На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нетрадиционные уроки в современном образовании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа
 
Нетрадиционные уроки  в современном образовании
 


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных уроков…………………..6
      Классификация уроков……………………………………………………6
      Нетрадиционные уроки и требования к ним……………………………12
Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам.19
2.1. Урок-игра «Древний  Рим»……………………………………………….19
2.2 Уроки-соревнования……………………………………………………….25
2.3 Уроки типа КВН……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список……………………………………………………28
 


Введение 
 
С середины 70-х гг. в отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного  труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так  называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение  и удержание интереса учащихся к  учебному труду[2, с.12].
Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру[2, с.45]. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных  работ, коллоквиумов и т.д.
Нужно так организовать учебный  процесс, так его проводить, чтобы  учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.
Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные способы к организации  процесса обучения в средней  школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих  и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.
Если учитель правильно  подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики  будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
В данной курсовой работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы Поташника  М.М., Студеникина М.Т., Степанищева А.Т., Подласого И.П. и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е. А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований[34, с. 34]. Е. А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е. А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей [34, C.25].
Цель обучения состоит  не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков. Но и подготовки школьника как субъекта своей  образовательной деятельности. Задачи в образовании остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Решаются эти задачи, как правило, на уроке и во внеурочное время.
 
Актуальность проблемы состоит в том, что правильно подобранные нетрадиционные уроки расширяют кругозор детей и учат их творчески подходить к изучению истории, но не стоит их ставить во главе обучения, они должны быть вспомогательным материалом.
Гипотеза: я предполагаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и  способствуют поддержанию стабильного  интереса к учебной работе и лучшему  усвоению программного материала.
Объектом исследования курсовой работы являются нетрадиционные формы  организации учебного процесса.
Предметом – конкретные их реализации.
Целью моей работы является рассмотрение инновационных форм обучения.
Следовательно, задачи курсовой работы:
    Изучить литературу по данной проблеме;
    Рассмотреть нетрадиционные формы уроков;
    Обозначить их специфику;
    Проанализировать диагностику нетрадиционных уроков, их влияние на детей;
    Описать опыт работы учителей историков по нетрадиционной форме уроков.
Структура курсовой работы состоит из 2-х глав. 4-х параграфов, введения, заключения и библиографического списка.
 
 


