На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внимание и внимательность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую  же профессию выбрать, какой сфере  деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая. Но у каждого свое особенное представление о деятельности. И, зачастую, при не правильном выборе, так же сказывается плохое представление той или иной профессии, не детализированное представление деятельности. С этим мы попытаемся разобраться в данной работе.  Еще одной главной задачей данной работы является рассмотрение причин основания выбора профессии, ведь передо мной совсем недавно стоял такой выбор. И очень важно расставить приоритеты, выяснить, что наиболее  интересно, важно для личности. Поэтому целью реферата является рассмотрение индивидуально-психологических особенностей личности, их появление в профессиональной деятельности.  

  

  

  

  

  

1 Общая характеристика  профессий, требования профессий  к свойствам личности. 

Профессия –  это исторически возникшая форма  деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие  профессиональные способности и  профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим  по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов.  Рассмотрим таблицу 1:   

Таблица 1 – Краткая  характеристика групп, классифицированная по предмету труда 

Название группы  
Краткая характеристика группы 

Человек- техника 
Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением  ею; профессии, связанные  с металлами, с электрооборудованием, с созданием  эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых. 

Человек- человек 
Профессии, связанные  с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием  и с управлением людьми. 

Человек- природа 
Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.  

Человек- знаки 
Все, связанное  с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами  и др. 

Человек - художественный образ 
Профессии, связанные  с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д. 
 

  

         К каждому из работников, не  зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют  основные аспекты требований:
 Профессиональные  требования.
Высокий уровень  профессионализма, способность к  быстрой    адаптации.
Системное видение  производственных процессов.
Готовность к  постоянному профессиональному  росту.
Взаимодействие  со специалистами других специальностей. 

 
Личностные требования.
Наличие личного  и социального опыта.
Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.
Способность принимать  решения в ситуации выбора.
Способность прогнозировать последствия своих решений, нести  за них ответственность.
Социально- экономические  требования.                                                                                                      
 Знание информационных  технологий.
Знание основ  профилирующих предметов. 

 
 Творческие  требования.
Творческое отношение  к работе.
Знание методов  инженерного и художественного  творчества. 

Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста. 

      Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как  субъекта труда, влияют на эффективность  профессиональной деятельности и на успешность её освоения. 

Существуют три  основные группы  профессионально-важных качеств:                                                                    
Качества, гарантирующие  профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.
Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.
Особенности психофизиологии-особенности  мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер. 

    Также  выделяют общие профессиональные  качества. Классификацию которых  рассмотрим в таблице 2. 

Таблица 2 – Общие  профессиональные качества 

Качества  
Описание 

Внимательность 
Чувствительность  к изменениям в настроении и поведении  человека и способность учитывать  самочувствие человека при принятии решения. 

Эмоциональная устойчивость 
Устойчивость  к факторам внешней среды и  негативным реакциям людей на производственные ситуации. 

Общие характеристики поведения 
Интерес и уважение к людям, активное желание оказать  помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность. 

Характеристики  речи 
Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. 
 

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в  трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят  разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности. 

Сенсорная деятельность в разных видах труда может  отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.  

Кроме анализатора  нужно иметь в виду особенности  характера самого восприятия. Целый  ряд профессий требует длительного  слежения в широком сенсорном  поле. Ряд профессий, наоборот, требует  резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени. 

Есть профессии, в которых большое значение имеет  слежение за движущимися и мелькающими  объектами. Это должно быть также  учтено, когда мы анализируем профессию  с точки зрения восприятия. 

Профессиональные  особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий. 

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все  время повышают требования, даже в  рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд. 

В целом ряде видов ручного труда чаще всего  имеет место, так называемое наглядно-действенное  мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где  роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.  

Профессиональные особенности моторной деятельности. 

Когда говорят  о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию  даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом. 

По сенсомоторной  координации профессии очень  резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников. 

Профессиональные  особенности внимания. 

Внимание, которое  осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в  любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др. ), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация. 

Есть профессии, которые требуют исключительно  широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение  внимания от его переключения. Целый  ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его. 

Профессиональные особенности памяти. 

Память нужна  всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально  важном признаке памяти для видов  труда. Дело в том, что большая  нагрузка на память требуется при  обучение данному виду труда, когда  еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке. 

Профессиональные  особенности эмоционально волевой  сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными. 

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно. 

В психологии труда  в ряде случаев необходимо учитывать  еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу. 

Также важно  учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно  конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как  профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей  с коллективом в процессе данного коллективного вида труда. 

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может  привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать. 

Целый ряд профессий  предъявляет особые требование к  другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости. 

Наряду с изучением  профессионально важных признаков  нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия. 
 
 
 

В психологической  литературе под профессионально  важными качествами (ПВК) принято  понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность  ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения (Шадриков В. Д., 1982). В контексте нашего изложения под профессионально важными качествами мы будем понимать профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.  

· Профессионально  важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. 

Профессиональные  способности — это свойства психических  процессов (восприя­тия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные  функции (коор­динация движений рук  и ног, сенсомоторная координация  и т. д.), обеспечивающие эффективность  деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий (Ананьев Б. Г., 1980). Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требованиями деятельности (Шадриков В. Д., 1982). Проще говоря, общие способности наполняются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функциональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является система движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключении скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя или часового мастера («Профконсультационная работа», 1980). 

Таким образом, общий для всех специалистов психологический  механизм реализуется затем в  различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные  способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают. 

Исследования  показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время (Шадриков В. Д., Дружинин В. Н., 1979; Шрейдер Р. В., 1980). В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение (Шрейдер Р. В., 1980). Соотношение общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной деятельности. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии. 

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при  овладении профессией (Шадриков В.Д.,1981): 

1) вхождение  в деятельность; 

2) первичная  профессионализация; 

3)стабилизация; 

4) вторичная  профессионализация. 

На первом этапе  ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта. Система  профессиональных способностей еще  не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специаль­ных ПВК, число которых очень ограничено. 

На втором этапе, по мере приобретения индивидуального  опыта, происходит развитие ведущих  ПВК первого этана. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа. 

В фазе стабилизации профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации, выступают на первый план, в то время как часть профессиональных способностей выпадает из структур ПВК. Притом в количественном плане эти качества могут оставаться на высоком уровне. На этом этапе деятельность начинает реализовываться в индивидуальном способе ее выполнения. Субъект обращает больше внимания на прогнозирование и планирование деятельности по сравнению с ее исполнительной частью. 

Наконец, на последнем  этапе происходит смена ПВК. Субъект  переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте. 

В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью, развитие личностных особенностей под  влиянием профессии изучено менее  подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, отмечено изменение даже наиболее стабильных характеристик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня (Грановская Р. М., 1988). 

Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществлении зависит от специфики труда. Например, профессия юриста вырабатывает у человека самообладание, наблюдательность, бдительность. При этом формирование тех или иных характеристик личности как ПВК может осуществляться на неосознаваемом уровне. Работник может не замечать изменений, которые происходят в его личности. 

Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного»  приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что субъект под влиянием требований профессии может с помощью волевых усилии преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, то личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягиваться в общение с людьми («История советской психологии труда», 1983).
24.3. Регрессивная  стадия профессионального развития  личности  

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания. 

Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер («История советской психологии труда», 1983). Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда. 

Механизм возникновения  профессиональной деформации имеет  довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника (Маркова А. К., 1996). 

Профессиональная  деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать  различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (Орел В. Е., 19996). 

Деформация тех  или иных структур личности может  возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофированное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает. 

Профессиональная  деформация мотивационной сферы  может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.