На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Эпос и его виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Эпос  и его виды.
                          План.
1.Введение. Характеристика эпического рода литературы…………………..2
2.Виды  эпоса:
      а) Эпопея…………………………………………………………………..4
      б) Роман…………………………………………………………………....7
      в) Повесть…………………………………………………………………13
      г) Рассказ…………………………………………………………………..15
      д) Новелла…………………………………………………………………16
      е) Очерк……………………………………………………………………18
3. Заключение……………………………………………………………………21
4. Список литературы…………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов . Этот род литературы ведёт своё происхождение и получил своё название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос.   В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определённых жизненных обстоятельствах, в отличие от лирики, отражающей жизнь в отдельном человеческом переживании — мыслях и чувствах человека, — в эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим людям и т. д. Типология эпического рода получила глубокую разработку в трудах классиков эстетики — Аристотеля, Лессинга, Шеллинга, Гегеля, Белинского и других. Все они сходятся на мысли о том, что эпический писатель дает объективную картину мира, повествует о том, что как бы развивается само собою, по своим, ему присущим законам.  В эпосе исключительно велико значение событийности. В произведениях эпического рода обычно рассказывается о каком-либо «случае», «происшествии», «истории», приключившихся с героями и раскрывающих определенные стороны человеческого общества, позволяющие понять его сущность. Художник-эпик изображает людские радости и горести для того, чтобы раскрыть причины, обусловившие их возникновение. В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее. Герой действует как будто свободно, согласно своей воли, а в действительности все его поступки детерминированы окружающими его условиями. В этой связи важна мысль Гегеля: «...судьба царит в эпосе, а не в драме, как это обычно считается»[ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985, с 119]. «Рок» в эпическом искусстве проявляется не только как вмешательство богов в жизнь персонажей («Илиада», «Одиссея» и др.). Гегель вкладывает в свое положение более широкий смысл. Он говорит о всесилии внешних обстоятельств, определяющих поведение человека, подчиняющих его своей непреоборимой власти.    В произведениях эпического рода писатель выступает как аналитик, исследователь действительности, выясняющий обстоятельства, заставившие персонажей совершить те или иные поступки. Причем эти побудительные причины он находит вне человека. В рассказах Чехова в роли судьбы выступает вся система общественных отношений России, обезличивающих человека. Атмосфера чинопочитания, господствующая в обществе, лишила экзекутора Червякова («Смерть чиновника») и полицейского надзирателя Очумелова («Хамелеон») человеческого достоинства. В «Войне и мире» Л. Толстого судьба — это сцепление независимых от воли полководцев и царей исторических событий, определивших исход войны. Побеждает русская армия, так как полководец Кутузов сообразует ее действия с историческими законами. Эпическое произведение рисует жизнь в ее самодвижении. Герой не определяет развития событий. Иногда в эпическом произведении рассказывается о происшествии, явившемся как бы выражением волевого акта героя. Очумелов («Хамелеон») сам несколько раз меняет отношение к происходящему. Но в действительности все эти события не результат свободной воли, а плод «судьбы». В рассказах Чехова все определяет подтекст. Рисуя «активность» Очумелова, писатель на самом деле хочет подчеркнуть его безволие, полную пассивность. Для эпического творчества, в связи с особенностями его специфики, обязателен образ повествователя, рассказчика. Иногда автор скрывается за вымышленным лицом («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя), иногда ведет повествование от своего имени («Записки охотника» Тургенева). Гегель родовую черту эпического искусства усматривал в том, что в нем не видно личности художника, его симпатий, пристрастий и т. п. Эту точку зрения справедливо оспаривал Белинский. Критик подчеркивал, что не было, нет и не будет такого изображения действительности, где бы не слышался голос самого автора, где бы умирало его мнение. Даже в «Илиаде», считающейся образцом художнической объективности, отчетливо ощущается отношение Гомера к своим героям.
Эпопея.
