На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Менеджмент-наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства. Конкуренция как форма соперничества производителей за экономические блага. Оценка конкурентоспособности туристского предприятия на примере ОАО Лучезарный г. Сочи.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Кафедра «Менеджмента»
К защите допущена Защищено с оценкой
«___»___________ 200_г. «___»___________200_г
____________________ ____________________
Курсовая работа
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
Тема: «Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции»
Выполнила студентка:
группа 031МО
Руководитель работы
Омск 2006г.
Содержание
Введение
Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими
отношениями в процессе производства
1.1 История развития менеджмента
1.2 Понятие и методы современного менеджмента
1.3 Функции менеджмента
Глава2.Конкуренция, как форма соперничества производителей
за редкие экономические блага
2.1 Понятия конкуренции в экономической науке
2.2 Основные типы рынков в зависимости от видов конкуренции
Глава 3.Оценка конкурентоспособности туристского предприятия
на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи
3.1 Анализ реализации функций менеджмента
3.2 Анализ конкурентоспособности туристского предприятия
Заключение .
Список литературы
Введение
На рубеже веков, когда в России заканчивается десятилетие экономических и политических реформ,перед Российской экономикой целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренции,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростомпотребительских требований к выпускаемым товарам и услугам, необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.
Роль и место конкуренции в современном мире постоянно переосмысливается,если в России советского периода конкуренция понималась как негативная черта капитализма,его «звериный оскал»,то в настоящее время ни одна правительственная экономическая программа не обходится без шагов по увеличению конкурентоспособности российских предприятий.
Данная курсовая работа имеет целью выявить и проанализировать влияние менеджмента, его функций,на обеспечение конкурентоспособности органицации.
Отсюда главными задачами работы является:
-определение понятия менеджмента,его методов ифункций
- рассмотрение термина конкуренции,её свойства и виды
-оценка влияние реализации функций менеджмента на конкурентоспособность туристского предприятия на примере ОАО «Лучезарный»
Здравый экономический смысл показывает,что ключевые решения и экономическое поведение в бизнесе всегда направляется конкуренцией, хотя и определяется конкретными «внешними» для предпринимателей и фирм рыночным условиям.
Деятельность предпринимателей и фирм описывается как реакция на конкуренцию и условия спроса и предложения,т.е как реакция на силы которые находятся за пределами её контроля или влияния.
Сама проблема современной конкуренции и конкурентоспособности носит всемирный характер,она затрагивает все страны мира,их экономику,социальные отношения,науку и культуру,все фирмы,отрасли,всех товаропроизводителей.Рыночные механизмы конкуренции и ценообразования являются стержнем экономического механизма внешнего конкурентного управления любой фирмой,предприятием или предпринимательством.
Под конкуренцией обычно понимается соперничество на каком-либо поприще(в бизнесе) между отдельными юридическими и физическими лицами-конкурентами, заинтересованными в достижении как правило, одних и тех же целей.С точки зрения фирмы или предприятия такой целью является максимизация прибыли,рост объёма продаж и борьба за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителей,ведущаяся на доступных сигментах рынка,причем,как правило,за счет выпуска высококачественного продукта( товаров,услуг) по более низким ценам,чем у конкурента,завоеваниям стойких предпочтений у клиентов(потребителей) путем удовлетворения их нужд,потребностей,запросов.На наш взгляд конкуренция-это в общем говоря,исходная базовая категория, характеризующая сущность рыночной экономики.
Знание сильных и слабых сторон конкурентов,их отличительных особенностей(отличия в клиентуре,организации управления,методах обслуживания и т.д) позволяет организациям выявить собственные конкурентные приемущества и определить свою позицию на рынке услуг и особенности деятельности которые будут отличать её от других организаций и привлекать потребителя.
Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства

1.1 История развития менеджмента

Внедрение рыночных отношений в практику хозяйствования требует принципиального изменения методов управления на всех уровнях управленческой иерархии. Это выдвигает необходимость изучения новых подходов и форм управления, в частности, менеджмента как особого типа управления. Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно, нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Подготовить менеджеров к восприятию современных проблем менеджмента сквозь историческую призму, позволяющую понять логику развития этих проблем,можно путем ознакомления с работами классиков в области менеджмента.
