На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
1.       Введение……………………………………………………………………………стр.3
2.       Понятие злоупотребления ПАВ……………………………………………………стр.4
3.       Основные виды ПАВ, эффекты действия, признак опьянения, опасности употребления………………………………………………………………………...стр.5
4.       Особенности подростковой наркомании…………………………………………..стр.9
5.       Причины и последствия подростковой наркомании…………………………….стр.12
6.       Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ…стр.18
7.       Заключение………………………………………………………………………...стр.20
8.       Приложение………………………………………………………………………...стр.21
9.       Список использованной литературы……………………………………………...стр.22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Наркомания – тема, вызывающая повышенный интерес у самых разных людей. Ничего странного, как и ничего дурного, в этом нет. Долгое «молчание на тему» и неожиданное «открытие» наркомании в нашей стране, недостаток информации, в высшей степени неординарный и опасный характер явления вызывают и недоумение, и тревогу, и стремление найти спасительные средства.
Немедицинское потребление наркотиков неприемлемо, так как ведет к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом. Понятно, что наркомания снижает, причем самым существенным образом, трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества. Но дело не только в этом, не только в количественных потерях. Наркомания – важнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общественного организма. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно само существование общества.
В своем реферате я постаралась  наиболее полно представить основные виды ПАВ, эффекты действия, а также опасности употребления каждого из этих видов. Также я отметила некоторые особенности подростковой наркомании, ее причины и последствия и уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие злоупотребления ПАВ
Психоактивным называется «вещество, которое при потреблении воздействует на психические процессы, например, когнитивную или аффективную сферу» (Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1996. С. 57).
Под злоупотреблением ПАВ понимается употребление, «наносящее ущерб физическому и психическому состоянию, «правоспособности» и социальному положению данного человека и людей, испытывающих воздействие данного человека» (Соломзес Дж.А., Чебурсон В., Соколовский Г. 1998. С.13).
Существуют различные градации злоупотребления ПАВ: опасное, пагубное и сопровождающееся психической и физической зависимостью.
Опасным считается потребление ПАВ, которое «увеличивает риск пагубных последствий для потребителя» (Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1996. С.47).
Под пагубным употреблением понимается «способ употребления ПАВ, который является причиной ущерба здоровью» (Там же. С.49).
Злоупотребление, сопровождаемое зависимостью – «необходимость повторных приемов ПАВ для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого самочувствия», «психологическая или психическая зависимость подразумевает снижение контроля над употреблением алкоголя или наркотиков», «физиологическая или физическая зависимость означает толерантность и симптомы состояния отмены» (Там же. С.29).
В МКБ-10 (Международная классификация болезней. 1994) в разделе «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ» отмечается, что синдром зависимости может быть поставлен при наличии трех признаков из следующих шести:
– сильная потребность или необходимость принять вещество;
– нарушение способности контролировать прием вещества, т.е. начало употребления, окончания или дозировки употребляемых веществ;
– физиологическое состояние отмены – болезненные психические и физические состояния, связанные с прекращением употребления ПАВ;
– признаки толерантности – увеличение дозы для получения эффекта, который раньше достигался меньшими дозами;
– прогрессирующее забвение альтернативных интересов;
– продолжение употребления вещества несмотря на негативные последствия.
Потом из синдрома зависимости выводится большое количество его разновидностей. Синдром зависимости может проявляться по отношению к определенному веществу (табаку или алкоголю), классу веществ (например, опиодные наркотики) или более широкому спектру веществ (полинаркомания). В его разновидности включаются дипсомания, хронический алкоголизм, лекарственное пристрастие (МКБ-10. 1994. С.76-77).
Основные виды ПАВ, эффекты действия, признак опьянения, опасности употребления
Можно выделить две большие группы ПАВ: повышающие и понижающие уровень психической активности. К первой – относятся стимуляторы, ко второй – депрессанты.
1. Стимуляторы: табак, кофеин, первитин, амфетамины, кокаин и его производные.