   Жанры эпического рода имеют  большую и малую формы. Господствующее  место среди больших форм занимает эпопея, характеризующаяся в содержательном отношении тем, что в ней всегда побеждает точка зрения большинства, выражающая общенациональную или историческую идею («Илиада» и «Одиссея» Гомера). По структуре к эпопее близок жанр романа-эпопеи, где присутствует тот же содержательный мотив («Война и мир» Л.Толстого). Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа. Наиболее глубоко сущность эпопеи на примере творчества Гомера раскрыл Белинский. Критик неоднократно отмечал, что «Илиада» и «Одиссея» могли возникнуть лишь в эпоху «младенчества народа», когда жизнь не распалась на «поэзию и прозу», когда не обозначились еще социальные противоречия, и поэтому повествователь имел возможность говорить не только от себя лично, но и от имени своих   соотечественников.«Народность, — писал Белинский, — есть одно из основных условий эпической поэмы» »[ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985,с.121]. Автор ее выступает выразителем общенародных, национальных мыслей и чувств. Для эпопеи характерен широкий, универсальный охват действительности. Вся жизнь античной Греции (ее нравы, верования, нравственные представления и  пр.)   получили  отражение в творчестве  Гомера.  Древний  грек находил в нем ответы на интересующие его вопросы. Творчество Гомера было народным, отражающим все существенные стороны национального сознания. Белинский, вслед за Шеллингом и Гегелем, полагал, что наиболее существенные черты народа в эпоху его младенчества находят свое выражение «в удальстве, храбрости и героизме». Поэтому эпические поэмы древнего мира основаны, как правило, на военном конфликте. Троянская война дала содержание «Илиаде», послужила  толчком   к  созданию   «Одиссеи».  Обращение  Гомера   к военной тематике было, по мысли Белинского, совершенно естественным. Только в военных столкновениях по-настоящему мог раскрыться нравственный облик «младенчествующего народа» и могли получить отражение существенные особенности его жизненного уклада. Однако военный конфликт, по мнению Белинского, обязателен лишь для эпопей античного мира.  Для эпических поэм нового времени возможны и другие темы. Главное для эпического поэта — отразить существенные черты общества и национального характера. Поэтому эпические произведения могут меняться в своем содержании в зависимости от тех перемен, которые происходят в общественной   жизни.   Вот этого  обстоятельства    не  замечали многочисленные подражатели Гомера, начиная с Вергилия и кончая европейскими и русскими эпиками XVIII в.  (Вольтер, Херасков и другие). Они рассматривали «Илиаду» не как эпопею в духе своего времени, а как вечный ее образец. В период, когда жизнь утратила свою гармоничность, эпическая поэма, по мысли Белинского, не обязательно должна воспевать великое историческое событие: она может быть пронизана отрицанием безобразных явлений действительности и возвеличивать борцов за освобождение народа от социального гнета.           В литературе феодальной Европы ближе всего стоит к «Илиаде» героический эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» и другие), хотя ему недостает гомеровской широты в изображении действительности. Он близок эпической поэме Гомера тематически (воспеванием героического деяния), возвышенным стилем повествования, характером воспроизведения героев. Роланд, так же как и Ахиллес, выступает представителем всего народа.            С обострением социальных противоречий и успехами цивилизации все меньше оказывалось объективных предпосылок для создания эпических произведений в духе Гомера. Почвой для возникновения эпопей в условиях развитого феодального и буржуазного общества служат, во-первых, национально-освободительные войны. Именно на этой исторической основе возникла «Война и мир» Л. Толстого. Эпичность этого произведения определяется не просто широтой охвата действительности, а прежде всего изображением всенародной борьбы против наполеоновского нашествия. Частная жизнь героев (А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой и других) втянута в события, в которых решаются национальные, исторические судьбы России. Источником эпопеи XIX столетия являются, во-вторых, выступления народных масс за социальную свободу. Черты эпопейности отчетливо видны, например, в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. И опять-таки главное не в многоаспектном изображении русского общества. Существеннее другое. Семеро крестьян, ищущих правды на земле, действуют не из личных побуждений, а от имени всего народа, они выражают его интересы. В эпической поэме Некрасова изображены борцы за народное счастье, за свободу — Савелий, богатырь святорусский, народный заступник Григорий Добросклонов.     Могучим источником эпоса стала Великая Отечественная война. Художественным обобщением борьбы народа с фашистскими захватчиками явилась эпическая поэма Твардовского «Василий Теркин». Часто говорят, что предметом изображения эпопеи, в отличие от романа, является не частная, а народная жизнь. Это положение требует уточнения. Видимо, дело не в том, что изображается, а в каких-то иных критериях. В народнической литературе широко представлено житье-бытье народное, но эпичности в ней мало.«Василий  Теркин»  Твардовского — «книга  про  бойца»,  но  поэма в целом обладает эпическими чертами. Поэтому предмет изображения нельзя рассматривать в качестве фактора, определяющего жанровую специфику произведения.             Романом-эпопеей является произведение Шолохова «Тихий Дон». Автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями. Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Самый существенный признак эпопеи в том, что в ней изображаются    события, решающие судьбу  родины,  нации, народа.