Глава 1. Теоретические  основы нетрадиционных уроков
 
      Классификация уроков
 
Исходя из разных целей  и задач, содержания деятельности, видов  учебных работ, применяемых методик  и технологий, особенностей учащихся и уровня творческих возможностей учителя, существуют в педагогике различные  классификации уроков. В любой классификации за основу берутся более выраженные признаки урока, в соответствии с которыми и выделяются типы уроков.
Классификации уроков посвящено  много исследовательских работ. Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н. Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов) [24, с.56]. По цели организации занятий уроки классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения и его результата. По цели организации занятий детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся все уроки можно делить на: уроки изучения нового материала (1-й тип), совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Практически целесообразной является классификация уроков не только по типам, но и по видам. Исходя из характера  деятельности учителя и учащихся, это деление совпадает, по мнению М.И. Махмутова, с делением по способам реализации методов обучения[19, с.67].
Среди теоретиков и практиков  значительную поддержку получила классификация  уроков по таким признакам, как дидактическая  цель и место урока в общей  системе. На основании этого положения  можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
    уроки изучения новых знаний;
    уроки формирования новых умений;
    уроки обобщения и систематизации изученного;
    уроки контроля и коррекции знаний, умений;
    уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
    комбинированные (смешанные).
Самым распространенным в  педагогической практике является тип  комбинированного урока. По мнению ряда теоретиков и практиков они составляют примерно 75-80 % от общего количества уроков. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет  одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов  урока и переход их друг в друга  обеспечивают гибкость и подвижность  его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени, когда на изучение нового материала  остается 15-20 минут, а остальное время  уходит на другие виды работ; увеличившийся  объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д. При правильной организации  возможно сведение этих недостатков  к минимуму. Но лучше всего они компенсируются другими типами уроков, ориентированных на конкретные виды деятельности.
Представим сущность некоторых  типов уроков.
1) Урок изучения новых  знаний.
Основное время отводится  на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Это может быть блочный способ его подачи и изучения. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т.д.
На уроке применяются  разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу  проблемного характера, включение  в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядности и технических  средств. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует  полученные знания учащихся.
Структура урока изучения новых знаний:
а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее  изученного с целью связи с  новым);
б) постановка целей и  задач урока;
в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в  самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);
г) выполнение практических работ как закрепление нового материала;
д) домашнее задание и его комментарий;
ж) подведение итогов урока  с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.
2) Урок совершенствования  (закрепления) новых знаний и  умений:
а) для систематизации и  обобщения знаний и более глубокого  их осмысления;
б) задачи уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной  и практической деятельности;
в) закрепление ранее усвоенных  знаний и органической связи с  новыми;
г) коррекция знаний и  умений.
Структура такого урока:
а) организация начала урока;
б) постановка целей и  задач;
в) упражнения разных видов  и уровней сложности по изученному материалу, практические и лабораторные работы и включение учащихся в  самостоятельную деятельность под  руководством учителя (наблюдения, консультации);
г) подведение итогов работы: показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение, уточнение  каких-либо особенностей, выставление  отметок учащимся;
д) обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определения тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса;
е) постановка и комментарий выполнения домашнего задания;
ж) коррекция знаний и  деятельности учащихся.
На таких уроках почти  не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения  делаются учащимися непосредственно  по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает  соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для  урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный  этап и логически вписывается  в содержание основных упражнений урока.
Достижение дидактических  целей урока связано и с  организацией контрольно-оценочной  функции. Разнообразие заданий и  видов работ предполагает оптимальное  сочетание индивидуального и  фронтального опроса (на материале  проблемных вопросов и ситуаций) с  переходом к устным и письменным практическим упражнениям. Варианты уроков предусматривают:
      организацию работы по написанию диктантов, микросочинений, по решению задач, составлению схем, графиков, диаграмм;
      обращению с приборами, механизмами, устройствами, проведению несложных опытов и экспериментов.
3) Уроки обобщения и  систематизации изученного.
Дидактические задачи уроков этого типа:
а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;
б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать  знания;
в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым  темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.
Структура этого типа урока:
а) организация начала, постановки целей и задач;
б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения  темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный - написание дат, описание событий, выведение формул, работа с географической картой;
в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины  знаний, указание способов самостоятельной  работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием.
Уроки обобщения и систематизации формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них  выделяются основные теоретические  положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.
При необходимости учитель  проводит консультации, обзорные лекции, готовит наглядные и раздаточные  материалы, оборудование.
Результативны занятия в  форме проблемных дискуссий, уроков-семинаров, уроков деловых игр, решают задачи теоретического и практического характера. С  целью эффективного влияния таких  уроков на формирование мышления, интеллекта и способностей учащихся важно и  психологически обоснованное пространственное размещение в учебном кабинете самой  группы.
4) Уроки контроля и  коррекции знаний, умений.
Достижение поставленных целей обучения и учения всегда связано  с объективным контролем и  коррекцией знаний, умений и навыков. Такие уроки применяются для  определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.
Структура урока[25, с. 87] :
а) организационное начало урока и психологическая настройка  на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;
б) постановка целей и  задач урока: раскрывается замысел  урока, объясняется, на что будет  обращено внимание, что подлежит проверке, очерчивается круг действий учащихся, актуализируется роль самого контроля;
в) основная часть - инструкции, задания контрольного типа и непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, краткие оперативные консультации, устранение неполадок в учебном оборудовании, в разрешении возникающих нетрадиционных ситуаций и т.д., поддержании интеллектуально-эмоционального фона работы;
г) заключительная часть - подведение итогов работы: анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала; выделение хороших работ, комментарий их специфичности, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.
К контрольным относятся уроки по написанию контрольной работы, зачетный урок.
Таким образом, мы видим большое  разнообразие в классификации уроков. Здесь важно найти так называемую серединку и выявить для себя, что мы хотим получить от того или  иного урока.
 