Впервые интерес к теории менеджмента как науки появился в конце XIX века. В 1911 г. американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал книгу "Принципы научного управления". В ней Ф.Тейлор, анализируя процесс производства, развил учение об интенсификации трудовых операций в целях повышения производительности труда. В частности, он детально изучал рабочие операции и изменял их таким образом, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения.
Заслугой Ф.Тейлора было стремление противопоставить научный подход сложившимся традициям, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основы организации и нормированию труда человека. Впервые вместо традиционной линейной системы управления была предложена функциональная система, которая предлагала наличие коллектива администраторов, отвечающих за разные стороны организации труда. Ф.Тейлор впервые сделал попытку отделить некоторые творческие функции, такие, как обдумывание, планирование, от фактического выполнения работы. При этом Тейлор своеобразно трактовал основные задачи управления предприятием: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника". До Тейлора считалось, что эти тенденции взаимно исключают друг друга. Однако Тейлор соединил эти тенденции как взаимосвязанные, а не конкурирующие. При этом он указывал, что связать их можно только в случае достижения наивысшей производительности труда, под которой он понимал максимально возможную отдачу каждого работника. Тейлор также исследовал факторы, мешающие повышению производительности труда,такие, как плохая организация работы, грубые и примитивные методы производства, и впервые пытался определить, каким же является наилучший тип управления. Итак, Ф.Тейлор, а также его единомышленники Ф.Гилберг и Г.Грант являлись представителями так называемой школы научного управления.Однако исследовали они в основном производство и занимались повышением эффективности труда в объективе управления. Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. К ним относится, прежде всего, француз Анри Файоль (1841-1925), который говорил уже не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. С этой целью А.Файоль и его единомышленники пытались сформулировать принципы управления, которые были бы достаточно универсальны и способствовали успеху любой организации. В 1916 г. его книги "Общее и промышленное управление","Научная организация труда", "Позитивное управление" были опубликованы на русском языке. Управлять по А.Файолю, значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Он выделял такие функции, как предвидение, т.е. изучение будущего, и установление программы действий, организацию, координацию (т.е. объединение всех действий и усилий), контроль, распорядительство (т.е. приведение в действие потенциала труда). В этой связи А.Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Кроме того, он впервые поставил задачу построения структуры организации на основе принципа единоначалия, согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Следующий этап в развитии управленческой мысли характеризуется развитием концепции человеческих отношений. Концепция человеческих отношений как теория получила свое развитие в 20-30 годы в США. Связано это с переходом в экономической деятельности от экстенсивных методов к интенсивным и ростом значения человеческого фактора. Наконец, обратили внимание на то, что человек - это, прежде всего, личность, и им надо управлять по-иному, чем другими факторами производства.
Личность - это главный фактор, поддерживающий конкурентноспособность и способность к адаптации к новым ситуациям. Человек -единственный источник обновления в современной компании. Поэтому и теоретики и практики США в 30-е годы повернулись к проблеме мотивации. Прежде всего, это Элтон Мэйо (1880-1949), психолог и социолог, основоположник изучения в школах бизнеса таких дисциплин, как индустриальная социология, основы доктрины человеческих отношений.
Занимался этикой, философией, логикой, психопатологией. Свои выводы сделал на основе известного хоторнского эксперимента, в ходе которого изучал влияние различных факторов, таких, как освещение,расположение рабочих мест и др., на производительность труда. Было установлено, что эти факторы меньше влияют на производительность труда, чем общение рабочих друг с другом, из контакты в процессе работы. Это породило социальные аспекты менеджмента. Э.Мэйо сделал ряд выводов:
- человек - существо социальное, ему нужно работать в группе;
- жесткая иерархия бюрократической системы противоречит природе человека, он тяготеет к свободе;
- руководители должны ориентироваться на людей, а не на продукцию;
- необходима интеграция в группах, т.е. создание в группах соответствующего психологического климата.