Табак (никотин) является наиболее распространенным стимулятором среди российских подростков и взрослых. Его можно вдыхать, нюхать, жевать или вводить с помощью пластыря на коже. Табак повышает уровень активности: разговорчивость, бодрость, ускорение движений и психических процессов, повышение кровяного давления, рост настроения и снижение аппетита, потерю веса. Опасности употребления табака следующие: заболевания дыхательных путей, рак, раздражительность и тревога. При курении сигарет о патологическом влечении к никотину наркологи говорят лишь тогда, когда человек выкуривает от 30 до 60 сигарет ежедневно, а промежутки между выкуренными сигаретами составляют не больше 2-3 часов (Организация проведения лечения табакокурения лицами, находящимися в общесоматических больницах. 1987). При болезненном пристрастии к табаку даже одно мысленное припоминание и желание закурить может вызывать вегетативно-сосудистый синдром: сухость во рту, чувство подсасывания в желудочной области, тяжести в груди, подташнивание, головную боль, колебание артериального давления. Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1996) утверждал, что курильщики сигарет и сигар принадлежат к разным типам людей: первые – непостоянны, нервозны, с артистическими наклонностями, вторые – серьезны, педантичны и основательны.
Один из наиболее распространенных стимуляторов – кофеин. Острым или хроническим злоупотреблением считается прием 500 мг кофеина в течение дня, сопровождаемый симптомами бессонницы, возбуждения, покраснения лица, подергивания мышц, тахикардии, желудочно-кишечных расстройств, тревоги, скачки мыслей (Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. 1996. С.39). Мюнстерберг (1996) отмечал, что «для моторных процессов прогрессирующее действие кофеина быстро появляется и тут же пропадает, для более же сложных психических процессов возбуждение, наоборот, устанавливается медленно и держится дольше».
В последнее десятилетие среди российских подростков получил распространение один из сильных стимуляторов – кокаин. Он изготавливается из листьев коки и вводится внутривенно или вдыхается. Кокаин вызывает рост кровяного давления, температуры, потливость, учащение сердцебиения, повышает способность выполнять умственную и физическую работу, не испытывая усталости, потребности в пище и сне. В отличие от опьянения алкоголем после употребления коки отсутствуют чувство возбуждения и помутнения сознания. При этом эйфория от коки почти не отличается от нормального удовольствия (Фрейд З. 1998). Однако систематическое употребление кокаина истощает запасы дофамина и поэтому снижает способность человека испытывать удовольствие. И часто после подъема наступает депрессия. При подозрении на употребление кокаина следует искать стеклянные трубочки, порошок из белых кристаллов, лезвия, пилки, шприц. При опьянении кокаином (и его разновидностями) расширены зрачки, трясутся руки. Помимо зависимости, кокаин опасен тем, что может вызвать сердечный приступ, апоплексический удар, болезнь легких, психические расстройства: депрессию, паранойю, которая может привести к актам насилия.
Если кокаин употребляют подростки из зажиточных слоев населения, то среди более бедной молодежи распространен другой стимулятор – эфедрин. Это обыкновенное средство лечения насморка. Но если из него особым образом приготовить «мульку» и принять внутрь, то повысится настроение, активность, разговорчивость. Потребителя эфедрина ждут многочисленные опасности: от поражения ЦНС до психических расстройств, связанных с повышением тревоги.
2. Депрессанты: алкоголь, барбитураты, транквилизаторы.
Они снижают уровень психической активности и тревоги, застенчивости и тем самым повышают настроение. Наиболее распространенным депрессантом в России является алкоголь. При алкогольном опьянении отмечаются расслабленность, невнятная речь, неустойчивая походка, ухудшение координации, замедление рефлексов, повышение порогов восприятия раздражителей. Алкоголь временно снижает уровень когнитивных процессов: внимания, восприятия, памяти. Основные опасности, сопровождающие употребление алкоголя – болезни сердца, печени, несчастные случаи. У некоторых людей встречается патологическое опьянение, когда даже от небольшой дозы теряется контроль за поведением, наступает глубокий сон. Употребление алкоголя считается болезнью, зависимостью, когда резко повышается количество алкоголя, необходимого для опьянения, снижается контроль над количеством выпиваемого, исчезает защитный рвотный рефлекс, появляется синдром похмелья.
