На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Матеиальная культура Маори

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство Образования Российской Федерации
              Дальневосточный государственный технический университет
                        Кафедра социальной антропологии
 
 
 
                                   МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАОРИ                                            
                                                    Курсовая работа
 
 
 
Исполнитель
студент группы И-9511                                              К.Н. Корженкова
 
Научный руководитель
Кандидат  ист. наук                                                   Ю.В. Латушко
                                                                   
 
 
                                      
                                         Владивосток
                                                2011 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
     В курсовой работе по опубликованным историческим материалам рассматривается материальная культура Маори.
    Сегодня эта тема играет большую роль и широко известна в археологии и этнографии, т.к. народ до сих пор проживает на островах Новой Зеландии. Жизнь этого народа окутана множеством мифов и легенд, также их население известно как враждующее и известны случаи каннибализма.
    Начальное заселение маори варьируется от 800года до 1300 года нашей эры. На сегодняшний день они также проживают а Новой Зеландии.
     Маори исследовалось многими учеными такими как Марсель Мосс, Милослав Стингл, Токарев С.А., Те Ранги Хироа и многие другие.
     Понятие «материальная культура» возникло в европейской науке в 21 веке и широко использовалось этнологами, страноведами и историками, особенно русскими и немецкими. Оно вошло также в аппарат одной из лидирующих школ этнологической методологии начала двадцатого века (Арутюнов, 1989 С. 5).
    В наиболее широком смысле материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданные человеческим трудом материальных предметов конкретного общества в их функциональной взаимосвязи; в более узком смысле – как материальные предметы и связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение материальных потребностей общества; в наиболее узком, но традиционно чаще всего употребляемом смысле – как материальные формы культуры, направленные на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, т.е. на жизнеобеспечение (Арктюнов, 1989 С. 6).
     Цель: исследовать материальную культуру маори. Цель может быть конкретизирована постановкой следующих задач.
     Задачи: 1. Рассмотреть жилища маори, выяснить какие особенности при постройки использовал народ.
2. Выяснить какой вид транспорта был распространен и как его сооружали.
3. Увидеть и воинственную сторону народа, типы оружий.
4. Выяснить особенности одежды и татуировок, способы изготовления одежды.
5. Рассмотреть экономическую сторону народа, дух дара, систему торговли.
6. Охарактеризовать хозяйственную деятельность маори.
    Объектом исследования является маори. Предметом исследования является материальная культура маори, которая рассматривается многоми аспектами. Наиболее важными аспектами в материальной культуре является их жилища, которые представляли собой в некотором случае произведение искусства. Главный столб, который нес на себе крышу, всегда украшался скульптурой воина. Внутренние и наружные стены украшались изображениями прародителей племени. Общественный дом был обильно украшен резьбой. Немаловажным аспектом материальной культуры является транспорт маори. Исходя из того, что народ проживал в приморском районе, представителем транспорта являлись лодки. Лодки маори были с балансирами. Также интересным для исследования будет одежда и татуировки населения. Юбка это основной представитель одежды. Татуировки маорийцев очень интересны. В основном они были спиралевидные. С помощью татуировок можно определить социальный статус. Женщинам также относились отдельные татуировки.
    Экономика маори была построена на обмене товарами между племенами, которые объединялись в системы. Денег маори не знали. Хозяйство строилось на земледелии и рыбной ловли.
    Было много написано об упадке искусств и ремесел в Полинезии, причем в этом видели доказательство общего вырождения или неполноценности полинезийцев. Однако следует иметь в виду, что развитие того или иного ремесла зависит не только от нужды в нем и от технических знаний, но и от наличия сырья. Многие поверхностные критики осуждали наших предков полинезийцев за то, что они не знали ни гончарного искусства, ни ткачества, не принимая при этом в соображение распределение сырья на земле. Глина, как известно,- продукт химического процесса, происходящего в течение длительных геологических периодов, и поэтому она распространена только на древних массивах. Распространение глины на островах Тихого океана не идет далее континентальных островов Фиджи. Ее нет ни на коралловых островах Микронезии, ни на геологически молодых вулканических островах Полинезии. Возможно, что предки полинезийцев были знакомы с гончарным делом у себя на родине в Индонезии, но и в этом случае они должны были забыть свое ремесло, переселяясь через Микронезию, где не было глины. Переселенцы вынуждены были приспособляться к новым условиям. Для приготовления пищи они пользовались земляными печами, при сооружении которых требовались только камни и дерево. Всю посуду заменяли скорлупа кокосового ореха и деревянные чаши. Задолго до того, как предки полинезийцев достигли Полинезии, у них пропала всякая необходимость в гончарном ремесле и поэтому не сохранилось о нем никаких воспоминаний.
    Вся структура определена задачами.
 
