На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Искусство и менеджмент, аспекты сближения и тождественности. Примеры эволюционного развития современного менеджмента, его неразрывная связь с изменениями жизни общества и отражение этих изменений в науке управления. Развитие искусства управления в Японии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 10.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа

Предмет: Основы производства и менеджмента

Тема: Менеджмент как искусство

Симферополь 2008 г.

Оглавление

Введение

1. Искусство и менеджмент, аспекты сближения и тождественности

1.1 Особенности и закономерности развития искусства

1.2 Основы развития менеджмента

2. Эволюция развития искусства управления

2.1 Этапы совершенства науки современного управления

2.2 Развитие искусства управления в Японии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Искусство совершенно. Хвала произведениям искусства не зависит от времени, и порой именно время проверяет подлинность художественных произведений. Подлинное значение того или иного шедевра не всегда понятно современникам, они могут не различить глубину видения творца, это сделает время. Между тем существуют и прижизненные работы художников, поэтов, композиторов приносили им славу, почет и известность. Настоящее значение творения ни когда не оставалось незамеченным и чаще всего те творения, которые отражали наиболее важные моменты современной действительности, показывали суть вещей просто и доступно обнажали противоречия эпохи.
Подобно искусству менеджмент и его теории, концепции и школы обнажают суть изменений происходящих в жизни общества, экономического развития. Менеджменту принадлежит и преобразующая роль производственной деятельности человека. Высшим значением постулатов науки управления является эффективность, которая просчитывается и качественно и количественно. Опыт и знания, озарения творческой мысли движут менеджмент по пути совершенствования, которому, очевидно, не будет предела, как не будет предела прогрессу экономической мысли.
Предметом исследования в курсовой работе служит предмет организации производства и менеджмента.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- рассмотреть основные черты искусства, и обобщив их особенности, провести сравнение с искусством управления
- привести примеры эволюционного развития современного менеджмента, определить его неразрывную связь с изменениями жизни общества и отражение этих изменений в науке управления
- обобщить результат исследований в работе.
1. Искусство и менеджмент, аспекты сближения и тождественности
1.1 Особенности и закономерности развития искусства

