На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы федеративного устройства многонациональной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Глава 1 Советский Союз. Последние годы существования (1985 – 1991гг.) 

   § 3. Реформа советской политической системы
   Реформа советской политической системы  зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
   Демократизация общественной жизни. Исходя из представлений о недемократическом характере существующей в СССР избирательной системы, реформаторы во главе с М. С. Горбачевым с конца 1986 г. начали разрабатывать идеи о прямых и альтернативных выборах коммунистами своих лидеров — от секретаря первичной партийной организации до первого секретаря обкома и республики.
   Процесс демократизации начался в сфере прав человека. М. С. Горбачев значительно облегчил возможности выезда из СССР лицам еврейской национальности, разрешил политическую эмиграцию правозащитнику Ю. Орлову, вернул из ссылки и фактически реабилитировал духовного лидера советского диссидентства западнической ориентации академика-физика А. Д. Сахарова. Подобная политика в отношении к диссидентам, недавно квалифицировавшимся властью как государственные преступники, означала поворот в сторону правового государства. В начале 1987 г. было официально объявлено об освобождении из заключения около 100 диссидентов.
   Развернутая программа политических преобразований прозвучала на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Предполагалось реформировать КПСС, с тем чтобы снять с нее функции хозяйственного управления путем организации полноценных выборов в Советы, утвердить гласность, обеспечить независимость судебной власти, реализовать основные принципы демократии — свободу слова, совести, собраний и т. д. Ключевой в этом ряду была идея об альтернативных выборах.
   Общие идеи реформы политической системы, зафиксированные в партийных  документах и выступлениях М. Горбачева  периода 1987 г., позволяют сконструировать некую модель новой политической системы государства, которую предполагалось создать путем реформ:
    в производстве ведущей силой выступает трудовой коллектив; он — хозяин общественной собственности; он — распорядитель прибыли. По замыслам реформаторов, производственная демократия обеспечит создание социалистического рынка, на котором будут конкурировать коллективные товаропроизводители;
    в политике главным инструментом демократизации становятся альтернативные выборы на всех уровнях управления и власти: на одно место претендуют два и более человек. Всеобщая избираемость во всех сферах управления обществом обеспечит динамичное развитие самого этого общества.
   Справедливо предполагая, что определенные слои общества станут сопротивляться осуществлению задуманных реформ, М. С. Горбачев сделал ставку на ту часть советской интеллигенции, которая демонстрировала приверженность западным ценностям, и те широкие слои общества, которым импонировала критика бюрократии, коррупции, взяточничества в Советском государстве.
   Средства  массовой информации стали проводниками курса по реформированию политической системы. На страницах печати, на телевидении  и радио началось раскрытие «белых пятен» истории, прежде всего произвола  сталинского времени. Это позволяло дискредитировать консервативную часть партийной номенклатуры брежневско-сталинского времени, а также критиковать экономическую и социальную жизнь 1970-х — начала 1980-х гг., получившую в публицистике название застоя. Другим направлением деятельности СМИ стало расширение по диапазону доступной информации о текущих событиях, что обеспечивало Горбачеву поддержку населения и исключало кулуарный тихий переворот, на который могли решиться противники реформ.
   Десталинизация и рождение оппозиции. В сентябре 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Деятельность комиссии имела политическое значение, так как публичное признание незаконности сталинских репрессий, десталинизация, ставили под сомнение и саму идею социализма. Вопрос об отношении к сталинизму оказался тесно связанным с восприятием каждым советским человеком социализма как политической системы. Осуждение сталинизма означало курс на глубокие системные преобразования. Тогда и начала складываться политическая оппозиция к курсу М. С. Горбачева.
   Правая оппозиция осознавала, что критика Сталина вплетается в текущий политический процесс и становится опасной для режима. Левая оппозиция стремилась довести эту критику до полного низвержения Сталина, обеспечить необратимость процесса либерализации, начатого перестройкой.
   В правую оппозицию входил слой партийных и государственных функционеров, критиковавших М. Горбачева за отход от основ марксизма-ленинизма, классовых ценностей. В левую оппозицию входили те слои партийных и государственных функционеров, которые критиковали Горбачева за нерешительность, нехватку реформаторской энергии власти.
   В Политбюро борьба вылилась в идейный  спор между Е. К. Лигачевым и А. Н. Яковлевым. Первый опирался в своей борьбе на газету «Советская Россия», второй — на «Московские новости».
   В правой оппозиции, которую принято считать консервативной, обозначились два течения: ортодоксально-коммунистическое; национально-патриотическое.
