На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тематика контрольных  работ по дисциплине «Методика развития речи с практикумом по логопедии».
Для специальностей 050704 «Дошкольное  образование» 2 часть
 
 
Вариант 1
 
1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к  обучению грамоте.
 
2. Методика ознакомления  с художественной литературой  детей дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 Содержание 
 
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к  обучению грамоте…5
1.1.Подготовка и обучение  грамоте в системе работы детского  сада по развитию речи……………………………………………………………………..5
1.2.Задачи и содержание  методики подготовки к обучению  грамоте……….7
1.3.Методика организации  игр и упражнений по подготовке  к обучению грамоте……………………………………………………………………………10
2.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Хорошая речь - важнейшее  условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему  высказать свои мысли, тем шири его  возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое  лежит в основе. Все мы когда-то были детьми и вспоминая свое детство как беззаботное время тогда я никогда не задумывалась о том, что моя речь с помощью которой я общалась с окружающими могла бы быть неправильной. И только перейдя в школу я поняла, после замечаний учителей конечно, что эта речь к которой я привыкла, была не совсем правильной. Конечно, я не задумывалась о данной проблеме в те годы, но сейчас я понимаю, на сколько важно уделять внимание этой проблеме именно в дошкольном возрасте, чтобы потом будучи уже школьником ребенок смог хорошо освоиться в школьном процессе.
Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.1 Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Методика развития речи у  детей дает ответы на многие вопросы: как учить, чему учить и почему именно так. Она тесно взаимосвязана  с другими методиками, так как речь – это одно из самых важных средств развития ребенка.2 Процесс развития речи проходит под руководством взрослых. При этом огромную роль играет вовлеченность ребенка в процесс обучения. Поэтому родителям, а также педагогам, важно стимулировать речевую деятельность ребенка не только в результате повседневного общения, но и в процессе специального обучения.
Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
      Рассмотреть подготовку и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи;
      Охарактеризовать задачи и содержание  методики подготовки к обучению грамоте;
      Изучить методику организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте;
      Ознакомиться с методикой  ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к обучению грамоте
 
1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи
 
По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного  возраста рано начинают проявлять интерес  к учению. Даже если в детском  саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные  буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное  чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет  темп чтения, ведет к ошибкам на письме.3
В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает  подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием  букв алфавита.4
Идея обучения детей грамоте  в детском саду возникла давно. Психологами  и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная  работа.
На основе исследований таких  ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.5
Однако пока детские сады не будут в состоянии охватить своей сетью каждого дошкольника, пока они не будут располагать  высококвалифицированными специалистами, владеющими научной методикой обучения детей грамоте, вряд ли целесообразно  ставить эту задачу.
При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять  на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с  этим воспитателям детских садов  нужно знать, чему учат детей в  школе и как подготовить воспитанников  детских садов к успешному  усвоению программы начальной школы.
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
 
 
 
1.2.Задачи и содержание методики подготовки
к обучению грамоте
 
Проблема обучения грамоте  в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось  обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические  и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. 6Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
К началу 70-х гг. в программе  осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это  время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников  НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.
Чтобы научиться читать и  писать, ребенок должен понять, что  речь рождается из слов, он должен усвоить  звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Огромное внимание учитель  на занятиях по обучению грамоте уделяет  практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения  букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова  и соотносить слова и предложения  письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в  теснейшей связи с работой  по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.
Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.7
Исследования позволили  установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).8
Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе  воспитания и обучения в детском саду».
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей  группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами  «слово», «звук».
В средней группе детей  продолжают знакомить с терминами  «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять  эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки  в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить  первый звук в слове, называть слова  с заданным звуком. Учат выделять голосом  звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить  анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно  употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе  группе завершается работа по овладению  основами грамоты. Здесь предусматривается  обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться  читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.9
Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется  ознакомлению со звуковым строением  слова, формированию действий звукового  анализа и последующему обучению началам грамоты.
 
1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте
 
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку  слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите  слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.
«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три  слова, а ты назови звук, который  встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок  успешно выделяет заданный звук в  начале слова, то предложите цепочку  из слов, в которых звук находится  в конце слова, а затем в  середине. Надо помнить, что ребенку  легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее  всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается  в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок  затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
«Путешествия  по комнате (группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная  игра. Мы будем ходить по комнате  и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте  сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У  вас по четыре фишки: как только они  закончились – это сигнал к  окончанию игры. Предложите ребенку  проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в  названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с  учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие  «звук» и «буква», научится различать  гласные и согласные звуки, будет  самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.
«Составь слово  из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в  ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки  слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант  игры очень сложен для ребенка, и  если ребенок затрудняется в назывании  слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.
«Найди слово, которое спряталось в названиях  картинок»
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки  и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить  слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить  правила. Правило первое: рассмотри  картинки, назови их и определи, с  какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни  звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях  картинок.
Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка  игры. Убедитесь, что ребенок легко  выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните  еще раз правила игры, дайте  образец выполнения задания. Не забывайте  хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.
2. Методика ознакомления  с художественной литературой детей дошкольного возраста
 