   
    
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.     ТИПЫ ЖИЛИЩ И ТРАНСПОРТ МАОРИ
   
    1.1.Жилища.
   Строительство жилищ в Полинезии было специализированным ремеслом. Полинезийские плотники, в основном имевшие дело с материалами из древесины, пользовались большим уважением. Ремесло строителя передавалось от отца к сыну. В большинстве областей ремесленники объединялись в своего рода корпорации.
    На разных архипелагах основной тип полинезийской постройки несколько варьируется. На островах Тонга жилой дом с одной открытой боковой стороной имел прямоугольные очертания. На Гавайских островах строили удлиненные хижины с крышей из травы или листьев. Весьма характерны «фале» - открытые овальные хижины на Самоа, их высокие крыши держались на многометровых столбах по бокам.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959, С.50)
    Маори умело пользовались изобилием и высоким качеством новозеландской древесины, создавая из нее множество построек самых разнообразных типов и различного назначения. Характер построек заслуживает особого внимания, поскольку это подлинные сокровища полинезийского искусства. Таковы вхаре вхакаиро – большие, украшенные великолепной резьбой деревянные строения, служившие жителям целой деревни или главам маорийского племени в качестве общественных домов.
    Само слово «вхакаиро» ( на языке маори – вид любого декоративного искусства ) поясняет, что речь идет о весьма богато  украшенных постройках. Да, маори в самом деле считали, что искусство строителей вхаре вхакаиро имеет сверхъестественное происхождение.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.54)
    Вхаре вхакаиро – общественный дом маори – всегда строился на четырехугольном фундаменте. Главный опорный столб – поу токоманава – устанавливали в центре постройки. Он нес на себе высокую крышу. Коньковый брус украшался деревянной скульптурой (текотеко). Обычно это было изображение воина. Наружные и внутренние стены вхаре вхакаиро отделывали рельефами по дереву, изображавшими прародителей племени. Двухскатная крыша возвышалась не только над залом собраний, но и над своеобразной верандой, в центе которой стоял столб, изображавший старейшего прародителя племени или рода. Маори такие резные деревянные фигуры называли поу таху. Деревянная скульптура маори – и это было в Полинезии исключением – изображала человека не только в анфас, но и в профиль. Этим деревянным предкам племени или рода посвящали все вхаре вхакаиро – лучшие образцы полинезийской архитектуры и резьбы по дереву. Так отдавали долг священным предкам. Но не мало почтения оказывали полинезийцы и творцам «деревянных чудес». Они считали, что эти резчики и архитекторы – как и вожди – обладают манной. Такой художник, как, например, Руа, мог быть наделен ею щедрее, чем сам великий бог Тангароа. Большего уважения к истинному художнику нельзя себе и представить.(Милослав, Стингл 1991, С. 84 )
     Маорийцам пришлось приспособить к климату Новой Зеландии и архитектуру своих жилищ. Здесь нужна была защита от холодных ветров, и примитивные строения тропической Полинезии оказались непригодными в новых условиях. Чтобы утеплить дома, маориицы опустили пол ниже уровня земли и стали строить стены из толстых соломенных пластов. При сооружении больших общинных домов вместо обычных круглых столбов стали применять обтесанный строевой лес. В Центральной Полинезии художественный вкус строителей проявлялся в плетеных узорах. В Новой Зеландии маорийские ремесленники начали вырезать на главных опорных столбах и на стенных столбах условные изображения человеческих фигур. Обладая чувством симметрии, они покрывали верхние деревянные части стропил и конек раскрашенной плоской резьбой, чем достигали ритма в рисунке. Декоративные украшения маорийских общественных домов - результат развития местной архитектуры, для которого первоначальным толчком послужил холод. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.64)
 