Человек всегда откликался на влияние группы, т.к. он в большей степени реагирует на людей, равных по статусу, чем на руководство. Отсюда, если в группе все заняты достижением поставленной цели, то это в гораздо большей степени мотивация, чем контроль, идущий сверху. Таким образом, появилось понятие неформальных групп и отношений в доктрине человеческих отношений. Неформальные группы-это структура, возникающая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны, необходимы и полезны для организации. Иногда интересы неформальных групп вступают в противоречие с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов, т.е. менеджер должен научиться управлять неформальными группами. В неформальных группах появляются неформальные лидеры в силу своих личностных качеств. Чтобы успешно управлять неформальными отношениями, менеджер должен совмещать в себе качества формального и неформального лидера. Это залог сплоченности, группового сотрудничества.
При этом в своей деятельности менеджер должен:
- концентрировать внимание на потребностях группы;
- увеличивать степень удовлетворенности своих работников: повышение благосостояния, ротацию, снятие усталости, монотонности и т.д.;
- создать систему эффективности мотивации;
- внедрять систему взаимного контроля и взаимной ответственности (кружки качества).
Следует также несколько слов сказать об учении Макса Вебера (1864-1920) как о переходящем звене между классическим менеджментом и теорией человеческих отношений. В отличие от Ф.Тейлора,А.Файоля и Э.Мэйо М.Вебер не менеджер, а социолог. В центре внимания его учения лежит проблема "рационального". По мнению М.Вебера,любые сферы деятельности человека могут быть рациональными и иррациональными. Рациональный подход очень характерен для немецкого типа мышления: есть цели, план, четкий порядок. По нему живут и работают. Есть четкая уверенность в выполнении плана. М.Вебер считал, что в Европе на основе рыночных отношений сформировался определенный тип личности в отличие от Востока, где распространен иррациональный подход. М.Вебер ввел понятие "бюрократической организации" как организации высшего рационального типа, откуда был полностью исключен личностный социально-психологический аспект. В 50-60-е годы появляется поведенческий аспект в менеджменте, т.е.описание поведения человека, причин и следствий этого поведения в конкретных производственных ситуациях. В результате таких исследований появляется менеджмент персонала, кадровую работу в котором принято рассматривать лишь как составную часть. Управление персоналом - это прежде всего управление человеческими отношениями, куда входит и сама кадровая работа (размещение, продвижение, увольнение), а также мотивация, групповая дисциплина, система социальных мер. Таким образом, идеи Э.Мэйо лежат в основе современного менеджмента.
1.2 Понятие и методы современного менеджмента

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин "управление", а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людбми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.[11;103]
А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Качество и эффективность управленческой деятельности во многом за-висят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управ-ления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем. [5;12]
Метод управления - это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воз-действия на объект управления для достижения поставленной цели и выте-кающих из нее задач.Сложность и изменчивость объектов управления обуславливает много-образен и взаимозависимость методов менеджмента. Классификация методов осуществляется по различным признакам.Весьма полезна для теории и практики управления классификация мето-дов менеджмента на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др.
Для административных методов управления организацией свойствен-но следующее. Все виды административных методов основываются на нор-мативно закрепленных организационных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных ус-ловиях функционирования организации, допустимых отклонениях от задан-ного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нару-шения соответствующих ограничений. С другой стороны, с использованием административных методов формируется система управления, устанавли-ваются устойчивые связи и отношений, нормативы выполнения работ, права и ответственность подразделений организации, отдельных работников и т.д. Эта вторая сторона административных методов отражает их организационно стабилизирующую направленность
Информационные методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осозна-вать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосред-ственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведом-ленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психиче-ское состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время
Социологические методы предполагают исследования общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. Число та-ких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширения сферы или региона деятель-ности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирова-ния работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между ра-ботниками, их мотивация к труду, причинны возникающих конфликтов, вли-яние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и иные методы, ре-зультаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений
Психологические методы управления основываются на знаниях в об-ласти психологии личности, социальной психологии, экстремальной психо-логии, криминальной, психологии, конфликтологии. Использование психоло-гических методов предполагает сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышления, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказание на не-го управляющего воздействия.