   Ортодоксально-коммунистическое течение. Е. К. Лигачев, будучи секретарем ЦК КПСС, отстаивал социалистические ценности с позиции ортодоксального коммунизма. Себя он признавал консерватором, исходя из тезиса, что консерватизм — это постепенное и осторожное применение нововведений. У Лигачева было много сторонников во всех структурах власти.
   Лигачев был достаточно последовательным приверженцем советской идеологии и активно выступал против очернительства советской истории, которым называл процесс переоценки исторического прошлого. Эта переоценка, начатая публицистами, литераторами, деятелями культуры и искусства, вдохновленными свободой, разрешенной властью в рамках демократизации общества и гласности, быстро перерастала в критику всего исторического опыта советского периода и служила для обоснования радикализма в процессе дальнейшего реформирования страны.
   28 января 1988 г. в «Советской России»,  одной из самых читаемых газет, была опубликована статья профессиональных историков В. В. Горбунова и В. В. Журавлева «Что мы хотим увидеть в зеркале революции? Размышления о пьесе М. Шатрова "Дальше... дальше... дальше"». Из статьи следовало, что ускоренные темпы строительства социализма в СССР в 1930-е гг. были вызваны исторической необходимостью и у партии не было альтернативы. Из этого утверждения следовал вывод, что можно понять и оправдать издержки такой политики.
   13 марта 1988 г. в той же «Советской  России» была опубликована статья  преподавателя химии одного из  ленинградских вузов Н. Андреевой, которая имела характерное название «Не могу поступаться принципами».
   Н. Андреева, в частности, писала: «Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. ...Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислить кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"».
   Статья  была перепечатана некоторыми газетами в провинции. В обществе возникло ощущение, что перестройка завершилась  победой консервативно настроенного партийно-государственного аппарата. Фактически реформаторам был брошен вызов, который можно сформулировать так: «Мы — за социализм, значит, Сталин с нами».
   5 апреля 1988 г. в «Правде» появилась  редакционная статья «Принципы  перестройки: революционность мышления и действий» (автор А. Н. Яковлев) с резкой критикой основных идей Н. Андреевой и практики сталинизма. С этого момента каждый, кто каким-либо образом оправдывал сталинский период истории, автоматически превращался в противника перестройки. Раскол партии КПСС на реформаторское и ортодоксальное крыло стал свершившимся фактом.
   Национально-патриотическое течение. С тех же консервативных позиций реформаторов критиковали представители национально-патриотического направления. Подчеркивая внеклассовый характер своей критики, они отстаивали идею русской исключительности, а реформы объявили вестернизацией (от англ. western — западный), т. е. механическим подражанием западным, североамериканским образцам. Среди лидеров этого движения было много представителей творческой интеллигенции. Наиболее выразительным актом их отношения к реформам было коллективное письмо Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Белова в газете «Правда» от 9 ноября 1987 г., в котором они протестовали против проникновения западной культуры в советское общество. Центрами этой оппозиции выступили журнал «Наш современник» и издательство «Молодая гвардия». Тема патриотизма, русской самобытности проводилась в одном из самых массовых патриотических изданий — «Роман-га- зете». Писатели патриотического направления выступали против перестроечных журналов («Новый мир», «Дружба народов» и др.).
   Крайним выражением национал-патриотизма стала  деятельность общества «Память». Оно возникло как просветительское, но в 1987 -1988 гг. превратилось в ярко выраженное идейно-по- литическое движение. В его состав входили люди, разделявшие и монархические, и авторитарно-сталинские воззрения. Общим для них было понимание происходивших событий как угрозы «жидомасонского заговора», нависшей над Россией со стороны мирового империализма.
   В левой оппозиции сконцентрировались сторонники более радикальных мер по реформированию страны, более решительной критики недостатков социализма, более активного осуждения прошлого, в частности сталинских репрессий, ГУЛАГа, вседозволенности бюрократии. Идейным вдохновителем ее был А. Н. Яковлев — представитель той части советской элиты, которая стояла на социал-демократических позициях и выступала за политические и экономические реформы. Сторонники такой позиции намеревались очистить марксизм от агрессивной догматики, избавить его от статуса окончательной истины, а также от постулатов вроде классовой борьбы, насильственных революций, диктатуры пролетариата и некоторых других. В сферу деятельности Яковлева как члена Политбюро входили вопросы, связанные с работой средств массовой информации, культуры и образования.
   Практическим  лидером левой оппозиции с  конца 1987 г. стал партийный номенклатурный работник высшего звена Первый секретарь Московского городского комитета партии Б. Н. Ельцин, реформаторское кредо которого в начале перестройки выражалось в стремлении восстановить ленинские нормы и ленинский стиль работы.