1.2. Транспорт
 
    Предки полинезийцев должны были покинуть Южный Китай, предпринять путешествие через открытое море и для этого построить суда, способные пересечь большие водные пространства.
    Простейшее из этих средств мореплавания – плот. Плавание в открытом океане, позволившие предкам полинезийцев в конце концов достичь границ их «треугольника», наверняка, предпринимались не на плотах.(Смирнов В.Ю. 2009 С.30)
    Однако для плавания в открытом море полинезийцы плотами обычно не пользовались. Плоты служили скорее для перевозки людей и грузов по лагунам атоллов и в прибрежных водах.
    Чрезвычайно примитивными сооружениями были и выдолбленные из одного ствола челны, служившие для рыбной ловли в лагунах. Также народ маори строил лодки с балансирами, которые стали как бы символом полинезийского «кораблестроения». На лодках с балансирами, очевидно, и совершили полинезийцы и совершили свое морское путешествие из своей первой родины.(Каневская Г.И. 2000 С.70)
    Именно это гениальное открытие – создание лодок с балансирами – позволило сохранить устойчивость плавательных средств в открытом море и дало возможность в будущем совершать путешествия в восточные районы океана. Что же такое балансир? Это длинный ствол какого – либо легкого дерева, лежащий на воде параллельно корпусу судна и связанный с ним перекладинами. Крепление балансира к корпусу лодки представляло для «кораблестроителей» немалые затруднения. Чтобы балансир правильно лежал на воде, соединительные шесты надо было соответствующим образом согнуть и закрепить. Позднее балансиры усовершенствовали, заменив их вторым корпусом. Обе лодки связывались единой платформой и перекрытием; столь характерна для этой части света и его культуры лодка с двумя корпусами (пахи) действительно становится вершиной полинезийского искусства кораблестроения. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 70)
    У нас нет никаких сведений о типах судов, которыми на первых порах пользовались предки полинезийцев в своем продвижении на восток. Однако можно не сомневаться в том, что известные нам полинезийские суда, в основном, строились по тем древним образцам, которые оказались удачными. Полинезийцы строили суда двух типов: лодки с балансиром и двойные лодки. На первый взгляд, выдолбленная из дерева лодка, с которой соединен поддерживающий ее балансир, представляет собой простое сооружение. Но если принять во внимание, что для постройки такого судна надо повалить дерево, разрезать его на куски определенной длины, а затем придать им внешнюю форму и выдолбить их изнутри каменным теслом, то проникаешься уважением к сооружению даже самого простого челнока. Выдолбленные из целых стволов маленькие рыболовные лодки были так узки, что они легко переворачивались. Для того чтобы придать корпусу большую устойчивость, стали применять балансир в виде длинного куска легкого дерева, державшегося на поверхности воды на небольшом расстоянии от лодки. Обычно балансир соединялся с корпусом лодки при помощи двух поперечных перемычек, которые прикреплялись одним концом к верхним краям обоих бортов лодки, а другим - к балансиру. Чтобы такой поплавок держался на поверхности воды, перемычки должны либо изгибаться по направлению к балансиру, либо, если они прямые, соединяться с ним при помощи особых деревянных скреплений. В Полинезии отмечается большое разнообразие и изобретательность в способах прикрепления балансира.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 72)
    Лодки, выходившие в открытое море на лов бонитов (Бонит (Thunnus pelamys) - рыба из рода тунцов, семейства макрелевых; водится во всех тропических морях; длина до 80 см. У рыбы красивая голубовато-стальная окраска с красно-зеленым отливом, серебристое брюхо и бока с продольными полосами) и глубоководной рыбы, нуждались в надежной защите от морских волн, перекатывавшихся через борт. Для этого на верхнюю часть борта долбленого челнока нашивались доски, благодаря чему увеличивалась его надводная часть. Для перевозки людей с запасами пищи и воды строились более крупные суда; в этих случаях на борта нашивалось несколько ярусов досок. При дальних плаваниях и переправе военных отрядов с острова на остров балансир заменялся второй лодкой. Так возникли двойные лодки, на которых полинезийцы завоевали острова Тихого океана.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 81)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МАОРИ
 