      Роман.
    Роман — большая эпическая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях.
      Для романа характерны следующие признаки:
- разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю (история Обломова, история Штольца, история Ольги Ильинской, история Агафьи Матвеены в романе Гончарова "Обломов");
- многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
- глобальность тематики и проблематики;
- большой охват художественного времени;
- проработанный  исторический фон, соотнесенность  судеб героев с особенностями  эпохи и т.д.           Различают множество разновидностей  романа: исторический, фантастический, готический (или роман ужасов), психологический, философский, социальный, роман нравов (или бытописательный роман), роман-утопию или -антиутопию, роман-притчу, роман-анекдот, авантюрный (или приключенческий) роман, детективный роман и т.д. К особому жанру можно отнести идеологический роман, в котором главной задачей автора является донести до читателя определенную идеологию, систему взглядов на то, каким должно быть общество. Идеологическими можно считать романы Н.Чернышевского "Что делать?", М.Горького "Мать", Н.Островского "Как закалялась сталь", М.Шолохова "Поднятая целина" и т.п.    Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени.     Фантастический роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира.          Психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних свойств и качеств человеческой натуры, о личностных, индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей.      Философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке.         Социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет.    Роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека, особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно, какие-то этнографические подробности.         В центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане.       Роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.   Первые романы были созданы еще в Древней Индии и, независимо от того — в Греции и Риме во II-IV вв. Так называемый греческий (эллинистический) роман — хронологически первая версия «авантюрного романа испытания» лежит у истоков первой стилистической линии развития романа, для которой характерны «одноязычность и одностильность». Ключевую роль в развитии сюжета в античном романе играет случай, а также разного рода сны и предсказания. Характеры и чувства героев, их внешность и даже возраст остаются неизменными на всем протяжении развития сюжета. Эллинистический роман генетически связан с мифом, с римским судопроизводством и риторикой. Поэтому в таком романе множество рассуждений на философские, религиозные и моральные темы, речей, в том числе и произносимых героями на суде и построенным по всем правилам античной риторики: авантюрно-любовный сюжет романа – это и судебный «казус», предмет его обсуждения с двух диаметрально-противоположных точек зрения.             Романный жанр представляет собой «отвердевший», материализовавшийся тип эстетического мышления, которое, в зависимо сти от эпохи, общественно-политических и эстетических позиций писателя, его художественного метода, наполняется определенным содержанием, не утрачивая своих типологических черт. Идейная направленность романов  самая различная, она не укладывается в единые, затвердевшие типологические рамки, но с определенного исторического периода из века в век переходит романная жанровая структура, связанная с определенным типом воззрения на действительность.        Расцвет романа нового времени падает в Европе на эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.), когда происходит процесс высвобождения человека из-под власти мифологических сил, церкви, когда он начинает изображаться как существо сугубо земное, социальное, в широких связях с общественными условиями. Идеи гуманизма, достаточно определенно проявившиеся в античном романе, в этот период заявляют о себе в яркой форме. Постепенно изживается мысль о фаталистической обреченности личности. Не в силу случайностей, а благодаря уму, воле герой в творчестве гуманистов обретает свое место в мире. В литературе Возрождения вся жизнь рассматривается через призму человеческих интересов. И роман не представляет какого-либо исключения. Он, как и в античности, сосредоточивает внимание на судьбе отдельной личности. В эпоху Возрождения, в связи с проникновением в литературу и искусство идей историзма, роман, сохраняя свои типологические признаки, существенно трансформируется со стороны не только содержания, но и формы. В романном повествовании уменьшается элемент авантюрности. Герой, поставленный в зависимость от социальных обстоятельств, внутренне изменяется, развивается [М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975]. Роман наполнился социально-историческим содержанием, сохранив свои типологические черты. Его герои не пассивно воспринимают удары судьбы (как это наблюдалось в литературе античного мира), а борются за утверждение гуманистического идеала на земле (Дон-Кихот, Пантагрюэль и другие). Эта активность героя характерна и для плутовского романа, который внешне (подвижностью интриги, авантюрностью сюжета)  напоминает  романические повествования классической древности, и для воспитательного романа («Агатон» Виланда, «Вильгельм Мейстер» Гёте), получившего широкое распространение в эпоху Просвещения (XVIII в.) в Европе. Его герой проходит школу жизненного воспитания и, постепенно освободившись от недостатков, становится на стезю добродетели. В это же время развивается и психологический роман («Памела», «Кларисса Гарлоу» Ричардсона, «Манон Леско» Прево), первым образцом которого на европейской почве была «Фьяметта» Боккаччо. Все эти произведения проникнуты духом социального критицизма, обличения моральных устоев феодального общества.      