   Неудовлетворенность масштабами и глубиной реформ постепенно превращала его в критика реформаторского курса Горбачева. Об этом он попытался сказать на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Его выступление, опубликованное лишь в 1989 г. в журнале «Известия ЦК КПСС», содержало обвинения партийных комитетов, партии в целом, Секретариата ЦК и Лигачева в нежелании реформировать страну. За этот бунт Ельцин был снят с поста первого секретаря Московского горкома и отлучен от большой политики. С этого момента политический статус Б. Ельцина изменился: он стал открытым противником номенклатуры и альтернативным М. Горбачеву лидером, имеющим широкую поддержку в среде многочисленных групп населения и неформальных общественных организаций, порожденных перестройкой.
   Летом 1987 г. неформалы приняли декларацию, в которой провозглашались требования свободных выборов, отмены цензуры, развития рыночных отношений. В конце 1987 — начале 1988 г. формировалась широкая социальная база для левых, идеалами которых стала идея радикальных преобразований.
   Отношение М. С. Горбачева к обеим оппозициям в течение 1987 г. было примиренческим. Он не видел в обществе и среди партийной элиты серьезных противников переменам. С его точки зрения были только «непонимающие», но их можно было переубедить с помощью товарищеской критики.
   XIX Всесоюзная партийная конференция. Весна - лето 1988 г. были временем подготовки и проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, на которой и предстояло легитимизировать идеи реформы политической системы.
   Конференцию ждали и в обществе и в партии с большими надеждами. Общественная жизнь бурлила всевозможными инициативами. Создавались дискуссионные клубы, ширились неформальные объединения, народные фронты, комитеты содействия перестройке. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рынке, радикальной переделке экономических отношений.
   Накануне  конференции в газете «Правда» были опубликованы 10 тезисов ЦК КПСС. Ключевым в реформе политической системы в Тезисах стал вопрос о разграничении функций партийных и государственных органов. Обсуждение тезисов в печати вылилось в острейшие дискуссии. Одновременно в печати появилось множество публикаций, разоблачающих сталинизм, активизировала свою деятельность Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, было создано историко-просветительское общество «Мемориал», организаторами которого выступили журналы «Огонек», «Литературная газета», Союз писателей. Под лозунгами возрождения ленинского облика социализма в СМИ развернулась кампания по демифологизации прошлого, в ходе которой начала формироваться антикоммунистическая идеология.
   На XIX Всесоюзной партийной конференции, проходившей в июне — июле 1988 г., была одобрена инициатива Горбачева о реформе политической системы СССР. Идеологическую основу новой политической системы должны были составлять общечеловеческие принципы, которые в советской идеологии считались атрибутами буржуазного общества. Получили признание такие формы новой политической системы, как парламентаризм, разделение властей, правовое государство.
   Конференция одобрила проект нового закона о выборах. Согласно этому закону выборы впервые в истории советского общества становились альтернативными (включающими несколько кандидатур).
   Конференция приняла шесть резолюций: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и  задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».
   Конференция стала поворотным пунктом в политическом развитии страны: она подтолкнула политические процессы в сторону формирования институтов парламентской демократии, и эти процессы пошли опережающими темпами по сравнению с экономическими реформами. Разрыв между политикой демократизации и практикой хозяйствования послужил началом будущего крушения социалистической системы и распада СССР.
   XIX партийная конференция отразила противоречия перестройки и выявила влияние тормозящих факторов, к числу которых относилось сопротивление номенклатуры. В борьбе с ней М. С. Горбачев и его сторонники провели два крупных кадровых мероприятия. В сентябре 1988 г. был изменен состав Политбюро и началась крупномасштабная реорганизация аппарата ЦК КПСС.
   Вместо  более чем двадцати отделов были созданы шесть комиссий в соответствии с основными направлениями работы КПСС в новых условиях. Было произведено сокращение сотрудников аппарата ЦК.
   Изменения в Конституции СССР. Время после XIX Всесоюзной партийной конференции можно назвать временем головокружительных перемен в советском обществе. Оно связано с проведением альтернативных выборов и введением в советскую политическую систему парламента как самостоятельного элемента. 1 декабря 1988г. был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР», по которому в Конституцию СССР 1977 г. вносились изменения и дополнения. Поправки в Конституцию СССР закрепили новую государственную структуру управления. Во главе государства теперь стоял Председатель Верховного Совета СССР (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС), выбираемый высшим органом, объединяющим все ветви власти, правомочным решать любые вопросы. Союзная структура органов власти была перенесена на республиканский уровень. Высшими органами союзных и автономных республик стали соответственно Съезды республик. Выборы Съезда народных депутатов СССР были назначены на весну 1989 г.
   Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением Vs состава. ВС СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты (Уг состава из членов ВС СССР и Уг — из числа народных депутатов, не входящих в его состав).
   К концу 1988 г. расстановка политических сил резко изменилась. В руководстве КПСС нарастали противоречия. В Прибалтике, на Украине и в Закавказье проявились антисоюзные настроения. Усилились противоречия на этнической основе. Кризис системы вышел из латентного (от лат. latens — скрытый) состояния.
   Радикализация общества. Главная политическая перемена заключалась в том, что раскол лагеря сторонников перестройки теперь охватил широкие слои населения. Несколько факторов определяли перспективы дальнейшего реформирования страны: 1) М. С. Горбачев сохранил лидерство в общественном процессе. При этом он обозначил свою позицию: против левого, радикального уклона, за продолжение реформ; 2) миллионы граждан СССР осознали, что отныне возможно выражать свое несогласие с властью; 3) ЦК КПСС стал стороной обороняющейся; 4) среди сторонников перестройки резко обозначилось радикальное крыло, в котором активизировался национальный радикализм.
   Национальный  радикализм наиболее ярко проявился  в деятельности Народных фронтов, возникших в большинстве союзных республик при поддержке руководства ЦК КПСС и вначале декларировавших цель защиты гласности. В 1987 г. радикалы внутри Народных фронтов перешли к лозунгам экономической (республиканский хозрасчет), а в 1988 г. — политической независимости от союзной власти.
   В конце 1988 г. деятельность Народных фронтов обрела характер оппозиции союзному центру по вопросам собственной суверенизации и реформы советской федерации. Среди Народных фронтов самыми инициативными были прибалтийские. Националистический и антирусский характер приобрела деятельность Народных фронтов в республиках Закавказья, Средней Азии.
   Другой  составляющей радикализма стали  различные неформальные объединения типа общественно-политических, дискуссионных клубов и т. д. В течение 1988 г. они совершили переход от поддержки перестройки в ее умеренном, горбачевском варианте к радикальным требованиям углубления реформ и поддержки радикально настроенной интеллигенции и политиков.
   Первые Съезды народных депутатов СССР. В начале 1989 г. прошла апробацию предвыборная кампания по формированию нового высшего законодательного органа власти — Съезда народных депутатов СССР на альтернативной основе (выбор из двух или более кандидатов в депутаты). Кампания проходила под лозунгом борьбы с привилегиями партийного аппарата, всевластия номенклатуры. Возглавили эту борьбу радикалы, которые впоследствии стали называться демократами. В условиях ухудшения материального положения население пошло за ними; и, несмотря на то что отбор кандидатов контролировался партийным аппаратом, в ряде крупных городов его представители потерпели серьезное поражение, а представители демократических сил были избраны членами высшего законодательного органа страны.
   Среди них депутатом на I Съезд народных депутатов СССР по московскому избирательному округу был избран Б. Н. Ельцин, получивший в свою поддержку почти 90% голосов избирателей. В Ленинграде независимыми депутатами стали А. А. Собчак, Ю. Ю. Болдырев, А. А. Денисов. От общественных организаций мандаты получили А. Д. Сахаров, Р. 3. Сагдеев, Н. П. Шмелев, С. С. Аверинцев, В. В. Иванов, П. Г. Бунич, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Ф. Карякин, В. Л. Гинзбург, Г. X. Попов.
   Практически безальтернативными были выборы депутатов  от КПСС. Вместе с тем следует  отметить, что М. С. Горбачев при выборе депутатов от КПСС смог провести свой список, в котором попытался сбалансировать реформаторов и консерваторов.
   Избирательная кампания зимы - весны 1989 г. расширила  политическую сферу формирования новой  оппозиционной силы и породила новые  в советской политической практике формы выражения общественного мнения, недовольства и протеста. Самой распространенной формой протестного поведения стали массовые митинги, которые носили стихийный характер и по мере расширения радикальных политических требований начали представлять опасность для власти.
   I Съезд народных депутатов СССР (май — июнь 1989 г.) был реальным практическим результатом реформы политической системы СССР. На съезде были избраны постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР, его председатель — М. С. Горбачев и первый заместитель председателя — А. И. Лукьянов. В центре внимания работы Съезда были острейшие вопросы экономического развития страны, продолжения реформы политической системы, национальные проблемы. В ходе работы Съезда депутаты разделились на два различных в количественном соотношении крыла: умеренное большинство, которое поддерживало М. С. Горбачева, и демократическое меньшинство. Именно между ними и шла полемика по основным вопросам.