    2.1. Оружие
 
    В периоды войны жителям служило оружие. Оно тоже относится к материальной культуре этой части света. В боевом снаряжении воина с удивлением обнаружили отсутствие такого важного и распространенного в других местах оружия, как лук и стрелы. Полинезийский воин вместо лука пользуется палицей и – далеко не везде – копьем. Палицы имели самые разнообразные формы. Одни – короткие, гладкие; другие – с конусообразным утолщением в конце. Маорийские палицы особенно примечательны в Новой Зеландии, сделанные из нефрита и базальта. Копья тоже были разнообразны. Одни – гладкие, другие – украшенные многочисленными загнутыми назад и потому особенно опасными крючками.
    Типичным оружием для маорийца была праща ( растительные плетенные «ремни» и расширяющаяся метательная средняя часть из лубяной материи ). Эта материя, которую называют тапа, - еще одно примечательное изделие местных ремесленников.( The Pacific  Arts of  Polinezia and Micronezia С. 24)
    В новых условиях у маори сложился новый уклад жизни, отличный от полинезийского. Пришельцы стали каннибалами и вели постоянные войны. Родовая месть и вендетта были обязательными. Оружием служили каменные топоры, прикрепленные волокнами льна к деревянным рукояткам, и палицы. Строились укрепленные деревни (па) для защиты от неприятеля. Военнопленных превращали в рабов. (Николаева О.В. 2009 С.48)
    Самым распространенным метательным оружием в Полинезии была праща. Она встречается во всей Полинезии, за исключением Новой Зеландии. Маорийцы сражались врукопашную; распространение, которое получила среди них палица, свидетельствует о том, что предварительная перестрелка на большом расстоянии при помощи метательного оружия давно ими не применялась. Тем не менее знаменательно, что на Кермадекских островах, к северу от Новой Зеландии, были также найдены камни для метания из пращи. По-видимому, первые поселенцы, появившиеся на этих островах, пользовались пращой. Часто полинезийские метательные камни заострены с обоих концов и тем самым напоминают найденные в Микронезии. Употребление пращи как в Микронезии, так и в Полинезии служит еще одним доказательством в пользу северного пути миграции полинезийцев.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 85)
В добавление к богатым запасам базальта Новая Зеландия одарила переселенцев жадеитом (нефритом). Он , встречался в виде гальки в реках западного побережья Южного острова, который поэтому и назвали Те Ваи-поу-наму (Вода, содержащая жадеит). Из жадеита делались украшения и короткие военные палицы, передававшиеся по наследству как драгоценность. Однако самыми замечательными изделиями из этого материала были резцы и тесла с острыми, словно стальными, лезвиями. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.84)
 
 
    2.2. Одежда и татуировки
 
    Народ маори демонстрируют как успешно умели заменять недостающее в новых условиях сырьё. В данном случае речь идет о волокне, из которого можно было изготовлять ткани.
    Тапа – нетканая материя. Она изготовляется из луба местного тутового дерева ( Broussonetia papyrifera ). Лыко из шелковицы полинезийская ремесленница (изготовление тапы во всей Океании – дело сугубо женское) освобождает от коры, тщательно очищает и опускает в воду.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 90)
    От пребывания в воде луб размягчается. Потом специальными деревянными колотушками его отбивают короткими, резкими ударами. Размятые узкие полосы тапы соединяют в более широкие куски материи, причем либо накладывают друг на друга края двух полос и бьют по ним, либо склеивают, либо сшивают.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.90)
    Тапы щедро расцвечивают. Обычно их расписывают прекрасными геометрическим узором, иногда этот узор отпечатывают с матриц. Из готовой лубяной материи шьют юбки, а порой и другие предметы одежды, одеяла, сумки, занавеси и т. д.
    Одежда была весьма скудной. Тропический климат не требовал богатых одеяний. Скорее наоборот. Поэтому мужчины преимущественно носили набедренные повязки. Женщины – юбки, сшитые из тапы, растительных
циновок, травяной бахромы или больших листьев.
     Неотъемлемой частью «одежды» была татуировка. По достижении половой зрелости молодой мужчина и молодая женщина подвергались татуировке. (Стингл, Милослав. 1991 С.45)
    Искусство татуировки было особым «священным ремеслом». Наносили татуировку специальные мастера. Татуировка, обычно связанная с каким-то важным событием в жизни человека, сопровождались соответствующими религиозными обрядами. Весьма характерна спиралевидная татуировка новозеландских маори.( Стингл, Милослав. 1991 С.45)
    Если американские индейцы любили раскрашивать своё тело, то маори заменяли такую «раскраску» татуировкой. Украшали они себя и ожерельями из раковин, браслетами из черепашьего панциря и т.д.( Стингл, Милослав. 1991С.56)
    У маори татуировка была как символ социального положения сложная татуировка наносилась на щеки, носы и лбы воинов и правителей. Женщинам позволялось иметь татуировку только на подбородке. (Липс Ю, 1954 С 23)
    Татуировки маори сильно отличаются от традиционных тем, что они высекались на теле с помощью грубого резца, а не кололись, как привычные нам татуировки.(Липс Ю, 1954 С.25)
    Название татуировок маори на языке индейцев звучит как ta moko: в литературе это сочетание переводится как нападение или перехват. Термин имеет отношение к процессу татуирования у маори.
Моко: татуировка сама по себе - то есть результат процесса татуирования.
Тату маори включали в себя рельефные спиральные элементы, покрывающие лицо, ягодицы и ноги мужчин маори.
Женщины маори обычно делали татуировки на губах и подбородке, иногда на шее или спине.(Липс Ю. 1954 С. 26)
Татуировки маори несли священный смысл - только терпеливые и отважные могли вынести долгий и болезненный процесс татуирования с помощью резца из кости.( Липс Ю. 1954 С. 26)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО МАОРИ
 