Подлинный триумф романа начался в XIX столетии. Крупнейшие достижения в области романной формы связаны с именами Стендаля, Бальзака, Диккенса, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого и других критических реалистов. В центре внимания писателей драматические, часто трагические судьбы человека, задавленного обстоятельствами жизни. Отсюда острый драматизм и психологизм повествования.     В XIX в. начинается теоретическое исследование романной формы. Первыми за это берутся романтики. Роман привлек их внимание широкими возможностями универсального изображения жизни. Шеллинг отмечает, что романисту подвластны все сферы действительности, все проявления человеческих страстей, воспроизведение как трагического, так и комического, «но с тем условием, чтобы сам поэт оставался не задетым ни тем, ни другим» [ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985]. Называя роман «частной мифологией», Шеллинг требует от романиста символического изображения тех или иных событий. В художественном произведении действующие лица играют, по его мнению, роль символов. Таковы, например, Дон-Кихот и Сан-чо Панса. В них запечатлены не реальные черты людей Испании XVI в. Герои Сервантеса воплощают два типа человеческих характеров— идеалистический и реалистический, которые издревле встречаются в человечестве. По канонам шеллингианской эстетики написан «Генрих фон Офтердинген» Новалиса. Гегель, в отличие от Шеллинга, связывает роман с изображением конкретной общественной жизни. Он интерпретирует его как «современную буржуазную эпопею», в которой «выступает богатство и многообразие интересов, характеров, жизненных отношений, широкий фон целостного мира» [ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985]. Роман, по мысли Гегеля, возник в антипоэтическое время, в период деградации искусства, когда жизнь, покинутая абсолютной идеей, лишилась субстанциальных начал. Поэтому его герой находится в разладе с обществом. Называя роман «буржуазной эпопеей», Гегель утверждает его как жанр критикующий, изображающий человека в столкновении с окружающей его буржуазной средой.     На иных позициях стоял Белинский, опиравшийся на плодотворные положения эстетического учения Гегеля и отбрасывавший его слабые стороны. Романная форма его привлекала возможностями всестороннего исследования действительности, раскрытия трагической судьбы личности в условиях самодержавно-крепостнического общества. Еще в статье «О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород»)» Белинский отметил, что роман удобен «для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот... тайна его необыкновенного успеха, его безусловного владычества» [Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985]. В противоположность Гегелю Белинский помещает роман не на исходящей, а на восходящей линии мирового художественного процесса. Критические тенденции, усиливающиеся в творчестве романистов, рассматриваются им как свидетельство не упадка искусства, а, напротив, его подъема. Литература в связи с углублением и обострением социальных противоречний закономерно, по его мнению, приступила к исследованию жизни с целью выяснения трагического положения человека в условиях самодержавно-крепостнического строя. Роман оказался жанром, наиболее полно отвечающим требованиям века, стремлению передовых писателей раскрыть истоки социального зла в России. Рассматривая роман как эпос частной жизни, Белинский не сводил его функцию к показу переживаний героя, страдающего от превратностей судьбы, а видел его задачу прежде всего в критическом анализе тех обстоятельств, которые обусловили страдания человека. Романист критикует антигуманистические формы действительности, правдиво отображая их бесчеловечную сущность.       Конец XIX века несколько ослабил интерес писателей к крупным эпическим формам, на первый план выдвинулись малые жанры - рассказ и повесть. Но с 20-х годов ХХ века роман снова стал актуален: А.Толстой пишет "Хождение по мукам" и "Петра I", А.Фадеев - "Разгром", И.Бабель - "Конармию", М.Шолохов - "Тихий Дон" и "Поднятую целину", Н.Островский - "Рожденные революцией" и "Как закалялась сталь", М.Булгаков - "Белую гвардию" и "Мастера и Маргариту".     Каждая эпоха предпочитает определенные жанры романа. Так русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания. ХХ век требовал разнообразия романного содержания, и все жанры романа получили в это время мощное развитие.        