Искусство возникло на самом раннем этапе развития общества и вот уже на протяжении тысячелетий является, если воспользоваться словами А. В. Луначарского «автобиографией человеческого рода». Благодаря искусству люди обрели действенное средство познания мира истории и своего места в ней. Одновременно искусство - важнейший фактор исторического самопознания человека, духовного развития личности и общества в целом.
Искусство является частью духовной культуры общества, находится в постоянном взаимодействии с культурой материальной и, в свою очередь, активно влияет на развитие культуры в целом, отражает и характеризует уровень развития цивилизации. Естественно поэтому, что в искусстве выражается мысль человека о себе самом, о своем месте в мире и в истории, о ее закономерностях и причинно-следственных связях.
Одно из замечательных свойств искусства то, что лучшие его творения не стареют с ходом времени в отличие, например, от технических изобретений, теоретических систем, идеологических конструкций. С течением лет выдающиеся произведения искусства обретают как бы дополнительные исторические измерения; новые поколения наполняют наследие Эсхила, У. Шекспира и А.С. Пушкина, Андрея Рублёва, Леонардо да Винчи и Рембрандта, В.А. Моцарта, М.И. Глинки и С.С. Прокофьева новым смыслом, новым опытом, не теряя старый смысл, старый опыт.
Таким образом, благодаря искусству через историю проходит, устремляется в будущее «времен связующая нить». Искусство дает нам возможность вести диалог с теми, кто жил до нас и воплотил в слове, в звуке, в линии и красках свою надежду и свои разочарования, свое ощущение трагичности человеческого бытия и свои представления о человеке деятельном, творчески противостоящем невзгодам повседневности и бедам истории.
«Автобиографизм» искусства вовсе не означает, будто оно связано с историей лишь по принципу иллюстрирования «исторических событий». Если мы вглядимся в историю искусств, то обнаружим, что нередко произведения, некогда прославленные и служившие злобе дня, утверждавшие «правильные» (с точки зрения той или иной власти, идеологии) принципы, канули в реку забвения; они вызывают у потомков совсем обратную реакцию, нежели та, на которую были рассчитаны изначально. А произведения, казалось бы менее всего претендовавшие на «историческое изучение», не только входят в историю того или иного вида искусства как вечные шедевры, но еще и несут в себе подлинный дух истории, формируют историческое сознание новых поколений.
На протяжении веков люди изощрялись в способах «войти в историю при помощи искусства». Парадные портреты власть имущих, пышные триумфальные арки и многофигурные батальные сцены, назидательные поэмы и картины, наперед заданные художникам, драматургам, поэтам темы и сюжеты -- всего этого в истории искусств более чем достаточно.
И за всем этим легко увидеть стремление утвердить в сознании современников и потомков раз навсегда установленную «модель» исторического развития. Но искусство всегда оказывалось столь же неподатливым, как и история. Они всегда были союзниками в непредсказуемом и в умении пережить, выразить это непредсказуемое, найти для него соответствующие формы. Вот только один пример. Французский король Людовик XIV, прозванный современниками Король-солнце» завершил формирование абсолютистского государства и поставил на службу такому государству все, что определяло жизнь людей, в том числе и духовную: религию, мораль, искусство. Была своя историческая логика и в становлении подобного государства, и -- параллельно -- в стремлении искусства к классической ясности, к строгости форм, к высоким античным образцам, соединившим в себе принципы добра и красоты, свободы и гражданской ответственности. Эти принципы, искомые самим искусством, замечательно выразили великие драматурги эпохи -- Ж. Расин, Ж.Б. Мольер, П. Корнель. Выразил их и художник Н. Пуссен. Странность, однако, заключалась в том, что Пуссен, проработавший почти всю жизнь в Риме и ставший признанным главой европейских живописцев-неоклассиков, оказался «не ко двору», призван в Париж Людовиком, и вернулся, разочарованный и оскорбленный, в Италию. Что же произошло? Искусство Пуссена, связуя времена античности тогдашнюю современность, не только мыслило существовало исторически, связывало прошлое, настоящее и будущее в единый временной поток. Официальное же искусство (а среди его представителей были очень одаренные мастера) служило сиюминутным интересам власти, не забывая, разумеется, и о своих собственных, рядило злободневность в одежды вечности, приспосабливалось к закосневшим обстоятельствам, выдаваемым за «вершину исторического процесса»[18,c.29].