«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  ознакомление детей с художественными  произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких  занятий состоит в том, чтобы  научить детей слушать чтеца  или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.10
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель  в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.
Рассказываются только прозаические произведения — сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для  чтения детям, и развитие навыков  выразительного чтения — важная часть  профессиональной подготовки воспитателя.
Занятие по ознакомлению с  художественным произведением детей  разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего  возраста воспитатель работает индивидуально  или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить  пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.
Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями  для раздачи детям и др.
Чтобы чтение или рассказывание  было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало  при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение.11
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два  из тех, которые дети уже слышали  раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему  усвоению языка и, следовательно, к  более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем  возрасте у детей появляются любимые  персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча  с этими персонажами.
Для первичного чтения детям  младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы  можно было закончить работу над  ним в течение времени, отводимого «Программой воспитания в детском  саду» для занятий в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.12
Чтение и рассказывание  художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному  плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором  учитываются общественно-политические события, а также время года.
Основное правило организации  занятия по чтению (рассказыванию) детям  — эмоциональная приподнятость  чтеца и слушателей. Настроение приподнятости  создает воспитатель: он на глазах у  детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем  собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет  детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного  внимания.
Иногда перед чтением  в средней или старших группах  можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный  или противоположный тому, который  описан в книжке («Дети, помните, как  мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. Текст всякого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в  художественном произведении, дети усваивают  его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового  чутья, или чувства языка.
Методические приемы, облегчающие  восприятие читаемого.
Чтобы научить детей слушать  художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный  настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими  приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего  текста,
2) повторное чтение отдельных  частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями  детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или  противоположным) случаем из жизни  детей или из другого художественного  произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
 
Заключение
 
Проведенные исследования в  рамках настоящей работы позволили  сформулировать ряд основных выводов.  
Идея обучения детей грамоте  в детском саду возникла давно. Психологами  и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная  работа.
При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять  на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с  этим воспитателям детских садов  нужно знать, чему учат детей в  школе и как подготовить воспитанников  детских садов к успешному  усвоению программы начальной школы.
Огромное внимание учитель  на занятиях по обучению грамоте уделяет  практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения.
Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей  группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами  «слово», «звук».
«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  ознакомление детей с художественными  произведениями на специальных занятиях и вне занятий.
Одна из задач таких  занятий состоит в том, чтобы  научить детей слушать чтеца  или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Занятие по ознакомлению с  художественным произведением детей  разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего  возраста воспитатель работает индивидуально  или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить  пополам; в средней и старших  группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий  месте.
Чтение и рассказывание  художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному  плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором  учитываются события, а также  время года.
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Используемая  литература:
 
    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., Издательский дом «Питер», 2000 г.- Гл. 4.  
    Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с. 
    Дурова Н.В. - Обучение дошкольников грамоте. Школьная пресса,2009.
    Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 2002
    Программа обучения и воспитания в детском саду / под  ред.   М. А, Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Издательский дом «Питер», 2004 г
    Развитие речи и творчества дошкольников/ под ред. О. С. Ушаковой. – М., Издательский дом «Питер», 2001. – С. 66- 87. 
    Сохин Ф. А. Задачи развития речи // Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. – М., Издательский дом «Питер», 2002 г. – Гл.  
    Тихеева Е. И. Развитие речи детей ( раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. – М., 2004.
    Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003
 
 
 
 
 
Вариант 1
 
1. Что является предметом  изучения методики развития речи?
 
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
 
б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без  вмешательства со стороны взрослых;
 
в) формирование навыков общения  в условиях нерегламентированных видов  деятельности.
 
2. Какая продолжительность  занятий по развитию речи и  ознакомлению с окружающим миром  с привлечением компьютера является  максимальной для детей 6 лет
 
а) 2-3 мин;
 
б) 10 мин;
 
в) 30 мин;
 
г) 35 мин.
 
3. До XVIII века буквари, азбуки в России составлялись на:
 
 а) русском языке;
 
 б) церковно-славянском языке;
 
 в) латинском языке.
 
4. Что не относится  к задачам обучения детей иностранному  языку? 
 
а) воспитывать интерес  и уважение к культуре другой страны;
 
б) прививать элементарные навыки устной речи;
 
в) способствовать приобретению детьми лингвистических знаний;
 
г) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;
 
д) создавать условия для овладения первичной коммуникацией.
 
5. Центром языкознания  в XIX веке являлась страна:
 
 а) Англия;
 
 б) Россия;
 
 в) Германия;
 
6. В чем заключается  суть планирования работы по  развитию речи?
 
а) в проведении диагностики  развития ребенка;
 
б) в проектировании становления  и развития речи детей прогнозировании  динамики педагогического воздействия  на речь и его результативности;
 
в) в придумывании речевых  игр;
 
г) в учете особенностей становления речи каждого ребенка;
 
д) в организации дидактических игр с детьми.
 
7. В каком программном  документе впервые был выделен  самостоятельный раздел «Развитие  речи»?
 
а) «Радуга»;
 
б) «Детство»;
 
в) «Истоки»;
 
г) «Развитие»;
 
д) Типовая программа воспитания и обучения в детско
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.