   Главная критика радикалов в отношении  реформаторов состояла в следующем. Экономическое реформирование страны терпит провал. Министерское управление промышленностью и сельским хозяйством является сдерживающим фактором развития. Страна нуждается в продолжении реформы политической системы, в частности необходимо лишить государственной власти КПСС (отменить 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС) и передать ее полностью Советам.
   Съезд не консолидировал общество вокруг перестроечного руководства КПСС, на что надеялись сторонники Горбачева. Не были приняты и предложения демократического меньшинства: Закон о власти (отменявший монополию КПСС на управление страной) и Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии — радикальный проект нового договора между республиками Советского Союза, основанного на инициативах не сверху, а снизу, что превращало бы СССР в конфедерацию.
   Съезд продемонстрировал раскол между  теми, кто продолжал отстаивать ценности советского образа жизни, и теми, кто  стремился к радикальному обновлению страны. Политическая позиция демократов была артикулирована перед многомиллионной телеаудиторией, смотревшей заседания съезда как захватывающий сериал.
   На  съезде еще не было фракций, и группы депутатов складывались в зависимости от отношения к тем или иным вопросам. Важной для дальнейшего развития событий стала поддержка российскими демократами прибалтийских Народных фронтов в их намерении выйти из состава СССР.
   В докладе, сделанном Горбачевым на Съезде, констатировалось, что узловыми моментами  перестройки являются расширение прав союзных и автономных республик, других национальных образований, передача на места большего количества управленческих функций, усиление самостоятельности и ответственности республиканских и местных органов, разграничение полномочий союза и республик. Признал Горбачев и необходимость разработки и принятия новой Конституции страны, закрепления в ней революционных преобразований, осуществляемых в ходе перестройки, что было отражено в постановлении Съезда. Вопросы о 6-й статье Конституции и суверенитете республик остались открытыми.
   Межрегиональная депутатская группа. К лету 1989 г. демократическая оппозиция, проявившая себя на I Съезде народных депутатов СССР, оформилась в Межрегиональную депутатскую группу народных депутатов СССР (МДГ) — первую официальную парламентскую оппозицию курсу реформ. Был создан Координационный совет в количестве двадцати с лишним человек и избрано пять его сопредседателей: Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров и В. А. Пальм.
   Свою  политическую программу МДГ изложила в Тезисах к платформе МДГ. Ключевым требованием группы была отмена 6-й статьи Конституции СССР. После скоропостижной смерти А. Д. Сахарова 14 декабря 1989 г. лидером МДГ стал Б. Н. Ельцин. С этого времени за левой оппозицией окончательно закрепился термин «демократы» — противники партократов, в рядах которых были и реформаторы во главе с М. С. Горбачевым, и консерваторы. Кроме того, в литературе по отношению к этому движению употребляется термин «радикалы», т. е. сторонники полного изменения общественного строя в СССР.
   С осени 1989 г. политический процесс приобрел новое качество: главным стержнем перестройки стала борьба между радикалами и Горбачевым за лидерство. К этому времени политическая активность радикалов проявилась с достаточной очевидностью. Импульсом ей стали «бархатные» революции в странах Восточной Европы. Кроме того, радикальная оппозиция получила нового союзника — стачечное движение шахтеров Донбасса, Воркуты и Караганды. Объективной основой для этого союза была неприязнь к центральным властным структурам. Шахтеры создавали стачечные комитеты, учредили Союз стачечных комитетов Донбасса и требовали от власти решения давно накопившихся проблем. Расстановка сил в политической борьбе была достаточно четко обозначена на II Съезде Народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.). Б. Н. Ельцин выступил с программой, в которой изложил позиции радикалов в отношении Перспектив развития страны. Суть ее можно свести к следующему: реформа и свободный рынок — немедленно; 2) землю — крестьянам; 3) бескомпромиссная борьба с бюрократией; 4) отмена 6-й статьи Конституции; 5) демонтаж унитарного государства СССР.
   Съезд отклонил требование об отмене 6-й статьи, но вынужден был пойти на некоторые  уступки радикалам, приняв решение  об осуждении договора Молотова —  Риббентропа (1939 г.) и осудив войну СССР в Афганистане.
   Общество  было на стороне демократов, о чем  свидетельствовали опросы общественного  мнения по поводу отмены 6-й статьи Конституции.