Так было не раз. И заканчивалось всегда одним и тем же: история ставила все на свои места, настоящее же искусство выносило приговор и прошлому, и настоящему, спешившему сотворить своих кумиров, свои удобные формулы и схемы. Примеров тому в истории огромное количество, приведем один из них.
Например, «Троица» -- это одна из вершин размышлений искусства о добре и зле в истории. Это еще и памятник, связанный с одним из ключевых периодов нашей отечественной истории, с фигурой замечательнейшего деятеля Древней Руси -- Сергия Радонежского. Именно он, борясь против политических усобиц, против нравственного оскудения в условиях национальной несвободы, размышлял о Божественной Троице как воплощении всеединства мира, человека с миром. Именно Сергий говорил о «ненавистности» разделенного мира -- и этот общечеловеческий зов истории выразил в совершенной форме великий Рублёв [18,c.45].
Итак, осмысление истории искусством возможно не только в прямых, непосредственных образах, воспроизводящих то или иное конкретное событие, но и в формах символических, аллегорических, иносказательных. Тут многое зависит от концепции истории, бытующей в ту или иную эпоху, от общей идеологической системы, в которой творит художник. И если идеология средних веков была религиозной, значит, и высокий язык символа был «своим», понятным для художники и для тех к кому он обращался. И вот уже в 17 в. Симон Ушаков создает свою «Владимирскую Богоматерь» язык символов и сложен, и прозрачен, и религиозное сознание и национальное русского народа, мысль об истории и художественное выражение идеи красоты -- все слито воедино. Древо жизни, прорастающее двумя мощными побегами, усеянное медальонами, на которых -- изображения русских святых. Третий побег, вернее -- мощный ствол, прорастает сквозь храм и увенчан образом Владимирской Богоматери -- символа Руси, покровительницы ее. Чудесное древо поливают митрополит Петр и великий князь Иван Калита -- зиждители Московской Руси. И возникает чудо за стенами Московского Кремля, свидетелями ему являются царь Алексей Михайлович, царица Ирина, царевичи[18,c.65].
Вот демонстрация еще одной тайны искусства - его способности в зримых, совершенных формах связывать времена, давать обобщенный образ истории, выражать нравственную оценку событиям, явлениям.
При этом не надо забывать, что с древних времен элемент высокой художественности несли в себе выдающиеся памятники собственно исторической мысли, такие, как труды Геродота, Ксенофонта, Плутарха в Греции; Тацита, Тита Ливия, Саллюстия, Полибия -- в Риме; Сыма Цяня -- в Китае. Авторы могли писать об отдельном эпизоде далекого или недавнего прошлого, создавать исторический портрет иш или сравнительные жизнеописания, излагать, наконец, последовательность событий, происходивших на протяжении длительного времени. Они могли ставить перед совой различные цели: осмыслить причинно-следственные связи в историческом процессе, воспроизвести в пластике слова былое, чтобы оно воскресло перед глазами читателей, как «живое», в ярких образах, и произнести моральный приговор ему, дать современникам «урок»[18,c.78].
С 16 в., благодаря, прежде всего, К. Марло и У. Шекспиру, в европейской драматургии и на театральной сцене утвердились жанры исторической трагедии и исторической хроники. Искусство овладевает новыми художественными средствами, осмысливая вечные темы.
В 20-м столетии особенно важное воздействие на восприятие людьми истории, на «образ истории», творимой искусством, оказал кинематограф. Искусство кино создало возможность запечатлевать действительность в ее непосредственной данности, в динамике. Кино смогло фиксировать огромное количество документальных, хроникальных эпизодов, которые мы видим в текущей хронике, в репортажах. Телевидение сделало экранный образ текущей истории уже не только привычным, но и повседневно, ежеминутно творимым. Телезрители могли, например, видеть во время международной акции по освобождению Кувейта (1991) от иракских захватчиков круглосуточные репортажи из окопов и других мест боевых действий.
Таким образом, можно сделать вывод о многообразии возможностей, которое несет в себе искусство. В диалектическом развитии искусства выкристаллизовались подлинные ценности, шедевры, не утеряна связь времен и определена безграничная сила и мощь отражения эпохальных изменений.
1.2 Основы развития менеджмента