Принципиально различаются следующие группы методов управляющего воздействия -- метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведе-ния и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера). В со-ставе метода убеждения уделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что менеджер с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет подчиненному (объекту управления) целесо-образность выполнения данного решения и таким образом склоняет его дей-ствовать способом, который не как не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. Противоположность этому использование метода побуждения означает, что менеджер, приводя свои обоснования и соображения, подтал-кивает объект управления к действию, к тем или иным образом сочетающим-ся и соответствующим собственным потребностями, мотивами, стремлением исполнителя. Таким образом, используются, главным образом информацион-ные, психологические, а также экономические.
Метод принуждения предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъ-екта управления. В результате подчиненный совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопреки своей воли и желанию. В чис-ле разновидностей принуждения порицание, внушение, наказание. В составе методов принуждения - главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы.
В классификациям методы менеджмента разделяются: методы формаль-ного воздействия опираются на соответствующие организационные структу-ры и связано с использованием субъектом управления имеющихся у него властных полномочий, своего должностного положения. Эти методы имеют точно определенную нормативно-правовыми актами форму реализации, их применение строго регламентировано.
Методы неформального воздействия не предполагают опору на органи-зационные структуры, властные полномочия. Они базируются, в основном, на разного рода моральных стимулах, при этом используются убеждения, ав-торитет руководителя, межличностные отношения А.А. Одинцов «Менеджмент организации». Издательство «Экзамен. - М.: 2004 г. - С. 183-184.[9;с.85]
1.3 Функции менеджмента

Процесс управления деятельностью организации находит свое выраже-ние в реализации определенных функций управления - направлениях управ-ленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управ-ляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они обра-зуют управленческий цикл, состоящий из нескольких этапов.
Основные этапы управленческого цикла: анализ и оценка обстановки; выработка и принятие управленческих решений; планирование; организация исполнения планов и принятых решений; контроль;
Оценка деловой обстановки организации представляет собой процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития обстановки в целом или ее отдельных элементов. Вместе с тем это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач организации.Оценка обстановки позволяет решать следующие основные задачи:
1. Выявление и осознание характера возникающих в ходе развития обстановки проблем и определение возможностей их разрешения;
2. Определение степени реальной и потенциальной опасности источ-ников внешних и внутренних угроз организации для выявления возможностей, путей и средств устранения или локализации этой опасности;
3. Выявление факторов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на организацию деятельности и требующих принятия адекватных управленческих решений;
4. Постановка значимых целей и определение вытекающих из них конкретных задач и направлений деятельности, требующих кон-центрации имеющихся сил и средств;
5. Определение готовности сил и средств к действиям в условиях из-менения обстановки;
6. Создание информационных баз данных для выработки и принятия решений, планирование деятельности организации и реализации других управленческих функции.
1.Планирование- это процесс подготовки и принятия взаимосвязанных управленческих решений по достижению цели (целей) предстоящей деятель-ности, результатом которого является план. Важно, чтобы в результате пла-нирования было обеспечено соответствие планируемых мероприятий теку-щей и прогнозируемой обстановке, приоритетным целям и задачам, которые предстоит решать организации либо отдельному работнику на протяжении определенного периода. Только тогда с помощью планирования достигается объединение в единый комплекс целей, задач и мероприятий предстоящей деятельности организации
Пла-ни-ро-ва-ние не-об-хо-ди-мо для дос-ти-же-ния организацией сле-дую-щих це-лей:
- по-вы-ше-ние кон-тро-ли-руе-мой до-ли рын-ка
- пред-ви-де-ние тре-бо-ва-ний по-тре-би-те-ля
- вы-пуск про-дук-ции бо-лее вы-со-ко-го ка-че-ст-ва
- обес-пе-че-ние со-гла-со-ван-ных сро-ков по-ста-вок
- ус-та-нов-ле-ние уров-ня цен с уче-том ус-ло-вий кон-ку-рен-ции
- под-дкржа-ние ре-пу-та-ции фир-мы у по-тре-би-те-лей
За-да-чи пла-ни-ро-ва-ния оп-ре-де-ля-ют-ся ка-ж-дой фир-мой са-мо-стоя-тель-но в за-ви-си-мо-сти от дея-тель-но-сти, ко-то-рой она за-ни-ма-ет-ся. Вце-лом же за-да-чи стра-те-ги-че-ско-го пла-ни-ро-ва-ния лю-бой фир-мы сво-дят-ся к сле-дую-ще-му:
1. Пла-ни-ро-ва-ние рос-та при-бы-ли.