Меньше распространены в России среди подростков такие депрессанты, как барбитураты, транквилизаторы, седативные препараты. Обычно они используются медиками для лечения эмоциональных расстройств – беспокойства, панических приступов бессонницы. Физические симптомы потребления депрессантов – редкое дыхание и биение сердца, сонливость, некоординированные движения, невнятная речь. При подозрении, что подросток употребляет депрессанты, следует искать капсулы и таблетки. Депрессанты могут привести к зависимости, а их передозировка – к спазмам дыхания и отравлению: тошноте и рвоте. При прекращении употребления барбитуратов появляется абстинентный синдром – озноб, потливость, волнение, бессонница. Особенно опасно смешивать различные барбитураты: например, барбитураты с алкоголем. Такое сочетание используется нередко для самоубийства. Несовместимы депрессанты также с героином. В этом случае даже небольшие дозы веществ могут привести к смертельному исходу. Но барбитураты являются антагонистами стимуляторов: кофе, кокаина. Поэтому люди часто употребляют алкоголь, чтобы преодолеть чрезмерную стимуляцию, вызванную кокаином. И напротив, многие пьют кофе, чтобы избавиться от негативных последствий алкогольного опьянения. Сочетание же барбитуратов с ЛСД вызовет полное спокойствие в сочетании с изменением восприятия.
3. Опиаты (препараты из мака): героин, морфин, кодеин.
Их в определенной степени можно отнести к депрессантам. Они также вызывают задержку дыхания и понижением температуры тела. Совместное употребление с алкоголем или другими депрессантами приводит к передозировке.
Опиум вводят шприцом подкожно и внутривенно. Он вызывает эйфорию с возбуждением, ускорением темпа течения мыслей, грезы, а затем торможение с сонливостью и депрессией. Первую фазу наркоманы называют приходом, а вторую – волокушей. Однако сознание остается достаточно ясным. Опиум снимает боль, но также ослабляет сексуальное влечение и желание общаться. Внешние симптомы опьянения опиатами – сонливость, нечувствительность к боли, тошнота, рвота, выделения из носа, глаза полные слез, суженные зрачки. При этих признаках у подростка следует искать следы от уколов шприцем, сам шприц и ложку, симптомами являются суженные зрачки глаз, холодная влажная кожа. Опасности употребления опиатов – зависимость, передозировка. Последняя может привести к нарушению сердечной деятельности. Негативными побочными следствиями могут быть гепатит, СПИД, потеря веса, летаргия. После одной-двух недель употребления героина, морфина появляются признаки зависимости от них: насморк, слезы, потливость, раздражительность и дрожь. Эти симптомы появляются через 8-12 часов после приема последней дозы и достигают пика между 48-72 часами (Соломзес Дж. А.,Чебурсон В., Соколовский Г.1998).
4. Марихуана: препараты из конопли.
Она не относится к депрессантам, но также снижает уровень психической активности. Ее называют также каннабисом. Марихуану чаще всего курят. После ее употребления снижается скорость реакции и концентрация внимания, ухудшается память. При этом испытывают состояния беззаботности, покоя, изменяется чувство времени «несколько минут тянутся, словно несколько часов». Появляется смешливость, ощущение полета. Однако человек при этом остается разговорчивым и даже болтливым. Некоторые курильщики марихуаны вначале испытывают возбуждение. Марихуана очень редко вызывает у подростка физическую зависимость. Она может даже за несколько часов снять тошноту и рвоту. Физические симптомы опьянения марихуаной – красные глаза, снижение координации движения, чувство голода. При таких признаках следует искать свертки бумаги, зажимки, трубки, сухие высушенные растения, запах жженого, горелой травы. Опасности, связанные с употреблением марихуаны: кроме снижения уровня психической активности, нарушение деятельности сердца, атеросклероз, рак дыхательных путей. У заядлых курильщиков марихуаны отмечается синдром потери мотивации: «апатия, повышенная чувствительность, отсутствие желаний, пониженное ощущение задач и целей, сложности в сосредоточении и концентрации внимания» (Соломзес Дж.А., Чебурсон В., Соколовский Г. 1998).
