На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Изучение социальной перцепции в работах А. А. Бодалёва

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Изучение социальной перцепции  в работах А. А. Бодалёва
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.
   Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению .какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Главными видами деятельности, в  которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение и труд.
Процесс общения является таким  видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами.
В процессе общения достигается  взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.
ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Основными процессами, посредством  которых человек принимает и  перерабатывает информацию, поступающую  от другого человека,  являются  ощущение, восприятие, представление,  мышление.
Образ человека, как и любое изображение, представляет собой  совокупность  элементов,    находящихся  в    определенном     соотношении с  совокупностью  элементов,  составляющих  облик    отражаемого человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия или сходства.
Психическое изображение человека, как и любое другое психическое изображение, характеризуется предметностью, )которая рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т е. как свойства этого человека. Психическому изображению человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.
И. М. Сеченовым было показано, что основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которая, являясь «раздельной гранью двух реальностей», выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого3. Очертание лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей.
Многочисленными исследованиями установлено, что целостный 
образ возникает постепенно и становление его связано с прост 
ранственно-временными условиями, в которых человек отражает 
объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формиру 
ющемся у нас образе другого человека.
Большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Факты показывают, что разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ.
Восприятию человека человеком  присуща и такая черта, как  константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.
Восприятие человека человеком  характеризуется осмыслен-ностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого (колхозник, член бригады коммунистического труда, ученый, капиталист и т. п.), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.
Как свидетельствуют факты, значение слова в формировании восприятия человека может быть очень большим. Мы показывали поочередно 58 взрослым испытуемым фотографии девушки-старшеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. Испытуемые, видевшие каждую из фотографий в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека, которого они только что рассматривали.
Перед каждым показом одной  и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе испытуемых, перед тем как показать фотографию молодой женщины, мы говорили: «Сейчас вам будет показана фотография учительницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки». Перед предъявлением фотографии молодого человека одну группу испытуемых мы предупреждали, что они увидят портрет героя, а второй группе испытуемых, прежде чем показать эту же фотографию, говорили, что на ней изображен преступник и т. п.
От испытуемых было получено 224 отчета 10 о восприятии ими названных выше лиц. Анализ содержания дает основание разделить «нарисованные» испытуемыми словесные «портреты» на три группы. К первой мы отнесли «портреты», содержание которых в большой мере было обусловлено установкой. Во вторую группу мы объединили «портреты», содержание которых свидетельствовало о том, что на восприятие человека испытуемым установка не действовала и формирование его всецело шло под влиянием тех особенностей, которые были присущи воспринимаемой натуре. И, наконец, третью группу в описываемом опыте составили «портреты», содержание которых говорило о борьбе установки и «натуры» в момент, когда у испытуемого формировался образ человека, изображенного на фотографии.
Вот образцы «портретов», отнесенные нами соответственно к 1, 2 и 3-й группам.
1. Портреты, свидетельствовавшие  о том, что испытуемый, воспринимая изображение человека, всецело был во власти установки, созданной у него перед показом фотографии:
«Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (автор «портрета» И. Установка — преступник).
«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (автор «портрета» К. Установка — преступник).
«Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с  правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в клетчатую рубашку}» (автор «портрета» Г. Установка — герой).
«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят  исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (автор «портрета» М. Установка — герой).
«Портрет мужчины примерно 50—53 лет. Открытое лицо, крупные черты. Седые, вернее, седеющие волосы; лоб выпуклый с горизонтальными складками морщин. Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных проницательных людей. Вокруг глаз множество морщинок, придающих лицу немного лукавое выражение. Так и кажется, что этот человек при встрече обязательно начнет с шутки. Нижнюю часть лица не помню. Запомнились руки небольшие, нерабочие, покрытые волосами. Портрет писателя... Мне кажется, что это лицо человека, любящего детей и пишущего для них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать, наверное, это известный писатель. Еще раз хочется подчеркнуть, что наиболее запоминаются в портрете глаза. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей...» (автор «портрета» В. Установка — писатель).
«Человек лет шестидесяти, лысый, с папиросой в руке. Черты  лица крупные, правильные. Голова большая, лоб высокий и широкий, настоящий лоб ученого. Взгляд и выражение лица ученого говорят о том, что он напряженно и мучительно решает какую-то проблему» (автор «портрета» Д. Установка — ученый).
2. «Портреты», которые  говорят о том, что на часть  испутые-мых установка не оказала заметного влияния:
«Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно сжаты крупные, выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (автор «портрета» П. Установка — герой).
«Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра. Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево. Нос «картошкой». Губы очерчены довольно резко — скептические. Подбородок мягкий, толстый. Ворот рубашки расстегнут. В вырезе ворота — короткая морщинистая шея» (автор «портрета» М. Установка — преступник).
«Лысый мужчина лет 55—60. Высокий гладкий лоб, умные  глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суровые складки идут от носа книзу. Под подбородком рука, в которой зажата папироса. Черный костюм» (автор «портрета» Н. Установка -— писатель).
«Яркий цветной платок (крупные красные цветы) с кистями  (сельский). Лицо красивое, улыбающееся, слегка продолговатое. Красивые белые зубы. Глаза прищурены. Брови черные, тонкие. Лоб высокий. Волосы светлые, спереди волнистые. Блондинка» (автор «портрета» М. Установка — учительница).
3. «Портреты», содержание  которых говорит о борьбе «установки» и «натуры» при формировании у испытуемого образа восприятия:
«Милое женское лицо. Оно очень выигрывает в обрамлении цветного, по-крестьянски повязанного  платка. Румянец, белые зубы, веселая улыбка говорят о хорошем здоровье, жизнерадостности, благожелательном отношений к людям. Она любит детей и старается научить их тому, что знает сама. Дети, несомненно, ее любят также... Однако настораживает определенная нарочитость одежды, цветной деревенский платок и ярко накрашенные губы... Трудно представить, что человек со столь отчетливо выраженной демонстративностью живет богатой внутренней жизнью. У нее есть запас знаний, и основы культуры не чужды ей. Но мне кажется, что как только она выйдет замуж, заведет семью, детей, то мгновенно исчезнет ее столь демонстративно выпячиваемый оптимизм и проявятся имеющиеся у нее негативные черты характера» (автор «портрета» О. Установка — учительница).
«Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда — вязанный свитер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чех — участник подпольной группы во время войны. Волосы седые, всклокоченные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической» (автор «портрета» К. Установка — герой).
Количественно полученные в излагаемом эксперименте «портреты» распределяются по названным трем группам следующим образом: 1-я группа — 79 «портретов» (35,3%); 2-я группа — 121 «портрет» (54%); 3-я группа — 24 «портрета» (10,7%).
Дальнейший анализ полученных в  ходе опыта «портретов» показал, что всех принявших участие в этом эксперименте испытуемых можно разделить на три группы. Первую группу составили испытуемые, у которых при восприятии и оценке всех четырех лиц «сработала» установка. Таких испытуемых оказалось 9. Во вторую группу вошли испытуемые, которые при восприятии этих же четырех лиц полностью следовали натуре. Этих испытуемых было 10 человек. Ни в одном «портрете», полученном от них, влияние установки не проявилось. Испытуемые, отнесенные нами к третьей группе, при восприятии одних лиц оказывались под сильным влиянием установки, а при восприятии других — натуры. Эта группа была наиболее многочисленной. В нее, по результатам опыта, вошли 35 человек (64,8% всех участвовавших в этом опыте).
Сильным-' может быть воздействие отношения на характер формирующегося-у субъекта образа другого человека.
Внешний облик и действия людей  могут по-разному отвечать. этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув,, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми о» общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.
ВОЗРАСТНЫЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Выступая  в качестве объекта познания и  действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Восприятие и понимание человека,, формирующиеся у дошкольника или у школьника, отличаются от восприятия и понимания этого же человека взрослым.
Цель исследования -  выявить конкретные особенности  восприятия человеком других людей в зависимости от того, на какой ступени психического развития находится сам познающий субъект.
испытуемыми были взрослые (студенты в возрасте 21—26 лет) и школьники  всех возрастных групп.
В число испытуемых включались лишь те, в чьем внешнем облике не было броских признаков. Испытуемые, входящие в. каждую возрастную группу, были членами одного коллектива и хорошо знали друг друга.
Для получения сравнимых данных при  проведении эксперимента во всех возрастных группах применялась одна и та же методика. Она заключалась в том, что лица одной возрастной группы приглашались в аудиторию {или класс) и перед каждым из них ставилась задача описать внешность всех остальных таким образом, чтобы, если понадобится, только по одним «словесным портретам»1 можно было разыскать тех, кто описывается. Испытуемые 13—26 лет могли выполнять это задание только письменно. Испытуемые 10—12 лет могли выбрать по желанию или письменный, или устный вариант. Первоклассники (дети 7—8 лет) выполняли это задание устно. Содержание полученных таким образом 2275 «словесных портретов» было затем подвергнуто анализу, целью которого было:
    Выяснить, какие элементы внешнего облика и с какой часто 
    той отображены испытуемыми в созданных ими «портретах». Отме 
    чавшиеся испытуемыми во внешнем облике    людей    особенности 
    были разделены на три группы. Они    характеризовали: а)   физи 
    ческий облик; б) выразительное поведение; в) оформление   внеш 
    ности.