2. Пла-ни-ро-ва-ние из-дер-жек пред-при-ятия, и, как след-ст-вие, иху-мень-ше-ние.
3. Уве-ли-че-ние до-ли рын-ка, уве-ли-че-ние до-ли про-даж.
4. Улуч-ше-ние со-ци-аль-ной по-ли-ти-ки фир-мы.
Организация исполнения планов и принятых решений включает формирование взаимных отношений между подразделениями и отдельными работниками, а также обеспечение иных условий, необходимых для успешной реализации принято-го решения (плана). Организация процесса реализации принятого решения включает в себя:
1. Уточнение целей решения, декомпозицию цели, оценку условий реализации решения, а также доведение до сведения исполнителей приятого решения и условий его реализации;
2. Создание организационных предпосылок для реализации принято-го решения;
3. Расстановку имеющихся сил и средств, необходимых для решения задачи;
4. Координация и взаимодействие в процессы реализации решения; Обеспечение исполнения принятого решения.
Воз-мож-ные раз-но-вид-но-сти про-гно-зов мож-но пред-ста-вить в ви-де сле-дую-ще-го ря-да:
1. Эко-но-ми-че-ские про-гно-зы - но-сят пре-иму-ще-ст-вен-но об-щий ха-рак-тер и слу-жат для опи-са-ния со-стоя-ния эко-но-ми-ки в це-лом по ком-па-нии или по кон-крет-ным из-де-ли-ям.
2. Про-гно-зы раз-ви-тия кон-ку-рен-ции - ха-рак-те-ри-зу-ют воз-мож-ную стра-те-гию и прак-ти-ку кон-ку-рен-тов, их до-лю на рын-ке и так да-лее.
3. Про-гно-зы раз-ви-тия тех-но-ло-гии - ори-ен-ти-ру-ют поль-зо-ва-те-ля от-но-си-тель-но пер-спек-тив раз-ви-тия тех-но-ло-гий.
4. Про-гно-зы со-стоя-ния рын-ка - ис-поль-зу-ют-ся для ана-ли-за рын-ка то-ва-ров.
5. Со-ци-аль-ное про-гно-зи-ро-ва-ние - ис-сле-ду-ет во-про-сы, свя-зан-ные с от-но-ше-ни-ем лю-дей к тем или иным об-ще-ст-вен-ным яв-ле-ни-ям.
Пла-ни-ро-ва-ние все-гда ори-ен-ти-ру-ет-ся на дан-ные про-шло-го, но стре-мит-ся оп-ре-де-лить и кон-тро-ли-ро-вать раз-ви-тие пред-при-ятия в пер-спек-ти-ве. По-это-му на-деж-ность пла-ни-ро-ва-ния за-ви-сит от точ-но-сти фак-ти-че-ских по-ка-за-те-лей про-шло-го.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Та-ким об-ра-зом ос-нов-ной за-да-чей пла-ни-ро-ва-ния яв-ля-ет-ся по-лу-че-ние мак-си-маль-ной при-бы-ли как ре-зуль-та-та дея-тель-но-сти и осу-ще-ст-в-ле-ния его важ-ней-ших функ-ций: пла-ни-ро-ва-ние мар-ке-тин-га, про-из-во-ди-тель-но-сти, ин-но-ва-ций и дру-го-го.[3; с.66]
2.Организация-значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование,- а эту проблему мы рассмотрим позднее, - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.
Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осущуствляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней Среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы Формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.
В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Итак, результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.
Административный аппарат выполняет так много функций в современных организациях, что все их невозможно перечислить. Однако можно классифицировать штабной аппарат по двум или трем основным типам, учитывая функции, которые он выполняет. К трем типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный аппарат, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего аппарата. Однако следует помнить, что на практике редко можно провести резкую границу между этими типами.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Построение организаций
1.Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.
2.Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.
3.Большинство организаций сегодня используют бюрократические структуры управления. Традиционной структурой бюрократии является функциональная организация, при которой последняя разбивается на подразделения, выполняющие специализированные функции.
4.Поскольку чисто функциональные структуры оказались не слишком эффективными, крупные организации перешли к использованию дивизиональных структур. Основными типами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.
5.Структуры, предусиатривающие международные отделения, чаще всего используются в ситуациях, когда объем зарубежных продаж фирмы относительно невелик по сравнению с продажами внутри страны. Когда объем зарубежных продаж существенно возростает, наиболее подходящей становится глобальная организационная структура.
6.Преимущетва бюрократических структур управления состоят в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базирующемся на компетентности, и в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функционирование организации. Потенциальные негативные воздействия, оказываемые бюрократическими структурами на функционирование организации, состоят в жесткой заданности поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к бысрым нововведениям
7.Некоторые проблемы бюрократических структур могут быть решены при введении органических или адаптивных структур.Основные типы адаптивных структур - это проектная организация, матричная организация и конгломераты.
8.В проектной и матричной организации происходит наложение специально созданных, временных целевых структур на постоянную структуру организации. Происходящее при этом наложение полномочий иной раз приводит к борьбе за власть, конформизму при выработке групповых решений и чрезмерным затратам.
9.Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний, рассматриваемых в качестве отдельных экономических центров. Основная, матричная фирма покупает и продает дочернии фирмы в соответствии со своей стратегией роста.
10.Многие крупные организации используют сложную составную структуру, состоящую из структур различных типов.
11.В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномоий с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения. Потенциальные преимущества такой схемы заключаются в улучшении взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней (т. е. по вертикали), повышении эффективности процесса принятия решений, усилении мотивации деятельности руководителей, улучшении подготовки руководителей разных уровней. Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружение организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, а также быстро меняющейся технологией. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организации и ее сложности.
3.Мотивация.Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей.
Эволюция различных подходов в изучении мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления не существует универсальной модели мотивационной деятельности., которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение поведения человека в процессе труда дает только некоторое общее объяснение мотивации, что позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте. Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее.
Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно сложно. Овладев современными технологиями мотивационной деятельности, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей компании.
Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Процесс собственно мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностные ориентации, убеждения, взгляды. Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может быть сделано заключение только на основании поведения или высказываний анализируемых индивидуумов.
В научной литературе ХХ в. к вопросу мотивации обращались: Абрахам Маслоу,Виктор Врум, Герцберг,Альдерфер, Дэвид Мак-Клелланд, Лайман Портер и Эд Лоулер,Стейси Адамс,и др.Процесс мотивации работников рассматривался с двух позиций:содержательных и процессуальных теорий мотивации,каждая из которых имела свои достоинства и недостатки.
В современной литературе приводятся разнообразные определения мотивации.По Мескону мотивация-это «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации»[10,с.245].Ромашев О.В. определяет мотивацию как «вербальное поведение,направленное на выбор мотивов(суждений) для объяснения реального трудового поведения».По Виханскому О.С. «мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности,задают границыи формы деятельности и придают этой деятельности направленность,ориентированную на достижение определенных действий».По Волгину Ю.Г «мотивация-это деятельность, имеющая целью активизировать людей,работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.»[3,с.12]
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи -- выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы людей, коллектива на благо процветания организации и общества в целом.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
4.Контроль
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из ваднейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительнымПредварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей орг и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.