   В этих условиях Горбачев начал строить  свою реформаторскую тактику на идеях  западной социал-демократии. В конце 1989 г. он выступил со статьей «Социалистическая идея и революционная перестройка», в которой подверг критике ортодоксальный марксизм: он объявил общечеловеческими либерально-демократические ценности — принципы формального права, права свободы личности, принципы товарного производства, эквивалентного обмена. На практике это означало согласие на отмену 6-й статьи Конституции, признание многопартийности, смешанной экономики.
   Президент СССР. Между тем ситуация в стране продолжала осложняться. В экономике все явственнее обозначался глубокий кризис. В этих условиях в январе — феврале 1990 г. в окружении Горбачева решают дать ход идее о введении в СССР президентской системы. Представление о том, что Горбачеву не хватает власти, было связано с растущей нелегитимностью партии в условиях проведения курса на разделение функций между КПСС и государством, когда вмешательство в конфликтные ситуации по линии партаппарата становилось затруднительным и малоэффективным. Разрастание социальных и межнациональных конфликтов было обстоятельством, ускорившим принятие идеи президентства. Не случайно учреждение этого института сопровождалось обсуждением необходимости введения чрезвычайного положения (или прямого президентского правления) в зонах нестабильности. Подталкивали к решению введения института президентства как правые, так и левые.
   Правая оппозиция к лету 1989 г. объявила о создании Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). В январе 1990 г. на своем II съезде она заявила о намерении создать Российскую коммунистическую партию (РКП), которая и была создана летом того же года. Девизом российских коммунистов стал лозунг «Остановить перерождение перестройки в антисоциалистическом и антинародном направлении». Главным врагом они объявили радикалов, которые «заняли господствующее положение в средствах массовой информации» и увлекли часть граждански активных людей ложными ориентирами. Расхождения с Горбачевым носили в основном идеологический характер. Так, российские ортодоксальные коммунисты отвергали горбачевскую концепцию общечеловеческих ценностей, доказывали, что пролетарские ценности как раз и есть общечеловеческие. Ведущими идеологами российских коммунистов были профессор политэкономии Высшей профсоюзной школы А. А. Сергеев, избранный первым секретарем РКП, И. К. Полозков, Г. И. Зюганов.
   В феврале 1990 г. партийные консерваторы дали Горбачеву самый жесткий бой за весь период его правления. Они обвинили его в том, что он создал режим неограниченной свободы для деятельности антисоциалистических, националистических группировок. М. С. Горбачеву, А. Н. Яковлеву, Э. А. Шеварднадзе было предъявлено обвинение в провале всех экономических реформ, в развале Варшавского договора, в отходе от коммунистической идеологии. Тема предательства реформаторов занимала центральное место и на мартовском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС.
   В правом спектре идей выступало и национал-патриотическое направление (его называют еще и державно-патриотическим). Оно складывалось в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР. Эта оппозиция оформилась в объединение «Союз». Ее лидерами стали В. И. Алкснис, Е. В. Коган, Ю. И. Блохин. В отличие от российских коммунистов «Союз» занимал по отношению к Горбачеву непримиримую, агрессивную позицию, держал его под огнем жесткой критики, призывал отстранить от власти. Кроме «Союза» и КПР в 1990 г. возникло несколько более мелких партий, таких как «Единство — за ленинизм и коммунистические идеалы», «Марксистская рабочая партия — партия диктатуры пролетариата» и др.
   На  консервативном фланге заметную активность проявляли некоторые представители интеллигенции, и даже целые крупные организации, такие как Союз писателей РСФСР во главе с Ю. Бондаревым, А. Прохановым и др. В их идеологии усиливались монархические настроения, выражавшиеся в интересе к дореволюционной России, идеализации истории культуры того периода.
   На левом фланге представители российского демократического движения в январе 1990 г. создали предвыборный блок «Демократическая Россия» с целью обеспечить победу своим кандидатам на предстоящем Съезде народных депутатов, завоевать власть в России, объявить о ее суверенитете и проводить реформы по более радикальной схеме. Мозговой центр Демроссии составляли представители МДГ. Одновременно возникла еще одна радикальная организация — «Демократическая платформа в КПСС», в которой были те же лидеры МДГ. Идеи «Демплатформы» становились популярными среди рядовых коммунистов. Руководство КПСС во главе с М. С. Горбачевым не поддержало эту инициативу и запретило членство в КПСС деятелей «Демплатформы».
   12 марта 1990 г. начал свою работу  Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР. С докладом о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента СССР выступил Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Он представил пост Президента СССР как новый рубеж перестройки, как продолжение перераспределения власти государственной и партийной.