      Нетрадиционные уроки и требования к ним
 
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков[25, с. 76].
1.  Уроки-«погружения»
2.  Уроки - деловые игры
3.  Уроки - пресс-конференции
4.  Уроки-соревнования
5.  Уроки типа КВН
6.  Театрализованные уроки
7.  Уроки-консультации
8.  Компьютерные уроки
9.  Уроки с групповыми  формами работы
10.  Уроки взаимообучения учащихся
11.  Уроки творчества
12.  Уроки-аукционы
13.  Уроки, которые ведут  учащиеся
14.  Уроки-зачеты
15.  Уроки-сомнения
16.  Уроки - творческие отчеты
17.  Уроки-формулы
18.  Уроки-конкурсы
19.  Бинарные уроки
20.  Уроки-обобщения
21.  Уроки-фантазии
22.  Уроки-игры
23.  Уроки-«суды»
24.  Уроки поиска истины
25.  Уроки - лекции «Парадоксы»
26.  Уроки-концерты
27.  Уроки-диалоги
28.  Уроки «Следствие  ведут знатоки»
29.  Уроки - ролевые игры
30.  Уроки-конференции
31.  Уроки-семинары
32.  Интегральные уроки
33.  Уроки - «круговая тренировка»
34.  Межпредметные уроки
35.  Уроки-экскурсии
36.  Уроки-игры «Поле  чудес»
Легко заметить, что в  разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые  в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные  и внеурочные формы организации  учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные  занятия со строгой структурой и  установленным режимом работы. Поэтому  практиковать такие уроки следует  всем учителям. Но превращать нестандартные  уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно  из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить  постоянный поиск, цель которого найти  новые формы и причины позволяющие  слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования  учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать  концепцию, которая предполагает необходимость  обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным  осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными  и в то же время эффективными
Нетрадиционные формы  урока, реализуются, как правило, после  изучения какой – либо темы или  нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной  обстановке. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создаёт атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снижает психологический  барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку[25, с. 78].
Нетрадиционные формы  урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а  также реализуются с непременным  использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Нетрадиционные уроки  помогают учителю:
- осуществлять контроль  знаний, умений и навыков, учащихся  по определённой теме;
- обеспечить деловую,  рабочую атмосферу, серьёзное  отношение учащихся к уроку;
- предусмотреть минимальное  участие на уроке учителя
Нетрадиционный подход к  преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа  и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет  формировать более глубокий интерес  к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной  литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
Маленькие самостоятельные  отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его  участниками.
Идя на каждый урок, учитель  истории должен помнить слова  В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной  истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом  своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие[25, с. 81]. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше.
Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая  в жизнь, ученик радуется новому, ему  интересно. Но проходит время, и наступает  «перенасыщение» знаниями, которые  начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к  учёбе и рождается обычный  троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность  учебного материала.
Сегодня практически любой  учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное  и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется  под влиянием, прежде всего, усиливающейся  роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону  необычных игровых форм преподнесения  материала. Действительно, учитель  в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.
С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы  к решению и оценке проблем  прошлого, выбор пути развития в  тот или иной период, прогнозирование  событий и явлений, нравственно-этические  оценки личностей и хода событий. Обсуждение эти вопросов на уроке  невозможно без приобретения опыта  ведения диалога, спора и приобщения и творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и  залогом успеха подрастающего поколения  в их последующей деятельности. Коммуникативный  диалог и способность к моделированию  – это важное умение человека будущего
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная  форма урока», не имеет чёткого  определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный  урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков» [24, с. 89] .
Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных  форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока  и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под  нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Ни тот ни другой подходы  не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.
В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные  формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).
Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[30, с. 56].
Нестандартные формы урока  могут стать основой для продолжения  одного из серьёзнейших претворений  современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.
Таким образом, большинство  методистов отмечают, что с одной  стороны, использование нестандартных  форм урока способствовало решению  задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к  снижению уровня образованности, так  как, несмотря на высокую степень  эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они  имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует  о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком  частое обращение к ним может  дать обратный результат. Это объясняется  различным потенциалом нестандартных  форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [2, с.87].
 