У известного американского экономиста, патриарха менеджмента П. Друкера есть иллюстрация двух видов бизнеса по аналогии с двумя видами организмов: беспозвоночных (бесхребетных) и позвоночных (скелетообразных) [5,c.131].
Потребность в менеджменте, считает он, возникает тогда, когда бесхребетные перерастают в скелетообразные. По его мнению, в бизнесе такая потребность появляется, когда численность занятых достигает нескольких сот человек.
Управление (менеджмент) -- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Иными словами, это деятельность, направленная на эффективное приобретение, размещение и использование человеческих усилий и физических ресурсов для достижения цели (целей)[6,c.98].
Менеджмент как практическая деятельность постоянно реализует и дополняет существующие знания о нем, которые в совокупности характеризуются как мысль менеджмента. Теоретические же отражения знаний о менеджменте, его функциях, целях и сферах представляют собой учения менеджмента. Как наука учения менеджмента существуют в виде концепций, сущность и история развития которых обогатили и продолжают обогащать современную теорию и практику управления.
По мере возрастания роли управления из общей производственной и общественной деятельности все отчетливее выделяется управленческая деятельность. Затем она обособляется, потом специализируется. Наконец, становится видом профессиональной деятельности.
Объектом профессионального менеджмента как самостоятельного вида деятельности является хозяйственная деятельность организации в целом либо ее конкретная сфера (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.) и субъектом -- специалист-менеджер. Управление различными уровнями организации -- низовым, средним и высшим -- обеспечивают соответствующие менеджеры.
Необходимо различать понятия "менеджер" и "предприниматель". Менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает по найму. Предприниматель, как правило, собственник, который берет на себя риск расходов, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, нового продукта, нового вида услуг. Однако часто, особенно на начальной стадии хозяйственной деятельности, предприниматель одновременно является и менеджером[10,c.43].
Рассматривая эволюцию управленческой мысли, необходимо помнить, что организация -- это довольно старое явление в общественной жизни. Даже доисторические люди жили организованными группами. Безусловно, все это время существовала и практика управления, которая в различные периоды не была одинаковой. Однако как научная дисциплина управление возникло лишь в конце XIX -- начале XX века.
Бум менеджмента в наиболее развитых странах, прежде всего в США, приходится на период после второй мировой войны.
Понятие "менеджер" стало означать профессию, "менеджмент" -- область исследований. Возникли концепции, школы, учебники, специальная литература.
Важно различать менеджмент как функцию и практику, и менеджмент как область знаний и дисциплину.
В качестве первого менеджмент имеет очень глубокие корни -- элементы его имели место еще 5000 лет до н.э. (Древний Египет, Греция, Китай, Индия и др.). Однако в виде систематизированного знания, науки его еще не было даже во времена А. Смита и К. Маркса. И один, и другой считали, что экономика подчинена действию объективных экономических законов, не зависящих от человека, в соответствии с которыми и следует организовывать экономическую жизнь, производство национального богатства. Последний из великих английских классиков политической экономии, основоположник неоклассики А. Маршалл добавил фактор организации (менеджмент) к трем факторам производства: земле, труду и капиталу. Но менеджмент все же не был центральным фактором [21,c.89].
С того времени знания менеджмента, основанные на фактах, на эмпирическом (индуктивном) понимании начинают заменяться знаниями, основанными на дедукции, т.е. мышлении, базирующемся на теориях. Менеджмент во многом становится похожим на капитал, а история все в большей степени подтверждает ту истину, что экономическое и социальное развитие общества в значительной мере является результатом работы, которую выполняет менеджмент.
Сегодня общепризнанно, что конкурентоспособность отдельных организаций, экономическое процветание нации в целом, прежде всего, зависят от уровня практического управления и от качества разработок теоретического менеджмента. Наличие природных богатств, производственная и технологическая оснащенность тех или иных стран становятся второстепенными факторами.
Общепризнанным стало и понимание того, что разрешение практических проблем управления прямо зависит от успехов теоретического менеджмента. Однако это признание отнюдь не прояснило традиционного для управленческой мысли вопроса: менеджмент -- это наука или искусство, основанное на опыте? В этом, как представляется, кроется причина того, что "научно" обоснованные решения часто приносят не только пользу, но и значительный вред. Ведь зависят они, в конечном счете, только от реальной власти и принятых решений.
Итак, менеджмент -- это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, научная и образовательная дисциплина. Ее становление, развитие, эволюция -- не всегда последовательные шаги вперед. На мысль менеджмента, а значит, и на подходы к объектам управления -- технике и людям, влияют успехи в осмыслении вопросов, связанных с управлением, многими другими науками, такими как математика, инженерная наука, психология, социология, антропология [17,c.56].
Интерес не только того, какой была управленческая мысль, но и почему она была такой, а также какой она может стать в будущем роднит данный аспект с искусством.
Рассмотрим более подробно исторические и культурные особенности развития науки управления в общем, и на материале страны Японии.
2. Эволюция развития искусства управления
2.1. Этапы совершенства науки современного управления