   Из  преамбулы Конституции СССР были исключены слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа» и было провозглашено, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях. Им гарантировались условия для успешного выполнения своих задач. В новой редакции статьи 6 было указано, что в управлении страной участвуют, помимо КПСС, другие политические партии и общественные объединения. Не допускалось создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение государственного строя и пропагандирующих социальную, национальную и религиозную рознь.
   Съезд избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В своей речи по поводу своего избрания Горбачев так определил свои задачи: «быть гарантом необратимости перестройки, твердо и неукоснительно вести дело к формированию правовой государственности, самоуправляющегося социалистического общества».
   15 марта 1990 г. Съезд завершил  работу. Основным его итогом стало  введение в стране многопартийности и поста Президента СССР. Горбачев усилил свои позиции за счет введения поста Президента СССР, против которого сам выступал менее двух лет назад на XIX партконференции. Президентство было проведено на Съезде не легко, в жарких политических дебатах. Принятые поправки в Конституцию вводили новую властную структуру: в модель с таким ведомством, как Съезд народных депутатов, был встроен институт президентства, с помощью которого реформаторы надеялись связать исполнительную и законодательную власть.
   Введение  многопартийности и избрание М. Горбачева Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 г. изменили систему политической власти. Реформа политической системы была завершена. Правовая основа КПСС в СССР была устранена, что удалило стержень из всей политической системы государства.
   Верховная государственная власть законодательно отделялась от партийной и становилась  подотчетной всем гражданам, независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически превращалась в одну из общественных организаций, призванных бороться за влияние сугубо политическими методами. Это было главным результатам политической реформы с далеко идущими последствиями. Что касается института советского президентства, то он оказался малоэффективным: не была разработана система управления всем Союзом посредством этого института, и до конца существования СССР он так и остался неустойчивой аппаратной структурой. Союзное президентство просуществовало менее двух лет. Осенью 1991 г. Горбачев признавал, что «президентство у нас не получилось».
   Следует отметить, что воплощение идеи союзного президентства сыграло свою роль и в факторе будущего распада СССР. На том же III Съезде народных депутатов СССР первый секретарь Казахстана Н. А. Назарбаев, поддержав учреждение президентского поста, высказался за применение той же модели в республиках, чтобы «снять уже наметившиеся противоречия между идеей президентства и стремлением республик к расширению своей самостоятельности». Это обесценивало все приобретения, связываемые реформаторами с задачами повышения авторитета центральной власти через союзное президентство. Но «процесс пошел» уже своим, незапланированным путем. 30 марта 1990 г. — всего через две недели после избрания Горбачева — на заседании Совета Федерации стало известно, что пост президента введен в Узбекистане. На недоуменные вопросы Горбачева: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент в Узбекистане», последовал спокойный ответ узбекского лидера И. А. Каримова: «Так захотел народ». Керимова поддержал Н. А. Назарбаев: «Да, и у нас в Казахстане тоже народ спрашивает, а почему бы нам не иметь президента?» В итоге региональные элиты получили дополнительный мощный инструмент в борьбе за свои суверенитеты, что объективно подталкивало центробежные процессы.
   Институт  президентства, введенный в СССР, не был результатом всенародного выбора. Именно этим обстоятельством объясняется крайняя неэффективность его функционирования. Другие причины неэффективности дальнейших реформ политической системы состояли в том, что вследствие неудач экономического реформирования кредит доверия к М. Горбачеву как носителю идей президента был подорван. Фактическое руководство страной ослабевало в течение всего 1990 г., Горбачев утрачивал контроль над общественно- политической ситуацией. Многочисленные президентские указы, направленные на прекращение национальных конфликтов в разных частях страны, неудачные попытки изменить принципы ценовой политики, отпустив хотя бы частично цены на хлеб, его поражения в борьбе с оппонентами как справа, так и слева — таковы основные результаты реформы политической системы.
   § 4. Демократизация общественной жизни
   В годы перестройки началась небывалая  в истории советского государства  пора демократических свобод, названных  М. С. Горбачевым метким словом «гласность».
   Развивая  идеи гласности на XXVII съезде КПСС, Горбачев подчеркнул, что гласность должна способствовать укреплению социализма. Идеи о гласности и открытости произвели на общественность большое впечатление и нашли широкую поддержку. Впервые в советской практике взаимоотношения власти и общества выстраивались на партнерских отношениях, а победа курса реформ была поставлена в зависимость от общественного мнения.
   Новая культурная политика. С первых месяцев перестройки начала меняться атмосфера в гуманитарной сфере общественной жизни. Возрастала информированность общества, наполнялась новым содержанием духовная жизнь советских людей. Именно в обновлении и открытости информации виделась реформаторам главная суть проходивших преобразований. В выступлениях М. С. Горбачева говорилось о коренной перестройке всех сфер жизни. Начинать ее предполагалось перестройкой в мышлении и психологии, духовной и культурной сферах.