Кроме стимуляторов и депрессантов, есть большое количество препаратов, нарушающих течение психической деятельности. Но про них нельзя сказать, что они преимущественно повышают или понижают уровень психической активности. К ним, в первую очередь, относятся галлюциногены.
5. Галлюциногены: ЛСД, мескалин, псилобицин, экстази.
В настоящее время в среду российских подростков проникли галлюциногены – «психомиметики», имитирующие некоторые явления психозов. Они вызывают галлюцинации, обостряют восприятие, повышают сосредоточенность на деталях. При опьянении галлюциногенами отмечаются синестезии – обоняние цвета, осязание звука. ЛСД искажает восприятие тела, изменяет физические ощущения. Он снимает боль, уменьшает тревогу, улучшает сон  (продолжительность эффекта до трех недель). Поэтому ЛСД за рубежом некоторое время использовали для облегчения страданий людей, умирающих от рака  (Гроф С., Хэливакс Дж. 1996). Однако ЛСД вызывает в процессе опьянения и тяжелые мучительные ощущения, явления деперсонализации, параноид.
Если возникает подозрение, что человек употребляет галлюциногены, следует искать капсулы, таблетки, промокательную бумагу. К негативным последствиям их употребления относятся психические расстройства, непредсказуемое поведение, эмоциональная нестабильность, яростное, агрессивное поведение.
Близки к галлюциногенам такие ингаляторы, как клей «Момент», аэрозоли, нитраты. Пары ингаляторов, как правило, вдыхаются. При этом часто используются полиэтиленовым пакетом. Об эффекте ингалянтов подростки нередко говорят: «Смотрел мультики». Это означает, что они видели галлюцинации, нередко с сексуальным содержанием. Однако помимо удовольствия ингалянты, как и депрессанты, вызывают тошноту, головокружение, утрату контроля и координации, головную боль. Состояние опьянения можно узнать по запаху, сонливости, потере контроля над мускулатурой. Ингалянты могут привести к потере сознания, удушью, тошноте, рвоте, болезни мозга и даже неожиданной смерти. 
Особенности подростковой наркомании
Вопросы формирования наркотической зависимости в подро­стковом возрасте привлекают к себе все более пристальное вни­мание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым го­дом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обраща­ется за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого явля­ется недостаточное знание специфики подросткового возраста.
Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои осо­бенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значи­тельная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблю­дается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоут­верждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
- группирование со сверстниками;
- эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых;
- чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
- иммитация – копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.
Употребление наркотических веществ стало серьезной моло­дежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая ха­рактеризуется:
- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
- «омоложением» контингента лиц, употребляющих нарко­тические средства, до возраста 13-14 лет;
- переходом от «легко доступных» ПАВ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызываю­щим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к дег­радации личности, хотя есть и определенная группа подрост­ков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (ма­рихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим ве­ществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
- распространением более опасных форм употребления нар­котических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка ста­новится прием наркотического вещества в одиночку;
- удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения). Применение нарко­тиков взрослыми редко диктуется любопытством. 3десь высту­пают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, лег­кости, душевного равновесия. Возникновение чувства любо­пытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогре­вает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;
- изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминаль­ность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к фор­мированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а нарко­тики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Пре­стижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусов­ки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых сво­бодно продаются и принимаются наркотики.