     Повесть.
     Повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми. Обычно принято говорить о  переходности повести, промежуточном положении между большими и малыми повествовательными видами, о зыбкости ее жанровых границ. Это во многом справедливо. Действительно, часто трудно отграничить повесть от рассказа или от романа. В родовом, типологическом плане она ничем от них принципиально не отличается. В работах Н. Берковского, В. Кожинова, А. Нинова и некоторых других литературоведов делается попытка определить своеобразие повести, исходя из ее содержания, общей тональности повествования, и тем самым провести демаркационную линию, отграничивающую ее от романа. Отмечается, что повесть нового времени по своим основным признакам — прямой наследник тех житий и повестей древнерусской литературы, в которых рассказывается о действительной жизни исторических деятелей (например, Александра Невского) или обыкновенных людей, ставших на путь благочестия (о Петре и Февронии, об Ульянии Осоргиной и других). В связи с этим подчеркивается, что наиболее полно особенности «повестной» формы раскрываются в произведениях биографического характера, таких, как «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, трилогия Л. Толстого, биографические циклы Н. Гарина-Михайловского, М. Горького и других писателей. В них действительно повествуется о событиях, имевших место в жизни. Однако эпичность, неторопливость повествования не есть обязательный признак всех повестей. Некоторые из них отличаются большим драматизмом, острой конфликтностью и тем самым сближаются с романом. Таковы, например, повести Гоголя («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»), раскрывающие страдания, трагическую судьбу маленького человека в условиях крепостнической действительности. В них повествуется уже не о действительных событиях реальной жизни, а о том, что случается или может случиться с людьми в обществе, основанном на беззаконии, на власти «значительных лиц». Повествуя о горестной участи своих героев, Гоголь все внимание сосредоточивает на анализе причин, вызвавших драматические ситуации. В гоголевской манере написаны повести Достоевского «Двойник», «Хозяйка», «Неточка Незванова», отличающиеся глубоким психологизмом и трагическим колоритом. Они вполне заслуживают название «маленькие романы». Таким образом, при жанровой классификации, установлении границ между отдельными видами эпического рода необходимо руководствоваться показателями не только количественного, но и качественного характера, следует учитывать тип мышления писателей. Одни из них, в зависимости от своей общественно-политической, эстетической позиции и отчасти психологического склада, создают произведения спокойного, эпического плана. Так писали, например, Пушкин, Тургенев, Гончаров. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Обломов», «Обрыв» напоминают разросшиеся повести. У Лермонтова, Гоголя, Достоевского, напротив, все дышит романным духом, пронизано острыми коллизиями.     В жанре повести выступают такие мастера, как К.Паустовский («Кара-Бугаз», «Колхида»), В. Тендряков («Не ко двору»), Ч. Айтматов («Джамиля», «Прощай, Гульсары!») и другие.
     Рассказ.
     Рассказ — малая эпическая форма  . Он отличается меньшим объемом, чем повесть, сосредоточен на изображении какого-либо одного события часто в жизни одного лица, причем нередко раскрывает какую-нибудь одну его черту. Чехов в «Человеке в футляре» подчеркивает прежде всего консервативность сознания Беликова, его страх перед всякими новшествами («как бы чего не вышло»). Однособытийность, однопроблемность — характерные особенности рассказа как жанра. Рассказчик исследует, как правило, ситуацию, в которой наиболее рельефно проявляет себя герой. В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера. Рассказ требует от писателя величайшего мастерства, умения на малом пространстве уложить многое. В исключительной сжатости изложения, спрессованности, художественной насыщенности — своеобразие малой эпической формы. Рассказчик сосредоточивает внимание только на основном, отбрасывая все уводящее в сторону. Исключительно большую художественную нагрузку несет в рассказе деталь, являясь одним из важнейших средств типизации. Все повествование стянуто в рассказе к одному узлу, что придает повествованию художественную цельность. Писатель-рассказчик пропускает второстепенные звенья или только о них упоминает. Джек Лондон советовал Анне Струнской: «Запомните следующее: нужно ограничить рассказ предельно тесными хронологическими рамками — днем, если можно, часом, а если, как это иногда бывает в лучших рассказах, приходится охватывать большой период времени месяцы, то просто намекните, бегло, между прочим, сообщите о прошедшем времени и ведите рассказ только о решающих моментах» [ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985]. Рассказ рассчитан на целостное восприятие, на чтение без перерыва, «залпом», иначе художественное воздействие утратит свою силу. Непрерывность впечатления требует от рассказчика максимального лаконизма. С наибольшим эффектом он должен использовать то время, которое ему предоставляет жанр. И достигает он этого умелым применением всех находящихся в его распоряжении средств — от выбора материала до его идейно-эстетической обработки. Следовательно, небольшой объем рассказа признак не формальный, это показатель его особой содержательности.