   Стратегия реформаторов определялась исходя из необходимости обеспечения реформаторского курса кадрами, способными доводить идеи реформ до широкой общественности и всего населения страны. Реализация идей гласности началась с кадрового обновления в сфере культуры, образования и средств массовой информации.
   Новым министром культуры был назначен доктор экономических наук В. Захаров — с 1973 г. работник партийного аппарата. Во главе целого ряда массовых изданий были поставлены новые люди. В журналах «Новый мир», «Знамя», которые не были органами государственной или партийной печати, в августе 1986 г. были назначены главными редакторами С. Залыгин (борец против загрязнения окружающей среды и бездумных промышленных проектов) и Г. Бакланов. Смещения номенклатурных руководителей коснулись и массовых советских журналов «Огонек», «Наука и жизнь» и др. В газету «Московские новости» был назначен новым главным редактором Е. Яковлев.
   После XXVII съезда КПСС началась череда съездов  творческих союзов. Прошел съезд Союза  кинематографистов СССР, Учредительный съезд Союза театральных деятелей, Съезды союза писателей СССР и республиканских союзов.
   1986 г. стал годом новой культурной политики. На прилавках магазинов появились литературные новинки, издания дореволюционных историков С. М. Соловьева, Н. И. Карамзина. «Литературная газета», «Советская культура» — наиболее читаемые газеты советской интеллигенции — в течение 1986 г. опубликовали целую серию материалов о назначении художественного слова в жизни общества, о свободе творчества, определяемой как истинное достижение социализма, утраченное в силу неясных тогда еще причин. Темы, уже обозначенные в литературе и публицистике, театре и кино еще за два-три года до перестройки, теперь приобрели актуальность в критическом жанре журналистики — в рецензиях, отзывах, отчетах, обзорах. Летом 1985 г. советские читатели познакомились с повестями В. Распутина «Пожар», а в январе 1986 г. — В. Астафьева «Печальный детектив». Распутин писал о деревне, Астафьев — о провинциальном городке. Общая тема — разрушение природы, разложение души человека, распад самой жизни.
   В духовную жизнь страны начали возвращаться запрещенные ранее произведения художественной литературы. В авангарде встал журнал «Москва» (главный редактор М. Алексеев), опубликовавший «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, цветаевскую прозу, романы В. Набокова. 
 

     Глава 4 Реформы федеративного устройства многонациональной России 

   § 2. Многонациональная Россия в условиях реформ
   Многонациональный характер постсоветской России был одним из важнейших факторов общего развития страны в условиях экономических, политических, федеративных реформ и культурных трансформаций общества в 1992-2009 гг.
   Межнациональные отношения. Во многом вся история национальных отношений в это время была обусловлена тем наследством, какое получила Россия от Советского Союза. Советский Союз сложился как объединение титульных наций (народов). (Под титульной понимается нация, народ, этническая группа, название которой определяет официальное наименование территории.) Это отражалось в иерархической соподчиненности союзных и автономных республик. Титульные этносы республик далеко не во всех случаях были доминирующими: в 53 республиканских и автономных образованиях бывшего СССР лишь 10 народов насчитывали, по данным переписи 1989 г.. две трети и более от общей численности населения своих образований.
   В большинстве национальных образований РСФСР титульная нация также не составляла большинства населения. Так, в Якутии якуты составляли лишь 33,4%. В Башкирии башкиры - 21,9% от всего населения региона, уступая русским (39,3%) и татарам (28.4%). В Татарии численность русских и татар практически равна: 43,3% и 48,5%. В целом, в 1980-е гг. около 60 млн граждан СССР жили за пределами своих национальных образований.
   Перепись населения. Согласно переписи населения 2002 г. в России проживало свыше 160 национальностей. Семь народов — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне — имели численность, превышающую 1 млн человек. Русские составляли 80% жителей страны. В то же время некоторые народы Севера (орочи, алеуты, негидальцы) и Северного Кавказа (шапсуги) насчитывали по нескольку сот человек. Мозаика российского общества
   была очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях.
   Национальный состав. На национальный состав населения влияет множество факторов, связанных с демографическими трансформациями, обусловленными войнами, природными катаклизмами, уровнем развития экономики и пр.
   Характерным явлением 1990-х гг. стало изменение национального состава ряда регионов по демографическим причинам, рост доли населения титульных национальностей за счет высокого уровня рождаемости, например, в Северокавказском регионе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.