    Установить, как изменяется отражение этих элементов обли 
    ка человека в зависимости от возраста испытуемых.
    Проследить, как в зависимости    от    возраста    испытуемых, 
    точнее от степени развития их как субъектов труда, познания и 
    общения в целом меняется характер восприятия ими других людей.
    Выявить индивидуальные отличия в восприятии людьми друг 
    друга при применении описанной выше методики.
Восприятие  человека взрослыми людьми. 50 взрослых испытуемых, которых мы разделили на пять групп по десять человек в каждой, на основе непосредственного восприятия дали 450 описаний внешнего облика (каждый испытуемый описал внешность девяти человек, входивших с ним в одну группу).
Основные элементы внешности  человека представлены в этих описаниях очень неравномерно. Если принять за 100% общее число фиксирований испытуемыми всех элементов внешности, то отражение элементов физического облика составляет 82,5%, экспрессии — 13,6, оформления внешности — 3,9%.
Различные элементы внешнего облика человека отображены в «портретах»  также не одинаково часто. Если все эти элементы расположить в ряд в зависимости от того, в каком количестве описаний каждый из них был назван, то получается такая последовательность.
Таким образом, воспринимая  других людей и воссоздавая затем  их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки при словесном воссоздании внешности отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связывают другие элементы, если они отличаются какими-то характерными для воспринимаемого человека особенностями.
Из особенностей, характеризующих  экспрессию воспринимаемого человека, чаще всего выделяется мимика (общее выражение лица, глаз другого человека), реже отмечается типичная для человека поза и еще реже другие особенности выразительного поведения. В отличие от признаков, характеризующих физический облик или оформление внешности, особенности выразительного поведения включаются испытуемыми в «портреты» часто по памяти. Ни походку, ни голос, ни речь, ни некоторые из жестов тех, чей облик нужно было воспроизвести, испытуемые в момент опыта не вос,-принимали, тем не менее некоторые, используя результаты прошлых наблюдений за этими людьми, отметили в их облике и названные признаки.
Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия «портрет» человека существенно отличает моделирование облика хорошо знакомых людей от моделирования испытуемыми облика тех, кого они видят впервые. Это, в частности, подтверждается таким фактом: испытуемым 1-й группы наряду с заданием словесно воссоздать облик друг друга было предложено в другом опыте «нарисовать» «портреты» десяти совершенно незнакомых им людей. В этом случае черт экспрессии в облике было отмечено и названо в 8,5 раза меньше, чем при выполнении первого задания.
При отражении испытуемыми одних  и тех же людей ярко проявляются отличия, характеризующие индивидуальную манеру видения. Внимательный анализ данных, показывающих, сколько раз-каждый из испытуемых отметил тот или иной элемент во внешности остальных девяти участников опыта, дает возможность проследить, какие элементы в облике других людей для данного испытуемого оказываются более, а .какие менее существенными.
Прежде всего при отражении физического облика проявляется характерная только для данного испытуемого тенденция чаще выделять и больше подчеркивать одни элементы облика и меньше другие.
Таким образом, у испытуемых выявилась стойкая тенденция  отмечать в облике воспринимаемых людей  одни черты, одни элементы и совсем или почти не фиксировать другие. Чтобы проверить степень устойчивости этой тенденции, характеризующей восприятие людьми физического облика друг друга, нами была использована дополнительная методика. Испытуемым через тахи-стоскоп предъявлялась состоящая из 20 карточек серия контурных изображений человеческого лица. В каждом изображении лица недоставало каких-то двух основных элементов, например глаз и рта, волос и носа, контура лица и бровей (лишь одно изображение содержало все основные элементы, характерные для лица). Всмотревшись в изображение лица, показываемое в окошечка тахистоскопа, каждый из испытуемых должен был сказать, чего в этом лице не хватает.
 
При восприятии изображений  лиц, в которых отсутствовало по два элемента, форма лица, волосы и глаза оказались для испытуемых более сильно действующими компонентами лица, чем рот, нос, уши, брови.