     Новелла.           К малой эпической форме относится также новелла. Четких признаков, отграничивающих ее от рассказа, нет. Однако исследователи находят ряд специфических черт в ее структуре, которые с наибольшей отчетливостью обнаруживались в начальный период становления и развития новеллистического жанра.           Новелла возникла в эпоху Возрождения. Она сформировалась в условиях подъема европейского гуманизма, когда еще не обозначились кризисные явления, приведшие к рождению романа и трагедии. Она принесла с собой новое отношение к феодальным формам жизни, к средневековой морали. Ее герой (в творчестве Франко Сакетти, Поджо Браччолини, Матео Банделло и особенно Джованни Боккаччо) был выразителем идей протеста против какого бы то ни было стеснения прав личности, ее естественных стремлений.        В связи с особенностями содержания, основанного на том, что герой, обуреваемый пылкими страстями, прибегает ко всевозможным уловкам и достигает желанной цели, новелла обладает весьма динамичной интригой. Она часто строится на комизме положений, ей недостает психологической разработки характеров.          В основе новеллы лежит нередко какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Этими чертами новелла отличается от рассказа, в котором повествуется о самых обычных событиях действительности, ничем внешне не примечательных. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографическнх зарисовок.  Герой  раскрывается  им  прежде всего не в общественно-политической, а в    моральной   сущности.          Жанр новеллы после эпохи Возрождения получил широкое распространение в творчестве романтиков. И это вполне естественно: как романтически настроенные герои, так и персонажи в новеллистике Ренессанса  были    протестантами против  окружающей их действительности. Но в XIX в. этот протест был несколько иного рода—духа, а не плоти. Носителем    его стала духовно    богатая личность,  томящаяся в мире, где царствуют вещи,  где человек   подчинен   условностям   аристократического   быта.   Герой романтической новеллы страдает. Он — существо рефлектирующее. Его жизнь дает богатый материал для создания острых психологических ситуаций.  В эпоху романтизма новелла в связи с борьбой романтиков за национальную самобытность литературы и искусства приобретает помимо психологизма национальный    колорит — новеллы В. Ирвинга   («Рип Ван Винкль»),   Гофмана   («Золотой  горшок»,  «Крошка  Цахес»),  рассказы Гоголя   («Вечера  на хуторе близ Диканьки»), тяготеющие по своим особенностям к новеллистическому жанру. Вообще для романтизма  с его  резкой  противопоставленностью идеала и действительности,  «духа»    и  «материи»    характерен    д р а м а т и з м мировосприятия, «новеллистичность» мышления, обусловливающие появление произведений с «новеллистическими» чертами.     В эпоху критического реализма, когда основной чертой литературы становится исследование жизни в целях выяснения трагической судьбы человека и народа, новелла как жанр постепенно утрачивает  свою  доминирующую  роль.   Намечается  тенденция  вытеснения ее рассказом, изображающим явления жизни в их будничном, естественном течении, не отличающиеся особой драматической напряженностью, но имеющие познавательную и эстетическую ценность. Рассказчик часто вводит в повествование большой этнографический  материал,  чем вторгается  в  область очеркиста (Г. Успенский и другие). Но в XIX в. новелла не исчезает. В психологическом варианте она продолжает жить в творчестве писателей, близких по своему    мышлению  к  романтикам   (Мериме,  Шницлер,  Гофмансталь и другие).   В   критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность.    Таковы    новеллы    Мопассана («Пышка», «В порту», «Мадемуазель Фифи»), Т. Манна  («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).
  Очерк.
    Разновидностью  эпического рода является очерк.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.