 
Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам
 
Приведем примеры из опыта  преподавателей различных школ по подготовке и проведению нестандартных уроков.
 
2.1. Урок-игра «Древний  Рим» [7, с.123]
 
Цель урока: закрепить  и систематизировать знания о  Древнем Риме, выдающихся личностях  и событиях; воспитывать чувство  коллективизма и навыки сотрудничества при работе в группах-командах.
Условия игры:
В игре принимают участие  две команды учащихся 5 класса - «Цезарь» и «Спартак». Каждая команда готовит презентацию. Ответы команд на задания конкурсов оцениваются так: 2 очка - за полный ответ, 1 очко - за неполный. Если одна из команд не может ответить, то право на ответ переходит к ее соперникам. Итоги игры подводит жюри.
Презентация
Команды проводят презентации (название команды, эмблема, приветствия  в адрес жюри, соперников и болельщиков).
Разминка
1) Знатный человек, покровитель  зависимых от него вольноотпущенников, городов и провинций в Древнем  Риме. (Патрон.)
2)  Один из двух выборных правителей Рима, обладавших равной властью. (Консул.)
3) Жители древнейшего  Рима - переселенцы из разных областей Италии и их потомки. (Плебеи.)
4) Человек, который представлял интересы плебеев. (Трибун.)
5)  Город, который был уничтожен в 146 г. до н.э., когда римляне разгромили Ахейский союз. (Коринф.)
6) Греческая колония на  юге Италии, жители которой, не  желая подчиниться Риму, призвали  на помощь царя Пирра. (Тарент.)
7) Наиболее известная  дата основания Рима. (753г. до н.э.)
8) Кем был разграблен  Рим в 455 г. н.э.? (Вандалами.)
9) Как долго происходила  борьба плебеев с патрициями? (В течение двух веков: V-IVвв. до н.э.)
10) Римские войска сровняли  с землей богатый и цветущий  город в Африке, вечному проклятию  было предано то место, где он стоял. В каком году это было? О каком городе идет речь? (146 г. до н.э. Карфаген.)
11) Какой период наступил  в Риме после установления  римского господства на всем  Средиземноморье? (Гражданских войн.)
12) Название реки, перейдя  которую Цезарь произнес: «Жребий  брошен». (Рубикон.)
13)  Горы, переход через  которые стоил Ганнибалу почти  половины войска. (Альпы.)
14) Какие птицы спасли  Рим? (Гуси, 390 г. до н.э.)
15) Город, расположенный  на берегах р. Тибр. (Рим.)
16)  Слово, которым греки  называли народности, чей язык  они не понимали. (Варвары.)
17) Воинственные племена,  захватившие Рим в 390 г. до н.э. (Галлы.)
18) Когда был принят  закон, запрещавший долговое рабство? (В 326 г. до н.э.)
19) Как назывались административные  области на завоеванных Римом  территориях? (Провинции.)
20) Кому принадлежала власть  в Древнем Риме с VI по I в. до н.э.? (Народному собранию.)
Конкурс капитанов  «Блицопрос»
Вопросы капитану команды «Цезарь»:
1) Рабы, обученные сражаться  друг с другом на потеху  римской публике. (Гладиаторы.)
2) Бог торговли в Древнем Риме. (Меркурий.)
3) Верховный владыка богов  в Древнем Риме. (Юпитер.)
4) Как звали первого  царя Древнего Рима? (Ромул.)
5) Главная площадь Рима. (Форум.)
6) Сооружение в Древнем  Риме, где устраивались гладиаторские  игры. (Амфитеатр.)
7) Торжественный въезд  в Рим полководца-победителя и  его войска. (Триумф.)
8)  Животное, по легенде,  выкормившее братьев-близнецов - сыновей бога Марса. (Волчица.)
9) Кто впервые продемонстрировал  римлянам слонов? (Ганнибал.)
10)  Верхняя одежда граждан  в Древнем Риме, обычно из белой  шерсти. (Тога.)
11) Парадные ворота, возводимые  при входе в город, в честь  победителей. (Триумфальная арка.)
12) Бог воды, моря в древнеримской  мифологии. (Нептун.)
13) Как 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.