    3.1. Дух дара
 
    Хау – некая скрытая внутри духовная субстракция. Логически, хау объясняет лишь то, почему подарки возмещаются. Из него не следуют непосредственно императивы, которые Мосс считал движущими силами процесса реципрокации: прежде всего, обязанность давать и обязанность получать. По сравнению с обязанностью возмещать, эти аспекты Мосс рассмотрел вкратце, и не всегда отделяя от хау.
    Маори поднято до статуса общего объяснения: прототипический принцип реципрокности в Меланезии, Полинезии и на Северо – Западном побережье Америки, связующая функция.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 57)
    В переводе текста маори, который потом перевел Мосс можно понять церемонию уанги хау. Четко поясняется, что некую вещь преподносит одно лицо другому как подарок, не торгуясь и не платя за нее. Получатель вещи отдает ее третьему лицу, который через некоторое время решает ее возместить. И тогда этот человек (третье лицо) также преподносит какую – то другую вещь (бесплатно) своему дарителю. Вещь, которую получили время спустя является хау той вещи, которую преподнесли изначально. Хау вещи должны вручить первому дарителю. Не передать первому дарителю хау неправильно, если даже вещь очень желанна, потому что это хау вещи которую дали изначально. Если человек (второе лицо) не станет передавать вещь своему дарителю, то считалось у маори, что серьезные несчастья обрушились на человека, даже смерть. Это есть хау, хау личной собственности. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 57)
    В случае отказа от возмещения – как правило, в случае кражи – неизменно, установленной процедурой возмездия и компенсации урона было колдовство ( макуту ): колдовство происходило по инициативе человека, который был обманут, и обычно предполагающие услуги «жреца» ( тохунга ), использующего в своих магических действиях неправедно удержанные вещи. По мнению Ферса, у маори хау человека, хау земли и леса и хау тонга это разные вещи и их не следует смешивать.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 59)
 
    3.2. Система торговли
 
    Обмен являлся неотъемлемой частью торговли. Осуществлялся обмен посредствам взаимных плаваний – визитов: люди из одной деревни посещают партнеров из нескольких других и, в свою очередь, принимают их у себя; чаще это деревни близлежащих районов побережья, чем удаленные друг от друга. Торговые партнеры являются родственниками, их семьи связаны установленными раннее брачными отношениями; их коммерция представляет собой дружественный обмен подарками, ценность которых сбалансирована в соответствии с традиционно установившимися курсами.( Вахта В.  1970 С. 30)
    Каждая деревня или группа соседствующих небольших деревень имеет свою особую специализацию. Поскольку расстояния, в пределах которых предпринимались торговые экспедиции, ограничены, деревни с центральным местоположением выступают как посредники при доставки специализированных товаров, производимых в крайних точках побережья залива. Такой способ обмена образовывал целую систему между соседними островами. Каждая прибрежная деревня имела связь со своими непосредственными соседями во внутренней части острова. Система являлась закрытой. (Вахта В.  1970 С. 30)
    Технически система не так совершенна, ведь в потенциале каждая община имеет больше одного источника, снабжающего ее каждым данным предметом, так что те, кто впадает в соблазн извлечения особых посреднических выгод, рискуют быть обойденными. Но есть и к этому объяснение, что каждая община нуждается в изделиях всех остальных, и туземцы открыто признают свою готовность жертвовать экономическими выгодами ради того, чтобы оставаться в общей цепи обмена. Все это делает невозможным влияние спроса/предложения на условия обмена в локальных точках системы. Возможность уловить влияние спроса/предложения перемещается на более высокие уровни системы как единого целого. Такая возможность представится, если вопрос сформулировать следующим образом: отражает ли относительная стоимость одного товара в сравнении с другим, примерно одинаковая по своей системе, соответствующие совокупные спрос/предложение, характерные для всего района залива.( Салинз, Маршал. 2000 С. 224)
 