Хронологический порядок развития современной управленческой мысли хорошо известен. Среди основных школ современного менеджмента наиболее авторитетными и общепризнанными выступают следующие школы [5,c.44]:
1. Школа научного управления (1885--1920). Основные представители: Ф. Тэйлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Изучали управление производства на низовом уровне, а не в целом.
2. Административная школа в управлении (1920--1950). Основные представители: Анри Файоль, Линделл Урвик, Джеймс Муни. Исследовали управление применительно ко всей организации, а не отдельной ее части.
3. Школа человеческих отношений (1930--1950). Основные представители: Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. В 1950 годах трансформировалась в школу поведенческих наук (Дуглас Макгрегор, Герберт Саймон, Дэвид Макклелланд и др.).
4. Наука управления или количественная школа (1950--по н.в.). Особенно быстрое развитие эта школа получила во второй половине XX ст., когда появились компьютеры и соответствующее образование у менеджеров.
Каждая школа -- это совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр. Именно в этом заключаются их общность, отличие и вместе с тем историческая значимость для развития теории и практики менеджмента. Продемонстрируем развитие современной управленческой мысли на рисунке 2.1.

Рис.2.1. Возрастание управленческой мысли

Так, школа научного управления разработала принципы и методы организации труда, которые всегдазначимости эти две школы в западной литературе не без основания подчас объединяются в одну -- классическую[5,c.55].

Вклад школы человеческих отношений в теорию менеджмента связан с разработкой научных основ решения проблем человеческого фактора в организации, умением эффективно управлять поведением людей. Суть количественной школы заключается в исследовании отдельных операций и моделей, что облегчает возможность увидеть и понять сложную ситуацию конкретной действительности. Эта школа опирается на экономико-математические методы[21,c.87].

Постоянный прогресс экономико-математических методов является предпосылкой возникновения новых подходов к планированию и организации производства. Вместе с тем, широкое их применение убедительно свидетельствует о том, что управление -- это не только искусство, но и наука. Наверное, поэтому в специальной литературе количественную школу иногда называют наукой управления.

Кратко характеристику подходов, которые так или иначе основаны использованы в названных выше школах моно охарактеризовать, как процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход связан с пониманием управления как универсального процесса, состоящего из определенных управленческих функций. Как известно, такое понимание управления и описание его функций впервые дали представители административной школы. Ими же, в частности А. Файолем, исходными функциями были названы планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. В дальнейшем перечень функций значительно расширился[6,c.78].

К пяти названным выше функциям различные авторы относят сегодня также мотивацию, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок и т.п. И хотя перечень функций у различных авторов не совпадает, взгляды приверженцев процессного подхода остаются неизменными в понимании управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий, представляющих указанные функции. Процесс управления является для них просто общей суммой всех его функций, в то время как организация рассматривается вне зависимости от отдельных ее частей и от окружающей среды[3,c.38].

В этом состоит главный недостаток процессного подхода к управлению -- отсутствие системности. Устранить его призван возникший уже после второй мировой войны системный подход.

Системный подход предполагает, что менеджеры рассматривают организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. При таком понимании конструкции организации ее структура не может быть стабильной. Более того, при изменении любого из элементов этой структуры (части организации) все другие части в определенной степени также испытывают его воздействие. Поскольку при этом положение других частей меняется не сразу, то изменения влияют на будущую эффективность организации в целом[3,c.42].

Понимание взаимодействия элементов структуры организации, а также возможных последствий этого взаимодействия очень важны для ее руководителей, особенно на высшем уровне. Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, так же как и их опосредованное воздействие. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и организации, в свою очередь, на внешнее окружение. В этом проявляется результирующий эффект управления, понимание его зависимости от многих различных факторов.

Системный подход устранил главный недостаток подходов различных школ к управлению, который заключался в сосредоточении внимания на какой-то одной части (элементе) организации. Он позволил увидеть организацию в единстве ее составляющих. А поскольку любая организация в обществе является открытой системой, то и в единстве с внешним по отношению к ней миром[3,c.45].

Системный подход, лучше других позволяет приблизиться к пониманию отличия подходов в менеджменте от его школ или концепций. Во-первых, он основан на теории систем, впервые примененной в менеджменте в конце 50-х годов количественной школой, либо школой науки управления. Во-вторых, системный подход не является разработкой мер по руководству, принципов или функций управления. Он -- всего лишь способ мышления по отношению к организации, позволяющий умозрительно представить ее в единстве составляющих элементов. Наконец, в-третьих, как подход он позволяет интегрировать вклады всех и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.