На сегодняшний день особую опасность представляет упот­ребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «эк­стази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 дол­ларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препа­раты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные ве­щества, которые облегчают бездумную коммуникацию. 3десь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;
- следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, кото­рые предполагают, что молодежь будет танцевать без переры­ва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физи­ческую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подго­товлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодеж­ной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной ра­сторможенности молодые люди начинают принимать психости­муляторы и психоделические вещества;
- распространением мифов о наркомании:
– миф первый - «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными);
– миф второй - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»;
– миф тре­тий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэто­му нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».
Опас­ность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здо­ровья - физические (биологические, экологические), генети­ческие, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.
Причины и последствия подростковой наркомании
В докладе Всемирной организации здравоохранения о причи­нах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1) особенностями характера нар­команов; 2) психическими и физическими расстройствами его организма; 3) социально-культурным  влиянием на его лич­ность.
Соглашаясь с такой классификацией, уточним ее и рассмотрим на микро-, мезо- и макроуровнях.
1. Микроуровень.
Здесь различают биологические и психологические причины. Среди биологических факторов особенно выделяются:
- степень изначальной толерантности (терпимости) к нарко­тическому препарату, наличие патологической почвы в виде по­ражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфун­кции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родо­вой деятельности, стала использоваться практика регулируе­мых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психо­активным действием: транквилизаторы, антигистаминные пре­параты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дис­функциям плода;
- природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;
- потребности в принятии наркотика, которые вызваны чув­ством голода, усилением половой потенции, хроническим пере­утомлением организма, болезнью, когда провоцируется упот­ребление «спасительных доз наркотиков». Соматические забо­левания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана.
Психологические факторы включают в себя:
- привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;
- стремление к самоутверждению;
- отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
- расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарова­ния, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъек­тивная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедли­востью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;
- особенности личностной акцентуации подростка.
Наиболее значимыми типами акцентуации характера, ока­зывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:
- эпилептоидный тип - при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;
- неустойчивый тип - уровень высокого риска;
- конформный тип - характеризуется высокой внушаемо­стью и быстрым формированием наркотической зависимости;
- астенический тип - для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;
- шизоидный тип - употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;
- истерический тип - в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.
2. Мезоуровень.
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в ус­ловиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.
Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. «Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодо­сти». Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юно­шеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психоло­гию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренеб­режением относятся к общественным требованиям, выражен­ным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлени­ям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобре­тая опасную для общества направленность. В тех случаях, ког­да эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.
По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выяв­лены:
     - социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) - всего у 198 человек;
-  нездоровый быт вследствие распада семьи - у 158 наркоманов;
- материальная необеспеченность - у 109 человек;
- воспитание в неполной семье - у 319 человек.
На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная се­мейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.
Аномалии психического развития ребенка чаще всего связы­вают с неправильным построением взаимоотношений «мать­ребенок ». Замечено, что в каком психическом состоянии нахо­дится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступ­ки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут фор­мироваться у ребенка.
К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (пре­стижность приема наркотиков или других психоактивных ве­ществ) и влияние референтной группы, которая имеет решаю­щее значение из всех вышеперечисленных факторов.
По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар­котиков следующие типы подростковых групп:
- территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламен­тированные объединения. Основными психоактивными веще­ствами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;
- делинквентные и криминальные группы. Эти группы же­стко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже лич­ностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, созда­вая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду но­вичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.
Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний нар­коман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» - ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» - перено­сит наркотики; «кролик» - является «испытательным полиго­ном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.
Другими видами групп высокого риска являются:
- «панки» - агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы;
- «хиппи» - открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;
- «металлисты» - склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов;
- «попперы» - свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, га­шиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков;
- «мажоры» - свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алко­гольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;
- «фанаты» - страстные болельщики - группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.
Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска.
3. Макроуровень.
Эти причины связывают  с социально-культурными факторами:
- влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культур­ного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складыва­ющиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и наклады­вают свой отпечаток на формирование психической сферы, пси­хических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.