    3.3. Хозяйственная деятельность
 
    Маори оказались в необычной для них более суровой обстановке. Растительный мир Новой Зеландии был гораздо беднее, чем на оставленной родине. Здесь не было привычных растений, употребляемых в пищу (бананов, хлебного дерева). Основным продуктом питания стал батат, привезенный с собой, а из местных пищевых растений – папоротник орляк, мясистые корневища которого богаты крахмалом. Сначала использовали дикие заросли этого растения, а потом занялись его разведением. Употребляли в пищу и другие местные растения. Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.71)
    Маори занимались охотой, рыболовством, подсечно-огневым ручным земледелием, собирательством, ремеслами (ткачество, плетение). Единственным домашним животным была собака. Широкое распространение имел обмен товарами между племенами, но денег они не знали. Не был им известен и металл. У маори в первую очередь было развито декоративное искусство, особенно, как уже говорилось выше, резьба по дереву, в которой они превзошли все другие полинезийские народы. Тонкая резьба и инкрустация из перламутра украшала их военные суда, длинной до 25 метров. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.71)
    Резным орнаментом маори украшали свои дома и предметы быта. Великолепные украшения встречаются у этого народа, такие как : серьги, подвески, хей – тики – условное изображение предка. Художники – маори вырезали и из нефрита – «зеленого камня».(доколониальный период где-то)
   Съедобные растения, домашние животные, сырье и орудия, на основе которых была построена материальная культура полинезийцев, вероятно, прежде всего развились и были испытаны на подветренных островах, а уже оттуда переселенцы разнесли их по остальной Полинезии. Можно представить себе восторг и удивление первых пришельцев с Микронезии, когда перед ними предстали высокие холмы, широкие долины с быстрыми потоками и плодородные почвы большого вулканического острова. Все это было совсем непохоже на неприветливые пески коралловых островов, где в течение веков их предки влачили жалкое существование. Окружающая их среда чудесно изменилась. Мы можем лишь смутно представить себе, с каким интересом старики знакомились с многочисленными растениями, узнавая уже известные ранее и давая названия новым видам, как проверяли они полезные свойства древесины, коры, листьев. Здесь изобиловали деревья для постройки домов и лодок и было много коры растений, из которой получали волокно для тканей и веревок. Особенно полезными оказались базальтовые скалы, которых не было на коралловых атоллах. На атоллах приходилось готовить пищу в земляных печах; в них нагревали куски коралла и раковины тридакны, крошившиеся после каждой топки. На вулканических островах для этой цели использовали базальтовые камни. Их можно было употреблять для приготовления пищи в течение длительного времени. Базальт служил также для изготовления тесел и резцов, которые намного превосходили орудия, сделанные из раковин. Огромные возможности открылись перед искусствами и ремеслами; началось быстрое развитие новых и совершенствование старых ремесел. (Вахта В.  1970 С.90)
    Растения, существовавшие в Полинезии в те времена, когда там впервые появился человек, были мало пригодны для питания. На вулканических островах имелись некоторые виды ягод, корней, мякоть древовидного папоротника, его вьющиеся молодые побеги, а также побеги и стебли ползучих растений и морская трава. Даже в новейшее время все это употребляется в пищу на различных островах в неурожайные годы. Нельзя сомневаться, что первые поселенцы поедали эти растения до того, как были завезены новые. На атоллах единственным съедобным растением были корни портулака (Portulaca sp.), морская трава и, возможно, панданус на тех островах, куда семена этого растения могли попасть до прихода людей. Панданус, пышно разрастающийся на атоллах, а также на вулканических островах, дает большой плод, разделяющийся на дольки, подобно ананасу. Мякоть дольки составляет съедобную часть плода, а внешняя твердая оболочка содержит семя в водонепроницаемой полости. Высохшие дольки так легки, что могли быть перенесены на большие расстояния океанскими течениями и попасть на острова без участия человека. Пндус также употребляется