На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Формирование коммуникативных навыков дошкольников

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование  коммуникативной  компетентности дошкольников. 

Цель: формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.
Задачи:
    Развивать навыки социального поведения
    Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности
    Учить ребёнка выражать свое отношение к другим людям разными формами
    Создать благоприятные взаимоотношения в группе
    Развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию
Основным  видом работы является: игра, игровая деятельность с элементами изодеятельности.
Упражнения  провожу с детьми с особенностями  поведения (агрессивные, гиперактивные, тревожные)
Возраст – 6-7 лет
Продолжительность – 25-30 минут
Количество  человек - 8-10
     Этапы работы:
      Диагностический
      Социометрия Я.Морено
      Социометрическая проба «День рождение»
      Методика М.А. Панфилова «Кактус»
      Игровые упражнения
      Контрольный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 этап. Социометрия 

Цель: применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:  
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;  
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);  
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами
.
Перед детьми раскладываются картинки с разными  видами домов (хижина и дворец).
Педагог задает ребенку ряд вопросов:
    «Какой домик тебе больше нравиться?»
    «Кого из своих друзей в группе ты поселишь во дворец?»
    «Кого из своих друзей в группе ты поселишь в хижину?»
    «Кого ты не поселишь ни в один из домов?»
Результаты  фиксируются на листе бумаги, и  выполняется обработка.
Педагог соотносит все ответы ребят и  отмечает взаимные выборы. Далее вычисляется социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C = M  
n - 1
где С  – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
    Классификация испытуемых по итогам социометрического  эксперимента
Статусная группа Количество  полученных выборов 
«Звезды»  В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые»  В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»    
«Непринятые»  В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
Среднее число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K =   Общее число сделанных  выборов  
Общее количество испытуемых
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
KB =   Количество взаимных  выборов  
Общее число выборов 
 
     Социометрическая проба «День рождения». 

     Цель: выявление эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения.
     Проведение  обследования: ребёнку даётся инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный торт со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай отметим твой стул – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, девочки – снежинку.) Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора). Ребёнок может называть имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого – то сажать или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт нам возможность предположить его потребность в общении). Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого – то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
     Инструкция  обработки: 1.Потребность в общении: а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачёркиваются) «стулья»; в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
     2.Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
     3. Значимость социальных окружений: а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; б) преобладание какой – то группы (семья, детский сад, двор и т. д.) – значимая среда в общении; в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Графическая методика “Кактус”
Методика  предназначена для работы с детьми старше 3 лет. 
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. 
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. 
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. 
Обработка данных. 
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    пространственное положение
    размер рисунка
    характеристики линий
    сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
    характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
    характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
    характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
    Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
    Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
    Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
    Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
    Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
    Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
    Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
    Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
    Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
    Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
    Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
    Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
    Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в  качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот  кактус домашний или дикий?  
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?  
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?  
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?  
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
 

 


2 этап. Комплекс игровых упражнений № 1 

Цель: Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом. 

1. «Вежливые молчалки»
В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. А затем ребятам предлагается поздороваться без слов, используя мимику, жесты, части тела, движения (покивать  головой, взяться под руки, поздороваться лбами, попками, ладошками, приобнять за плечи и т.д.).
2. А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить 'волшебные' слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).
3.«Справа, справа от меня есть одно местечко»
Дети  встают в круг, оставляя рядом с  ребенком справа свободное место. Этот ребенок поет:
«Справа, справа от меня есть одно местечко, я  хочу, чтоб... (игрок называет имя  одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д.
4. «Этюд на различные позиции в общении»
Дети  разбиваются на пары. Общение в  парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему? 

Комплекс  игровых упражнений № 2 

Цель: Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека. 

1. «Аплодисменты по кругу»
Ведущий:  «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он, чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
2. «Опиши друга»
Упражнение  выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.
3. «Лабиринт»
Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».
Дети  делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры
4. «Подарок другу»
Ведущий: «Все из вас любят, когда вам дарят  подарки? А настроение от полученного  подарка улучшается? (выслушивает  ответы детей). Правильно, вот сейчас и мы будем дарить друг другу подарки. Представьте, что вы можете подарить своему другу все что угодно. Представили? А теперь  на листе бумаги нарисуйте подарок своему соседу справа».   

    Комплекс  игровых упражнений № 3 

Цель: Способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека. 