Были выявлены и индивидуальные отличия в восприятии изображений лиц, аналогичные тем, которые имели место при создании испытуемыми «словесных портретов» друг друга. Эти различия заключались в том, что для каждого из испытуемых (в данном случае эксперимент проводился с 1-й группой) была характерна своя тенденция фиксировать почти без пропусков и с малым числом ошибок наличие или отсутствие в лице одних элементов и намного реже отмечать наличие или отсутствие других.
Каждый из испытуемых склонен  выделять одни элементы облика воспринимаемого человека чаще, чем другие. Эти индивидуальные различия в восприятии физического облика одного и того же человека разными людьми, видимо, можно объяснить явлением установки.
Рассмотрены собенности восприятия человеком других людей, когда формирование его как субъекта познания достигает сравнительно высокой ступени. Однако прежде чем он оказывается способным к отражению других людей во всем богатстве признаков, присущих их облику и поведению, прежде чем он научится дифференцировать эти признаки в зависимости от их значимости и приобретет умение по ним давать воспринимаемому человеку правильную социально-психологическую оценку, он сам как лич ность должен пройти большой путь развития. Одним из аспектов формирования личности является развитие человека как субъекта познания других людей.
Восприятие  человека детьми, подростками и юношами.
Восприятие человека человеком  развивается вместе с развитием  самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде. Известно, что в конце первого — начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обстановки.
Материалы, раскрывающие особенности  видения школьником одноклассников, были собраны в 1, 4, 5, 7, 8 и 11-классах. Так как в этих опытах применялась та же методика, что и при работе с группой взрослых — создание так называемого «словесного портрета», то появляется возможность сравнить результаты отображения сверстников взрослыми испытуемыми и учащимися школьного возраста.
Три определенно проявляющиеся,тенденции:
    С возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека в создаваемый «портрет» все более часто включаются в .качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик. К 21—26 годам процент фиксирований этой стороны внешности по сравнению с процентом фиксирования и отображения ее детьми 7—8 лет возрастает почти в 2,2 раза.
    С возрастом при словесном воссоздании    облика    все    более    часто включаются в «портрет» другого чело- 
    века описания черт его экспрессии как 
    существенных   признаков    внешности. 
    Процент   фиксирований   особенностей 
    экспрессии к 21—26 годам по сравне 
    нию с процентом   фиксирования   этой 
    стороны учеником первого класса уве 
    личивается почти в 3,6 раза.
    С возрастом   неуклонно   падает включение в   «портрет»    воспринимаемого человека   (при  решении  той задачи, которая была поставлена перед всеми группами испытуемых) описаний элементов,    образующих   оформление внешности человека. Процент   фиксирований этой стороны    внешности    в описаниях    облика   воспринимаемого человека по сравнению с процентом фиксирований ее детьми 7— 8 лет падает к 21—26 годам в 14,9 раза.
Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется также тем, что с возрастом испытуемые отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое число признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие испытуемые видят и называют в тех же самых элементах большее число различных особенностей.
согласно данным, полученным в эксперименте В. Н. Куницыной, возраст, являясь для подростков в другом человеке значимой характеристикой, определяется ими со все большей степенью точности по мере формирования их как субъектов деятельности, как личностей.
Данные В. Н. Купицыной подтверждаются результатами исследования, выполненного Н. А. Горбовской. Исследовательница предлагала испытуемым 8—9, 11 —12 и 15—16 лет (каждая возрастная группа состояла из десяти человек) определять возраст семи малознакомых им лиц 15, 19, 25, 32, 39, 54, 59 лет. По ее данным, доля правильных оценок возраста (или содержащих ошибку, не превышающую ±1 год) испытуемыми 8—9 лет составила 9,8%, испытуемыми 11—12 лет — 21,0 и школьниками 15—16 лет — 30,3%.
Формирование индивида как субъекта труда, познания и общения вызывает прогресс в отражении и оценке им не только таких сравнительно броских особенностей облика другого человека, как рост и возраст, о чем мы только что вели речь. Этот прогресс захватывает отражение и оценку индивидом и тех проявлений, в которых другой человек всесторонне выражает себя как личность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Отражение индивидом других людей и регуляция его поведения  по отношению к ним неотрывны друг от друга.
Влияние требований деятельности на характер отбора и оценки человеком особенностей внешнего облика и поведения тех, кто с ним в этой деятельности участвует, хорошо прослеживается при анализе отражения учителем ученика.