в пищу. Большинство видов встречается только на одном или на нескольких островах, и лишь очень немногие широко распространены. Отсюда можно заключить, что панданус, по-видимому, распространился здесь так давно, что было достаточно времени для образования многих местных видов. Панданус, без сомнения, появился в районе Тихого океана задолго до полинезийцев, хотя последние, несомненно, принесли с собой его культурную длиннолистную разновидность, которую начали выращивать на многих островах. Панданус представлял огромную экономическую ценность для полинезийцев не только благодаря своему съедобному плоду, но и благодаря листьям, идущим на плетение корзин и парусов и для покрытия кровли.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.82)
    Важными плодовыми деревьями, произраставшими в Полинезии к тому времени, когда европейцы впервые пришли с ней в соприкосновение, были кокосовая пальма, хлебное дерево и пизанг. Основными клубневыми культурами были таро, ямс, арроурут, куркума и батат. Из прочих растений, используемых человеком, я упомяну лишь бумажное шелковичное дерево, снабжавшее сырьем для изготовления лубяной материи, и кабачок. (Lagenaria vulgaris), из которых изготовлялись сосуды. Ботаники утверждают, что все эти растения, за исключением батата, происходят из индомалайского района. Все они переселились в Полинезию до открытия Америки Колумбом и потому не могли быть завезены позднейшими испанскими мореплавателями. Путешествия растений из Индонезии в Полинезию овеяны такой же романтикой, как странствия полинезийских мореплавателей.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.83)
    Со съедобными растениями тесно связаны домашние животные. Зоологи также утверждают, что свинья, собака и курица, распространенные в Полинезии, происходят из индо-малайской области. Животные достигли Америки через Атлантический океан задолго до того, как они проникли в Полинезию. Необходимо отметить, что ни одного из этих трех животных не было на коралловых атоллах Полинезии, когда европейцы впервые посетили их. По туамотуанской версии предания о происхождении собаки, она вывезена с Анаа, которая находилась в оживленных сношениях с Таити. Необходимо напомнить, что кокосовая пальма была привезена первыми поселенцами, и до тех пор, пока это растение широко не распространилось на атоллах, там было мало пищи для свиней и птицы. Собаки могли питаться рыбой или превратиться в вегетарианцев, но и для них шансы пережить засухи и голод были невелики, особенно если иметь в виду, что они служили пищей хозяевам. Животные, распространенные в настоящее время на атоллах, были завезены после появления европейцев, когда кокосовая пальма широко распространилась, а торговые шхуны подвозили продовольствие из внешнего мира.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.84)
   
 
 
                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
    В ходе курсовой работы мы рассмотрели по опубликованным материалам материальную культуру маори. Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты, хронологические и пространственные рамки были установлены. Так же познакомились с большим количеством культурных особенностей. Узнали много новых значимых имен в мире археологии.
    Мы рассмотрели жилища и каким образом их строили. Резьба по дереву была неотъемлемой частью жилищ. Это было визитной карточкой маори. Особо украшались дома вождей и общественные дома. Особо примечательны постройки общественных домов и дома вождей, так как они требовали особого украшения.
    Так же хорошо развитым было «кораблестроение» маори. У них было несколько видов лодок для разных видов плавания. Для ловли рыбы близ берега они строили простые лодки из одного ствола дерева с выпиленной нишей для тела. Кроме каноэ были очень распространены лодки с балансирами. Балансиры было особо трудно устанавливать и этот процесс занимал много времени. Лодки также украшались резьбой.
    В ходе изучения оружия маори было выявлено, что типичным оружием была палица и праща. Луком и стелами воины маори не пользовались, но это не мешало им быть искусными воинами. Этот народ известен как воинствующий и агрессивный.
    Тело маорийца было покрыто спиралевидными татуировками,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.