1. «Улыбки»
Дети  встаю в круг, и держаться за руки. Ведущий говорит: «Я улыбнусь моему соседу, который стоит справа от меня, а он улыбнется своему соседу справа и так по кругу, и я получу улыбку от соседа слева. А теперь я улыбнусь соседу слева, и получу в конце игры улыбку от соседа справа».
2. «Слепой и поводырь»
Детям предлагается разбиться на пары. Один из пары «слепой», другой ребенок «поводырь». Взрослый расставляет препятствие  в группе. «Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» через препятствия. Потом дети меняются ролями. В конце игры можно обсудить:
    Какие чувства испытывали, когда были «слепым» и когда «поводырем»?
    Доверяли ли вы своему «поводырю»?
3. «Опиши друга»
Упражнение  выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.
4. «Живые картины»
Педагог делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника — молча расположить детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять. Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции остальным участникам подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Воспитатель следит заходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями. 

    Комплекс  игровых упражнений № 4 

Цель: Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в доброжелательном отношении друг к другу. 

1. «Обнимашки»
«Ребята какие вы знаете формы приветствия?»  Ответы детей. «Молодцы, давайте сейчас с вами поздороваемся молча и  обнимем друг друга».
2. «День рождения»
Дети  сидят в полукруге. В центре стоит  стул «именинника». Взрослый выбирает  первого участника и усаживает  на стул. Ведущий: «Ребята, давайте представим, что у Пети сегодня день рождение, и он нас всех пригласил. С чем  нужно приходить на праздник? Правильно, с подарками. А теперь каждый из вас подарит Пете подарок. Это может быть доброе слово, улыбка, жест. Игра продолжается пока каждый из ребят не побудет в роли «именинника». Затем выслушиваются ответы детей:
    Понравилось ли вам быть в роли «именинника»?
    Что понравилось больше, дарить подарки или получать их?
    Улучшилось ли ваше настроение?
 3. Разгадаем эмоции.
А теперь угадаем, какое настроение загадал  художник (показываю изображение  эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.
4. «Море волнуется раз…»
Ведущий: «Море волнуется раз, море волнуется  два, море волнуется три – эмоция «Радость» на лицах замри». Дети изображают различные эмоции: грусть, радость, страх. Ведущий ребенок оценивает точность показа (мимика, поза). 

    Комплекс  игровых упражнений № 5 

Цель: Развивать умение анализировать свои ошибки, так же способствовать сплочению группы. 

1. «Гляделки»
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
2. «Тень»
Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в теней несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (воспитатель помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку; сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.
3. «Упрямое зеркало»
Собрав  детей, воспитатель говорит: «Вы  представляете, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно — направо, вы закрываете один глаз, а оно — другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой — упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребенка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.
4. «Мы  очень любим»
Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у  него много друзей, поиграем в игру 'Мы очень любим'. Каждый ребенок  выступает в роли ведущего по очереди, а остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать и др.). 

    Комплекс  игровых упражнений № 6 

Цель: Развивать навыки успешного взаимодействия друг с другом и доброжелательное отношение к людям 

1. Приветствие на выбор детей
«Ребята, давайте поприветствуем друг друга  любым способом, который вы знаете».
2. «Паутинка»
Ведущий: «Сегодня мы с вами будет плести паутинку вежливости. У меня есть вот  такой клубочек разноцветных ниток, из которых мы будем плести паутину». Ребята стоят в кругу. Ведущий  передает клубочек ниток любому ребенку (Петя), произнося слова «Ты мне нравишься, потому что…» (называет комплимент или хорошее качество), Петя передает клубочек следующему игроку, сопровождая передачу фразой «Ты мне нравишься, потому что…» и т.д.. Как только ребята запутают паутинку, можно предложить им ее распутать, также сопровождая комплиментами или вопросами:
    Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
    Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
    Дружные ли дети в группе?
    Почему каждый ребенок достоин любви?
    Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
3. «Попроси игрушку»
Группа  детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным  знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой ребенок должен попросить этот предмет. Инструкция участнику, который держит игрушку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму ребенку: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
4. «Закончи рисунки»
Дети  сидят в кругу. У каждого —  набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации. 
 
 

Комплекс  игровых упражнений № 7 

Цель: развивать  положительное отношение другим людям, эмпатии. 

1. «А мы такие разные» (активизация внимания)
Дети  встают в круг. Ведущий: «Давайте поприветствуем друг друга». Ведущий выбирает первого  участника и выводит в центр  круга. Ведущий: «Мы все с вами такие разные, мы по-разному двигаемся, говорим и здороваемся. Сейчас Петя покажет как здоровается он. А остальные участники не должны повторять, движения других» Игра продолжается пока все дети не поприветствуют друг друга.
2. «Найди пару»
Водящий сидит на стуле в дальнем конце  комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.
3. «Волшебный стул»
Один  из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать и т.д.
4. «Праздник вежливости»
«Сегодня  в нашей группе — говорит взрослый, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем». 
 

Комплекс  игровых упражнений № 8
  Цель: давать представления об эффективных  формах взаимодействия в группах 

  1. «Встаньте те, кто...»
Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...
    любит бегать;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.