в силу ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
    Реакция на фрустрацию может развиваться  по двум направлениям – это может  быть или отступление, или агрессия. Отступление – это избежание  фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:
    1) сдерживание – состояние, при  котором индивид отказывается  от удовлетворения какой-либо  потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;
    2) подавление – это уход от  реализации целей под воздействием  внешнего принуждения, когда фрустрация  постоянно присутствует внутри  индивида, но загоняется вглубь  и может в любой момент выйти  наружу в форме агрессии при  определенных благоприятных для этого условиях.
    Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может  быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит  социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
    Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие. Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту.
    Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное  с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в  форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.
    Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом8.
    Личностный  конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
    Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия  между двумя или более членами  одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
    Межгрупповой  конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные  действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
    Конфликт  принадлежности происходит в силу двойной  принадлежности индивидов, например, когда  они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид  входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
    Конфликт  с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
    Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта9.
    1. Предконфликтная стадия. Ни один  социальный конфликт не возникает  мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно  накапливаются в течение некоторого  времени, поэтому Предконфликтная  стадия иногда затягивается настолько,  что забывается первопричина столкновения.
    Характерной особенностью каждого конфликта  в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано  с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, как правило, не бывает.
    Предконфликтная стадия – это период, в который  конфликтующие стороны оценивают  свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно  воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
    2. Непосредственно конфликт. Эта стадия  характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
    Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить  их на две группы, каждая из которых  имеет в своей основе специфическое  поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в  конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.
    Ко  второй группе относятся скрытые  действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.
    По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые  охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения  ресурсов и совершенстования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины – это характерные черты рациональных конфликтов.
    Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
    Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.