Предлагалось 122 учителям, преподававшим в школе общеобразовательные дисциплины, словесно воссоздать облик известных им учащихся {это задание учителя выполняли не на основе непосредственного восприятия определенных учащихся, а опираясь на представления памяти). Таким путем этой группой испытуемых были «нарисованы» «портреты» учеников 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го классов.
В описываемом опыте в облике школьника учителя наиболее ярко и прочно фиксировали компоненты, относящиеся к его экспрессии, характеризующие его речь, а также входящие в оформление внешности.
В описываемом опыте, воссоздавая  облик учащихся по памяти, испытуемые-учителя  крайне неполно, фрагментарно «рисовали» физический облик школьников, фамилии которых им были названы, и в то же время осанку, жестикуляцию, мимику они описывали в «портретах» почти с той же частотой, что и испытуемые-педагоги, которые воссоздали облик людей на основе восприятия, а походку, и особенно голос и речь, они фиксировали в «портретах» намного чаще, чем это делали непедагоги (походку — в три раза чаще, речь — больше, чем в восемь раз).
Говоря об учащемся, учителя  обычно ярко и верно вспоминали, насколько грамматически правильна его речь, насколько она интонационно выразительна, богат ли у ученика словарный запас, какие в его произношении имеются недостатки и пр.
В этом эксперименте на воссоздание по памяти облика учащихся у учителей проявилась также тенденция указывать в «порт ретах» на обычную для школьника манеру вести себя на уроке (55,8% «портретов»), говорить об его общей подвижности (44,3% «портретов»), оценивать соразмерность и точность его движений (10,7% «портретов»), отмечать типичное для данного школьника состояние костюма (59,9% «портретов»).
У лиц, занимающихся изобразительной деятельностью, наряду с установкой на обычное восприятие развивается установка на восприятие для целей изображения, которая в результате накопления опыта изобразительной деятельности может превратиться в устойчивую профессиональную установку.
Предлагалось студентам  III и IV курсов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина «нарисовать» «словесные портреты» своих товарищей {инструкция для них была точно такой же, как и для нерисующих испытуемых)3. Полученные в этом опыте «портреты» мы проанализировали точно так же, как анализировали «портреты», авторами которых были испытуемые-нехудожники. В результате появилась возможность прямо сравнить восприятие другого человека нерисующими испытуемыми, с одной стороны, и рисующими — с другой.
В зависимости от художественной специальности фиксирования указанных признаков, а также цвета в описываемой группе испытуемых распределились, как представлено на таблице 19.
В «нерисующей» группе испытуемых соотношение фиксированных ими признаков в облике воспринятых лиц было совершенно другим, а именно: форму они отметили в 12% случаев, пространственное положение — в 7,9 и пропорции — в 11,2%.
Эти цифры свидетельствуют о  том, что тенденция художников к точным оценкам положения изображаемого объекта в пространстве, к схватыванию его пропорций, формы отчетливо проявляется и при восприятии ими человека. Эти признаки для лиц, входящих в художественную группу, субъективно оказываются более важными, чем для тех, кто не рисует. Совершенно естественно, что в формирующемся у художников образе другого человека его пространственное положение, пропорции, форма имеют первостепенное значение, несут наибольшую сигнальную нагрузку.
Восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности. Следы его дают себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях.
Создавая устойчивый образ  и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать целесообразно.
Вывод: восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Как и прочие психические процессы, оно имеет познавательную и эмоционально-волевую стороны. Объем и степень достоверности информации о человеке, отражением которого является его восприятие, зависят от того, какими особенностями обладает, во-первых, воспринимаемый, во-вторых, воспринимающий человек. В-третьих, на них влияют условия, в которых человек воспринимает другого.
Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде.
Восприятие человеком  других людей включается в его  жизнь и вместе с ним претерпевает изменения. Но возможность изменения в восприятии человека человеком не исключает его относи-тельной устойчивости, соответствующей относительной устойчиво сти внешнего и внутреннего облика и образа поведения людей в жизни, связанных отчасти с относительным постоянством выполняемых каждым из них обязанностей в той среде и в то время, в которых мы привыкли их видеть. По этой причине в каждом человеке заключено побуждение к восприятию его с определенной точки зрения и к установлению к нему определенного отношения. Посредством слов, обозначающих воспринимаемого человека (художник, член бригады коммунистического труда, снайпер, стиляга, •капиталист и т. п.), в образ его, возникающий у другого, включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим этого человека субъектом.
ФОРМИРОВАНИЕ  ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Первое впечатление - Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в ,нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.
Первое впечатление  формируется как при специальном .намерении оценить 'человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого 'намерения.<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.